• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 209 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 151-154.
Добавлено: 9 февраля 2010
Статья
Карпова Н. Л., Данина М. М., Кисельникова Н. В. и др. Вопросы психологии. 2011. № 4. С. 87-97.

Статья посвящена анализу психологического, педагогического и психотерапевтического аспекта кинофильмов

Добавлено: 24 декабря 2014
Статья
Роджерс К. Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 48-58.
Добавлено: 23 апреля 2013
Статья
Роджерс К. Вопросы психологии. 2012. № 6. С. 70-81.

В статье, впервые опубликованной в 1986 году и являющейся своего рода психотерапевтическим завещанием К. Роджерса, автор не только резюмирует сущность своего клиентоцентрированного / человекоцентрированного подхода к психотерапии и консультированию, но и рассматривает новые интуитивные, духовные аспекты своей психотерапевтической практики. Автор приводит и анализирует полную запись демонстрационной сессии, проведенной в ходе его семинара в Йоханнесбурге (ЮАР), в которой на конкретном примере работы с клиентом показана специфика недирективной психотерапии.

Добавлено: 24 октября 2010
Статья
Завершнева Е. Ю. Вопросы психологии. 2009. № 3. С. 123-141.

В статье представлены результаты исследования блокнота, который Л.С. Выготский вел в первой половине 1926 г. Обсуждаются вопросы датировки блокнота, его структуры и содержания, анализируется его значение в контексте развития идей Л.С. Выготского. Показано, что данный документ содержит дополнения к "Психологии искусства», первые наброски к рукописи «Исторический смысл психологического кризиса», первые тезисы культурноисторической теории, связанные с идеей знакового опосредствования, план ненаписанной монографии «Zoon politikon», а также размышления на тему общепсихологической теории сознания, в которых ключевая роль в генезисе сознания отводится речи и общению. Особое внимание уделяется заметкам Л.С. Выготского, посвященным онтологическому статусу психической реальности и психофизической проблеме.

Добавлено: 15 октября 2019
Статья
Рамендик Д. М., Чернышев Б. В., Чернышева Е. Г. Вопросы психологии. 2014. № 3. С. 105-117.

Исследованы взаимосвязи свойств темперамента по трем известным опросникам (PTS, EPI, ОСТ) между собой, а также с другими индивидуальными свойствами и особенностями слухового вызванного потенциала при произвольном внимании. Испытуемыми были студенты биологи и студенты-психологи. Было выявлено, что у части испытуемых корреляции между свойствами темперамента соответствовали данным авторов опросников и вместе с другими индивидуальными свойствами образовывали кластеры, близкие к факторам «Большой пятерки». У них же латентность и амплитуда параметров вызванных потенциалов отрицательно коррелировали со «скоростными» показателями ОСТ и данными EPI. У остальных испытуемых показатели опросников темперамента противоречили друг другу, состав кластеров, близких к «Большой пятерке», был иным и 10 свойств не вошли в них. Параметры вызванных потенциалов в этой группе положительно коррелировали с силой ЦНС по PTS, а также показателями работоспособности и эмоциональности по ОСТ. Различий по тестам интеллекта, внимания и памяти между группами выявлено не было.

Добавлено: 19 января 2014
Статья
Улановский А. М. Вопросы психологии. 2009. № 2. С. 35-45.
Добавлено: 31 октября 2009
Статья
Котов А. А., Котова Т. Н. Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 109-120.

При категориальном научении люди учатся использовать разные стратегии категориза- ции, среди которых наиболее часто выделяют стратегию ориентации на один признак или на их совокупность. Хотя в экспериментальных условиях испытуемым чаще всего необ- ходимо сформировать лишь одну стратегию в отношении предъявляемых примеров, в реальной жизни они используют разные стратегии для категоризации примеров, отно- сящихся к одной группе, но в различных ситуациях. В данном исследовании мы предъяв- ляли испытуемым задачу на формирование новой искусственной категории, для которой оптимальная стратегия категоризации зависела от контекста предъявления примера – в одном местоположении примеры категории имели высокую степень внутригруппового сходства, а в другом низкую. В экспериментальном условии испытуемым нужно было формировать два правила разного типа одновременно, а в контрольном условии – лишь одно из правил. Согласно гипотезе, пространственный контекст может быть усвоен как маркер для переключения стратегий и в ходе научения искусственной категории, и при последующей категоризации новых примеров. Результаты позволили обнаружить дан- ную зависимость, что может рассматриваться как доказательство гибкости категоризации относительно контекста научения. Полученные данные обсуждаются в соотношении с мо- делями множественных систем научения. 

 

Добавлено: 11 октября 2017
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2012. № 6. С. 149-152.

В статье представлен отчет о приуроченной к 110-летию К. Роджерса (1902-1987) I Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) Общества человекоцентрированного подхода "Человекоцентрированный подход: психологическая практика и научные исследования", проходившей 27-29 сентября 2012 года на базе факультета психологии НИУ ВШЭ. 

Добавлено: 19 февраля 2013
Статья
Леонтьев Д. А. Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 3-16.

Предпринята попытка комплексного рассмотрения феномена толерантности под углом зрения индивидуального и общественного сознания, личности, межличностного взаимодействия и макросоциальных процессов. В каждом из этих аспектов рассмотрения выделены операциональные индикаторы, позволяющие оценивать проявления толерантности/интолерантности, на основе культурно-исторической неклассической психологии построена рабочая модель, связывающая между собой различные аспекты толерантности.

Добавлено: 6 июня 2013
Статья
Завершнева Е. Ю. Вопросы психологии. 2017. № 3. С. 102-118.

Точка зрения Л.С. Выготского на природу бессознательного изучается на материале его поздних работ 1932–1934 гг. и личных записей. К исследованию подключен, в частности, архивный документ «Конференция по исследовательским темам», содержащий обсужде- ние теории и практики психоанализа на внутренней конференции для ближайших сотруд- ников (27–29 октября 1933 г.), где Л.С. Выготский наметил общие контуры рассмотрения проблемы бессознательного с «вершинной» точки зрения. Анализируются определения понятий «бессознательное» и «предсознательное», выдвинутые в рамках фрейдовского и лакановского психоанализа, тематизируется проблема бессознательного в культур- но-исторической психологии: бессознательные и предсознательные процессы интер- претируются с точки зрения теории динамических смысловых систем, представлений о смысловом поле и свободном осмысленном действии, о зоне ближайшего развития (ЗБР) и переживании. С отсылкой к исследованиям К. Левина, на которые Л.С. Выготский опи- рался при размышлении о динамике сознания, обозначена взаимосвязь конфигураций смыслового поля и аффективных систем в случае невротического развития. На основе принципа системности, выдвинутого Л.С. Выготским в 1930 г., задается общий контекст разработки проблемы бессознательного: бессознательное в своем развитии следует за развитием сознания, становлением третичных связей в психологических системах и преобразованием первичного аффекта в поле языка и культуры; в случае дизонтогенеза несимволизированный аффект выпадает из процесса развития и создает в структуре лич- ности регион со специфической смысловой динамикой, изолированный или болезненно разрастающийся за счет соседних регионов (возможны различные варианты), что приво- дит к нарушению всей мотивационной иерархии. Комментируется идея Л.С. Выготского о том, что причиной невроза является невозможность трансформации аффективного комп- лекса в переживание. Обсуждаются различия в онтологии психоаналитического и куль- турно-исторического подходов, а также цели психотерапии и терапевтические позиции, которые могут занимать психологи, работающие в рамках этих двух направлений.

Добавлено: 23 сентября 2019
Статья
Белобородова П. М. Вопросы психологии. 2016. № 4. С. 162-163.

Монография вышла как очередная книга в серии “Психология, религия и духовность” издательства “Прэгер” (ред. Г. Элленс). Она представляет собой сборник докладов с одноименной конференции, которая прошла в Кентерберийском соборе в Кенте, Великобритания, в 2013 году. Доклады в монографии разделены на две части. Первая объединяет различные светские точки зрения на призвание и в целом отражает существующие на данный момент направления исследований феномена призвания в психологии, а вторая посвящена религиозным.

Добавлено: 16 декабря 2016
Статья
Лебедева А. А., Леонтьев Д. А. Вопросы психологии. 2012. № 1. С. 154-156.

Статья представляет собой рецензию на книгу англоязычного автора М. Дж. Сёрджи:

Sirgy M.J. The psychology of quality of life. Dordrecht; Boston; London: Kluver Academic Publishers, 2010. 296 p.

Добавлено: 21 июня 2012
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 1988. № 1. С. 131-136.
Добавлено: 28 марта 2013
Статья
Подольский Д. А. Вопросы психологии. 2014. № 2. С. 24-34.

Статья посвящена анализу методов исследования индивидуальных ценностей подростков. В современных исследованиях для изучения ценностей преимущественно используются методы, основанные на шкале рейтингов. Данная шкала критикуется многими исследователями за недостаточную дифференциацию ценностей, связанную с влиянием фактора социальной желательности, и позитивной коннотацией ценностей как таковых. В работе исследуются возможности использования метода распределения для анализа ценностных приоритетов подростков. Показаны преимущества использования данного метода в группах подростков с низким уровнем вовлеченности в процесс обучения

Добавлено: 20 апреля 2014
Статья
Митина О. В., Петренко В. Ф. Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 68-86.

В различных культурах нормы, позволяющие женщинам и мужчинам вести себя тем или иным образом, играть определенные роли в семье и обществе (гендерные роли) достаточно различны. Представления о гендерных ролях, допустимых в данной культуре, сформированные у представителей других культур, стран, этносов называют гендерными стереотипами. Для указания на то, что речь идет о том, как гендерные роли воспринимаются представителями этой же культуры (т.е. о самих себе), используют термин гендерные автостереотипы.

Работа выполнена при поддержке Государственного агентства международных исследований и обмена США (IREX) и РФФИ, проект № 99-06-80148.

Добавлено: 17 октября 2013
Статья
Шадриков В. Д. Вопросы психологии. 2005. № 2. С. 11-12.
Добавлено: 2 декабря 2010
Статья
Лебедева Н. М., Лепшокова З. Х., Галяпина В. Н. Вопросы психологии. 2016. № 5. С. 47-61.

Статья посвящена изучению культурно-психологических факторов сходства ценностей родителей и детей, принадлежащих к этническим меньшинствам, проживающим в разных культурных контекстах. В исследовании приняли участие представители двух поколений 118 русских семей из Кабардино-Балкарской Республики (КБР), где русские представляют собой этническое и религиозное меньшинство (культурно далекий контекст) и 109 русских семей из Северной Осетии – Алании (РСО-А), где русские представляют собой этническое меньшинство и религиозное большинство (культурно близкий контекст). Методологию исследования составили: ценностный опросник Шварца (PVQ-R), шкалы этнической и национальной идентичности из опросника проекта MIRIPS (Взаимные межкультурные отношения в поликультурных обществах) и шкалы воспринимаемой детско-родительской близости в оценке детей и родителей. Путевой анализ в программе AMOS показал, что в культурно далеком контексте (КБР) со сходством ценностей родителей и детей позитивно связана этно-национальная идентичность русских подростков, тогда как в культурно близком контексте (РСО-А) - этно-национальная идентичность родителей и воспринимаемая психологическая близость ребенка с родителем. Воспринимаемая родителями психологическая близость с детьми отрицательно связана со сходством детско-родительских ценностей в обоих контекстах 

Добавлено: 9 июля 2015
Статья
Асмолов А. Г., Сорокина С. С. Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 3-15.

Рассматривается понятие толерантности как нормы поддержки разнообразия. Отстаивается представление о том, что толерантность не подразумевает принятия любого разнообразия. Обосновывается необходимость различения конструктивного и деструктивного разнообразия. Предпринимается попытка поставить вопросы, ответы на которые помогут понять разницу между толерантностью и терпимостью. На материале культурных практик по элиминации конструктивного разнообразия и поддержке деструктивного разнообразия анализируются механизмы различения толерантности и терпимости. С одной стороны, рассматриваются истоки тоталитаризма и феномены культурных практик дегуманизации посредством анализа соответствующих философских, научных и литературных поисков. С другой стороны, на материале работ М.А. Лифшица, Г. Маркузе, Ж. Бодрийяра анализируются механизмы и культурные практики репрессивного разнообразия. Посредством обращения к работам М.М. Бахтина и В.С. Библера выявляется практика поддержки конструктивного разнообразия - диалог. Приводится аналогия деструктивного и конструктивного разнообразия из области клинической психологии. Показывается, что с историко-эволюционной точки зрения и «интолерантность к разнообразию», и «толерантность без границ» являются стратегиями, несущими риски для существования и развития сложных систем.

Добавлено: 21 ноября 2019