• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдена 151 публикация
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Кольцова О. Ю., Ясавеев И. Г. Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. 16. № 3. С. 81-100.

В статье предпринимается попытка применить конструкционистскую концепцию социальных проблем Питера Ибарры и Джона Китсьюза к записям в Интернет-блогах ("Живом журнале") на тему насилия над задержанными в российской полиции. Рассмотрение записей в блогах, сделанных в течение месяца после смерти Сергея Назарова в казанском отделе полиции "Дальний", в четырех дискурсивных измерениях Ибарры и Китсьюза (риторические идиомы, контрриторические стратегии, лейтмотивы и стили конструирования социальной проблемы) позволило установить в записях о полицейском насилии наличие таких риторических форматов, как риторика опасности (гражданам со стороны полиции), риторика наделения правом (по отношению к людям, имеющим судимости) и риторика бедствия (по отношению к президентству Владимира Путина). На основе полученных результатов авторы формулируют ряд вопросов, которые могут способствовать развитию общей конструкционистской теории социальных проблем.

Добавлено: 17 октября 2016
Статья
Кольцова О. Ю., Ясавеев И. Г. Журнал социологии и социальной антропологии. 2013.

х

Добавлено: 12 августа 2013
Статья
Байтимерова С. И., Богомазова Л. В., Григорьева Е. А. и др. Журнал социологии и социальной антропологии. 2018. Т. XXI. № 1. С. 136-160.

Статья посвящена рассмотрению профессиональной деятельности экономических журналистов в России в условиях неблагоприятной институциональной среды. Являясь особой профессиональной группой, как с точки зрения требуемых навыков, так и роли в обществе, в ходе своей работы экономические журналисты нередко сталкиваются с рядом трудностей. Данный факт подтверждается как реальными инцидентами (увольнение редакций ведущих российских СМИ), так и данными международной статистики. В 2016 году Россия занимала 148 место по Индексу свободы прессы. Неотъемлемым элементом деятельности журналистов является профессиональный контроль, который, согласно Э. Эбботу, может осуществляться на трех уровнях - внешнем, внутреннем и индивидуальном. Данная статья посвящена анализу профессионального контроля в деятельности журналистов в современной России. Эмпирическая база исследования включает 18 интервью с экономическими журналистами, под которыми понимаются сотрудники отделов редакции «Экономика», «Финансы» печатных и Интернет-изданий из разных федеральных округов РФ. Интервью свидетельствуют о недостаточной эффективности внешнего уровня контроля, несмотря на его всесторонность. Что касается собственных ценностных установок журналиста, то они приобретают важность в условиях возникновения нравственного выбора, с которым нередко сталкивается профессиональное сообщество. В ситуации, когда внешний контроль не обеспечивает должного регулирования деятельности журналистов, а индивидуальные нормы и ценности сотрудников СМИ испытывают значительное влияние внешних факторов, особое значение приобретает организационная культура конкретных изданий (внутренний контроль). Редакции осуществляют регулирование деятельности своих сотрудников, создавая внутриорганизационные этические кодексы, а также способствуя коммуникации и обмену опытом.

Добавлено: 2 июня 2018
Статья
Логунова О. С. Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. № 22(2). С. 230-246.

Социальные исследователи применяют разные термины для различения людей, которые используют цифровые технологии. Мы называем их по-разному без каких-либо четких спецификаций — аудитория, пользователи, участники и т.д. Ученые и прикладные исследователи обычно употребляют разные термины при обращении к одной и той же целевой аудитории. Выбор обычно зависит от парадигмы и теоретических рамок конкретного исследования. Однако, кажется, есть стандартное и четкое определение для исследования рынка. В России Mediascope определяет пользователей Интернета или ежемесячную интернет-аудиторию как людей, которые посещали Интернет хотя бы раз в месяц. Тем не менее остается важный вопрос: каким должен быть этот единственный визит в Интернет? Мы считаем только сознательные посещения или технические интернет-соединения также оцениваются? Мы сейчас постоянно и неизбежно являемся аудиторией, в то же время потребителями, участниками, подписчиками, пользователями. В наше время дискуссия о терминах, которые мы используем для идентификации использования Интернета, становится все более активной, множество подходов приводит к путанице. Цель предлагаемой статьи — систематизация теоретических и методических подходов к определению интернет-аудитории

Добавлено: 24 октября 2019
Статья
Корбут А. М. Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. XVI. № 2. С. 65-81.

В статье рассматривается этнометодологическая концепция конститутивного социального порядка, изложенная в работах основателя этнометодологии Гарольда Гарфинкеля. Будучи первоначально ответом на вопрос об условиях стабильности социального порядка, сформулированный Талкотом Парсонсом, эта концепция была в дальнейшем радикализирована и использована в качестве обоснования программы эмпирических этнометодологических исследований. Выделяются два этапа в формулировании этнометодологической концепции конститутивного порядка: на первом этапе ключевым понятием является «воспринимаемая нормальность» социальных действий, на втором — понятие «порядок с астериском» (порядок*). В статье показывается, что конститутивный порядок понимается в этнометодологии как порядок методический, наблюдаемый, ситуативный, практико-специфичный и популяционно-производительный.

Добавлено: 20 июля 2013
Статья
Балабанова Е. С. Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 2. С. 60-73.
Статья представляет теоретический анализ современных зарубежных подходов к изучению внутриорганизационных социальных процессов сквозь призму концепции меритократизма. Показано, что в эмпирических социологических исследованиях к дискурсу меритократизма обращаются в изучении макропроцессов социальной стратификации, социальной мобильности. Что касается социальных процессов в рамках организаций, то использование понятия меритократизма ограничено преимущественно изучением дискриминационных практик в сфере труда. Автор обращает внимание на недооцененный в современной социологии организаций и управления такой контекст противостояния достиженчески-меритократических и традиционалистски-аскриптивных характеристик, как наличие у работников социальных связей. Описываются типы социальной организации фирм в континууме нарастания меритократических критериев трудоустройства и вознаграждений работников: кланово-аскриптивный (безусловное доминирование вне-профессиональных родственных и дружеских связей); смешанный (приоритет социальных связей, приобретаемых в процессе профессиональной деятельности индивида); достиженчески-меритократический (безусловное доминирование образовательно-квалификационных характеристик и результатов труда работника). Отмечается неоднозначность феномена «делового» социального капитала, формирование которого может быть основано либо на демонстрации лояльности и умении заводить неформальные связи в профессиональной сфере, либо на профессиональной репутации. Обращается внимание на тесную связь аскриптивных критериев трудоустройства и вознаграждений с фаворитизмом в организациях. Обсуждаются причины противоречивости результатов эмпирических исследований и методологические проблемы изучения значимости социальных связей в контексте меритократических принципов трудоустройства, материальных вознаграждений и карьерных продвижений в организациях. По мнению автора, наиболее перспективным меритократический дискурс может быть в сравнительных исследованиях управленческих практик в российских и зарубежных организациях.
Добавлено: 15 сентября 2016
Статья
Казун А. Д. Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. XVIII. № 4. С. 205-213.

В 2012 году была опубликована книга «Корпоративная репутация и новостные СМИ: установление повестки дня в деловых новостях развитых и развивающихся стран» (Corporate Reputation and the News Media: Agenda-Setting within Business News Coverage in Developed, Emerging, and Frontier Markets) под редакцией Крейга Кэрролла. Данная работа посвящена анализу влияния дискуссии в СМИ на известность компаний и отношение к ним населения. Авторы анализируют ситуацию в 24 странах мира. В рецензии предполагается ответить на ряд вопросов, касающихся данной книги. В частности, «Почему ее стоило писать?», «Каков дизайн исследования?» и «К каким выводам относительно ситуации в России приходят авторы?».

Добавлено: 24 февраля 2016
Статья
Желнина А. А. Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. XVIII. № 2(78). С. 45-59.

В статье рассматривается новое для российские городов явление – вмешательство «креативной» городской молодежи в благоустройство и трансформацию пространства. Данное явление помещается в широкий международный контекст: в международной социологии все чаще появляются работы, посвященные «самодельному урбанизму» (DIY-urbanism) и креативному вмешательству горожан в трансформацию городского пространства, исследователи отмечают широкое распространение этого явления во многих крупных городах мира. С одной стороны, самодельные городские трансформации рассматриваются как метод востребования права на город (горожане оспаривают доминирующее распределение власти и права формировать пространство), а с другой стороны – как один из эффектов появления «новой богемы», джентри, заявляющих о себе в городском дискурсе. В данной статье рассматриваются разные подходы к креативным городским трансформациям и делается попытка применить их для анализа эмпирических данных из Санкт-Петербурга. Центральной задачей текста  является разработка адекватной аналитической схемы и теоретико-методологического аппарата для осмысления городской креативности. На примере художников, использующих городское пространство как объект приложения своих творческих усилий, демонстрируются две альтернативные позиции и стратегии самореализации в городе. Первый паттерн включает отношение к городской среде - улицам, стенам зданий, дворам – как к выставочной площадке и материалу для своих проектов. Второй паттерн предполагает использование искусства как канала для изменения общества. Для подавляющего большинства наших информантов важным оказался сетевой фактор, что вносит новый эмпирический аргумент в дискуссии о «сетевой креативности» как важного компонента в процессе нематериального производства.

Добавлено: 10 декабря 2014
Статья
Коротаев С. А. Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. 18. № 1. С. 123-138.

На протяжении последних лет научным и экспертным сообществом уделяется значительное внимание проблеме низкой инновационности российской экономики. Среди причин инновационного отставания обсуждаются: незаинтересованность бизнеса в инновациях при наличии более простых и высокодоходных стратегий получения прибыли; коррупция и административные барьеры, недостаточная защита частной собственности; политическая нестабильность и т.п. Поскольку в основе любого инновационного продукта или решения лежит некоторая идея, являющаяся результатом творчества сотрудников компании, выпустившей продукт, то низкая креативность профессионалов, обусловленная устаревшими управленческими и трудовыми практиками, может, на наш взгляд, рассматриваться как значимый фактор низкой инновационности отечественных компаний. Актуальным в таком случае является исследование российской трудовой культуры как фактора креативности и поиск возможных путей ее изменения в направлении благоприятном для реализации креативного потенциала профессионалов. Особый интерес в данных обстоятельствах представляют смешанные коллективы, состоящие из россиян и экспатов, как среда где потенциально могут происходить прогрессивные изменения отечественной трудовой культуры. В данной работе предпринята попытка выявить специфические особенности российской трудовой культуры, препятствующие или способствующие креативному поведению, на примере смешанных трудовых коллективов, а также воздействие иностранных практик на связанные с креативным поведением аспекты этой культуры.

Было получено, что российские профессионалы, по большей части, не вовлечены в трудовой процесс. Они не интересуются значением и конечным результатом собственной деятельности, не ищут альтернативных путей достижения цели. Они избегают инициативы и нуждаются в строгом контроле руководителя, чувствуют ответственность за формальное исполнение инструкций, но не за достижение результата. Метафорически такой стиль работы может быть охарактеризован как служение, когда внимание сотрудника сосредоточено на процессе, а не итогах деятельности как в западной культуре. Данная особенность российских профессионалов рассматривается иностранными менеджерами как серьезное препятствие для эффективной работы. Некоторые респонденты отметили, что ими предпринимаются попытки стимулировать вовлеченность и инициативу российских сотрудников, однако никому из них не удалось достигнуть устойчивого положительного результата.

Добавлено: 22 мая 2015
Статья
Шпаковская Л. Л. Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. XVI. № 2(67).

В статье анализируются дискурсивные практики и когнитивная работа представителей сообществ родителей Санкт-Петербурга. Автора интересует «актуальная повестка дня» родительских ассоциаций. Методологическую рамку исследования задает дискурсивный подход в исследованиях гражданского общества и общественных движений. Автор использует понятие идеала заботы, разработанное гендерной исследовательницей Моник Кремер. Понятие идеала заботы включает представления о том, как должна быть организована «хорошая» забота о детях. Анализируя интервью с организаторами, активистами и участниками сообществ родителей, автор выделяет четыре идеала устройства забо- ты, типичные для членов родительских сообществ: ответственные родители, социально активные матери, заботящееся государство и гражданские родители. В заключении даны краткие характеристики специфики смыслового поля родительства, конструируемого представителями родительских сообществ.

Добавлено: 30 сентября 2013
Статья
Бляхер Л., Зеликова Ю. А. Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7. № 1. С. 90-103.
Добавлено: 16 марта 2011
Статья
Казун А. П. Журнал социологии и социальной антропологии. 2014. Т. XVII. № 4 (75). С. 203-214.

Рецензия на книгу: Как судьи принимают решения: эмпирические исследования права / Под ред. В.В. Волкова. М.: Статут, 2012. — 368 с. (Серия «EXTRA JUS»). ISBN 978-5-8354-0890-0

Добавлено: 16 января 2015
Статья
Клеман К., Тыканова Е. В., Желнина А. А. и др. Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. XVIII. № 3. С. 198-203.

5-6 июня 2015 г. на Факультете свободных искусств и наук СПбГУ со- стоялась международная конференция «Современные социальные движения в России и мире: вопросы о субъекте и политизации», посвященная логике формирования и развития социальных движений, низовому активизму и про- цессам политизации. В работе конференции приняли участие 63 человека из 11 стран.

Добавлено: 15 декабря 2017
Статья
Барсегян В. М. Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. XVIII. № 1 (78). С. 179-190.

Статья посвящена анализу межпоколенной социальной мобильности молодых общественно-политических активистов, а также выявлению роли социально-экономического статуса родительской семьи в межпоколенной социальной мобильности молодёжи. Эмпирической базой исследования стали данные анкетного опроса, проведенного в 2013 среди участников Всероссийского молодёжного форума «Селигер-2013» (N=439). Социальный статус родительских семей и респондентов определялся посредством самооценок. Была выявлена значимая корреляция между социальным статусом семьи, в которой вырос респондент, и достигнутым социальным статусом самого респондента. Уровень социальной мобильности среди молодых активистов оказался на 14,6 % выше, чем среди молодёжи в целом. Молодежь в среднем более склонна наследовать социальный статус родителей, чем молодые активисты. Вероятность восходящей социальной мобильности среди активистов на 12 % выше, чем среди молодёжи в целом по стране. Интенсивность восходящей межпоколенной социальной мобильности среди молодых активистов составляет 2,1 пункта, среди молодежи в целом – 1,7. Интенсивность нисходящей социальной мобильности среди молодых активистов равна (-1,9), среди молодежи – (-2). Максимальное число ступеней, которое проходят молодые люди в России относительно уровня социального статуса семьи, в которой они выросли, равно 5. Среди молодых активистов этот показатель равен 7. Максимальное значение - 9, не выявлено ни в одной группе. Это свидетельствует о том, что «чудес не бывает» и, несмотря на наличие социальных лифтов, весьма проблематичным становиться выбиться в высший слой общества, если семья, в которой вырос человек, принадлежит к низшей ступени общества. Значимым фактором межпоколенной социальной мобильности молодых общественно-политических деятелей является образование родителей. При этом условия социализации родителей не оказали существенного влияния на уровень социальной мобильности молодых активистов. Наличие высшего образования у отца является значимым фактором межпоколенной горизонтальной социальной мобильности, но влияет оно негативно: высшее образование отца снижает вероятность горизонтальных перемещений. В то же самое время, образование матери не играет значимой роли в горизонтальных перемещениях молодых политиков.

Добавлено: 16 апреля 2015
Статья
Разумовская Т. А. Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. № 1. С. 205-211.
Добавлено: 7 октября 2010
Статья
Разумовская Т. А. Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. Т. 13. № 1. С. 205-211.

Статья представляет собой опыт рассмотрения теоретических и методологических проблем визуальной антропологии на материале сборника статей Визуальная антропология: настройка оптики. Анализируется область современной визуальной антропологии, которая включает интерпретацию визуальных артефактов как культурных феноменов, анализ контекстов их производства и использования, а также изучение социальной жизни с применением визуальных методов. Кому принадлежит право интерпретации образа — его создателю или зрителю? О чем позволяют людям высказываться фотографии и вещи? Авторы статей этой книги обсуждают существующие правила, контексты и возможности применения визуальных методов в профессиональной практике, поощряя критическую рефлексию и этическое осмысление, деконсгруируя образы популярного медиа дискурса и работая с памятью и эмоциями, воздействуя на реальность и подвергая пересмотру сложившиеся конвенции. Антропологам, социологам, культурологам, всем тем, кого интересуют возможности и принципы визуальных исследований культуры и общества.

Добавлено: 3 октября 2012
Статья
Абрамов Р. Н. Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. № 4. С. 185-193.
Добавлено: 13 июля 2015
Статья
Давыдов С. Г., Логунова О. С., Лыткина Е. И. Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 3(86). С. 50-64.

Предлагаемое исследование посвящено трансформации института наблюдателей на выборах в современной России. Используются две интерпретационные модели, предполагающие связь установок индивидов с их поведением: модель информации - мотивации - поведенческих навыков Д. Глэсфорда и треугольник ответственности Т. Брита. С помощью метода глубинного интервью было опрошено 33 респондента, принимавших участие в качестве наблюдателей или членов участковых комиссий на выборах мэра Москвы в 2013 г. Основной фокус был сделан на вовлеченности, личной мотивации, наличии информации, релевантной для наблюдателей, оценке исхода выборов и собственной роли в них; существенное внимание было уделено медийным предпочтениям респондентов. Полученные результаты позволили сделать ряд выводов, связанных с перспек тивностью использования как выбранных нами теоретических подходов, так и необходимости их модификации в свете полученных результатов.

Добавлено: 30 ноября 2016
Статья
Лейбович О. Л., Шушкова Н. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. № 1. С. 139-156.
Добавлено: 17 февраля 2011
Статья
Лопатина С. Л., Костенко В. В., Понарин Э. Д. Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. Т. XXII. № 4. С. 166-201.

Анализируются ценности индивидуального выбора, такие как оправдание абортов, разводов и добрачного секса, в десяти постсоветских странах: Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане в Центральной Азии, Азербайджане, Армении и Грузии на Кавказе, а также в Белоруссии, России, Украине и Эстонии. Мы показываем, что ценности индивидуального выбора в этих странах связаны с более низким уровнем национальной гордости респондентов. Мы интерпретируем данный вывод, опираясь на исследования гендерных аспектов национализма. Полагаем, что нетерпимое отношение к индивидуальному выбору в массовых опросах на постсоветском пространстве связано с принятием национальной идеологии, продвигаемой постсоветскими элитами, а не практиками частной жизни.

Добавлено: 12 января 2020
Статья
Покровский Н. Е. Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т. 3. № 3. С. 21-31.

Опираясь на социологические концепции глобализации (особенно на версию американизации Дж. Ритцера), автор анализирует включение России в глобальное сообщество. Процесс включения демонстрируется в трех областях деятельности: высшее образование, туризм, и труд. Автор указывает на «экспериментальный» характер современной российской культуры, которая предвосхищает глобальные тенденции.

 

Добавлено: 16 октября 2013