• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 53 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Селезнев Н. Н. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2013. Т. 46. № 2. С. 124-127.

Описание путешествия Антиохийского Патриарха Макария (1647-1671), составленное его сыном, известным в России под именем Павла Алеппского, представляет собой чрезвычайно важный памятник истории, культуры и быта стран, через которые пролегал путь посланцев с Востока. Он получил широкую известность, и без ссылок на него не обходится практически ни одна серьезная работа, так или иначе касающаяся этого периода. Множество важных сведений, содержащихся в нем, может быть извлечено и справедливо оценено только при многостороннем изучении относящихся к данному периоду источников. В этой связи весьма своевременной представляется инициатива румынской исследовательницы Иоаны Феодоров, принявшей на себя организацию симпозиума, посвященного этому путешествию, совершителям которого довелось оказаться в гуще событий, надолго определивших судьбу Европы.

Добавлено: 7 октября 2017
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. № 96. С. 157-163.

Рецензия на книгу Huskinson B. L. American Creationism, Creation Science, and Intelligent Design in the Evangelical Market.

Добавлено: 16 сентября 2021
Статья
Золотухин В. В. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. № 6. С. 76-97.

Статья посвящена изучению непростого вопроса кристаллизации методологии знания о религии (прежде всего сравнительного религиоведения или истории религии, а также психологии религии) в континентальной мысли второй половины XIX — начала ХХ в. Дело в том, что именно на этом материале хорошо прослеживаются методологические трансформации, произошедшие с протестантской либеральной теологией и способствовавшие окончательному формированию институционального научного знания о религии.

В первой части статьи рассматриваются ранние идеи теолога и религиоведа К. П. Тиле, которые касаются соотношения теологии и религиоведения: теология имеет искусственную структуру, свои мировоззренческие позиции она потеряла, а следовательно, подлежит радикальным трансформациям и должна в итоге уступить место беспристрастной эмпирической и сравнительной науке о религии, которая стремится сформулировать ее всеобщие законы. Эти взгляды Тиле широко обсуждались в Нидерландах в рамках подготовки к принятию образовательного закона 1876 г. и были в итоге частично в нем учтены.

Вторая часть статьи посвящена становлению опытной психологии религии в Германии, которому сопутствовала дискуссия между философствующим теологом Г. Воббермином и одним из первых теологов-экспериментаторов В. Штелином (к последнему также присоединился Ф. Трауб). Штелин и Трауб настаивают на полной независимости психологии религии от теологии и философии; ее материалом должны быть исключительно данные психологических экспериментов. Она не может руководствоваться ни генерализирующим философским интересом, ни целями теологической систематизации. Также психология религии ни в коем разе не должна обосновывать истинность религиозного переживания: ее задача — лишь наблюдать и описывать его.

В итоге выясняется, что научное знание о религии институционально, в значительной степени конституируется на теологической почве в результате окончательного методологического перелома, связанного с секуляризацией и эмансипацией гуманитарных исследований под влиянием позитивистского идеала научности. Ни отказа от личной религиозности, ни необходимости завершить теологическую карьеру эта смена парадигмы, однако, не означает.

Добавлено: 13 июля 2020
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2011. № 6(38). С. 149-153.

Рецензия на книгу Вадима Руднева, посвященную психологическим аспектам учения Четвертого пути.

Добавлено: 24 ноября 2012
Статья
Алиева О. В. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2012. № 3 (41). С. 105-114.

Так называемый сократический протрептик традиционно рассматривается в качестве «переходной» формы от софистических эпидейктических выступлений к ранним диалогам Платона. Цель данной работы — рассмотреть свидетельства о «сократических протрептиках» и понять, можем ли мы говорить о сложившемся жанре и о переходном характере такого жанра. Кроме того, мы обращаем внимание на некоторые методологические сложности, связанные с описанием протрептического корпуса для IV в. до Р. Х., а также на расхождения (как в форме, так и в содержании) между эксплицитно маркированными протрептиками IV в. («Клитофонт», «Евтидем») и так называемыми сократическими протрептиками.

Добавлено: 1 апреля 2013
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. № 91. С. 148-153.

Рецензия на книгу Partridge, Christopher. High Culture: Drugs, Mysticism, and the Pursuit of Transcendence in the Modern World. Oxford, N. Y.: Oxford University Press, 2018.

Добавлено: 14 ноября 2020
Статья
Павлюткин И. В., Емельянов Н. Н. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2014. № 6(56). С. 21-37.

В статье предлагается ввести понятие дара в теорию и практику университетской жизни. Предположение авторов состоит в том, что реализация идеи университета связана с особым типом его организации, который предполагает отношения дара в качестве связующего элемента в процессе передачи знания. Если знание дается как дар и в ситуации дара, то университетская среда неизбежно должна включать в себя отношения дара. Дар описывается как богословская и антропологическая категория, а затем соотносится с концепциями образования зарубежных богословов и идеями современных экономистов. Опираясь на понятие дара, формулируется проблема современного университета, которая заключается в его экономической обусловленности и проникновении рыночного мышления в академическую среду. Знание как безусловная ценность, обращающееся в круге обмена дарами, на практике смешивается с утилитарным обменом, в котором знание приобретает свою цену, что неизбежно отражается на взаимодействии преподавателей, студентов и администрации.

Добавлено: 11 декабря 2014
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. № 84. С. 118-133.

В статье демонстрируется сложность и неоднозначность таких религиозных феноменов, как одержимость и экзорцизм, автор обосновывает насущную необходимость выведения их из исключительно теологического рассмотрения в домен религиоведческих исследований. В начале статьи рассматривается современная полемика вокруг отдельных случаев экзорцизма и их теологической рецепции, затем дается классификация подходов к изучению и интерпретации экзорцизма и одержимости, таких подходов выделяется пять: теологический, разоблачительский, психологический, социологический и перформативный. Из сопоставления подходов очевидно, что научного консенсуса в оценке рассматриваемых феноменов не существует. Чтобы понять природу экзорцизма, автор обращается к истории его генезиса и развития, выделяя в ней несколько этапов. На начальном этапе практика экзорцизма оформляется в рамках подготовки к крещению в латинской церкви. В Средние века эта практика приходит в забвение и не интересует серьезных теологов. На Тридентском соборе происходит закрепление чина экзорцизма, из предкрещальной практики, возможной для совершения причтом, он становится привилегией священников. Собор также регламентирует необходимость проверок на реальную одержимость и обосновывает публичность экзорцизма. После собора возникает известный «Rituale Romanum», в котором фиксируется каноническая форма ритуала. Последующие 200 лет характеризуются новым упадком экзорцизма вследствие рационалистической критики и скандалов, вызванных случаями массовой одержимости. В XIX и XX вв. наступает третий этап истории экзорцизма, когда он соединяется с эзотерической мифологией. Благодаря медикализации дискурса одержимости католические священники начинают искать легитимации практики экзорцизма в поле парапсихологических и спиритических исследований. В заключение делается вывод, что за многие века в понимание экзорцизма вошли теологические идеи раннего католицизма, магические верования средневековой Европы, теологические споры протестантизма и католицизма, медицинский дискурс XIX в., эзотерическая мифология сатанизма и спиритизма, парапсихология и современные медиакультурные штампы.

Добавлено: 30 августа 2019
Статья
Золотухин В. В. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Т. 86. № 6. С. 65-80.

Данная статья посвящена экспликации основных идей философии

религии В. М. Л. де Ветте (1780–1849) — немецкого и швейцарского протестант-

ского теолога и библеиста. Длительное влияние на развитие теологического и

религиоведческого знания, судя по всему, оказали два момента в творчестве де

Ветте: оригинальное и достаточно детально разработанное учение о религи-

озном чувстве и наброски тем и методов предполагаемого научного изучения

религии в рамках теологического знания. В статье показывается, какое место

занимают построения де Ветте в развитии немецкоязычной философии рели-

гии XIX в.: они близки к идеям Фриза, хотя и не восходят к ним генетически.

Де Ветте утверждает, что сущностью и источником религии является невырази-

мое, первоначально бессознательное возникающее отдельно у каждого индиви-

да чувство, основанное на восприятии единства и необходимости дискретных

вещей и явлений. Естественная и одновременно сверхъестественная способ-

ность чувствовать божественное именуется у де Ветте также внутренним от-

кровением. В этом комплексном чувстве заключено сразу несколько моментов:

предчувствование присутствия и действия в конечном мире вечной, безуслов-

ной, всемогущей Воли; предчувствование царства Божьего на земле; полное

доверие и отдача Богу; благоговение перед прекрасным и возвышенным в при-

роде и культуре. Чувство первоначально образно, впоследствии оно концептуа-

лизируется рассудком на коллективном общинном уровне; его символизация

порождает религиозные институты. Вклад де Ветте в развитие знания о религии

заключается в фокусировании исследовательского внимания на прояснении

того, что есть религия, стремлении реконструировать первоначальное бессозна-

тельное религиозное чувство с помощью максимально строгой интроспекции и

рефлексии; обосновании того, что для изучения религии необходимо овладеть

языком ее памятников; обосновании необходимости изучать историю религии.

Показано, что концептуально и методологически учение де Ветте предвосхи-

щает как позднейшую либеральную теологию, так и ранние религиоведческие

проекты.

Добавлено: 18 декабря 2019
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2011. № 2. С. 49-60.

В статье предложен анализ генезиса и функционирования термина «эзотерика» от античности через Средневековье и Новое время к современности. Рассматриваются различные варианты его употребления и термины заменители: «оккультизм», «эзотеризм». Описаны основные современные академические концепции эзотеризма и перспективы его исследования как феномена в рамках религиоведения.

Добавлено: 13 сентября 2012
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. № 79. С. 154-161.

Рецензия на Giordan G., Possamai A. Sociology of Exorcism in Late Modernity. Cham: Palgrave Macmillan, 2018. IX, 127 p.

Добавлено: 26 октября 2018