• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 55 806 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Будник Р. А. Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2010. № 7. С. 10-20.
Добавлено: 10 декабря 2010
Статья
Ландо С. К. Успехи математических наук. 1997. Т. 52. № 2.
Добавлено: 19 мая 2010
Статья
Галай Ю. Г. Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2011. № 1. С. 20-24.

В статье анализируется законодательство о системе экзаменационных требований по юриспруденции для соискателей ученых степеней магистра и доктора в российских университетах XIX столетия. Приводится практика таких испытаний, отзывы о них современников-юристов.

Добавлено: 26 сентября 2012
Статья
Селезнёв М. Г. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2015. Т. 4. С. 35-42.

В статье анализируются способы присоединения условного причастного оборота с обобщенно-итеративной семантикой к «главному» предложению в библейском древнееврейском. Этот анализ позволяет, в частности, предложить новое прочтение «трудного» стиха Исх. 33:7 (традиционное прочтение: «каждый, ищущий Господа, приходил в скинию собрания (или: «к Шатру Встречи»)»; предлагаемое прочтение: «И всякий раз, если кто-нибудь хотел вопросить Господа, Моисей выходил к Шатру Встречи»).

Добавлено: 30 января 2018
Статья
Лукач Г. Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2005. № 5. С. 23-48.
Добавлено: 21 июня 2010
Статья
Лифинцева Т. П. Эдип. 2008. № 4. С. 38-43.

Философское течение под названием «экзистенциализм» или «экзистенциальная философия» многим кажется давно исследованным – тем более «в целом». Кажется, что на долю историков философии осталось только комментировать дотоле неизвестные тексты, а рассуждение об экзистенциализме  (или «экзистенциальной философии») вообще годится только для популярных учебников и для исследователя – дело весьма неблагодарное. Между тем именно из-за неточностей «в целом» ошибочные клише кочуют из учебника в учебник, создавая у студентов неправильное представление об одном из главных течений философии ХХ века. Автору статьи представляется важным выяснить соотношение и «правомерность» понятий «экзистенциализм», «экзистенциальная философия», «религиозный» и «атеистический» экзистенциализм, а также «экзистенциальная теология». Но дело не только в их логическом соотношении: анализ этой проблемы, по мнению автора, поможет увидеть разные грани этого философского течения (которое, как мы знаем, никогда не было единым) в их взаимосвязи и в общем философском и культурном контексте.

Добавлено: 7 ноября 2012
Статья
Порус В. Н. Философские науки. 2019. Т. 62. № 3. С. 7-24.

В статье показано, что философская антропология претерпевает радикальный концептуальный сдвиг, вызванный трагическим опытом ХХ века. Так, экзистенциальная антропология полагает особый тип коммуникации в «пограничных ситуациях» (К. Ясперс), когда люди раскрываются в своей «подлинности», а рутинные формы приспособления к реальности обесцениваются. В «экзистенциальной коммуникации» проявляется сущность человека как средоточие разумной, здоровой и доброй воли к жизни. Однако «философская вера» в такую сущность подвергается сомнению, если условия существования в «пограничной ситуации» выходят за пределы человеческого. Таковы условия «земного ада», описанного Варламом Шаламовым в «Колымских рассказах». Опыт колымской каторги, осмысленный через художественное восприятие писателя, показал, что философская антропология, если ее понятия выстраиваются на фундаменте априоризма или выносятся в сферу трансцендентного, фальшивит и теряет доверие к себе. Философская антропология, вплавленная в «лагерную прозу» Шаламова, является не отвлеченной концептуальной конструкцией, а частью и продолжением жизненного контекста, от которого не отделима жизненная судьба самого писателя.

В онтологических основаниях этой философии нет места вечной и неизменной «человеческой сущности», возводящей человека на вершину бытийной иерархии. «Колымский ад» не разделяет существование и сущность человека и не противопоставляет их, он устанавливает между ними особую связь. Сущность дает о себе знать как раз тогда, когда ад ее опустошает. Она обретает реальность на последнем рубеже сопротивления аду. Эта антропология помещает размышление о человеке вовнутрь «пограничной ситуации», а не ставит его над ней.

Если этот опыт будет усвоен, философская антропология не останется прежней.  Реальность земного ада будет ее пробным камнем.

Добавлено: 27 июня 2019
Статья
Поляков Л. В. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2011. № 3. С. 176-183.

Рецензия посвящена критическому разбору одной из наиболее радикальных версий интерпретации социо-ментальных оснований русской культурной парадигмы. Авторы предполагают, что в основании русского культурного механизма преемственности лежат два ментально-идейных комплекса - манихейство и гностицизим. В рецензии отмечается, что эта версия близка классическому юнгианству. Но при этом остается неопределенность: авторы оставляют открытым вопрос о том, что все-таки является первичным в историческом движении русской культуры: набор социальных параметров, который задает определенную ментальность, или же наоборот - изначальная ментальность определяет набор социальных параметров культуры.

Добавлено: 13 сентября 2012
Статья
Шумский В. Б. Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2006. № 2. С. 71-94.

Распространение и развитие экзистенциального анализа (ЭА) ставит задачу его позиционирования среди других направлений психотерапии. При этом наибольший интерес, на наш взгляд, представляет разграничение с теми психотерапевтическими подходами, которые обычно воспринимаются как достаточно близкие в своей теории и практике. В настоящей статье представлена попытка прояснения общего и отличного в теоретических и методологических основаниях экзистенциальной терапии и клиентоцентрированной терапии К. Роджерса.

Добавлено: 29 ноября 2012
Статья
Леонтьев Д. А. Московский психотерапевтический журнал. 2003. № 2. С. 107-119.

Если традиционная психология есть психология человека детерминированного, то экзистенциальная – психология человека недетерминированного. Экзистенциальная тревога принадлежит к числу феноменов, которые наиболее отчетливо свидетельствуют о неустранимости экзистенциальных аспектов человеческой жизни. Не случайно именно с нее полтора столетия назад в классических работах Серена Кьеркегора начал свое поступательное развитие экзистенциальный взгляд на человека в мире. Вся наша жизнь – это борьба позитивной жизненной философии с философией кича, борьба за целостность жизни, за то, чтобы принять в картину мира, в том числе, и то, что вызывает тревогу, вызывает дискомфорт, будучи неотъемлемой стороной нашей жизни. Стоит вспомнить формулу Канта: делай, что должно, и будь что будет. Всегда есть зазор между реальными результатами и нашими целями, но, тем не менее, задача человека – принимать эту непредсказуемость и быть открытым тем возможностям, которые возникают.

Добавлено: 14 августа 2013
Статья
Лэнгле А. А. Национальный психологический журнал. 2015. № 1. С. 26-38.

В статье представлено краткое введение в экзистенциальный анализ (ЭА), в сжатом виде описано, как развивался этот феноменологический подход, приведены его основные положения. Рассматривается эмоциональность, понимаемая как специфическое восприятие значимого для жизни. Эмоциональность играет существенную роль в экзистенциальном анализе антропологии и практики. Она является краеугольным камнем экзистенции и занимает свое место среди трех других экзистенциальных измерений в теории ЭА.

Приведено феноменологическое описание четырех шагов процесса возникновения эмоций. Демонстрируется, как в ходе данного процесса стимулируется витальность, благодаря чему эмоции становятся значимыми для человека. Это основа экзистенциально-аналитической теории эмоций. Также объясняется важное для практики ЭА разделение чувств на чувствование (fühlen) и интуитивное чувствование (чутье) (spüren). Первое связано с жизнью человека и необходимо для обнаружения ценностей, второе – с аутентичностью и этикой. Рассматривается различие между аффектом и эмоцией. В экзистенции они выполняют разные функции. В последних трех параграфах рассказывается о формах эмоциональной дисфункции, о некоторых исследованиях в этой области и об основных элементах терапии эмоциональности и аффективности.

Добавлено: 5 сентября 2015
Статья
Рассказова Е. И. Вопросы психологии. 2015. Т. 14. С. 101-108.
Представлен теоретический анализ места и роли модели жизнестойкости в современной психологии личности, а также того, каким образом экзистенциальные основы модели проявляются в психологических исследованиях. На примере трех эмпирических исследований, моделирующих «экзистенциальную дилемму», показано, что более высокий уровень жизнестойкости сопряжен с большей готовностью к выбору неизвестности, в отличие от выбора неизменности, а также с устойчивостью этого выбора. В исследованиях выбора профиля обучения и электорального выбора жизнестойкость связана с более положительным отношением как к самой ситуации выбора, так и к принятому решению. Показано, что функции жизнестойкости не сводятся к преодолению стресса, позволяя рассматривать ее как один из личностных ресурсов человека, обеспечивающих функции самоопределения и сохранения (а также предположительно – реализации) в структуре саморегуляции.  
Добавлено: 12 октября 2015
Статья
Воронина Н. Н. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2008. № 4(12). С. 106-109.
На материале философских взглядов Кьеркегора и Ницше рассматривается возможности экзистенциального осознания данности, предстающей как символ бытия. При этом показывается, что при различных интерпретациях символа сохраняется двойственность его содержания, отражающая как непосредственно-природную данность, так и различные попытки охватить ее в представлениях.
Добавлено: 5 декабря 2010
Статья
Драгалина-Черная Е. Г. Эпистемология и философия науки. 2012. Т. 33. № 3. С. 32-47.

В статье исследуется критика картезианского когито, сформулированная представителями философии языка, в частности,  классиками аналитической философии.  Возможность реабилитации когито обсуждается на материале работ Я.Хинтикки, а также ряда видных представителей континентальной философской традиции ХХ века (М.Хайдеггера, М.Мерло-Понти, П.Рикера).

Добавлено: 15 ноября 2012
Статья
Чукарина А. А., Шумский В. Б. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2018. № 3 (95). С. 266-278.

В статье предлагается использовать конструкт «экзистенциальная исполненность», понимаемый как реализованность выделенных А. Лэнгле четырех фундаментальных экзистенциальных мотиваций (ФМ) в качестве обобщенного критерия личностной взрослости. В теоретической ­части статьи критерии личностной взрослости, предложенные разными авторами, систематизируются в соответствии с концепцией четырех ФМ. Количественное исследование (N = 3 677) продемонстрировало умеренные положительные корреляции показателей экзистенциальной исполненности с самоконтролем и системной рефлексией. В количественно-качественном исследовании (N = 53), выполненном на основе модифицированной методики «Линия жизни» В. В. Нурковой, выявлено, что наибольший вклад в процесс личностного взросления в возрасте до 23 лет вносят события, связанные с формированием способности выдерживать и принимать условия и ограничения жизни (1-я ФМ) и с формированием структуры Я, проявляющейся в способности быть аутентичным (3-я ФМ). Наибольшее количество позитивных событий, влияющих на личностное взросление, происходит в возрасте 18—23 лет, наибольшее количество негативных событий, препятствующих взрослению, происходит в возрасте до 12 лет. Необходимы дальнейшие исследования с привлечением групп респондентов старше 40 лет.

Добавлено: 14 октября 2018
Статья
Лэнгле А. А., Шумский В. Б., Зайцев С. Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 2. С. 99-109.

В статье кратко описаны теоретическая и методическая база современного экзистенциального анализа — концепция четырех фундаментальных мотиваций, методы и техники консультативной и психотерапевтической работы. На примерах из практики и статистических данных показано, что применение экзистенциального анализа позволяет телефонной психологической службе работать с широким спектром обращений клиентов, а также приближает ее по эффективности к очной психологической консультации.

Добавлено: 8 декабря 2012
Статья
Орлов А. Б., Лэнгле А. А., Шумский В. Б. Вопросы психологии. 2007. № 6. С. 21-36.
Добавлено: 26 марта 2009
Статья
Шумский В. Б. Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2012. № 2. С. 21-42.

В статье представлен подход к пониманию Св. Троицы – центрального символа христианства – с позиции современного экзистенциального анализа. Рассматривается история формирования догмата о Троице, а также различные варианты его психологической интерпретации. Показывается, что с точки зрения антропологии экзистенциального анализа неслиянное и нераздельное триединство ипостасей Троицы раскрывается в качестве схемы, структурирующей динамические составляющие духовного бытия человека.

Добавлено: 8 октября 2013
Статья
Леонтьев Д. А. Вопросы психологии. 2016. № 3. С. 3-15.
В статье рассмотрено соотношение экзистенциальной психологии с основной линией развития академической психологии личности в истории и современности. Прослежива- ются ключевые точки их взаимодействия: «неклассический прорыв» конца 1920-х – на- чала 1930-х гг., гуманистическая революция 1960-х и последовавшая за ней трансфор- мация психологической науки в 1970-е гг., рождение и расцвет позитивной психологии в 2000-е гг. Анализ показывает усиливающуюся конвергенцию этих двух линий, которая приобрела наиболее отчетливые формы в самое последнее время, на фоне актуализации вызова неопределенности в современном мире. Основанием для интеграции экзистен- циальной психологии в академическую науку выступает оформление функциональной объяснительной парадигмы, базирующейся на первичности непрерывного саморегули- руемого взаимодействия индивида с миром и противостоящей реактивно-диспозицио- нальной парадигме, доминировавшей в психологии XX столетия.
Добавлено: 24 октября 2016
Статья
Леонтьев Д. А. Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2011. № 2(19). С. 101-108.

Статья посвящена комплексному анализу феномена одиночества, рассматриваемому не только как негативное переживание социальной депривации, но и как позитивное условие личностного развития. Анализируется связь одиночества с общими условиями личностного развития, различные формы субъективного переживания одиночества, аутокоммуникативные механизмы вклада одиночества в саморазвитие личности.  

Добавлено: 31 мая 2013
Статья
Леонтьев Д. А. Консультативная психология и психотерапия. 2008. № 4. С. 58-81.

Центральной темой статьи является суицид как экзистенциальная проблема выбора и принятия решения в пользу жизни или смерти. Автор подробно рассматривает самоубийство, начиная с определения понятия, его границ и вариантов, с его социокультурных аспектов и заканчивая особенностями его экзистенциальной проблематики.

Добавлено: 27 июня 2013