• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 59 513 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Иванюшина В. А., Александров Д. А., Казарцева Е. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 2 (85). С. 113-127.

Работа основана на данных опросов и интервью иноэтничных школьников Санкт-Петербурга и Московской области (1428 анкет и 43 интервью с детьми из семей мигрантов из Закавказья, Северного Кавказа и Средней Азии), которые показывают вариативность манифестаций этнической идентичности подростков. Описано четыре формы самоидентификации: моноэтническая, биэтническая, надэтническая и отказ от этнической принадлежности. Интервью дают возможность установить, что подростки используют как примордиалистские, так и конструктивистские обоснования выбора идентичности. Отказ от презентации себя в терминах этнической идентичности свидетельствует о конфликте идентичностей. Русскую идентичность выбирают 18 % подростков из семей Средней Азии и Кавказа. Семья и школа выступают как локальные социальные среды, преломляющие и актуализующие структурные условия принимающего сообщества. Подросток строит свою идентичность, используя ресурсы, предоставляемые семьей (родной язык, культурные практики, история семьи) и школой (полиэтническая среда общения, русский язык). Выбор идентичности зависит также от положения этнической группы в принимающем сообществе. Наличие сильных и успешных диаспор, таких как армянская и азербайджанская, способствует идентификации с этими этносами детей, родившихся в Петербурге. Русскую идентичность чаще выбирают подростки национальных групп, диаспоры которых появились в Петербурге относительно недавно (таджики, узбеки). Надэтнические идентичности, такие как «кавказцы» или «мусульмане», складываются в полиэтнических школах и позволяют подросткам вариативно проводить новые границы между группами. Среди представителей малочисленных этнических групп также чаще проявляется тенденция использования надэтнических категорий для самоидентификации.

Добавлено: 29 ноября 2016
Статья
Ширкова Н. Н. Социальные отношения. 2017. Т. 20. № 1. С. 189-198.

Данная статья раскрывает проблему этнической толерантности среди иностранных студентов, обучающихся в России. Этническая толерантность представляется одним из способов, благодаря которым социокультурная адаптация студентов проходит с наименьшими трудностями. Рассмотрение вопросов социокультурной адаптации иностранных студентов в условиях высшей школы РФ невозможно без изучения компонентов, которые связывают сам процесс адаптации и личностные проявления, имеющие взаимосвязь с аспектами адаптации.

Добавлено: 7 ноября 2018
Статья
Деминцева Е. Б. Этнографическое обозрение. 2019. № 2. С. 98-113.

Как правило, дети мигрантов попадают в школы, в которых учатся те, кто не соот- ветствует существующим в обществе стандартным представлениям о норме — на- пример, дети с особенностями развития или из социально неблагополучных семей. Однако в последние годы именно в присутствии детей мигрантов в этих школах, под которыми понимаются прежде всего выходцы из стран Средней Азии и Кавка- за, местное население видит появление многих проблем в учебных заведениях. Су- ществовавшие раньше и существующие сегодня в этих учебных заведениях соци- альные проблемы вытесняются этническими, а также вопросами возможностей адаптации детей в российских школах. В статье показано, как возникает школьная сегрегация, что влияет на концентрацию детей мигрантов в определенных школах и с какими реальными проблемами сталкиваются ученики и учителя внутри этих учебных заведений.

Добавлено: 22 октября 2019
Статья
Черногорцева С. В. США и Канада: экономика, политика, культура. 2008. №  2 (458) . С. 119-127.
Добавлено: 25 декабря 2019
Статья
Паин Э. А. Вестник Института Кеннана в России. 2012. № 22. С. 35-47.

Автор пытается обосновать необходимость создания в России антидискриминационного законодательства, соответствующего мировым нормам. Все это могло бы стать барьером для роста этнических конфликтов.

Добавлено: 16 декабря 2012
Статья
Паин Э. А. Вестник Института Кеннана в России. 2012. № 22. С. 35-47.

Излагаются концепция стадиального изменения типов этнополитических конфликтов в России; характеризуется специфика конфликтов в 1900-х гг, в 2000-2010 и новейших, проявившихся в 2011-2012 гг. Приводятся новые количественные характеристики межэтнических и межконфессиональных конфликтов в современной России.

Добавлено: 23 февраля 2013
Статья
Бондаренко Д. М. Вестник антропологии. 2014. № 2. С. 15-19.

Глобализация есть процесс не унификации, а сближения культур, выявления глобальной цивилизации как «федерации» цивилизаций локальных. В связи с трансформациями в период после распада колониальных империй феномена нации, тенденции к превращению ее из феномена «надэтнического» в «межэтнический», складывается глобальная транснациональная культура. В контексте этого процесса имеет смысл вести речь не о деградации, а об изменении места и даже повышении роли этнической культуры в эпоху интенсивной глобализации.

Добавлено: 8 октября 2014
Статья
Чеботарева Е. Ю. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012. № 4. С. 15-20.

Рассмотрены этнические особенности ценностных ориентаций студентов из разных регио-нов мира. Показано, что жизнь студентов из Латинской Америки и Средней Азии более целостна и осмысленна, чем жизнь студентов из Китая, Ближнего Востока и России. Латиноамериканские сту-денты в большей степени ориентированы на индивидуальность, самоуправление, а среднеазиат-ские — на коллективизм, контролируемость жизненных событий. Описывается гендерная специфика ценностных ориентаций студентов. Анализируются связи ценностных ориентаций студентов с базо-вым доверием миру, социальным и эмоциональным интеллектом, этнической идентичностью и толе-рантностью к представителям других этносов, со стратегиями преодоления стресса. 

Добавлено: 18 ноября 2017
Статья
Васильева Е. Н. Нижегородское образование. 2015. № № 2. С. 72-80.

В статье рассматривается специфика этнических, социальных (толерантность) и семейных установок юношей 16-17 лет-представителей различных конфессий. Автор рассматривает сочетание данных установок как основу для формирования осознанной гражданской позиции и толерантности у учащихся в процессе школьного обучения. В результате анализа полученных данных, были определены характерные особенности этнической идентичности, специфика образа своей будущей семейной роли и уровень толерантности у представителей трех различных конфессий (православие, ислам, атеизм). Представленный в исследовании диагностический комплекс может быть использован в качестве инструментария при составлении учебно-методических комплексов общественно-научных дисциплин.

Добавлено: 17 января 2016
Статья
Богоявленский Д. Д. Социологические исследования. 2001. № 10. С. 88-93.
Добавлено: 27 августа 2009
Статья
Александров Д. А., Иванюшина В. А., Казарцева Е. В. Вопросы образования. 2015. № 2. С. 173-195.

В статье впервые представлены данные об этническом разнообразии российских школ и соотношения этничности и миграционного статуса школьников. В основе исследования лежат результаты опросов школьников в 365 школах пяти регионов РФ (Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Томск, Псков) при общем числе опрошенных 21320 учащихся. Больше всего школьников с неродным русским в школах Подмосковья (16%), меньше всего – в школах малых городов и поселков Ленинградской области (6,6%) и Пскова (8,5%). В выборке представлено 56 этнических групп, хотя большинство из них очень малочисленно. В Санкт-Петербурге, Пскове и Томске среди детей с родным русским языком местные уроженцы составляют 63-66%, в то время как в Подмосковье их лишь 44%. Среди этнических меньшинств местных уроженцев больше всего в Томске и Пскове (38-39%). В Санкт-Петербурге среди украинцев, белорусов и татар больше местных уроженцев или мигрантов 2-го поколения, тогда как среди таджиков и узбеков преобладают мигранты 1,5 поколения (46-49%). В Подмосковье среди всех этнических групп преобладают мигранты 1,5 поколения, но особенно их много среди узбеков и таджиков (62%). В Томске большинство представителей этнических меньшинств являются либо местными уроженцами, либо мигрантами 2-го поколения. Статистика этнического и миграционного статуса школьников позволяет оценить не только объем миграционных потоков, но и ретроспективную временную динамику для разных этнических групп. Семьи украинцев, азербайджанцев, армян, грузин активно переезжали в РФ 15-20 лет назад. В настоящее время интенсивная миграция идет у таджиков, узбеков, киргизов, привозящих с собой детей разного возраста. Работа содержит рекомендации органам управления образованием о необходимости наладить грамотный учет школьников с неродным русским языком независимо от наличия у школьника гражданства, но обязательно в сочетании с миграционной историей семьи.

Добавлено: 11 июня 2015
Статья
Рязанова С. В., Пермякова Н. С. Научный результат. 2015. Т. 1. № 1 (3). С. 28-41.

В статье рассматриваются особенности национальной и конфессиональной самоидентификации русской молодежи как части титульной нации. Этническое и национальное сознание анализируются как значимые составляющие процесса индивидуальной и групповой самоидентификации. Исследование охватывает учащуюся и работающую молодежь, приехавшую и изначально проживающую в городе. Молодежь является объектом, изучение которого позволяет прогнозировать  закономерности социального развития в будущем. Рассмотрение проблемы учитывает поликонфессиональный, полиэтнический и пограничный в географическом отнощении характер Урала как региона. Делается акцент на специфике поведения представителей именно титульной нации, как в значительной мере определяющей социальный портрет молодежи. Понятие большого города используется как устойчивое, наделенное рядом характерных черт. Авторы устанавливают причины сниженного интереса к религиозному и этническому отождествлению себя с группой у молодых людей, принадлежащих к разным социальным группам и объединенных проживанием в крупном городе. Определяются условия, необходимые для интенсификации процесса идентификации. Предлагаются средства актуализации процессов формирования идентичности молодежи.

Добавлено: 4 февраля 2016
Статья
Котовская М., Сусоколов А. А. Вестник Московского государственного университета дизайна и технологий. 2008. № 6.
Добавлено: 18 ноября 2008
Статья
Корниенко Д. С. Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2013. № 1. С. 96-105.

В статье рассматриваются особенности этнического «Я» студентов, русских и коми-пермяков, проживающих в городах Перми и Кудымкаре. Теоретической основой является конструкт этнического «Я» (Балева, 2004), основанный на методологии полимодального «Я» (Дорфман, 1993, 2004). Выборку составили студенты в количестве 326 человек в Перми и Кудымкаре. Использовался Пермский вопросник этнического «Я» (Рябикова, 2002), характеризующий субмодальности этнического «Я»: Авторское, Воплощенное, Превращенное, Вторящее. Обнаружены значимые межгрупповые и внутригрупповые различия в связи с местом проживания и этносом, а также взаимодействие факторов «этнос» и «место проживания».

Добавлено: 15 октября 2013
Статья
Дробижева Л. М. Мир России: Социология, этнология. 2001. Т. 10. № 2. С. 167-180.
Демонтаж почти всех колониальных образований, признание западным сообществом проблемы меньшинств как проблемы этнокультурного многообразия мира, как проблемы социальной дискриминации и определения статуса недоминирующих народов, конституционные реформы во многих государствах, проведённые с учётом этнокультурного фактора, движения за права аборигенных народов и, наконец, создание международной Организации непредставленных народов и наций давало основания называть XX век веком меньшинств. К сожалению, далеко не все созданные в результате национальных движений государства обеспечивают права и достойную жизнь своих меньшинств. Многим из них не всегда под силу обеспечить самостоятельное стабильное развитие и безопасность граждан. Некоторые могут существовать только при поддержке других государств, что далеко не всегда находит понимание среди их налогоплательщиков. В условиях всё новых этнических вызовов среди учёных и политиков дискутируются проекты оптимального государственного устройства: создания его на основе культурно-однородного согражданства, а значит допущения во имя этого изменения территориальных границ или, наоборот, укрепления полиэтнических государств за счёт улучшения системы управления и совершенствования культурной политики. Это те споры, которые ведутся и у нас в связи с распадом СССР и взрывами этничности в России и в других странах с сепаратистскими движениями. Хотя в России и существует Концепция Государственной национальной политики, она и не артикулирована настолько, чтобы стать общеизвестной, и не составляет стройной системы, положенной в основу практических действий. Обоснованию этого положения на примере Татарстана, Башкортостана и Якутии-Саха посвящена данная статья.
Добавлено: 8 октября 2012
Статья
Абизаде А. Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2010. Т. 69. № 1. С. 91-106.
Добавлено: 18 мая 2010
Статья
Альбедиль М. Ф., Бабин А. Н. Кунсткамера. 2019. № 1 (3). С. 229-238.

И. П. Минаев, основатель отечественной школы индологии, собрал в XIX в. обширную коллекцию буддийских рукописей и предметов материальной культуры. Но если письменное наследие ученого достаточно хорошо изучено, то собранной им этнографической коллекции уделялось значительно меньше внимания. Она, однако, представляет немалую ценность уже тем, что И. П. Минаев собирал и приобретал вещи, редкие даже для того времени. Большую часть коллекции составляют предметы, так или иначе связанные с религиозными воззрениями и ритуальной практикой Индии и сопредельных стран. География мест, где были собраны артефакты, обширна: это различные районы Индийского субконтинента, включая Гималайский регион. Одна из главных проблем, возникающих при изучении минаевской коллекции, — правильная, серьезно аргументированная атрибуция предметов. Часть предметов нуждается не только в атрибуции, но и в интерпретации изображения, то есть в дешифровке смысла. В настоящей статье мы на конкретных примерах показываем некоторые пути решения названных проблем.

Добавлено: 11 октября 2019
Статья
Полухина Е. В. Социологические исследования. 2010. № 7. С. 143-147.

В работе дана типология применения этнографического метода в качественных социологических исследованиях, проанализированы этнографические исследовательские подходы к получению данных.

Добавлено: 11 декабря 2012
Статья
Хесс Д. Дж. Этнографическое обозрение. 2011. № 5. С. 40-58.

В статье рассмотрены литература, методы и теоретические подходы, используемые в междисциплинарном поле исследований науки и технологий с начала 1980-х до начала 2000-х годов, показана последовательная смена методологических фокусов, обозначена специфика полевой работы этнографа в области исследований науки и технологий, названы критерии качества этой работы и предложены пути ее совершенствования.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Мелентьев Д. В. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. № 2.

Гендерные исследования актуальная область исторической науки, однако примеров изучения мусульманских окраин Российской империи, опираясь на данный подход известно мало. Настоящая статья посвящена репрезентациям мусульманок в дореволюционном Туркестане. Анализируются практики этнографического описания, игравшие для Российской империи определяющее значение, наделяющие власть знаниями о народах и территориях. Отдельно рассматриваются и сравниваются государственный фотопроект «Туркестанский альбом» и независимое сочинение путешественника Г. Краффта «Через Русский Туркестан», снабженное иллюстрациями мусульманок. Поднимается проблема социальной идентификации мусульманок внешними наблюдателями. Уделяется внимание морали и нравственности мусульманок, а также влияние пристрастия мужчин к совокуплению с женоподобными юношами (бачами) на замкнутость и сегрегацию женщин.

Добавлено: 1 ноября 2019
Статья
Тихонова Н. Е. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. Т. 152. № 4. С. 130-152.

В основе описываемой в статье методики лежит Индекс потенциала этноконфессиональной напряженности, который апробировался на массивах данных Института социологии ФНИСЦ РАН за 2015-2018 гг. Методика представляет собой упрощенную и адаптированную для массовых опросов версию разработанной И.М. Кузнецовым и О.Е. Хухлаевым методики анализа межнациональной напряженности. Показано, что при минимуме вопросов об этноконфессиональной напряженности в инструментарии данная методика позволяет достаточно точно замерять степень выраженности этой напряженности, выявлять ее очаги, определять ее факторы и т.д. Продемонстрировано, что отдельные элементы Индекса дают важную дополнительную информацию о степени выраженности дифференциации общества на «мы» и «они» по критерию этнонациональной принадлежности и готовности представителей определенного сообщества к насилию. В сочетании с данными по отдельным показателям, входящим в Индекс, это позволяет на восьми двоичных переменных получать большой материал для анализа. Зафиксирована связь значений Индекса с событиями, происходящими в межнациональной сфере по месту жительства респондентов, и показано, что межнациональная напряженность имеет под собой как объективные, так и субъективные основания. К числу первых относятся плотность населения в том или ином регионе или населенном пункте, а также моно- или многонациональный характер населения. Из объективных факторов микроуровня для выраженности соответствующих негативных умонастроений наиболее значимы неблагоприятный опыт трудовой деятельности человека, прежде всего — опыт недавней безработицы, а из факторов субъективного характера — болезненное переживание им своего материального положения, завышенные амбиции, ощущение несправедливости своего нынешнего места в обществе и суженный спектр интересов в повседневной жизни. Отсутствие длительного горизонта планирования на фоне относительного неблагополучия жизни усиливает общую тревожность характеризующихся этими особенностями россиян и их потребность найти психологическую защиту в такой аскриптивной идентичности, как этнонациональная принадлежность.

Добавлено: 5 сентября 2019