• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 90 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Антонова Н. В. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2017. Т. 10. № 53. С. 9.

Анализируются особенности самоопределения на различных этапах профессионального развития. Выделены этапы профессионального развития в соответствии с классификацией Е.А.Климова, разработана методика оценки этапа профессионального развития. В качестве показателей особенностей самоопределения рассматриваются ценностно-мотивационный комплекс и тип профессиональной идентичности. В целом динамика профессионального развития коррелирует с возрастом, стажем и карьерным развитием. Показано, что процессы самоопределения нелинейно связаны с этапами профессионального развития: наиболее высокий уровень внутренней мотивации наблюдается на стадии «интернала», а не «наставника»; не подтвердилась гипотеза о доминировании достигнутого типа идентичности на высших этапах профессионального развития. В то же время обнаружено, что у людей, находящихся на этапах «наставник» и «авторитет», оказался выражен статус псевдоидентичности, а на этапе «мастер» – статус диффузной идентичности, что не согласуется с теоретической моделью и может свидетельствовать о негативных тенденциях личностного и профессионального развития. Достигнутая позитивная идентичность не доминирует ни на одном из этапов. Ценности самоутверждения наиболее выражены на ранних этапах профессионального развития, однако их значимость также повышается на этапе «наставник». Гипотеза о преобладании ценностей профессиональной самореализации на высших этапах профессионального развития не подтвердилась. Сделан вывод о необходимости модификации типологии этапов профессионального развития в соответствии с особенностями профессионализации в современном мире и дальнейшего исследования факторов профессиональной деформации на поздних этапах профессионального развития. Полученные результаты могут быть использованы в профориентационном и карьерном консультировании, а также при составлении программ оценки персонала.

Добавлено: 9 июля 2017
Статья
Панкратова А. А., Осин Е. Н., Люсин Д. В. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2013. Т. 6. № 31. С. 11.

Проверяется психометрическая эквивалентность русскоязычного опросника ЭмИн (Д.В.Люсин), направленного на диагностику  эмоционального интеллекта, на выборках респондентов из России (n = 275) и Азербайжана (n = 275). С помощью эксплораторного факторного анализа на объединённой выборке была установлена четырехфакторная структура опросника: понимание своих эмоций, управление своими эмоциями, понимание эмоций других людей, управление эмоциями других людей. Конфирматорный факторный анализ показал, что выполняется требование сильной эквивалентности (равенство факторных нагрузок и остаточных средних), позволяющее сопоставлять средние баллы по шкалам. Для россиян, по сравнению с азербайджанцами, характерны более высокие показатели по пониманию своих эмоций и управлению ими. Российские мужчины, в отличие от российских женщин, считают, что они лучше управляют своими эмоциями, не зависимо от возраста. Азербайджанские женщины, в отличие азербайджанских мужчин, считают, что они лучше понимают эмоции других людей (за исключением старшей возрастной группы). Полученные результаты обсуждаются в контексте различий российской и азербайджанской культур по таким ценностям как индивидуализм и маскулинность.

Добавлено: 30 сентября 2013
Статья
Поддьяков А. Н. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2012. № 2 (22).
Проведен анализ отношения позитивной психологии к проблеме преднамеренно совершаемого зла, в том числе анализ одного из ключевых тезисов позитивной психологии, что «негативная психология» уделяет изучению зла слишком много внимания. Показано, что позитивные психологи либо действительно имеют, либо пытаются создать у читателя представления о мире настолько дружественном, что у его представителей нет сколько-нибудь значимых злых намерений, которые необходимо было бы учитывать в практике позитивного отношения к миру и позитивного мышления. В этих условиях одна из самых достойных целей – самосовершенствование и усиление своих позитивных ощущений: при всеобщем следовании этой стратегии человечество придет к праведности, всемогуществу и всеведению. Анализ этих положений показывает, что массовая позитивная психология возможна лишь в благополучном и хорошо защищенном обществе, важной массовой стратегий которого является умолчание о ситуациях серьезного социального неблагополучия, а в случаях столкновения с ними предлагаются стратегии внутренней работы со своим психологическим состоянием, не предполагающие практической деятельности по противодействия злу. Фактически эта позиция может оказываться аморальной, несмотря на декларативные призывы позитивной психологии к гражданственности и альтруизму.
Добавлено: 26 июня 2012
Статья
Пермогорский М. С., Поддьяков А. Н. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2014. Т. 7. № 37. С. 1-1.

Рассматривается понимание отношений транзитивности-нетранзитивности превосходства (всегда ли, если первое превосходит второе по определенному признаку, а второе превосходит третье, то первое превосходит третье по указанному признаку) и овладение этими отношениями. Обосновывается тезис, что опора на правило транзитивности как на аксиому и использование в обучении только тех объектов и ситуаций, на которые распространяется это правило, может формировать у учащихся ложные представления о его универсальности. Это может приводить к ошибочным умозаключениям о превосходстве в ситуациях сравнения объектов, объективно находящихся в нетранзитивных (циклических) отношениях превосходства (по принципу «камень-ножницы-бумага»). Констатируется асимметрия учебных разработок в данной области, и описываются учебные задания и «нетранзитивные» объекты, призванные компенсировать эту асимметрию.

Добавлено: 3 ноября 2014
Статья
Леонтьев Д. А., Сучков Д. Д. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2015. Т. 6.

Рассматривается процесс постановки и достижения целей, а также их содержание, в структуре факторов психологического благополучия. Представлен обзор ряда западных эмпирических исследований, направленных на изучение данной взаимосвязи, в первую очередь в рамках теории самодетерминации (ТСД). Вводятся понятия внутренних и внешних целей. Показана роль универсальных базовых потребностей в процессе целеполагания. Описывается мини-теория содержания целей. Вводится понятие конкордантности цели в концепции К. Шелдона, как предиктора ее эффективного достижения и фактора субъективного благополучия.

Добавлено: 22 октября 2015
Статья
Панкратова А. А., Люсин Д. В. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2016. Т. 9. № 48.

Описываются две версии методики DRAI (Display Rule Assessment Inventory) Д.Мацумото и русскоязычная модификация этой методики  А.А.Панкратовой с возможными способами обработки сырых данных. Cравнение представителей русской и азербайджанской культур по максимально обобщенным показателям методики показало, что: 1) азербайджанцы в меньшей степени проявляют свои эмоции (как наедине, так и в присутствии других), по сравнению с русскими; 2) азербайджанцы используют разные стратегии сокрытия своего истинного эмоционального состояния по отношению ко всем эмоциям, русские проявляют все свои эмоции,  за исключением презрения и отвращения; 3) азербайджанцы в большей степени проявляют отрицательные эмоции вне группы (со знакомым), русские – внутри группы (с близким другом). Полученные результаты согласуются с закономерностями о связи индивидуализма-коллективизма культуры с уровнем проявления эмоций, которые установлены в рамках кросс-культурных проектов Д. Мацумото.

Добавлено: 7 сентября 2016
Статья
Медведева Т. И., Ениколопова Е. В., Зинченко О. О. и др. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2015. Т. 8. № 43. С. 10-12.

Анализируется способность здоровых людей принимать решения, основанные на механизме эмоционального научения (гипотеза соматических маркеров Дамасио). Оценивается связь этого механизма с пониманием эмоционально значимых ситуаций из реальной жизни, использованием эмоций для регуляции деятельности. Рассматривается зависимость эмоционального научения от параметров регуляторных функций. Анализируется влияние склонности к риску и импульсивности на принятие решений. Использованы методики: «Игровая задача» (IGT), тест на эмоциональный интеллект MSCEIT, Висконсинский тест сортировки карточек (WCST), Словесно-цветовой интерференционный тест (D-KEFS Color-Word Interference Test), Шкала импульсивности Барратта BIS-11, опросник «Импульсивность 7» (I7). Всего в исследовании приняли участие 95 человек. Показана связь принятия решений в неопределенной ситуации, оцениваемого с помощью «Игровой задачи» (IGT), с эмоциональными процессамиПоказано, что снижение таких показателей регуляторных функций, как подавление нерелевантных ответов и контроль результата собственного действия, связаны со снижением способности к принятию решений в неопределенной ситуации. Личностные особенности (интерес к решению сложных задач и нацеленность в будущее) связаны с лучшим принятием решений в неопределенной ситуации. У людей, склонных к рискованному поведению, позже наступает обучение на основе эмоционального опыта. Высокий уровень способности к планированию и самоконтролю связан с особенностями основанного на эмоциях принятия решений.

Добавлено: 14 ноября 2015
Статья
Белинская Е. П. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010. Т. 6. № 14.

Рассматриваются основные принципы анализа природы человека и общества в русской социологии конца ХIХ – начала ХХ столетия; раскрываются взаимосвязи и взаимовлияние российской и французской социологических школ. Выявлены методологические особенности и специфические черты русской социологической школы, проявляющиеся в «психологизации», концентрации исследований вокруг проблемы личности, рассматриваемой как целостная система, развивающаяся в процессе взаимодействия с окружающим социумом.  

Добавлено: 9 января 2014
Статья
Иванова А. А., Агисова Ф. Б., Сауткина Е. В. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2020. Т. 13. № 70. С. 1-19.

В условиях стремительного ухудшения состояния окружающей среды и изменения климата, вызванных антропогенным воздействием, все большую актуальность приобретают исследования проэкологического поведения. Проэкологическим считается поведение, направленное на снижение вреда, наносимого окружающей среде, или же оказывающее на нее благоприятное воздействие. Мы провели адаптацию шкалы проэкологического поведения К.Брика (2017) и исследовали ее связь с экологической обеспокоенностью в России. Шкала из 21 пункта включает в себя такие категории, как выбор транспорта, потребление, обращение с бытовыми отходами, экономия природных ресурсов и социальное экологическое поведение. По результатам опроса 412 жителей России была доказана внутренняя согласованность и конвергентная валидность шкалы в сравнении с экологической обеспокоенностью, а также рассмотрена ее факторная структура. Приведены рекомендации для дальнейшего использования шкалы.  

Добавлено: 27 мая 2020
Статья
Рассказова Е. И., Плужников И. В. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2013. Т. 6. № 28. С. 6.

В когнитивной теории А. Бека под когнитивным инсайтом подразумевается возможность оценки и коррекции ошибочных или несоответствующих ситуации убеждений и ложных интерпретаций. Данная работа посвящена разработке и апробации русскоязычной версии шкалы когнитивного инсайта. Было показано, что русскоязычная версия шкалы когнитивного инсайта полностью соответствует англоязычной версии в отношении надежности-согласованности и внутренней структуры пунктов, а также характеризуется высокой ретестовой надежностью. Внешняя валидность методики подтверждается корреляционным анализом с выраженностью психопатологической симптоматики, поиском социальной поддержки, рефлексивностью и жизнестойкостью. Уровень когнитивного инсайта позволяет независимо от выраженности психопатологической симптоматики предсказать готовность обращения за психотерапевтической помощью.

Добавлено: 22 ноября 2013
Статья
Рассказова Е. И., Плужников И. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2013. Т. 6. № 28.

В когнитивной теории А.Бека под когнитивным инсайтом подразумевается возможность оценки и коррекции ошибочных или не соответствующих ситуации убеждений и ложных интерпретаций. Данная работа посвящена разработке и апробации русскоязычной версии шкалы когнитивного инсайта. Выборка: 1029 человек в возрасте от 16 до 77 лет. Показано, что русскоязычная версия шкалы когнитивного инсайта полностью соответствует англоязычной версии в отношении надежности-согласованности и внутренней структуры пунктов, а также характеризуется высокой ретестовой надежностью. Внешняя валидность методики подтверждается значимыми связями уровня когнитивного инсайта с выраженностью психопатологической симптоматики, поиском социальной поддержки, рефлексивностью и жизнестойкостью. По результатам регрессионного анализа уровень когнитивного инсайта позволяет независимо от выраженности психопатологической симптоматики предсказать готовность обращения за психотерапевтической помощью.

Добавлено: 7 октября 2013
Статья
Микадзе Ю. В., Козинцева Е. Г., Скворцов А. А. и др. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2011. № 5.

Аналитико-теоретический обзор истории развития зарубежных нейропсихологических взглядов на строение функции письма и природу аграфии. Первая часть статьи посвящена наиболее ранним концепциям (К.Вернике и Л.Лихтгейм, А.Лейшнер, А.Питр, Т.Лайн и Р.Мартил, Ф.Чедру и Н.Гешвинд). С позиций отечественной нейропсихологии анализ ведется по двум параметрам, характеризующим системное строение психической функции. Первый параметр – внутреннее компонентное строение письма (признается функция письма неделимой либо состоящей из ряда компонентов). Второй параметр – межфункциональные связи между письмом и другими функциями (является ли письмо отдельной независимой функцией или состоит из общих с другими функциями компонентов). Согласно устоявшейся в отечественной нейропсихологии точке зрения логика изучения психических процессов в западной нейропсихологии осуществляется в рамках концепции узкого локализационизма. Однако выявлено, что в большинстве рассматриваемых концепций присутствуют представления о письме как о функции, во-первых, имеющей сложное многокомпонентное строение, во-вторых, содержащей звенья, общие с другими психическими функциями, что обеспечивает межфункциональное взаимодействие.

Добавлено: 12 ноября 2012
Статья
Микадзе Ю. В., Козинцева Е. Г., Скворцов А. А. и др. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2012. № 1. С. 12.

Вторая часть теоретического обзора, посвященного истории развития зарубежных нейропсихологических взглядов на строение функции письма и природу аграфии. Представлены концепции Г.Хеда и К.Гольдштейна. С позиций отечественной нейропсихологии анализ ведется по двум параметрам, характеризующим системное строение психической функции. Первый параметр – внутреннее компонентное строение письма (признается функция письма неделимой либо состоящей из ряда компонентов). Второй параметр – межфункциональные связи между письмом и другими функциями (является ли письмо отдельной независимой функцией или состоит из общих с другими функциями компонентов). В теории К.Гольдштейна письмо рассматривается, с одной стороны, как многокомпонентная функция, с другой – как имеющая и специфические, и общие с другими психическими функциями звенья. Концепцию Г.Хеда затруднительно оценить с точки зрения выбранных параметров, поскольку автор выделяет уже не структурные компоненты устной или письменной речи, а, скорее, уровни языка. Таким образом, несмотря на устоявшееся в отечественной нейропсихологии мнение, выявлено, что в большинстве рассматриваемых теорий присутствуют представления о письме как о функции, имеющей многокомпонентное строение, распространены взгляды о межфункциональных связях письма с другими психическими функциями через общие звенья.

Добавлено: 27 сентября 2012
Статья
Поддьяков А. Н. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2015. Т. 8. № 40. С. 6.

Рассматриваются особенности обучения в условиях новизны, сложности, неопределенности. Вводится различение: а) способностей самостоятельно учиться в новых, только возникающих областях; б) способностей обучаться под чужим руководством, подчиняясь и следуя установленным извне требованиям и целям. Также вводится различение соответствующих педагогических способностей. Дан анализ подготовки обучаемых к уникальным ситуациям и трудностям. В заключительной части статьи показано, что помощь и помехи обучению со стороны других субъектов являются факторами, влияющими на сложность и непредсказуемость развития.

Добавлено: 5 мая 2015
Статья
Рассказова Е. И., Богомаз С. А., Дорфман Л. Я. и др. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2013. Т. 6. № 29. С. 2.

Данная работа посвящена сопоставлению второй версии методики MMPI и ее первой версии, а также существующих русскоязычных модификаций и описанию результатов первичной апробации методики. Явные преимущества второй версии выражаются в сопоставимости с оригиналом, надежности, валидности и репрезентативности полученных данных и дополнительном широком круге диагностических возможностей, открывающихся за счет включения контентных, дополнительных и реструктурированных шкал, а также дополнительных шкал оценки валидности. Апробация ведется в шести регионах России с центрами в Барнауле, Москве, Перми, Петропавловске-Камчатском, Твери и Томске с разрешения Миннесоттского университета. Нормативная выборка составляет 1254 человека (23% мужчин). Полученные результаты свидетельствуют о функциональной эквивалентности, а также - с некоторыми оговорками - метрической и шкальной эквивалентности русскоязычной версии MMPI-2 американскому оригиналу. Различия обусловлены большей склонностью российских испытуемых предъявлять жалобы и соглашаться с наличием психопатологической симптоматики, по сравнению с американскими гражданами. Эти особенности не зависели от пола и региона проживания испытуемых и были лишь в слабой степени связаны с возрастом. Мы предполагаем, что речь идет о специфике, связанной с влиянием культуры и принятых в культуре представлений, которые требуют дальнейших исследований.

Добавлено: 22 ноября 2013
Статья
Рассказова Е. И., Богомаз С., Дорфман Л. и др. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2013. Т. 6. № 29.

Данная работа посвящена сопоставлению второй версии методики MMPI и ее первой версии, а также существующих русскоязычных модификаций и описанию результатов первичной апробации методики. Явные преимущества второй версии выражаются в сопоставимости с оригиналом, надежности, валидности и репрезентативности полученных данных и дополнительном широком круге диагностических возможностей, открывающихся за счет включения контентных, дополнительных и реструктурированных шкал, а также дополнительных шкал оценки валидности. Апробация ведется в шести регионах России с центрами в Барнауле, Москве, Перми, Петропавловске-Камчатском, Твери и Томске с разрешения Миннесоттского университета. Нормативная выборка составляет 1254 человека (23% мужчин). Полученные результаты свидетельствуют о функциональной эквивалентности, а также - с некоторыми оговорками - метрической и шкальной эквивалентности русскоязычной версии MMPI-2 американскому оригиналу. Различия обусловлены большей склонностью российских испытуемых предъявлять жалобы и соглашаться с наличием психопатологической симптоматики, по сравнению с американскими гражданами. Эти особенности не зависели от пола и региона проживания испытуемых и были лишь в слабой степени связаны с возрастом. Мы предполагаем, что речь идет о специфике, связанной с влиянием культуры и принятых в культуре представлений, которые требуют дальнейших исследований.

Добавлено: 7 октября 2013
Статья
Осин Е. Н., Панкратова А. А., Люсин Д. В. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2016. Т. 9. № 47. С. 9.

Ответ на статью

Корнилова Т.В., Чумакова М.А., Гаджиева Г.И. Кросс­культурное исследование связей Темной Триады с эмоциональным интеллектом (на российской и азербайджанской выборках). Психологические исследования, 2016, 9(47), 9.

Добавлено: 8 декабря 2016
Статья
Емелин В., Рассказова Е. И., Тхостов А. Ш. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2012. № 2(22).

Выработка адекватных способов адаптации к масштабным технологическим изменения в современном информационном обществе требует разработки соответствующего методического инструментария оценки психологических последствий технического прогресса. Данная работа посвящена разработке и апробации скрининговой методики оценки изменения психологических границ при пользовании техническими средствами. По результатам психометрической проверки (N = 254), три версии методики (в отношении мобильного телефона, Интернета и компьютера) являются достаточно надежными инструментами, оценивающими степень психологической зависимости от технического средства, изменение психологических границ и формирование новых потребностей. Подтверждена конвергентная валидность методик. Факторная структура методик соответствует теоретической модели.

Добавлено: 7 октября 2013
Статья
Леонтьев Д. А., Моспан А. Н., Митина О. В. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2019. Т. 12. № 63. С. 1-13.

Чувствительность к обратной связи (ЧОС) представляет индивидуально-психологическую переменную, которая играет важную роль в процессе саморегуляции. ЧОС выражает способность человека реагировать на успешность собственных действий и корректировать активность в соответствии с оценкой этой успешности. Цель данной работы – обоснование конструкта чувствительности к обратной связи, в частности разработка и валидизация одномерной психометрической шкалы диагностики ЧОС. В работе представлены результаты двух исследований, в которых эта шкала получила психометрическую апробацию. Выборку первого исследования составили студенты 1-го курса московских университетов (N = 199). Для конструктной валидизации шкалы были рассмотрены связи ЧОС со следующими параметрами психологического благополучия и мотивации: типы мотивационной регуляции (автономный и контролируемый), показатель потока в учебной / профессиональной деятельности, стиль объяснения успехов и неудач, субъективная удовлетворенность жизнью, позитивные и негативные аффекты. Для того чтобы рассмотреть более специфические связи ЧОС с параметрами саморегуляции, было проведено второе исследование, выборку которого составили студенты 2–3-го курса филиала Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова в г.Ташкенте (N = 104). В корреляционном анализе второго исследования использовались следующие параметры: контроль за действием в ситуациях неудачи, планирования и реализации; показатели опросника «Большая пятерка»; отношение личности к своему опыту. Незначительная коррекция первой рабочей версии шкалы (исключение одного пункта) свидетельствует о том, что шкала консистентна, ее баллы имеют нормальное распределение. Согласно полученным результатам шкала ЧОС имеет значимую связь с несколькими мерами психологического благополучия, а также рядом параметров саморегуляции. Представленные результаты позволяют использовать шкалу ЧОС как полезный инструмент для решения задач научных исследований и прикладной диагностики.

Добавлено: 26 октября 2019
Статья
Тюменева Ю. А., Угланова И. Л., Солопов Р. В. и др. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2019. Т. 13. № 69. С. 7.

Исследование посвящено оценке структуры дедуктивного мышления, и разработке и валидизации теста дедуктивного мышления. Теоретической основой теста послужила теория ментальных моделей, а также исследования влияния роли правдоподобия логического вывода на суждение о его правильности. В первом исследовании была выявлена двухфакторная структура конструкта. Во втором, кроссвалидизационном, исследовании эта структура была подтверждена, и также оценено, как сказываются единственность-множественность ментальных моделей и правдоподобие контекста задачи на ее решение. В результате можно заключить, что две шкалы теста, содержащие по 11 зданий каждая, могут использоваться для измерения двух независимых видов дедуктивного мышления: рассуждения в рамках единственной ментальной модели и рассуждения в рамках альтернативных ментальных моделей. Шкалы показали хорошие психометрические характеристики и ясную факторную структуру. Валидность теста поддерживается тем, что показатели трудности связаны в теоретически ожидаемом направлении с количеством вовлеченных ментальных моделей и (для рассуждения в рамках единственной ментальной модели) правдоподобностью заданий. Обсуждается круг возможных дальнейших исследований.

Добавлено: 30 апреля 2020
Статья
Тюменева Ю. А., Угланова И. Л., Солопов Р. В. и др. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2020. Т. 13. № 69. С. 1-30.

Исследование посвящено оценке структуры дедуктивного мышления, и разработке и валидизации теста дедуктивного мышления. Теоретической основой теста послужила теория ментальных моделей, а также исследования влияния роли правдоподобия логического вывода на суждение о его правильности. В первом исследовании была выявлена двухфакторная структура конструкта. Во втором, кросс-валидизационном, исследовании эта структура была подтверждена, и также оценено, как сказываются единственность-множественность ментальных моделей и правдоподобие контекста задачи на ее решение. В результате можно заключить, что две шкалы теста, содержащие по 11 зданий каждая, могут использоваться для измерения двух независимых видов дедуктивного мышления: рассуждения в рамках единственной ментальной модели и рассуждения в рамках альтернативных ментальных моделей. Шкалы показали хорошие психометрические характеристики и ясную факторную структуру. Валидность теста поддерживается тем, что показатели трудности связаны в теоретически ожидаемом направлении с количеством вовлеченных ментальных моделей и (для рассуждения в рамках единственной ментальной модели) правдоподобностью заданий. Обсуждается круг возможных дальнейших исследований.    

Добавлено: 30 апреля 2020