• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 392 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Антипкина И. В., Любицкая К. А., Нисская А. К. Вопросы образования. 2018. № 4. С. 230-260.

Значимость вовлеченности родителей в  образование детей обусловлена доказанным положительным влиянием участия родителей в школьной жизни детей на их благополучие. При этом единого полного представления о содержании и формах родительской вовлеченности до сих пор не  составлено, и  эффективность тех или иных реализуемых сегодня способов коммуникации семьи и  школы остается дискуссионной. Исследование призвано восполнить дефицит информации о  способах участия родителей в  образовательном процессе, которые могут различаться в  зависимости от особенностей семьи, ребенка и школы. Цели исследования—операционализировать понятие «родительская вовлеченность»; описать родительскую вовлеченность на  материалах крупномасштабного исследования; оценить связь родительской вовлеченности с  характеристиками семей, детей и  школ; предложить модели, прогнозирующие уровень родительской вовлеченности в середине начальной школы; сформулировать рекомендации для школ. Родители 1447 детей из  средних школ Красноярска и  Казани, участвовавших в  проекте iPIPS, дважды заполняли опросники: когда их дети пошли в  1‑й  класс и  в  начале 3‑го  класса. Опросники включали вопросы о демографических характеристиках семьи, а также об участии родителей в  учебных делах ребенка дома, в школе и об удовлетворенности коммуникацией со  школой. Установлено, что восприятие родителями коммуникационного климата в школе является гораздо более важным предиктором их вовлеченности в  образование детей в  середине младшей школы, чем комплекс социально-демографических характеристик семей и  уровень развития ребенка на этапе начала обучения. В  целом полученные результаты не  подтверждают целесообразность использования универсальных программ по усилению родительской вовлеченности.

Добавлено: 5 сентября 2018
Статья
Базжина Т. В. Вопросы образования. 2009. № 3. С. 287-298.
Добавлено: 20 февраля 2011
Статья
Пенская Е. Н. Вопросы образования. 2008. № 2. С. 245-265.
Добавлено: 9 ноября 2008
Статья
Белик К. М. Вопросы образования. 2019. № 2. С. 293-298.

Книга А.Е. Иванова «Ученое достоинство Российской империи. XVIII – начало XX в. Подготовка и научная аттестация профессоров и преподавателей высшей школы» дает представление о практиках научной аттестации и процедуре присуждения ученых степеней в университетах Российской империи. Структура и содержание книги рассматриваются с точки зрения ее исследовательского потенциала и перспектив использования материала в исторической науке.

Добавлено: 4 июня 2019
Статья
Солнцев С. А. Вопросы образования. 2015. № 3. С. 208-229.

Обсуждаются наиболее распространенные теоретические модели востребованности высшего образования. На основании сведений о назначениях руководителей в российских компаниях и в российских филиалах зарубежных компаний за период с конца 1999 г. до конца 2009 г., которые раз в неделю публиковались в газете «Ведомости», проанализированы характеристики образовательного уровня руководителей компаний в России: профиль их первого высшего образования и где оно было получено; формы получения второго высшего образования и где оно было получено; категории руководителей, которые с наибольшей вероятностью получают второе высшее образование. Выборка составила 5001 факт назначения. Проведен эконометрический анализ факторов, определяющих востребованность второго высшего образования среди руководителей компаний. Установлено, что практически все руководители имеют высшее образование, а каждый третий из них — два и более высших образования. Наиболее востребовано в качестве второго высшего образования экономическое и бизнес-образование. Спрос на второе образование с большей вероятностью предъявляют руководители, которые в качестве первого получили техническое или гуманитарное образование. 

Добавлено: 28 сентября 2015
Статья
Смирнов И. Б., Сивак Е. В., Козьмина Я. Я. Вопросы образования. 2016. № 4. С. 106-122.

Потенциал социальной сети ВКонтакте как источника данных начинает использоваться в исследованиях образования, однако до сих пор недостаточно известно о качестве данных, которые можно получить с помощью этой социальной сети, и о смещениях выборки ее пользователей относительно общей популяции учащихся. Статья посвящена исследованию достоверности данных ВКонтакте на примере одной школы (766 учащихся) и одного университета (15 757 учащихся). Описывается процедура сопоставления профилей на ВКонтакте реальным школьникам и студентам. Непосредственное сопоставление позволяет обнаружить около 18% учащихся. Предлагаемый в статье метод позволяет увеличить это число до 88% для школьников и 93% для студентов. Оцениваются различия между теми учащимися, которые были найдены на ВКонтакте, и теми, которые не были, по ряду существенных характеристик, таких как успеваемость, пол и возраст. Анализируется соответствие социальных связей, восстановленных по данным ВКонтакте, ожидаемой социальной структуре образовательного учреждения. Показано, что в виртуальном пространстве воспроизводится разбиение университета на кампусы и на образовательные программы, а школы – на корпуса и классы. Насколько нам известно, это первое исследование подобного рода и масштаба на данных ВКонтакте. Оно вносит вклад в понимание того, насколько данные из социальной сети соответствуют реальности, как можно повысить их точность и как они могут использоваться в исследованиях образования.

Добавлено: 27 сентября 2016
Статья
Королева Д. О. Вопросы образования. 2016. № 1. С. 205-224.

Чтобы оценить использование российской школой современных способов электронного обучения, мобильных технологий и социальных сетей в образовательном процессе, проведено анкетирование московских школьников и уча- щихся иных образовательных учре- ждений в возрасте 16–18 лет. Объем выборки составил 3194 респондента. Описаны три волны информатизации российской школы и те вызовы, с которыми система столкнулась за последние пять лет: массовое использование учащимися мобильных телефонов и карманных персональных компьютеров со скоростным доступом к Интернету, активное применение сервисов социальных сетей для общения, поиска и хранения информации. Показано, что в школьной системе налицо определенный прогресс: сегодняшние учителя общаются со школьниками по электронной почте и в социальных сетях, периодически задают домашние задания, которые необходимо выполнять онлайн или с использованием интернет-сервисов. Тем не менее школа остается крайне консервативным институтом. Система образования нечувствительна к быстро меняющимся технологиям, использование только традиционных методик и игнорирование новых существенно тормозит процесс модернизации. 

 

 

Добавлено: 5 июня 2016
Статья
Поливанова К. Н. Вопросы образования. 2013. № 1. С. 69-72.

Анализируя концепцию присвоения нового знания, выдвинутую Дж.П. Джи, автор проводит параллели с исследованиями структуры деятельности, игры и самооценки в отечественной психологии.

 

Добавлено: 27 апреля 2013
Статья
Пенская Е. Н. Вопросы образования. 2008. № 1. С. 248-268.
Добавлено: 9 ноября 2008
Статья
Поплавская А. А., Груздев И. А., Петлин А. В. Вопросы образования. 2018. № 4. С. 261-281.

Представлен обзор зарубежных исследований, посвященных участию семей в дополнительном образовании детей. В них выделены основные факторы, оказывающие влияние на выбор дополнительных занятий: уровень дохода, культурный капитал и образование родителей, бла- гополучие места проживания, инфраструктура местных образовательных организаций, информационная поддержка выбора. Эмпирической базой исследования послужили материалы проведенных весной 2017 г. в Москве полустандартизированных интервью с родителями, имеющими детей дошкольного и школьного возраста, вовлеченных в занятия дополнительным образованием. Также использовались количественные данные, полученные в рамках Мониторинга экономики образования 2017 г. Анализируется вос- требованность тех или иных источников информации при выборе организаций дополнительного образования для детей, критерии выбора и установки в отношении целей дополнительного образования, типы сценариев выбора. На основании результатов исследования авторы ставят под сомнение обоснованность и потенциальную эффективность ряда мер, предусмотренных государственной политикой в сфере дополнительного образования детей. 

Добавлено: 22 декабря 2018
Статья
Горбунова Е. В. Вопросы образования. 2018. № 1. С. 110-131.

В силу демографических изменений, модернизации экономики и образования выбытие студентов становится все более актуальным явлением, особенно для вузов, находящихся в экономически депрессивных районах. В России традиция исследований выбытия еще только формируется, и важно зафиксировать основную терминологию, используемую для анализа выбытия, разработать теоретическую рамку, учитывающую специфику российских вузов, обозначить перспективы развития исследований. Проанализирована терминология, используемая в зарубежных исследованиях выбытия из вуза, представлена история изучения данного феномена в США. Рассмотрены основные концепции выбытия, разработанные в социологии, психологии, теории организаций и экономической науке. Они свидетельствуют о продуктивности учета при изучении выбытия широкого спектра факторов разной природы: процессов социальной и академической интеграции, психологических особенностей студентов, организационных характеристик вуза и образовательных программ. При адаптации существующих моделей к российскому высшему образованию необходимо учитывать, что в отечественных вузах преобладает принудительное выбытие, обусловленное академической неуспеваемостью студентов, тогда как зарубежные модели были созданы для описания добровольного выбытия из вузов. Проанализированы отечественные исследования, которые могут послужить основанием для разработки модели выбытия студентов из российских вузов.

Добавлено: 23 апреля 2018
Статья
Варшавская Е. Я., Котырло Е. С. Вопросы образования. 2019. № 2. С. 98-128.

На основании микроданных Федерального наблюдения трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование в 2010–2015 гг., проведенного Росстатом в апреле — сентябре 2016 г., анализируется переход «учеба — работа» у выпускников инженерно-технических и экономических специальностей. Успешность этого перехода рассматривается как показатель соотношения предложения и спроса на их труд. Методы исследования — дескриптивный и регрессионный анализ.

Анализ статистических данных на макроуровне показал, что численность специалистов инженерно-технического профиля, получивших высшее образование в 1990–2000-х годах, превышала число специалистов, покидающих рынок труда по возрасту. Рост агрегированного предложения труда работников с инженерной подготовкой в пореформенный период происходил на фоне сжатия спроса на их труд, связанного главным образом с существенным сокращением числа занятых в промышленности.

Установлено, что шансы найти работу, продолжительность ее поиска, показатели соответствия первой работы уровню и профилю образования фактически одинаковы для молодых дипломированных инженеров и экономистов. Размеры их стартовой зарплаты также статистически не различаются. Тем самым не получило подтверждения предположение о высоком неудовлетворенном спросе на специалистов в области техники и технологии и об избыточном предложении специалистов в области экономики и управления. Показано, что декларируемый дефицит специалистов инженерного профиля не связан с недостатком их предложения на макроуровне.

Выводы исследования могут быть использованы при формировании программ развития высшего образования на федеральном и региональном уровне.

Добавлено: 28 октября 2018
Статья
Дорошенко М. Е., Замков О. О., Автономов В. С. Вопросы образования. 2004. № 2. С. 127-154.
Добавлено: 5 апреля 2011
Статья
Санина А. Г., Закарян А. Г., Обидовский О. В. Вопросы образования. 2012. № 3. С. 217-240.

Представлен анализ результатов эмпирического исследования государственной идентичности выпускников петербургских вузов. Обосновывается вывод о том, что современная модель выпускника не способствует конструированию государственной идентичности, основные элементы которой (когнитивный, эмоционально- оценочный, нормативно-ценностный и поведенческий) не связаны между собой: усилия по наращиванию знаний молодых людей о государстве, развитию их представлений о должном и правильном не трансформируются в изменение их линии поведения относительно государства, а демонстрация определенного уровня знаний нивелируется недоверием к современным политическим реалиям, что приводит к формальному восприятию государства как чего-то внешнего и враждебного.

Добавлено: 21 ноября 2012
Статья
Ленская Е. А., Брун И. В. Вопросы образования. 2016. № 2. С. 62-99.

На основании данных международного исследования TALIS‑2013, в котором Россия приняла официальное участие впервые, анализируются демографические характеристики, стаж и рабочая нагрузка директоров школ, их подготовка и возможности профессионального развития, условия работы, обязанности и приоритеты в деятельности. Обсуждается также участие директоров в оценивании работы учителей, делегирование ими властных полномочий по управлению школой, ресурсы, в которых нуждаются директора, и оценка ими положения в собственных школах. Исследование проходило в 14 регионах России, и, как выяснилось, лидерский потенциал в образовательных учреждениях этих регио- нов разный. Изменения, происходящие в системе образования (новый Федеральный закон «Об образовании», новые Федеральные государственные образовательные стандарты), требуют от директора работы в трансформационном режиме, но лишь немногие из респондентов справляются с этой задачей. Директора предпочитают «ручное управле- ние» и взаимодействие с отдельными учителями, а не с их группами. Авторитаризм и нежелание делиться вла- стью — наиболее значимые препятствия к осуществлению директорами школ трансформационного лидерства. Система подготовка кандидатов на должность директора школы в России пока не выстроена. Только в нескольких регионах до начала работы в новом качестве более 20% кандидатов прошли специальную подготовку, есть регионы, где таких не оказалось вообще. Настоятельной необходимостью является включение в систему профессиональной подготовки руководителей школ обучения приемам командообразования, навыкам делегирования полномочий и умению работать в режиме распределенного лидерства.

Добавлено: 18 октября 2016
Статья
Пенская Е. Н. Вопросы образования. 2012. № 4. С. 5-11.

Этапы развития российской социологии. ключевые персоны. социология в системе гуманитарного знания. Юбилей Д.Константиновского как одна из реперных точек, позволяющих аналитически оценить  победы и поражения  

Добавлено: 15 февраля 2013
Статья
Кузнецова В. И., Забатурина И. Ю., Озерова О. К. Вопросы образования. 2004. № 3.
Добавлено: 5 февраля 2010
Статья
Кузнецова В. И., Забатурина И. Ю., Озерова О. К. Вопросы образования. 2004. № 4.
Добавлено: 5 февраля 2010
Статья
Тюменева Ю. А., Шкляева И. В. Вопросы образования. 2016. № 3. С. 8-33.

Закономерности применения изученного в новых ситуациях исследуются в рамках двух концепций — моделирования и трансфера. Проведен обзор литературы с целью сравнить эти концепции, чтобы получить максимально полное представление о том, какие психологические процессы задействованы в применении знаний в новой ситуации, что будет меняться в исследовательской и учебной практике при смене концептуальных рамок и при каких условиях эти концепции могут обогатить друг друга. Показано, что в обеих концепциях ключевым условием успешного применения приобретенных знаний является осуществление анализа структуры задачи и сопоставления моделей задачи, данных в разных репрезентационных системах. На основании полученных данных сделаны выводы относительно подходов к обучению, способствующих эффективному применению полученных знаний, а также относительно критериев оценки учебных заданий.

Добавлено: 24 октября 2016