• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 278 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Polukhina E., Vanke A. Russian Sociological Review. 2015. Vol. 14. No. 4. P. 115-128.

В статье излагаются результаты исследования социальных практик использования мемориалов, посвященных Великой Отечественной войне в постсоветской России. Авторы представляют сравнительный анализ двух кейсов. Они изучают Поклонную гору, расположенную в Москве, которая является местом памяти (lieux de memoir), согласно Пьеру Нора, где не происходили реальные военные сражения во время битвы за Москву в 1941–1942 гг. Этот кейс сравнивается с Мамаевым курганом, расположенным в Волгограде, который является памятным местом (lieux de souvenir), согласно Алейде Ассман, где имели место жесткие сражения во время Сталинградской битвы в 1942–1943 гг. Авторы детально описывают пространственную инфраструктуру обоих мемориалов и выстраивают классификацию практик в отношении их использования, включая коммеморативные, политические, досуговые, религиозные практики, а также практики, связанные с инфраструктурой, применяемые разными группами социальных агентов. Авторы приходят к выводу о том, что Поклонная гора — универсальный мемориал, транслирующий монологический героический дискурс, в то время как Мамаев курган воспроизводит такой же триумфальный дискурс, преломленный через локальный контекст интеракций между местными властями и городскими сообществами.

Добавлено: 8 декабря 2015
Статья
Filippov A. F., Farkhatdinov N. Russian Sociological Review. 2016. Vol. 15. No. 4. P. 9-12.

В предисловии к специальному выпуску редакторы номера рассказывают о замысле номера и основных статьях.

Добавлено: 17 января 2018
Статья
Filippov A. F., Farkhatdinov N. Russian Sociological Review. 2017. Vol. 16. No. 4. P. 7-13.
Добавлено: 15 января 2018
Статья
Medvedeva K. S. Russian Sociological Review. 2015. Vol. 14. No. 2. P. 70-81.
Добавлено: 14 июня 2015
Статья
Третьяк А. Р. Russian Sociological Review. 2018. Vol. 17. No. 4. P. 158-174.

Политическую философию со времен античности занимал вопрос об основных человеческих способностях, которые подразделялись на труд, действие и интеллект. Определение и предназначение этих способностей, а также их связь с основными человеческими добродетелями были описаны в «Этике» Аристотеля. Следуя Аристотелю, Ханна Арендт определяет две основные сферы, в которых эти способности локализируются: vita activa и vita contemplativa. Попытка на основе марксизма переопределить основные понятия этой традиции была предпринята итальянским политическим философом Паоло Вирно. В данной статье автор рассматривает, каким образом происходит интерпретация основных понятий политической философии Арендт в работах Вирно, как его подход помогает справиться с основными проблемами, которые она ставит в своей политической теории. Итальянский мыслитель описывает ситуацию, когда труд начинает демонстрировать качества, традиционно приписываемые политическому действию. Вместе с этим жизнь ума, мышление помещается им в центр трудового процесса, а интеллект становится средством публичной коммуникации. В то время как Арендт проводит важные для анализа нашей политической реальности различения, Вирно концентрируется на объединении различных сфер и установлении новых отношений между категориями политической философии. По мнению автора, такая стратегия не всегда позволяет точно охватить все аспекты политической мысли Арендт. Объединение интеллекта с трудом и действием подрывает саму возможность опыта мышления и созерцания. Игнорирование различия между социальным и политическим приводит к тому, что публичность интеллекта можно интерпретировать как то, что интеллект становится социальным, а значит, более пригодным для решения «социального вопроса».

Добавлено: 11 января 2019
Статья
Trotsuk I. Russian Sociological Review. 2016. Vol. 15. No. 4. P. 57-75.
Добавлено: 9 декабря 2016
Статья
Trotsuk I. Russian Sociological Review. 2015. Vol. 14. No. 3. P. 48-63.
Добавлено: 21 января 2017
Статья
Фархатдинов Н. Г. Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 2. С. 55-74.
Добавлено: 23 ноября 2009
Статья
Филиппов А. Ф. Социологическое обозрение. 2009. Т. 8. № 3. С. 113-122.

В социальной науке, в отличие от истории идей, существует устойчивая тенденция рассматривать Гоббса как философа, считавшего человека рациональным и своекорыстным существом. Такие люди в естественном состоянии вступают в войну всех против всех, а в состоянии мира могут быть удержаны только сильной властью. Однако подлинные воззрения Гоббса на отношения людей между собой мало походят на это расхожее представление. В статье рассматриваются некоторые аспекты антропологии Гоббса и его учения о добродетели. Показано, что социальный порядок он представляет как очень подвижный и сложно устроенный. На поверхности его философия выглядит как внятная, чистая конструкция, задуманная как торжество последовательности и неумолимой логики. Глубже - даже не противоречия, но именно поле вопросов, остающихся без ответа.

Добавлено: 10 февраля 2013
Статья
Филиппов А. Ф. Социологическое обозрение. 2009. Т. 8. № 3. С. 102-112.

Философия Гоббса продолжает привлекать к себе внимание исследователей. Важными вопросами, которые обсуждаются до сих пор, остаются следующие: 1. Следует ли рассматривать политическую философию Гоббса в связи с его физикой и метафизикой, или она является совершенно автономной областью рассуждений? 2. Можно ли понять философию Гоббса имманентно, как систему взаимосвязанных положений, или она должна быть расшифрована, исходя из исторического контекста публикаций его сочинений? 3. Является ли «война всех против всех» сугубо интеллектуальной конструкцией или этому понятию можно поставить в соответствие исторические или универсальные факты устройства социальной жизни?

Добавлено: 10 февраля 2013
Статья
Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 2. С. 11-30.
Добавлено: 24 октября 2009
Статья
Сувалко А. С. Социологическое обозрение. 2017. Т. 16. № 2. С. 360-365.

В 2016 году в издательстве Высшей школы экономики вышел перевод одной из важнейших монографий философа Германа Люббе «В ногу со временем: сокра- щенное пребывание в настоящем». Во время подготовки этого перевода была проделана серьезная работа по уточнению сложнейших технических терминов, которыми изобилует текст Люббе, составлен предметно-тематический указатель и написано подробное введение. По нашему мнению, это событие знаменует начало рецепции его философии культуры на русском языке.

Добавлено: 1 февраля 2018
Статья
Вахштайн В. С. Социологическое обозрение. 2011. Т. 10 . № 1-2.
Добавлено: 29 июня 2011
Статья
Троцук И. В. Социологическое обозрение. 2011. Т. 2. № 3. С. 120-141.
Добавлено: 20 января 2017
Статья
Пугачева М. Г. Социологическое обозрение. 2009. Т. 8. № 3. С. 102-113.
Добавлено: 23 ноября 2009
Статья
Баньковская С. П. Социологическое обозрение. 2016. Т. 15. № 1. С. 171-177.

Статья в разделе In Memoriam -- обзор исследовательской и научной карьеры известнейшего антрополога, политического ученого, социолога Бенедикта Андерсона. Особое внимание в обзоре уделено его знаменитой книге "Воображаемые сообщества", обозначены некоторые не очевидные акценты этой работы, на которые впоследствие указывал сам Андерсон.В завершение приведена избранная библиография его работ.

Добавлено: 31 марта 2016
Статья
Степанов Б. Е. Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. № 3. С. 400-405.

Рецензия на книгу "Берар E. (2016). Империя и город: Николай II, «Мир искусства» и городская дума в Cанкт-Петербурге. 1894–1914. М.: Новое литературное обозрение. 344 с." 

Добавлено: 21 октября 2018
Статья
Михайловский А. В. Социологическое обозрение. 2012. Т. 8. № 3. С. 71-75.

В статье сделан критический обзор новейшей биографии немецкого юриста и политолога Карла Шмитта, написанной Р. Мерингом. Автор показывает специфику подхода Меринга к биографии и останавливается на некоторых типичных примерах, свидетельствующих о том, что Меринг, хотя и не пытается дать целостное и методически выдержанное жизнеописание Шмитта, создал труд, богатый уникальными историческими сведениями.

Добавлено: 24 февраля 2013
Статья
Мюллер Г. Социологическое обозрение. 2017. Т. 16. № 3. С. 111-135.

Статья профессора общей социологии Берлинского университета имени Гумбольдта Ганса-Петера Мюллера посвящена важнейшему для систематики Макса Вебера понятию «ведение жизни». Сначала автор делает парадоксальный вывод о том, что данный ключевой концепт не получил у классика ни точного определения, ни детальной экспликации. Далее он проясняет значимость связанных с жизнью понятий для веберовской исследовательской программы, помещая ее в контекст интеллектуальной истории начала ХХ века и соотнося с баденским неокантианством, философией жизни и философской антропологией. В качестве следующего шага исследователь реконструирует функциональное место понятия «ведение жизни» в разработанной Вебером аналитической оптике, с помощью которой он изучал феномен западного рационализма как процесса систематического расколдовывания мира. При этом он выделяет три основных аспекта рационализации жизни в условиях модерна: научно-техническую, метафизически-этическую и практическую формы рациональности современного типа. В своем анализе работ, посвященных близкой или смежной проблематике, он выделяет десять основных способов ведения жизни, характерных для глобализированного мира и связанных с такими аспектами, как транснациональность, лаборизация, флексибилизация, проектность, ускорение, неустойчивость, креативность, социальный контроль, дигитализация и рефлексивность форм жизни, свойственных жителям западного мира в начале XXI века. В завершение исследователь делает далеко идущие выводы относительно эвристических перспектив операционализации веберовского аналитического инструментария в рамках исследований актуальных форм ведения жизни.

Добавлено: 18 октября 2017
Статья
Медведева К. С. Социологическое обозрение. 2016. Т. 15. № 1. С. 134-140.

Обзор посвящен международной конференции Европейской социологической ассоциации (ЕСА), прошедшей в августе 2015 года в Праге (Чехия). Акцентируется вни-мание на ключевых темах в современной европейской социологии религии, которые были представлены в ходе 15 секций, организованных исследовательской сетью социологов религии ЕСА. Выделены дискуссии по таким векторам, как конфликт, идентичность, религия и государство. Особое внимание уделено проблематике гендера, женского священства и нетрадиционной сексуальной ориентации. Представлено многообразие типов социального неравенства в контексте разных религий и регионов мира, в частности, в Европе и на Ближнем Востоке. Отмечены выступления российских социологов религии. Рассмотриваются доклады, затрагивающие актуальную тему монашества как ролевой модели для религиозных акторов в буддизме и христианстве. Показано, что институциональные изменения монашества могут свидетельствовать об изменениях места и роли религии в обществе. Приведены исследования монашества как традиционного института в христианстве на примере Католической церкви в Швейцарии и как инновационного института в буддизме на примере буд-дийской общины в Испании. Проанализированы исследовательская сеть социологов религии ЕСА, ее история, состав и география участников, современное положение и планы на академическое будущее. Отмечены междисциплинарный потенциал социологии религии и тематические направления исследования религии, в частности, в сферах изучения культуры, гендера и миграции.

Добавлено: 6 апреля 2016