• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 106 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Черепанова Е. В. Журнал российского права. 2013. № 4. С. 59-64.

Анализируется федеральный и региональный опыт планирования организации и проведения правового мониторинга. По результатам исследования предпринята попытка установить наиболее распространенные факторы, снижающие эффективность указанной деятельности. В связи с этим выдвигается ряд предложений, направленных на оптимизацию деятельности по планированию правового мониторинга.

Добавлено: 5 декабря 2013
Статья
Шитова Н. Б. Журнал российского права. 2020. № 7. С. 98-111.

В Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019 – 2025 годы отмечено среди основных направлений политики повышение доступности образовательных услуг для иностранных граждан. Данная государственная цель обоснована, с одной стороны, неблагоприятной демографической ситуацией в РФ, а с другой, необходимостью увеличения темпов социально-экономического развития и конкуренции за интеллектуальные ресурсы на международном рынке. Однако содержание законодательства не дает четкого понимания стратегии достижения поставленной цели. Причинами этого, вероятно, являются неточность используемых в нормативных правовых актах понятий по отношению к явлениям в сфере перемещения иностранных граждан в РФ с образовательной целью и как следствие отсутствие системного взгляда законодателя на дифференциацию правового регулирования различных видов образовательной иммиграции.

Целью исследования является анализ доктринальных и правовых основ перемещения иностранных граждан в РФ с образовательной целью с учетом определенных в актах стратегического планирования государственных приоритетов.

Методы: В процессе исследования использовались общенаучные методы познания. Были также применены системный, логический методы.

Вывод: Потребность в привлечении в РФ образовательных иммигрантов отражена в российском миграционном законодательстве. При этом понятие «образовательная миграция» и производные от него не используются в основных актах, описание желаемых явлений и их качеств в сфере фактически образовательной иммиграции происходит без использования специальных понятий. По итогам исследования этот момент можно признать недостатком действующего законодательства. Следует признать полезность введения в оборот понятия «образовательная иммиграция» и взаимосвязанных с ним. Анализ законодательства позволил сделать вывод о фактическом выделении законодателем нескольких видов образовательной иммиграции с учетом преференциальности статуса иммигранта, срока и цели перемещения: учебной иммиграции, иммиграции с целью получить дополнительное профессиональное образование, международного академического обмена и стажировок, международной академической мобильности.

Добавлено: 24 октября 2019
Статья
Андреева Г. Н. Журнал российского права. 2008. № 10. С. 124-131.
Добавлено: 20 октября 2010
Статья
Ромашев Ю. С. Журнал российского права. 2013. № 11. С. 75-84.

В статье проводится анализ соответствия новых изменений в статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, связанные с защитой государственной тайны, допустимым ограничениям основных прав и свобод человека. Раскрывается актуальность и своевременность внесения новаций в российское уголовное законодательство. Подчеркивается их важность для обеспечения безопасности российских граждан, всего общества и государства. Большое внимание уделяется теоретическим и прикладным аспектам ограничения основных прав и свобод человека. Анализируются международные документы, практика Европейского Суда по правам человека, доктрины ведущих специалистов в рассматриваемой области.

Добавлено: 22 декабря 2013
Статья
Терещенко Л. К. Журнал российского права. 2011. № 12. С. 21-30.
Добавлено: 28 ноября 2011
Статья
Калмыкова А. В., Терещенко Л. К. Журнал российского права. 2011. № 12. С. 21-30.

Рассматриваются проблемы определения правового статуса технопарков как одного из элементов инновационной инфраструктуры. На основе исследований федерального и регионального законодательства определяются основные признаки технопарков, приводится зарубежных опыт регулирования их создания и деятельности. Даны предложения по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере.

Добавлено: 27 мая 2013
Статья
Медведев И. Р. Журнал российского права. 2006. С. 156-157.
Добавлено: 9 ноября 2016
Статья
Смирнова А. А. Журнал российского права. 2015. № 3. С. 120-131.

В статье проанализированы действующее законодательство, а также существующие в юридической науке позиции в области трактовки государственных услуг, функций и полномочий органов исполнительной власти. Автор отмечает неопределенность и противоречивость правового регулирования государственных услуг, а также отсутствие единого подхода в их определении в отечественной правовой теории. Указывается также на недостатки мероприятий административной реформы, связанные с неоднозначностью толкования названной терминологии.

Добавлено: 15 мая 2015
Статья
Черепанова Е. В. Журнал российского права. 2012. № 2. С. 69-75.

В статье обобщается и анализируется законодательный опыт субъектов Российской Федерации по организации и проведению правового мониторинга. По результатам проведенного исследования автором приводится ряд предложений по оптимизации деятельности субъектов Российской Федерации в обозначенной сфере, в том числе предлагается примерная структура закона субъекта Российской Федерации "О правовом мониторинге".

Добавлено: 17 октября 2014
Статья
Тихомиров Ю. А. Журнал российского права. 2009. № 12.
Добавлено: 4 февраля 2010
Статья
Фокин Е. А., Молибога П. О. Журнал российского права. 2021. № 2. С. 113-127.

Предметом настоящего исследования являются процессуальные вопросы признания и приведения иностранных судебных решений в российском арбитражном процессе (гл. 31 АПК РФ). Статья акцентирует внимание на общем значении данной процедуры, которое состоит в обеспечении реальной, а не формально декларируемой доступности правосудия. Кроме того, распространение свойств национальных судебных решений на иностранные судебные акты имеет и экономический эффект, так как способствует инвестиционной привлекательности государства.

Исследование состоит из нескольких блоков.

В первой части раскрываются международно-правовые основы признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений и особенно подчеркивается значение ст. 6 Европейской конвенции по правам человека для данной процедуры.

Второй блок посвящен основаниям придания юридической силы иностранным судебным решениям: международному договору и началам взаимности. В частности, критически оцениваются доктринальные позиции, призывающие закрепить принцип взаимности в отечественном процессуальном праве, и приводятся связанные с таким закреплением риски.

Третий блок исследования анализирует практические подходы российских судов к основаниям отказа в признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений. Так, статья продолжает дискуссию о содержании понятия «публичный порядок» применительно к рассматриваемой категории дел и показывает, что в отечественной судебной практике не сложилось конкретных и предсказуемых подходов к данной категории. Критически оценивается и то обстоятельство, что иные основания для отказа в признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений практически не применяются российскими судами.

В заключении исследования выдвигаются предложения о возможных путях развития процессуального законодательства по рассматриваемым в статье вопросам.

Добавлено: 22 октября 2020
Статья
Долотов Р. О., Крылова Д. В. Журнал российского права. 2019. № 10. С. 163-173.

В статье исследуются актуальные проблемы института независимой антикоррупционной экспертизы, а именно ее низкая эффективность, неудовлетворительные по количеству и качеству результаты, недостаточная инициативность и низкая продуктивность независимых экспертов, получивших аккредитацию на право проведения антикоррупционной экспертизы. Цели и задачи исследования - разработка комплекса научно обоснованных мер по повышению эффективности института независимой антикоррупционной экспертизы путем совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере аккредитации независимых экспертов, организационно-правовых мер, направленных на обеспечение консолидации независимых экспертов, а также мер в области управления для обеспечения эффективного взаимодействия участников общественных отношений в данной сфере. Методы исследования: общенаучные (формально-логический и системный) и частнонаучные (формально-правовой и технико-юридический). Выводы: необходимо совершенствование перечня требований к экспертам для получения аккредитации в направлении конкретизации сферы компетенции эксперта, введение дополнительных требований к количеству ежегодно подготавливаемых экспертных заключений и дополнительных оснований досрочного аннулирования свидетельства об аккредитации и ограничений для ее получения. Важно создание некоммерческой организации аккредитованных экспертов для решения актуальных задач по институциализации независимой антикоррупционной экспертизы, определению экспертных областей экспертов при аккредитации, совершенствованию методологии проведения антикоррупционной экспертизы, организации обучения и разработки кодекса этики экспертов. Авторами разработаны предложения по организации в рамках экспертных советов при органах власти, ответственных за проведение антикоррупционной экспертизы, взаимодействия с независимыми экспертами и представителями профессиональных отраслевых объединений и других консолидированных групп граждан, чьи интересы затрагиваются объектами антикоррупционной экспертизы, и сопровождения деятельности советов со стороны научных институтов.

Добавлено: 25 октября 2019
Статья
Тихомиров Ю. А. Журнал российского права. 2019. № 5. С. 5-20.

Современное общество представляет собой сложный социальный организм со своими целями, составными элементами и порядком взаимодействия. Поведение людей «одушевляет» все процессы и действия в обществе, что придает особую актуальность анализу динамики поведения в фокусе права. Исследование позволяет преодолеть устойчивый взгляд на право как на «набор юридических текстов», выявить его мощный поведенческий потенциал и активно использовать человеческий фактор для эффективности правового регулирования. В статье рассматриваются вопросы использования правового механизма регулирования индивидуального поведения и социально-правовых ролей человека, институционального, корпоративного и массового поведения. Большое внимание уделено анализу влияния интересов, мотивов и эмоций людей на их отношения к публичным институтам и законодательству. Теоретическая оценка и выводы сочетаются с обоснованием научно-практических рекомендаций.

Добавлено: 18 июня 2019
Статья
Назмутдинов Б. В. Журнал российского права. 2020. № 5. С. 23-37.

Ключевой целью теоретиков разделения властей Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескье было предотвращение тирании, концентрации власти. Однако для классиков евразийства наиболее важной политико-правовой проблемой после революций 1917 г. и Первой мировой войны стало не тираническое правление, а само существование российского государства. Цель их политико-правовых проектов состояла в наполнении «пустых» либерально-демократических форм конкретным содержанием. В связи с этим евразийский государствовед Николай Алексеев отрицал идею независимости суда. По его мнению, судебная власть не должна быть независима от других ветвей власти: она призвана воплощать в себе народное и государственное начала, не быть безучастным арбитром при разрешении споров, а вместе с другими участниками процесса стремиться отыскать истину. Впоследствии Алексеев, находясь под впечатлением судебных процессов в СССР конца 1930 гг., высказался в пользу принципа независимости суда, отвергнув идею, что судебные реформы 1864 г. имели неблагоприятное значение для правовой системы России.

Взамен разделению властей евразийцы предлагали идею баланса властей: «народно-демотической» и «идеократической». Первая бы, по мнению Алексеева, воплощалась в системе советов, формируемых по «принципу заступления», вторая – в наличии «государственного актива», отбираемого по принципу верности «общей идее», евразийству. Николай Трубецкой предлагал концепцию «многопарламентского правления»: в этой системе партийные выборы были бы неуместны: каждый из граждан голосует не за партии, а за специальные организации, представляющие их интересы в определенной сфере общественной жизни. Наиболее влиятельная из этих палат состояла бы из «идеологов».

Воззрения евразийцев, с одной стороны, можно рассматривать в контексте идей теоретиков «классического естественного права», изображавших политическое правление прежде всего в терминах целей и добродетелей, а не учреждений и четких институциональных решений. С другой, – в сравнении со взглядами иных авторов, традиционно рассматриваемых в рамках идеологий «третьего пути». Идеи евразийцев также были созвучны советским конституционным проектам, отвергавшим привычные концепции разделения властей.

Добавлено: 26 апреля 2020
Статья
Терещенко Л. К. Журнал российского права. 2016. № 10.

В статье дан анализ отдельных терминов и их содержания, используемых в информационном и телекоммуникационном праве, их соотношение и степень согласованности, показаны проблемы, возникающие в правоприменительной практике в связи с недостаточной проработанностью понятийного аппарата.

Добавлено: 20 декабря 2016
Статья
Хлуденева Н. И., Кичигин Н. В. Журнал российского права. 2011. № 1. С. 63-68.
Добавлено: 18 января 2012
Статья
Терещенко Л. К., Тиунов О. Журнал российского права. 2014. № 12 (216). С. 42-49.

Персональные данные отнесены к категории конфиденциальной информации, установлен запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения. Статья посвящена анализу основ правового режима персональных данных, проблемам применения законодательства о персональных данных, определению тенденций его развития, включая право отзыва субъектом персональных данных согласия на их обработку, поиску баланса интересов субъекта персональных данных и общества. Рассматривается судебная практика, включая решения Европейского суда по правам человека в данной сфере. Показано наличие разных подходов в решении дел, связанных с предоставлением персональных данных.

Добавлено: 27 января 2015
Статья
Лаптева А. М. Журнал российского права. 2019. № 4. С. 93-104.

Автором предпринята попытка рассмотреть комплексно вопросы, касающиеся правового регулирования использования цифровых активов в коммерческом обороте. При этом необходимо отметить, что в юридической и экономической доктрине, равно как и в правоприменительной практике отсутствует единообразный поход к содержанию понятий «цифровая экономика», «цифровой актив», «большие данные» (Big Data). Указанные обстоятельства и предопределили тему исследования.

Целью статьи является изучение недостаточно разработанных проблем, связанных с правовой природой и правовым режимом цифровых активов, больших данных, а также условий их оборота.

Сформулирован вывод, что большие данные представляют собой имущественный комплекс, включающий совокупность объектов с различной правовой природой, которые имеют общее целевое назначение. Единство цели консолидирует эту совокупность в единый самостоятельный объект гражданского права, обладающий признаками оборотоспособности и предполагающий специфические способы защиты прав его правообладателя.

Доминантой больших данных как разновидности имущественных комплексов является: 1) информация, которая состоит из «сырых данных» (необработанных данных) и результатов обработки «сырых данных» (которые могут быть в том числе и в овеществленной форме); 2) имущественные права (например, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ), базы данных). Особенность такого имущественного комплекса состоит в том, что ценность и полезность элементов такого комплекса (значение для конкретных лиц и обществ в целом) могут представлять интерес как сами по себе, так и в своей совокупности.

Добавлено: 29 апреля 2019
Статья
Тихомиров Ю. А. Журнал российского права. 2013. № 3. С. 5-20.

Обосновывается природа правового суверенитета и рассматриваются формы интеграции государств, соотношения норм национального и международного права, освоения новых правовых пространств.

Добавлено: 5 декабря 2013
Статья
Воронцов О. Г. Журнал российского права. 2017. № 2 (242). С. 110-119.

В статье рассматриваются проблемы реализации принципа эффективности использования бюджетных средств. Сделан вывод об отсутствии в теории бюджетного права единого понимания категории «эффективность». С позиций органов внешнего государственного аудита (контроля) автором проводится анализ легальной формулировки принципа эффективности использования бюджетных средств. С учетом международных документов в сфере государственного аудита выделяются и обосновываются правовые дефекты рассматриваемого принципа, предлагаются возможные пути их устранения. Подчеркивается, что в существующем правовом регулировании присутствуют отдельные элементы правового механизма реализации принципа эффективности использования бюджетных средств, что не обеспечивает полного достижения заложенных при введении рассматриваемого принципа целей, чем обусловлена его декларативность. Сформулирован вывод, что исходной точкой создания действенного механизма реализации принципа эффективности использования бюджетных средств является формирование четкого, научно обоснованного и законодательно установленного понятия эффективности использования бюджетных средств, а также установление в законодательстве необходимых ориентиров для оценки эффективности использования бюджетных средств, что должно согласовываться с выработкой единых методических подходов органами внешнего государственного аудита (контроля) по проведению аудита эффективности использования государственных средств.

Добавлено: 17 ноября 2020
Статья
Щепанский И. С. Журнал российского права. 2019. № 5.

Целевое назначение земель и земельных участков является одной из основных характеристик земельного участка, определяющей его ценность и возможные способы использования. Вместе с тем российское законодательство и правоприменительная практика порождают ряд проблем в рассматриваемой сфере правового регулирования. В статье на основании положений действующего законодательства, материалов судебной практики, разъяснений органов власти и положений правовой доктрины анализируются основные подходы к пониманию института целевого назначения земель для формулировки предложений по улучшению работы данного института. Задачей исследования является рассмотрение содержания института целевого назначения земель и таких проблем, связанных с реализацией правового принципа использования земель в соответствии с установленной категорией и законодательно разрешенным использованием, как соотношение указанных правовых институтов, порядок их определения и изменения органами власти, наличие разночтений в официальных документах, их устанавливающих, определение объема правомочных действий, которые вправе осуществлять правообладатель земельных участков в соответствии с установленным правовым режимом. Автором используется формально-юридический (догматический) метод исследования проблемы. Даны общие рекомендации о возможном решении значительной части выявленных проблем.

Добавлено: 31 мая 2019