• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 60 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Драчёва Н. В. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2017. Т. 16. С. 116-119.

В статье рассматривается форма существительного vis, приводимая М.Т. Варроном в качестве примера в трактате «De lingua Latina» (VIII, 7-8; XI, 17). Автор, анализируя научную и справочную литературу, приходит к выводу, что данная форма, являющаяся формой генитива единственного числа, хотя и употреблялась довольно редко, но окончательно не вышла из употребления в латинском языке.

Добавлено: 7 ноября 2018
Статья
Белоусов А. В., Трейстер М. Ю. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2018. Т. 18. С. 92-128.

Статья посвящена публикации перекрестья кинжала, обнаруженного в 1984 г. в погребении знатного кочевника у с. Косика в Нижнем Поволжье, относящегося к типу парадных кинжалов, которые были распространены в Евразии в I в. до н. э. – I в. н. э. и стали одной из инсигний власти, о чем свидетельствуют их находки в княжеских погребениях кочевников и их изображения на царских фигурах на стелах из Коммагены. Датированная (238 годом) пуансонная надпись, открытая на золотой обкладке перекрестья одним из авторов в 2015 г. и полностью очищенная от оксидов железа в 2017 г., содержит указание на мастеров и вес золота, подтвержденный эклогистом, что означает оценку на самом высоком государственном уровне. Надпись позволяет с большой степенью уверенности предполагать, что кинжал мог быть изготовлен либо в качестве налогового платежа ремесленной корпорации государству, либо в качестве подарка какому-то царственному лицу. Кроме того, анализ надписи позволяет предположить, что кинжал мог быть сделан в Малой Азии, возможно, в Коммагене, в 74 г. до н. э. (т. е. датировка по селевкидской эре), а не в 59 г. до н. э. (по понтийской эре), т. к. существование эклогистов в Понтийском царстве не было пока подтверждено ни нарративной традицией, ни эпиграфическими документами. Предлагаемая датировка надписи хорошо соответствует археологической датировке погребения в Косике началом третьей четверти I века до н. э. и уже предложенной ранее гипотезе о том, что погребенный мог быть участником кампании в Малой Азии боспорского царя Фарнака в 49–47 г. до н. э. 

Добавлено: 20 февраля 2019
Статья
Шумилин М. В. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2012. Т. VI. С. 188-205.

Статья посвящена отсылкам к образу гомеровского Полифема (и других подобных ему мифологических чудовищ) в сцене аристии центуриона Сцевы из VI книги «Гражданской войны» Лукана (а также в других местах поэмы). В интересе Лукана к этой теме предлагается видеть намек на аллегорические трактовки ослепления Полифема.

Добавлено: 16 апреля 2013
Статья
Алиева О. В. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2017. Т. XV. С. 77-89.

Обсуждения аудитории послания «К юношам о пользе греческих книг» Василия Великого, как правило, сводятся к вопросу о том, были ли среди слушателей святителя его племянники. На этом направлении достичь больших успехов сложно: в отличие от своего друга Григория Богослова, Василий не так охотно рассказывает о своем семействе. В силу недостатка биографических сведений дальнейшее уточнение аудитории послания возможно по аналогии с текстами, близкими к «Юношам» не только формально, но и хронологически. Речь идет о текстах, созданных вскоре после смерти Василия Великого: стихотворные послания Григория Назианзина ΙΙ. 2. 4 и ΙΙ. 2. 5 («От Никобула-сына к отцу» и «От Никобула-отца к сыну») и Амфилохия Иконийского («К Селевку»). Жанровая близость этих текстов позволяет предполагать сходство ситуаций, в которых находятся авторы и их адресаты.

Добавлено: 21 декабря 2016
Статья
Прокопов К. Е. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2019. Т. 19. С. 17-35.

Традиционное толкование последних слов Сократа в платоновском «Федоне», идущее от неоплатонических комментариев и наиболее известное в изложении Ф. Ницше, заключается в аллегорическом выражение идеи, что жизнь — это болезнь, а смерть — благо, и Сократ просит принести жертву Асклепию, который исцелил его от недуга жизни. Современный status quaestionis, однако, далек от признания этого чтения как окончательного: сложилось иное мнение, идущее от М. Фуко и в той или иной степени поддерживаемое другими исследователями. Согласно ему, Сократ благодарит Асклепия за исцеление от недуга ложных мнений и неверия в возможности рассуждения (мисологии). В статье мы рассмотрим основные толкования слов Сократа и критику традиционного понимания, опишем позицию Фуко и добавим в ее поддержку анализ тех элементов диалога, которые могли бы укрепить такое чтение, но остались за пределами внимания в исследовательской литературе. Борьба между традиционным и новым толкованием будет представлена как следствие разных исследовательских подходов на диалог, где одна сторона видит в нем манифест аскетизма, а другая — защиту философской жизни. Именно последняя перспектива ведет к интерпретации смысла слова Сократа как призыва к своим ученикам заботиться о себе и заниматься философской практикой — толкование, которое могло бы стать взвешенной альтернативой традиционной интерпретации.

Добавлено: 10 июня 2019
Статья
Шумилин М. В. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2018. Т. 18. С. 425-446.

Рецензия на монографию.

Добавлено: 8 апреля 2019
Статья
Шумилин М. В. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2015. Т. XII. С. 296-321.

Рецензия.

Добавлено: 20 сентября 2018
Статья
Шумилин М. В. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2015. Т. XI. С. 314-323.

Рецензия.

Добавлено: 20 сентября 2018
Статья
Шумилин М. В. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2012. Т. VI. С. 237-241.

Рецензия на новаторскую монографию по рецепции поэзии Вергилия в эпоху Возрождения.

Добавлено: 16 апреля 2013
Статья
Щербакова Е. А. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2014. № 9. С. 269-278.

Рецензия на книгу С. Н. Муравьева "Гераклит Эфесский. Все наследие. На языках оригинала и в русском переводе" (Ad Marginem, Москва, 2012).

 

Добавлено: 16 ноября 2013
Статья
Файер В. В. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2013. Т. VII. С. 194-196.

Рецензия на сборник статей Надежды Касимовны Малинаускене, посвященный преподаванию древнегреческого и латинского языков.

Добавлено: 27 марта 2015
Статья
Ладынин И. А. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2014. Т. 9. С. 21-57.

В статье рассматриваются схолии к фрагменту «Аргонавтики» Аполлония Родосского (IV 272-276), в которых приводятся сведения ученика Аристотеля Дикеарха Мессенского о древнем царе Египта – преемнике богов, величайшем завоевателе и устроителе египетского общества. Приводятся аргументы в пользу того, что аутентичным первоначальному тексту Дикеарха должен быть текст схолиев согласно codex Laurentianus XXXII.9, в котором данный царь именуется «Сесонхосис», а содержащие это именование сообщения представляют собой описания его устроительских деяний с выраженными египетскими коннотациями и прямыми отсылками к Дикеарху. Текст данного фрагмента схолиев согласно codex Parisinus 2727 в его начале также содержит именование «Сесонхосис»; далее схолиаст привел указание на именование этого же царя Сесострисом у Феопомпа, которое в традиции, сформировавшей codex Parisinus 2727, по-видимому, и заместило в последующем тексте схолий именование «Сесонхосис», как более известное – менее известное. Показано, что сведения о египетском царе-устроителе у Аристотеля и Дикеарха достаточно различны содержательно и фактически принадлежат разным этапам знакомства эллинов с египетской традиции; соответственно, от Дикеарха не следует ожидать механического воспроизведения формы имени данного персонажа «Сесострис», которую употреблял его учитель. Наблюдения настоящей статьи важны для установления смысла соотнесения с царем Сесонхосисом Александра Македонского в александрийском прототипе «Романа об Александре» в первой половине III в. до н.э.

Добавлено: 26 августа 2018
Статья
Файер В. В. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2011. № IV. С. 218-225.

Статья содержит описание видеомемуарного проекта "Сова Минервы", посвященного истории классической филологии в России. Само существование этого проекта и формы его презентации стали механизмом конструирования корпоративной памяти небольшого сообщества филологов-классиков и смежных с ним дисциплин.

Добавлено: 10 декабря 2012
Статья
Марей Е. С. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2014. № 9. С. 96-111.
Браулион, епископ Сарагосы в 631–651 гг., известен благодаря своей переписке, содержащей 44 послания. Весьма показательно цитирование античных и христианских авторов в письмах Браулиона. Так, он никогда не ссылается на языческих писателей и поэтов в письмах, адресованных мирянам, хотя в письмах, предназначенных клирикам, он цитирует их весьма охотно. Зато в письмах и к мирянам, и к клирикам он часто приводит фрагмен- ты Священного Писания и аллюзии на него. Это может означать, что в эту эпоху епи- скопы были единственной группой, способной распознать и понять античные аллюзии и сюжеты, тогда как образование мирян ограничивалось Священным Писанием.
Добавлено: 5 ноября 2014
Статья
Маньков А. Е. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2015. № XI. С. 297-306.

1. Сообщение Страбона о соанах (XI. 2. 19: Xρῶνται δ’ οἱ Σόανες φαρμάκοις πρὸς τὰς ἀκίδας θαυμαστῶς, καὶ τοὺς ἀφαρμάκτοις τετρωμένους βέλεσι λυπεῖ κατὰ τὴν ὀσμήν, в соответствии с изданием Казобона) допускает чтение без конъектур и предположения о лакуне, если исходить из того, что λυπεῖ относится к φάρμακα и закономерно стоит в ед. ч. Предлагаемый перевод: «Соаны используют яды для наконечников удивитель- ным образом: [яды] мучают запахом даже раненых неотравленными стрелами».

2. В сообщении Фукидида о новых полисах (Thuc. I. 7. 1) глагол κτίζομαι означает ‘созда- ваться; образовываться’, поэтому более точным переводом выражения [πόλεις] τείχεσιν ἐκτίζοντο является «города … образовывались стенами»: в этом месте акцент делается не столько на строительстве и укреплении полисов (как следует из имеющихся пере- водов), сколько на их пространственной фиксации.

Добавлено: 30 октября 2017
Статья
Шумилин М. В. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2013. Т. VIII. С. 171-180.

1. В тексте «Мученичества св. Себастьяна» (BHL 7543), Passio Sebastiani 13, AASS 2.267, предлагается вместо …ita illic refectio, quam os susceperit, melliflua in gustu hoc unicuique sapit, quo fuerit delectatus читать ...ita illic refectio, quam os susceperit, melliflua in gustu. Hoc unicuique satis, quo fuerit delectatus. 2. В тексте «Проповедей» Хроматия Аквилейского, 26.94–98 Étaix–Lemarié, вместо post multas uirtutes et mirabilia, quae fidem credentium confirmauit предлагается читать post multas uirtutes et mirabilia, quae fidem credentium confirmarunt. 3. В тексте «Иоанниды» Кориппа, 4.1, предлагается новое направление поиска решения проблемы, которую ставит бессмысленная и метрически невозможная фраза ductor iacet: слово ductor могло быть глоссой к слову rex, которое, в свою очередь, могло быть искажением слова res.

Добавлено: 20 сентября 2018
Статья
Шумилин М. В. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2014. Т. IX. С. 128-162.

Статья посвящена роли, которую среди прочих интертекстуальных ориентиров Апулея играет эллинистическая эпиграмма. По дошедшим до нас эпиграммам самого Апулея видно, насколько значимы для него, в частности, эпиграммы из составленного Мелеагром Гадарским собрания «Венок», а также ориентированные на них римские стихи т. н. «пренеотериков» и poetae nouelli. В то же время собрание Мелеагра могло восприниматься Апулеем особым образом в связи с тем, что оно включает в себя приписывавшиеся Платону эпиграммы: в «Венке» Апулей мог видеть своего рода поэтическое приложение к корпусу платоновских текстов. Это дополнительно объясняет явные отсылки к мелеагровским эпиграммам о Душе и об Эроте в сказке об Амуре и Психее. В первом приложении рассматривается вопрос о том, возможно ли реконструировать близкие по времени к Апулею антологические собрания латинских эпиграмм, включавшие в себя эпиграммы самого Апулея. Фрагмент такого собрания можно видеть в группе эпиграмм «Кодекса Бине» вокруг Apul. fr. 7 Courtney (AL 414, 414a, 708, 233, 709–711, 232, 712–715, позднейший датируемый текст относится к III в.), причем воспроизведение нелогичного титула AL 233 указывает, что антология «Кодекса Сомеза» (ок. 534 г.) должна быть зависима от этого собрания. Во втором приложении указывается на слабые места атрибуции AL 709 лангобардскому историку и поэту Павлу Диакону.

Добавлено: 20 сентября 2018
Статья
Егоров А. С. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2010. Т. II. С. 15-25.

Версия гибели Эмпедокла, согласно которой он прыгнул в кратер вулкана Этна, была весьма популярна в античности. Об этом свидетельствует ее упоминание у разных авторов (Гораций, Страбон, Гиппобот, Диодор Эфесский). Не смотря на критичное отношение некоторых из них (Страбон, Тимей) к возможности самоубийства Эмпедокла подобным образом, автор статьи полагает, что данная версия является наиболее правдоподобной. В доказательство приводятся параллели из культовой практики святилища Аполлона Левката и похожие случаи ритуального (само)убийства. Кроме того указывается на возможную связь Афродиты с религиозными представлениями подобного рода.

Добавлено: 2 февраля 2013