• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 288 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Мальцева В. А., Мальцев А. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2018. Т. 13. № 1. С. 204-219.

Рецензия посвящена рассмотрению основных достоинств и дискуссионных моментов книги французского экономиста Т. Пикетти «Капитал в XXI веке». Авторы согласны с тем, что исследование   Т. Пикетти по праву именуется одной из наиболее значительных работ по экономике среди книг, вышедших в свет в начале XXI столетия. Это, прежде всего, подтверждается не столько новаторством идей, сколько формой аргументации, выбранной Т. Пикетти.  Показано, что выводы Т. Пикетти относительно проблемы неравенства, являющейся центральной темой «Капитала в XXI веке», строятся на уникальной по ширине географического охвата и исторической глубине анализа информационной базе, собранной не типичным для большинства мейнстримных экономистов способом – многолетней работой над данными налоговых архивов. Другой отличительной стороной работы французского экономиста является неперегруженный излишними математическими выкладками язык изложения материала, добавляющий силу его аргументации. Таким образом Т. Пикетти возрождает свойственную политэкономии традицию рассмотрения социально-экономических проблем под широким гуманитарным углом зрения, при этом удачно сочетая ее с использованием современных методов обработки данных. Одновременно в статье отмечается известная противоречивость ряда идей Т. Пикетти. Главная из них, с точки зрения авторов, кроется в стремлении Т. Пикетти отыскать универсальные законы хозяйственного развития. Как итог, современный капитализм выглядит мало отличимым от экономики XIX столетия.  Это приводит к недооценке Т. Пикетти роли человеческого капитала и инноваций в хозяйственном развитии, выливаясь в излишне пессимистичные, как представляется, сценарии будущего мирового хозяйства. Рекомендации Т. Пикетти относительно противодействия раскручиванию спирали неравенства также выглядят неоднозначными. Существует вероятность того, что мероприятия, за которые ратует экономист, идут вразрез с развитием новых технологий и институтов, потенциально обладающих мощным эгалитаризирующим эффектом.

Добавлено: 18 сентября 2019
Статья
Ларионова М. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2008. № 7-8. С. 14-28.
В статье, на основе анализа политики и практики сотрудничества в сфере образования ЕС и развитых стран, а также ЕС и Российской Федерации, предложен проект текста Статьи по сотрудничеству в сфере образования и профессиональной для нового базового договора между Россией и ЕС, а также проект соглашения по сотрудничеству в сфере образования. Материал включает предложения по укреплению механизмов координации действий российских ведомств и европейских структур, ответственных за реализацию программ образовательного сотрудничества и задач формирования общеевропейского образовательного пространства.
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Демидкина О. В., Изотов В. С., Мешкова Т. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2019. № 4. С. 172-186.

Евразийский экономический союз находится в процессе углубления действующих и поиска новых перспективных направлений интеграции. В качестве председателя ЕАЭС в 2018 г. Россия выдвинула ряд инициатив, связанных с развитием интеграционной повестки, отметив необходимость дальнейшего совершенствования правового поля Союза. Очевидно, что в целях полноценной реализации этой задачи необходимо использовать опыт международных организаций, имеющих обширные наработки во всех сферах, затронутых евразийской интеграцией. Одним из ведущих субъектов макроэкономического регулирования является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), чьи стандарты и лучшие практики с середины прошлого века используются правительствами ведущих стран мира при разработке стратегических документов и стандартов. Являясь носителем статуса организации с высоким авторитетом в области интеллектуального экономического анализа и статистики, ОЭСР остается форумом, в рамках которого страны могут обсуждать и обмениваться национальным опытом, выявлять передовую практику и находить решения общих проблем, в том числе в наднациональных полях. Рекомендации ОЭСР составляют одну из основ стратегического планирования как национального экономического развития, так и моделей взаимовыгодного сотрудничества в рамках интеграционных объединений. В данной статье авторы предлагают рассмотреть наиболее перспективные области, относящиеся к наднациональной компетенции государств-членов ЕАЭС, в которых имплементация стандартов ОЭСР могла бы привнести наибольшую «добавленную стоимость». На основе анализа практик ОЭСР и опыта взаимодействия с интеграционными объединениями в работе проанализирован ряд пилотных проектов, где сферы применения этих стандартов конкретизированы и сфокусированы на наиболее актуальных сферах евразийской экономической интеграции. Статья написана в рамках проекта «Анализ принципов проектного управления, инструментов, лучших практик ОЭСР и разработка предложений по их использованию в приоритетных проектах стратегического развития, документах стратегического планирования и государственных программах Российской Федерации, а также нормативно правовой базе евразийской интеграции», выполняемого в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2018 г.

Добавлено: 4 октября 2018
Статья
Симонов А. Г. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 3. С. 199-208.

Российская газовая промышленность является одной из основных составляющих вторичного сектора российской экономики и обладает не только высоким потенциалом наращивания собственной конкурентоспособности, но в перспективе может оказывать положительные внешние эффекты на другие отрасли российской экономики. Вступление России в ВТО, председательство в ФСЭГ, а также лидирующие позиции на мировых рынках нефти и газа обуславливают актуальность исследования и определения конкурентных преимуществ российской газовой промышленности. Необходимо также отметить, что международные энергетические проекты являются областью взаимодействия крупнейших отечественных и зарубежных ТНК, в которой российским компаниям традиционно принадлежат лидирующие позиции. В статье представлен анализ ключевых для российских экспортёров аспектов европейского газового рынка, а также предложен способ использования естественного конкурентного преимущества российских газодобывающих компаний – доступа к отечественным запасам природного газа – для повышения экономической эффективности участия в международных проектах в области хранения газа.

Добавлено: 14 февраля 2013
Статья
Ларионова М. В., Рахмангулов М. Р., Шелепов А. В. и др. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 4. С. 199-238.

В статье предпринята попытка оценить возможности сотрудничества в БРИКС для формирования решений БРИКС и «двадцатки» по ключевым направлениям реформы международной финансово-экономической архитектуры в интересах России. С этой целью авторы материала проанализировали позиции стран БРИКС по ключевым направлениям реформы международной финансово-экономической архитектуры. В анализ были включены пять основных направлений реформы: 1) формирование новой глобальной системы резервных валют (изменения состава корзины валют специальных прав заимствования (СДР), изменение роли СДР в мировых финансах, изменение структуры валютных резервов, переход на расчеты в национальных валютах в рамках различных соглашений); 2) реформирование системы управления международными финансовыми учреждениями (реформирование системы представительства и голосов в Международном валютном фонде (МВФ) и Всемирном банке, пересмотр формулы расчета квот в МВФ); 3) увеличение ресурсов международных банков развития и создание новых коллективных инструментов финансовой защиты, создание Банка развития БРИКС); 4) обеспечение эффективного надзора за финансово-экономической политикой с учетом системного значения стран (МВФ, Совет по финансовой стабильности); 5) преодоление макроэкономических дисбалансов (платёжный баланс, государственный бюджет и национальный долг). Работа была выполнена преимущественно на основе документов национальных органов власти, либо официальных позиций, заявленных национальными органами власти в международных организациях. Учитывая, что целью проведенной работы является оценка возможностей сотрудничества для формирования решений БРИКС и «двадцатки» по ключевым направлениям реформы международной финансово-экономической архитектуры в интересах России, каждый блок начинается с анализа позиций России, затем рассматриваются позиции партнеров по БРИКС. Результаты анализа позволили выявить общие позиции стран БРИКС по ключевым направлениям реформы международной финансово-экономической архитектуры, соответствующие интересам России. По каждому блоку выделены направления дальнейшего сотрудничества.

С целью оценки возможности влияния коллективных позиций БРИКС на решения «двадцатки» на основе документов БРИКС и «двадцатки» был осуществлен сравнительный анализ решений БРИКС и «двадцатки» по ключевым направлениям реформы международной финансово-экономической архитектуры. Выявлены поворотные моменты координации БРИКС для формирования решений «двадцатки» по ключевым направлениям реформы международной финансово-экономической архитектуры. Дана оценка потенциала влияния БРИКС на решения «двадцатки».

По итогам анализа сформулированы рекомендации по использованию возможностей сотрудничества в БРИКС для формирования решений БРИКС и «двадцатки» по ключевым направлениям реформы международной финансово-экономической архитектуры в интересах России.

Исследование выполнено в рамках проекта Российского совета по международным делам и ИМОМС НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в “Группе двадцати”, “Группе восьми” и БРИКС».

Добавлено: 14 января 2013
Статья
Железов Б. В., Ларионова М. В., Мешкова Т. А. и др. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2007. № 5. С. 34-56.
На основе результатов исследования эффективности реализованных программ ЕС для развития сотрудничества России и ЕС в сфере образования, а также анализа инструментов Новой интегрированной программы обучения в течение всей жизни 2007–2013 гг. были разработаны пять сценариев развития образовательного сотрудничества в рамках реализации «дорожной карты» Россия – ЕС до 2013 г.
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Ларионова М. В., Скаффарди Л., Федерико В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2015. Т. 10. № 2. С. 7-8.
БРИК, впервые собравшиеся на саммит в Екатеринбурге в июне 2009 г., за несколько лет сформировался в неформальный многосторонний форум глобального управления, признаваемый и бывшими скептиками, и сторонниками в качестве значимого участника системы международных отношений. БРИКС укрепился институционально, расширил повестку дня, интенсивность взаимодействия и наработал потенциал реализации широкого спектра решений. Последние примеры таких решений включают учреждение Нового банка развития, создание Пула условных валютных резервов БРИКС, Соглашение о сотрудничестве в сфере инноваций между банками развития, Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между экспортными кредитными агентствами.
Добавлено: 21 июля 2015
Статья
Ларионова М. В., Киртон Дж. Дж. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. Т. 9. № 4. С. 7-10.
В настоящее время мировое сообщество сталкивается со множеством взаимосвязанных серьезных глобальных вызовов в сферах экономики, развития и безопасности. Эти вызовы определяют задачи поиска путей достижения уверенного, устойчивого, сбалансированного и инклюзивного роста, поддерживаемого стабильной финансовой системой, обеспечения адекватного социального развития, снижения бедности, энергетической безопасности и безопасности окружающей среды, а также преодоления жестоких конфликтов и распространения оружия как среди старых акторов – стран, так и новых – негосударственных акторов. Противостояние этим вызовам требует более сильного и умного чем когда бы то ни было глобального управления, прежде всего от лидеров стран наиболее значимых с экономической точки зрения, многосторонних организаций, которые они контролируют, и различных групп гражданского общества, от которых они в конечном счете зависят. Ядром глобального управления для XXI в. являются новые многосторонние неформальные институты: прежде всего «Группа восьми», существующая с 1998 г., «Группа двадцати» – с 2008 г., а также БРИКС – с 2009 г. Впрочем, множество наблюдателей и участников отмечают снижение эффективности многосторонних неформальных институтов и поэтому ставят под сомнение их способность справляться со все более трудными глобальными вызовами, возникающими в настоящее время. Особое беспокойство вызывает эффективность многосторонних институтов в достижении своевременных, хорошо проработанных, действенных и в достаточной мере амбициозных результатов, и их легитимность, основанная, что важно, на инклюзивном и прозрачном подходе к управлению. Одним из ключевых является вопрос подотчетности: исполняют ли члены институтов свои обязательства таким образом, чтобы ответственность распределялась справедливо, оценивают ли собственное исполнение, предусматривая в случае необходимости возможность коррекции своей политики и ее динамичного улучшения в ответ на изменяющиеся условия, и добиваются ли намеченных и необходимых результатов для всеобщего блага?
Добавлено: 28 декабря 2014
Статья
Скриба А. С. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. № 3. С. 96-111.

Конец первого десятилетия XXI в. сопровождался важными изменениями региональной среды в Восточ- ной Европе. По мере возрастания конкуренции между Россией и Европейским союзом менялся подход двух международных акторов к «промежуточным» государствам бывшего СССР – Азербайджану, Армении, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украине. Стремясь, с одной стороны, закрепить свое влияние на их терри- ториях, а с другой – снизить спекулятивность их региональной политики, Москва и Брюссель предложили институциональные интеграционные проекты, требуя от постсоветских стран занять более определен- ную позицию в собственной конкуренции. Пытаясь прогнозировать региональное будущее шести постсоветских стран, российские и европей- ские исследователи фокусируются на анализе привлекательности европейской и евразийской интеграций. Такой подход является весьма полезным, однако недостаточным, поскольку он не учитывает внутригосу- дарственные трансформации шести государств, которые в неменьшей степени влияют на интеграцион- ный выбор. Таким образом, анализ внутренней среды интегрируемых стран видится крайне важным при определении перспектив развития Евразийского экономического союза и «Восточного партнерства». В статье рассматриваются различные аспекты привлекательности евразийской и европейской ин- теграций для шести постсоветских стран, а также факторы внутренней среды указанных стран, спо- собные оказать влияние на интеграционный выбор. Для этого прежде всего проводится сравнение двух конкурирующих интеграционных проектов с точки зрения их интеграционной привлекательности. При анализе перспектив присоединения шести государств к той или иной группировке автор предлагает пере- нести акцент с интеграционных центров на страны, перед которыми сегодня как раз и стоит дилемма интеграций. Помимо собственно факторов, влияющих на интеграционный выбор, исследование показало, что даже сделанный выбор в условиях дилеммы интеграций не может считаться окончательным, а

Добавлено: 20 октября 2014
Статья
Мешкова Т. А., Вазякова Я. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2009. № 1. С. 4-14.
В статье приводится оценка ОЭСР текущей и прогнозируемой ситуации в мировой экономике, ощущающей сегодня на себе последствия экономического и финансового кризиса, позиция ОЭСР по отношению к принятому Группой двадцати в ноябре 2008 г. Плану действий по повышению эффективности механизмов управления для восстановления экономического роста и достижения стабильности, а также возможный вклад ОЭСР в общие усилия по стабилизации мировой экономики, который может носить, в первую очередь, аналитический и рекомендательный характер. Рассматриваются основные подходы ОЭСР к стабилизации мировой экономики, обобщенные в документе «Стратегический ответ ОЭСР на финансовые и экономический кризис: вклад в глобальные усилия» и основывающиеся как на уже существующих правовых инструментах ОЭСР, так и на текущих результатах исследований и проектов различных комитетов ОЭСР и национальных ведомств стран-членов. Подробно рассматриваются два взаимосвязанных направления восстановления экономики, предусмотренные Стратегией ОЭСР. Первое направление включает политические меры (policy action), направленные на скорейшую стабилизацию экономики и ослабление влияния рецессии, в том числе: контроль финансового сектора, активизация взаимодействия финансовых институтов, поддержание конкуренции, инвестиционных потоков, повышение прозрачности налогов и эффективности управления. Второе направление - всесторонняя стратегия (comprehensive strategy) - предполагает принятие мер для поддержания устойчивого роста в долгосрочной перспективе, в том числе: стимулирование фискальной политики, поддержание открытости рынка и повышение эффективности проводимых реформ, развитие инновационной деятельности и увеличение инвестиций в человеческий капитал. Параллельно ОЭСР будет разрабатывать стратегии, помогающие правительствам постепенно ослаблять усилившееся в условиях кризиса государственное регулирование проблемных секторов экономики.
Добавлено: 30 сентября 2012
Статья
Зайцев Ю. К. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2007. № 3. С. 34-80.

«Группа восьми» часто подвергается критике за неспособность обеспечить достижение целей, поставленных лидерами в рамках саммитов. Действительно, реагируя на глобальные и региональные вызовы и угрозы, страны-члены «Восьмерки» последовательно расширяют повестку дня, количество вопросов и приоритетных сфер, что приводит к существенному увеличению числа документов и обязательств, принимаемых на саммитах, за чем, однако, не всегда следует соответствующий уровень исполнения принятых решений со стороны стран-членов. Как следствие, деятельность института все чаще становится объектом критики и предложений по реформированию.

Добавлено: 20 сентября 2012
Статья
Ларионова М. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2006. № 6. С. 26-31.
Сегодня «Группа восьми» играет ключевую роль в глобальном развитии, являясь наиболее влиятельным международным институтом. На формирование мировых экономических, социальных и политических процессов оказывают влияние не только решения, принятые в рамках саммитов, но и избранные для их осуществления формы и механизмы. Учитывая, что эти механизмы не являются фиксированными и формальными, для России, впервые председательствующей в «Группе восьми» в текущем году, является крайне важным исследование основных инструментов реализации принятых в рамках саммитов обязательств. Понимание этих процессов позволит выработать предложения по международным механизмам реализации инициатив России и их эффективному осуществлению и обеспечить эффективное участие России в процессах выработки и принятия решений в рамках «Группы восьми», на основе сбалансированного учета интересов России и стран-партнеров.
Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Ларионова М. В., Рахмангулов М. Р. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2009. № 3. С. 4-11.
В июне 2009 г. был опубликован итоговый доклад об исполнении странами-членами «Группы восьми» обязательств, принятых в рамках саммита 2008 г. в Тояко (Хоккайдо, Япония), подготовленный Институтом международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики совместно с Исследовательским центром «Группы восьми» Университета Торонто. В докладах, публикуемых два раза в год, отражается уровень исполнения странами-членами «Группы восьми» и Европейским союзом (ЕС) решений, принятых на ежегодных саммитах. В статье представлены общие итоги мониторинга исполнения странами «Группы восьми» обязательств саммита 2008 г. Особое внимание уделено оценке уровня исполнения Россией принятых в прошлом году обязательств, подробный доклад по которым представлен в разделе Аналитические материалы настоящего номера.
Добавлено: 30 сентября 2012
Статья
Симонов А. Г. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 4. С. 248-253.

Поставки природного газа являются одним из основных торговых потоков, связывающих Россию и другие страны Европы. Значительная доля российского газа в топливных балансах ведущих европейских стран и реализация крупных проектов, в которых российской стороне принадлежит лидирующая роль, обуславливают опасения ряда европейских политиков относительно возможности использования Россией своей газовой промышленности в качестве инструмента давления во внешней политике. В статье представлен анализ целесообразности и последствий использования отечественной газовой промышленности в качестве политического инструмента, а также рассматривается её экономический интеграционный потенциал.

Добавлено: 20 февраля 2013
Статья
Ларионова М. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2007. № 7. С. 49-60.
В настоящей статье процессы международного сотрудничества, направленного на взаимное признание дипломов, и вопросы признания квалификаций, многостороннего сотрудничества по обеспечению качества образования рассматриваются в контексте Генерального соглашения по торговле услугами ВТО (ГАТС).
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Ларионова М. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2007. № 6. С. 4-9.
Решение о создании Всемирной торговой организации (ВТО), вступившее в силу 1 января 1995 г., стало главным результатом Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров и явилось реакцией международного сообщества на глобализацию торговли. ВТО обеспечивает единую институциональную основу для установления торговых отношений между ее странами-членами. Главными задачами ВТО являются содействие в реализации и администрировании многосторонних торговых соглашений; обеспечение форума для проведения дальнейших переговоров; анализ национальной торговой политики; а также содействие позитивному урегулированию торговых споров. Тремя главными соглашениями в рамках ВТО являются Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ, 1994 г.), Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение об аспектах прав интеллектуальной собственности, связанных с торговлей. ГАТС представляет собой первый, принятый на мировом уровне и имеющий законную силу свод положений и норм в области международной торговли услугами.
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Железов Б. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2008. № 3. С. 4-11.
Статья обращается к вопросам реформирования и модернизации сферы высшего образования в ЕС. В статье представлен анализ масштабности реформ структуры и содержания программ высшего образования и их вклада в развитие сферы высшего образования в Европе. Анализ основан на результатах международного исследования, выполненного по заказу Европейской комиссии в 2006 году. Исследование было направлено на получение более широкого представления о масштабах реализуемой реформы содержания программ высшего образования в пяти выбранных для анализа областях (история, медицинские науки, право, инженерные науки, педагогика), оценку достигнутого прогресса и выявление наиболее действенных инструментов реформы.
Добавлено: 30 сентября 2012
Статья
Зуев В. Н., Островская Е. Я., Фролова Е. С. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2017. Т. 12. № 4. С. 68-90.

Статья посвящена рассмотрению проблем растущей задолженности и финансовых рисков сквозь призму концепции устойчивого развития и экономического роста. Данной концепции уделяется все больше внимания в связи с острой необходимостью координации действий на национальном и международном уровнях. Господствующие экономические теории недооценивают возможные риски. Несмотря на большое количество мер,принятых для обеспечения финансовой стабильности в мире после глобального финансового кризиса, риски остаются высокими. Это связано в первую очередь с появлением новых угроз и вызовов для устойчивости глобальной финансовой системы. Рассмотрев нововведения в области банковского регулирования с точки зрения финансовой устойчивости и социальной справедливости, авторы приходят к выводу, что направление вектора реформ задано верно, но глобальная финансовая система остается пока недостаточно резистентной к новым вызовам. Предложенная авторами идея заключается в том, что введение ведущими экономиками мира налога на финансовые операции в качестве инструмента понижения избыточной спекулятивной активности не приведет к замедлению развития экономики, чем аргументируют свою позицию противники данного налога. Наоборот, введение налога на финансовые операции будет выполнять две важные функции: станет социально ответственной мерой и снизит уровень угроз финансовой стабильности. Авторами также выдвинуто предположение относительно того, что все более серьезный вызов мировой финансовой стабильности и устойчивому росту представляет постоянно растущая задолженность нефинансового сектора. Доминирующие оценки степени угроз беспрецедентной задолженности для мировой экономики в своем большинстве неадекватны, а эффективных и социально справедливых мер по ее сокращению не выработано. Если в условиях глобализации крупные экономики не выдержат долговой нагрузки, международные финансовые институты будут не в состоянии предложить адекватную поддержку. Нарастающие финансовые дисбалансы создают риски обеспечения экономической стабильности, рассматриваемой авторами в качестве ключевого фактора для реализации Целей устойчивого развития, сформулированных ООН в 2015 г. в Программе устойчивого развития 2030.

Добавлено: 1 марта 2018
Статья
Кокотсис Э. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. Т. 9. № 4.

По прогнозам совокупные эффекты быстро изменяющегося климата будут иметь катастрофические последствия для естественных мест обитания во всем мире, также наряду с этим прогнозируется существенное увеличение масштабов и вероятности вооруженных конфликтов на глобальном уровне, особенно в точках с высокой плотностью населения, уровнем урбанизации и бедности. Поэтому сдерживание последствий изменения климата является важным для достижения различных социальных задач, в том числе относящихся к равномерному устойчивому развитию, здоровью граждан, биоразнообразию, продовольственной безопасности и доступу к надежным энергетическим ресурсам.

В статье утверждается, что «Группа семи/восьми» осуществляла глобальное управление в сфере изменения климата таким способом, каким это в существенной степени не удалось другим международным институтам, занимающимся вопросами окружающей среды. В значительной степени это происходило благодаря включению вопроса охраны климата в число ключевых политических задач, наряду с целями в сфере экономики, здравоохранения, энергетики и безопасности и сохранения консенсуса между лидерами относительно важности стабилизации выбросов посредством энергоэффективности, сохранения энергии, инвестиций и технологических инноваций. Кроме того автор полагает, что потенциал института, его ограниченный состав участников, демократическое сходство и политическое единство, как и совокупное воздействие глобальных потрясений, положительно повлияли на успех «Группы семи/восьми» в смягчении последствий изменения климата.

После детального экскурса в 40-летнюю историю, в которой прослеживаются явные всплески и спады активности «семерки/восьмерки» в рассмотрении вопросов экологии, статья завершается оценкой подотчетности «Группы семи/восьми» в сфере смягчения последствий изменения климата. В заключении также выделяется ряд нормативных рекомендаций, позволяющих обеспечить более ощутимый, последовательный, ориентированный на результат процесс подотчётности для глобального управления в сфере изменения климата. 

Добавлено: 27 ноября 2014
Статья
Ларионова М. В., Горбунова Е. М. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2007. № 3. С. 11-34.
Глобальные вызовы предъявляют все большие требования к программе действий «Группы восьми» и международных многосторонних институтов, что ведет постоянному расширению повестки дня саммитов, количеству вопросов, включаемых в приоритеты для обсуждения, количеству документов и решений, принимаемых на встречах глав государств и правительств стран-членов форумов. Саммиты шестой и седьмой серий1 демонстрируют устойчивую тенденцию к увеличению числа принимаемых обязательств, далеко не всегда сопровождаемую уровнем исполнения адекватным поставленным целям.
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Гречухина И. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. № 4. С. 38-59.

В статье представлен анализ деятельности «Группы восьми» и «Группы двадцати» в сферах энергетики и изменения климата в период 2008-2010 гг. Выработка эффективного климатического режима на период после 2012 г., а также обеспечение глобальной энергетической безопасности (в широком смысле), по мнению автора, были ключевыми проблемами, определившими круг рассматриваемых вопросов в рамках энергетики и изменения климата на саммитах «восьмерки» и «двадцатки» в рассматриваемый период. Автор показывает эволюцию проблем в рамках одного института, а также прослеживает процесс разделения труда по проблемам между «Группой восьми» и «Группой двадцати». В статье делается вывод, что разделение труда «Группы восьми» и «Группы двадцати» должно определяться по принципу относительных преимуществ: вопрос следует включать в повестку дня того института, в рамках которого вероятность достижения эффективного решения по вопросу максимальна. В таком случае, в процессе осуществления функций глобального управления по вопросам энергетики и изменения климата «Группа восьми» и «Группа двадцати» будут взаимодополнять друг друга.

 

Добавлено: 27 октября 2012