• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 490 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Иванюшина В. А., Александров Д. А. Социологические исследования. 2016. № 9. С. 59-65.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что в системе российского среднего образования произошла дифференциация школ. Школы со стандартной программой обучения и школы "элитного сегмента" (гимназии, лицеи, специализированные школы) существенно различаются между собой как по социально-экономическому составу учащихся, так и по образовательным результатам. В то же время до сих пор нет данных о том, насколько различаются между собой педагоги в обычных и "элитных" школах. В данной работе мы отвечаем на вопрос, есть ли различия между учителями школ со стандартной программой и школ с повышенным уровнем преподавания по ряду характеристик, важных для учительской профессии: уверенности в своих профессиональных силах, отношению к ученикам, дисциплинарным практикам, воспринимаемым трудностям профессии, готовности уйти из профессии, а также стилю жизни, культурному потреблению, социальному капиталу. Результаты анализа показывают, что несмотря на выраженную дифференциацию школ, расслоения учительского сообщества в зависимости от типа школы не наблюдается. Обсуждается значимость результатов с точки зрения образовательного неравенства и шансов на получение качественного образования.

Добавлено: 15 июня 2016
Статья
Гофман А. Б. Социологические исследования. 2005. № 1. С. 18-25.

Автор отмечает, что еще 30 лет назад идея социологии без включения в нее понятия общества выглядела как немыслимая. В ее онтологии господствовал социальный реализм, а в эпистемологии – номотетическая и холистская точки зрения. Но постепенно положение изменилось. Холизм, при котором социальный объект рассматривается как единое психофизическое целое, подвергся энергичной критике. Приобрел влиятельность методологический индивидуализм, когда индивиды и их действия воспринимаются как подлинная реальность человеческой жизни, а социальные институты предстают внешним полем их деятельности. Во Франции наиболее радикальным выразителем такой теоретической ориентации стал Р. Будон. Вместе с ростом популярности в социологии утилитаристских и экономических моделей человека, теорий обмена и рационального выбора на первый план выступили объяснения социальной реальности, основанные на принципах социального номинализма и психологического редукционизма. В ряде концепций общество объявляется лишь именем, введенным для обозначения множества индивидов. При характеристике новой ориентации в теоретической социологии А. Турен отметил, что если раньше социология была изучением общества, то теперь она становится наукой о социальных отношениях, изменениях и движениях. Дж. Урри предлагает рассматривать ее в качестве дисциплины, организованной вокруг понятий сетей, мобильности и горизонтальных движений. Он цитирует высказывание М. Тэтчер о том, что «…не существует такой вещи, как общество»; «существуют индивидуальные мужчины, женщины и их семьи». Автор считает неубедительными аргументы, выдвинутые в пользу психоредукционистских и антихолистских интерпретаций социальной реальности. То, что общество представляет собой процесс и результат взаимодействий между индивидами, не означает, что оно – эпифеномен. Такую крайнюю позицию он оценил как теоретически ошибочную и практически вредную «для настоящего и будущего как социологии, так и ее объекта, т.е. не мифического, а реального общества…» (с. 21). В обоснование своей позиции он привел контрдоводы и сделал вывод о том, что социологи, отвергающие существование общества, образно говоря, рубят сук, на котором сидят.

Добавлено: 16 октября 2013
Статья
Козырева П. М., Низамова А. Э., Смирнов А. И. Социологические исследования. 2015. № 12. С. 120-132.

Рассматриваются особенности современных представлений рос- сиян о счастье, возможностях и путях его достижения, анализируются социально- психологические аспекты построения счастливой жизни. Основное внимание уде- ляется выяснению весомости факторов, влияющих на формирование и сохранение состояния счастья. Характеризуются трудности, препятствующие формированию позитивного эмоционального состояния и душевного комфорта. Исследуется зависимость счастья от возраста и уровня образования, социального статуса и занятости, материального благополучия и физического здоровья. Выяснено, что, несмотря на многообразие способов поиска счастливой жизни, а также индивиду- альность, субъективность самого счастья, такое состояние может быть долговре- менным и прочным только тогда, когда опирается на экономический фундамент, обеспечивающий если не достойный, то хотя бы приемлемый уровень жизни. По мере повышения уровня жизни на первый план выходят нематериальные обстоя- тельства, помогающие людям чувствовать себя счастливыми. Анализ воздействия супружества на ощущение счастья показывает, что пребывание в браке, повышая ощущение счастья у отдельных мужчин и женщин, не увеличивает общего количе- ства счастливых людей.

Добавлено: 30 ноября 2015
Статья
Козырева П. М., Низамова А. Э., Смирнов А. И. Социологические исследования. 2016. № 1. С. 66-76.

Рассматриваются особенности современных представлений россиян о счастье, возможных путях его достижения, социально-психологические аспекты построения счастливой жизни. Основное внимание уделяется выяснению весомости факторов, влияющих на формирование и сохранение состояния счастья. Во второй статье раскрывается российская специфика таких источников счастливой жизни, как работа, досуг и взаимоотношения. В качестве одной из проблем, мешающих многим людям сохранять ощущение счастливой жизни, которая резко обостряется в пожилом возрасте, рассматривается постепенное сужение круга общения и одиночество. С другой стороны, отмечается позитивное влияние на формирование и поддержание состояния счастья, снижения враждебности, ослабления нетерпимости в обществе и нарастания межличностного доверия.

Добавлено: 20 мая 2016
Статья
Шульц В. Л., Любимова Т. М. Социологические исследования. 2016. № 6. С. 3-13.

Рассматривается модель систематизации тайных языков в социально-исторической динамике (корпоративные языки, тайные женские языки, тарабарская грамота, арго маргинальных социальных групп). Устоявшаяся в социолингвистике модель дополняется структурными компонентами - “эзопов язык” как тип коммуникации между адресантом и адресатом, при которой смыслы остаются скрытыми; тайнопись в поэзии и экспериментальной прозе; лингвистическая манипуляция сознанием как тайное языковое послание, истинный смысл которого непонятен адресату, а смыслы-заменители заставляют его выполнять определенную программу в ущерб себе. В статье анализируются тенденции нарастания/затухания речевых процессов, характерных для конкретного тайного языка, выстраивается модель логосферы в зависимости от восходящей (нарастающей по интенсивности) или нисходящей (затухающей) линии социально-исторической эволюции тайных языков.

Добавлено: 22 февраля 2019
Статья
Назаров М. М. Социологические исследования. 2014. № 6. С. 116-126.

Анализируются особенности использования телевидения и интер- нета в России. Теоретической основой проводимого анализа выступают концепция “относительного постоянства” и теория полезности и удовлетворения потребностей посредством медиа. Эмпирической базой выступают результаты исследования коммуникативного поведения городского населения РФ. Предложена типология ис- пользования телевидения и Интернета с точки зрения длительности медиапотреб- ления. Обсуждаются факторы, детерминирующие особенности текущего состояния и перспективы использования телевидения и интернета.

Добавлено: 1 октября 2015
Статья
Темницкий А. Л. Социологические исследования. 2008. № 11.
Добавлено: 11 ноября 2008
Статья
Эфендиев А. Г., Гоголева А. С., Балабанова Е. С. Социологические исследования. 2017. № 12. С. 99-109.

На данных панельного эмпирического исследования в Белгородской области в 2000 и 2013 гг. рассматриваются противоречия духовного развития жителей села. Предпринимается попытка институционального анализа роли социальных практик в современных процессах. Его результаты позволяют утверждать, что действия индивида определяются не столько его внутренними установками и предпочтениями, сколько массовыми практическими стандартами поведения, требованиями и ограничениями, налагаемыми на индивида извне, со стороны институциональной среды. Подчеркивается внутренняя противоречивость институтов переходного типа. Эта противоречивость выражается в противоборстве, с одной стороны, между «старыми» (традиционалистски-патерналистскими) и «новыми» (рыночно-достиженческими) практиками, с другой – между «позитивными» (самостоятельность, личная ответственность) и «негативными» (нравственный и правовой нигилизм) нормами, лежащими в основе практик повседневных социальных взаимодействий.

Добавлено: 19 октября 2017
Статья
Филонович С. Р. Социологические исследования. 1996. № 10. С. 63-71.

Теория американского ученого И. Адизеса исследует два важнейших параметра жизнедеятельности организационной структуры: гибкость и контролируемость. Молодые организации гибки и подвижны, но слабо контролируемы. По мере их становления эти компоненты меняются местами. В процессе развития организации сталкиваются с двумя группами проблем: болезнями роста (преодолеваются собственными силами) и организационными патологиями (требуют внешнего вмешательства). Для меняющейся российской действительности ценность теории жизненных циклов состоит в том, что она позволяет увидеть динамику организации, а не рассматривать ее как некое застывшее образование.

Добавлено: 1 декабря 2010
Статья
Никовская Л. И., Якимец В. Н. Социологические исследования. 2011. № 3. С. 56-65.
Добавлено: 20 января 2012
Статья
Гофман А. Б. Социологические исследования. 2008. № 4. С. 120-129.

Макс Вебер часто использовал понятие традиции, которое составляет одно из оснований его теории рациональности и рационализации. Без этого понятия данная теория оказалась бы невозможной. Автор проводит анализ текстов Вебера, что позволяет выявить в них по крайней мере два смысла понятия традиции.

Добавлено: 20 октября 2013
Статья
Гофман А. Б. Социологические исследования. 2008. № 4. С. 120-128.
Добавлено: 24 сентября 2012
Статья
Шабанова М. А. Социологические исследования. 2017. № 8. С. 31-44.

В статье рассматриваются разные виды социально-экономических солидарных практик в контексте упрочения/расширения гражданского общества в России. Ставится цель продвинуться в понимании природы и факторов развития новых практик на основе их сравнения с традиционными (денежными пожертвованиями, добровольческим трудом, передачей нуждающимся вещей), а также общественно-политическими. В качестве первых рассматривается социально ответственное (этичное) потребление, природа которого остается пока неясной. Представлены результаты репрезентативного эмпирического исследования (2014 г. N=2000), показывающие степень соприкосновения, общие и особенные факторы развития разных солидарных практик. Показано, что новые социально-экономические практики чаще возникают на основе традиционных, расширяя каналы солидарности. Делается вывод о менее просоциальной природе новых солидарных практик по сравнению с традиционными, а также о необходимости создания дополнительных условий для их развития на основе объединения усилий со стороны органов власти, бизнеса, некоммерческих организаций, средств массовой информации.

Добавлено: 23 июня 2017
Статья
Полякова В. В. Социологические исследования. 2009. № 10. С. 100-108.

Представлен широкий круг проблем, возникающих в ходе осуществления экспертиз в отношении новых биотехнологий: на предмет их эффективности и безопасности, соответствия предлагаемых способов лечения, коррекции и улучшения состояния людей как общим требованиям, предъявляемым к новым видам терапии, так и моральным и этическим нормам. Эксперт оказывается в ситуации, когда его статус и компетенция подвергаются сомнению со стороны непрофессиональной аудитории.

Добавлено: 9 августа 2013
Статья
Кармаева Н. Н., Кармаев Н. А. Социологические исследования. 2019. № 3. С. 65-75.

В России реализуется политика, направленная на укрепление позиции

страны в академических рейтингах. Это политика приводит к дифференциации в выс-

шем образовании. Появляются вузы, в большей степени ориентированные на акаде-

мические исследования, так называемые «лидеры», и на преподавательскую функцию,

так называемые «массовые университеты». В статье показано, как дифференциация в

сфере высшего образования на макроуровне транслируется на микроуровень. Анализи-

руются профессиональные ориентиры и практики сотрудничества молодых преподава-

телей социальных дисциплин, которые работают в этих типах вузов, с использованием

методологии качественных интервью. Обращается внимание на то, как воспроизводят-

ся структурные позиции молодых преподавателей в профессиональной иерархии на

уровне кафедр и вузов, и по отношению к исследовательской деятельности в целом.

Молодые преподаватели по-разному локализованы в академической среде, различия

между ними определяются не только имеющимися ресурсами, в том числе для иссле-

довательской деятельности или других видов профессиональной активности, но и их

профессиональными ориентирами. Мотивированные на профессиональную самореали-

зацию преподаватели сотрудничают в академическом (преподавание и исследователь-

ская деятельность) или неакадемическом (консультирование, проведение тренингов,

различные подработки) контекстах. Практики сотрудничества преподавателей могут

быть горизонтальными или вертикальными и реализовываться на различных уровнях.

Однако в условиях изначально неравных возможностей вузов и преподавателей, через

стратегии сотрудничества может воспроизводиться неравенство между преподавате-

лями. Именно преподаватели из региональных вузов склонны взаимодействовать вне

академической среды, что делает их позиции в отношении наиболее востребованной

сегодня исследовательской продуктивности более уязвимыми.

Добавлено: 28 февраля 2019
Статья
Флоринская Ю. Ф. Социологические исследования. 2006. № 6.
Добавлено: 31 августа 2009
Статья
Козина И. М. Социологические исследования. 2007. № 7. С. 35-44.
Добавлено: 17 марта 2009
Статья
Козина И. М., Карелина М., Металина Т. Социологические исследования. 2005. № 3. С. 44-51.
Добавлено: 8 марта 2013
Статья
Стребков Д. О., Шевчук А. В. Социологические исследования. 2017. № 1. С. 81-93.

Статья посвящена изучению взаимосвязей трудовых ценностей и трудового статуса (формы занятости). На основе данных двух онлайн-опросов сконструирована выборка, включающая три группы работников: штатных сотрудников организаций, самозанятых профессионалов (фрилансеров), а также людей, совмещающих эти формы занятости. Выявлено, что трудовые ценности самореализации, соответствия работы способностям и трудового комфорта в большей степени связаны с самостоятельной занятостью, тогда как ценности материальной стабильности и социальной значимости труда – с организационной. Трудовые ценности совместителей занимают промежуточное положение.

Добавлено: 14 марта 2017
Статья
Суркова И. Ю. Социологические исследования. 2012. № 3. С. 96-103.

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного проблемам социальной защиты военнослужащих в российской армии. Главный акцент сделан на определении уровня удовлетворенности военнослужащих армейской службой. В данном контексте важно отношение респондентов к монетизации льгот, что показано путем создания типологии на основании взаимозависимости переменных. Материальная обеспеченность респондентов раскрывается через сравнение со среднедушевыми доходами по стране. На основании логистической регрессии делается прогноз относительно уровня удовлетворенности службой, исходя из актуальности определенных социальных проблем.

Добавлено: 24 апреля 2013