• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 369 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Каллеберг А. Экономическая социология. 2014. Т. 15. № 4. С. 11-19.

Интервью с Арне Каллебергом состоялось в рамках конференции  «Embeddedness and Beyond: Do Sociological Theories Meet Economic Realities?» («Укоренённость и за её пределами: объясняют ли социологи- ческие теории экономическую реальность?»), проходившей в Москве 25– 28 октября 2012 г. На этой конференции профессор Каллеберг представил  своё новое исследование «The Growth of Precarious Work: A Challenge for  Economic Sociology» («Рост ненадёжной занятости: вызов для экономиче- ской социологии»). Интервью провели Татьяна Карабчук и Андрей Шевчук,  старшие научные сотрудники ЛЭСИ Национального исследовательского  университета «Высшая школа экономики».  В интервью Арне Каллеберг рассказал, чем, на его взгляд, различаются тер- мины «защищённость на рынке труда» и «стабильность занятости», и  объяснил, почему более важно развести понятия «защищённость на рынке  труда» и «гарантия занятости». Профессор Каллеберг также объяснил  рост нестандартной занятости и поместил данный концепт в историче- ский контекст. При этом внимание профессора Каллеберга было сконцен- трировано на последствиях изменений в структуре трудовых отношений  для индивидов и для организаций. В качестве вклада в решение этой про- блемы Арне Каллеберг предлагает свою концепцию «безопасной гибкости».  Под этим концептом понимается метаполитика, призванная предоста- вить работодателям свободу для создания гибких форм занятости, но в  то же время защищающая интересы работников.  В заключение профессор Каллеберг обсудил свою недавно вышедшую книгу  «Good Jobs, Bad Jobs» («Хорошие работы, плохие работы») [Kalleberg 2011],  в которой рассматриваются проблемы усиления неравенства и поляриза- ции, выходящие за пределы экономических показателей и распространяю- щиеся также на неэкономические характеристики труда. А. Каллеберг  поделился с нами своими планами, в рамках которых будет продолжена  работа над изучением ненадёжной занятости, но уже в контексте срав- нительных международных исследований. Завершая интервью, профессор  Каллеберг порекомендовал наиболее интересные и релевантные книги, в ко- торых обсуждаются данные темы.

Добавлено: 29 октября 2014
Статья
Гусева А. Экономическая социология. 2011. Т. 12. № 5. С. 30-53.

В книге А. Гусевой «Входя в рынок кредитных карт в посткоммунистической России» рассматривается проблема создания спроса на абсолютно новый продукт на примере развития рынка кредитных карт в России. Исследование опирается на интервью и архивные данные, собранные в два этапа в Москве (Россия): с 1998 по 1999 г. и с 2003 по 2005 г. Автор приходит к выводу, что формирование российского рынка кредитных карт происходило под влиянием социалистического наследия. Эта зависимость от предшествующего пути российского рынка проявляется в том, что рыночные агенты, стараясь справиться с двумя источниками напряжения — неопределённостью и комплементарностью, — находят нетривиальные решения; важную роль в этом процессе также играют социальные сети. Здесь представлена первая глава книги «Архитектура рынков кредитных карт», в которой закладываются теоретические основы для эмпирического исследования.

Добавлено: 14 июля 2017
Статья
Гусева А. Экономическая социология. 2011. Т. 12. № 5. С. 30-53.

В книге А. Гусевой «Входя в красную зону: рождение рынка кредитных карт в посткоммунистической России» рассматривается проблема создания спроса на абсолютно новый продукт на примере развития рынка кредитных карт в России. Исследование опирается на интервью и архивные данные, собранные в два этапа в Москве (Россия): с 1998 по 1999 г. и с 2003 по 2005 г. Автор приходит к выводу, что формирование российского рынка кредитных карт происходило под влиянием социалистического наследия. Эта зависимость от предшествующего пути российского рынка проявляется в том, что рыночные агенты, стараясь справиться с двумя источниками напряжения — неопределённостью и комплементарностью,  — находят нетривиальные решения; важную роль в этом процессе также играют социальные сети. Здесь представлена первая глава книги «Архитектура рынков кредитных карт», в которой закладываются теоретические основы для эмпирического исследования.

Добавлено: 13 апреля 2013
Статья
Доморацкая Ю. В. Экономическая социология. 2012. Т. 13. № 1. С. 46-66.

На основе анализа данных «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения» (РМЭЗ) за 2006–2009 годы автором были выявлены три группы потребителей, различающиеся способом взаимодействия со сферой розничной торговли: осуществляющие покупки продуктов питания (1) исключительно в традиционных торговых объектах, (2) исключительно в современных торговых форматах или (3) их сочетающие. В статье предпринята попытка установить социальные и экономические факторы, которые оказывают значимое влияние на подобный выбор потребителями мест совершения покупок в условиях модернизации российского ритейла.

Добавлено: 27 августа 2012
Статья
Балабанова Е. С. Экономическая социология. 2000. Т. 1. № 2. С. 35-53.
Добавлено: 21 марта 2014
Статья
Конрой Н. В. Экономическая социология. 2015. Т. 16. № 5. С. 102-110.
Корай Чалишкан — один из первопроходцев направления, получившего название «социальные исследования финансов» (Social Studies of Finance — SSF). Как и его коллеги (Д. Маккензи, А. Преда, Д. Муньеса), К. Чалишкан не только живо воспринял идеи и риторику исследований науки и технологий (Science and Technology Studies — STS) и акторно-сетевой теории (Actor-Network Theory — ANT), но и вместе с М. Каллоном стал автором теоретического подхода к изучению процессов «экономизации» и «маркетизации». В рецензируемой книге, посвящённой глобальному рынку хлопка, исследователь утверждает, что понять рынок — значит показать, как и в каких формах на нём происходит «осуществление цены». Методологически рецензируемая книга представляет собой чрезвычайно интересный, хотя и противоречивый пример того, как к изучению глобальных рынков можно применить микрометоды и, в частности, «многоместную этнографию», необходимость которой в середине 1990-х гг. обосновывал антрополог Джордж Маркус. Чалишкан, чтобы показать работу глобального рынка, проводит читателя через семь «мест», последовательно раскрывая то, как на разных уровнях агенты, опираясь на исторически и культурно обусловленные «рыночные платформы» (социально-технические сети, знания и деньги), производят разные виды индикативной (протезной) и фактической цены. «Протез» как обозначение для цены, с оглядкой на которую агенты рынка договариваются о стоимости фактических сделок, является центральным и теоретически наиболее перспективным понятием книги, а приятным бонусом для читателя станет писательский талант автора, создавшего увлекательную, насыщенную экскурсами в историю ближневосточных неолиберальных реформ этнографию. Однако тот, кто надеется найти в книге практическое руководство по использованию «многоместной этнографии» в изучении глобальных рынков, возможно, будет немного разочарован: о работе нового метода Чалишкан задаёт больше вопросов, чем даёт ответов.
Добавлено: 2 декабря 2015
Статья
Караева О. С., Камальдинова Л. Р. Экономическая социология. 2011. Т. 12. № 3. С. 106-126.
В данной работе появление генетически модифицированных продуктов, а также практики маркировать товары лейблом «Не содержит ГМО!» рассматриваются как критический момент в истории российского потребительского рынка. Введение в массовое потребление продуктов, произведённых с использованием технологий генной инженерии, представляет собой противоречивый процесс, поскольку безопасность ГМ-компонентов для здоровья человека пока не доказана. В связи с этим особый интерес представляют позиции основных акторов рынка относительно внедрения генетически модифицированных продуктов в условиях неопределённости их последствий. Работа основана на данных полуформализованных интервью с представителями восьми компаний-производителей и количественного опроса москвичей, дополненных результатами экспертных интервью с врачами. В качестве общего подхода используется экономическая теория конвенций.
Добавлено: 30 августа 2012
Статья
Старк Д. Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 1. С. 57-89.
Добавлено: 2 июня 2009
Статья
Чепуренко А. Ю. Экономическая социология. 2019. Т. 20. № 4. С. 39-69.

В статье на основе релевантной отечественной и зарубежной литературы, в русле институционального подхода к определению и анализу причин и практик неформального предпринимательства в современной России и на данных проведённого автором лонгитюдного исследования 13 стартапов и малых предпринимателей (Москва, 2013–2015 гг., 36 интервью) рассматриваются следующие вопросы: (1) есть ли какие-то отличия в характере отношений собственности в тех бизнесах, которые ведутся частично или преимущественно неформально, от описанных в академической литературе классических отношений собственности в предпринимательских фирмах? (2 ) почему некоторые виды деятельности малого предпринимательства располагают к неформальным практикам? (3) какую роль в решении предпринимателей вести свою деятельность неформально играет взаимодействие с государственными контрольно-надзорными и правоохранительными органами и каковы здесь возможные альтернативы? (4) каковы сравнительные выгоды и риски и (или) ограничения неформальной предпринимательской деятельности?(5) связаны ли между собой — и как — мотивация к предпринимательской деятельности и склонность к неформальным видам активности в бизнесе? Основные выводы статьи заключаются в том, что важной причиной неформальности в микро- и малом бизнесе является диффузная структура отношений собственности, которая представляет собой гибридную (промежуточную) форму между рынком и фирмой. Предложена авторская типология предпринимателей, основанная на различных вариантах сочетания мотивации к ведению предпринимательской деятельности и уровня формализации последней. В результате выделены четыре идеальных типа предпринимателей — «звёзды», «не любящие рутины», «простаки» и «маргиналы». Два последних и являются основными акторами неформальной предпринимательской активности, ведущейся легально зарегистрированными фирмами, и полностью неформального предпринимательства. В статье даются некоторые практические рекомендации относительно возможностей сокращения неформальных предпринимательских практик, основанные в том числе на понимании различия между указанными идеальными типами предпринимателей.

Добавлено: 1 октября 2019
Статья
Капелюшников Р. И. Экономическая социология. 2018. Т. 19. № 3. С. 25-49.

Статья представляет собой первую часть работы, посвященной критическому анализу дискурсивных методов, использованных великим немецким социологом Максом Вебером в его классическом труде о взаимосвязи между экономикой и религией «Протестантская этика и дух капитализма» (1904–1905). Подробно анализируется место «современного» (рационального) капитализма в разработанной Вебером общей классификации форм организации экономической деятельности и выявляются его принципиальные отличия от иных разновидностей капитализма, известных экономической истории, — «политического», «грабительского» и «авантюристического». Одна из сквозных тем работы — соотношение ключевых для Вебера концептов «протестантской этики» и «духа капитализма». Автор показывает, насколько далеки от представлений самого Вебера многочисленные ложные интерпретации, предлагавшиеся практически всеми комментаторами «Протестантской этики». Специальный раздел посвящен особенностям веберовской богословской экзегезы. Ключевой для неё автор считает идею «психологической премии», которую приверженцам аскетического протестантизма должен был, согласно Веберу, обеспечивать успех в мирских делах, поскольку он воспринимался ими как свидетельство их избранности, освобождая от мук, связанных с непостижимостью Божьего замысла. Именно этим Вебер объяснял то, каким образом протестантизм смог стать «мотором» современного капитализма. Однако веберовская экзегеза была подвергнута развёрнутой критике со стороны канадского социолога Р. Маккиннона, по мнению которого теологические изыскания Вебера практически полностью несостоятельны. С контркритикой выступил известный американский социолог Д. Зарет. Оценивая аргументы сторон в этой дискуссии, автор статьи приходит к выводу, что позиция антивеберианцев выглядит более убедительно. Веберовскую экзегезу религиозных текстов следует признать ошибочной как минимум частично и как максимум полностью. В результате центральный Тезис «Протестантской этики» о протестантизме как стартовой площадке современного капитализма лишается какой-либо реальной поведенческой основы.

Добавлено: 8 октября 2018
Статья
Капелюшников Р. И. Экономическая социология. 2018. Т. 19. № 4. С. 12-42.

Статья представляет собой вторую часть работы, посвящённой критическому анализу дискурсивных методов, использованных великим немецким социологом Максом Вебером в его классическом труде о взаимосвязи между экономикой и религией «Протестантская этика и дух капитализма» (1904–1905). Как известно, в качестве эмпирического подтверждения своего Тезиса Вебер ссылался на расчёты М. Оффенбахера о распределении учащихся разных деноминаций между классическими гимназиями и реальными училищами в немецкой земле Баден в конце XIX века. Из этих расчётов следовало, что выходцы из протестантских семей предпочитают образование «рыночного» типа, тогда как выходцы из католических семей — «нерыночного». Однако этот вывод покоится на арифметической ошибке, при устранении которой различия в образовательных предпочтениях протестантов и католиков, а значит, и в их трудовой этике, исчезают. Анализ показывает также, что «протестантская этика» в трактовке Вебера отличается глубоким внутренним дуализмом: де-факто один тип этики без каких-либо объяснений приписывается работникам и совершенно другой — предпринимателям. Особое место в «Протестантской этике» занимает обсуждение жизненного пути и идей Б. Франклина, которому Вебер отводил роль архетипического носителя «духа капитализма». Однако, как показывают исследователи творчества Франклина, это карикатурное изображение очень далеко от реальности. Ещё более серьёзная проблема связана с тем, что общая объяснительная схема Вебера не согласуется с данными исторической статистики: она предполагает, что благодаря распространению в Англии «духа капитализма» накопление капитала в XVII–XVIII веках должно было идти в этой стране опережающими темпами, тогда как в действительности норма сбережений в Англии была в этот период намного ниже, чем в других странах Западной Европы. Наконец, современные попытки тестировать Тезис Вебера с использованием новейших эконометрических методов приводят, как правило, к отрицательным для него результатам. Общий итог выглядит не слишком утешительно: веберовская экзегеза религиозных текстов является ошибочной как минимум частично и как максимум полностью; утверждение Вебера о намного большей экономической успешности протестантов эмпирически не подтверждается; концепция «духа капитализма» содержит неустранимые внутренние противоречия; портрет Б. Франклина, нарисованный в «Протестантской этике», не имеет почти ничего общего с оригиналом; веберовское объяснение сверхбыстрого накопления капитала на родине капитализма — в Англии отсылает к реально не существовавшему феноме ну; результаты современных эмпирических исследований в целом неблагоприятны для веберовского Тезиса. Однако идея Вебера о рождении «духа капитализма» из протестантской этики обладает такой гипнотической властью над умами людей, что фантомы «протестантской этики» и «духа капитализма» ещё долго будут тревожить сознание исследователей и разгуливать по страницам массмедиа.

Добавлено: 8 октября 2018
Статья
Барсукова С. Ю. Экономическая социология. 2012. Т. 13. № 1. С. 86-97.

Рецензия на книгу: Волков В. В. 2012. Силовое предпринимательство, XXI век: экономико-социологический анализ. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Добавлено: 27 августа 2012
Статья
Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 4.
Добавлено: 21 октября 2009
Статья
Маркин М. Е. Экономическая социология. 2010. Т. 11. № 5. С. 151-156.

Рецензия на книгу: Феррацци К. Никогда не ешьте в одиночку и другие правила нетворкинга (М.: Манн, Иванов и Фербер, 2009).

Добавлено: 18 января 2016
Статья
Маркин М. Е. Экономическая социология. 2010. Т. 11. № 5. С. 151-156.

Рецензия на книгу: Феррацци К. Никогда не ешьте в одиночку и другие правила нетворкинга (М.: Манн, Иванов и Фербер, 2009).

Добавлено: 31 августа 2012
Статья
Бердышева Е. С. Экономическая социология. 2015. Т. 16. № 4. С. 118-130.

Рецензия на книгу: Beckert J., Musselin C. (eds) 2013. Constructing Quality. The Classification of Goods in Markets. New York: Oxford University Press. 342 p.

Рецензия посвящена сборнику статей под редакцией Й. Беккерта и К. Мюсселен «Constructing Quality. The Classification of Goods in Markets» («Конструирование качества. Классификация благ на рынках»), который вышел в 2013 г. Это издание, фокусирующее внимание на процессах социального конструирования критериев качественности рыночных благ на современных потребительских рынках, призвано внести вклад в корпус исследований, посвящённых механизмам оценивания, классификации, соизмерения (запрос на которые в современном обществе с характерным для него нарастанием калькулятивности и менеджериализма предъявляется в самых разных социальных областях). Рецензия освещает основные вопросы, актуализируемые в этом тематическом поле, и, конечно, ответы на них, нащупанные авторами статей сборника. Таким образом, отзыв на книгу предлагает читателю задуматься о том, как социальные ценности переводятся в категории рынка и какие акторы этому способствуют, с помощью каких инструментов стабилизируются представления о критериях качества, где скрыты условия доверия к ним, из-за чего могут возникать разночтения и как они могут быть преодолены и т. д. Лейтмотивом и сборника, и ре- цензии на него является мысль о подвижности, поливалентности кате- гории качества рыночных благ. Eё трактовки зачастую множественны и зависят как от типа блага, степени его социальной нагруженности, так и от институциональной и социокультурной среды рынка, не говоря уже о ценностных установках и структурных позициях оценивающих субъектов. Качество рыночных благ интересует социологов не как практическая про- блема, а как ещё один ракурс, позволяющий увидеть механику социального порядка рынка в действии. За рыночным консенсусом по поводу качества обмениваемого на деньги товара скрываются как соблюдение типичных для данного исторического периода социальных норм, так и следование принципу паритета сторон, то есть обоюдного признания продавцом и покупателем справедливости рыночной сделки. В таком ракурсе кажущийся частным вопрос о способах формирования социальных установок относительно критериев качества рыночных товаров обретает почётное место в ряду дилемм, проблематизирующих функционирование и воспроизводство современных потребительских рынков.

 

Добавлено: 15 октября 2015
Статья
Лисова Е. В. Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 2. С. 56-65.

В работе рассматривается феномен дауншифтинга – резкого добровольного изменения социального статуса в сторону (предположительно) его понижения, отказа от конвенциональных благ, престижа в пользу индивидуально комфортного образа жизни. Предпринята попытка встроить данное явление в существующие классификации и описать группу «дауншифтеров» на основе стратификационных критериев.

Добавлено: 11 апреля 2013
Статья
Поплавская А. А. Экономическая социология. 2017. Т. 18. № 4. С. 175-187.

Книга Бенджамина Снайдера «The Disrupted Workplace: Time and the Moral Order of Flexible Capitalism» («Дезорганизованное рабочее место: временной и моральный порядки гибкого капитализма») посвящена вопросу субъективного восприятия временных затрат на трудовую деятельность работниками современной системы гибкого капитализма. В книге автор описывает два противоположных типа восприятия времени: (1) количественное, выраженное в желании придерживаться чётких расписаний и планов, и (2) качественное, проявляющееся в умении быстро реагировать на внешние изменения и быть в постоянной готовности действовать. Первый тип остаётся для автора эталонным, однако всё реже встречающимся на рынке. Второй тип является современным и более распространённым среди работников, хотя имеет существенные недостатки. Интервью с тремя группами респондентов — финансовыми аналитиками, водителями-частниками и высококвалифицированными работниками, ставшими безработными, — подтверждают подобные выводы. Действительно, работа в США представляет собою неорганизованный, хаотичный, небезопасный, не подчиняющийся линейным законам мир, где работник пытается подстроиться под текущую ситуацию, не строит долгосрочных планов на будущее, не является стратегом, хотя отчасти верит в то, что его трудовой режим является гибким, а он сам становится свободнее и предприимчивее в подобных условиях. Ситуация, по мнению автора, обманчива: «игры с работой» заставляют работника жертвовать здоровьем, личной жизнью, порой даже своими правами на труд и достойный заработок. Безостановочно получая и выполняя различные задания (в случае с финансистами и водителями) или находясь в непрерывном поиске работы (в случае с безработными), человек не имеет возможности восстановить свои физические, моральные, психологические силы и критически осмыслить современную систему гибкого капитализма и своё место в ней. Оправдывая постоянные изменения и десинхронизованный жизненный ритм уходом от монотонности, скуки и рутинности труда на микроуровне, на макроуровне мы получаем новые формы неравенства, где высококвалифицированные специалисты подвергаются безработице наравне с низкоквалифицированными, а проблемы гарантий занятости усугубляются: работа становится нерегулярной и непредсказуемой, переработка и лояльность фирме и (или) профессии порою также не способствуют постоянной занятости.

Добавлено: 23 ноября 2017
Статья
Павлов И. А. Экономическая социология. 2017. Т. 18. № 3. С. 145-151.

В рамках работы XVIII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, которая традиционно прошла в Высшей школе экономики, 11 и 12 апреля 2017 г. была проведена секция «Демография и рынки труда». В первый день состоялись сессии, посвящённые проблемам учёта и методам анализа данных о населении, мигрантам в современной России и их интеграции в экономику и применению майнинга данных [1] для решения содержательных демографических задач. Во второй день обсуждались вопросы, касающиеся субъективного благополучия работников, безработицы, нынешних конъюнктур международных и региональных рынков труда и институционального влияния на них. С докладами выступили: Б. Рао и П. Синх из Индийского института тех- нологий Рурки, А. В. Сулаберидзе (Государственный университет Ильи, Грузия), С. С. Бирюкова, Е. Г. Варданян, Н. Д. Воронина, Д. К. Гиздатуллин, Д. И. Игнатов, Е. С. Митрофанова, А. А. Муратова, Е. К. Папанова, Е. Ю. Полякова, А. Н. Резяпова, Е. Л. Сороко, Д. О. Стребков и А. В. Шевчук (все из Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» — НИУ ВШЭ), И. И. Казенин и Ю. Ф. Флоринская из Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Т. В. Блинова, К. А. Доронина, П. Е. Сушко из Российской академии наук (РАН) и М. А. Гильтман (Тюменский государственный университет — ТюмГУ). Хотелось бы отметить, что присутствовали на сессиях и выступили дискуссантами признанные отечественные эксперты в области экономики труда, демографии и математики: А. Г. Вишневский, В. Е. Гимпельсон, М. Б. Денисенко, Р. И. Капелюшников, А. А. Макаров, Н. В. Мкртчян, С. Ю. Рощин, Л. И. Смирных и другие. Ключевые слова: демография; экономика труда; рынки труда; безработица; миграция; анализ данных.

Добавлено: 11 июля 2017
Статья
Ибрагимова Д. Х. Экономическая социология. 2016. Т. 17. № 2. С. 116-145.

В многочисленной литературе, посвященной анализу процессов, образующих триаду «деньги — власть — неравенство», понятию «власть» отводится основная роль, что с причинно-следственной точки зрения объяснимо и закономерно. Если же субъектом изучения является семья (домохозяйство), то исследование указанных процессов дополняется (осложняется) тем, что в них всегда участвуют представители разного пола, как биологического, так и социально-культурного (гендера). А большинство исследователей, занимающихся гендерной проблематикой, солидарны в том, что гендерные отношения — это отношения власти. В чем состоит специфика семейных властных отношений и как они взаимосвязаны с управлением деньгами? Поиску ответа на этот вопрос посвящена данная статья, цель которой состоит в определении основных направлений исследований, связанных не только с концептуализацией указанных понятий, но и частично с их эмпирической операционализацией. В первой части обзора рассматриваются модели власти, предложенные С. Льюксом, М. Фуко, П. Бурдьё, обсуждаются вопросы, связанные с дефинициями понятия «финансовая власть», и способы ее операционализации применительно к семейным отношениям. Во второй части рассматриваются экономические и социологические концепции, которые выявляют и объясняют детерминанты властных отношений. Третья часть статьи посвящена анализу происходящих ныне изменений в гендерном порядке и их возможном влиянии на композицию властных функций в семье.

 

Добавлено: 5 апреля 2016
Статья
Шестаков Д. Е. Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 4. С. 92-99.
Добавлено: 10 декабря 2009