• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 55 924 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Исаева А. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2015. Т. 82. № 2. С. 145-153.

Данная работа посвящена раскрытию потенциалов рефлексии в работе с воспоминанием неизвестного. В тексте предложена структура значимой жизненной ситуации, реконструированная из текстов Ж.П. Сартра и развернутая в контексте воспоминания личности о ситуации. «Неизвестное» в ситуации раскрывается через идеи об «имплицитном» С.Л. Рубинштейна. В работе предложена авторская методика «Моя значимая ситуация», актуализирующая воспоминание личности о значимой жизненной ситуации и моделирующая ее рефлексию. Также представлен анализ индивидуального случая.

Добавлено: 10 марта 2015
Статья
Троцук И. В., Субботина М. В. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2017. Т. 17. № 3. С. 410-435.

Рецензия на книги: Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. – СПб.: Питер, 2017. – 352 с.; Зорин А.Л. Появление героя: Из истории русской эмоциональной культуры конца XVIII – начала XIX века. – М.: Новое литературное обозрение, 2016. – 568 с.

Добавлено: 21 октября 2017
Статья
Лаврухин А. В. Вестник Томского государственного университета. 2018. № 436. С. 82-89.

Cтатья посвящена рассмотрениюпроблемы взаимной корреляции индивидуальной и политической  свободы в контексте этической, правовой и политической легитимации государства. Метод - герменевтическая реконструкция и сравнительный анализа учений о государстве Канта, Гегеля и Гуссерля. В результате герменевтической реконструкции философии государства Канта выявлены четыре конститутивных фактора: принцип свободы, республиканизм, принцип членства и законность. Кант проводит различие между ноуменальной (моральной) и феноменальной (политико-правовой) свободой, подчёркивая, что в сфере политики и права ноуменальная свобода не может стать основанием морального закона, поскольку она не должна ограничиваться извне (гетерономно), но только полагаться индивидуумом “изнутри” (автономно). Для Канта ноуменальная свобода является единственным, изначально данным каждому человеку правом на основании его принадлежности человеческому роду (естественное право). Политическое сообщество в лице государства уполномочено лишь обеспечить защиту этой свободы от внешнего принуждения, но не имеет права посягать на ограничение внутренней (ноуменальной) свободы человека. При рассмотрении вопроса о предпочтительной форме государственного правления Кант выбирает республику, поскольку в ней закон является последней инстанцией. В результате сравнительного анализа философии государства Канта и Гегеля автор приходит к выводу, что оба мыслителя  единодушны в понимании свободы как основания для легитимации государства. Вместе с тем, Гегель “снимает” установленное Кантом различие между ноуменальной и феноменальной свободой и берёт за основу коллективную, всеобщую свободу государства, олицетворяющего объективность, истину и нравственность. Высшим идеалом и долгом индивида является отказ от автономии во имя государства, которое определяется в качестве божественной самоцели. Гегель подхватывает этическую стратегию кантовской интерпретации феномена государства, дополняя её двумя другими: пониманием государства как результата естественной телеологии (цель природы) и как итога разумной телеологии (сознательного и свободного выбора человека). При рассмотрении вопроса о предпочтительной форме государственного правления Гегель предпочитает монархию. Гуссерль, вслед за Кантом, развивает и последовательно радикализирует этическое и инструменталистское понимание государства, подчёркивая его преходящий характер и акцентируя внимание на самореализации свободного, феноменологически рефлексирующего индивида. Однако, свобода индивида-феноменолога ограничена привязанностью к феноменологическому сообществуи содержит в себе рудименты природной и разумной телеологии в духе Гегеля. Хотя феноменология в понимании Гуссерля не является ни “государственной философией”, ни сугубо персональной практикой, она приобретает специфический характер интеллектуальной аристократии: феноменологическое движение и сообщество феноменологов олицетворяют собой идеальное завершение политической истории европейского человечества.

Добавлено: 29 октября 2018
Статья
Порошин А. В. Сравнительная политика. 2016.

В статье анализируются особенности функционирования однопартийного доминирования в условиях демократического политического режима. Данный феномен изучается на эмпирическом примере господства Социал-демократической рабочей партии Швеции в 1936-1976 годах. В статье рассматриваются факторы формирования и устойчивости однопартийного доминирования. Запрос значительной части общества на усиление роли государства в экономике и распределении доходов вызвали приход Социал-демократической рабочей партии к власти, а затем успешная реализация социальных программ обеспечили длительную устойчивость её правления.

Добавлено: 1 июня 2016
Статья
Фахрисламова Р. Т. Социологический журнал. 2014. № 3. С. 33-54.

За последние 200 лет рождаемость в нашей стране претерпела серьезные изменения, в результате изучение бездетных как группы населения вызывает у исследователей немалый интерес. Цель данной работы — изучение женской бездетности как социального феномена, причин и условий ее распространения в российском обществе. Благодаря трудам социальных историков, врачей и демографов была охарактеризована сущность феномена бездетности в России. Используя результаты переписей населения 2002 и 2010 годов, мы проследили изменение доли бездетных среди женщин разных возрастов и поколений. Как показал анализ, такие женщины были всегда, однако наряду с их количеством менялось и отношение к ним в обществе, и причины бездетности. В любом поколении, в разных эпохах главной из них выступало безбрачие, но роль этого фактора менялась на протяжении всей демографической истории. Проблема женской бездетности в современной России имеет тенденцию к нарастанию, особенно в городской местности. Кроме того, обнаружилась региональная дифференциация в уровне бездетности, что ещё раз свидетельствует о диверсификации ее причин и факторов. На фоне относительно благополучного последнего полувека в истории России, характеризующегося отсутствием крупных социальных потрясений (обычно нарушающих половозрастную структуру населения) и развитием медицины в области лечения бесплодия, в росте числа бездетных заметный вес стали занимать добровольно бездетные. Это может быть как временным, так и окончательным индивидуальным выбором.

Добавлено: 10 ноября 2014
Статья
Щербина Ю. И. Топос. Философско-культурологический журнал. 2012. № 2.

Статья посвящена феномену заботы с точки зрения таких мыслителей, как Мишель Фуко и Ян Паточка. Цель статьи - сравнение двух интерпретаций античного концепта заботы с учетом особенностей феноменологического и структуралистсткого подходов. Забота о душе и забота о себе являются базовыми понятиями, которые могут быть осмыслены не только с точки зрения истории философии, но также и как жизненные стратегии современного общества. В этом смысле феномен заботы может рассматриваеться не только как моральное или социальное понятие, но как путь к достижению рациональной жизни в истине. Достижение истины, саморазвитие и принятие ответственности - основные характеристики феномена заботы.

Добавлено: 2 декабря 2015
Статья
Радина Н. К. Общественные науки и современность. 2018. № 5. С. 130-142.

В статье проблематизируются способы социальной организации региональных научных школ. Научная школа определяется как сложно-стратифицированное сообщество исследователей, объединенных весомой научной идеей, формирующее теоретическое знание, инновационное и ориентированное на воспроизводство научных кадров. Цель статьи – охарактеризовать положение современных региональных научных школ в контексте их признания научным сообществом, проявляющемся в цитировании на научных мероприятиях.

Добавлено: 24 декабря 2017
Статья
Горбунова Э. В. Труды молодых исследователей по сравнительному праву. 2011. № 3. С. 3-10.
Добавлено: 22 ноября 2016
Статья
Лаврухин А. В. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2015. № 4 (32). С. 46-54.

Двигаясь в фарватере заданной Шпетом тематизации феномена искусства, мы находим множество полемически заострённых перекличек с феноменолого-герменевтическим подходом к осмыслению опыта искусства, согласно которому искусство и философия делают одн общее дело - выводят истину из потаённости и делают её явленной миру. Но насколько глубоко это родство? Можно ли утверждать о преемственности или комплиментарности двух исследовательских стратегий? В данной статье будет сделана попытка ответить на этот вопрос, опираясь на сравнительный анализ концептуального осмысления феномена искусства в философии Г.Г. Шпета и герменевтике Х.-Г. Гадамера.  

Добавлено: 10 марта 2016
Статья
Зеленев Е. И. Азия и Африка сегодня. 2015. № 10. С. 25-30.

Статья посвящена исламскому образованию как явлению, имеющему признаки феномена мировой культуры. В статье рассматриваются взгляды видных представителей исламской общественной мысли - Сейда Хусейна Насра, Юсефа Вахида и других, посвященные феномену исламского образования. За истекшие полвека исламское образование переживало два периода ускоренного развития. Первый период - 1970-е - 1980-е гг., когда в исламское образование были направлены крупные средства, полученные рядом исламских стран от нефтедобычи. Второй период – десятилетие после 2001 г., особенно под влиянием бурных событий в исламском мире последних 4-5 лет. Особое внимание автор уделяет таким концепциям современного исламского образования, как «космополитизм», «обособленное мышление», «образовательный джихад» и др. и делает вывод о существенном влиянии образования на поведение политических деятелей. Анализируется деятельность организации «Черный Талибан» в Нигерии и взгляды ее основателя и духовного лидера Мухаммада Юсуфа.

Добавлено: 15 ноября 2015
Статья
Конявский В. А. Защита информации. Инсайд. 2011. № 4(40).
Добавлено: 5 апреля 2012
Статья
Пржиялковский В. В., Шрамов К. А. Труды Математического института им. В.А. Стеклова РАН. 2015. Т. 290. С. 102-113.

В 1997 г. Батырев, Чиокан-Фонтанин, Ким и ван Стратен предложили конструкцию моделей Ландау–Гинзбурга для полных пересечений в грассманианах, подобную конструкции Гивенталя для полных пересечений в гладких торических многообразиях. В работе показано, что для полного пересечения Фано в грассманиане результат упомянутой выше конструкции бирационально эквивалентен комплексному тору. Иными словами, рассматриваемые полные пересечения имеют очень слабые модели Ландау–Гинзбурга. 

Добавлено: 13 октября 2015
Статья
Кукшинов Е. Ю. Меди@льманах. 2015. № 1. С. 32-39.

В данной статье автор исследует понятие «иммерсия» – основополагающий механизм осуществляемого медиавлияния, и анализирует два основных научных направления, рассматривающие данное явление: исследования виртуальной реальности и исследования нарративов. Данная проблематика затрагивает области психологии, коммуникативистики, феноменологии, культурологии, компьютерных и когнитивных наук.

Добавлено: 1 августа 2016
Статья
Бродецкий Г. Л. Логистика и управление цепями поставок. 2007. № 5. С. 23-28.
Добавлено: 4 марта 2009
Статья
Гончаров Д. В. Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2010. Т. 11. № 2.
Добавлено: 21 сентября 2011
Статья
Чеботарева Е. Ю., Ефимова А. А. Психология и психотерапия семьи. 2018. № 3. С. 5-17.

В статье рассматривается проблема одинокого материнства с точки зрения субъективного восприятия данного статуса, его связи с психологическим благополучием в других сферах жизни матери, ресурсов и стратегий совладания с трудной жизненной ситуацией. Представлены результаты анализа полуструктурированного интервью 5 женщин, относящих себя к категории одиноких матерей. Показано, что ощущение себя одинокой матерью связано не столько с фактическим раздельным проживанием с отцом ребенка, и наличием помощи от окружения, но с невозможностью разделить ответственность за жизнь ребенка с кем-либо. Состояние одиночества в материнстве переживается преимущественно как тяжелое, преобладают ощущения чрезмерного напряжения, перегруженности, растерянности, вины. Более тяжело это состояние переживается теми женщинами, у которых решение о расставании с отцом ребенка было принято их партнерами. Текущие отношения с отцом ребенка, по мнению женщин, мало влияют на их ощущение одинокого материнства, более важным признается участие отца в жизни ребенка. Признавая важность психологического благополучия в разных сферах жизни, влияние удовлетворенности жизнью матери на детско-родительские отношения, в силу ограниченности ресурсов, женщины часто жертвуют благополучием в других сферах ради детско-родительских отношений. Многие женщины стремятся искать новые ресурсы для гармонизации своей жизни и детско-родительского взаимодействия, прибегают к помощи специалистов. Наиболее распространенные стратегии совладания с трудной жизненной ситуацией: гибкость, принятие ограничений, чувствительность к индивидуальным особенностям своих детей и своим собственным. Одинокие мамы придают большое значение совместному времени с детьми, ритуалам, балансу эмоциональной близости и дистанции с подростком.

Добавлено: 8 февраля 2019
Статья
Захаров С.В., Чурилова Е.В. Мир России: Социология, этнология. 2013. Т. XXII. № 4. С. 86-117.

Опираясь на надежные источники статистической информации и выполненные на их основе количественные оценки, авторы пытаются ответить на следующие вопросы: какова реальная распространенность феномена одинокого материнства в России с учетом различных подходов к категоризации явления; в какой степени различаются социально-демографические характеристики женщин, воспитывающих детей в полных и неполных семьях; с какой вероятностью женщины с детьми переходят из одного брачно-партнерского состояния в другое; и в каком направлении менялась для ребенка средняя длительность воспитания в неполной семье за последние десятилетия. В статье использовались данные переписей населения, текущего учета рождений за длительный период времени, а также данные двух волн большого выборочного исследования «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе» (РиДМиЖ), выполняемого в рамках международной программы сравнительный исследований ЕЭК ООН «Поколения и гендер».

Проведенный анализ не подтверждает широко распространенное мнение о росте числа неполных семей в России, хотя семьи одиноких матерей значимо представлены в структуре российских семей. В зависимости от применяемого определения доля одиноких матерей варьируется от 12% до 21%, а доля детей до 18 лет, проживающих в неполных семьях, от 10% до 25%. По большей части социально-демографических характеристик между одинокими матерями и матерями, воспитывающими детей в супружеском союзе, нет отличий, однако, одиноким матерям присущи специфические черты: больший опыт смены партнеров, меньшее число когда-либо рожденных детей, раннее сиротство в детстве,  вариативность ценностно-нормативных ориентаций в области семьи и воспитания детей и большая экономическая уязвимость. Тем не менее, для значительной части женщин одинокое материнство является временным состоянием, этапом для создания полной семьи. Динамичность одинокого материнства как состояния непосредственно отражается на условиях семейной социализации детей. Дети, родившиеся в неполных семьях, стали дольше воспитываться в полных семьях, а для детей, родившихся в полной семье, виден устойчивый тренд по увеличению средней длительности проживания в неполной семье. Результаты проведенного исследования подтверждают растущую неустойчивость брачно-партнерского состояния матерей из обоих типов семей. В то же время для детей в целом за последние десятилетия увеличилась вероятность и средняя длительность проживания в семье с небиологическим отцом, то есть в полной семье и, предположительно, с особым типом социализации.

Добавлено: 27 сентября 2013
Статья
Мирошниченко М. Д. Эпистемология и философия науки. 2019. Т. 56. № 1. С. 65-80.

Статья посвящена рассмотрению основных подходов к интеграции философского и научного пониманий природы и функционирования сознания. Рассматривается проект натурализации феноменологии – методологического сращивания когнитивной науки и философии, отправляющейся от опыта мира от первого лица, которое встроило бы объяснительные модели феноменологии в натуралистическую картину мира. Показывается, что проект натурализации не способен принять перспективу первого лица «всерьез» в качестве твердого базиса естественнонаучной теории сознания. Наука неизбежно дает частичную, неполную картину работы сознания, исключая то, что Э. Гуссерль называл его трансцендентальным измерением. Несмотря на это, предпринимается попытка показать, что трансцендентальный и натуралистический проекты мира дополняют друг друга, находясь в циркулярных отношениях. Феноменологическая философия позволяет интегрировать оба видения, что демонстрируется на примере «феноменологизации» естествознания.

Добавлено: 23 сентября 2018
Статья
Инишев И. Н. Вопросы философии. 2014. № 3. С. 153-163.

В статье предлагается идея перформативного медиума как базовой модели современной феноменологически-герменевтической философии, нацеленной на исследование повседневных форм процессов, описываемых в дескриптивно-трансцендентальной феноменологии как процессы «конституирования». Перформативной медиум, структурно объединяющий в себе содержательный, пространственный и процессуальный аспекты человеческого опыта мира, способен выступить в роли теоретической модели, предоставляющей интересные возможности для дальнейшего развития феноменологического проекта, а также для продуктивного диалога между феноменологией и современными социальными науками, в частности, теорией медиа и коммуникации. 

Добавлено: 28 февраля 2014
Статья
Ямпольская А. В. Вопросы философии. 2012. № 9. С. 157-166.

Феноменологическая редукция не только обеспечивает научность феноменологического метода, это экзистенциальная ситуация, в которой философствующий субъект обнаруживает себя поставленным под вопрос. Редуктивное расщепление Я порождает не только «исходный феномен мира» и трансцендентальную субъективность как конституирующую мир; редукция есть «рекурсивный», авто-аффицирующий акт, который необратимо деформирует своего исполнителя.

Добавлено: 25 января 2014
Статья
Улановский А. М. Методология и история психологии. 2007. Т. 2. № 1. С. 130-150.
Статья представляет собой анализ истории, принципов, трактовок и способов использования феноменологического метода в психологии, психиатрии и психотерапии. Дан анализ классических феноменологических исследований и их влияния на психологию, представлен обзор ключевых имен, идей и концепций, образующих современную феноменологическую психологиюкак направление. Описаны исходный вариант феноменологического метода и его дальнейшая адаптация для исследовательских и практических задач в психологии, психиатрии и психотерапии. Специальное внимание уделено рассмотрению феноменологического подхода как стратегии качественного исследования, описанию процедур сбора и анализа данных в современных феноменологических исследованиях в психологии. Ключевые слова: феноменология, феноменологический метод, описание, переживание, смысл, качественные исследования, анализ данных.
Добавлено: 25 марта 2009