• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 297 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Gloukhov A. Russian Sociological Review. 2019. Vol. 18. No. 4. P. 263-283.

Наследие Ханны Арендт в России достаточно хорошо изучено, в академических дискуссиях чувствуется влияние ее мысли. Но ее теоретические позиции едва ли помогают существенно изменить сегодняшнюю локальную ситуацию в политике и философии. В силу одной той же причины ее идеи популярны в России и не ведут к практическим переменам. Ее оригинальный подход к политике прекрасно ложится на традиционные шаблоны российской политической жизни, которые не менее далеки от устойчивых форм западной политической культуры. Некритически пересаженный на иную почву, ее нетрадиционный способ мышления о политике встречает в России непосредственный и живой отклик, но не столь же суровую критическую проверку, как в странах Запада. Парадоксальным образом это доказывает, что взгляды Арендт могут скорее подтверждать, чем оспаривать локальный статус-кво. В этой статье я привожу объяснение этому парадоксу, указав как элементы ее теории, ускользающие от внимания ее российских последователей, так и догматические положения, присущие в целом ее школе мысли, которые можно выявить благодаря прочтению ее текстов в контексте российской истории. Так, неявно, но различимо в теории Арендт содержатся элитистские и либеральные тенденции, что отчасти согласуется с макиавеллиевским характером современной российской политики. Но как только ее взгляды неожиданно сближаются с позицией Исайи Берлина, эти нормативные решения по большей части оставляются без внимания. В то же время чтение ее текстов в свете российского опыта позволяет выявить ее собственные презумпции относительно человеческого бытия, смысла политического существования и нашего отношения к истории, ослабляющие практическую релевантность ее размышлений.

Добавлено: 16 января 2020
Статья
Oberemko O. A. Russian Sociological Review. 2016. Vol. 15. No. 4. P. 220-224.

Рецензия на книгу: Jenkins R. (2014) Black Magic and Bogeymen Fear, Rumour and Popular Belief in the North of Ireland 1972–74. Cork: Cork University Press. 306 p. ISBN 9781782050964 

Содержит краткую характеристику каждой из 12 глав, общую положительную оценку и указание, в каком смысле книгу можно считать образцом академического исследования.

Добавлено: 5 января 2017
Статья
Maximova A. S. Russian Sociological Review. 2014. Vol. 13. No. 2. P. 201-205.
Добавлено: 17 сентября 2014
Статья
Фархатдинов Н. Г. Социологическое обозрение. 2016. Т. 15. № 3. С. 247-254.

Sansi R. (2015). Art, Anthropology and the Gift. London: Bloomsbury. 188 p. ISBN 978-0-85785-535-0

Добавлено: 18 октября 2016
Статья
Polukhina E., Vanke A. Russian Sociological Review. 2015. Vol. 14. No. 4. P. 115-128.

В статье излагаются результаты исследования социальных практик использования мемориалов, посвященных Великой Отечественной войне в постсоветской России. Авторы представляют сравнительный анализ двух кейсов. Они изучают Поклонную гору, расположенную в Москве, которая является местом памяти (lieux de memoir), согласно Пьеру Нора, где не происходили реальные военные сражения во время битвы за Москву в 1941–1942 гг. Этот кейс сравнивается с Мамаевым курганом, расположенным в Волгограде, который является памятным местом (lieux de souvenir), согласно Алейде Ассман, где имели место жесткие сражения во время Сталинградской битвы в 1942–1943 гг. Авторы детально описывают пространственную инфраструктуру обоих мемориалов и выстраивают классификацию практик в отношении их использования, включая коммеморативные, политические, досуговые, религиозные практики, а также практики, связанные с инфраструктурой, применяемые разными группами социальных агентов. Авторы приходят к выводу о том, что Поклонная гора — универсальный мемориал, транслирующий монологический героический дискурс, в то время как Мамаев курган воспроизводит такой же триумфальный дискурс, преломленный через локальный контекст интеракций между местными властями и городскими сообществами.

Добавлено: 8 декабря 2015
Статья
Filippov A. F., Farkhatdinov N. Russian Sociological Review. 2016. Vol. 15. No. 4. P. 9-12.

В предисловии к специальному выпуску редакторы номера рассказывают о замысле номера и основных статьях.

Добавлено: 17 января 2018
Статья
Filippov A. F., Farkhatdinov N. Russian Sociological Review. 2017. Vol. 16. No. 4. P. 7-13.
Добавлено: 15 января 2018
Статья
Filippov A. F., Farkhatdinov N. Russian Sociological Review. 2019. Vol. 18. No. 2. P. 9-15.
Добавлено: 22 июля 2019
Статья
Salikov A. Russian Sociological Review. 2019. Vol. 18. No. 4. P. 149-163.
Добавлено: 14 января 2020
Статья
Medvedeva K. S. Russian Sociological Review. 2015. Vol. 14. No. 2. P. 70-81.
Добавлено: 14 июня 2015
Статья
Третьяк А. Р. Russian Sociological Review. 2018. Vol. 17. No. 4. P. 158-174.

Политическую философию со времен античности занимал вопрос об основных человеческих способностях, которые подразделялись на труд, действие и интеллект. Определение и предназначение этих способностей, а также их связь с основными человеческими добродетелями были описаны в «Этике» Аристотеля. Следуя Аристотелю, Ханна Арендт определяет две основные сферы, в которых эти способности локализируются: vita activa и vita contemplativa. Попытка на основе марксизма переопределить основные понятия этой традиции была предпринята итальянским политическим философом Паоло Вирно. В данной статье автор рассматривает, каким образом происходит интерпретация основных понятий политической философии Арендт в работах Вирно, как его подход помогает справиться с основными проблемами, которые она ставит в своей политической теории. Итальянский мыслитель описывает ситуацию, когда труд начинает демонстрировать качества, традиционно приписываемые политическому действию. Вместе с этим жизнь ума, мышление помещается им в центр трудового процесса, а интеллект становится средством публичной коммуникации. В то время как Арендт проводит важные для анализа нашей политической реальности различения, Вирно концентрируется на объединении различных сфер и установлении новых отношений между категориями политической философии. По мнению автора, такая стратегия не всегда позволяет точно охватить все аспекты политической мысли Арендт. Объединение интеллекта с трудом и действием подрывает саму возможность опыта мышления и созерцания. Игнорирование различия между социальным и политическим приводит к тому, что публичность интеллекта можно интерпретировать как то, что интеллект становится социальным, а значит, более пригодным для решения «социального вопроса».

Добавлено: 11 января 2019
Статья
Maslovskiy M. Russian Sociological Review. 2019. Vol. 18. No. 2. P. 174-188.
Добавлено: 3 июля 2019
Статья
Trotsuk I. Russian Sociological Review. 2019. Vol. 18. No. 2. P. 189-201.
Добавлено: 31 октября 2019
Статья
Trotsuk I. Russian Sociological Review. 2016. Vol. 15. No. 4. P. 57-75.
Добавлено: 9 декабря 2016
Статья
Trotsuk I. Russian Sociological Review. 2015. Vol. 14. No. 3. P. 48-63.
Добавлено: 21 января 2017
Статья
Фархатдинов Н. Г. Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 2. С. 55-74.
Добавлено: 23 ноября 2009
Статья
Филиппов А. Ф. Социологическое обозрение. 2009. Т. 8. № 3. С. 113-122.

В социальной науке, в отличие от истории идей, существует устойчивая тенденция рассматривать Гоббса как философа, считавшего человека рациональным и своекорыстным существом. Такие люди в естественном состоянии вступают в войну всех против всех, а в состоянии мира могут быть удержаны только сильной властью. Однако подлинные воззрения Гоббса на отношения людей между собой мало походят на это расхожее представление. В статье рассматриваются некоторые аспекты антропологии Гоббса и его учения о добродетели. Показано, что социальный порядок он представляет как очень подвижный и сложно устроенный. На поверхности его философия выглядит как внятная, чистая конструкция, задуманная как торжество последовательности и неумолимой логики. Глубже - даже не противоречия, но именно поле вопросов, остающихся без ответа.

Добавлено: 10 февраля 2013
Статья
Филиппов А. Ф. Социологическое обозрение. 2009. Т. 8. № 3. С. 102-112.

Философия Гоббса продолжает привлекать к себе внимание исследователей. Важными вопросами, которые обсуждаются до сих пор, остаются следующие: 1. Следует ли рассматривать политическую философию Гоббса в связи с его физикой и метафизикой, или она является совершенно автономной областью рассуждений? 2. Можно ли понять философию Гоббса имманентно, как систему взаимосвязанных положений, или она должна быть расшифрована, исходя из исторического контекста публикаций его сочинений? 3. Является ли «война всех против всех» сугубо интеллектуальной конструкцией или этому понятию можно поставить в соответствие исторические или универсальные факты устройства социальной жизни?

Добавлено: 10 февраля 2013
Статья
Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 2. С. 11-30.
Добавлено: 24 октября 2009
Статья
Сувалко А. С. Социологическое обозрение. 2017. Т. 16. № 2. С. 360-365.

В 2016 году в издательстве Высшей школы экономики вышел перевод одной из важнейших монографий философа Германа Люббе «В ногу со временем: сокра- щенное пребывание в настоящем». Во время подготовки этого перевода была проделана серьезная работа по уточнению сложнейших технических терминов, которыми изобилует текст Люббе, составлен предметно-тематический указатель и написано подробное введение. По нашему мнению, это событие знаменует начало рецепции его философии культуры на русском языке.

Добавлено: 1 февраля 2018