• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 56 539 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Иванов А. И. Вестник Прикамского социального института. 2010. № 2. С. 22-25.
Добавлено: 12 января 2011
Статья
Карпов В. Э. Известия РАН. Теория и системы управления. 2014. № 5. С. 126-145.

В работе предлагается подход к управлению поведением роботов, основанный на механизме эмоций и темперамента. Продемонстрировано, что эти психологические особенности могут быть смоделированы достаточно простыми способами. В основе предлагаемой эмоциональной архитектуры системы управления роботом лежит Информационная теория эмоций В.П. Симонова, а особенности темперамента сводятся к двухпараметрической модели типа «возбуждение-торможение». Описан ряд экспериментов, проведенных на базе мобильных роботов. Эти эксперименты демонстрируют набор различных типов поведения роботов: меланхолического, холерического, сангвинического и флегматического. Все эти типы были реализованы с использованием т.н. «регулятора темперамента», определяющего баланс между величинами параметров возбуждения и торможения системы управления робота. В работе также предлагается автоматная модель темперамента, позволяющая описывать поведение индивидуума. На основе этой модели показано, что при решении некоторых задач коллективного поведения целесообразно иметь в составе группы индивидуумов с разным поведением, причем это поведение также определяется индивидуальными эмоциями и темпераментом робота.

Добавлено: 20 октября 2014
Статья
Старосоцкая П. О. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 2. № 4. С. 207-213.

рецензия на книгу Р. Фрэнка о ключевой роли эмоций в принятии решений

Добавлено: 30 апреля 2019
Статья
Урнов М. Ю. Общественные науки и современность. 2007. № 2. С. 127-140.

При сопоставлении реальной политической жизни с современной политической теорией обнаруживается следующий факт: огромное внимание к проблеме настроений общества со стороны политиков, наблюдаемое на фоне явной недооценки этих вопросов со стороны академической политологии. Сам факт интереса политиков к существующим в обществе настроениям практически не зависит от политического режима. Однако последний в решающей мере определяет специфику этого интереса - его мотивы, практические проявления, последствия и т.д. В тоталитарных режимах настроения общества - предмет "особой заботы" власти. Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных несколько меньшей нервозностью отношения к настроениям общества. Впрочем, степень этой нервозности существенным образом зависит от уверенности режима в собственных силах. В условиях политической демократии наибольший интерес к настроениям общества вспыхивает в периоды избирательных кампаний - сегодня предвыборная борьба все больше и больше приобретает характер соперничества не столько за умы, сколько за сердца избирателей. Однако и в межвыборные периоды важнейшие структуры исполнительной и законодательной власти демократических государств, партии и многие общественные организации продолжают интересоваться динамикой настроений, рейтингов политиков и политических инициатив. Важность роли, которую настроения играют в политическом процессе, определяется многими обстоятельствами. Некоторые из них будут описаны в данной серии статей.

Добавлено: 9 декабря 2012
Статья
Урнов М. Ю. Общественные науки и современность. 2007. № 3. С. 85-90.

Данная статья является продожением рассуждений автора, начатых в одноимённой статье в журнале "Общественные науки и современность" в № 2 от 2007 г. Суть данной серии статей заключается в том, чтобы отразить важность роли, которую настроения играют в политическом процессе. В представленной статье раскрываются факторы формирования, проводники и "надстройщики" эмоциональной атмосферы общества, формирование её "когнитивной основы", а также причины её неоднородности.

Добавлено: 9 декабря 2012
Статья
Урнов М. Ю. Общественные науки и современность. 2007. № 4. С. 105-116.

Данная статья является продожением рассуждений автора, начатых в одноимённых статьях в журнале "Общественные науки и современность" в №№ 2, 3 от 2007 г. Суть данной серии статей заключается в том, чтобы отразить важность роли, которую настроения играют в политическом процессе. В представленной статье раскрываются компоненты эмоциональной атмосферы общества, её однородность и стабильность.

Добавлено: 9 декабря 2012
Статья
Хохлачева А. В., Станковская Е. Б. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2019. № 1. С. 142-152.

Эмоциональная близость является одним из предикторов устойчивости и удовлетворенности романтическими отношениями. Несмотря на большое количество исследований феномена, в литературе недостаточно полно раскрыта интерсубъективная перспектива его понимания как элемента дорефлексивной общности, «мы» пары. В частности, немного работ посвящено динамике Я, обеспечивающей этот особый вид переживания связанности между людьми. Опираясь на концепцию отражённой субъектности В. А. Петровского и на принципы новой персонологии (В.А. Петровский, Е.Б. Старовойтенко), в статье эмоциональная близость рассматривается как особое переживание общности с другими, достигаемое посредством взаимной представленности (инобытия, которому я не хочу противиться). В соответствии с уровнями отражённой субъектности описываются три уровня близости, а также раскрываются важные аспекты, конституирующие феномен (риск, аутентичное выражение эмоций, чередование открытости и отграничения в отношениях).

Добавлено: 13 августа 2019
Статья
Люсин Д. В., Кожухова Ю. А., Сучкова Е. А. Экспериментальная психология. 2019. Т. 12. № 1. С. 27-39.

Эмоциональная конгруэнтность при восприятии эмоций проявляется в повышении сензитивности к тому типу эмоций, которые соответствуют эмоциональному состоянию наблюдателя. Цель настоящего исследования состояла в том, чтобы проверить, будет ли получен устойчивый эффект эмоциональной конгруэнтности с помощью разработанной авторами новой экспериментальной методики. Было проведено 2 эксперимента, в которых приняли участие соответственно 69 (средний возраст 20,2; 57 женщин) и 58 (средний возраст 18,2; 50 женщин) испытуемых. У испытуемых индуцировались радость или грусть, после чего они определяли, какие эмоции были представлены в неоднозначных выражениях лица. В обоих экспериментах был получен эффект эмоциональной конгруэнтности: в радостном состоянии, по сравнению с грустным состоянием, испытуемые чаще видели радость и реже грусть в лицах с неоднозначным выражением. Дальнейшие исследования должны быть направлены на сопоставление теоретических моделей, которые связывают механизмы, лежащие в основе эмоциональной конгруэнтности, либо с восприятием стимула, либо с порождением ответа.

Добавлено: 14 апреля 2019
Статья
Люсин Д. В., Сысоева Т. А. Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 2. С. 122-131.

Описывается разработка базы данных ENRuN с нормативными оценками эмоциональной окраски существительных русского языка. Для 378 существительных были получены оценки по эмоциональным категориям «радость», «грусть», «злость», «страх» и «отвращение». Показана высокая надёжность полученных данных, проанализированы половые различия и связь оценок по различным эмоциональным категориям друг с другом. В созданной базе для каждого слова по каждой из пяти эмоциональных категорий приводятся сведения о средней оценке выраженности данной эмоциональной категории, стандартном отклонении, минимальной и максимальной оценках. Также приводится информация о длине слова, выраженной в количестве букв и слогов, и его частотности. База данных ENRuN открыта для бесплатного использования, для её получения необходимо послать запрос авторам.

Добавлено: 21 октября 2017
Статья
Ненько А. Е. Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. XV. № 5. С. 377-393.

В данной статье рассматривается роль эмоционального взаимодействия в  конституировании сети акторов, осуществляющих интеллектуальную деятельность.  Эмоциональное взаимодействие представлено как значимое условие структурирования  связей и узлов сети знания, а также динамики изменения сетевой конфигурации. На  основании анализа социологических и психологических концепций эмоций и  эмоционального взаимодействия автор статьи предлагает собственную типологизацию  эффектов эмоционального взаимодействия применительно к контексту сетей знания.  Эмоциональное взаимодействия имеет следующие эффекты, которые рассмотрены  детально: развитие когнитивной психодинамики сети знания и смысловое соотнесение  ее акторов в ходе межличностных взаимодействий; оптимизация паттернов  взаимодействия; конструирование символической и материальной среды существования  сети.

Добавлено: 14 октября 2014
Статья
Обухов А. С. Человек. 2019. Т. 30. № 3. С. 96-106.

Задача не только когнитивного, но и эмоционального развития постепенно входит в практику образования. Концепция эмоционального интеллекта во многом подталкивает к традиционной, просветительской, «знаниевой» модели обучения. Она формирует у учащихся знания о своих эмоциях, учит их дифференцировать эмоции других. Кроме того, она дополняется задачей овладения собственной эмоциональной регуляцией. Идея построения образования на субъектно-деятельностной основе, при понимании ценности целостного развития личности (включая эмоциональный аспект), подразумевает вовлечение учащихся в продуктивную деятельность с целью развития способности к саморегуляции. Саморегуляция обучения подразумевает рефлексивное овладение собственной мотивационно-эмоциональной сферой. Существует сопряженность развития внутренней мотивации, саморегуляции, эмоциональной вовлеченности и настойчивости при достижении учебных целей. Выделение в автономные курсы задач по развитию отдельных аспектов целостной личности учащихся видится тупиковым путем. Поддерживается подход, согласно которому подразумевается не введение отдельных курсов по развитию эмоционального интеллекта, а перестройка практики образования на деятельностную основу и изменение профессиональной подготовки учителя. Для этого потребуется развитие эмоционального интеллекта самого учителя; понимание им закономерностей эмоционального и социального аспектов целостного развития ребенка в онтогенезе; освоение учителем способов организации образовательной практики в рамках собственной предметности с учетом решения задачи целостного развития личности учащегося. Такая подготовка позволит решать такую задачу не в рамках автономных курсов, увеличивающих учебную нагрузку, а в ходе реализации базовых учебных курсов, эмоциональная и мотивационная вовлеченность учащихся в которые значима как для успешности обучения, так и для их личностного развития.

Добавлено: 25 июня 2019
Статья
Измагурова В. Л. Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2017. № 3(47). С. 61-67.

В статье проводится теоретико-практический анализ основных факторов личной эффективности как способности достигать намеченных результатов с наименьшими затратами. Исследуются общепсихологические механизмы ее формирования. В качестве базовых компонентов личной эффективности определяются способность выбирать конструктивный смысл значимых событий и явлений, а также поддерживать оптимальный для выполнения поставленной задачи эмоциональный фон.

Добавлено: 27 сентября 2018
Статья
Т.Е. Змеёва Педагогика. 2016. № 3. С. 63-69.

В статье анализируется роль эмоционального фактора в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Рассматривая юмористические тексты как элемент эмоционального компонента образовательного процесса, обосновывая их высокий дидактический потенциал, автор предлагает стратегию организации учебно-познавательной деятельности студентов на базе юмористических текстов.

Добавлено: 24 мая 2016
Статья
Краснов А. В. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016. № 4. С. 55-66.

Зарубежные психологи полагают, что одним из факторов развития эмоционального интеллекта является влияние родителей. Однако эмпирические исследования, подтверждающие это положение, можно сосчитать по пальцам. При этом чаще всего эмоциональный интеллект изучается на смешанной по полу выборке детей, а влияние родителей либо изучается совместно, либо изучается только роль матерей в развитии эмоционального интеллекта. В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей взаимосвязи эмоционального интеллекта девочек старшего подросткового возраста (17-18 лет) со стилями материнского и отцовского воспитания. Стили воспитания родителей исследовались путем изучения представлений детей о стиле родительского воспитания. Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена демонстрируют связи эмоционального интеллекта девочек с одним материнским стилем воспитания (позитивным отношением) и четырьмя отцовскими стилями воспитания (позитивным отношением, директивностью, автономностью, непоследовательностью). Способность к осознанию своих эмоций девочками-подростками положительно коррелирует с позитивным отношением их родителей. Позитивный интерес отцов положительно коррелирует со способностью их дочерей управлять эмоциями, со способностью понимать свои и чужие эмоции, а также в целом с показателем эмоционального интеллекта. Директивность отцов по отношению к дочери положительно коррелирует с ее способностью понимать свои и чужие эмоции. Автономия отцов отрицательно коррелирует с эмоциональным интеллектом дочерей и способностью к межличностному пониманию эмоций. Непоследовательность отцов в отношении воспитательных мер отрицательно коррелирует со способностями их дочерей понимать и управлять своими эмоциями.

Добавлено: 24 октября 2016
Статья
Гришина А. В., Исаева О. М., Савинова С. Ю. Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2. С. 1-14.

Введение: Эмоциональный интеллект – ключевая способность современных руководителей, менеджеров по персоналу. В этом исследовании оценивался  уровень эмоционального интеллекта студентов факультета менеджмента, обучающихся на специализации «Управление человеческими ресурсами» в НИУ «Высшая школа экономики» – Нижний Новгород. В исследовании приняло участие 78 студентов, из них 56 человек (71,79% от общей выборки) – студенты бакалавриата и 22 человека (28,21% от общей выборки) – магистратуры. Материалы и методы: Для диагностики уровня развития эмоционального интеллекта нами использовался ТЭИ (тест эмоционального интеллекта), разработанный Е.А. Сергиенко,  Е.А. Хлевной на основе теоретической модели эмоционального интеллекта как способности Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо, опросника MSCEIT.  Результаты исследования: Результаты показали, что средние значения общего эмоционального интеллекта, а также основных шкал эмоционального интеллекта участников исследования находятся на среднем уровне развития, уровне «компетентности». Самые высокие показатели наблюдаются по шкале «Управление эмоциями» (M=102,46). Более низкие показатели характеризуют шкалу «Использование эмоций» (M=95,61). Для 64,10% респондентов характерен средний уровень развития способностей понимать эмоции и управлять ими; 56,41% студентов имеет высокий уровень развития способности воспринимать, идентифицировать свои эмоции и эмоции других; 38,46% отличаются низким уровнем развития способности использования эмоций для решения задач. Отмечен рост показателей эмоционального интеллекта от бакалавриата к магистратуре по всем ветвям эмоционального интеллекта. Обсуждение и заключения: Данная статья в значительной степени является постановкой проблемы исследования и развития эмоционального интеллекта у студентов – HR-менеджеров в условиях их профессиональной подготовки, развития профессиональных компетенций.

Добавлено: 24 июля 2018
Статья
Штроо В. А., Серов С. Ю. Организационная психология. 2011. № 1. С. 8-23.

В статье обсуждается роль эмоционального интеллекта в переговорном процессе. Результативность переговоров рассматривается здесь в двух аспектах – с одной стороны, как индивидуальная успешность, а с другой – как общая, двусторонняя эффективность. Для проверки гипотезы о наличии положительной связи между индивидуальной мерой выраженности (уровнем) эмоционального интеллекта участников и успешностью/эффективностью переговоров реализован квазиэкспериментальный план эмпирического исследования с помощью ролевой игры «Переговоры». Полученные результаты в целом свидетельствуют о подтверждении гипотез. Вместе с тем обнаружены факты, требующие более глубокого изучения. В частности, оказалось, что в переговорных парах, состоящих из участников с различным уровнем эмоционального интеллекта (выше и ниже среднего по группе), эффективность переговоров в целом столь же низка, как и в парах участников с одинаково низким уровнем эмоционального интеллекта.

Добавлено: 10 октября 2012
Статья
Пак Г. С., Хусяинов Т. М. Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2018. № 2. С. 43-54.

В работе анализируются современные тенденции трудовых отношений, предполагающие контроль за эмоциями сотрудников. В то время как одни компании используют новые мотивационные технологии, ориентированные на достижение человеком чувств удовлетворения и удовольствия; другие используют негативную мотивацию для борьбы с отрицательными эмоциями. В этих условиях формируется новое неравенство - эмоциональное, когда одним приходится скрывать свои эмоции, развивать в себе навыки управлениями ими, в то время как другие получают положительные стимулы для выработки позитивных эмоций. Смысл эмоционального контроля рассматривается в аспекте практической философии.

Добавлено: 11 сентября 2018
Статья
Симонова О. А. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. Реферативный журнал. 2016. Т. 3. № 3. С. 105-130.

В социологии произошла «эмоционализация» или «эмоциональный поворот» – обращение к эмоциональному измерению социальных явлений и одновременно к социальной природе эмоциональных состояний. Сегодня в социологии нет теоретической традиции или школы, в рамках которой бы не разрабатывалась проблематика эмоций. В данном аналитическом обзоре представлены новейшие теоретико-методологические разработки в социологии эмоций, а также сделана попытка подвести своеобразные итоги развития этой исследовательской области на данный момент.

Добавлено: 12 ноября 2016
Статья
Симонова О. А. Журнал исследований социальной политики. 2013. Т. 11. № 3. С. 339-354.

В статье рассматриваются исследования и научные дискуссии, связанные  с концепцией эмоционального труда американской исследовательницы А. Р. Хохшильд. Эвристический потенциал этой концепции далеко не исчерпан применительно к разным родам занятий и профессиям и прежде всего к исследованиям  в сфере обслуживающего труда, который предполагает заботу, внимание к клиенту. Эта концепция дает возможность изучить риск эмоционального отчуждения или диссонанса, а также формы солидарности работников в сопротивлении  корпоративной культуре, что определенным образом дополняет представления  о профессиях социального государства.

Добавлено: 16 октября 2013
Статья
Шмелев И. М. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2015. Т. 84. № 4. С. 111-123.

В статье рассматривается проблема совладания человека с трудными жизненными ситуациями. Принимая в расчет критику «постулата сообразности” – адаптивности психических процессов и поведенческих актов индивида, – автор анализирует основные подходы к исследованию совладания на примере бихевиоризма, психоанализа, гуманистической психологии, когнитивно-поведенческой терапии и гештальт-терапии. Проблема состоит в примирении, с одной стороны, целевой установки индивида на адаптацию, и с другой - его устремленности к выходу за пределы ситуации. В контексте мультисубъектного подхода В.А. Петровского представлена попытка развернутого решения этой проблемы. Показано, как посредством овладевающего поведения (что подразумевает “надситуативную” позицию личности)  открываются новые возможности для разрешения трудной жизненной ситуации (через что нужно совершить переход, чтобы проникнуть в мир “по ту сторону” знаемого). Представлены различные варианты развертки активности субъекта – новые модели адаптивных и неадаптивных форм поведения. В психологический дискурс вводится новое понятие, - эмоциональный “флаттер” (“болтанка”) – что означает состояние повышенной напряженности и нестабильности, в связи с неизвестностью позитивного или негативного исхода ситуации. Идея прохождения эмоционального флаттера рассматривается в качестве “психологического орудия” (Л.С.Выготский) овладевающего поведения.

 

Добавлено: 21 февраля 2016
Статья
Базаров Т. Ю. Организационная психология. 2017. Т. 7. № 4. С. 145-149.

Рецензия на книгу: Иванов М. А. Консультирование первых лиц компании: клиентцентри-рованный подход, М.: Олимп-Бизнес, 2018. — 432 с. Аннотация издателя: М. А. Иванов —профессиональный консультант по управлению, прошедший вместе с российским бизнесомпрактически всю его бурную историю. Он убеждён: внешняя профессиональная оценка организации, обратная связь полезны и необходимы любому руководителю. В книге рассмотрены все основные этапы консультирования: от маркетинга, заключения первого контракта, диагностики организации до технологий работы с первыми лицами компаний по типовым запросам. Автор формулирует принципы своего подхода к консультированию, предполагающие движени еот организация-центрированности к клиент-центрированности. Это означает, что работать консультанту нужно именно с руководителями — людьми, имеющими полномочия ставить цели и проводить организационные изменения. Книга адресована как начинающим, так и опытным консультантам и практикам-управленцам. Она необходима всем, кто заинтересован в том, чтобы управление в нашей стране стало эффективным, а руководители были готовы к новым вызовам.

Добавлено: 6 февраля 2018