• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 66 920 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Розмаинский И. В. Журнал институциональных исследований. 2018. Т. 10. № 3. С. 180-192.

Статья представляет собой критический анализ книги А.С. Скоробогатова «Общество как договор между сильными и слабыми. Очерки по экономике истории». Эта монография является попыткой построения общей экономической теории социально-экономической истории, что является почти уникальным для российской экономической литературы. По мнению А. С. Скоробогатова, одной из основных характеристик доинлустриальных обществ является неравномерное распределение «силовых возможностей» между индивидами и их группами. Эта неравномерность порождается различиями в «территориальных аспектах». К таким аспектам относятся геоэкономические, геополитические, «геокультурные» и демографические факторы. Те группы людей, которые обладают более значительными силовыми возможностями, эксплуатируют остальных. Причем чисто экономическая деятельность оказывается «уделом слабых». Но, поскольку любое общество это именно договор между сильными и слабыми, то последние также выигрывают от его формирования. По мнению А. С. Скоробогатова, основная предпосылка для перехода к индустриальному обществу и быстрому экономическому росту связана с усилением связи между экономикой и силовыми возможностями из-за прогресса военных технологий. Предлагаемая в данной статье критика концентрируется на двух направлениях. Во-первых, автор монографии следует стандартной неоклассической трактовке рациональности. Эта трактовка, с одной стороны, вряд ли нужна для получения основных результатов его исследования, а, с другой стороны, недостаточно детально обоснована. В частности, рациональность может трактоваться не как универсальная характеристика человеческого поведения, а как продукт социальных норм и институтов. Для типичного человека в доиндустриальную эпоху характерно отсутствие склонности к расчётливости и осуществлению оптимального выбора. Это не противоречит ориентации на собственный интерес. Во-вторых, автор книги уделяет недостаточно внимания «клюшке экономического роста» и феномену дивергенции в процессе роста. В статье приводятся отсутствующие в книге аргументы, объясняющие, почему одни страны растут быстрее других. В частности, описаны факторы, способствующие и препятствующие инновационной активности в капиталистических и социалистических системах.

Добавлено: 11 октября 2018
Статья
Крылов Д. А. Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 2. С. 79-84.
Добавлено: 10 октября 2012
Статья
Розмаинский И. В. Журнал институциональных исследований. 2012. Т. 4. № 3. С. 43-48.

Представлена рецензия на книгу «Экономические институты старообрядчества». Рассматриваемая работа находится на стыке экономической истории, экономической социологии, экономической теории (в первую очередь, нового институционализма) и даже, возможно, религиоведения. Автор пытается разобраться в загадочном феномене старообрядческого предпринимательства, сыгравшего очень важную роль в экономическом развитии России в конце XVIII-начале XX вв.

Добавлено: 13 декабря 2012
Статья
Маркунцов С. А. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2012. № 1. С. 63-68.

В статье рассматриваются вопросы введения в научный оборот криминологического, отличного от легального уголовно-правового, понятия преступления и понятия мнимого преступления. На основе анализа содержания данных понятий автор приходит к выводу о целесообразности их введения и необходимости развития социологических исследований в рамках уголовно-правовой социологии.

Добавлено: 22 ноября 2012
Статья
Любимов Л. Л. Вопросы образования. 2005. № 4. С. 7-24.
От педагогического образования зависит качество школы, а от качества школы - качество профессионального образования. Начав реформы в образовании, мы забыли, что оно начинается с педагогов. Россия совершила исторический поворот. Новому обществу в новой экономике нужны новые люди, с другой системой ценностей, с другими навыками и умениями, во многом с другими знаниями. Содержательная, организационная и технологическая модернизация школы предполагает другого учителя и другого школьного администратора. В статье рассматриваются проблемы, которые поставил перед школой и, следовательно, перед педагогическим образованием новый исторический вектор России. Эти проблемы стали вызовами для педагогического образования, которое во многом оказалось не готовым к встрече с ними. Автор увидел эти вызовы (такие, как низкий социальный и материальный статус учителя, необходимость глубоких изменений в его подготовке - содержательных, технологических, ценностных, необходимость иначе строить систему повышения квалификации учителей, появление абсолютно нового спектра требований к знаниям и умениям школьных администраторов) давно и в собственной практике пытался найти ответы на них. Нереформирование в этой базовой для образовательной системы сфере уже создало реальные и грозные риски не только этой системе, но и будущему России в целом, включая ее экономику, политику и безопасность. Статья рассматривает широкий спектр вопросов педагогического образования, требующих серьезных реформ.
Добавлено: 16 января 2013
Статья
Климов И. А. Социальная реальность. 2008. № 3. С. 87-99.
Добавлено: 20 марта 2010
Статья
Аникин В. А. Мир России: Социология, этнология. 2013. Т. 22. № 3. С. 94-114.

В настоящей статье рассматривается проблематика среднего класса, освещенная в работе Л.Д. Гудкова и Н.А. Зоркой. Предложенная статья основывается на данных альтернативных эмпирических исследований российского среднего класса, которые дают почву для поставки новых вопросов, связанных с неоднородностью среднего класса и перспективами его развития в ближайшем будущем. Также поднимается ряд методологических вопросов, которые касаются сложности понятия «среднего класса» как аналитической категории; рассматривается генезис этого понятия и явлений, послужившие почвой для возникновения теории среднего класса. Доказывается, почему именно структуралистский взгляд на природу социального неравенства является сегодня наиболее адекватным для понимания феномена среднего класса и объяснения его динамики.

Добавлено: 9 июля 2013
Статья
Гринин Л. Е. Credo new. 2017. № 1(89). С. 1-8.

В первой части статьи рассматривается эволюция мирового порядка начиная с древности, основные факторы, принципы и идеи, лежащие в основе периодизации установления и смены этого порядка. Анализируется, как формировался, развивался и начал ослабевать мировой порядок, основанный на американской гегемонии; рассматриваются различные взгляды относительно ослабления лидерских позиций США; показано, каким образом глобализация стала более выгодной для развивающихся, а не развитых стран. В статье дается характеристика современного положения в международных отношениях как ситуации начала реконфигурации Мир-Системы, что должно означать наступление эпохи турбулентности и формирования новых коалиций.

Добавлено: 23 октября 2017
Статья
Гринин Л. Е. Credo new. 2017. № 2(90).

Во второй части статьи продолжает рассматриваться эволюция мирового порядка в его современном периоде, когда начал ослабевать мировой порядок, основанный на американской гегемонии. В статье дается характеристика современного положения в международных отношениях как ситуации начала реконфигурации Мир-Системы, что должно означать наступление эпохи турбулентности и формирования новых коалиций. Это будет своего рода переходная эпоха к более устойчивому новому мировому порядку, установление которого будет непростым. Автор высказывает идеи относительно того, в каком направлении и как этот новый порядок будет формироваться, каковы могут быть его принципы и возможные механизмы установления, в частности развитие «экспертократии» на фоне упадка демократии.

Добавлено: 23 октября 2017
Статья
Лебедев О. Е. Вопросы образования. 2013. № 1. С. 7-24.

Взгляды автора на сущность целей образования и результатов образования и на их взаимосвязь, на специфику педагогического целеполагания и структуру иерархической системы целей образования складывались на протяжении почти 60-летней профессиональной педагогической деятельности. Общие цели школьного образования он представляет как трехуровневую систему: развитие способности выбирать образ жизни, адекватный современным тенденциям развития общества; формирование опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных и иных значимых для учащихся проблем; освоение способов деятельности, применимых в школьной практике и за ее пределами.

Добавлено: 27 апреля 2013
Статья
Цепов Г. В. Государство и право. 2014. № 12. С. 63-68.

Статья посвящена экономическим основам корпоративного права. Автор разделяет точку зрения о том, что праву отводится решающая роль в определении деятельности фирм и функционирования рынков. Государству важно обеспечить правильное соотношение между императивными и диспозитивными нормами, найти баланс между частными и публичными интересами с учетом уровня экономической культуры и правосознания как населения в целом, так и его отдельных групп (классов). Найденные эффективные правовые механизмы координации и балансировки интересов участников (акционеров) следует закреплять в качестве “стандартных моделей”.

Добавлено: 2 ноября 2018
Статья
Косарецкий С. Г., Куприянов Б. В. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19. № 1. С. 72-77.

На основе данных социологического исследования авторы приходят к выводу о существенных различиях в кад- ровом составе учреждений дополнительного образования, относящихся к различным организационно-правовым формам и видам собственности. В статье выдвигаются предположения об относительно благоприятной ситуа- ции в негосударственных и автономных образовательных учреждениях, указывается на менее благополучные пока- затели в казенных и муниципальных УДОД.

 

Добавлено: 27 мая 2013
Статья
Левин С. М. Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2016. № 3. С. 55-69.
Нейрошовинизм  подразумевает,  что  активность  нейронов  головного  мозга — это необходимое условие сознания. Функционализм отходит от  исторического спора о субстанции мышления, система обладает сознани- ем, если она способна к выполнению набора когнитивных функций и ее  внутренние  состояния  связаны  между  собой  так,  как  в  парадигмальных  системах, обладающих сознанием. Критика функционализма строится на  том, что можно вообразить системы, обладающие полным набором ког- нитивных  функций,  но  не  способные  к  переживанию  квалий.  Защита  функционализма  может  исходить  из  того,  что  такие  системы  не  будут  тождественны мозгу на микрофункциональном уровне и, значит, у кри- тиков  нет  даже  воображаемого  примера  систем,  функционально  тожде- ственных  человеку.  Показано,  что  такая  защита  ведет  к  опровержению  центрального для функционализма тезиса о множественной реализации  и, как следствие, к нейрошовинизму.
Добавлено: 18 октября 2016
Статья
Гончаров Д. В. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2012. № 33. С. 143-156.

Историю идеи гражданского общества можно рассматривать как одно из направлений более широкого движения в европейской интеллектуальной истории – движения, связанного с поисками образа «лучшего» или «правильного» общества. Эпизоды этой истории накапливались постепенно, по мере того, как происходило развитие европейской модели общественно-исторического устройства. Исследование этого процесса ставит ряд вопросов. Среди них, пожалуй, наиболее значимым является вопрос о том, можно ли рассматривать это культурное движение как становление некоего единого общественно-политического концепта, или же его результатом стало формирование альтернативных концепций, описывающих способы гармонизации отношений между обществом и государством (политикой)? Предлагаемая работа является попыткой найти ответ на этот вопрос.

Добавлено: 31 марта 2013
Статья
Окунев И. Ю. Политическая наука. 2008. № 4. С. 236-253.

Австралийская исследовательница Х. Уэйр остроумно замечает, что тихоокеанский регион в последнее время перестал быть таким уж «тихим». К этому надо добавить, что современный политический ландшафт Океании во многом выглядит как мир в миниатюре. В Океании в уменьшенном масштабе воспроизводятся почти все основные тенденции и черты современного мира. Здесь мы встречаем и удивительное разнообразие типов политического устройства, и многочисленные конфликты различного свойства, и интеграционные процессы, и традиционные для всего мира вызовы устойчивому развитию.

Добавлено: 11 марта 2013
Статья
Гловели Г. Дж. Вестник международного института А. Богданова. 2005. № 2(22).
Добавлено: 5 ноября 2009
Статья
Гордин В. А., Цымбалов Е. А. Математическое моделирование. 2017. Т. 29. № 7. С. 3-14.

Предложена компактная разностная схема на трехточечном шаблоне для искомой функции, аппроксимирующая линейное дифференциальное уравнение второго порядка с переменным гладким коэффициентом. Численный эксперимент подтверждает 4-й порядок точности решения разностной схемы и оценки собственных чисел краевой задачи. Разностный оператор почти самосопряженный, спектр вещественный. Метод экстраполяции Ричардсона позволяет еще больше повысить порядок точности.

Добавлено: 15 декабря 2016
Статья
Ольшанский Г. И. Функциональный анализ и его приложения. 2008. Т. 42. № 4. С. 83-97.
Добавлено: 25 февраля 2013
Статья
Крюков В. А. ЭКО. 2017. № 10. С. 2-4.

Из статьи: Усилия, предпринимаемые исследователями в сфере изучения межэтнических взаимодействий, о которых пишут авторы настоящего номера,– это один из начальных и необходимых шагов в данном направлении. От ответов на вопрос – как различные этносы живут и видят свою жизнь в большом городе – во многом зависит, где и как в наилучшей степени могут быть применены и развиты их уникальные подходы к ведению хозяйственной деятельности.

Добавлено: 16 декабря 2017