• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 59 507 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Павлюткин И. В., Забаев И. В. Вопросы образования. 2014. № 2. С. 202-221.

Авторы рассматривают высшее образование как важный источник не только частного, но и общественного блага. Университетам вменяется особая ответственность за формирование общества. При обилии работ, привлекающих формальные экономические и организационные показатели для описания качества высшего образования и эффективности университетов, сегодня почти нет исследований, в которых объектом выступали бы выпускники вуза как носители определенной культуры. Авторы предлагают способ демонстрации общественных эффектов университета на основании ценностных ориентаций и жизненных практик его выпускников. Данные были получены в результате онлайн-анкетирования более трети выпускников Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, проживающих более чем в 100 населенных пунктах России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Их ценности и жизненные практики сравниваются с таковыми совокупной выборки российского населения, информация о которой получена в ходе общероссийских и международных опросов, посвященных семейным отношениям, гражданской вовлеченности, ценностям занятости, социальному капиталу и практикам потребления. На основании полученных результатов сформулирована гипотеза о значении православного университета для отбора и формирования людей, разделяющих ценности ответственности и реализующих их на практике.

Добавлено: 11 июля 2014
Статья
Перфильева О. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2011. № 1. С. 133-144.

Статья обращается к вопросам интеграции вузов в общественную жизнь сообществ и регионов. На примере опыта взаимодействия федеральных университетов, ЮФУ и СФУ, со своим региональным окружением подробно рассматриваются наиболее распространенные формы взаимодействия университетов для реализации социальной функции, а также положение университетов по отношению к своим регионам. Автор анализирует возможные показатели для оценки социальной деятельности университетов, пути укрепления третьей роли университетов, предлагает рекомендации по усилению возможностей федеральных университетов по реализации третьей роли. Статья подготовлена по итогам анализа социально-экономических эффектов реализации проектов по созданию федеральных университетов в интересах регионов, отраслей, системы образования, реализованной в рамках проекта Министерства образования и науки РФ «Организационно-аналитическое и экспертное сопровождение приоритетного национального проекта «Образование» по мероприятию «Развитие сети федеральных университетов»», осуществленного Национальным фондом подготовки кадров.

Добавлено: 18 сентября 2012
Статья
Покровский Н. Е. Платное образование. 2004. № 11(25).

Эпоха глобализации весьма зримо воздействует на высшее образование во всех странах мира, и в этом отношении Россия отнюдь не является исключением. Причем речь идет не только и не столько о самоочевидных последствиях процессов глобализации, сколько об изменении самой внутренней парадигмы университетского образования, то есть о возникновении в высшей школе новых образцов, норм, ориентиров и мотиваций.

Добавлено: 15 октября 2013
Статья
Оберемко О. А., Чупилка Е. Человек. Сообщество. Управление. 1999. Т. 1. № 3. С. 91-100.
Добавлено: 27 октября 2010
Статья
Маяцкий М. А. Логос. 2013. № 91. С. 4-17.

Университет называется

Автор статьи исходит из бессмысленности выбирать среди имевшихся исторических моделей университета. Гораздо важнее выяснить, что происходит сегодня со знанием и какое это может иметь отношение к университету. Очевидно, что сеть и современные коммуникации влияют на характер знания и отношение к нему. Закат государства означает смену главного партнера университета, заказчика науки. Теперь им становится единичный потребитель. Он определяет user-friendly форму и содержание знания. Желания потребителя стремится удовлетворить университетское чиновничество-менеджерство. Сегодня именно оно, а не исследователи-преподаватели воплощает университет. Тенденции эволюции знания и университета на Западе и в России сходны (Болонская реформа как реализация менеджерского поворота), несмотря на гигантские различия в размахе коррупции и плагиата.

Добавлено: 31 мая 2013
Статья
Углева А. В. Философские науки. 2010. № 11. С. 130-142.

Объектом рассмотрения в данной статье является концепт академической свободы в его связи с развитием цивилизации. Академическая свобода рассматривается как необходимое условие социального прогресса, а «нормальное» функционирование университета как гарант устойчивого социального порядка и цивилизационной целостности.

 

Добавлено: 12 октября 2012
Статья
Базаров Т. Ю. Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 2. С. 11-13.

Зачем университеты? Если книги доступны, лекции доступны, а информация повсюду? Можно ли говорить о новой цивилизационной миссии унивеситетов?

Добавлено: 30 июня 2017
Статья
Демин М. Р. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2009. Т. 10. № 2. С. 142-152.
Добавлено: 3 февраля 2010
Статья
Вишленкова Е. А., Парсамов В. С. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3 (20). С. 164-172.

Статья посвящена истории осмысления университетского прошлого в меняющихся условиях российского существования. В расширении жанров и дискурсов описания авторы видят процесс превращения университетских исследований из прославительного письма в научную субдисциплину. Выстроенные в линейной последовательности двухсотлетней длительности, большие и малые нарративы университетского прошлого предстают версиями группового самоосмысления и самоидентификации.

Добавлено: 30 сентября 2014
Статья
З.С. Гатина Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2014. Т. 8 (179). № 30. С. 82-88.

Данная статья посвящена изучению представлений российских ученых медиков о народной медицине в первой половине XIX в. Статья написана на основе комплекса медико-топографических описаний регионов Российской империи, отложившихся в архиве Московского университета (Центральный исторический архив Москвы) и отчасти опубликованных в медицинских изданиях. В статье говорится о сложной системе взаимодействия между научным медицинским знанием, транслятором которого выступали выпускники врачебных отделений, и домашним лечением, основанным на традиционных народных практиках врачевания.

Добавлено: 6 июля 2014
Статья
Романенко К. Р., Лисюткин М. А. Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 3. С. 112-120.

Цель данной статьи - выявление ключевых особенностей такого типа образовательной политики как организация университетских объединений, их основных этапов, типов и декларируемых целей. В ходе исследования были проанализированы кейсы слияний и поглощений университетов с 1990-х по настоящий момент, благодаря чему определены и описаны четыре специфичных для России волны образовательной политики. Для каждой из выделенных в статье волн - «Университезация», «Федеральные университеты», «Оптимизация» и «Опорные университеты» - на основе авторской классификации указаны принципиальные базовые характеристики объединений. Среди оснований классификации введены такие возможные развилки, как сходство академических профилей вузов, формальная иерархия объединяющихся организаций, географическая удаленность университетов и, что принципиально, субъект принятия решений при объединении. Кроме того, в статье впервые введены в контекст исследования университетских объединений понятия «мобилизации», «оптимизации» и «репрофили- зации», характеризирующие основные мотивы университетских реорганизаций. Для каждой из волн объединений также указан превалирующий мотив запуска объединений. Продолжением представленного исследования станет детальный анализ хода университетских объединений с фокусом на «человеческом» факторе организации объединений и создании новой организационной культуры в объединенных вузах. Результаты данного исследования могут быть применены в планировании потенциальных и оценке завершившихся университетских реорганизаций.

Добавлено: 4 августа 2017
Статья
Романенко К. Р. Вопросы образования. 2018. № 1. С. 154-173.

Объединения являются частой практикой в системах высшего образования во всем мире, соответственно, такие аспекты университетских объединений, как трансформация организационных и административных структур, распределение внутренних механизмов финансирования, или изменения академических стратегий и профилей, хорошо изучены. Однако  положение студентов при слияниях университетов и их понимание подобных процессов редко попадает в фокус исследователей высшего образования, несмотря на то, что «человеческий фактор», то есть конфликты и протесты студентов и сотрудников, нередко указываются в качестве ключевых проблем во время и после проведения университетских объединений.

В данной статье с позиций теории радикальных организационных изменений рассматриваются те изменения, происходящие с университетами при реорганизации, которые субъективно заметны и важны студентам. Для исследования были выбраны четыре кейса объединений российских университетов. Анализ индивидуальных и групповых интервью со студентами, обучающимися в университетах на момент процесса их реорганизации, позволил выявить кластеры ключевых для студентов «формальных» и «не-формальных» изменений.

В затрагиваемых темах особенно часто встречаются изменения в субъективно воспринимаемом статусе университетского диплома и потенциальном статусе студентов как будущих выпускников того или иного вуза. В то же время содержание учебных программ и объективные показатели качества вузов, студентами практически не упоминаются. Также студентами часто отмечаются изменения в образовательном процессе, официальной и неофициальной коммуникации внутри университета, университетской культуре и «атмосфере».

Результаты исследования обозначают  зоны повышенного внимания со стороны студентов при реорганизации, которые необходимо учитывать  при планировании и проведении университетских объединений, а также дополняют теоретическую дискуссию о студенчестве темой студентов в меняющихся университетах.

Добавлено: 8 декабря 2017
Статья
Зарецкий Ю. П. Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2018. Т. 118. № 2. С. 263-265.

Вводная статья к публикации глав из книги голландского историка Рудольфа Деккера.

Добавлено: 4 мая 2018
Статья
Вишленкова Е. А., Ильина К. А. Новое прошлое. 2016. № 2. С. 086-106.

Во время реконструкции «биографий» архивов Казанского, Московского и Харьковского университетов, а также Министерства народного просвещения, авторы статьи обнаружили архивную реформу. Она проводилась в столичных министерствах с конца 1820-х и в начале 1830-х годов. Законодательные органы власти добивались от государственных учреждений упорядочивания хранения делопроизводственных документов с целью их использования для эффективного управления империей. В этой связи университеты должны были либо копировать систему хранения документов Сената, либо придумать оригинальную систему, но в любом случае обеспечить легкий поиск справок для управления. Изучение сохранившихся университетских архивов показало, что распоряжения императора и министров выполнялось очень по-разному, что породило столь отличающиеся по структуре и полноте коллекции документов в университетских городах.

Добавлено: 27 мая 2016
Статья
Ратт Т. А., Оболонская А. В., Володина Г. Е. Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 2. С. 125-138.
Добавлено: 16 декабря 2011
Статья
Вишленкова Е. А., Ильина К. А. Вопросы образования. 2013. № 1. С. 232-255.

На основании архивных и законодательных источников реконструированы формы документов, интенсивность документооборота и характер делопроизводства в российских университетах первой половины XIX в. Авторы рассматривают делопроизводство в качестве административной практики, позволившей министерству привить профессорам чиновную идентичность, этос государственного служения и заставить их добровольно отказаться от административной автономии.

Добавлено: 23 апреля 2013
Статья
Шарова А. В. Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. 2010. № 18. С. 270-287.

Цель статьи - по материалам дневника историка А.Н. Савина показать взаимоотношения власти и профессуры Московского университета в 1908-1911 гг. Сделана попытка реконструировать как видение политики Министерства народного просвещения со стороны московской университетской профессуры, так и те проблемы, которые вызывали наибольший резонанс в университетском сообществе. Также затрагивается проблема взаимоотношений профессуры и студенчества и вопрос о «нравственном авторитете» учителей. События 1908-1911 гг., завершившиеся отставкой значительной части профессуры Московского университета, были первой массовой «чисткой» университетского сообщества в России XX в.

 

Добавлено: 21 октября 2012
Статья
Володина Г. Е., Оболонская А. В., Ратт Т. А. Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. 2016. № 30. С. 194-210.

Представлен уникальный опыт успешной апробации инновационной формы повышения квалификации учителей - университетско-школьный кластер. Инновационность деятельности заключается в организации работы виртуальных предметных кафедр кластера, применении специальной технологии мониторинга роста учителей, индивидуализированном тьюторском сопровождении учителя.

Добавлено: 23 января 2017
Статья
Володина Г. Е., Оболонская А. В., Ратт Т. А. Вопросы образования. 2014. № 1. С. 46-63.

Раскрыты цель, содержание и технологии экспериментальной деятельности Пермского филиала НИУ ВШЭ по созданию Университетско-школьного кластера как инновационной формы управления процессом совершенствования предметных компетенций учителей Пермского края. Охарактеризована организационная структура кластера, определены уникальные особенности форм и технологий взаимодействия участников проекта (учителей и преподавателей университетов), проанализированы результаты деятельности Университетско-школьного кластера на I этапе его развития. Инновационность деятельности в формате кластера состоит в современном содержательно-технологическом обеспечении работы предметных кафедр кластера; в разработке и реализации специальной технологии мониторинга уровня предметно-содержательной компетенции учителей в течение всего проекта; в индивидуальном тьюторском сопровождении процесса совершенствования предметной компетенции учителей; в создании и оптимальном методическом наполнении единого пространства интерактивного общения участников проекта — специального сайта Университетско-школьного кластера.

Добавлено: 5 октября 2015
Статья
Покровский Н. Е. Высшее образование сегодня. 2012. № 12. С. 46-52.
Добавлено: 22 марта 2013