• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 55 939 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Жуанжан О. Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2011. № 4. С. 221-235.

В работе исследованы отдельные аспекты творчества основателя исторической школы права Ф.К. фон Савиньи во взаимосвязи с интеллектуальной обстановкой Германии первой пол. XIX века. Автор подчеркивает, что потенциал учения Савиньи не исчерпывается метафизическими идеями о народном духе и об историческом развитии права. В концепции этого немецкого ученого также были заложены элементы герменевтического анализа права, интуитивного вчуствования в правовой текст для обнаружения скрытых в нем исторических смыслов. Эти идеи Савиньи автор статьи называет филологическим поворотом в немецком правоведении.

Добавлено: 15 октября 2012
Статья

В статье анализируются  теоретические следствия рецепции в разных дисциплинах - истории, филологии, политической теории, истории и теории эстетики - одного из наиболее изученных и в то же время наиболее дискуссионных произведений ренессансной литературы, "Диалогов к Петру Павлу Гистру" Леонардо Бруни Аретино. Центральным объектом рассмотрения в статье становится полемика вокруг восходящей к Х. Барону категории "гражданского гуманизма". Двумя экстремумами этой полемики стали позиция историков, рассматривающих возникновение "гражданского гуманизма" как эпифеномен социально-политических событий в Италии начала XV столетия, и точка зрения филологов, усматривающих в "протолиберальных" декларациях протагонистов диалога эффект риторической стратегии imitatio (по этой версии, "Диалоги..." Бруни - не что иное как подражание диалогу "Об ораторе" Цицерона). Автор статьи ставит себе целью показать, что апория "гражданского гуманизма", возникающая в результате коллизии разных дисциплинарных языков, обосновывает необходимость исторической релятивизации методологического инструментария гуманитарных дисциплин.   

Добавлено: 25 ноября 2013
Статья
Велижев М. Б. Новое литературное обозрение. 2011. № 110 (4). С. 41-44.
Добавлено: 18 января 2012
Статья
Поляков Л. В. Тетради по консерватизму. 2017. № 1. С. 62-71.

Николай Бердяев всегда был современен – в оценке своей эпохи он умел совмещать взгляд публициста и взгляд философа. При этом, в конечном счете его критика современного мира всегда достигала философской глубины. И у него всегда хватало смелости бросать вызов очевидному. Это особенно наглядно показывает его последняя книга «Царство Духа и Царство Кесаря», рукопись которой лежала на его письменном столе в день 24 марта 19148 г., когда его застигла смерть в парижском пригороде Кламаре. Бердяев как критик своей эпохи уникален, и его выводы и оценки строятся не на дискурсивном анализе, а скорее на интуитивном усмотрении и афористическом выражении. Однако это не умаляет ценности и значимости его философских прозрений, которые заслуживает изучения в любую эпоху.

Добавлено: 16 октября 2017
Статья
Куманьков А. Д. Логос. 2019. Т. 29. № 3. С. 99-116.

Статья представляет собой краткий обзор истории осмысления войны в европейской мысли. Автор рассматривает хронологию трансформации восприятия войны как социально-политического феномена, отдельно останавливаясь на оценках войны с позиции этики и политической теории. В работе отмечается постановка античной философией ключевых вопросов, позволяющих дать моральную оценку войны. В сочинениях Платона и Аристотеля закрепляется двойственность отношения к войне в зависимости от того, в какой мере конфликт соответствует природной справедливости. В дальнейшем, в сочинениях христианских авторов, основанием этой дихотомии станет представление о Боге как источнике справедливости. Парадигма пунитивной, наказательной войны станет ядром христианского учения о справедливой войне. В новое время постепенно происходит процесс секуляризации философского восприятия войны. Теологическое рассмотрение вооружённых конфликтов сменяется юридическим. В статье рассматривается влияние, которое оказал Г. Гроций и его последователи на процесс замены пунитивной парадигмы справедливой войны легалистской парадигмой. На примере И. Канта отмечается закрепление в философской повестке представлений о необходимости отказа от войн и появление проектов вечного мира. Далее автор обращается к наследию К. фон Клаузевица для того, чтобы определить основные особенности модерных взглядов на войну как практику, строго закреплённую за государством. Завершается статья сравнительным обзором подходов к определению войны, характерных для политического реализма и современной теории справедливой войны.

Добавлено: 4 августа 2019
Статья
Михайловский А. В. Вопросы национализма. 2015. № 1 (21). С. 51-60.

Статья посвящена философской эссеистике немецкого феноменолога Макса Шелера (1874–1928), опубликованной в годы Первой мировой войны. Казус Макса Шелера рассматривается как наиболее характерный пример политизации философа в военные годы. Вычленяются структурные особенности полемика Шелера с английской философской традицией, рассматривается эволюция взглядов Шелера между 1914 и 1918 гг. и их отношение к господствовавшей в Германии в то время идеологии национализма.

Добавлено: 8 апреля 2015
Статья
Жукова О. А. Философские науки. 2012. № 7. С. 140-145.

Статья представляет собой критический анализ важного научно-философского события – серии совместных российско-миланских семинаров, проведенных на базе Института философии РАН и объединенных общей темой – проблемой присутствия философии в публичном пространстве современной европейской и российской культуры и политики. По мнению автора статьи, в современном мире с его политико-экономической и социокультурной многоукладностью философская рациональность противостоит культурному упрощению и обогащает мышление человека культурной сложностью. Тем самым выполняется основная социально-критическая функция философии.

Добавлено: 11 декабря 2013
Статья
Руткевич А. М. Философские науки. 2013. № 7. С. 48-64.

Недолгое время существования Веймарской республики (1919-1933) было одним из наиболее плодоносных периодов для немецкой философи. Продолжали работать видные мыслители довоенной эпохи, появились новые важные направления философии, Изменилась проблематика: происходил сдвиг от эпистемологии к онтологии и антропологии. Несмотря на политизированность духовной жизни в этот период, содержание философских дискуссий не сводится к политической борьбе "левых" и "правых". Однако именно политические события положили конец этому периоду: вместе с приходом к власти нацистов философские поиски и дискуссии утрачивают свою значимость для немецкой социальной и духовной жизни.

Добавлено: 19 марта 2014
Статья
Кантор В. К. Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры. 2014. № 1. С. 115-123.
Не раз исследователи творчества Франка отмечали, что соловьевская идея всеединства была не просто прочитана Франком, но философски актуализирована им. Учение о Богочеловечестве, концепция русского европеизма, идея "всечеловечсности" русского человека, трагический эсхатологизм - вот лишь немногие соловьевские темы, которые определили философское творчество Семена Франка.
Добавлено: 12 августа 2014
Статья
Выговская Н. С. Нижегородское образование. 2016. № 1. С. 110-115.

В статье рассматривается творчество Питера Акройда на примере произведений «Чаттертон» и «Дом доктора Ди». Писатель оказался в центре философско-литературоведческой постмодернистской мысли, которая во многом определила его становление и внимание к предшествующим текстам. Основываясь на аллюзивных пластах викторианской литературы, П. Акройд воссоздает философию детства и философию творчества определенной эпохи и вступает в творческий диалог с художественной традицией.

Добавлено: 7 декабря 2018
Статья
Лукашина Ю. И. Бизнес. Общество. Власть. 2010. № 6. С. 19-27.
Добавлено: 26 ноября 2010
Статья
Лурье В. М. EINAI: Проблемы философии и теологии. 2014. Т. 3. № 1/2 (5/6). С. 406-430.

Учение Дионисия о божественных именах интерпретируется как особый вид интенсиональной семантики — предполагающий нередуцируемую (к экстенсиональности) интенсиональность и параконсистентные конъюнкции.

Добавлено: 27 октября 2016
Статья
Леонтьев Д. А. Культурно-историческая психология. 2011. № 1. С. 2-12.

Статья посвящена некоторым аспектам философии жизни М. Мамардашвили на материале его лекций 1980-х гг. В ней анализируется сходство и различие идей Мамардашвили с экзистенциальной традицией в философии и психологии и их значение для психологии личности. Специально в статье рассматриваются такие проблемы как различение двух регистров жизни (сознательного и регистра автоматического существования), проблема детерминизма и законов сознательного существования, проблема времени и извлечения опыта из событий и проблема «собирания» личности. В философии Мамардашвили раскрывается новое измерение личности, практически не нашедшее отражения в психологических теориях личности ХХ в. и связанное с уровнем сознательного существования, трансцендирующего каузальные закономерности биологического и социального функционирования индивида. Ключевым феноменом этого уровня существования выступает «держание усилия», представляющее собой акт сознательного самоопределения и не поддающееся причинно-следственному объяснению.

Добавлено: 29 мая 2013
Статья
Нестеров А. В. Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. 2004. № 3. С. 1-9.
Добавлено: 10 декабря 2008
Статья
Туляков Д. С. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2015. № 4. С. 76-82.

Аннотация: в статье исследуется связь между концепцией визуальности Уиндема Льюиса и поэтикой его романа «Тарр» (1918). Принятая в научной литературе о художнике трактовка визуальности вербального текста (аналогия определенных черт поэтики литературного произведения особенностям живописи одного из течений начала XX в.) дополнена анализом философских рассуждений Льюиса 1920–1930-х гг. о «философии зрения» и «внешнем методе» изображения в литературе. Рассмотрение поэтики поверхности в романе и принципов характерологии его заглавного персонажа, художника Тарра, через призму визуальной философии позволяет сделать вывод о проблемном, далеком от иллюстративного, отношении художественного целого «Тарра» к эстетической теории Льюиса.

Добавлено: 7 октября 2015
Статья
Любимов С. Е. Третий вектор. 2012. № 12.
В данной статье показано влияние арабской философии на европейскую мысль, на примере учения Ибн Хальдуна. Мы разобрали его учение, представленное в трактате «Мукаддима», а также показали его связь с крупнейшими представителями европейской политической философии, такими как, например, Томас Гоббс.
Добавлено: 4 января 2013
Статья
Нестеров А. В. Автометрия. 2000. № 6.
Добавлено: 11 февраля 2010
Статья
Руткевич А.М. Эпистемология и философия науки. 2008. № 4.
Добавлено: 1 марта 2016
Статья
Нестеров А. В. Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. 2005. № 8. С. 1-5.
Добавлено: 28 января 2010
Статья
Антонов М. В., Перов В. Ю., Демина Л. А. и др. Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2013. № 4. С. 194-207.

В настоящей статье дана оценка основных событий международного симпозиума «Философия и современное международное право», который объединил философов, логиков и правоведов из России, Западной Европы и Латинской Америки. Авторами раскрыто содержание пленарных докладов, а также вкратце охарактеризованы доклады, прозвучавшие на секционных заседаниях. Лейтмотивом данного научного события стало обсуждение путей кооперации между представителями различных научных дисциплин для решения актуальных вопросов международно-правового регулирования. Практически все участники согласились с тем, что решение этих вопросов с помощью сугубо формальноюридического инструментария невозможно, в связи с чем необходимо обращение к разработкам в области этики и логики. В то же время лучшее понимание специфики международных правоотношений позволяет по-новому взглянуть на проблемы, которые традиционно обсуждаются в общей теории права, в социальной философии и в логике норм. В последнем аспекте важным научным достижением философии права XX в. является разработанная аргентинскими учеными К. Э. Альчурроном и Е. В. Булыгиным в 1970-е годы концепция нормативных систем. Применение этой концепции к международно-правовой проблематике и, в целом, к обсуждению теоретико-правовых проблем современности имеет значительный научный потенциал, хотя в связи с отдельными моментами данной концепции между правоведами возникают напряженные дискуссии.

Добавлено: 19 февраля 2014
Статья
Кондрашова Н. В. Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2003. № 6.
Добавлено: 2 июля 2009