• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 117 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Иванюшина В. А., Александров Д. А. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2012. № 35. С. 29-56.

Статья посвящена применению метода многоуровневого сетевого диадного анализа (multilevel р2 model) для изучения межэтнических отношений в школе. Обсуждаются возможности, преимущества и ограничения метода; сетевой подход сравнивается с методами изучения мнений и настроений. Приводятся результаты применения моделирования методом р2 для анализа сетей общения в 80 полиэтничных классах школ Санкт-Петербурга.

Добавлено: 28 февраля 2013
Статья
Симонова О. А. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2016. № 42. С. 114-144.

Целью настоящего обзора является анализ новейших тенденций в методологии социологии эмоций на основе рассмотрения эмпирических исследований североамериканских, австралийских и европейских авторов. Основными проблемами эмпирического исследования эмоций в социологии являются обнаружение и фиксация эмоциональных состояний «социологическими средствами», а также оценка целесообразности использования несоциологических методов. Трудности в обнаружении и интерпретации эмоций как со стороны респондентов, так и со стороны исследователей, побуждают последних выбирать комбинирование разных методов и методик в качестве основной методологической стратегии. Можно условно выделить несколько стратегий комбинирования методов изучения эмоций в различных социальных контекстах для фиксации управления эмоциями, обнаружения новых значений эмоций и получения полной картины исследуемых явлений, в частности, социальных условий и факторов эмоциональных реакций: сочетание интервью (в том числе с несколькими участниками), наблюдения, групповых обсуждений (фокус-групп); комбинирование текстового анализа и анализа разговора в сети Интернет; сочетание количественных и качественных методов – опросов, разных видов интервью и наблюдения, анализа видеозаписей и текстового анализа, а также комбинирование социологических и технологических методов – интервью и самоотчетов респондентов с точным измерением температурного спектра лица, вокализации эмоций, ритма и скорости речи.

Добавлено: 25 февраля 2017
Статья
Абрамов Р. Н. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2012. № 35. С. 90-118.

Статья подготовлена на основе анализа материалов российских и зарубежных публикаций и посвящена рассмотрению методологических и содержательных аспектов социальных исследований блогов. Основная задача статьи – обозначить потенциал и показать ключевые проблемы исследований блогосферы. Дается характеристика блогосферы как формы интернет-коммуникаций, характеризуются этические аспекты использования материалов блогов, характеризуются основные методологические стратегии социальных исследований блогосферы.

Добавлено: 12 июля 2013
Статья
Кожанов А. А. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2015. № 40. С. 114-140.

В статье обсуждается вопрос выбора, сравнения и оценки релевантной методологии анализа динамики научного знания. В постпозитивистском метатеоретизировании в социологической теории внимание уделялось противопоставлению подходов Куна, Лакатоса и ряда социологических проектов (Маллинз, Блур, Фуко). Методология «теоретических исследовательских программ» Бергера, Зелдича и Вагнера обладает множеством преимуществ и дополнительных возможностей, инструментальная демонстрация которых осуществляется в статье на примерах из истории социологии науки. Вопросы оценки научных (социологических) теорий, их кластеризации, выделения социальных и рациональных причин их развития и доказательства прогресса теории находят свои ответы при изучении методологии «теоретических исследовательских программ».

Добавлено: 4 января 2016
Статья
Кузьмина Ю. В. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2014. № 38. С. 7-37.

В статье обсуждается понятие эффекта одного года обучения как возможного показателя эффективности национальных образовательных систем применительно  к результатам международного исследования PISA 2009.  Рассмотрены особенности оценки  вклада одного года обучения с применением квази-экспериментальных методов –нестрогого дизайна разрывной регрессии и метода отбора подобного по вероятности. Рассмотрены достоинства, ограничения и результаты применения каждого метода. Анализ проведен на данных PISA 2009 для десяти стран

Добавлено: 4 декабря 2014
Статья
Кутлалиев А. Х., Захарова Т. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2009. № 28. С. 5-28.

В статье рассматривается один из современных методов изучения потребительских предпочтений – совместный (conjoint) анализ. Описываются терминологическая база метода, предпосылки, лежащие в его основе, история возникновения, преимущества и недостатки, а также симуляционные программы, позволяющие на полученных с помощью метода результатах строить сценарные прогнозы. Иллюстрируются возможности метода на примере задачи сегментации рынка.

Добавлено: 2 июля 2009
Статья
Быков А. В. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2014. № 39. С. 62-98.

В статье представлены результаты методического квазиэкспермента, проведенного с целью оценки возможного влияния способа проведения исследования (онлайн опросник vs. бумажный опросник) на оценки респондентами факторных виньеток, используемых для изучения восприятия альтруистических действий, и на баллы по Шкале самооценки альтруизма (ШСА) Раштона и соавторов. В результате не было обнаружено различий между способами проведения исследования с использованием техники факторных виньеток; тем не менее, анализ показал небольшую, но статистически значимую разницу в баллах по ШСА. Кроме того, респонденты, участвующие в онлайн-опросе, сочли работу с факторными виньетками более сложной по сравнению с теми, кто использовал традиционный бумажный опросник.

Добавлено: 13 июля 2015
Статья
Запольская А. Б. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2014. № 2. С. 127-157.
Статья посвящена методу фотоинтервью – интервьюированию, когда вопросами и стимулами для ответов респондента служат фотографии. Представлен анализ истории развития этого метода и современные тенденции его применения. На основе материалов зарубежных и российских публикаций характеризуются методологические аспекты включения фотографий в качественное исследование. Основная задача статьи – обозначить потенциал метода и проблемы, связанные с его использованием.
Добавлено: 7 октября 2015
Статья
Запорожец О. Н. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2017. Т. 44. С. 37-72.

Статья посвящена «мобильным методам» - методам исследования перемещений и образуемых ими форм социальности. Ключевым тезисом мобильного поворота, во многом определившим развитие социальных наук в 2000-е годы, стал отказ от изучения фиксированных форм социальности. Призывая сосредоточиться на перемещениях, образующих социальную жизнь, теоретики мобильного поворота, однако, не предлагали детального описания инструментов их изучения. Этот пробел и заполняет статья, рассматривающая «совместные перемещения» – наиболее востребованные в исследовательской практике «мобильные методы». В тексте анализируются как хорошо известный метод «совместной прогулки», так и менее популярные или фактически неизвестные - «следование тенью» и модальный анализ, рассматриваются их возможности и ограничения. Также частично реконструируется дискуссия о различиях между мобильными методами и методами исследования мобильности, актуальная для эмпирических исследований перемещений.

Добавлено: 15 апреля 2016
Статья
Понарин Э. Д., Лисовский А. В., Зеликова Ю. А. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2013. №  36. С. 36-64.
Статья описывает общий случай пуассоновской регрессии и указывает на ее отличия от логарифмически линейных моделей для анализа таблиц сопряженности. Пуассоновская модель применяется к анализу количества забитых мячей в чемпионате России. На данном примере обсуждается отличие пуассоновской модели от линейной регрессии по методу наименьших квадратов.
Добавлено: 11 декабря 2013
Статья
Равлюк С. Г., Степанцов М. Е., Малинецкий Г. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2006. № 23. С. 169-194.
Добавлено: 17 октября 2011
Статья
Фабрикант М. С. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2015. № 41. С. 7-29.

В статье даются обоснование и описание процедуры множественной импутации отсутствующих значений в массивах данных. Описан способ решения проблемы отсутствующих данных с позиций модель-ориентированного подхода в противоположность дизайн-ориентированному. В теоретической части статьи перечислены и обоснованы преимущества множественной импутации перед более простыми способами оперирования отсутствующими значениями – удалением кейсов по списку и попарно и заменой средним. Указаны ограничения множественной импутации и связанные с ними требования, предъявляемые к данным. В эмпирической части статьи на конкретном примере кросс-культурного исследования, посвященного детерминантам гордости страной, проиллюстрирована процедура множественной импутации и представлен готовый к использованию программный код для диагностики данных и проведения множественной импутации посредством программных пакетов R VIM и mice.

Добавлено: 3 июня 2016
Статья
Андреев А. Н. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2019. № 49. С. 84-130.

Статья посвящена созданию и анализу фотографических изображений при проведении социологического исследования. Представлен краткий обзор ряда работ, где фотография используется в качестве источника описания социального взаимодействия. Показано, что «готовая фотография» в противоположность «исследовательской фотографии» обладает рядом ограничительных свойств, которые не позволяют ей быть релевантной описанию социального взаимодействия. Ресурс исследовательской фотографии используется для создания модели изучения социального взаимодействия. Для этого первоначально модель организуется в общем виде посредством трех этапов (подготовка к проведению исследования, нахождение фотографа-исследователя непосредственно в поле, предоставление результатов исследования) с присущим каждому этапу эпистемологическим принципом. Подготовительному этапу исследования соответствует принцип предполагаемой и не предполагаемой информации. Полевому этапу – принцип избирательной непрерывности. Завершающему этапу исследования собранных полевых материалов соответствует принцип анализа фотографического события. Затем для каждого этапа предлагается рассмотреть переменные, отвечающие за исследовательский процесс. На первом этапе рассматриваются переменные: методология, исследовательская проблема, ожидаемый резуль-тат. На втором этапе: членство фотографа-исследователя в социальном учреждении, место фотографирования, видимость сцены и акт фотографирования. На треть ем этапе: полевой архив, линейность события и событие-процесс, фотография как иллюстрация и как данные. В пред-лагаемой модели сам фотограф-исследователь занимает центральную позицию. Созданная модель иллюстрируется двумя полевыми кейсами в рамках изучения «групповой сплоченности».

Добавлено: 31 августа 2020
Статья
Девятко И. Ф. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2012. № 34. С. 81-104.

В статье представлены результаты эксперимента, позволившего сравнить точность групповых  и многократных индивидуальных ответов на отдельные вопросы, касающиеся разных областей «наивного» социального знания, а также проверить существование эффекта улучшения качества индивидуальных суждений при усреднении двух угадываний, ранее обнаруженного в исследовании Э. Вула и Х. Пашлера (2008). Кроме того, изучались самооценки осведомлённости в соответствующих областях обыденного социального знания, что должно было подкрепить сделанный по результатам более раннего эксперимента  вывод о существовании «иллюзии осведомлённости» в различных сферах обыденного социального знания. Показано, что точность групповых однократных суждений о дискретных социальных фактах в большинстве случаев существенно превосходит среднюю точность повторных  индивидуальных угадываний. Полученные данные ставят под сомнение универсальный характер тенденции к повышению точности индивидуальных суждений при усреднении, однако демонстрируют ранее описанную «иллюзию осведомлённости».

Добавлено: 21 сентября 2012
Статья
Оберемко О. А. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2013. № 37. С. 39-74.

Открытый вопрос — единственный инструмент в массовых опросах, дающий респонденту свободу выразить мнение своими словами. Однако зачастую обработка «свободных» ответов сводится к их стандартизации по аналогии с ответами на закрытые вопросы, что, приводит к потере информации, и попросту некорректно, поскольку, как показано в статье, спроектированный открытый вопрос трансформируется в ходе действительной коммуникации между интервьюером и респондентом. Цель статьи — продемонстрировать процедуру, разработанную на основе теории коммуникативной импликатуры П. Грайса, позволяющую (1) по зафиксированным ответам реконструировать формулировки вопросов, на которые респонденты действительно отвечали, (2) обоснованно удалять из массива данных неадекватные ответы, (3) сформулировать эмпирически обоснованные рекомендации по фиксированию первичных данных интервьюером. Анализировалась матрица данных, содержащая 759 высказываний от 334 респондентов, ответивших в национальном омнибусе ВЦИОМ на вопрос о критериях «хорошей школы».

Добавлено: 19 ноября 2013
Статья
Рождественская Е. Ю. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2010. № 30. С. 5-26.

В статье предлагается концептуализация понятия «нарративная идентичность», используемого в анализе (авто)биографии как истории жизни. Рассматривается специфика коммуникативного процесса «интервьюер-рассказчик», нацеленного на реконструкцию биографии, исходя из прединтерпретированности социального мира. Сравниваются существующие теоретические подходы к трактовке этого понятия на основе введения универсальных характеристик: нарративная организация временного ряда событий, отбор нарративных событий, риторические усилия рассказчика по прояснению контекстуальной зависимости и совмещению времени рассказа и рассказанного времени.

 

Добавлено: 21 октября 2012
Статья
Троцук И. В. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2003. № 17. С. 56-83.
Добавлено: 19 января 2017
Статья
Ferreri-Carbonell A., Frijters P. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2017. № 45. С. 133-176.

Психологи и социологи обычно интерпретируют оценки счастья, как количественные переменные  сопоставимые между респондентами, поэтому они могут построить регрессию для уровня счастья и его изменений и оценить ее МНК. Экономисты обычно предполагают только порядковую сравнимость и в основном используют упорядоченные модели с латентными переменными, таким образом, не принимая во внимание постоянных личностных особенностей. В статье предложено решение этой проблемы с помощью разработки условного оценщика для упорядоченной логит модели с фиксированными эффектами. Обнаружено, что нет существенной разницы в результатах при предположениях о счастье, как количественной или порядковой переменной, в то время как учет фиксированных эффектов существенно изменяет результаты. Мы призываем к проведению дополнительных исследований детерминантов личностных качеств, определяющих фиксированные эффекты.

Добавлено: 11 марта 2019
Статья
Толстова Ю. Н. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 1997. № 9. С. 55-64.

Настоящие замечания являются дополнением к статье Т. В. Емельяненко "Методы межкультурных исследований ценностей", опубликованной в этом же номере журнала (см.: "Социология: 4М". 1997. Ноябрь. 9. С. 32-54). Цели предлагаемых дополнений состоят в том, чтобы: 1) указать некоторые не упомятуные в статье работы на русском языке; 2) определить некоторые "подводные камни", которые могут возникнуть при использовании обсуждаемых в статье подходов для изучения ценностных ориентаций населения России; 3) напомнить известные теоретические положения, стоящие за некоторыми упоминаемыми в статье методами, но, к сожалению, зачастую забываемые отечественной эмпирической социологией.

Добавлено: 26 ноября 2010
Статья
Шмерлинг Д. С. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2004. № 18.
Добавлено: 2 декабря 2008
Статья
Соколов Б. О., Корсунова В. И. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2018. Т. 1. № 46. С. 7-43.

Инвариантность измерительных инструментов (или измерительная инвариантность) является одним из основных критериев методологической корректности для сравнительных исследований, использующих опросные данные. Однако для ряда популярных в социальных науках конструктов допущение об инвариантности не подтверждается. Одной из возможных причин подобных результатов часто называется излишняя чувствительность классического метода проверки инвариантности к небольшим межгрупповым различиям в параметрах измерительной модели. В статье иллюстрируется альтернативный метод тестирования допущения об инвариантности – так называемый нестрогий байесовский подход. В ряде недавних работ было показано, что этот метод более толерантен к некритическим различиям в параметрах модели между подвыборками и в то же время дает ненадежные оценки латентных средних. С помощью данного метода демонстрируется межстрановая измерительная инвариантность ценностей выбора – одного из четырех компонентов индекса эмансипативных ценностей К. Вельцеля, характеризующего отношение людей к таким явлениям, как аборты, разводы и гомосексуальность

Добавлено: 24 декабря 2018