• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 59 490 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Троцук И. В. Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. № 1. С. 302-324.

Статья задумывалась как рецензия на книгу Кэролин Стил «Голодный город: как еда

определяет нашу жизнь», однако показавшееся автору необходимым предисловие

о причинах и вариациях социологического интереса к феномену еды превратило ре-

цензию в размышление о способах (около)социологического анализа роли еды в со-

временном обществе потребления, которая давно не сводится к простому «топливу»,

обеспечивающему бесперебойное функционирование человека как существа биоло-

гического. В качестве отчетливо сформировавшихся контекстов научного осмысления

еды, которые могут быть интересны для социологов, в статье рассмотрены: макроэко-

номический подход (разнообразные трактовки продовольственной безопасности —

от социально-экономической до (гео)политической, в частности, это российский

государственный политизированный дискурс импортозамещения, игнорирующий

реальные продовольственные практики и возможности населения); гендерно-эконо-

мический («феминизированная» версия экономической истории); кулинарно-идео-

логический (когда за ширмой кулинарных рецептов и моделями развития общепита

скрываются идеологически нагруженные дидактические указания об обязательном

образе жизни, т.

е. «политическая диетология»); историко-культурно-антропологиче

-

ский (попытки реконструировать сокрытые в еде социокультурные коды и роль еды

в эпохальных событиях прошлого) и др. Обозначение широчайших границ нынеш-

него научного разговора о еде позволило автору показать, что книга «Голодный го-

род» — почти идеальный пример социологического анализа социального бытования

еды во всем его многообразии (производство и транспортировка продовольствия,

урбанизация и продуктовые рынки, трансформации пространства домашних кухонь

и развитие системы общественного питания, социальная роль совместной трапезы

и утилизация отходов, социальная справедливость и утопизм), хотя в фокусе внима-

ния книги находится всего одна кулинарная культура (английская).

Добавлено: 9 октября 2018
Статья
Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С., Гоголева А. С. Журнал социологии и социальной антропологии. 2014. Т. XVII. № 2. С. 139-153.
Статья посвящена рассмотрению основных положений теории социального обмена, получивших реализацию в зарубежных исследованиях трудовых отношений. Представлены теоретические модели этапов становления и развития отношений обмена работника и работодателя, дается анализ их социально-экономических и социокультурных факторов. Специальное внимание уделено проблеме баланса обменных отношений в сфере труда. Систематизированы результаты большого количества эмпирических исследований последствий исполнения либо нарушения «психологических контрактов» в организациях. Проведенный анализ позволяет авторам делать вывод о большом и пока недооценённом потенциале теории социального обмена для изучения трудовых отношений.
Добавлено: 20 августа 2014
Статья
Ильин В. Мир России: Социология, этнология. 2005. Т. 14. № 4. С. 192-205.

Предложенная вниманию читателя статья представляет собой субъективный взгляд на одну из периферийных страниц отечественной социологии. В своих заметках автор не затрагивает весь спектр общественной жизни в Республике Коми, в той или иной мере помеченный словом "социология". В республике есть люди, защитившие диссертации по социологии, однако если диагностировать участие в научном процессе по публикациям, то их существование обнаружить затруднительно даже на таком миниатюрном поле, каковым является региональная социология. В региональных органах статистики, информационно-аналитических подразделениях администрации есть люди с той или иной социологической подготовкой, но они занимаются обслуживанием процесса управления и заметить их участие в собственно научной жизни очень сложно. Таким образом, история социологии в Республике Коми - это не тот пример, который достоин для подражания. Ее главный урок прост: научное сообщество, лишенное нормального отечественного финансирования и системы воспроизводства кадров, неизбежно имеет эпизодический характер. Почва для нормального воспроизводства социологии в провинции была и остается чрезвычайно зыбкой. История социологии в Сыктывкаре подводит к другому вопросу: возможна ли российская социология как сугубо столичное явление?

Добавлено: 6 апреля 2013
Статья
Троцук И. В., Нарбут Н. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2012. № 4. С. 95-106.

Описана методика проводимого на базе Социологической лаборатории РУДН социологического «измерения» устойчивых стереотипов массового молодежного сознания в отношении тех стран-соседей, которые наиболее близки нашей стране в геополитическом контексте. Представлены результаты иследования. Понимая и признавая условность и схематичность применяемого инструментария и полученных содержательных конструкций, авторы, тем не менее, полагают, что предложенная модель «измерения» вполне может стать основой для разработки и реализации более масштабных с точки зрения объемов анкеты и стратификационной структуры выборки проектов по изучению социальных представлений и проведению имиджево-страновых сравнений, в том числе в иных социокультурных контекстах.

Добавлено: 20 января 2017
Статья
Сизова И. Л. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 6(1). С. 374-380.

Проводится анализ и систематизация теоретических подходов по социологическому изучению причин насилия в школе, наиболее разработанных в научной литературе. Сделана попытка операционализации понятий агрессии и насилия, а также идей основных социологических концепций для их применения в ходе прикладных исследований феномена насилия в современной российской школе. Хотя насилие является предметным полем всех без исключения социальных наук, в российской социологии этому явлению пока еще уделено мало внимания. Недостатком является и общий крен социологии в сторону выяснения только причин возникновения и распространения негативно оцениваемого агрессивного (девиантного) поведения в школе, тогда как «жертвы» насилия и их положение остаются за пределами теоретических и эмпирических разработок.

Добавлено: 25 сентября 2014
Статья
Максимова А. С., Павленко Е. С., Павлюткин И. В. и др. Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2015. № 2. С. 162-170.

Понятие «социологическая экспедиция» охватывает разные формы коллективных эмпирических исследований, моделью для которых служит этнографическая поле­вая работа. Несмотря на то, что в России такого рода формы обучения студентов («образование через исследование») все еще используются относительно редко, в последние годы они получили некоторое распространение и стали более заметны, а их организаторами был накоплен определенный опыт. Нас интересовало, каким образом в каждом конкретном случае возникла идея организации выездных обуча­ющих форм полевой работы? Каковы особенности и практические трудности, с ко­торыми сталкиваются участники при проведении таких исследований? Наконец, какое место в образовательном процессе должно отводиться выездным полевым исследованиям? Участники дискуссии отмечают важность выездной коллективной работы для профессиональной социализации студентов и рефлексируют по поводу собственного опыта таких поездок, сожалея, что они до сих пор поддержка их начи­наний со стороны академических институций недостаточна. 

Добавлено: 5 октября 2015
Статья
Куренной В. А. Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2015. № 2. С. 157-161.
Добавлено: 17 февраля 2018
Статья
Александров Д. А. Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2015. Т. 7. № 2. С. 138-145.

В статье рассказывается о важность проведения социологических экспедиций и полевых практик для формирования социологов на примере полевой работы коллектива Научно-учебной лаборатории социологии образования и науки.

Добавлено: 5 октября 2015
Статья
Абрамова Н. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. № 3. С. 83-103.

Предметом рассмотрения является проблема определения непрерывного образования. Представлен обзор «концептуальной сферы» (conceptual space) понятия непрерывного образования. Делается вывод о том, что концепция непрерывного образования рождена эпохой глобализации (информационная революция, глобальный рынок труда, демографическая ситуация) и в академической литературе нет единого определения «непрерывного образования».

Добавлено: 27 октября 2018
Статья
Константиновский Д. Л., Вахштайн В. С., Куракин Д. Ю. Вопросы образования. 2008. № 4. С. 17-30.
Добавлено: 6 июля 2009
Статья
Чиркова Е. В. Корпоративные финансы. 2010. № 2(14). С. 16-26.

В статье прослеживается развитие социологических и экономических теорий группового поведения и обсуждается возможность их применимости для объяснения феномена стадного поведения на финансовых рынках. Данная статья является второй из серии из трех статей, посвященных теоретическим обоснованиям финансовых пузырей. Первая статья, посвященная психологическим теориям, опубликована в электронном журнале Корпоративные финансы №1 (13), 2010 года.

 

Добавлено: 27 октября 2012
Статья
Сушкевич А. Г., Авдашева С. Б., Маркин М. Е. Современная конкуренция. 2013. № 2. С. 3-18.

Авторы рассматривают результаты апробации социологических методов (обобщения результатов интервью и анкетирования) для ex-post оценки решений Федеральной антимонопольной службы по одобрению сделок слияний и разработке предписаний участникам слияний (на примере нескольких крупных сделок, одобренных в 2006–2008 гг.). Обобщены методы оценки мер государственной политики в российской литературе, охарактеризованы альтернативы анализа последствий слияний в зарубежных исследованиях. Интервью и анкетирование показали, что подавляющая часть одобренных сделок слияний не привели к ограничению конкуренции. В то же время условия выданных ФАС предписаний оцениваются преимущественно скептически.

Добавлено: 1 июня 2013
Статья
Мавлетова А. М. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2010. № 31. С. 115-134.

В статье предлагается основание типологии веб-опросов, опирающихся на представления о концептуальных объектах, на которые экстраполируются результаты исследований. Выделяется пять основных типов веб-опросов, где концептуальный объект приравнивается: к реальным участникам опроса;к посетителям конкретного Интернет-сайта;к определенным социальным группам;к пользователям Всемирной сети;совокупности, состоящей из пользователей и тех, кто не имеет доступ в Интернет.

 

Добавлено: 21 октября 2012
Статья
Масловская Е. В., Масловский М. В. Социологический журнал. 2005. № 1. С. 5-20.
Добавлено: 6 апреля 2014
Статья
Кордонский С. Г., Плюснин Ю. М. Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2015. Т. 7. № 2. С. 71-91.

В форме ответов на вопросы редколлегии журнала Laboratorium представлен деся- тилетний опыт организации и проведения полевых учебных исследований студентов. Специфика таких полевых практик-экспедиций определяется целями описания феноменологии повседневной жизни провинциальных обществ и управления ею на государственном и местном уровнях. Методологически учебные экспедиции осно- вываются на качественных социологических исследованиях с применением методов непосредственного («наивного») наблюдения и описания элементов местной общественной жизни, неструктурированных интервью и ситуативных беседах с местными жителями. Авторы описывают пять видов полевых практик-экспедиций, разработанных ими в процессе обучения студентов: (1) выездные семинары в рамках учебного кур- са в специалитете и бакалавриате; (2) полевые исследования в рамках учебных оз- накомительных практик; (3) выездные семинары в рамках научно-исследователь- ского семинара в магистратуре; (4) летние школы-экспедиции; (5) собственно исследовательские социологические экспедиции.

Добавлено: 15 сентября 2015
Статья
Качанов Ю. Л. Социологические исследования. 1999. № 9. С. 33-40.

Автор дает определение понятия «социальная группа предпринимателей», подчеркивая его двойственность: оно означает, с одной стороны, форму социального действия как модель возможных практик («предпринимательство»), с другой – рефлексию действительных практик («бизнес-слой»). Объединение этих двух планов возможно, если социальные условия предпринимательского действия, взятого в обобщенной и абстрактной возможности, станут условиями подлинного действия. Потому «социальной группы предпринимателей» в подлинном смысле не существует, он – своего рода научный фантом, а отсюда – и проблемы с дефинициями этого понятия.

Добавлено: 3 октября 2013
Статья
Жмудь Л. Я., Куприянов А. В. Социология науки и технологий. 2016. Т. 7. № 1. С. 23-45.

Материалом для исследования послужила база данных по ученым античности, созданная после критического анализа Encyclopaedia of Ancient Natural Scientists (London, 2008). Всего в базе описано 415 представителей математических наук (астрономии, гармоники, географии, математики, механики и оптики). В обширной теоретической части статьи обсуждаются ранние попытки применения социологических подходов к анализу античной науки, критерии отбора дисциплин и персоналий, связанные с проблемами демаркации математических наук, натурфилософии и практических искусств (например, алхимии и астрологии). Подчеркнуто своеобразие математических наук, которое осознавали и античные авторы. На основе анализа динамики численности ученых античности выделено несколько фаз: рост (VI – середина IV вв. до н.э.), расцвет (середина IV – середина I в. до н. э.), угасание (вторая половина I в. до н.э.), стагнация (I–V вв. н.э.) и окончательный упадок (VI в. н.э.) математических наук. Помимо общей динамики рассмотрена динамика по отдельным областям знания. Показано, что каждая крупная "дисциплина" характеризуется своим особым паттерном исторической динамики. Согласованные взлеты и падения наиболее населенных "дисциплин" формируют фазы роста, угасания и окончательного упадка, фазы расцвета и стагнации характеризуются не совпадающими по фазе колебаниями численности дисциплинарных сообществ.  

Добавлено: 1 декабря 2015
Статья
Кисленко И. Ю. Социологическое обозрение. 2019. Т. 18. № 3. С. 172-194.

В статье предлагается к рассмотрению институциональная сторона проекта глобальной социологии, представ-ленного Майклом Буравым. Основные критические замечания к данному подходу в настоящее время игнори-руют роль институций и чаще концентрируются на идеологической стороне вопроса. Отслеживается исполь-зование отличительных институциональных особенностей, а также разного рода ресурсов Международной социологической ассоциации (МСА) для продвижения идеи глобальной социологии. С помощью истори-ко-социологического метода демонстрируется взаимосвязь между традиционными для МСА атрибутами (со-циологические конгрессы, институт президентства и президентской речи) и проектом глобальной социологии в подходе британского исследователя. Проанализированы основные публикации М. Буравого, определены клю-чевые программные пункты развития заявленной идеи и выделены характеристики, свойственные проекту глобальной социологии в его подходе. Особое внимание уделяется институту президентской речи в рамках МСА и его использованию в контексте интерпретации М. Буравого. На основании данных характеристик и изученных источников постулируется проблема централизации проекта на институциональной связи с раз-личными ресурсами, предоставляемыми МСА.

Добавлено: 6 октября 2019
Статья
Назаров М. М. Наука. Культура. Общество. 2008. № 1. С. 24-32.
Добавлено: 26 января 2011
Статья
Орлов И. Б., Лившин А. Я. Социологические исследования. 1999. № 2. С. 80-88.

Апелляции к вождям и органам большевистской власти авторы рассматривают как документы, которые фокусируют и соединяют структуры и компоненты менталитета, социальные отношения и политическую практику. Анализируя обращения к власти периода 1917-1927 гг., авторы приходят к выводу, что приоритетным понятием того времени была «свобода». В статье прослеживается дрейф массовых настроений от желания преодолеть несвободу старого мира к разочарованию, кризису послереволюционной психологии в условиях нэпа.

Добавлено: 20 сентября 2015
Статья
Троцук И. В. Социологический журнал. 2011. № 2. С. 168-180.

Рецензия на книгу: Виноградский В.Г. «Орудия слабых»: технология и социальная логика повседневного крестьянского существования. Саратов: Изд-во Саратовского института РГТЭУ, 2009. 292 с.

Добавлено: 22 января 2017