• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 304 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Lepshokova Z., Galyapina V. N., Lebedeva N. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2016. Vol. 13. No. 2. P. 223-239.

Данная статья посвящена изучению влияния религиозной идентичности и воспринимаемой родителями и детьми психологической близости друг к другу на сходство их ценностей в разных религиозных контекстах, а именно в контекстах религиозного меньшинства и большинства. В исследовании приняло участие 454 респондента,  родители и дети из 118 русских православных христианских семей из Кабардино-Балкарской Республики, где 72% населения мусульмане, и из 109 русских православных христианских семей из Республики Северная Осетия – Алания, где 91% населения православные христиане.  В исследовании использованы опросник для измерения ценностей (Портретный ценностный опросник — Пересмотренный - PVQ-R of Schwartz), шкала для измерения религиозной идентичности и шкала воспринимаемой родителями и детьми психологической близости друг к другу, разработанная авторами. В результате путевого анализа обнаружено, что религиозная идентичность русских православных подростков, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике, позитивно связана со сходством ценностей родителей и детей, тогда как воспринимаемая подростками психологическая близость с родителями негативно связана. В Республике Северная Осетия – Алания религиозная идентичность родителей и воспринимаемая подростками психологическая близость с родителями являются предикторами сходства ценностей родителей и детей. В данных двух северокавказских республиках мы также обнаружили, что воспринимаемая родителями психологическая близость с детьми отрицательно связана со сходством ценностей родителей и детей. Обсуждение результатов исследования посвящено роли религиозного контекста во влиянии религиозной идентичности и воспринимаемой психологической близости на сходство ценностей родителей и детей.

Добавлено: 16 июня 2016
Статья
Orlov A. B., Orlova N. A. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2014. Vol. 11. No. 2. P. 136-149.

Traditionally, the psychological status of the therapist is defined as a personality. However, the therapeutic relationship is very specific (unconventional) and therefore cannot be regarded merely as a form of interpersonal relationship. This contradiction poses the problem of the therapist’s psychological status. The authors reveal the following polar dimensions of subjectivity: individuality (personality) and individity (essence). Personality/individuality are objects of traditional humanity. Individity is a specific, integrated embodiment of the human essence. It serves as an instance, responsible for the process of individuation, and is the result of individuation. The main features of individity are: numinous, transpersonal experiences; sensitivity and openness to experience; authenticity and congruence; and ability to love. The most important condition of the psychotherapeutic process is the psychological status of the psychotherapist. This status is the result of actualization. It is not the therapist’s individuality, but his/her individity that is in communication with a client. The therapist’s individity is characterized not only by unconditional positive regard, empathic understanding of the client and congruent self-expression, but also by an altered (unconditional) state of the therapist’s consciousness where his/her intuitive, positive and essential characteristics are present in the therapeutic situation.

Добавлено: 10 ноября 2014
Статья
Kravchenko E. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2018. Vol. 3. No. 15. P. 590-605.

Данное исследование анализирует эффект медиации транзакционного и трансформационного лидерства во взаимосвязи между коллективной  организационной эффективностью и коллективной вовлеченностью в работу. Данные были собраны среди 86 сотрудников девяти итальянских компаний, работающих в секторе пищевых продуктов и напитков. Опросник включал три шкалы: а) коллективная организационная эффективность (Bohn, 2010); б) коллективная вовлеченность в работу (Schaufeli & Bakker, 2003); в) Многофакторный опросник лидерства (MLQ) (Bass, Avolio, 1995). Результаты обнаружили положительную связь между компонентом транзакционного лидерства – зависимые вознаграждения – и коллективной вовлеченностью в работу. Также положительная связь была найдена между коллективной вовлеченностью в работу и тремя компонентами трансформационного лидерства – интеллектуальное стимулирование, идейное влияние (поведенческое) и идейное влияние (личностное). Результаты подтвердили эффект медиации зависимых вознаграждений и трансформационного лидерства во взаимосвязи между коллективной организационной эффективностью и коллективной вовлеченностью в работу. В статье обсуждается практическое применение полученных результатов, а также направления дальнейших исследований.

Добавлено: 22 января 2017
Статья
Zinchenko O., Belianin A. V., Klucharev V. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2019. Vol. 16. No. 3. P. 529-550.
Добавлено: 6 сентября 2019
Статья
Hachaturova M. R. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2016. Vol. 13. No. 3. P. 600-608.
В статье представлен сравнительно-психологический анализ отечественных и зарубежных исследований роли третьей стороны в разрешении конфликтов. Обсуждается авторская классификация стратегий вмешательства третьей стороны в конфликт, основанная на двух критериях. Первый критерий — это степень активности третьей стороны в конфликте. Второй критерий — аспект, подчеркиваемый третьей стороной в процессе решения конфликта, — отношения между участниками конфликта и их эмоции или результат конфликта. Таким образом, может быть представлена классификация стратегий вмешательства третьей стороны в процесс разрешения межличностного конфликта. Например, когда активность третьей стороны высока и третья сторона акцентирует свое внимание на отношениях между конфликтующими сторонами и их эмоциями в процессе решения конфликта, стратегиями вмешательства третьей стороны являются фасилитативная, оценочная, трансформирующая стратегии и стратегия посредничества. Когда активность третьей стороны высока, но третья сторона ориентируется на результат конфликта, стратегиями вмешательства третьей стороны могут быть — директивная стратегия, стратегии прессинга, арбитража, решения проблем и стратегия активного вмешательства в конфликт («dealmaking » в классификации Д. Колба). Далее, когда активность третьей стороны низка и третья сторона подчеркивает отношения между конфликтующими сторонами и их эмоции в процессе разрешения конфликта, стратегиями вмешательства третьей стороны являются дифференцирующая, нарративная, описывающая стратегии и стратегия, основанная на понимании ситуации. Наконец, когда активность третьей стороны низкая и третья сторона подчеркивает результат конфликта, стратегиями вмешательства третьей стороны могут быть аналитическая, нейтральная, стратегическая, прагматичная стратегии и стратегия пассивного наблюдения («orchestration» в классификации Д. Колба). В статье также проанализирована эффективность различных стратегий вмешательства третьей стороны в конфликт.
Добавлено: 22 января 2017
Статья
Agadullina E., Lovakov A. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2017. Vol. 14. No. 3. P. 536-554.

Целостность – это ключевое понятие для понимания процессов восприятия социальной группы, однако вопрос его операционализации остается открытым. В литературе существует три теоретических подхода к пониманию целостности группы (целостность, основанная на восприятии подобия членов группы, целостность, основанная на восприятии взаимодействия членов группы, и целостность, основанная на восприятии единства членов группы) и как минимум два разных варианта операционализации данного понятия (либо оценка целостности группы в рамках конкретного теоретического подхода, либо использование общей шкалы целостности, включающей в себя утверждения из разных подходов). Основная цель данной статьи – понять, существуют ли различия между разными подходами к пониманию и операционализации целостности группы. В наших исследованиях целостность группы рассматривалась через три компонента: «подобие» (сходство членов группы), «взаимодействие» (взаимодействие членов группы) и «единство» (сплоченность группы). В исследовании 1 серия конфирматорных факторных анализов показала, что трёхкомпонентная модель целостности группы показывает лучшее соответствие эмпирическим данным по сравнению с альтернативной моделью (целостность как единая шкала). Результаты исследования продемонстрировали, что компоненты целостности взаимосвязаны между собой, но не идентичны друг другу. Этот результат был подтвержден при оценке разных типов групп (ингруппа/аутгруппа, интимная группа/социальные категории). Исследование 2 показало, что способ операционализации целостности (как три отдельных компонента или как общая шкала) не приводит к различиям в связях между целостностью группы, явными и скрытыми предрассудками и идентификацией с группой. В целом результаты исследований продемонстрировали, что между различными способами операционализации целостности группы нет существенных различий. Полученные результаты обсуждаются с точки зрения их вклада в исследования восприятия социальных групп.

Добавлено: 5 сентября 2017
Статья
Ponizovskiy V. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2016.
Добавлено: 16 октября 2015
Статья
Болотова А. К. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 3. С. 149-152.
Добавлено: 14 января 2014
Статья
Леонтьев Д. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 3. С. 68-87.

В статье представлены основные вехи жизненного и творческого пути выдающегося американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1970).

Добавлено: 25 июня 2013
Статья
Малашенко М. Д., Стрижова Е. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017. С. 38-60.

В статье приводятся результаты апробации новой методики оценки базового аффекта, построенной на основе 12-секторной круговой модели М. Йик, Дж.А. Расселла и Дж.Х. Штайгера (формат прилагательных). Данная методика позволяет оценить базовый аффект, который определяется авторами как элементарное эмоциональное переживание, лежащее в основе любой эмоции и представляющее собой сочетание двух факторов, ощущаемых человеком всегда: валентности (удовольствие-неудовольствие) и активности (активность-пассивность). Адаптация методики была проведена на выборке 200 человек. Для оценки конструктной валидности был проведен корреляционный анализ результатов методики с результатами трех других инструментов: Шкалы дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарда, методики Самооценки эмоциональных состояний (СЭС) А. Уэссмана и Д. Рикс и методикой Оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности Л.А. Курганского и Т.А. Немчина. Для оценки надежности методики был вычислен коэффициентαКронбаха для каждой шкалы. Результаты психометрический проверки позволили сделать вывод о её высокой внутренней надежности-согласованности и валидности. Практическая значимость методики состоит в возможности её применения для оценки эмоционального состояния человека, в том числе тогда, когда объект переживания неизвестен.

Добавлено: 20 октября 2015
Статья
Новиков П. А., Назарова М. А., Решетников М. Л. и др. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. С. 1-16.

Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) является средством модулирующего воздействия на мозг для его изучения в норме и при патологии. Важной проблемой, ограничивающей применение ТМС, является высокая вариативность ее эффектов. Становится очевидным, что эффект ТМС протокола – это не только свойство самого протокола, но следствие взаимодействий ТМС с индивидуальными особенностями нервной системы и ее текущим функциональным состоянием. Необходимо создание ТМС подходов, учитывающих текущее нейрональное состояние – подходов состояние/активность-зависимой ТМС. В работе представлено программное обеспечение, объединяющее возможности нейронавигации и учета текущего функционального состояния при ТМС. Подача стимулов происходит автоматически при выполнении ряда заданных условий (например, начало движения, точное положение индуктора). Задержка запуска ТМС протестирована в эксперименте со стимуляцией по условию начала сокращения мышцы. Разработка технического решения для навигационной активность-зависимой ТМС позволит вывести этот метод стимуляции мозга на новый уровень персонифицированного использования.

Добавлено: 4 июня 2020
Статья
Поддьяков А. Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 3. С. 130-136.

Раскрывается положение о том, что одна из сквозных и принципиальных тем, разрабатывавшихся В.Н. Дружининым на разных уровнях,- тема актуализации и развития созидательных и деструктивных человеческих возможностей, а также факторов, влияющих на потенциал человека. С этой точки зрения рассматриваются подходы В.Н. Дружинина к психодиагностике и к разработке оригинальной авторской теории экзистенциальной психологии как синтезу когнитивного и нравственного измерения человека.

Добавлено: 24 марта 2013
Статья
Спиридонов В. Ф., Степанов В. Ю. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 3. С. 126-131.
Добавлено: 24 июня 2011
Статья
Кургинян С. С. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 2. С. 122-137.

Статья посвящена апробации Опросника самостей (The Selves Questionnaire, E.T. Higgins) на русскоязычной выборке. Разработка нового инструмента связана изучением представлений личности о себе при анализе ее самости. Опросник позволяет оценить несоответствие или расхождения между различными аспектами «концепта самости» (self-concept), в частности между «актуальной самостью» и/или «идеальной самостью» или «должной самостью», с двух позиций: собственной или «значимого другого». В процессе апробации осуществлена проверка инструмента на тест-ретестовую надежность. Результаты психометрической проверки показали удовлетворительные характеристики методики ввиду ряда особенностей ее проведения и обработки, которые обсуждаются в данной статье. Выявлены проблемные области для дальнейшей адаптации и валидизации инструмента.

Добавлено: 11 июня 2013
Статья
Бочавер А. А., Хломов К. Д. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 3. С. 149-159.
В статье приведены основные мировые достижения в области изучения школьной травли (буллинга); проблематизируется тема социального кон- текста, порождающего травлю; показывается необходимость разработки технологий изучения и профилактики буллинга в России.
Добавлено: 9 февраля 2016
Статья
Татарко А. Н., Макласова Е. В., Григорян К. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 17. № 4. С. 705-729.

В статье приводятся результаты валидизации на русской выборке опросника Круговая структура личностных метачерт (Strus et al., 2014; Strus, Cieciuch, 2017). Кратко описана новая концепция личностных метачерт, которая основывается на концепции Большой пятерки и позволяет решить ряд теоретико-методологических проблем пятифакторной модели личности. В основе Круговой модели личности лежат два ортогональных измерения (метачерты) Альфа и Бета. Авторы модели теоретически обосновывают и вводят в модель две другие метачерты – Гамма и Дельта. Основное преимущество Круговой модели личностных метачерт состоит в том, что она дает основания для интеграции широкого круга различных подходов к исследованию, описанию и типологии личности. Также приводится описание самого валидизируемого опросника, выборки, на которой проводилась валидизация, и других методик, которые дополнительно использовались для оценки эмпирической валидности опросника. В процессе валидизации мы выполняли прямой и обратный перевод пунктов опросника, проводили когнитивное интервью, затем с целью валидизации опросника было опрошено 1156 респондентов. При обработке данных, полученных на этой выборке, оценивалась надежность-согласованность восьми шкал опросника, проводилось многомерное шкалирование для подтверждения круговой структуры и порядка взаимного расположения метачерт. Для оценки эмпирической валидности мы использовали другие методики, позволяющие оценить ряд иных психологических конструктов, которые гипотетически могут быть связаны с определенными метачертами личности. В результате нам удалось получить опросник, отвечающий необходимым требованиям валидности и надежности. Опросник и ключи к нему прилагаются к настоящей статье.

Добавлено: 16 октября 2018
Статья
Семенов И. Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 1. С. 64-76.

Одним из инновационных направлений современной психологии является изучение рефлексии. В статье анализируются логика развития и этапы изучения рефлексии в европейской философской и психологической мысли от античности до современности, а также дифференцируются и характеризуются основные научные школы и направления в российской психологии рефлексии. Приэтомвпервыепрослеженасвязьфилософсчхудожескритики ХIХ века, а также показано взаимодействие современной рефлексивной психологии со смежными науками о человеке.

Добавлено: 12 октября 2012
Статья
Bolotova A., Чеврениди А. А. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2018. Vol. 15. No. 3. P. 573-589.

Освещается современное состояние проблемы временной перспективы и феномена прокрастинации в профессиональной деятельности. В статье отражены результаты исследования особенностей временной перспективы и прокрастинации у сотрудников разного должностного статуса. Представлено эмпирическое исследование взаимосвязи временной перспективы и прокрастинации у сотрудников организации разных должностных статусов. Результаты показали, что топ-менеджерам свойственна высокая ориентация на временные перспективы будущего (59.03) и позитивного прошлого (36.06), а уровень прокрастинации снижен (53.45). В группе мидл-менеджеров выявлена высокий уровень прокрастинации (57.2), ориентация на временные перспективы гедонистического настоящего (24.6) и негативного прошлого (31.26). Доказан статистически значимый уровень различий выраженности прокрастинации по всей выборке (1211 при p J≤0.01). Установлена связь смысло-жизненных ориентаций и временных представлений: наиболее результативными оказались такие показатели СЖО у топ-менеджеров, как  Цели в жизни (35.28), Локус контроля — жизнь (32.7) и Осмысленность жизни (155.25), а в группе мидл-менеджеров эти данные выражены слабее. Корреляционный анализ с применением коэффициента Спирмена позволил выявить в группе мидл-менеджеров высокий уровень прокрастинации, обусловленный ориентацией на временную перспективу негативного прошлого на фоне низкой направленности на Будущее, что затрудняет успешность профессиональной деятельности. С помощью регрессионного анализа удалось выявить предикторы прокрастинации в группе топ (цели в жизни, процесс жизни и локус контроля-Я) и мидл-менеджеров (Фаталистическое настоящее и будущее). Можно предположить, что временная перспектива личности и ее временные ориентации взаимосвязаны с процессами прокрастинации и могут рассматриваться как ее негативные, но и позитивные последствия, что соотносится с результатами последних исследований прокрастинации в профессиональной деятельности.

Добавлено: 6 декабря 2018
Статья
Татарко А. Н., Родионов Г. Я. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 14. № 3. С. 519-535.

Цель настоящего исследования состояла в поисках взаимосвязи между различными видами доверия и аккультурационными ожиданиями принимающего населения (по Дж. Берри). Теоретическими основаниями работы выступили: концепция социально-психологического капитала личности, теория социального капитала и теория аккультурации Дж. Берри. Выборка включала 111 русских, из которых 43,3% – мужчины, а 57,7% – женщины. Медиана по возрасту – 21 год.  Участникам исследования предлагался для заполнения опросник, состоящий из нескольких методик. Методики позволяли измерить три вида доверия (генерализованное, социальное, институциональное), а также четыре аккультурационных ожидания («интеграция», «ассимиляция», «сегрегация» и «исключение»). Эмпирические данные обрабатывались при помощи множественного регрессионного анализа. Результаты исследования показали, что ни один из трех рассматриваемых видов доверия не связан с аккультурационным ожиданием «ассимиляция». С «интеграцией» оказалось позитивно связано только социальное доверие, а институциональное и генерализованное  – не связаны (гипотеза H1 подтверждена частично). Мы не обнаружили негативных связей различных видов доверия с аккультурационными ожиданиями «сегрегация» и «исключение». Однако были обнаружены позитивные связи институционального доверия с аккультурационными ожиданиями, хотя изначально предполагалось, что эти связи будут негативными. В статье обсуждаются полученные результаты, а также дается объяснение природы тех взаимосвязей, которые мы изначально не предполагали получить.   

Добавлено: 24 апреля 2017
Статья
Щебетенко С. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13. № 3. С. 538-557.

Хотя взаимосвязь познавательной и личностно-мотивационной сфер традиционно привлекает внимание исследователей, анализ литературы показывает, что связи черт личности с кратковременной памятью уделяется крайне мало внимания – в сравнении с исследованиями роли центральных исполнительных структур рабочей памяти (Baddeley, 2003). Кроме того, в этих исследованиях речь преимущественно идет об отдельных чертах личности или о традиционных личностных таксономиях, но не об их производных. В этой связи в работе рассматривается роль рефлексивных адаптаций характера как структурного элемента системы личности в терминах пятифакторной теории (McCrae, Costa, 1996, 2013). На выборке в 1030 человек было установлено, что пространственная кратковременная память, измеренная тестом Корси, коррелировала с нейротизмом и низкой открытостью опыту. Напротив, вербальная кратковременная память, измеренная задачей Стернберга, коррелировала с низкими значениями добросовестности и доброжелательности. Таким образом, в отличие от центрального исполнителя рабочей памяти увеличение значений ее подчиненных систем ― пространственной и вербальной кратковременной памяти ― сопровождалось низкими значениями доброжелательности, добросовестности и открытости опыту. Кроме того, кратковременная память демонстрировала прямые, опосредованные чертами личности и компенсаторные (в сравнении с чертами) связи с рефлексивными адаптациями характера. В частности, хотя нейротизм не коррелировал с вербальной кратковременной памятью, с последней была связана отрицательная установка на эту черту личности. Аналогично, хотя доброжелательность не коррелировала с пространственной кратковременной памятью, с ней коррелировало отрицательное отношение к доброжелательности, приписываемое родителям (отраженная установка на доброжелательность). Отрицательная связь добросовестности с вербальной кратковременной памятью дополнялась положительной отраженной установкой на эту черту личности. В статье осуществляется анализ результатов в сопоставлении с результатами ранее проведенных исследований, и определяются дальнейшие перспективы.

Добавлено: 25 сентября 2018
Статья
Геронимус И. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 1. С. 95-103.

В статье описаны результаты эмпирического исследования взаимосвязи представлений студентов старших курсов о различных составляющих профессиональной деятельности и ведущего способа профессионального самоопределения. Анализируется функционирование личностных барьеров, препятствующих осознанию субъектами профессионального самоопределения существующих у них возможностей.

Добавлено: 22 июля 2013