• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 57 789 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Кондрашова Н. В. Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2003. № 6.
Добавлено: 2 июля 2009
Статья
Жукова О. А. Философские науки. 2012. № 9. С. 42-54.

Глубина постановки исторических проблем, независимый стиль суждений выдвинули Василия Осиповича Ключевского в ряды первых отечественных историков и социальных мыслителей рубежа XIX-XX вв. Рассматривая социальную и церковную историю России, ученый сформировал свой взгляд на русскую политическую традицию. И сегодня актуален вопрос, поставленный Ключевским: как с помощью западноевропейского ума научиться жить своим умом, а не заменить его?

 

Добавлено: 25 декабря 2013
Статья
Тульчинский Г. Л. Философский журнал. 2019. Т. 12. № 1. С. 117-129.

В статье обосновываются перспективы философского осмысления истории, как знания нарративного по своей природе. Рассматриваются виды и уровни исторической наррации. Специальное внимание уделено особенностям концептуализации российской истории. Устойчивый характер исторических нарративов связан с ценностно-нормативными константами, выражающими особенности исторического опыта конкретного социума. Тем более важным становится выявить факторы динамики исторических нарративов и порождаемой ими диахронии. Такие факторы связаны с контекстом формирования и трансляции исторического знания, с участием в историческом осмыслении различных социальных групп. Задачей философии истории становится выявлять вопросы, на которые могут отвечать исторические объясняющие нарративы в контексте современных проблем, общих всему российскому социуму.

Добавлено: 13 сентября 2019
Статья
А.М. Руткевич История философии. 2016. Т. 21. № 2. С. 119-131.

Философия истории Х. Ортеги-и-Гассета является важной составной частью его системы. Через нее он переходит от метафизики (или экзистенциальной аналитики) к политической философии, истории философии и эстетике. В статье рассматривается историзм Ортеги (учение о «жизненном или историческом разуме»), сопоставляемый с историзмом других европейских мыслителей первой половины ХХ в., его доктрина поколений и учение о сменявших друг друга в истории способах мышления. «Метаистория» Ортеги – его видение циклов или «ритмов» истории – соотносится с его «герменевтикой визуального» в истории живописи, с учением об эволюции дедуктивной теории в истории науки и с трактовкой революции в политической истории.

Добавлено: 23 октября 2016
Статья
Ищенко Н. И. Артикульт. 2015. Т. 4. № 20. С. 84-89.

Данная статья посвящена философско-историческому истолкованию изобразительного искусства в антропологии Хельмута Плеснера. В статье рассматриваются такие основные понятия его философии искусства, как «философия стиля», «схема творчества» и «произведение искусства»; анализируется тезис Плеснера о «смерти художественного сознания из духа музыки» в контексте критики экспрессионизма; а также обосновывается вывод о том, что в современной живописи Х. Плеснер констатирует дисквалификацию предметности и отрицание всех традиционных форм и привычек зрительного восприятия, рассматривая это отрицание в качестве симптома драмы сознания современного человека, утратившего свое онтологическое «место» и оказавшегося перед «открытой пустотой» сотворенного его свободой Ничто.

Добавлено: 13 марта 2016
Статья
Жукова О. А. Культура культуры. 2015. № 1.

В анализе прецедентов социального и культурного творчества гуманитарная наука стремится представить результаты исследования в виде целостной картины. Плюралистическая ситуация современности предполагает выработку новой методологии описания и интерпретации реальности культурного бытия человека. По мнению автора, функцию сборки множественных картин понимания реальности может взять на себя философская теория культуры.

Добавлено: 16 февраля 2015
Статья
Матвейчев О. А. Einai: философия, религия, культура. 2018. Т. 7. № 1 (13) . С. 57-75.

Лейтмотивом статьи, написанной в специфическом жанре философского фельетона, является поиск ответа на вопрос о возможности теорий в век, казалось бы, окончательно восторжествовавшего эмпиризма и позитивизма. Размышляя о проблемах образования в современном мире, автор обращается к недавно вышедшей книге Рихарда Поле «Платон как воспитатель. Платоновский ренессанс и антимодернизм в Германии (1890– 1933)». В книге рассказывается, как, решая задачи национального строительства и превращения Германии в интеллектуальный и культурный центр всего человечества, государственная воспитательная машина Германской империи использовала Платона и его учение о «вечных формах» для нужд образования. Кроме того, в книге анализируется весьма примечательный феномен «немецкого неоплатонизма», возникшего в конце XIX – начале XX в. и представленного множеством школ – от неокантианцев до кружка Стефана Георге, каждая из которых имела свой образ Платона. Автор отмечает, что философия Платона актуализируется и в наши дни. Но означает ли это, что Платон сможет стать в нынешних условиях «скрепой» для культуры и символом образования? И возможно ли сегодня восстановить аутентичный образ Платона, или каждая эпоха придумывает его для себя по-своему?

 

Добавлено: 29 января 2019
Статья
Порус В. Н. Вопросы философии. 2019. № 7. С. 82-88.

В статье рассматривается проект «философии синтеза», предложенный М.Н. Эпштейном. Цель проекта в том, чтобы придать философии нова- ционный импульс, избавить ее от тавтологического бесплодия, придать ей статус активного участника познавательных (в первую очередь науч- но-исследовательских) процессов. Для этого необходимо перенаправить основную методологическую установку философии – «от анализа к син- тезу». Речь идет не только об «аналитической философии», но обо всем спектре философских направлений. Метод «синтеза» допускает множе- ство интерпретаций – от синтеза понятий до синтеза философских и научных концепций, имеющего место в междисциплинарном исследова- нии сложных, многофакторных процессов. В большинстве случаев мето- дология синтеза предстает обычным для науки переходом от исходных абстракций к конкретным объяснениям, который получает обобщенное описание и концептуализацию. Проблема заключается в том, как далеко может идти такое обобщение. Прогноз о наступлении такого этапа в раз- витии философии, когда она выступит поставщиком альтернативных он- тологий для различных научных картин мира, может быть понят как ро- мантическая мечта, вносящая в академические дискуссии о месте фило- софии в культуре живое чувство и сочувствие.

Добавлено: 24 июля 2019
Статья
Матвейчев О. А. Социально-гуманитарные знания. 2018. № 2. С. 236-249.

Целью статьи является развенчание мифа об абсолютной свободе слова и совести в Древней Греции. Автором предлагается оригинальная концепция происхождения цензуры, первоначально касавшейся исключительно теоретической деятельности философов.

Добавлено: 23 июля 2018
Статья
Мартынов К. К. Отечественные записки. 2014. Т. 6 (63). С. 149-160.

Статья посвящена истории оскорблений в западной философии. Как именно философы оскорбляли друг друга в течение веков? Как оскорбление стало предметом философской рефлексии и одновременно формой философского аргумента? Автор утверждает, что философия исторически развивалась как оскорбление здравого смысла, мнения большинства или доксы. Философия обречена быть оскорблением.

Добавлено: 22 января 2015
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2015. № 11. С. 148-154.
Диалог исключительно важен для взаимопонимания и взаимодействия людей в сложном и все более взаимосвязанном мире. Однако ставшее в последнее время излишне частое (а иногда и неадекватное)употребление слова «диалог» в различных словосочетаниях влечет риск девальвации его значения, сведения этого концепта к необязательным метафорам, публицистическим штампам.
Добавлено: 17 января 2016
Статья
Тульчинский Г. Л. Вопросы философии. 2019. № 7. С. 64-68.

Философское осмысление претендует на всеобщность и универсальность. Смысл, смыслообразование – принципиально человеческие характеристики бытия, как картины мира. Осмысление бесконечного разнообразия мира всегда реализуется с какой-то позиции, с какой-то точки зрения. Поэтому оно всегда персонологично, коммуникативно и социально презентативно. В этом плане показательны концепции и практики философского смыслообразования, предложенные и реализованные М.Н. Эпштейном в серии сетевых проектов и научных монографий, а также в обсуждаемой статье [Эпштейн 2019]. Автор оценивает перспективы современной философии цифровизирующейся эпохи в контексте предложенной М.Н. Эпштейном "философии синтеза". Речь идет о философствовании в жанре проективных словарей (философии, гуманитарного знания в целом). Автор подробно рассматривает "Проективный словарь гуманитарных наук", изданный Эпштейном в 2017 г., который предстает как единый гипертекст, что расширяет масштаб концептуальной целостности всего проекта "философии синтеза". Такой подход реализует позицию сегодняшнего гуманитария, как потенциатора бытия, открывающего новые возможности культуры. Проективный словарь, по сути дела, – порождающая модель, латентно содержащая энергетику расходящихся векторов дальнейшей работы, которые могут воплощать разные концепции, защищать разные позиции, но при этом использовать общий терминологический и концептуальный ресурс.  

Добавлено: 13 сентября 2019
Статья
Смирнов М. А. Кантовский сборник. 2018. Т. 37. № 2. С. 32-45.

 Термин «лингвистическое кантианство» широко применяется для обозначения идей об определяющей роли языка в мышлении и познании, характерных для аналитической философии ХХ в. В статье представлен сравнительный анализ взглядов, обозначаемых этим термином, и философии Канта. Во-первых, показано, что «лингвистическое кантианство» связано с определенным типом релятивизма, который чужд философии Канта (хотя позиция самого Канта может быть охарактеризована как релятивистская с определенной точки зрения). Во-вторых, проанализировано отношение Канта к идее языковой детерминации мышления, а также ее место в интеллектуальном контексте XVIII в., и резюмированы различные взгляды на эту проблему, представленные в современной литературе. В-третьих, показано, что аутентичное кантианство и «лингвистическое кантианство» представляют собой два разных типа трансцендентализма, обозначенные автором статьи как «трансцендентализм субъекта» и «трансцендентализм посредника» соответственно. В трансцендентализме субъекта определяющая роль приписывается собственным способностям субъекта познания (согласно Канту, познание состоит не в согласовании созерцаний и понятий субъекта с предметами, а в приложении к предметам форм когнитивных способностей субъекта). В трансцендентализме посредника в качестве «активного» начала рассматривается не внешний мир и не собственные способности субъекта познания, а нечто находящееся между ними (в случае «лингвистического кантианства» – язык). На основе проведенного анализа сделан вывод, что термин «лингвистическое кантианство» может вводить в заблуждение относительно характера и происхождения обозначаемых им взглядов. Эти взгляды правомернее называть лингвистическим трансцендентализмом без некорректной отсылки к философии Канта.

Добавлено: 28 августа 2018
Статья
Nesterov A. Компетентность. 2004. No. 2.
Добавлено: 10 декабря 2008
Статья
Нестеров А. В. Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. 2003. № 9. С. 8-15.
Добавлено: 29 января 2010
Статья
Нестеров А. В. Компетентность. 2005. № 3. С. 3-13.

Не все из нас понимают, что такое контроль, чем он отличается от надзора, какие права и обязанности имеет контролирующий. В данной статье сделана попытка выявить принципиальные различия контроля и надзора и близких к ним понятий.

Добавлено: 20 января 2014
Статья
Жукова О. А. Вопросы философии. 2014. № 7. С. 81-89.
Н.В. Станкевич, русский философ, поэт, создатель литературно-философского кружка. Кружок Станкевича способствовал развитию философской культуры в России. С его деятельностью связано возникновение такого социального и духовного феномена, как русский европеизм. Автор выявляет историческое значение творческого наследия Станкевича. В статье анализируются основные культурфилософские идеи Станкевича в контексте европейской и русской философских традиций.
Добавлено: 3 октября 2014
Статья
Барабашев А. Г., Перминов В. Я., Панфилов В. А. Вестник Днепропетровского университета. Серия: История и философия науки и техники. 2012. № 20. С. 27-39.

Рассматривается значение преподавания философии математики как части преподавания философии и математики в университетах.

Добавлено: 19 ноября 2013
Статья
Нестеров А. В. Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы. 2007. № 5. С. 1-7.
Добавлено: 12 ноября 2009
Статья
Зыгмонт А. И., Дюков Д. А. Религиоведческие исследования. 2017. № 1(15). С. 29-72.

Статья представляет собой опыт сравнительного исследования теорий двух французских философов – Ж. Батая и Р. Жирара. Выдвигая тезис об их чрезвычайном сходстве, авторы сопоставляют между собой их идеи по трем основным темам: об убийстве и жертвоприношении как основании социальной солидарности; о мифе и трагедии как механизмах трансляции сообщения об учредительном насилии и причинах их упадка в современном мире; наконец, о принципах работы насилия и сакрального в связи с группой понятий, означающих отсутствие, а также процессуальное либо мгновенное уничтожение границ, прежде всего с понятием неразличимости. Делается вывод, что различие между ними заключается прежде всего в предпосылках их мысли, перспективе и ценностях: Батай говорит от лица жертвующей общины, а Жирар – от лица невинной жертвы, убитой и обожествленной ради того, чтобы эта община могла существовать. 

Добавлено: 26 апреля 2017
Статья
Касавин И. Т., Порус В. Н. Эпистемология и философия науки. 2016. Т. XLVIII. № 2. С. 6-17.

Показывается, что для российского философского сообщества история и современное состояние философии науки и науковедения являются предметом особого интереса в силу выделенного места в системе университетского образования. Этот статус также подкрепляется ее близостью к мировому философскому мейнстриму XX в. и ее особой предметностью, связью с наукой. Одновременно философия науки сохраняет определенную нейтральность по отношению к доминирующей политической идеологии и претендует на объективное знание. История философии науки поэтому выступает во многом как история философского рационализма, а ее перспективы определяются укреплением роли науки в современной культуре. Однако современное бытие философии науки претерпевает существенное изменение, испытывая на себе целый ряд вызовов. Среди них принижение роли интеллектуала и ученого в обществе политического волюнтаризма, массового потребления и культа мистики. Философское исследование науки и техники в таком случае вынуждено брать на себя задачи социальной критики и формировать в целях самосохранения особые гражданские институты. Тем самым в философию науки интегрируются политические, этические и даже социотехнические компоненты, позволяющие рассматривать ее как жесткое ядро междисциплинарного взаимодействия всех социально-гуманитарных дисциплин.

Добавлено: 17 сентября 2016