• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 60 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Плешков А. А. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. № 2. С. 264-289.

В статье анализируются предпосылки возникновения, ключевые идеи и факторы успешности темпорализма – доминирующей позиции, описывающей отношение Бога ко времени, в современной аналитической философии. В отличие от традиционного этернализма, трактующего бытие Бога в терминах трансцендентности времени, т.е. вневременности и отсутствия длительности, темпорализм предполагает существование Бога в прошлом, настоящем и будущем, т.е. Его принципиальную темпоральность. Несмотря на то, что представление о божественной вечности как трансцендентности традиционно рассматривается как неотъемлемая часть христианского вероучения, ключевые представители темпорализма – Николас Уолтерсторф, Ричард Суинберн и Энтони Кенни – стремились доказать, во-первых, чуждые христианству истоки этернализма в языческой древнегреческой философии; во-вторых, несовместимость традиционной концепции вечности с фундаментальной формой библейской мысли; наконец, строгую рациональность, а значит, и лучшую совместимость темпорализма с достижениями современной философии. Реанимация темпоралистами классических теологических вопросов, вместе с открытостью актуальной философской повестке, способствовали не только дальнейшей продуктивной разработке тематики, но и закреплению за теологией статуса автономной и респектабельной субдисциплины внутри англоязычной Академии.

Добавлено: 27 июля 2017
Статья
Сафронов Э. Е. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 3. С. 277-283.

Популярная культура как религия. Рецензия на: Possamai, Adam (ed.) (2012) Handbook of Hyper-Real Religions. Leiden, London: Brill. — 441 p.

Добавлено: 29 сентября 2021
Статья
Селезнев Н. Н. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2010. № 3. С. 151-156.

Энциклопедическое сочинение коптского автора XIII в. Му’тамана Ибн ал-‘Ассāля Mağmū‘ uṣūl ad-dīn wa-masmū‘ maḥṣūl al-yaqīn – «Свод основ религии и внятная суть достоверного знания» – в восьмой главе содержит выдержку из трактата «священника достойного Назифа ибн Йумна, врача багдадского, мелькита (да будет доволен им Бог!) – раздел из целого трактата о единстве, в котором он утверждал, что христианские ученые не расходятся в смысле [понятия] единства, хотя и расходятся в своих выражениях». Настоящая статья представляет собой источниковедческое исследование, имеющее целью определить исторический контекст жизни и деятельности автора указанного экуменического трактата. Статья сопровождается русским переводом изложения этого сочинения, сделанного Ибн ал-‘Ассалем.

Добавлено: 3 октября 2017
Статья
Кнорре Б. К., Засядько А. А. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. Т. 39. № 2. С. 277-317.

Данная статья посвящена антиэкуменическому движению в российском православии, аспектам религиозного обособления и изоляционизма, который православные фундаменталисты сегодня противопоставляют интеграционным процессам в христианском мире и попыткам Русской Православной Церкви (РПЦ) пересмотреть задачи межконфессионального сотрудничества. Анализируются социокультурные и политические предпосылки, стоящие за изоляционистской идеологией православных фундаменталистов, в частности такие как охранительство, секьюритизация в широком смысле, накладывающиеся на реваншизм, геополитический ресентимент и идеализацию советского прошлого. Авторы выделяют также такой культурный феномен как «мобилизационное сознание» — убеждение в необходимости существования общества в условиях некоего чрезвычайного напряжения как нормы жизни. В статье дается сравнение ключевых черт современных православных фундаменталистов и праворадикальных партий 

Добавлено: 21 августа 2021
Статья
Зыгмонт А. И. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2014. № 3. С. 117-145.

Статья посвящена анализу ряда сюжетов в современном российском православии с точки зрения проблематики религии и насилия. После краткого обзора теоретического инструментария автор обращается к образу космической войны в дискурсе официальных представителей Московской Патриархии и православных националистов; проблемам, связанным с ролью этого образа в вопросах морали и нравственности, семьи и воспитания детей; затем - к событиям 2012 г., связанным с акцией Pussy Riot и реакцией на нее; далее - к примерам символического и актуального насилия; завершает анализ эсхатологическими образами космического завоевания и тем, что можно обозначить как "жертвенный кризис" прихрамовой среды. Все это позволяет как объяснить насильственные феномены в современных православных субкультурах и за их пределами, так и сделать теоретические выводы о сущности связи между религией и насилием. 

Добавлено: 18 февраля 2016
Статья
Рязанова С. В. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2011. № 3-4. С. 446-450.

Общим местом современного религиоведения стало признание наличия ряд черт, объединяющих верующих женщин разных конфессий и по­зволяющих говорить о женскойрелигиозности как самостоятельном явлении. Несмотря на то, что и в теоретическом аспекте тема не до конца исследована, нам более привлекательным в исследователь­ском плане представляется региональныйаспект.  

Добавлено: 15 февраля 2015
Статья
Носачев П. Г. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2013. № 4.

Рецензия на книгу Esotericism and the Academy: Rejected knowledge in Western culture.

Добавлено: 16 ноября 2013
Статья
Селезнев Н. Н. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. Т. 33. № 2. С. 304-308.

Читатель, ознакомившийся с текстами, представленными в антологии, и вводными статьями, подготовленными ее авторами-составителями, оказывается введенным в круг важнейших материалов и основных проблем изучения православного Востока. Такое добротное введение, несомненно, сослужит добрую службу не только западной аудитории, которой антология адресована в первую очередь, будучи университетским изданием на английском языке, но и широкому кругу интересующихся христианским Востоком и сопереживающих его судьбам.

Добавлено: 7 октября 2017
Статья
Агаджанян А. С. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 1. С. 340-347.

нига посвящена категории времени в перспективе когнитивных исследований. В центре внимания — время в русском языковом и культурном сознании, в сопоставлении с соответствующими представлениями в англо-американской и немецкой культурах. Книга построена диахронически: делается попытка проследить базовые сдвиги в употреблении и интерпретации категории времени — сдвиги, которые произошли в течение последних столетий. Все это делается на примере технически изощренного, микроскопически выверенного анализа трех языков лингвистами и филологами, с обилием языковых примеров, взятых из текстов разных типов — от фольклора и художественной литературы до речей политиков, от экономической аналитики до интернет-волапюка, складывающегося на наших глазах. Тематика статей крайне разбросана, мозаична и разнонаправлена — даже притом, что почти каждый из авторов написал по нескольку таких статей-осколков. Перечислим наугад несколько текстов, чтобы читатель рецензии представил себе это почти неуправляемое многообразие. «Время в древнерусской картине мира (на примере „Слова о Законе и Благодати“ митрополита Илариона)»; «Маркеры времени в ранней лирике Б. Пастернака»; «Метафоризация времени в современном англоязычном публицистическом дискурсе (на материалах журнала The Economist, 1999 – 2005)»; «Концепт „Время перемен“ в немецком общественном сознании 1989 – 1990 годов»; «Категории времени в русском и американском политическом дискурсе» и так далее со всеми остановками.

Добавлено: 9 марта 2016
Статья
Селезнёв М. Г. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. № 4. С. 162-186.

В статье сопоставляются две интерпретации слов Бога в Исх 3:14, а именно (а) традиционное «онтологическое» истолкование («Я – Сущий», «Я – Тот, кто существует»), которое представлено в Септуагинте, в святоотеческой экзегезе и в Синодальном переводе, и (б) «апофатическое» понимание этих слов («Я тот, кто Я есть»), которое преобладает в современной экзегезе и современных переводах. Анализ еврейского текста говорит в пользу того, что «апофатическая» интерпретация отражает первоначальное понимание Исх 3:14 в до-эллинистическом иудаизме. Перевод (переинтерпретация) еврейского текста в Септуагинте нередко рассматривается как результат влияния греческой философии, но, вероятнее всего, перед нами просто попытка переводчика не потерять перекличку между двумя половинами стиха Исх 3:14, и в то же самое время не нарушить греческий синтаксис. Если это так, то переводчики Септуагинты не изобрели «онтологическую» интерпретацию Исх 3:14, но, скорее, непроизвольно подготовили путь для нее.

Добавлено: 25 декабря 2017
Статья
Егорова Г. С. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. № 4.

Целью данной работы является анализ уникальных источников – 38 школьных сочинений «Кто сейчас ходит в церковь?», написанных в городе Кинешма Ивановской области в 1964 году. В центре исследования - вопрос о том, была ли советская атеистическая пропаганда действительно эффективной и в какой степени антирелигиозная риторика оказывала влияние на молодых людей в советской провинции. Применение методологии истории эмоций и социологических методов обработки нарративных источников позволило выделить ключевые составляющие образа верующих с точки зрения советской молодежи: противопоставление верующих социалистической модерности и прогрессу, виктимизацию женской и детской религиозности, а также социальную стигматизацию верующих.

Добавлено: 1 мая 2021
Статья
Орешина Д. А., Забаев И. В., Пруцкова Е. В. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2014. Т. 1. № 32. С. 40-66.

В статье анализируется влияние религии на формирование социального капитала в России. Исследование позволяет предположить, что активное вовлечение приходов в организацию социальной работы, осуществляемое на принципах делегирования священниками власти и исполнительных полномочий мирянам, позволяет увеличивать социальную сеть прихода, подключая к ней новых мирян, в том числе и невоцерковленных. Источником данных для статьи являются несколько исследований, проведенных авторами в 2011 – 2013 гг. в рамках работы Исследовательского семинара «Социология религии» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: массового опроса прихожан 12 храмов Русской Православной Церкви, расположенных в разных типах населенных пунктов и в разных регионах страны, «Социальная сеть православной общины» (общий объем выборки составляет 985 чел.), глубинных интервью с прихожанами и священнослужителями на 15 приходах Русской Православной Церкви «Организация социальной деятельности на приходах РПЦ в начале XXI в. Социологический анализ» (всего было проведено 153 интервью) и первой волны всероссийского исследования OrthodoxMonitor (всероссийский опрос, объем выборки 1500 чел.).

Добавлено: 4 июня 2014
Статья
Кормина Ж. В., Штырков С. А. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2014. № 1(32). С. 107-130.

В современной православной агиографии сложился особый тип святого - блаженная старица. Эти святые как агиологический тип во многом наследуют традиционным юродивым Христа ради. Но при этом их образы имеют свою специфику. Одна из своеобразных характеристик блаженных стариц состоит в том, что многие из них страдают тяжелым телесным недугом — например, слепотой или повреждением моторных функций. Это заболевание, имеющее на уровне нарратива семантику перманентной лиминальности, можно трактовать как своеобразный знак божественной отмеченности святого. Он указывает на принадлежность героини жития к миру смерти.Создание подобных нарративных икон можно рассматривать в качестве попыток демократизировать житийный жанр, наполнить его мотивами, которые были бы (или выглядели бы) «народными». Близость этих святых к народу, в свою очередь, создает образ православия как религии, укорененной в традиции, безыскусной и понятной каждому. 

Добавлено: 28 мая 2014
Статья
Селезнёв М. Г. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. Т. 4. № 37. С. 192-211.

В полемике православных богословов с иудеями, протестантами и католиками Септуагинта нередко играет роль «знамени православия». Однако, как показано в статье, положение дел намного сложнее: на протяжении всей истории православной традиции яростная полемика против «испорченной» еврейской или латинской Библии сосуществовала, например, с цитированием еврейских чтений у ранневизантийских Отцов или с использованием Вульгаты при правке церковнославянской Библии. Гомилетические задачи играли здесь намного более важную роль, чем собственно текстологические принципы. Исторический обзор роли, которую играла Септуагинта в православной традиции, служит нам фоном для исследования места Септуагинты в нынешних дискуссиях о православной религиозной идентичности.

Добавлено: 12 декабря 2019
Статья
Шпоть В. В. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. Т. 38. № 3. С. 362-368.

Рецензия на книгу Дмитрия Узланера Постсекулярный поворот. Как мыслить о религии в XXI веке. М.: Издательство. Института Гайдара, 2020.

Добавлено: 22 октября 2021
Статья
Павлов А. В. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 1-2. С. 670-689.

В ситуации столетнего юбилея Русской революции появилось много новой литературы, посвященной 1917 году. Автор сосредоточил свое внимание на нескольких переведенных книгах, в которых освещается тема «религии и Революции»: «Дом правительства» Юрия Слезкина, «Великая русская революция. 1905–1921» Марка Стейнберга и «Локомотивы истории» Мартина Малиа. Сравнивая подходы к теме в названных книгах, автор делает выводы относительно их научных и политических импликаций, попутно сравнивая их с работами 1960-х и 1970-х гг. Благодаря этому сравнению становится ясна разница между нынешними и прежним подходами к Революции — разница, которая заключается в «культурном повороте». Ученые теперь не строят модели Революции, но делают акцент на повседневности. Однако даже в новейших книгах обнаруживаются прежние идеологические установки времен холодной войны. Это касается главным образом книги Слезкина, тогда как работа Стейнберга выглядит более свободной от старых установок.

Добавлено: 12 августа 2019
Статья
Хиллс М. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 3. С. 102-123.

В статье анализируется, как «Черное зеркало», будучи современной телевизионной научной фантастикой, не просто вводит в жанр нарративно сверхъестественную силу, но и имплицитно размышляет о вопросах религии и даже выступает в качестве версии «имплицитной религии». Автор демонстрирует, что контекст рецепции «Черного зеркала» как шоу, которое запойно смотрится фанатами, связывает его с переживаниями сакрального в повседневной потребительской жизни. В статье также исследуется, как «Черное зеркало» репрезентирует религиозные понятия в границах жанра научной фантастики, который, в свою очередь, пережил «жанровое испарение», так как тропы и образы научной фантастики стали общим местом культуры. С опорой на доработанный функционализм рассматривается, как научная фантастика и религия могут пересекаться. Хотя «Черное зеркало» можно воспринимать в качестве репрезентации культурного момента схлопывания научной фантастики как отдельного жанра, автор полагает, что в сериале исследуются разные формы загадочного цифрового спасения и погружения, а также ритуализированное использование технологий. Сериал, возможно, и не положил начало «религии, основанной на художественном произведении», но он репрезентирует дискурсы, окружающие новые технологии как специфические манифестации имплицитной религии.

Добавлено: 22 октября 2019
Статья
Мелентьев Д. В. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. Т. 38. № 2. С. 308-344.

Гендерные исследования актуальная область исторической науки, однако примеров изучения мусульманских окраин Российской империи, опираясь на данный подход известно мало. Настоящая статья посвящена репрезентациям мусульманок в дореволюционном Туркестане. Анализируются практики этнографического описания, игравшие для Российской империи определяющее значение, наделяющие власть знаниями о народах и территориях. Отдельно рассматриваются и сравниваются государственный фотопроект «Туркестанский альбом» и независимое сочинение путешественника Г. Краффта «Через Русский Туркестан», снабженное иллюстрациями мусульманок. Поднимается проблема социальной идентификации мусульманок внешними наблюдателями. Уделяется внимание морали и нравственности мусульманок, а также влияние пристрастия мужчин к совокуплению с женоподобными юношами (бачами) на замкнутость и сегрегацию женщин.

Добавлено: 1 ноября 2019