• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 200 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Рамендик Д. М., Чернышев Б. В., Чернышева Е. Г. Вопросы психологии. 2014. № 3. С. 105-117.

Исследованы взаимосвязи свойств темперамента по трем известным опросникам (PTS, EPI, ОСТ) между собой, а также с другими индивидуальными свойствами и особенностями слухового вызванного потенциала при произвольном внимании. Испытуемыми были студенты биологи и студенты-психологи. Было выявлено, что у части испытуемых корреляции между свойствами темперамента соответствовали данным авторов опросников и вместе с другими индивидуальными свойствами образовывали кластеры, близкие к факторам «Большой пятерки». У них же латентность и амплитуда параметров вызванных потенциалов отрицательно коррелировали со «скоростными» показателями ОСТ и данными EPI. У остальных испытуемых показатели опросников темперамента противоречили друг другу, состав кластеров, близких к «Большой пятерке», был иным и 10 свойств не вошли в них. Параметры вызванных потенциалов в этой группе положительно коррелировали с силой ЦНС по PTS, а также показателями работоспособности и эмоциональности по ОСТ. Различий по тестам интеллекта, внимания и памяти между группами выявлено не было.

Добавлено: 19 января 2014
Статья
Улановский А. М. Вопросы психологии. 2009. № 2. С. 35-45.
Добавлено: 31 октября 2009
Статья
Котов А. А., Котова Т. Н. Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 109-120.

При категориальном научении люди учатся использовать разные стратегии категориза- ции, среди которых наиболее часто выделяют стратегию ориентации на один признак или на их совокупность. Хотя в экспериментальных условиях испытуемым чаще всего необ- ходимо сформировать лишь одну стратегию в отношении предъявляемых примеров, в реальной жизни они используют разные стратегии для категоризации примеров, отно- сящихся к одной группе, но в различных ситуациях. В данном исследовании мы предъяв- ляли испытуемым задачу на формирование новой искусственной категории, для которой оптимальная стратегия категоризации зависела от контекста предъявления примера – в одном местоположении примеры категории имели высокую степень внутригруппового сходства, а в другом низкую. В экспериментальном условии испытуемым нужно было формировать два правила разного типа одновременно, а в контрольном условии – лишь одно из правил. Согласно гипотезе, пространственный контекст может быть усвоен как маркер для переключения стратегий и в ходе научения искусственной категории, и при последующей категоризации новых примеров. Результаты позволили обнаружить дан- ную зависимость, что может рассматриваться как доказательство гибкости категоризации относительно контекста научения. Полученные данные обсуждаются в соотношении с мо- делями множественных систем научения. 

 

Добавлено: 11 октября 2017
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2012. № 6. С. 149-152.

В статье представлен отчет о приуроченной к 110-летию К. Роджерса (1902-1987) I Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) Общества человекоцентрированного подхода "Человекоцентрированный подход: психологическая практика и научные исследования", проходившей 27-29 сентября 2012 года на базе факультета психологии НИУ ВШЭ. 

Добавлено: 19 февраля 2013
Статья
Леонтьев Д. А. Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 3-16.

Предпринята попытка комплексного рассмотрения феномена толерантности под углом зрения индивидуального и общественного сознания, личности, межличностного взаимодействия и макросоциальных процессов. В каждом из этих аспектов рассмотрения выделены операциональные индикаторы, позволяющие оценивать проявления толерантности/интолерантности, на основе культурно-исторической неклассической психологии построена рабочая модель, связывающая между собой различные аспекты толерантности.

Добавлено: 6 июня 2013
Статья
Завершнева Е. Ю. Вопросы психологии. 2017. № 3. С. 102-118.

Точка зрения Л.С. Выготского на природу бессознательного изучается на материале его поздних работ 1932–1934 гг. и личных записей. К исследованию подключен, в частности, архивный документ «Конференция по исследовательским темам», содержащий обсужде- ние теории и практики психоанализа на внутренней конференции для ближайших сотруд- ников (27–29 октября 1933 г.), где Л.С. Выготский наметил общие контуры рассмотрения проблемы бессознательного с «вершинной» точки зрения. Анализируются определения понятий «бессознательное» и «предсознательное», выдвинутые в рамках фрейдовского и лакановского психоанализа, тематизируется проблема бессознательного в культур- но-исторической психологии: бессознательные и предсознательные процессы интер- претируются с точки зрения теории динамических смысловых систем, представлений о смысловом поле и свободном осмысленном действии, о зоне ближайшего развития (ЗБР) и переживании. С отсылкой к исследованиям К. Левина, на которые Л.С. Выготский опи- рался при размышлении о динамике сознания, обозначена взаимосвязь конфигураций смыслового поля и аффективных систем в случае невротического развития. На основе принципа системности, выдвинутого Л.С. Выготским в 1930 г., задается общий контекст разработки проблемы бессознательного: бессознательное в своем развитии следует за развитием сознания, становлением третичных связей в психологических системах и преобразованием первичного аффекта в поле языка и культуры; в случае дизонтогенеза несимволизированный аффект выпадает из процесса развития и создает в структуре лич- ности регион со специфической смысловой динамикой, изолированный или болезненно разрастающийся за счет соседних регионов (возможны различные варианты), что приво- дит к нарушению всей мотивационной иерархии. Комментируется идея Л.С. Выготского о том, что причиной невроза является невозможность трансформации аффективного комп- лекса в переживание. Обсуждаются различия в онтологии психоаналитического и куль- турно-исторического подходов, а также цели психотерапии и терапевтические позиции, которые могут занимать психологи, работающие в рамках этих двух направлений.

Добавлено: 23 сентября 2019
Статья
Белобородова П. М. Вопросы психологии. 2016. № 4. С. 162-163.

Монография вышла как очередная книга в серии “Психология, религия и духовность” издательства “Прэгер” (ред. Г. Элленс). Она представляет собой сборник докладов с одноименной конференции, которая прошла в Кентерберийском соборе в Кенте, Великобритания, в 2013 году. Доклады в монографии разделены на две части. Первая объединяет различные светские точки зрения на призвание и в целом отражает существующие на данный момент направления исследований феномена призвания в психологии, а вторая посвящена религиозным.

Добавлено: 16 декабря 2016
Статья
Лебедева А. А., Леонтьев Д. А. Вопросы психологии. 2012. № 1. С. 154-156.

Статья представляет собой рецензию на книгу англоязычного автора М. Дж. Сёрджи:

Sirgy M.J. The psychology of quality of life. Dordrecht; Boston; London: Kluver Academic Publishers, 2010. 296 p.

Добавлено: 21 июня 2012
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 1988. № 1. С. 131-136.
Добавлено: 28 марта 2013
Статья
Подольский Д. А. Вопросы психологии. 2014. № 2. С. 24-34.

Статья посвящена анализу методов исследования индивидуальных ценностей подростков. В современных исследованиях для изучения ценностей преимущественно используются методы, основанные на шкале рейтингов. Данная шкала критикуется многими исследователями за недостаточную дифференциацию ценностей, связанную с влиянием фактора социальной желательности, и позитивной коннотацией ценностей как таковых. В работе исследуются возможности использования метода распределения для анализа ценностных приоритетов подростков. Показаны преимущества использования данного метода в группах подростков с низким уровнем вовлеченности в процесс обучения

Добавлено: 20 апреля 2014
Статья
Митина О. В., Петренко В. Ф. Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 68-86.

В различных культурах нормы, позволяющие женщинам и мужчинам вести себя тем или иным образом, играть определенные роли в семье и обществе (гендерные роли) достаточно различны. Представления о гендерных ролях, допустимых в данной культуре, сформированные у представителей других культур, стран, этносов называют гендерными стереотипами. Для указания на то, что речь идет о том, как гендерные роли воспринимаются представителями этой же культуры (т.е. о самих себе), используют термин гендерные автостереотипы.

Работа выполнена при поддержке Государственного агентства международных исследований и обмена США (IREX) и РФФИ, проект № 99-06-80148.

Добавлено: 17 октября 2013
Статья
Шадриков В. Д. Вопросы психологии. 2005. № 2. С. 11-12.
Добавлено: 2 декабря 2010
Статья
Лебедева Н. М., Лепшокова З. Х., Галяпина В. Н. Вопросы психологии. 2016. № 5. С. 47-61.

Статья посвящена изучению культурно-психологических факторов сходства ценностей родителей и детей, принадлежащих к этническим меньшинствам, проживающим в разных культурных контекстах. В исследовании приняли участие представители двух поколений 118 русских семей из Кабардино-Балкарской Республики (КБР), где русские представляют собой этническое и религиозное меньшинство (культурно далекий контекст) и 109 русских семей из Северной Осетии – Алании (РСО-А), где русские представляют собой этническое меньшинство и религиозное большинство (культурно близкий контекст). Методологию исследования составили: ценностный опросник Шварца (PVQ-R), шкалы этнической и национальной идентичности из опросника проекта MIRIPS (Взаимные межкультурные отношения в поликультурных обществах) и шкалы воспринимаемой детско-родительской близости в оценке детей и родителей. Путевой анализ в программе AMOS показал, что в культурно далеком контексте (КБР) со сходством ценностей родителей и детей позитивно связана этно-национальная идентичность русских подростков, тогда как в культурно близком контексте (РСО-А) - этно-национальная идентичность родителей и воспринимаемая психологическая близость ребенка с родителем. Воспринимаемая родителями психологическая близость с детьми отрицательно связана со сходством детско-родительских ценностей в обоих контекстах 

Добавлено: 9 июля 2015
Статья
Леонтьев Д. А. Вопросы психологии. 2013. № 3. С. 67-80.

Обсуждаются разные грани развития человека, их соотношение между собой. Обоснована специфика собственно личностного измерения развития в отличие от биологического и социального измерений. В личностном измерении развития выделяются нормативная универсальная составляющая, связанная с требованиями социальных ситуаций развития до достижения человеком совершеннолетия, и факультативная составляющая, связанная с постановкой и решением индивидуальных задач развития после завершения социализации.

Добавлено: 16 ноября 2013
Статья
Гулевич О. А., Неврюев А. Н. Вопросы психологии. 2016. № 3. С. 58-68.

Военные действия – один из методов разрешения международных конфликтов. Предыдущие исследования выявили психологические факторы, оказывающие влияние на аттитюды к отдельным военным кампаниям. В этом исследовании рассматриваются факторы, оказывающие влияние на общие аттитюды к войне. В исследовании приняли участие жители России (N=1427). Они заполняли он-лайн версию опросника, который включал в себя шкалы для измерения жизнестойкости, отчуждения и аттитюдов к войне. Для проверки гипотез использовалось моделирование структурными уравнениями. Результаты исследования частично подтвердили выдвинутые гипотезы. Они показали, что чем ниже уровень жизнестойкости участников, тем выше уровень отчуждения от своей личности, межличностных отношений и общества в целом. Высокий уровень отчуждения от личности и отношений, в свою очередь, связан с более позитивными аттитюдами к войне, а высокий уровень отчуждения от общества – с более негативными аттитюдами к ней. Эти результаты обсуждаются в контексте норм и представлений, распространенных в обществе.

Добавлено: 26 сентября 2016
Статья
Будинайте Г. Л., Корнилова Т. В. Вопросы психологии. 1993. № 5-6. С. 101-106.

введите текс

Добавлено: 15 марта 2015
Статья
Реан А. А., Шагалов И. Л. Вопросы психологии. 2018. № 6. С. 16-28.

В статье представлены результаты исследования индивидуальных ценностей российских подростков, анализируются ценности как предикторы ощущения счастья в подростковом возрасте. Для этого авторы используют результаты опроса, проведенного сразу в восьми регионах России. Размер выборки составил 7468 респондентов в возрасте от 14 до 19 лет. Работа опирается на ценностную модель Ш. Шварца, позволяющую изучать ценности на культурном и индивидуальном уровнях, включая индивидуальные отличия в ценностных приоритетах и их влияние на отношения и поведение. Результаты исследования показывают, что молодые люди основное значение придают таким ценностям как благожелательность, гедонизм, самостоятельность, репутация и безопасность. Между тем, меньше всего для молодых людей значимы власть, конформизм, традиции и скромность. Оценка регрессионных моделей демонстрирует, что важными параметрами счастья являются ценности, входящие в состав мета-ценности «Сохранение», когда молодые люди ценят традиции (семейные, религиозные), безопасность и стремятся придерживаться установленных в обществе правил. Несмотря на низкую оценку респондентами ценности семейных и культурных традиций (входит в состав ценности первого порядка Сохранение), она является сильно значимым предиктором счастья. Данные также показывают, что подростки ощущают себя счастливее в сельской местности, где сохраняется традиционалистская среда с консервативными ценностями. Также установлено, что ощущение счастья в подростковом возрасте характеризуется специфическим отношением молодых людей, при котором для счастливого подростка стремление к удовольствию сопряжено с отрицанием самостоятельности своих действий. Ответственность за свои поступки, в таком случае, молодые люди могут возлагать на своих родителей, членов своей семьи. Регрессионные модели показывают, что семья, в которой есть отец и мать, забота об узком круге близких людей, выраженная в ценности «Благожелательность - Забота», действительно являются детерминантами счастья.

Добавлено: 30 октября 2018
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 5-19.
Добавлено: 9 февраля 2010
Статья
Гулевич О. А. Вопросы психологии. 2008. № 1. С. 58-66.

Исследовалось влияние групповой принадлежности человека на выбор им норм справедливости. Выбор норм рассматривался как одна из форм проявления межгрупповой дифференциации. Предполагалось, что важность разных норм справедливости зависит от того, по отношению к кому люди принимают решение: к члену своей или чужой группы (первая гипотеза); к отдельному члену группы или ее большинству (вторая гипотеза). Рассматривалось также предположение, что люди считают членов своей группы более справедливыми, чем членов чужой (третья гипотеза). Все они получили эмпирическое подтверждение.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Мандрикова Е. Ю. Вопросы психологии. 2004. № 6.
Добавлено: 2 ноября 2010