• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 197 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Князева Е. Н. Философские науки. 2011. № 9. С. 99-115.
В статье развивается представление об эмерджентной эволюции и анализируется тот вклад, который внесли в его разработку видные французские ученые Эдгар Морен, Изабель Стенгерс и Жоэль де Роснэ. Это представление является одним из ключевых в современном универсальном (глобальном) эволюционизме и теории сложных саморазвивающихся систем. До сих пор не прояснены все смыслы понятия «эмерджентность», что автор статьи и пытается осуществить в рамках своей работы.
Добавлено: 26 января 2014
Статья
Канаева Н. А. Философские науки. 2018. № 6. С. 73-82.

В публикации затрагивается проблема использования концепта «индийская традиция рациональности». Автор напоминает о генетической связи названного концепта с западной философией, отмечает сложности его применения к индийскому материалу, приводит примеры переводов санскритских текстов, в которых употребление западных концептов «разум», «методы познания» и др., связанных с рациональностью приводит к искажению их смысла, а применение к их анализу критериев западной логики вызывает у читателя впечатление их абсурдности. Однако, по мнению автора, трудности с применением западных концептов и критериев рациональности не являются достаточным основанием для отказа от них. Это следует из наличия в современной компаративистике работ, в которых успешно сравниваются, например, западный и индийский варианты логико-эпистемологического типа рациональности исследователями, принадлежащими обеим традициям (Б.К. Матилалом, Дж. Моханти, А. Чакрабарти и др.). Трудности просто заставляют задуматься о более адекватных индийской культуре инструментальных концептах и методах компаративного исследования.

В связи с пересмотром в западной философии постмодерна содержаний названных концептов отмечаются два возможных направления исследования индийской традиции рациональности: в первом концепт рациональности может вообще не использоваться, тогда предметом становится феноменология практик индийского дискурса: его образы в разных контекстах (религиозных, философских, научных), явные и неявные основания разных типов дискурсов, прошлых и настоящих, его цели, не совпадающие с целями западного рационального дискурса; во втором направлении индийская рациональность может исследоваться по критериям трансверсального разума и трансверсальной рациональности.

Добавлено: 13 февраля 2019
Статья
Сунгуров А. Ю. Философские науки. 2013. № 3. С. 5-20.

В работе рассматриваются современные дискуссии об инновациях в социуме и власти, акторы реформ и роль общественной среды, в которой эти реформы протекают, а также конкретные технологии реформаторского процесса. Анализируются возможности синергетического подхода для изучения субъектов и среды инновационного развития.

Добавлено: 11 августа 2013
Статья
Жукова О. А. Философские науки. 2016. № 11. С. 36-48.
Добавлено: 28 декабря 2016
Статья
Петрова Е. В. Философские науки. 2017. № 5. С. 98-114.

В статье анализируются проблемы экологии человека, возникающие в современном информационном обществе. Информационная среда становится основной средой обитания современного человека. Изменения, вносимые в его жизнь искусственно созданной средой информационно-коммуникационных технологий, затрагивают все ее стороны: сознание и мировоззрение человека, его работу и образование, семью и межличностные отношения, экономику и производство. Помочь понять необходимость оптимизации взаимоотношений человека с изменяющейся информационной средой и выработать механизмы этой оптимизации может такая наука, как информационная экология. В рамках информационной экологии информационная среда может быть рассмотрена как экосистема, точнее, как антропоэкосистема, т.е экосистема, центром и основной преобразующей силой которой является человек. Информационная экология связывает воедино две острейшие проблемы современности – влияние на человека информационной революции и экологического кризиса. Задача этой формирующейся науки - разработка методов регулирования взаимодействий человека и общества с информационными процессами. В условиях информационного взрыва и информационной революции эту задачу можно считать одной из первостепенных для оптимизации жизнедеятельности человечества. Следовательно, дальнейшее развитие информационной экологии, четкое определение ее задач, методов и проблемного поля является на сегодняшний день весьма актуальным направлением.

Добавлено: 29 августа 2017
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2015. № 5. С. 24-33.
В статье рассматриваются роли исторической памяти в консолидации соци- ума как предмета символической политики. Автор формулирует условия, при которых феномены социальной жизни выступают как предметы символической политики. Предложена систематизация коммуникативных технологий и инстру- ментов символической политики. Предметом специального расмотрения являет- ся геноцид в исторической памяти и информационных войнах.
Добавлено: 17 января 2016
Статья
Носов Д. М. Философские науки. 2016. № 2. С. 61-73.

Статья посвящена истории превращения института исповеди в обязательную для христианина практику, выявлению специфики этих процессов в западном и восточном христианстве. Показана роль рациональности в каждой из обозначенных конфессий, а также особенности воздействия исповедальных практик католицизма и православия на формирование этического самосознания в Западной Европе и России.

Добавлено: 15 июня 2016
Статья
Коваль С. В. Философские науки. 2019. Т. 62. № 7. С. 124-142.

В статье изучается англо-американская философия права XX века, а именно философия права Рональда Майлса Дворкина и его критика правового позитивизма Герберта Лайонела Адольфуса Харта. Автор статьи излагает историю критики правового позитивизма в философии права Дворкина и разделяет ее на этапы, что важно для общего представления о структуре и хронологии дебатов. Предметом исследования является именно критика правового позитивизма, а не общепринятый в западной философии права феномен дебатов между Хартом и Дворкиным, т.к. по сути дискуссия велась между Дворкиным и сторонниками Харта, последний ответил на критику лишь спустя двадцать семь лет. В статье объясняется, почему Дворкин выбрал объектом критики теорию правового позитивизма в изложении Харта. Связанно это с тем, что Дворкин высоко оценивал позитивистскую теорию права Харта и характеризовал ее как наиболее ясную. В статье представлена методологическая основа критики правового позитивизма Харта в философии права Дворкина. Выявляется методологическое расхождение между двумя правовыми теориями, напрямую влияющее на понимание философами концепта права и его содержания. Это дает основание утверждать, что правовые теории Харта и Дворкина – две конкурирующие модели права: рассматривающая право как совокупность норм и принципов модель Дворкина и признающая в качестве права лишь законы и решения суда модель Харта. В статье также представлены критикуемые Дворкиным ключевые принципы позитивизма, которые, во-первых, рассматривают право как совокупность правовых норм, определяемых через особый правовой критерий, во-вторых, предусматривают возможность вынесение судьей решения «по своему усмотрению» в ситуации, не урегулированной правом, и, в-третьих, признают лишь юридические права и обязанности, закрепленные в правовых нормах. Важно отметить, что автор статьи обращается к критике как к самостоятельному феномену философии права и уделяет особое внимание ее истории и основам.

Добавлено: 17 февраля 2020
Статья
Яковенко И. Г., Соколов Ю. В., Шевченко В. Н. и др. Философские науки. 2011. № 12. С. 50-60.
Добавлено: 30 ноября 2012
Статья
Куманьков А. Д. Философские науки. 2020. Т. 63. № 1. С. 85-100.

В статье ставится вопрос о современном значении учения И. Канта о войне. Рассматривается контекст и содержание ключевых положений концепции вечного мира, предложенной Кантом. При этом отмечается идейная взаимосвязь Канта с предшествующими ему авторами, выносившими предложения о необходимости построении союзов государств как средства противодействия войне. Также указываются события, служившие историческим фоном концептуализации проекта Канта: Французская революция и вызванные ей войны, мирный договор между Францией и Пруссией. Во второй части отмечается рост внимания к этико-политической философии Канта во второй половине XX века. В это время представители самых разнообразных политических и этических школ, космополитизм, интернационализм, либерализм, обращают внимание на наследие Канта и пытаются соотнести с ним собственные теоретические построения. В этой части было показано, как кантовская мысль о войне оказывается задействованной у Ю. Хабермаса, У. Бека, М. Калдор, Б. Оренда. Особое внимание уделяется последнему автору. Оренд доказывает необходимость интерпретировать Канта как представителя теории справедливой войны. Кроме того, ориентируясь на Канта, Оренд разрабатывает новый раздел в теории справедливой войны – концепцию jus post bellum, а также легитимирует смену режима как цель справедливой войны.

Добавлено: 22 июня 2020
Статья
Руткевич А. М. Философские науки. 2011. № 1.
Добавлено: 22 июня 2011
Статья
Жукова О. А. Философские науки. 2014. № 1. С. 103-115.
«Кружок Станкевича» – крупное явление русской культуры первой половины XIX века. Кружок связан с развитием важного направления общественной мысли, в котором представлена попытка синтеза ценностей европейского модерна и русской культуры. Настоящая работа посвящена выявлению интеллектуальных предпосылок русского европеизма, у истоков которого находится кружок Станкевича.
Добавлено: 3 октября 2014
Статья
Сорвин К. В. Философские науки. 2018. № 11. С. 143-159.

В статье рассматривается восходящая к Гегелю и Франку интерпретация онтологического аргумента как теоретического построения, в неявном виде связанного с осмыслением рефлексивной связи мышления и бытия. Автор приходит к выводу, что последовательное проведение такой интерпретации предполагает обращение к исторически преходящим формам онтологического аргумента, рассматриваемого в качестве развивающегося теоретического построения, реконструирующего логику эволюции рефлексивных систем. В работе обоснована неизбежность появления в ходе такой эволюции теоретических построений, эмансипированных от задач богопознания и даже явно не ориентированных на онтологию, которые концептуализируются как неклассические формы онтологического аргумента. С позиций введенного концепта анализируются рефлексивные построения Канта и Фихте. В исследовании, в частности, обосновывается вывод о принадлежности «морального доказательства» Канта к неклассической форме онтологического аргумента. Особое внимание уделяется в работе философии «позднего Фихте». 

Добавлено: 5 ноября 2019
Статья
Алюшин А. Л. Философские науки. 2010. № 11. С. 104-115.

В статье обсуждается концепция кадров зрительного и слухового восприятия. Исходные идеи этой концепции были выдвинуты А. Бергсоном, впоследствии эта концепция была развита Ф. Варелой. В ходе обсуждения привлекаются новейшие данные нейронаук и когнитивных наук. Автором выдвигается гипотеза о возможности расширения концепции кадров на понимание любой когнитивной деятельности, включая мышление.

Добавлено: 12 октября 2012
Статья
Лещенко О. А. Философские науки. 2009. № 3. С. 159-174.

Бизнес имеет смысл как продолжение и воплощение человеческой жизни, которая обладает некими сверхжизненными ценностями. Бизнес сам по себе ценностью не является, а становится ею только в том случае, если включается во что-то, придающее ему смысл. Деньги, прибыль — важны не сами по себе, а как средства достижения неких сверхжизненных, смысложизненных ценностей.

Бизнес корпорация – порожденный общественным развитием институт, и представляется  очевидным, что организации, занимающиеся бизнесом, должны нести некую ответственность перед социумом, обязаны соответствовать определенным общественным ожиданиям и этическим представлениям.

В прошлом вера людей, этика добра и ценности общества играли большую роль в формировании общности интересов и корпоративности. Корпоративность всегда имеет некоторые этические основы, концепции. Бизнес и власти, а также общество должны быть неразделимы с этикой и ответственностью за свои действия. А за ответственностью неизбежно стоит некая этика («этика намерений», «этика просвещенного эгоизма», «этика ответственности», «этика добродетели»). 

Добавлено: 21 ноября 2012
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2009. № 3. С. 25-44.
Добавлено: 5 марта 2010
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2009. № 2. С. 68-73.
Добавлено: 17 марта 2010
Статья
Рябушкина Т. М. Философские науки. 2011. № 4. С. 128-142.

В статье обосновывается тезис о том, что попытка мыслить познание, необходимо предполагающее субъектно-объектное отношение путем рефлексии, сводящей это отношение к единству, обусловливает фундаментальную трудность традиционного понимания самопознания.

Добавлено: 10 октября 2012