• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 85 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Варако Н. А. Культурно-историческая психология. 2008. № 4. С. 71-75.

Представлен традиционный отечественный подход к нейрореабилитации высших психических функций больных с повреждениями мозга как в аспекте его исторического, так и содержательного формирования. Раскрываются некоторые трудности, «проблемные зоны» современной российской нейрореабилитации. Рассматривается комплексная работа с больными мультидисциплинарной команды специалистов. Подчеркивается важность работы не только с когнитивными, но, что не менее важно, с эмоциональными последствиями мозговых повреждений.

Добавлено: 14 октября 2012
Статья
Семенов И. Н. Культурно-историческая психология. 2013. № 3. С. 12-21.

В статье рассматривается многогранная научно-организационная деятельность одного из  создателей отечественной эргономической науки. Анализируется историко-научные предпосылки, теоретические основы, методологические средства и социокультурный контекст формирования эргономики. Показана  стратегическая роль В.М.Мунипова в проектировании и реализации  развития эргономики как научно-прикладной дисциплины нового системно-интегративного типа на основе взаимодействия культурно-исторического, предметно-деятельностного, научно-технического и системно-методологического подходов.

Добавлено: 22 октября 2013
Статья
Сулимина О. В. Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. № 3. С. 54-70.

Статья посвящена проблеме личностного развития в период выхода в самостоятельную жизнь юношей и девушек, находящихся в различных условиях социализации. Приводятся результаты исследования основных траекторий личностного развития у сирот и не сирот юношеского возраста. Участниками исследования выступили 90 человек, из которых 44 — из семей (18 юношей, 26 девушек) и 46 — из учреждений интернатного типа (24 юноши, 22 девушки), средний возраст — 19 лет. В результате проведенного исследования были выявлены как сходные характеристики двух выборок (автономный, импульсивный и отчужденный пути личностного развития), так и различные (конформный, импульсивный, симбиотический пути личностного развития, осмысленность жизни и удовлетворенность жизнью). Проведенное исследование имеет значение при психологическом сопровождении как сирот, так и не сирот в развитии и становлении их личности в юношеском возрасте.

Добавлено: 22 октября 2016
Статья
Молчанова О. Н., Василевская Е. Ю. Культурно-историческая психология. 2013. № 1. С. 52-60.

Статья посвящена психологическим особенностям проживания периода юности в разных социально-исторических контекстах. Проводится сравнительный анализ переживаний личности на этапе юности в двух выборках – 1925-1927 гг. и 2011-2012 гг. В исследовании был использован метод «автобиографических записей», представляющий собой открытую анкету для определения ретроспективных переживаний юности, который применял М.М. Рубинштейн для своей выборки 1925-1927 годов. Участниками исследования выступили 129 человек – 67 женщин и 62 мужчин, средний возраст – 22 года. В результате проведенного исследования были выявлены как сходные характеристики респондентов двух выборок (повышенный интерес к своему внутреннему миру; рефлексия; стремление к самостоятельности; протест против взрослых; потребность в аффилиации; романтические устремления и др.), так и различные: меняются интересы, стремления, переживания, модели для подражания, личностные проявления. Делается вывод о константности ключевых характеристик юности, независящих от смены исторических эпох и социального контекста, и в то же время подчеркивается качественная специфика выявленных особенностей, отражающая изменение «культурного содержания среды».

Добавлено: 31 октября 2013
Статья
Панкратова А. А., Осин Е. Н. Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 2. С. 44-52.

Проверяется психометрическая эквивалентность русскоязычной версии опросника ERQ (Emotion Regulation Questionnaire) Дж. Гросса на российской и азербайджанской выборках (N = 472, из них 282 — русские, 190 — азербайджанцы, средний возраст — 19 лет, 33,8% мужского и 66,2% женского пола). Конфирматорный факторный анализ показал, что выполняется требование сильной эквивалентности, позволяющее сравнивать средние баллы по шкалам опросника в России и Азербайджане. Культурные различия по частоте использования когнитивной переоценки и подавления экспрессии не установлены, при этом в России каждая из стратегий используется независимо от другой, а в Азербайджане обе стратегии используются в равной степени (r = 0,33, p < 0,01). Как в России, так и в Азербайджане показатели по подавлению экспрессии у мужчин выше, чем у женщин (d = 0,40 и 0,64; p < 0,01 и 0,001) (по когнитивной переоценке нет значимых различий). Результаты по опроснику ERQ Дж. Гросса сопоставляются с результатами по другим методикам, связанным с эмоциональной регуляцией, которые использовались в наших предыдущих исследованиях в России и Азербайджане.  

Добавлено: 8 октября 2018
Статья
Рубцов В. В., Лекторский В. А., Эльконин Б. Д. и др. Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 3. С. 5-30.

10 июля в МГППУ прошел дискуссионный семинар «От совместного действия — к конструированию новых социальных общностей: Совместность. Творчество. Образование. Школа», посвященный юбилею ректора МГППУ профессора В.В. Рубцова. На обсуждение были вынесены такие темы, как: «Социогенез и продуктивная природа совместного действия», «От содействия — к сотворчеству. Становление новых форм общности в совместной деятельности», «Совместность в игровой, учебной и проектной деятельности», «Школа как развитие форм детско-взрослых общностей и деятельностей». В работе семинара приняли участие представители ведущих научно-образовательных центров гуманитарного профиля: МГППУ, ВШЭ, РГГУ, ПИРАО, ИФРАН и др. 

Добавлено: 26 октября 2018
Статья
Григорян Л. К. Культурно-историческая психология. 2013. № 3. С. 22-31.

В статье анализируются данные исследования, целью котого была проверка двухфакторной модели гражданской идентичности на российской выборке и тестирование модели прямого и опосредованного отношением к иммигрантам влияния двух форм гражданской идентичности (патриотизма и национализма) на установку на экономическую самостоятельность. Модель была протестирована на выборке русских (N = 856) из четырех регионов России (медиана по возрасту — 36 лет, 51 % женщин) с помощью метода опроса. Шкалы для измерения национализма, патриотизма и отношения к иммигрантам были адаптированы из опросника International Social Survey Program (ISSP) 2003 г. Для измерения установ- ки на экономическую самостоятельность респондентов просили оценить степень своего согласия с утверждением: «Я знаю, что мое благосостояние зависит в основном от моих усилий». Было обнаружено, что гражданская идентичность в России представлена не в двух, а в трех измерениях: национализм, гор- дость достижениями нации и гордость социально-политической системой в стране. Было выявлено, что гордость достижениями нации не связана с отношением к иммигрантам, гордость социально-политической системой страны ведет к позитивным установкам по отношению к иммигрантам, тогда как нацио- нализм — к негативным. Было доказано, что патриотизм, выраженный в гордости социально-политической системой в стране, напрямую позитивно влияет на установку на экономическую самостоятельность, а позитивное влияние национализма на эту установку опосредовано негативными установками по отношению к иммигрантам.

Добавлено: 17 ноября 2013
Статья
Фаликман М. В. Культурно-историческая психология. 2012. № 3. С. 3-11.

В статье представлен анализ современных исследований зрительного внимания как высшей психической функции в когнитивной психологии. Особый акцент делается на проблеме опосредствованности перцептивного внимания. В частности, рассматривается такая форма опосредствования, как использование зрительного контекста и представления об общей структуре слова в качестве средства, повышающего эффективность опознания буквенного стимула в задачах на внимание. На основании результатов собственных экспериментальных исследований автора и других исследований проводится сопоставительный анализ форм внешнего и внутреннего опосредствования в задачах на внимание, связанных с опознанием буквенного стимула при его предъявлении в составе слова как целостной языковой единицы, причем в условиях как побуквенного, так и симультанного предъявления слова. Обсуждается предположение об укрупнении перцептивных единиц как механизме такого опосредствования и выделяются два вида перцептивных единиц, различающихся по механизму формирования.

Добавлено: 17 января 2013
Статья
Петровский В. А. Культурно-историческая психология. 2008. № 2. С. 112-118.

В статье освещаются основные вехи биографии и широкий спектр идей и научных разработок российского советского психолога Артура Владимировича Петровского (1924-2006). Подробно описываются сконструированные им теоретические представления о личности и групповой деятельности, в частности трехфакторная модель «значимого другого», концепция персонализации и стратометрическая концепция групп и коллективов, а также эмпирические работы, посвященные анализу феноменов и характеристик деятельностно-опосредствованных отношений.

Добавлено: 14 октября 2012
Статья
Панкратова А. А., Осин Е. Н., Лебедев В. В. Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 3. С. 60-70.

Закономерность о наличии или отсутствии негативных последствий подавления экспрессии как стратегии эмоциональной регуляции была установлена на примере США и Китая - крайних групп по уровню индивидуализма/коллективизма культуры. Цель настоящего исследования - оценить эффект подавления экспрессии в России и Азербайджане, которые имеют сходный средний уровень индивидуализма/коллективизма культуры. У испытуемых (N = 111: средний возраст - 20 лет, женского пола, 59 - Россия, 52 - Азербайджан) индуцировались эмоции (радость, нейтральное состояние, печаль) с помощью апробированных видеороликов и давалась инструкция на обычный просмотр или просмотр с подавлением экспрессии (репликация классического эксперимента Дж. Гросса). При подавлении экспрессии радости у русских и азербайджанцев:1) не меняется интенсивность радости, при этом у русских усиливаются фоновые отрицательные эмоции; 2) снижается активность мышц щеки, при этом у русских одновременно с этим напрягаются мышцы лба; 3) не меняется активность симпатической нервной системы. При подавлении экспрессии печали у русских и азербайджанцев: 1) не меняется интенсивность печали, при этом у русских усиливаются фоновые положительные эмоции; 2) мышцы лба работают по-разному - у русских снижается активность мышц лба, у азербайджанцев мышцы лба остаются в напряженном состоянии; 3) не меняется активность симпатической нервной системы. В отличие от американцев, подавление экспрессии для русских и азербайджанцев является достаточно типичной стратегией эмоциональной регуляции и не приводит к дополнительной активации симпатической нервной системы.

Добавлено: 21 октября 2019
Статья
Шадриков В. Д. Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 4. С. 17-24.

В статье дается определение понимания как факта нашей психической жизни. Рассматривается отражение понимания в языке, в философской литературе, в теологии. Проблеме понимания посвящено значительное количество исследований в психологии, но явно недостаточно изучен процесс понимания со стороны механизмов, обращенных к пониманию процесса учения и обучения. Ставятся вопросы: когда возникла проблема понимания? Каковы механизмы понимания? Выделяются три фактора понимания—непонимания: связь понимания с порождением мысли; отчуждение личностного смысла знания при переходе его в значение; индивидуальные модели мира ребенка, которые начинают формироваться еще до усвоения языка и продолжают развитие в житейских понятиях. Предпринимается попытка дать ответ на поставленные вопросы с позиций культурно-исторического подхода. На основе предложенных представлений о механизмах понимания—непонимания рассматриваются пути достижения понимания в образовательном процессе. Отмечается, что понимание всегда конкретно, оно относится к конкретному ученику, теме урока и тесно связано с мотивацией.

Добавлено: 9 января 2020
Статья
Зинченко В. П. Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 17-30.
Добавлено: 26 сентября 2010
Статья
Кошелева Н. В., Казарян М. Ю. Культурно-историческая психология. 2011. № 3. С. 42-49.

Статья посвящена описанию процедуры и результатов исследования представлений студенческой молодёжи об атеизме и личности атеиста. Дан обзор основных психологических и социологических исследований атеизма, представлены мнения отечественных и зарубежных исследователей о личностных характеристиках атеиста и месте атеизма в общественной жизни. В эмпирической части статьи описаны две серии проведенного исследования, целью которого было изучение представлений современных студентов 1-2 го курсов о личностных характеристиках и ценностях убежденного атеиста. В первой, качественной, серии исследования на выборке из 167 студентов проведен контент анализ свободных описаний личности атеиста. Во второй, корреляционной, серии на выборке из 216 студентов изучены взаимосвязи содержания представлений о личности атеиста с демографическими и мировоззренческими характеристиками респондентов. Полученные результаты дают целостный содержательный портрет атеиста в представлении студентов, включающий как позитивные, так и негативные характеристики, выраженность которых отчасти связана с полом и собственными религиозными убеждениями респондентов.

Добавлено: 18 сентября 2012
Статья
Фаликман М. В., Печенкова Е. В. Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 4. С. 48-66.

В статье рассматривается роль и место творческого наследия Н.А. Бернштейна в становлении отечественных исследований зрительного восприятия и внимания начиная с 1960-х гг. Анализируется, как в этих исследованиях происходило заимствование четырех групп представлений из биокибернетики Н.А. Бернштейна: во-первых, это метафора построения движения; во-вторых, понятие задачи; в-третьих, идея уровневого (иерархического) строения двигательного акта; наконец, в-четвертых, принцип обратной связи, или кольцевой регуляции двигательного акта. Обсуждаются разработанные современными российскими исследователями и основанные на представлениях Н.А. Бернштейна уровневые концепции восприятия и внимания. Проводятся аналогии между идеями отечественных психологов восприятия, прямо основанными на положениях концепции Н.А. Бернштейна, и актуальными представлениями о регуляции перцептивной активности, существующими в рамках европейской и американской когнитивной нейропсихологии и современной нейронауки, такими как взаимодействие восходящих и нисходящих процессов переработки информации в зрительной системе и гипотеза предсказывающего кодирования. Статью завершает обсуждение возможностей эмпирической проверки моделей восприятия и зрительного внимания, в основу которых легло заимствование идей Бернштейна, с помощью современных методов когнитивной науки.

Добавлено: 9 декабря 2016
Статья
Татарко А. Н. Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 4. С. 28-39.

Представлены результаты анализа медиативной роли аутгруппового социального капитала при проверке гипотезы интеграции. Эта гипотеза предполагает, что, когда индивиды и группы включены в жизнь принимающего общества и одновременно не теряют связи со своей культурой, они будут достигать большего успеха в жизни, в том числе, обладать более высоким субъективным благополучием. Рассматривая психологический механизм, лежащий в основе данной гипотезы, мы предположили, что в поликультурном регионе (на примере Дагестана) ориентация индивида на интеграцию позволяет ему сформировать аутгрупповой социальный капитал, который, в свою очередь, сопряжен с более высоким субъективным благополучием. В исследовании приняли участие аварцы (N=105), даргинцы (N=121) и русские (N=100). Выдвинутое предположение полностью было подтверждено только в группе русских. В статье рассматриваются контекстуальные условия и характеристики этнических групп, которые приводят к таким результатам.  

Добавлено: 6 ноября 2017
Статья
Поршнев А. В. Культурно-историческая психология. 2008. № 3. С. 43-50.

Цель исследования - нахождение факторов, позволяющих студентам эффективно использовать Интернет. Исследование состояло из двух частей. В анкетировании приняли участие 159 студентов I, II, III курсов НФ ГУ ВШЭ. Были проинтервьюированы 7 студентов НФ ГУ ВШЭ и 7 экспертов в области информационных технологий. Анкета включала три блока вопросов: цели использования Интернета; мотивация использования Интернета (на основе методики Арестовой, Бабанина и Войскунского); психологические состояния в процессе использования Интернета (на основе методики ФПС Чиркова). В исследовании проверялись три гипотезы. Гипотеза 1, ведущим мотивом деятельности студентов при использовании Интернета является познавательный мотив, а основной целью - поиск информации, получила подтверждение. Гипотеза 2, в процессе работы в Интернете студенты испытывают дисфункциональные состояния, получила подтверждение с помощью кластерного анализа. Гипотеза 3, о существовании различий в стратегиях поиска, применяемых студентами и экспертами в области информационных технологий, не получила подтверждения.

Добавлено: 14 октября 2012
Статья
Колпачников В. В. Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 135-146.

С позиций психотехнического подхода, как современного развития культурно-исторической психологии,  анализируется система обучения человекоцентрированному подходу на специализации «Человекоцентрированный подход» магистерской программы НИУ ВШЭ «Консультативная психология. Персонология». Для анализа используется понятие «психотехническая система» и представление о ее необходимых элементах: цель, концептуальная система знаний, практика, специалисты, организованная продолжающаяся система взаимодействия/отношений между специалистами и обучающимися. Описывается проведенное исследование эффективности анализируемой психотехнической образовательной системы: показана ее эффективность как в образовательном плане, так и в содействии конструктивным личностным изменениям, приближающих выпускников к идеалу полноценного функционирования, описанного Карлом Роджерсом. Утверждается уместность анализа любых образовательных программ как психотехнических систем – для их построения, коррекции и анализа эффективности.

Добавлено: 13 января 2016
Статья
Семенов И. Н. Культурно-историческая психология. 2011. № 3. С. 5-11.

В статье предлагается культурно-историческая периодизация жизнедеятельности В. П. Зинченко, дается целостный абрис панорамы его познавательных интересов и показывается разнообразный вклад в современную науку и культуру. При этом выделяются и систематизируются основные аспекты научного творчества В. П. Зинченко, суть которого определяется как энциклопедизм ренессансного типа. На фоне анализа человекознания рубежа ХХ-ХХI вв. характеризуется созданная им оригинальная философскопсихологическая система и ее конкретизация в виде развития общепсихологической теории деятельности и построения системно психологических концепций взаимодействия образа и действия, интеллекта и аффекта, сознания и рефлексии, интуиции и творчества. Показано присущее научной деятельности В. П. Зинченко единство фундаментальных исследований и их практической реализации в сфере психологического обеспечения развития системотехники и управления, эргономики и дизайна, педагогики и образования, литературы и культуры.

Добавлено: 18 сентября 2012
Статья
Болотова А. К., Пурецкий М. М. Культурно-историческая психология. 2015. Т. Т.11. № № 3. С. 64 -74.

Психология саморегуляции — относительно молодая и интенсивно развивающаяся ветвь психологи ческой науки. Она интегрировала многие идеи, зародившиеся в рамках физиологии и кибернетики. Понимание механизмов саморегуляции связано с общими принципами функционирования динамических систем на основе обратных связей. Эти принципы были сформулированы в трудахрусских физиологов Н.А. Бернштейна и П.К. Анохина и кибернетических моделях западных ученых. Большое влияние на развитие современных представлений о саморегуляции оказали идеи Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П. Жане, Ж. Пиаже и других ученых. В статье дается исторический анализ возникновения идей саморегуляции. Показана динамика взглядов от понимания саморегуляции как адаптации к представлениям о целесообразных изменениях, субъектной активности, осознанной саморегуляции, самодетерминации и самоэффективности, индивидуальных стилях саморегулирования.

Добавлено: 4 марта 2016
Статья
Леонтьев Д. А. Культурно-историческая психология. 2014. № 3. С. 97-106.
Статья посвящена особенностям развития личности лиц с ОВЗ, которое понимается как развитие в затрудненных условиях, не тождественное ни нормальному, ни аномальному развитию. Цели, направленность и критерии развития в затрудненных условиях не отличаются от нормального развития, однако дефицит определенной категории ресурсов развития требует повышенной мобилизации остальных ресурсов и повышает меру усилий, которую приходится прикладывать индивиду для достижения целей развития. Теоретическая модель, предлагаемая в статье, описывает личностное развитие через механизмы взаимодействия телесных, социальных и личностных ресурсов, компенсации дефицита одних другими. Ситуация развития лиц с ОВЗ характеризуется как вызов инвалидности, принятие которого приводит к выстраиванию у них качественно особой системы регуляции деятельности, основанной на компенсации личностными ресурсами дефицита телесных ресурсов, причем характер этой компенсации во многом определяется доступностью макросоциальных и микросоциальных ресурсов социальной поддержки.
Добавлено: 24 декабря 2014
Статья
Семенов И. Н. Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. № 2. С. 27-39.

Цель исследования –  теоретический анализ многогранной научно-педагогической деятельности одного из крупнейших российских  психологов академика   РАО В.П.Зинченко. Методология исследования   определяется взаимодействием таких применяемых в современном науковедении видов системного анализа научной деятельности, как: социокультурный, биографический, историографический,  предметно-тематический, концептуально-метеодологический. В результате на фоне науковедческого анализа истории отечественной психологии характеризуется научно-исследовательская, научно-организационная и научно-преподавательская деятельность В.П.Зинченко на основных этапах  его жизнедеятельности. При этом показана роль его междисциплинарной коммуникации с широким кругом  крупных ученых в области смежных с психологией гуманитарных, естественных и технических наук. Эксплицирована логика   разработки В.П.Зинченко теоретических проблем общей и прикладной психологии: от изучения когнитивного развития и взаимодействия познавательной и исполнительной деятельности через построение инженерно-психологических требований к технике до  концептуально-психологического анализа роли интуиции, рефлексии и сознания в творческих актах научной и художественной деятельности. Фундаментальное развитие В.П.Зинченко достижений российского человекознания (философско-психологической концепции Г.Г.Шпета, культурно-исторического подхода Л.С.Выготского, общепсихологической теории деятельности А.Н.Леонтьева и физиологии активности Н.А.Бернштейна) позволило ему разработать конструктивные принципы организации исполнительной и познавательной деятельности в контексте таких сфер социальной практики, как эргономика и педагогика. Это привело к созданию В.П.Зинченко научной инженерно-психологической  школы и к энциклопедической интеграции результатов своих исследований в целостную философско-психологическую систему человекознания.    

Добавлено: 20 декабря 2014