• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 165 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Шоломицкая Е. В. Экономическая политика. 2017. Т. 12. № 1. С. 226-249.

Будучи одной сущностью по определению, инвестиции на самом деле не являются однородными: существует два основных их типа – вложения в основной капитал и инвестиции в приобретение других компаний (сделки M&A). Они отличаются друг от друга как c точки зрения фирмы, так и с макроэкономической точки зрения, так как влияют на экономический рост через различные каналы. В этой статье мы рассмотрим взаимосвязь между вложениями в новый физический капитал и инвестициями в приобретение компаний с использованием данных для более чем ста российских компаний за период с 2004 по 2014 г. Рассматриваемый период разделен на два интервала: период быстрого роста (до начала мирового финансового кризиса 2008 г.) и посткризисный период (после 2009 г.). Полученные результаты показывают, что зависимости между капитальными вложениями и инвестициями в приобретение компаний противоположны в течение этих двух периодов. В период быстрого роста зависимость между двумя видами инвестиций была положительной для частных компаний и статистически незначимой для государственных, что, по-видимому, означает, что компании не стояли перед выбором формы инвестирования. После мирового финансового кризиса, когда доступ к внешним рынкам капитала и денежно-кредитные условия в России ужесточились, соотношение между инвестициями в новый капитал и инвестициями в приобретение уже существующих активов стало отрицательным. Это доказывает, что компании столкнулись с необходимостью осуществления выбора между двумя инвестиционными формами. Кроме того, инвестиции в покупки стали зависеть от прибыльности компаний. Такого рода проблема выбора может стоять более остро в развивающихся экономиках, поскольку они в большей степени зависимы от внешнего финансирования. Полученный результат может быть важен с точки зрения проведения экономической политики, учитывая новое понимание значимости финансовых ограничений для инвестиций.

Добавлено: 7 октября 2016
Статья
Чиркунов О. А. Экономическая политика. 2010. № 3. С. 46-63.

В статье рассматриваются основные подходы к формированию благоприятного экономического и социального климата в промышленном регионе. Обсуждается ряд мер, позволяющих придать развитию региона инновационный характер. Особое внимание уделено созданию интеллектуальной среды, способствующей реализации инноваций.

Добавлено: 28 августа 2012
Статья
Натхов Т. В., Борануков М. Экономическая политика. 2010. № 5. С. 129-142.

В статье представлен обзор современных исследований взаимосвязи экономического развития и качества институтов. Показано, что исследования последних десяти лет, проводившиеся на основе межстрановых статистических данных с использованием методов эконометрического анализа, подтверждают, что экономический рост продуцируется сильными институтами защиты прав собственности и гарантий исполнения контрактов. Эти результаты говорят о том, что успех на пути экономического развития с большей вероятностью будет сопутствовать странам, которые делают акцент на институциональных реформах.

Добавлено: 22 октября 2012
Статья
Иванова Н. С. Экономическая политика. 2008. № 3. С. 144-157.
Добавлено: 5 ноября 2008
Статья
Вишневская Н. Т., Капелюшников Р. И. Экономическая политика. 2008. № 1. С. 170-195.

Цель данной работы: оценка различий в контроле за исполнением трудового законодательства в регионах РФ.  Анализ показал значительные региональные различия в эффективности и характере инфорсмента законов о труде, выявлены общие закономерности в распределении регионов по степени соблюдения законов о труде.

Добавлено: 13 октября 2012
Статья
Авдашева С. Б., Шаститко А. Е. Экономическая политика. 2008. № 5. С. 112-125.
Добавлено: 6 марта 2009
Статья
Авдашева С. Б., Шаститко А. Е. Экономическая политика. 2008. № 5. С. 112-125.
Добавлено: 15 октября 2012
Статья
Маркин М. Е. Экономическая политика. 2012. № 4. С. 147-162.

Работа посвящена проблеме нарушения координации в вертикальных отношениях бизнес-партнеров. В ней представлены основные логики аргументации, на которые опираются разные группы интересов при обосновании своих позиций относительно необходимости государственного регулирования, показывается сложность и противоречивость оправданий участников рынка. Эмпирический анализ проводится на примере многолетних дискуссий по поводу необходимости принятия и содержания федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Добавлено: 31 августа 2012
Статья
Радаев В. В. Экономическая политика. 2011. № 4. С. 123-138.
Добавлено: 22 ноября 2012
Статья
Варшавер Е. А. Экономическая политика. 2015. № 3. С. 89-112.

В статье на примере Дагестана показано, как два социальных порядка, «коалиционный клинч» и исламский порядок, сосуществуя на одной территории, конкурируют между собой. Это проде-монстрировано на примере институтов урегулирования споров. Институты ислам ского порядка, связанные с меньшими трансакционными издержками и с меньшим уровнем неопределенности, постепенно распространяются в обществе, подрывая доминирование неэффективных институтов «коалиционного клинча». Ограничением на пути диффузии новых норм являются стартовые издержки освоения правила, и на данный момент практики исламского порядка носят маргинальный характер.

Добавлено: 28 сентября 2015
Статья
Хестанов Р. З. Экономическая политика. 2016. Т. 11. № 5. С. 234-237.

Рецензия на книгу Дэвида Хезмондалша «Культурные индустрии»

Добавлено: 26 февраля 2017
Статья
Чиркунов О. А. Экономическая политика. 2011. № 2. С. 85-94.

Статья основана на сопоставлении двух противоположных взглядов на развитие российских городов. Первый, традиционный для России, берет начало в градопланировании советского времени и предполагает рост строительства жилья за счет освоения новых микрорайонов «в чистом поле», типовые архитектурные решения, стремление к высокой этажности жилых домов. Второй, признанный европейскими специалистами, отстаивает создание компактного города с высокой плотностью населения и развитым общественным транспортом. Автор доказывает, что только компактный город будет успешным и в нем будет «кипеть» жизнь.

Добавлено: 28 августа 2012
Статья
Шаститко А. Е. Экономическая политика. 2008. № 2. С. 106-127.
Добавлено: 10 ноября 2008
Статья
Курдин А. А. Экономическая политика. 2011. № 4. С. 96-106.
Добавлено: 5 ноября 2013
Статья
Фридман А. А., Вербецкий А. Д. Экономическая политика. 2014. № 6. С. 137-160.

Статья посвящена исследованию специфики используемых в России инструментов государственного регулирования рынка образовательных услуг. Предложена теоретическая модель ценовой конкуренции ВУЗов при вертикальной дифференциации услуг, где каждый ВУЗ производит услуги в рамках госзадания, финансируемые в соответствие с нормативом, и самостоятельно устанавливает цены на услуги сверх бюджетной квоты. Показано, что оптимальное распределение бюджетных мест должно приводить к выравниванию цен коммерческих мест при одинаковых издержках, но даже в этом случае результирующее распределение не будет эффективным. Проанализированы последствия ценового регулирования, устанавливающего нижнюю границу цен на уровне норматива бюджетного финансирования, и показано, что такое регулирование улучшает положение ВУЗов, цены которых были выше данного норматива или несильно от него отклонялись, но в проигрыше оказываются ВУЗы, цены на коммерческие места в которых были существенно ниже норматива. Продемонстрировано, что подобное ценовое регулирование не всегда влечет рост общественного благосостояния.

Добавлено: 12 января 2015
Статья
Букин К. А., Левин М. И. Экономическая политика. 2018. Т. 13. № 1. С. 218-233.

В работе рассматривается равновесие на частично регулируемом религиозном рынке. Под частичным регулированием понимается политика государства не препятствующая созданию религиозных сообществ, наряду с существующими официальными церквями. Используется видоизмененная пространственная модель Хотеллинга. В отличие от существующих моделей, индивиды не только выбирают подходящую им по строгости деноминацию, но и учитывают привлекательность церкви, исходя из ее «мощности», которая влияет на уровень религиозного капитала. Показано, что наряду с официальными церквями, на религиозном рынке возникают секты, а также часть индивидов предпочитает остаться вне церкви. По сравнению с известными результатами для нерегулируемого рынка, когда его емкость не позволяла образоваться большому числу церквей, в работе показано, что для ограничения числа конфессий нет оснований. Хотя почти все результаты получены в предположении равномерного распределения предпочитаемого уровня строгости среди индивидов, но доказано, что при выборе большей частью общества невысокой строгости, не взирая на смягчение монопольной церковью своей строгости, число нерелигиозных индивидов только увеличивается по сравнению с симметричным случаем.

Добавлено: 12 марта 2018
Статья
Голованова С. В. Экономическая политика. 2014. № 5. С. 99-115.

Одним из ключевых направлений антимонопольной политики является противодействие злоупотреблению доминирующим положением. В числе наиболее опасных форм злоупотребления доминирующим положением — установление и поддержание монопольно высоких цен. В ст. 6 закона «О защите конкуренции» предполагается применение двух критериев для оценки установленной хозяйствующим субъектом цены как монопольно высокой, в том числе — сопоставимые рынки в условиях конкуренции. Однако, как показывает практика применения данной нормы, существуют значительные сложности в квалификации товарных рынков как сопоставимых, что не может не влиять на риски совершения ошибок I и II рода и, соответственно, на ухудшение характеристик правовой системы по сдерживанию деятельности, результатом которой является ограничение конкуренции и потери в эффективности (потери в выигрыше потребителей). Данная статья посвящена экономической оценке правовой конструкции «сопоставимости рынков» в российском антимонопольном законодательстве в контексте мирового опыта ее применения.

Добавлено: 25 октября 2014
Статья
Кокорева М. С., Улугова А. Э. Экономическая политика. 2015. Т. 10. № 6. С. 160-170.

Результаты исследований на данных компаний с развитых рынков капитала показывают, что применение лучших практик корпоративного управления не только обеспечивает защиту интересов собственников и кредиторов, но и позво- ляет привлекать финансирование на более выгодных условиях. На развивающихся рынках ввиду асимметрии информации, меньшей развитости правовой системы и защиты прав инвесторов корпоратив- ное управление крайне важно как эф- фективный способ решения различных типов агентских конфликтов. В работе анализируются исследования взаимосвязи механизмов корпоративного управления и политики финансирования на основе данных компаний как развитых, так и раз- вивающихся рынков капитала. Результаты исследований подтверждают, что корпо- ративное управление оказывает значимое влияние на получение доступа к финанси- рованию на более выгодных условиях, на выбор уровня долговой нагрузки и скоро- сти приспособления к целевой структуре капитала.

Добавлено: 18 января 2016
Статья
Радаев В. В. Экономическая политика. 2018. Т. 13. № 3. С. 28-61.

Периодические попытки ужесточить требования Закона о торговле, призванного восстановить баланс рыночных сил между торговыми сетями и их поставщиками, в 2016 году привели к введению новых ограничительных поправок. С 2017 года началась очередная волна проверок участников рынка со стороны Федеральной антимонопольной службы. Для количественной оценки последствий регуляторного воздействия Закона автором используется объединенный массив количественных данных, собранных в ходе трех стандартизованных опросов ритейлеров и поставщиков, проведенных в 2010, 2013 и 2016 годах по аналогичной методологии в пяти крупнейших российских городах с широким распространением сетевой торговли (в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Тюмени). Всего в продовольственном и непродовольственном секторах были опрошены 2039 респондентов (пополам — ритейлеры и поставщики). Анализ данных позволяет сделать вывод, что, вопреки ожиданиям, условия заключения договоров поставки с торговыми сетями у поставщиков продовольственных товаров не упростились, в том числе и по сравнению с поставщиками непродовольственных товаров. Распространенность и уровень дополнительных договорных требований со стороны торговых сетей не сократились. При этом происходило накопление эффектов действия Закона. Оно не способствовало постепенному достижению изначально поставленных целей, но выразилось в растущей дифференциации оценок сложности договорных отношений и распространенности дополнительных договорных требований. У ритейлеров оценки относительно стабильны, а у поставщиков по ряду параметров стали пессимистичнее, что особенно касается крупных поставщиков. Делается более общий вывод о формировании новой прецедентной модели государственного регулирования, использующей либеральную риторику защиты конкуренции для обоснования вмешательства государства в межфирменные контрактные отношения.

Добавлено: 16 июля 2018
Статья
Коротаев А. В., Акаев А. А. Экономическая политика. 2017. Т. 12. № 1. С. 8-39.

В статье анализируется текущее состояние мировой экономики и предлагается краткосрочный прогноз ее развития. Анализ лог-периодических колебаний динамики индекса Доу—Джонса свидетельствует о том, что во второй половине 2017 года Соединенные Штаты Америки и другие развитые страны могут испытать новую рецессию, обусловленную третьей фазой глобального финансового кризиса.

В экономике развивающихся стран продолжится замедление темпов роста из-за снижения цен на сырьевые товары и возросшего давления долларовой долговой нагрузки. Нижняя точка глобального экономического спада должна быть достигнута в 2017–2018 годах, а затем начнется новое ускорение темпов роста мировой экономики на повышательной волне шестого большого цикла Кондратьева (2018–2050 годы). Этот подъем будет зависеть от развития шестого технологического уклада, ядро которого создается с помощью NBIC-конвергенции (то есть совместного использования нано-, био-, информационных и когнитивных технологий). Для скорейшего и уверенного выхода из третьей фазы мирового финансового кризиса требуются совместные действия развитых и развивающихся стран в рамках G-20 по стимулированию глобального спроса, мировой торговли и справедливого решения долговой проблемы развивающихся стран. Кроме того, правительства технологически развитых стран должны сконцентрировать ресурсы и усилия на стимулировании практического применения NBIC-технологий, поскольку те составляют основу шестого технологического уклада и новой структуры мировой экономики. Период

2017–2024 годов является наиболее благоприятным для восприятия и распространения прорывных инноваций шестого большого цикла Кондратьева.

Добавлено: 5 июня 2017
Статья
Хусаинов Ф. И. Экономическая политика. 2015. Т. 10. № 5. С. 91-141.

Статья посвящена истории железнодорожных грузовых тарифов в России. Рассмотрены основные тарифные реформы за период с конца XIX по начало XXI века, проанализированы принципы построения тарифов, их структура, причины изменения моделей тарифообразо­вания. Рассмотрены нерегулируемые тарифы 1840—1880 годов, тарифная реформа 1889 года, регулируемые тарифы 1890—1917 годов, особенности тарифообразования после революции 1917 года и в годы нэпа, специфика тарифо­образования в период индустриализации в СССР в послевоенные годы. Исследован период перехода от плановой экономики к рыночной: проанализированы изменения в тарифной системе, произведенные в рамках тарифных реформ 1995 года (деление грузов на тарифные классы) и 2003 года (выделение инфраструктурной и вагонной составляющих). Показаны последствия либерализации (дерегулирования) вагонной составляющей и сопоставлена динамика тарифов в регулируемом и дерегулированном сегментах отрасли. 

Добавлено: 1 марта 2019