• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 57 787 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Лапушкина А. О. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2019. № 4. С. 34-41.

Культурные ценности, традиции, представления о мужских и женских социальных ролях на африканском континенте передавались ребенку из поколения в поколение в процессах социализации и инкультурации. 

В традиционном патриархальном обществе роли мужчин и женщин были строго разделены: мужчинам было свойственно брать на себя обязанности кормильца и отвечать за социальные взаимосвязи, женщины же занимались домоустройством и потомством. 

Механизмами для передачи этой социальной модели от родителей к детям служили в первую очередь обряды инициации, в том числе, наречение имени, обрезание или первая стрижка волос. В процессе прохождения обрядов юные представители народа получали представление о своем будущем и возможность приобщиться ко всем аспектам жизни взрослых мужчин или женщин. Детерминированные сценарии распределялись в зависимости от биологического пола. Например, в земледельческих обществах мальчики помогали отцам в полевых работах с раннего возраста. А девочки примерно с шести лет уже были ответственны за наличие воды в доме и помощь матери в приготовлении пищи. 

С колониальных времен началось «расшатывание» традиционных гендерных ролей, стереотипов и социальных установок в африканских культурах. «Белый человек» принес на африканский континент политические, социально-экономические и религиозные перемены. Модели внутрисемейных отношений, прежде всего, власть отцов и мужей, стали подвергаться «эрозии» [Рыбалкина, 2011]. Выросли масштабы трудовой миграции, оказывающей также  значительное влияние на семейно-брачные отношения. 

Появление школ и церквей все больше снижает роль традиционных механизмов социализации детей. С одной стороны, система образования берет на себя часть функций, которые раньше выполняла семья. С другой, наличие образования дает альтернативу ‑ возможность уйти от традиционализма и вступить в мир «манящих огней города». Образованные африканские женщины уезжают в города и охладевают по отношению к обрядовой жизни родного поселения. Религиозные изменения ‑ распространение христианства и ислама ‑ также создали предпосылки для вытеснения традиционных верований либо постепенного отказа современных африканцев от традиционных обрядов.

Традиционные социальные установки пока еще сохраняются и продолжают устно передаваться из поколения в поколение, главным образом, в деревнях. Подрастающее поколение продолжает следовать традиции до определенного возраста, так как все чаще воспитывается не родителями, а еще более старшими родственниками.

В этой работе мы наблюдаем, как в изменениях обрядов инициаций отражается распространение новых практик социализации в обществе в результате культурных трансформаций в Африке в колониальный и пост-колониальный периоды. Мы описали обряд у народа ганда и выявили основные причины трансформаций его внешней (ритуальной) и содержательной (функциональной) сторон.

Добавлено: 25 октября 2019
Статья
Философова Т. Г., Белоусова М. К. Лизинг. Технологии бизнеса. 2013. № 2. С. 24-32.

Рассмотрены особенности банковской системы Испании в условиях нестабильности экономики. Показана роль развития индустрии туризма и гостеприимства для улучшения экономики страны. Оценена конкурентоспособность Испании на международном туристическом рынке, выделены основные направления трансформации туристической отрасли. Показано место лизинга как одного из возможных направлений снижающего негативные последствия финансового кризиса и раскрываются перспективы его применения для развития туристического бизнеса в Испании

Добавлено: 5 августа 2013
Статья
Нефедова А. И. Вопросы образования. 2016. № 3. С. 238-247.

 Последние два десятилетия как российские, так и зарубежные исследователи высшего образования отмечают возрастающую коммерциализацию науки, а также распространения «менеджериализма» в академической среде, в том числе через распространение количественных показателей в качестве измерителей качества проведенных научных исследований [Абрамов 2010; Любимов 2009; Гейгер, Хеллер 2012; Gonzales, Martinez, Ordu, 2014; Collyer 2015 и мн.др].

Однако большинство работ, посвященных этой теме, написаны американскими или английскими исследователями, которые не рассматривают проблемы, связанные с встраиванием в глобальную науку тех стран, в которых английский язык не является родным.В связи с этим большой интерес для российских исследователей высшего образования будет представлять книга известного социолога Рихард Мюнх (р.1945) из университета Бамберга «Трансформация университетов в погоне за глобальным превосходством», в которой он критически осмысливает и анализирует происходящие изменения в университетах Германии,Великобритании и Соединенных Штатов Америки за последние 30 лет в условияхнового государственного управления (New Public Management).

Добавлено: 24 мая 2016
Статья
Покровский Н. Е. Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7. № 4. С. 152-161.

Эпоха глобализации весьма зримо воздействует на высшее образование во всех странах мира, и Россия отнюдь не является исключением в этом отношении. Причем речь идет не только и не столько о самоочевидных последствиях процессов глобализации, сколько об изменении самой внутренней парадигмы университетского образования, т. е. о возникновении в высшей школе новых образцов, норм, ориентиров и мотиваций.

Добавлено: 15 октября 2013
Статья
Покровский Н. Е. Вестник Института Кеннана в России. 2004. № 6. С. 77-85.

Эпоха глобализации весьма зримо воздействует на высшее образование во всех странах мира, и Россия отнюдь не является исключением в этом отношении. Причем речь идет не только и не столько о самоочевидных последствиях процессов глобализации, сколько об изменении самой внутренней парадигмы университетского образования, т. е. о возникновении в высшей школе новых образцов, норм, ориентиров и мотиваций.

Добавлено: 15 октября 2013
Статья
Замулин О. А., Радаев В. В., Капустин Б. и др. Высшее образование сегодня. 2005. № 1.
Добавлено: 10 ноября 2011
Статья
Краснопольская И. И., Мерсиянова И. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 2. С. 29-52.

В статье рассматриваются социальные инновации как новые решения задач социальной сферы. Приведены основные характеристики социальных инноваций. На теоретическом уровне обосновывается необходимость инновационных изменений в государственном управлении социальной сферой для повышения результативности принимаемых решений. Организации третьего сектора рассматриваются как наиболее перспективные акторы в развитии социальных инноваций, поскольку развитый третий сектор создает возможности реализации и последующего распространения новых идей и подходов, инициированных гражданами, а также разрабатывает собственные инновационные решения. На основе анализа российских эмпирических данных (опросы представителей федеральной элиты в 2008 (n = 303), 2011 (n = 300), 2013 (n = 300); 2014 (n=300) гг.); всероссийский опрос населения (18+) в 2014 г. (n=1500)) продемонстрировано, что существует социальный запрос со стороны граждан и представителей федеральных элитных групп на деятельность негосударственных некоммерческих организаций (далее – НКО) в сфере предоставления социальных услуг. Текущую результативность участия некоммерческих организаций представители обеих групп опрошенных пока оценивают на среднем уровне. Это свидетельствует об ожиданиях повышения  вклада НКО в социальную сферу и наличие легитимного запроса на аутсорсинг социальных услуг некоммерческими организациями.

Добавлено: 21 июня 2015
Статья
Третьяк О. А., Румянцева М. Н. Российский журнал менеджмента. 2007. Т. 4. № 4. С. 75-92.
Добавлено: 29 марта 2009
Статья
Вафина З. А. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2015. № 6.

В работе дается анализ представлений исследователей второй половины ХIХ-начала ХХ века об эволюции семьи, о ее формах и функциях, а также рассмотрено развитие семейно-брачных отношений на современном этапе в условиях широкого распространения незарегистрированных браков.

Добавлено: 11 декабря 2015
Статья
Стадников В. Э. Управление развитием территории. 2015. № 3. С. 25-30.

Проблема расползания городов особо актуальна для региональных российских центрнов. На примере территориального развития Самары исследуется данное явление

Добавлено: 23 июня 2016
Статья
Рудник Б. Л. Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 3. С. 83-102.

Рассматриваются проводившиеся с последних лет советского времени попытки трансформации экономических механизмов культуры, основной целью которых являлось достижение рационального баланса между свободой инициативы производителей культурных благ и государственным контролем их деятельности. Выделяются основные этапы таких трансформаций. Первый (конец 1980-х – начало 1990-х гг.) состоял в переводе культуры, также как и других отраслей социально-культурной сферы, на модель так называемого «нового хозяйственного механизма». На втором этапе (1990-е гг.) происходила адаптация сферы культуры к формирующейся в России рыночной экономике. Основу третьего этапа (2000-е и 2010-е гг.) составила реформа сектора государственных и муниципальных учреждений, в результате которой произошел переход от одного к трем типам таких учреждений, различающихся уровнем экономической самостоятельности (автономным, бюджетным и казенным учреждениям). На каждом из этапов ставились по сути одни и те же задачи: (1) расширении экономических прав организаций культуры, (2) повышении обоснованности объемов выделяемых государственным учреждениям культуры бюджетных средств, прежде всего, на основе внедрения нормативного подхода, (3) развитии альтернативных государственному источников финансирования культурной деятельности. Показано, что попытки решения этих задач не приводили к успеху и экономические механизмы культуры в основном оказывались в исходном положении. То есть происходило не последовательное продвижение в намеченном направлении, а как бы движение по кругу. Высказываются предположения об изменении ситуации в ближайшие годы и важнейших направлениях будущих реформ.

Добавлено: 28 января 2016
Статья
Ахиев А. О. Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2015. № 2. С. 96-109.

В статье исследуется трансформация детерминант электорального поведения на выборах региональной исполнительной и законодательной власти до 2013 г. Автор приходит к выводу, что инструментальная модель объяснения электорального поведения на выборах в законодательные собрания не является работоспособной при анализе последних избирательных циклов. В то же время, голосование на губернаторских выборах, объяснявшееся ранее через идеологическую идентификацию, имеет тесную связь с социально-экономическими моделями. И, наконец, автор приводит несколько ключевых объяснений данной трансформации: неустойчивость электоральных предпочтений, ограничения избирателей в оценке выгод и издержек от выбора и влияние неформальных институтов и практик на региональный электоральный процесс.

Добавлено: 23 марта 2015
Статья
Творогова С. В. Журнал исследований социальной политики. 2012. Т. 10. № 1. С. 7-26.

В работе рассматривается развитие немецкой интеграционной политики. Страна – европейский лидер по численности мигрантов – долгое время не признавала особенности их статуса и необходимости проводить специальную политику по отношению к ним. Дана общая характеристика мигрантских сообществ, проживающих в Германии, показаны меры по регулированию их притока, принятые с начала 2000‑х годов. Подробно обсуждаются основные вопросы, вокруг которых строится политика интеграции, особенное внимание уделено проблемам образования мигрантов и закрытости сообществ ряда этнокультурных меньшинств. Продемонстрированы конкретные направления и формы применения интеграционной политики на региональном и национальном уровнях. Делаются выводы о возможностях оценивать эффективность рассмотренной политики. Немецкий опыт показан с учетом возможности его применения в российских условиях, сформулированы рекомендации, призванные облегчить формирование принципов российской политики в отношении мигрантов.

Добавлено: 27 августа 2012
Статья
Мирошниченко М. Д. Философский журнал. 2017. Т. 10. № 4. С. 104-120.

В статье рассматривается проблема архи-ископаемого как ключевого элемента критики трансцендентальной философии, в частности, феноменологии в качестве разновидности «корреляционизма» в спекулятивно-материалистическом проекте К. Мейясу. Предлагается реконструкция позиции Мейясу как анти-трансцендентализма, развивающегося на основе принципа фактуальности и фактора контингентности. Проект Мейясу сопоставляется с одной из современных версий натурализма, согласной с ним в вопросе контингентности и естественно-исторической обусловленности соотношения разума и природы. Затем рассматривается попытка возрождения трансцендентализма в проекте «эпигенетической рациональности» К. Малабу, противопоставляемой спекулятивной философии Мейясу. Трансцендентальное сохраняется благодаря понятию эпигенезиса, впервые упомянутого в §27 «Критики чистого разума» Канта, и развитого в связи с вопросом о телеологии живого. Это раскрывает разуму его собственную контингентность, не упраздняя неизменности архитектоники трансцендентальной субъективности. Осмысленная речь об архи-ископаемом возможна в контексте феноменологии, и реализуется в наброске феноменологии «не-данного» в серии процедур приведения не-данного к данности. Тематизация вопроса об архи-ископаемом предполагает пересмотр ряда установок феноменологии. Полемика со спекулятивным материализмом Мейясу, основные проблемные поля которой проступили в ракурсе проблемы соотношения трансцендентального и контингентного, позволяет обозначить импликации спекулятивного обоснования феноменологии. С опорой на работы А. Шнелля и Й.Х. Гранта показывается, как феноменология, претендующая на звание «первой философии», предпринимает попытку спекулятивного самообоснования в качестве трансцендентальной философии. 

Добавлено: 11 октября 2017
Статья
Катречко С. Л. kant-online. 2014.

Трансцендентальную философию (трансцендентализм) Канта можно рассматривать как особую трансцендентальную парадигму (resp. особого типа философского исследования), которая отличается как от «объектной» метафизики Античности, так и от «субъектной» метафизики Нового времени (метафизика объекта (трансцендентная метафизика; мета-физика) — опыт (трансцендентальная метафизика) — метафизика субъекта (имманентная метафизика; мета-психология). Для этого можно ввести такие методологические понятия как трансцендентальный сдвиг и трансцендентальная перспектива (КЧР, B25), трансцендентальный конструктивизм или прагматизм (см.: «действия чистого мышления» (КЧР, B81)). Основой для подобной трактовки трансцендентализма выступает когнитивно–семантическое прочтение Критики в свете кантовского вопроса из письма М. Герцу (21.02.1772) «На чем основывается отношение того, что мы называем представлением в нас, к предмету?» и современная интерпретация Канта: концепция «двух аспектов» . Если в классической метафизике познание трактуется как отношение между (эмпирическими) субъектом и объектом, то в трансцендентальной метафизике «возможный опыт/опытное знание» понимается как отношение между трансцендентальным субъектом (трансцендентальное единство апперцепции) и трансцендентальным объектом. При этом трансцендентализм выступает как «экспериментальная» метафизика, а трансцендентальное определяется Кантом как пограничный между имманентным и трансцендентным онтологический регион в качестве «орудийной» составляющей нашего познания и сознания (ср. с интенциональной реальностью Э. Гуссерля и концепией «3-х миров» К. Поппера). Более подробно об этом я говорю в своих текстах 2012-2014 гг.:

1. «Как возможна метафизика: на пути к научной [трансцендентальной] метафизике //Вопросы философии, 2012, № 3 (http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=489);

2. Катречко С.Л. Трансцендентализм Канта как особый тип философского исследования //Философия. Язык. Культура. Вып. 4. СПб.: Алетейя (НИУ ВШЭ), 2013. с.73 – 89.

3. «Трансцендентализм Канта как трансцендентальная парадигма философствования» из «Кантовского сборника» (http://journals.kantiana.ru/kant_collection/1775/5059/).

Добавлено: 4 декабря 2014
Статья
Катречко С. Л. Кантовский сборник. 2014. № 2(48). С. 10-25.

Предпринята попытка рассмотрения трансцендентальной философии Канта в качестве особой трансцендентальной парадигмы (resp. особого типа философского исследования), которая отличается как от объектной метафизики Античности, так и от субъектной метафизики Нового времени (метафизика объекта (трансцендентная метафизика; метафизика) — опыт (трансцендентальная метафизика) — метафизика субъекта (имманентная метафизика; метапсихология)). Для этого вводятся такие методологические понятия, как трансцендентальный сдвиг и трансцендентальная перспектива (B 25), трансцендентальный конструктивизм или прагматизм (см.: «действия чистого мышления» (B 81)). Основой для подобной трактовки трансцендентализма выступает когнитивно-семантическое прочтение «Критики» в свете кантовского вопроса из письма М. Герцу (21.02.1772) «На чем основывается отношение того, что мы называем представлением в нас, к предмету?» (Р. Ханна) и современная интерпретация Канта, которая получила название концепции двух аспектов (Г. Эллисон). Если в классической метафизике познание трактуется как отношение между (эмпирическими) субъектом и объектом, то в трансцендентальной метафизике возможный опыт/опытное знание понимается как отношение между трансцендентальным субъектом (трансцендентальное единство апперцепции) и трансцендентальным объектом. При этом трансцендентализм Канта выступает в противоположность классической созерцательной метафизике как экспериментальная метафизика, а трансцендентальное определяется как пограничная между имманентным и трансцендентным онтологическая область в качестве «орудийной» составляющей нашего познания и сознания (ср. с интенциональной реальностью Э. Гуссерля и концепцией трех миров К. Поппера).

Добавлено: 2 декабря 2014
Статья
Катречко С. Л. Кантовский сборник. 2012. Т. 42. № 4. С. 22-34.

В статье предпринята попытка построения трансцендентальной философии науки, основанной на оригинальной трактовке кантовского трансцендентализма (теории опыта) и его развитием в новых условиях. При этом показывается, что современная (постпозитивистская и аналитическая) философия науки, по сути, следует духу коперниканского переворота как измененного метода мышления.

Добавлено: 18 ноября 2013
Статья
Катречко С. Л. Кантовский сборник. 2015. Т. 52. № 2. С. 16-31.

Трансцендентализм Канта связан с изучением и обоснованием объективной значимости как человеческого способа познания в целом, так и отдельных видов нашего познания. Данная статья посвящена кантовскому пониманию (обоснованию) математики как познания посредством конструирования понятий. В отличие от естествознания математика является абстрактно-формальным познанием, «основательность [которой] зиждется на дефинициях, аксиомах и демонстрациях» [В 754]. В статье последовательно анализируется каждая из этих составляющих. Математические предметы определяется посредством принципа Юма. Трансцендентализм рассматривает вопрос о генезисе и онтологическом статусе понятий. Для их решения Кант предлагает учение о схематизме, которое сопоставляется с современными концепциями математики. Мы развиваем, восходящую к Канту, оригинальную концепцию трансцендентального конструктивизма (прагматизма). Дается также краткое сопоставление аксиоматического метода Канта и Гильберта. Существенной новацией Канта выступает «конструктивное» понимание математических построений (вычислений). Тем самым математическая деятельность рассматривается как двухуровневая система, предполагающая «спуск» с уровня рассудочных понятий на уровень чувственных созерцаний и обратный «подъем». В статье рассматривается также различие между математическими конструкция и логическими доказательствами. Кант в своей концепции выделяет остенсивное (геометрическое) и символическое (алгебраическое) конструирование. В статье анализируется каждый из них и показывается, что это применимо к современной математике, в деятельности которой переплетены оба типа кантовского конструирования.

Добавлено: 19 марта 2015
Статья
Катречко С. Л. Кантовский сборник. 2016. Т. 55. № 1. С. 16-34.

Трансцендентальная философия Канта нацелена на исследование как человеческого способа познания в целом [В 25], так и отдельных видов нашего познания с целью обоснования их объективной значимости. Задачей данной статьи является экспликации кантовского понимания математического (по–)знания как «конструирования [конструкции из] понятий» (см.: «конструировать понятие — значит показать a priori соответствующее ему созерцание»; [A 713/В 741]), основательность которой «зиждется на дефинициях, аксиомах и демонстрациях» [A 726/В 754]. Математические предметы, в отличие от конкретных «физических», имеют абстрактный характер и вводятся посредством принципа абстракции Юма — Фреге. Кант на основе своего учения о схематизме развивает оригинальную концепцию абстракции: кантовские схемы выступают как способы построения (конструирования) математических предметов, как «действия чистого мышления» [В 81]. Конструктивное понимание математической деятельности, восходящее к генетическому методу Евклида, является важной новацией Канта и лежит в основе современного математического формализма, интуиционизма и конструктивизма. В рамках кантовского конструктивизма математику можно представить как двухуровневую систему познания, что предполагает первоначальный «спуск» с уровня рассудочных понятий на уровень чувственных созерцаний, где собственно и осуществляются математические действия, и обратный «подъем» наверх. На этой основе мы развиваем концепцию трансцендентального конструктивизма (прагматизма). В частности, кантовскую «созерцательность» математики можно понимать как ее структурность и говорить о «логическом пространстве» (Витгенштейн; ср. с концепцией математического структурализма). Кант выделяет два типа конструирования: остенсивное (геометрия) и символическое (алгебра). В статье мы анализируем каждый из этих типов конструирования и показываем, что современные математические построения (конструкции) представляют сочетание и переплетение обоих типов конструирования, а также выделяем третий тип — логическое конструирование [при доказательстве теорем], который наследует черты обоих типов кантовского конструирования.

Добавлено: 27 февраля 2016
Статья
Трегубов Н. А. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2010. № 28 (204). С. 127-133.
Добавлено: 17 февраля 2015
Статья
Сухоруков А. В. Новая и новейшая история. 2005. № 5. С. 229-235.

Трафальгарское сражение 1805, между английским и франко-испанским флотами 21 октября у мыса Трафальгар (Trafalgar) на Атлантическом побережье Испании (около г. Кадис) во время войны наполеоновской Франции против 3-й антифранцузской коалиции. К юбилею исторического события.

Добавлено: 20 января 2014