• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 85 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Поддьяков А. Н. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2012. № 2 (22).
Проведен анализ отношения позитивной психологии к проблеме преднамеренно совершаемого зла, в том числе анализ одного из ключевых тезисов позитивной психологии, что «негативная психология» уделяет изучению зла слишком много внимания. Показано, что позитивные психологи либо действительно имеют, либо пытаются создать у читателя представления о мире настолько дружественном, что у его представителей нет сколько-нибудь значимых злых намерений, которые необходимо было бы учитывать в практике позитивного отношения к миру и позитивного мышления. В этих условиях одна из самых достойных целей – самосовершенствование и усиление своих позитивных ощущений: при всеобщем следовании этой стратегии человечество придет к праведности, всемогуществу и всеведению. Анализ этих положений показывает, что массовая позитивная психология возможна лишь в благополучном и хорошо защищенном обществе, важной массовой стратегий которого является умолчание о ситуациях серьезного социального неблагополучия, а в случаях столкновения с ними предлагаются стратегии внутренней работы со своим психологическим состоянием, не предполагающие практической деятельности по противодействия злу. Фактически эта позиция может оказываться аморальной, несмотря на декларативные призывы позитивной психологии к гражданственности и альтруизму.
Добавлено: 26 июня 2012
Статья
Пермогорский М. С., Поддьяков А. Н. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2014. Т. 7. № 37. С. 1-1.

Рассматривается понимание отношений транзитивности-нетранзитивности превосходства (всегда ли, если первое превосходит второе по определенному признаку, а второе превосходит третье, то первое превосходит третье по указанному признаку) и овладение этими отношениями. Обосновывается тезис, что опора на правило транзитивности как на аксиому и использование в обучении только тех объектов и ситуаций, на которые распространяется это правило, может формировать у учащихся ложные представления о его универсальности. Это может приводить к ошибочным умозаключениям о превосходстве в ситуациях сравнения объектов, объективно находящихся в нетранзитивных (циклических) отношениях превосходства (по принципу «камень-ножницы-бумага»). Констатируется асимметрия учебных разработок в данной области, и описываются учебные задания и «нетранзитивные» объекты, призванные компенсировать эту асимметрию.

Добавлено: 3 ноября 2014
Статья
Леонтьев Д. А., Сучков Д. Д. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2015. Т. 6.

Рассматривается процесс постановки и достижения целей, а также их содержание, в структуре факторов психологического благополучия. Представлен обзор ряда западных эмпирических исследований, направленных на изучение данной взаимосвязи, в первую очередь в рамках теории самодетерминации (ТСД). Вводятся понятия внутренних и внешних целей. Показана роль универсальных базовых потребностей в процессе целеполагания. Описывается мини-теория содержания целей. Вводится понятие конкордантности цели в концепции К. Шелдона, как предиктора ее эффективного достижения и фактора субъективного благополучия.

Добавлено: 22 октября 2015
Статья
Панкратова А. А., Люсин Д. В. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2016. Т. 9. № 48.

Описываются две версии методики DRAI (Display Rule Assessment Inventory) Д.Мацумото и русскоязычная модификация этой методики  А.А.Панкратовой с возможными способами обработки сырых данных. Cравнение представителей русской и азербайджанской культур по максимально обобщенным показателям методики показало, что: 1) азербайджанцы в меньшей степени проявляют свои эмоции (как наедине, так и в присутствии других), по сравнению с русскими; 2) азербайджанцы используют разные стратегии сокрытия своего истинного эмоционального состояния по отношению ко всем эмоциям, русские проявляют все свои эмоции,  за исключением презрения и отвращения; 3) азербайджанцы в большей степени проявляют отрицательные эмоции вне группы (со знакомым), русские – внутри группы (с близким другом). Полученные результаты согласуются с закономерностями о связи индивидуализма-коллективизма культуры с уровнем проявления эмоций, которые установлены в рамках кросс-культурных проектов Д. Мацумото.

Добавлено: 7 сентября 2016
Статья
Медведева Т. И., Ениколопова Е. В., Зинченко О. О. и др. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2015. Т. 8. № 43. С. 10-12.

Анализируется способность здоровых людей принимать решения, основанные на механизме эмоционального научения (гипотеза соматических маркеров Дамасио). Оценивается связь этого механизма с пониманием эмоционально значимых ситуаций из реальной жизни, использованием эмоций для регуляции деятельности. Рассматривается зависимость эмоционального научения от параметров регуляторных функций. Анализируется влияние склонности к риску и импульсивности на принятие решений. Использованы методики: «Игровая задача» (IGT), тест на эмоциональный интеллект MSCEIT, Висконсинский тест сортировки карточек (WCST), Словесно-цветовой интерференционный тест (D-KEFS Color-Word Interference Test), Шкала импульсивности Барратта BIS-11, опросник «Импульсивность 7» (I7). Всего в исследовании приняли участие 95 человек. Показана связь принятия решений в неопределенной ситуации, оцениваемого с помощью «Игровой задачи» (IGT), с эмоциональными процессамиПоказано, что снижение таких показателей регуляторных функций, как подавление нерелевантных ответов и контроль результата собственного действия, связаны со снижением способности к принятию решений в неопределенной ситуации. Личностные особенности (интерес к решению сложных задач и нацеленность в будущее) связаны с лучшим принятием решений в неопределенной ситуации. У людей, склонных к рискованному поведению, позже наступает обучение на основе эмоционального опыта. Высокий уровень способности к планированию и самоконтролю связан с особенностями основанного на эмоциях принятия решений.

Добавлено: 14 ноября 2015
Статья
Белинская Е. П. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010. Т. 6. № 14.

Рассматриваются основные принципы анализа природы человека и общества в русской социологии конца ХIХ – начала ХХ столетия; раскрываются взаимосвязи и взаимовлияние российской и французской социологических школ. Выявлены методологические особенности и специфические черты русской социологической школы, проявляющиеся в «психологизации», концентрации исследований вокруг проблемы личности, рассматриваемой как целостная система, развивающаяся в процессе взаимодействия с окружающим социумом.  

Добавлено: 9 января 2014
Статья
Рассказова Е. И., Плужников И. В. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2013. Т. 6. № 28. С. 6.

В когнитивной теории А. Бека под когнитивным инсайтом подразумевается возможность оценки и коррекции ошибочных или несоответствующих ситуации убеждений и ложных интерпретаций. Данная работа посвящена разработке и апробации русскоязычной версии шкалы когнитивного инсайта. Было показано, что русскоязычная версия шкалы когнитивного инсайта полностью соответствует англоязычной версии в отношении надежности-согласованности и внутренней структуры пунктов, а также характеризуется высокой ретестовой надежностью. Внешняя валидность методики подтверждается корреляционным анализом с выраженностью психопатологической симптоматики, поиском социальной поддержки, рефлексивностью и жизнестойкостью. Уровень когнитивного инсайта позволяет независимо от выраженности психопатологической симптоматики предсказать готовность обращения за психотерапевтической помощью.

Добавлено: 22 ноября 2013
Статья
Рассказова Е. И., Плужников И. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2013. Т. 6. № 28.

В когнитивной теории А.Бека под когнитивным инсайтом подразумевается возможность оценки и коррекции ошибочных или не соответствующих ситуации убеждений и ложных интерпретаций. Данная работа посвящена разработке и апробации русскоязычной версии шкалы когнитивного инсайта. Выборка: 1029 человек в возрасте от 16 до 77 лет. Показано, что русскоязычная версия шкалы когнитивного инсайта полностью соответствует англоязычной версии в отношении надежности-согласованности и внутренней структуры пунктов, а также характеризуется высокой ретестовой надежностью. Внешняя валидность методики подтверждается значимыми связями уровня когнитивного инсайта с выраженностью психопатологической симптоматики, поиском социальной поддержки, рефлексивностью и жизнестойкостью. По результатам регрессионного анализа уровень когнитивного инсайта позволяет независимо от выраженности психопатологической симптоматики предсказать готовность обращения за психотерапевтической помощью.

Добавлено: 7 октября 2013
Статья
Микадзе Ю. В., Козинцева Е. Г., Скворцов А. А. и др. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2011. № 5.

Аналитико-теоретический обзор истории развития зарубежных нейропсихологических взглядов на строение функции письма и природу аграфии. Первая часть статьи посвящена наиболее ранним концепциям (К.Вернике и Л.Лихтгейм, А.Лейшнер, А.Питр, Т.Лайн и Р.Мартил, Ф.Чедру и Н.Гешвинд). С позиций отечественной нейропсихологии анализ ведется по двум параметрам, характеризующим системное строение психической функции. Первый параметр – внутреннее компонентное строение письма (признается функция письма неделимой либо состоящей из ряда компонентов). Второй параметр – межфункциональные связи между письмом и другими функциями (является ли письмо отдельной независимой функцией или состоит из общих с другими функциями компонентов). Согласно устоявшейся в отечественной нейропсихологии точке зрения логика изучения психических процессов в западной нейропсихологии осуществляется в рамках концепции узкого локализационизма. Однако выявлено, что в большинстве рассматриваемых концепций присутствуют представления о письме как о функции, во-первых, имеющей сложное многокомпонентное строение, во-вторых, содержащей звенья, общие с другими психическими функциями, что обеспечивает межфункциональное взаимодействие.

Добавлено: 12 ноября 2012
Статья
Микадзе Ю. В., Козинцева Е. Г., Скворцов А. А. и др. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2012. № 1. С. 12.

Вторая часть теоретического обзора, посвященного истории развития зарубежных нейропсихологических взглядов на строение функции письма и природу аграфии. Представлены концепции Г.Хеда и К.Гольдштейна. С позиций отечественной нейропсихологии анализ ведется по двум параметрам, характеризующим системное строение психической функции. Первый параметр – внутреннее компонентное строение письма (признается функция письма неделимой либо состоящей из ряда компонентов). Второй параметр – межфункциональные связи между письмом и другими функциями (является ли письмо отдельной независимой функцией или состоит из общих с другими функциями компонентов). В теории К.Гольдштейна письмо рассматривается, с одной стороны, как многокомпонентная функция, с другой – как имеющая и специфические, и общие с другими психическими функциями звенья. Концепцию Г.Хеда затруднительно оценить с точки зрения выбранных параметров, поскольку автор выделяет уже не структурные компоненты устной или письменной речи, а, скорее, уровни языка. Таким образом, несмотря на устоявшееся в отечественной нейропсихологии мнение, выявлено, что в большинстве рассматриваемых теорий присутствуют представления о письме как о функции, имеющей многокомпонентное строение, распространены взгляды о межфункциональных связях письма с другими психическими функциями через общие звенья.

Добавлено: 27 сентября 2012
Статья
Поддьяков А. Н. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2015. Т. 8. № 40. С. 6.

Рассматриваются особенности обучения в условиях новизны, сложности, неопределенности. Вводится различение: а) способностей самостоятельно учиться в новых, только возникающих областях; б) способностей обучаться под чужим руководством, подчиняясь и следуя установленным извне требованиям и целям. Также вводится различение соответствующих педагогических способностей. Дан анализ подготовки обучаемых к уникальным ситуациям и трудностям. В заключительной части статьи показано, что помощь и помехи обучению со стороны других субъектов являются факторами, влияющими на сложность и непредсказуемость развития.

Добавлено: 5 мая 2015
Статья
Рассказова Е. И., Богомаз С. А., Дорфман Л. Я. и др. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2013. Т. 6. № 29. С. 2.

Данная работа посвящена сопоставлению второй версии методики MMPI и ее первой версии, а также существующих русскоязычных модификаций и описанию результатов первичной апробации методики. Явные преимущества второй версии выражаются в сопоставимости с оригиналом, надежности, валидности и репрезентативности полученных данных и дополнительном широком круге диагностических возможностей, открывающихся за счет включения контентных, дополнительных и реструктурированных шкал, а также дополнительных шкал оценки валидности. Апробация ведется в шести регионах России с центрами в Барнауле, Москве, Перми, Петропавловске-Камчатском, Твери и Томске с разрешения Миннесоттского университета. Нормативная выборка составляет 1254 человека (23% мужчин). Полученные результаты свидетельствуют о функциональной эквивалентности, а также - с некоторыми оговорками - метрической и шкальной эквивалентности русскоязычной версии MMPI-2 американскому оригиналу. Различия обусловлены большей склонностью российских испытуемых предъявлять жалобы и соглашаться с наличием психопатологической симптоматики, по сравнению с американскими гражданами. Эти особенности не зависели от пола и региона проживания испытуемых и были лишь в слабой степени связаны с возрастом. Мы предполагаем, что речь идет о специфике, связанной с влиянием культуры и принятых в культуре представлений, которые требуют дальнейших исследований.

Добавлено: 22 ноября 2013
Статья
Рассказова Е. И., Богомаз С., Дорфман Л. и др. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2013. Т. 6. № 29.

Данная работа посвящена сопоставлению второй версии методики MMPI и ее первой версии, а также существующих русскоязычных модификаций и описанию результатов первичной апробации методики. Явные преимущества второй версии выражаются в сопоставимости с оригиналом, надежности, валидности и репрезентативности полученных данных и дополнительном широком круге диагностических возможностей, открывающихся за счет включения контентных, дополнительных и реструктурированных шкал, а также дополнительных шкал оценки валидности. Апробация ведется в шести регионах России с центрами в Барнауле, Москве, Перми, Петропавловске-Камчатском, Твери и Томске с разрешения Миннесоттского университета. Нормативная выборка составляет 1254 человека (23% мужчин). Полученные результаты свидетельствуют о функциональной эквивалентности, а также - с некоторыми оговорками - метрической и шкальной эквивалентности русскоязычной версии MMPI-2 американскому оригиналу. Различия обусловлены большей склонностью российских испытуемых предъявлять жалобы и соглашаться с наличием психопатологической симптоматики, по сравнению с американскими гражданами. Эти особенности не зависели от пола и региона проживания испытуемых и были лишь в слабой степени связаны с возрастом. Мы предполагаем, что речь идет о специфике, связанной с влиянием культуры и принятых в культуре представлений, которые требуют дальнейших исследований.

Добавлено: 7 октября 2013
Статья
Осин Е. Н., Панкратова А. А., Люсин Д. В. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2016. Т. 9. № 47. С. 9.

Ответ на статью

Корнилова Т.В., Чумакова М.А., Гаджиева Г.И. Кросс­культурное исследование связей Темной Триады с эмоциональным интеллектом (на российской и азербайджанской выборках). Психологические исследования, 2016, 9(47), 9.

Добавлено: 8 декабря 2016
Статья
Емелин В., Рассказова Е. И., Тхостов А. Ш. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2012. № 2(22).

Выработка адекватных способов адаптации к масштабным технологическим изменения в современном информационном обществе требует разработки соответствующего методического инструментария оценки психологических последствий технического прогресса. Данная работа посвящена разработке и апробации скрининговой методики оценки изменения психологических границ при пользовании техническими средствами. По результатам психометрической проверки (N = 254), три версии методики (в отношении мобильного телефона, Интернета и компьютера) являются достаточно надежными инструментами, оценивающими степень психологической зависимости от технического средства, изменение психологических границ и формирование новых потребностей. Подтверждена конвергентная валидность методик. Факторная структура методик соответствует теоретической модели.

Добавлено: 7 октября 2013
Статья
Леонтьев Д. А., Моспан А. Н., Митина О. В. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2019. Т. 12. № 63. С. 1-13.

Чувствительность к обратной связи (ЧОС) представляет индивидуально-психологическую переменную, которая играет важную роль в процессе саморегуляции. ЧОС выражает способность человека реагировать на успешность собственных действий и корректировать активность в соответствии с оценкой этой успешности. Цель данной работы – обоснование конструкта чувствительности к обратной связи, в частности разработка и валидизация одномерной психометрической шкалы диагностики ЧОС. В работе представлены результаты двух исследований, в которых эта шкала получила психометрическую апробацию. Выборку первого исследования составили студенты 1-го курса московских университетов (N = 199). Для конструктной валидизации шкалы были рассмотрены связи ЧОС со следующими параметрами психологического благополучия и мотивации: типы мотивационной регуляции (автономный и контролируемый), показатель потока в учебной / профессиональной деятельности, стиль объяснения успехов и неудач, субъективная удовлетворенность жизнью, позитивные и негативные аффекты. Для того чтобы рассмотреть более специфические связи ЧОС с параметрами саморегуляции, было проведено второе исследование, выборку которого составили студенты 2–3-го курса филиала Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова в г.Ташкенте (N = 104). В корреляционном анализе второго исследования использовались следующие параметры: контроль за действием в ситуациях неудачи, планирования и реализации; показатели опросника «Большая пятерка»; отношение личности к своему опыту. Незначительная коррекция первой рабочей версии шкалы (исключение одного пункта) свидетельствует о том, что шкала консистентна, ее баллы имеют нормальное распределение. Согласно полученным результатам шкала ЧОС имеет значимую связь с несколькими мерами психологического благополучия, а также рядом параметров саморегуляции. Представленные результаты позволяют использовать шкалу ЧОС как полезный инструмент для решения задач научных исследований и прикладной диагностики.

Добавлено: 26 октября 2019
Статья
Рассказова Е. И., Богомаз С., Дорфман Л. Я. и др. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2014. Т. 7. № 38. С. 4.

Традиционно в исследованиях роли социокультурных факторов в формировании особенностей личности эти факторы операционализируются на макроуровне: как расовая, этническая, национальная принадлежность, страна проживания, не позволяя учесть региональных и локальных особенностей, которые особенно характерны для таких стран, как Россия. Целью данного исследования было выявление влияния города и региона проживания (как непосредственного, так и опосредствованного полом и возрастом испытуемых) на стратегии ответа на пункты методики и личностные особенности испытуемых. Были проанализированы данные, полученные при апробации второй версии методики Миннесотского мультифазного исследования личности (MMPI-2) на выборке из 1237 человек в шести городах России (Барнаул, Москва, Пермь, Петропавловск-Камчатский, Тверь, Томск). Согласно полученным результатам, при инвариантной структуре личности на максимально обобщенном уровне анализа можно выделить как специфические для России, так и специфические для города проживания особенности. При этом основные региональные и локальные эффекты опосредствуются полом и возрастом, что позволяет выделить «зоны» особого интереса для дальнейших исследований. Сюда относятся, в частности, возрастная группа 25–39 лет в Перми, для которой характерны высокий уровень аггравации и психопатии; девушки моложе 25 лет в Петропавловске-Камчатском, у которых показатели депрессии и истерии значительно ниже, чем в других возрастных группах в этом городе и других городах. Не менее интересный вопрос касается психологических причин уплощения гендерных различий по шкалам ипохондрии, депрессии, истерии, психастении, социальной интроверсии в Москве и Петропавловске-Камчатском. Данные обсуждаются как с точки зрения влияния социально-экономических факторов жизни в разных городах, так и необходимости установления социально-психологического содержания полученных эффектов.

Добавлено: 22 октября 2016
Статья
Рассказова Е. И., Богомаз С. А., Дорфман Л. Я. и др. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2014. Т. 7. № 38. С. 4-4.

Традиционно в исследованиях роли социокультурных факторов в формировании особенностей личности эти факторы операционализируются на макроуровне: как расовая, этническая, национальная принадлежность, страна проживания, не позволяя учесть региональных и локальных особенностей, которые особенно характерны для таких стран, как Россия. Целью данного исследования было выявление влияния города и региона проживания (как непосредственного, так и опосредствованного полом и возрастом испытуемых) на стратегии ответа на пункты методики и личностные особенности испытуемых. Были проанализированы данные, полученные при апробации второй версии методики Миннесотского мультифазного исследования личности (MMPI-2) на выборке из 1237 человек в шести городах России (Барнаул, Москва, Пермь, Петропавловск-Камчатский, Тверь, Томск). Согласно полученным результатам, при инвариантной структуре личности на максимально обобщенном уровне анализа можно выделить как специфические для России, так и специфические для города проживания особенности. При этом основные региональные и локальные эффекты опосредствуются полом и возрастом, что позволяет выделить «зоны» особого интереса для дальнейших исследований. Сюда относятся, в частности, возрастная группа 25–39 лет в Перми, для которой характерны высокий уровень аггравации и психопатии; девушки моложе 25 лет в Петропавловске-Камчатском, у которых показатели депрессии и истерии значительно ниже, чем в других возрастных группах в этом городе и других городах. Не менее интересный вопрос касается психологических причин уплощения гендерных различий по шкалам ипохондрии, депрессии, истерии, психастении, социальной интроверсии в Москве и Петропавловске-Камчатском. Данные обсуждаются как с точки зрения влияния социально-экономических факторов жизни в разных городах, так и необходимости установления социально-психологического содержания полученных эффектов.

Добавлено: 14 июля 2015
Статья
Корниенко Д. С. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2011. № 1(15).
Добавлено: 13 декабря 2011
Статья
Котов А. А., Дагаев Н. И. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2013. Т. 6. № 29.

Эффект понятийной гибкости – включение в понятие признаков, нерелевантных для формируемой категории, и дальнейшее оперирование ими в случае необходимости. Как показали предыдущие исследования, эффект понятийной гибкости возникает в задачах на вывод признака и не возникает в задачах на классификацию. В последнем случае внимание к признакам объекта становится слишком сфокусированным на одном признаке. В настоящем исследовании на выборке студентов (N = 60) проверялась гипотеза о том, что эффект понятийной гибкости может возникать в задачах на классификацию, если в качестве стимульного материала используются объекты, признаки которых имеют функциональные связи и могут быть соотнесены с семантическими знаниями испытуемого.

Добавлено: 21 июля 2013
Статья
Новикова М. А., Корнилова Т. В. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2012. Т. 5. № 23.

Анализируются теоретические предпосылки рассмотрения самооценки интеллекта как многомерной структуры, включенной в систему связей с личностными чертами и психометрическим интеллектом. По данным обследования студенческих выборок (N = 496) строится эмпирическая модель, в которой самооценка интеллекта выступает промежуточной латентной переменной между латентными переменными (факторами) психометрического интеллекта и принятия неопределенности. Также представлена эмпирическая структурная модель, объединяющая самооценку интеллекта с латентными переменными психометрического интеллекта и академической успеваемости. Полученные данные свидетельствуют о значимо более высокой самооценке интеллекта мужчинами в сравнении с женщинами.

Добавлено: 3 октября 2017