• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 60 120 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Шкаратан О. И., Ястребов Г. А. Общественные науки и современность. 2010. № 1. С. 5-27.

Авторы на материалах представительных опросов (1994 – 2006 гг.) исследуют проблемы вклада семьи в качество человеческого капитала, получаемого детьми. Анализируются основные подходы к проблеме как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Выявлена преемственность в процессах социального воспроизводства в разрезе возрастных когорт, типов поселения и социально-профессиональных слоев. Полученные в результате исследования материалы позволили раскрыть реальные траектории жизненных путей респондентов, их родительских и собственных семей, зависящие от социальной микросреды и стратегий поведения семей в воспроизводстве человеческого капитала следующих поколений

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Семенов И. Н. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2018. № 4. С. 44-51.

Актуальность. В связи со 100-летием советской психологии представляется актуальным проанализировать историю ее предметно-институционального становления в контексте эволюции российского человекознания, включая его дореволюционные предпосылки и постсоветское развитие.

Цель работы. Краткая характеристикас позиций рефлексивного науковедения и персонологии творчества институций и направлений развития психологии, роли в нем ведущих ученых, а также обобщение их основных достижений, в том числе выражающих уникальное своеобразие советской психологической науки.

Метод. Институционально-предметный и персонологический анализ эволюции российской психологии путем описания эволюции тех учреждений, в рамках которых возникали ее основные научные школы и исследовательские направления, а также осуществлялась научная деятельность их лидеров и участников.

Результаты. В первом разделе статьи очерчен институционально-науковедческий подход к описанию панорамы истории российской психологии. Во втором разделе кратко представлена эволюция ее институций, смена лидеров и взаимодействие созданных ими направлений и школ. В заключение сформулированы выводы в виде обобщения логики развития и основных достижений советской психологии как историко-научных предпосылок дальнейшего становления постсоветской современной психологической науки.

Выводы. Советская психология, отталкивающаяся от дореволюционного человекознания, является закономерным периодом эволюции российской науки и конструктивной предпосылкой развития ее постсоветского этапа. Разработав диалектико-материалистическую методологию подхода к изучению психики, советские ученые построили систему психологического знания с позиций системно-деятельностного подхода  и внесли оригинальный вклад в мировую психологическую мысль. Ныне это наследие советской психологии развивается во взаимодействии с ассимиляцией зарубежных достижений в контексте цивилизационных вызовов ХХIв.

Поступила: 25.09.2018 Принята к публикации: 15.10.2018  

Добавлено: 26 февраля 2019
Статья
Семенов И. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. № 1. С. 69-82.

Спозиций персонологии и рефлексивной психологии анализируется проблематика развития целеобразования и самоотношения человека посредством рефлексии к собственной индивидуальности. Характеризуется феноменология самообщения человека как предпосылка рефлексивного развития целеобразования и самоотношения творческой индивидуальности. Процесс формирования продуктивного самоотношения к собственной индивидуальности рассматривается на материале рефлексивно-психологического анализа жизнетворчества выдающегося писателя-мыслителя М. М.Зощенко.

 

Добавлено: 8 декабря 2012
Статья
Таратухина Ю. В. Россия и АТР. 2012. № 3(77). С. 162-170.

Автор исследу ет особенности организации и функционирования образовательных ресурсов в азиатских культурах (на примере Китая) с точки зрениясоциокуль турной специфики, дискурсивных особенностей, параметров эргономического дизайна. В статье рассматриваются общие особенности национальной информационно-образовательной среды Китая.

Добавлено: 20 января 2013
Статья
Темницкий А. Л. Вестник МГИМО Университета. 2011. № 4 (19). С. 180-188.
Добавлено: 22 декабря 2011
Статья
Желнина А. А. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. 2010. № 2. С. 330-336.
Добавлено: 12 января 2011
Статья
Семенов И. Н. Известия Академии педагогических и социальных наук. 2011. Т. 15. № 1. С. 454-460.
Добавлено: 26 марта 2013
Статья
Абрамов Р. Н. Общественные науки и современность. 2012. № 2. С. 136-143.
Статья посвящена анализу ностальгии по социалистическому периоду развития в странах бывшейЮгославии в работах современных социологов. Особое внимание уделяется теоретическим импликациям данного социокультурного феномена.
Добавлено: 17 февраля 2013
Статья
Баринов С. Л. Евразийская экономическая интеграция. 2013. № 4(21).

Работа посвящена основным аспектам российско-белорусских социальных коммуникаций, касающимся зоны непосредственного соседства: пояса приграничных муниципальных районов. В связи с невозможностью в рамках одной статьи охватить все аспекты коммуникационного процесса акцент в данной работе сделан на одном из них — она посвящена социокультурным коммуникациям. В частности, автор делает вывод о том, что в российско-белорусской приграничной зоне в последние годы наблюдается эффект пространственного сжатия приграничных социальных коммуникаций. Пересечения границы в обе стороны локализуются в нескольких крупных коридорах, проходящих вдоль автомобильных или железнодорожных магистралей. Приграничные территории делятся на два типа участков — контактное и барьерное пограничье.

Добавлено: 29 октября 2013
Статья
Немировский В. Г., Немировская А. В., Хамидуллина К. Р. Социологические исследования. 2012. № 9. С. 33-40.

Статья посвящена исследованию специфики социокультурных факторов, препятствующих модернизации регионов Восточной Сибири: Красноярского края и Республики Хакасия. Анализ осуществляется в контексте динамики общероссийской и мировой ситуации. Авторы опираются на подход, разработанный учёными Китайской АН, в соответствии с которым выделяются две основные стадии модернизации: первичная и вторичная. Эмпирической основой статьи выступают данные статистики, а также результаты опросов, проведённые в России и двухз регионах Восточной Сибири в 2010 г. Делается вывод, что эти регионы находятся в «расцвете» первичной модернизации, и лишь приближаются к началу вторичной. При этом социокультурные барьеры на пути модернизационных процессов в данных регионах Восточной Сибири по ряду показателей выражены более существенно, чем в России в целом.

Добавлено: 10 марта 2013
Статья
Фрейдина Е. Л. Преподаватель XXI век. 2016. № 1. С. 282-291.

В статье рассматриваются проблемы вариативности произношения в современном устном речевом дискурсе.

Добавлено: 16 апреля 2016
Статья
Шомова С. А. Социально-гуманитарные знания. 2004. № 3.
Добавлено: 6 декабря 2011
Статья
Семененко И. С. Безопасность Евразии. 2009. № 1.
Добавлено: 1 февраля 2010
Статья
Бетина О. Б. Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2010. № 1. С. 9-14.
Добавлено: 16 апреля 2013
Статья
Немировская А. В., Фоа Р. Социологические исследования. 2013. № 4. С. 80-88.

Обосновывается региональная типологизация социокультурного пространства России на базе тезиса о фронтире ФДж. Тернера. На данных Всемирного исследования ценностей продемонстрированы ключевые различия социокультурного пространства центра и фронтира. Особое внимание уделяется сравнительному анализу социальной толерантности, региональной идентичности, доверия, гражданского участия и удовлетворенности жизнью населения территорий центра и фронтира России.

Добавлено: 5 июня 2013
Статья
Калимуллина М. Э. Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда (ЭПОС). 2010. Т. 2. № 42. С. 13-20.

Приведены результаты исследования отдела экономических программ Совета муфтиев России в связи с неоднократными обращениями относительно перспектив и актуальности для российского населения исламских финансовых продуктов как составной части исламской модели финансово экономической деятельности. Получена объективная социологическая информация о респондентах, позволяющая выявить уровень потенциального уровня спроса на продукты и услуги исламских финансово экономических институтов со стороны населения России в зависимости от возрастной, национальной, конфессиональной, профессиональной принадлежности и других факторов. Оценен примерный спрос на исламские финансовые продукты; выявлены факторы, влияющие на принятие решений об инвестировании в те или иные продукты исламского финансирования; сформулированы рекомендации о мерах, могущих положительно сказаться на эффективности организации исламских финансовых институтов в России.

Добавлено: 21 ноября 2018
Статья
Семенов И. Н. Ученые записки Института психологии АПН Украины им. Г.С.Костюка. 2010. Т. 12. № 10. С. 165-176.
Добавлено: 26 марта 2013
Статья
Сизова И. Л. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. Т. 132. № 2. С. 185-192.
Опасными тенденциями современной России являются социальное расслоение и маргинализация части населения страны. Особенно уязвимы оказываются дети, их социализация происходит в условиях отсутствия однозначных моральных и нравственных ориентиров. Рост детской агрессии во многом связан с тем, что российская школа находится в кризисе: финансовые затруднения и непрекращающиеся реформы учебного процесса, ухудшение педагогического капитала с 1990-х гг. (вследствие снижения престижности профессии учителя), — поставили школу в условия выживания, в которых рост насилия среди детей естественен. В статье приводятся результаты массового анкетного опроса школьников. Изучение потенциала насилия в типичных российских средних школах основано на выделении 14 основных социокультурных факторов. К важнейшим из них относятся: насилие в семье, влияние СМИ, уровень незащищенности детей, регулярность употребления наркотических и психоактивных веществ, осознание порога опасности в поведении школьников. Для предотвращения насилия в школе необходимо развивать практику разрешения внутришкольных конфликтов, сети социальных контактов и связей между всеми субъектами школьной жизни, по-новому выстраивать воспитательную и досуговую работу.
Добавлено: 8 января 2017
Статья
Савельева О. О. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2016. Т. 1. № 1. С. 59-75.

Любое рекламное сообщение включает в себя прагматический компонент(рассказ о товаре – товарный дискурс) и социально-культурную составляющую(социально-культурный дискурс). Именно социально-культурный дискурс часто становится латентным источником социальных конфликтов. В России менее 10 % населения имеют доход выше среднего, в то время как федеральные телеканалыпостоянно транслируют малодоступные большинству зрителей товары и образ жизни. Это создает настоятельную социальную потребность в диверсификации рекламных кампаний, разработке содержания, методов и технологии продвижения, которые позволили бы породить интегрирующий социальный эффект. Социокультурный дискурс таких сообщений может быть построен на теоретической базе пост-постмодерна, который в настоящее время приходит на смену дезинтеграции и эклектике постмодернизма. Основные черты пост - постмодерна – виртуализация, распространение технообразов, глокализация, неоконсервативная аксиология. Наиболее сложно для отечественной рекламы, на наш взгляд, разработать глокальный стиль рекламы, её аксиоматику и эстетику.

Добавлено: 29 октября 2017
Статья
Жалсанова Ж. Б., Успенская Е. А. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 4. С. 138-143.

Повышение требований к специалистам на рынке труда касается не только профессиональных навыков и владения иностранными языками, но и социокультурной компетенции. Авторы предлагают определенную реструктуризацию курса изучения второго иностранного языка. Она предусматривает повышение значимости межкультурного и социокультурного компонентов в содержании и формах обучения, при отборе текстового материала, формулировке заданий. Предлагается на занятиях больше внимания уделять творческим формам заданий c одновременным освоением этикета и этносоциокультурных традиций.

Добавлено: 6 декабря 2016
Статья
Соловьева И. В. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. Т. 17. № 1. С. 125-133.

Статья посвящена исследованию возможностей лингвистического корпуса английского языка для решения задач формирования межкультурной компетенции. Ошибочное употребление речевых формул, имеющих выраженную социально-классовую маркированность, может препятствовать успешному общению на английском не-носителей языка. Обучение английскому речевому этикету как важной составляющей социолингвистической компетенции затруднено расхождениями в рекомендациях учебных пособий, справочников и научных исследований. На примере формулы извинения с pardon исследуется возможность применить данные лингвистического корпуса как источника сведений о социально-классовой маркированности.

Добавлено: 4 октября 2018