• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 155 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Владимиров Ю. Л., Шерешева М. Ю. Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. XV. № 5 (58). С. 211-226.

Целью данной статьи является анализ роли бизнес-кластеров — групп географически взаимосвязанных компаний и сотрудничающих с ними организаций, характеризующихся общностью деятельности и вза- имно дополняющими друг друга ресурсами и компетенциями — в повы- шении конкурентоспособности отрасли. Единая маркетинговая полити- ка кластеров как источник конкурентных преимуществ на мировых рынках стала предметом интереса многих исследователей. Увеличива- ется число публикаций, свидетельствующих о значимости совместных маркетинговых усилий такого рода. Успешное завоевание мировых рын- ков виноделами тех стран, в которых производятся «вина нового света», является одним из наиболее впечатляющих примеров и заставляет за- думаться о возможностях аналогичного развития международной кон- курентоспособности российских компаний. В статье рассмотрены опыт успешной маркетинговой деятельности ряда кластеров и перспективы использования этого опыта в России.

Добавлено: 5 марта 2013
Статья
Михайлова О. Р. Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. Т. 22. № 2. С. 55-92.

Статья посвящена результатам экспериментального исследования факторов обыденного приписывания различных типов мотивации свидетелями кибербуллинга как одного из возможных механизмов отключения моральной ответственности. Предполагалось, что на процесс приписывания мотива поведению влияют личностные характеристики автора коммуникативного продукта (сообщения) и психологические особенности самого участника эксперимента. Персональные факторы были отобраны на основе исследований поведения свидетеля кибербуллинга, ситуативные по результатам предыдущих исследований с использованием атрибутивного подхода к объяснению обыденного мышления. Проверка гипотез осуществлялась при помощи факторного эксперимента, проводившегося в августе 2018 г. в группах студентов российских вузов в социальной сети «Вконтакте». Выборка составила 460 человек, использовался межсубъектный экспериментальный план с 12 сценариями. По итогам исследования было выявлено, что чем выше у человека уровень нарциссизма, тем более он/она склонен относить к кибербуллингу агрессивное поведение онлайн-пользователя. Люди с высокими показателями по шкалам макиавеллизма и психопатии относят аналогичное поведение незнакомца к троллингу. Возраст и нарциссизм автора сообщения также оказались значимо связанными с процессом приписывания мотивов. Полученные результаты исследования расширяют наши знания о поведении свидетеля кибербуллинга в русскоязычном сегменте сети Интернет.

Добавлено: 3 мая 2020
Статья
Кольцова О. Ю., Ясавеев И. Г. Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. 16. № 3. С. 81-100.

В статье предпринимается попытка применить конструкционистскую концепцию социальных проблем Питера Ибарры и Джона Китсьюза к записям в Интернет-блогах ("Живом журнале") на тему насилия над задержанными в российской полиции. Рассмотрение записей в блогах, сделанных в течение месяца после смерти Сергея Назарова в казанском отделе полиции "Дальний", в четырех дискурсивных измерениях Ибарры и Китсьюза (риторические идиомы, контрриторические стратегии, лейтмотивы и стили конструирования социальной проблемы) позволило установить в записях о полицейском насилии наличие таких риторических форматов, как риторика опасности (гражданам со стороны полиции), риторика наделения правом (по отношению к людям, имеющим судимости) и риторика бедствия (по отношению к президентству Владимира Путина). На основе полученных результатов авторы формулируют ряд вопросов, которые могут способствовать развитию общей конструкционистской теории социальных проблем.

Добавлено: 17 октября 2016
Статья
Кольцова О. Ю., Ясавеев И. Г. Журнал социологии и социальной антропологии. 2013.

х

Добавлено: 12 августа 2013
Статья
Байтимерова С. И., Богомазова Л. В., Григорьева Е. А. и др. Журнал социологии и социальной антропологии. 2018. Т. XXI. № 1. С. 136-160.

Статья посвящена рассмотрению профессиональной деятельности экономических журналистов в России в условиях неблагоприятной институциональной среды. Являясь особой профессиональной группой, как с точки зрения требуемых навыков, так и роли в обществе, в ходе своей работы экономические журналисты нередко сталкиваются с рядом трудностей. Данный факт подтверждается как реальными инцидентами (увольнение редакций ведущих российских СМИ), так и данными международной статистики. В 2016 году Россия занимала 148 место по Индексу свободы прессы. Неотъемлемым элементом деятельности журналистов является профессиональный контроль, который, согласно Э. Эбботу, может осуществляться на трех уровнях - внешнем, внутреннем и индивидуальном. Данная статья посвящена анализу профессионального контроля в деятельности журналистов в современной России. Эмпирическая база исследования включает 18 интервью с экономическими журналистами, под которыми понимаются сотрудники отделов редакции «Экономика», «Финансы» печатных и Интернет-изданий из разных федеральных округов РФ. Интервью свидетельствуют о недостаточной эффективности внешнего уровня контроля, несмотря на его всесторонность. Что касается собственных ценностных установок журналиста, то они приобретают важность в условиях возникновения нравственного выбора, с которым нередко сталкивается профессиональное сообщество. В ситуации, когда внешний контроль не обеспечивает должного регулирования деятельности журналистов, а индивидуальные нормы и ценности сотрудников СМИ испытывают значительное влияние внешних факторов, особое значение приобретает организационная культура конкретных изданий (внутренний контроль). Редакции осуществляют регулирование деятельности своих сотрудников, создавая внутриорганизационные этические кодексы, а также способствуя коммуникации и обмену опытом.

Добавлено: 2 июня 2018
Статья
Логунова О. С. Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. № 22(2). С. 230-246.

Социальные исследователи применяют разные термины для различения людей, которые используют цифровые технологии. Мы называем их по-разному без каких-либо четких спецификаций — аудитория, пользователи, участники и т.д. Ученые и прикладные исследователи обычно употребляют разные термины при обращении к одной и той же целевой аудитории. Выбор обычно зависит от парадигмы и теоретических рамок конкретного исследования. Однако, кажется, есть стандартное и четкое определение для исследования рынка. В России Mediascope определяет пользователей Интернета или ежемесячную интернет-аудиторию как людей, которые посещали Интернет хотя бы раз в месяц. Тем не менее остается важный вопрос: каким должен быть этот единственный визит в Интернет? Мы считаем только сознательные посещения или технические интернет-соединения также оцениваются? Мы сейчас постоянно и неизбежно являемся аудиторией, в то же время потребителями, участниками, подписчиками, пользователями. В наше время дискуссия о терминах, которые мы используем для идентификации использования Интернета, становится все более активной, множество подходов приводит к путанице. Цель предлагаемой статьи — систематизация теоретических и методических подходов к определению интернет-аудитории

Добавлено: 24 октября 2019
Статья
Корбут А. М. Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. XVI. № 2. С. 65-81.

В статье рассматривается этнометодологическая концепция конститутивного социального порядка, изложенная в работах основателя этнометодологии Гарольда Гарфинкеля. Будучи первоначально ответом на вопрос об условиях стабильности социального порядка, сформулированный Талкотом Парсонсом, эта концепция была в дальнейшем радикализирована и использована в качестве обоснования программы эмпирических этнометодологических исследований. Выделяются два этапа в формулировании этнометодологической концепции конститутивного порядка: на первом этапе ключевым понятием является «воспринимаемая нормальность» социальных действий, на втором — понятие «порядок с астериском» (порядок*). В статье показывается, что конститутивный порядок понимается в этнометодологии как порядок методический, наблюдаемый, ситуативный, практико-специфичный и популяционно-производительный.

Добавлено: 20 июля 2013
Статья
Балабанова Е. С. Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 2. С. 60-73.
Статья представляет теоретический анализ современных зарубежных подходов к изучению внутриорганизационных социальных процессов сквозь призму концепции меритократизма. Показано, что в эмпирических социологических исследованиях к дискурсу меритократизма обращаются в изучении макропроцессов социальной стратификации, социальной мобильности. Что касается социальных процессов в рамках организаций, то использование понятия меритократизма ограничено преимущественно изучением дискриминационных практик в сфере труда. Автор обращает внимание на недооцененный в современной социологии организаций и управления такой контекст противостояния достиженчески-меритократических и традиционалистски-аскриптивных характеристик, как наличие у работников социальных связей. Описываются типы социальной организации фирм в континууме нарастания меритократических критериев трудоустройства и вознаграждений работников: кланово-аскриптивный (безусловное доминирование вне-профессиональных родственных и дружеских связей); смешанный (приоритет социальных связей, приобретаемых в процессе профессиональной деятельности индивида); достиженчески-меритократический (безусловное доминирование образовательно-квалификационных характеристик и результатов труда работника). Отмечается неоднозначность феномена «делового» социального капитала, формирование которого может быть основано либо на демонстрации лояльности и умении заводить неформальные связи в профессиональной сфере, либо на профессиональной репутации. Обращается внимание на тесную связь аскриптивных критериев трудоустройства и вознаграждений с фаворитизмом в организациях. Обсуждаются причины противоречивости результатов эмпирических исследований и методологические проблемы изучения значимости социальных связей в контексте меритократических принципов трудоустройства, материальных вознаграждений и карьерных продвижений в организациях. По мнению автора, наиболее перспективным меритократический дискурс может быть в сравнительных исследованиях управленческих практик в российских и зарубежных организациях.
Добавлено: 15 сентября 2016
Статья
Казун А. Д. Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. XVIII. № 4. С. 205-213.

В 2012 году была опубликована книга «Корпоративная репутация и новостные СМИ: установление повестки дня в деловых новостях развитых и развивающихся стран» (Corporate Reputation and the News Media: Agenda-Setting within Business News Coverage in Developed, Emerging, and Frontier Markets) под редакцией Крейга Кэрролла. Данная работа посвящена анализу влияния дискуссии в СМИ на известность компаний и отношение к ним населения. Авторы анализируют ситуацию в 24 странах мира. В рецензии предполагается ответить на ряд вопросов, касающихся данной книги. В частности, «Почему ее стоило писать?», «Каков дизайн исследования?» и «К каким выводам относительно ситуации в России приходят авторы?».

Добавлено: 24 февраля 2016
Статья
Желнина А. А. Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. XVIII. № 2(78). С. 45-59.

В статье рассматривается новое для российские городов явление – вмешательство «креативной» городской молодежи в благоустройство и трансформацию пространства. Данное явление помещается в широкий международный контекст: в международной социологии все чаще появляются работы, посвященные «самодельному урбанизму» (DIY-urbanism) и креативному вмешательству горожан в трансформацию городского пространства, исследователи отмечают широкое распространение этого явления во многих крупных городах мира. С одной стороны, самодельные городские трансформации рассматриваются как метод востребования права на город (горожане оспаривают доминирующее распределение власти и права формировать пространство), а с другой стороны – как один из эффектов появления «новой богемы», джентри, заявляющих о себе в городском дискурсе. В данной статье рассматриваются разные подходы к креативным городским трансформациям и делается попытка применить их для анализа эмпирических данных из Санкт-Петербурга. Центральной задачей текста  является разработка адекватной аналитической схемы и теоретико-методологического аппарата для осмысления городской креативности. На примере художников, использующих городское пространство как объект приложения своих творческих усилий, демонстрируются две альтернативные позиции и стратегии самореализации в городе. Первый паттерн включает отношение к городской среде - улицам, стенам зданий, дворам – как к выставочной площадке и материалу для своих проектов. Второй паттерн предполагает использование искусства как канала для изменения общества. Для подавляющего большинства наших информантов важным оказался сетевой фактор, что вносит новый эмпирический аргумент в дискуссии о «сетевой креативности» как важного компонента в процессе нематериального производства.

Добавлено: 10 декабря 2014
Статья
Коротаев С. А. Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. 18. № 1. С. 123-138.

На протяжении последних лет научным и экспертным сообществом уделяется значительное внимание проблеме низкой инновационности российской экономики. Среди причин инновационного отставания обсуждаются: незаинтересованность бизнеса в инновациях при наличии более простых и высокодоходных стратегий получения прибыли; коррупция и административные барьеры, недостаточная защита частной собственности; политическая нестабильность и т.п. Поскольку в основе любого инновационного продукта или решения лежит некоторая идея, являющаяся результатом творчества сотрудников компании, выпустившей продукт, то низкая креативность профессионалов, обусловленная устаревшими управленческими и трудовыми практиками, может, на наш взгляд, рассматриваться как значимый фактор низкой инновационности отечественных компаний. Актуальным в таком случае является исследование российской трудовой культуры как фактора креативности и поиск возможных путей ее изменения в направлении благоприятном для реализации креативного потенциала профессионалов. Особый интерес в данных обстоятельствах представляют смешанные коллективы, состоящие из россиян и экспатов, как среда где потенциально могут происходить прогрессивные изменения отечественной трудовой культуры. В данной работе предпринята попытка выявить специфические особенности российской трудовой культуры, препятствующие или способствующие креативному поведению, на примере смешанных трудовых коллективов, а также воздействие иностранных практик на связанные с креативным поведением аспекты этой культуры.

Было получено, что российские профессионалы, по большей части, не вовлечены в трудовой процесс. Они не интересуются значением и конечным результатом собственной деятельности, не ищут альтернативных путей достижения цели. Они избегают инициативы и нуждаются в строгом контроле руководителя, чувствуют ответственность за формальное исполнение инструкций, но не за достижение результата. Метафорически такой стиль работы может быть охарактеризован как служение, когда внимание сотрудника сосредоточено на процессе, а не итогах деятельности как в западной культуре. Данная особенность российских профессионалов рассматривается иностранными менеджерами как серьезное препятствие для эффективной работы. Некоторые респонденты отметили, что ими предпринимаются попытки стимулировать вовлеченность и инициативу российских сотрудников, однако никому из них не удалось достигнуть устойчивого положительного результата.

Добавлено: 22 мая 2015
Статья
Шпаковская Л. Л. Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. XVI. № 2(67).

В статье анализируются дискурсивные практики и когнитивная работа представителей сообществ родителей Санкт-Петербурга. Автора интересует «актуальная повестка дня» родительских ассоциаций. Методологическую рамку исследования задает дискурсивный подход в исследованиях гражданского общества и общественных движений. Автор использует понятие идеала заботы, разработанное гендерной исследовательницей Моник Кремер. Понятие идеала заботы включает представления о том, как должна быть организована «хорошая» забота о детях. Анализируя интервью с организаторами, активистами и участниками сообществ родителей, автор выделяет четыре идеала устройства забо- ты, типичные для членов родительских сообществ: ответственные родители, социально активные матери, заботящееся государство и гражданские родители. В заключении даны краткие характеристики специфики смыслового поля родительства, конструируемого представителями родительских сообществ.

Добавлено: 30 сентября 2013
Статья
Бляхер Л., Зеликова Ю. А. Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7. № 1. С. 90-103.
Добавлено: 16 марта 2011
Статья
Казун А. П. Журнал социологии и социальной антропологии. 2014. Т. XVII. № 4 (75). С. 203-214.

Рецензия на книгу: Как судьи принимают решения: эмпирические исследования права / Под ред. В.В. Волкова. М.: Статут, 2012. — 368 с. (Серия «EXTRA JUS»). ISBN 978-5-8354-0890-0

Добавлено: 16 января 2015
Статья
Клеман К., Тыканова Е. В., Желнина А. А. и др. Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. XVIII. № 3. С. 198-203.

5-6 июня 2015 г. на Факультете свободных искусств и наук СПбГУ со- стоялась международная конференция «Современные социальные движения в России и мире: вопросы о субъекте и политизации», посвященная логике формирования и развития социальных движений, низовому активизму и про- цессам политизации. В работе конференции приняли участие 63 человека из 11 стран.

Добавлено: 15 декабря 2017
Статья
Барсегян В. М. Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. XVIII. № 1 (78). С. 179-190.

Статья посвящена анализу межпоколенной социальной мобильности молодых общественно-политических активистов, а также выявлению роли социально-экономического статуса родительской семьи в межпоколенной социальной мобильности молодёжи. Эмпирической базой исследования стали данные анкетного опроса, проведенного в 2013 среди участников Всероссийского молодёжного форума «Селигер-2013» (N=439). Социальный статус родительских семей и респондентов определялся посредством самооценок. Была выявлена значимая корреляция между социальным статусом семьи, в которой вырос респондент, и достигнутым социальным статусом самого респондента. Уровень социальной мобильности среди молодых активистов оказался на 14,6 % выше, чем среди молодёжи в целом. Молодежь в среднем более склонна наследовать социальный статус родителей, чем молодые активисты. Вероятность восходящей социальной мобильности среди активистов на 12 % выше, чем среди молодёжи в целом по стране. Интенсивность восходящей межпоколенной социальной мобильности среди молодых активистов составляет 2,1 пункта, среди молодежи в целом – 1,7. Интенсивность нисходящей социальной мобильности среди молодых активистов равна (-1,9), среди молодежи – (-2). Максимальное число ступеней, которое проходят молодые люди в России относительно уровня социального статуса семьи, в которой они выросли, равно 5. Среди молодых активистов этот показатель равен 7. Максимальное значение - 9, не выявлено ни в одной группе. Это свидетельствует о том, что «чудес не бывает» и, несмотря на наличие социальных лифтов, весьма проблематичным становиться выбиться в высший слой общества, если семья, в которой вырос человек, принадлежит к низшей ступени общества. Значимым фактором межпоколенной социальной мобильности молодых общественно-политических деятелей является образование родителей. При этом условия социализации родителей не оказали существенного влияния на уровень социальной мобильности молодых активистов. Наличие высшего образования у отца является значимым фактором межпоколенной горизонтальной социальной мобильности, но влияет оно негативно: высшее образование отца снижает вероятность горизонтальных перемещений. В то же самое время, образование матери не играет значимой роли в горизонтальных перемещениях молодых политиков.

Добавлено: 16 апреля 2015
Статья
Разумовская Т. А. Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. № 1. С. 205-211.
Добавлено: 7 октября 2010
Статья
Разумовская Т. А. Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. Т. 13. № 1. С. 205-211.

Статья представляет собой опыт рассмотрения теоретических и методологических проблем визуальной антропологии на материале сборника статей Визуальная антропология: настройка оптики. Анализируется область современной визуальной антропологии, которая включает интерпретацию визуальных артефактов как культурных феноменов, анализ контекстов их производства и использования, а также изучение социальной жизни с применением визуальных методов. Кому принадлежит право интерпретации образа — его создателю или зрителю? О чем позволяют людям высказываться фотографии и вещи? Авторы статей этой книги обсуждают существующие правила, контексты и возможности применения визуальных методов в профессиональной практике, поощряя критическую рефлексию и этическое осмысление, деконсгруируя образы популярного медиа дискурса и работая с памятью и эмоциями, воздействуя на реальность и подвергая пересмотру сложившиеся конвенции. Антропологам, социологам, культурологам, всем тем, кого интересуют возможности и принципы визуальных исследований культуры и общества.

Добавлено: 3 октября 2012
Статья
Абрамов Р. Н. Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. № 4. С. 185-193.
Добавлено: 13 июля 2015
Статья
Давыдов С. Г., Логунова О. С., Лыткина Е. И. Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 3(86). С. 50-64.

Предлагаемое исследование посвящено трансформации института наблюдателей на выборах в современной России. Используются две интерпретационные модели, предполагающие связь установок индивидов с их поведением: модель информации - мотивации - поведенческих навыков Д. Глэсфорда и треугольник ответственности Т. Брита. С помощью метода глубинного интервью было опрошено 33 респондента, принимавших участие в качестве наблюдателей или членов участковых комиссий на выборах мэра Москвы в 2013 г. Основной фокус был сделан на вовлеченности, личной мотивации, наличии информации, релевантной для наблюдателей, оценке исхода выборов и собственной роли в них; существенное внимание было уделено медийным предпочтениям респондентов. Полученные результаты позволили сделать ряд выводов, связанных с перспек тивностью использования как выбранных нами теоретических подходов, так и необходимости их модификации в свете полученных результатов.

Добавлено: 30 ноября 2016
Статья
Лейбович О. Л., Шушкова Н. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. № 1. С. 139-156.
Добавлено: 17 февраля 2011