• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдена 91 публикация
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Редькина А. Ю. Современная конкуренция. 2015. Т. 9. № 5. С. 29-48.

Работа посвящена изучению качества российского контроля сделок экономической концентрации. Цель исследования — выявить факторы, определяющие использование предписаний с помощью моделей дис- кретного выбора. Материалом послужила собранная база данных о характеристиках компаний и отраслей, участвовавших в 502 сделках, по которым Федеральная антимонопольная служба России приняла положительное решение в 2010–2012 гг. Было установлено, что вероятность применения корректирующих предписаний увеличивают факторы, определяющие рыночную власть, такие как высокие рыночные доли участников сделок и значительные барьеры входа. Кроме того, положительно влияет на эту вероятность участие в сделках 5 компаний-гигантов. При этом не было подтверждено статистически значимое влияние страновой принадлежности компании-приобретателя. Положительно на вероятность использования предписаний влияет принадлежность участников сделки к угольно-добывающей и химической отраслям, однако не было выявлено значимое воздействие электроэнергетики и нефтяной отрасли

Добавлено: 30 ноября 2015
Статья
Юсупова Г. Ф., Тихонова Ю. В. Современная конкуренция. 2011. № 1. С. 127-140.
Добавлено: 1 марта 2013
Статья
Светуньков С. Г., Пономарев О. Б. Современная конкуренция. 2016. Т. 10. № 1 (55). С. 33-42.

Статья посвящена рассмотрению проблемы определения базовых понятий теории предпринимательства. С помощью сравнительного анализа определений понятия «предприниматель», сделанных классиками экономической, социологической и психологической науки, выявляются отличия предпринимателя от дру- гих бизнес-персон. С помощью модели жизненного цикла предпринимателя отличительные черты сведены в единую систему и дано более четкое определение понятия «предприниматель». Показано, что в результате этого принципиально нового уточнения понятийного аппарата теории предпринимательства многие явления предпринимательской деятельности становятся легко объяснимыми.

Добавлено: 6 июня 2016
Статья
Кинев А. Ю. Современная конкуренция. 2011. № 1 (25). С. 72-96.
Добавлено: 30 сентября 2011
Статья
Голованова С. В., Аладышкина А. С., Корнеева Д. В. Современная конкуренция. 2009. Т. 6. № 18. С. 76-91.

Статья посвящена анализу кластерных отношений как фактора конкурентоспособности предприятий применительно к российскому автомобилестроению. В рамках исследования проведен анализ пространственной структуры производства продукции автомобилестроения в России, выявлены крупнейшие региональные центры (потенциальные кластеры), исследованы особенности взаимодействия компаний с конкурентным окружением в двух регионах России. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что в случае анализируемой отрасли географическая концентрация, являющаяся преимущественно наследием плановой экономики, не может служить основанием для идентификации региональных центров производства как кластеров из-за низкого уровня кооперации между участниками экономических отношений. Тем не менее существуют предпосылки для развития кластерных отношений в анализируемой отрасли и, более того, свидетельства о наличии положительной связи между открытостью компании к взаимодействию с окружением и ее инновационной активностью.

Добавлено: 10 сентября 2012
Статья
Авдашева С. Б., Шаститко А. Е. Современная конкуренция. 2010. № 19(1). С. 5-20.

В статье определены основные составляющие конкурентной политики — защитная и активная конкурентная политика, а также адвокатирование конкуренции. В составе защитной конкурентной политики объяснено содержание таких составляющих, как «жесткое ядро антитраста» и пресечение недобросовестной конкуренции. В составе активной конкурентной политики рассмотрены такие направления, как развитие конкуренции в отраслях с естественно-монопольным компонентом, определение правил конкуренции на рынках, где покупателем является государство, снижение избыточных барьеров входа (выхода). Представлены варианты соотношения и взаимосвязи между инструментами защитной и активной конкурентной политики с учетом различий между «жесткой» и «мягкой силой».
 

Добавлено: 21 октября 2012
Статья
Фияксель Э. А., Сидоров Д. В. Современная конкуренция. 2010. № 4(22). С. 69-78.

Понятие конкуренции в отношении внешней среды организации известно всем и изучено уже в большой степени. Однако конкуренция может возникать и во внутренней среде компании, между основными участниками инновационного проекта. В данной статье рассматриваются взаимоотношения между инвестором, менеджером инновационного проекта и автором инновации, (т. е. внутри «инновационной триады») для того, чтобы показать наличие конкуренции, а также исследуется ее влияние на реализацию всего проекта.
 

Добавлено: 21 октября 2012
Статья
Андреева К. А. Современная конкуренция. 2016. № 2 (56) . С. 5-26.

Статья посвящена обзору теоретических работ по анализу конкуренции в спортивных лигах. Болельщики рассматриваются как потребители на рынке спортивных услуг, которые ценят непредсказуемость результатов матча. В статье приводится несколько факторов, влияющих на уровень непредсказуемости спортивных результатов, в том числе уровень таланта в лиге, количество клубов, борющихся за призовые места, и др. В работе представлены статистические данные, демонстрирующие, что в ведущих европейских лигах наблюдается усиление конкуренции между клубами. Для сравнения приводятся способы оценки конкурентности спортивных лиг. Рассматривается классификация спортивных лиг, а также основания, по которым в лигах создаются правила, ограничивающие конкуренцию, перечисляются основные источники, которые могут вызывать монополизацию рынка. На примере отдельных статей разбираются модели конкурентного равновесия в спорте. Приводятся направления дальнейших прикладных исследований по теме конкуренции в спорте на основании результатов обзора теоретических работ ведущих спортивных экономистов Европы и США.

Добавлено: 30 июля 2016
Статья
Агабеков С. И., Кокурин Д. И., Левина Е. А. Современная конкуренция. 2013. № 4. С. 96-111.

В статье рассмотрены особенности определения продуктовых и географических границ рынков с единственным способом транспортировки товара (услуги). Также исследуется влияние тарифной политики и государственного регулирования на методику определения уровня конкуренции таких рынков. Предлагаются изменения в подходах к определению уровня их конкуренции.

Добавлено: 9 ноября 2013
Статья
Бикбулатов Т. И. Современная конкуренция. 2012. № 4. С. 25-31.

Статья посвящена рассмотрению вопросов влияния незаконного использования инсайдерской информации на рынок ценных бумаг. Автор делает предположение, что обладание инсайдерской информацией нарушает институт конкуренции, законные интересы участников рынка.

Добавлено: 7 декабря 2012
Статья
Левина Е. А., Покатович Е. В. Современная конкуренция. 2015. Т. 9. № 6 (54). С. 52-62.

В работе рассматривается олигополистическая конкуренция на рынке дифференцированного продукта. Сравнительный анализ моделей конкуренции фирм по объемам выпуска (модель Курно) и ценам (модель Бертрана) при введенных предпосылках показывает, что при конкуренции по Бертрану уровень цен будет ниже. Тогда как объемы выпуска и прибыль фирм при разных типах стратегических взаимодействий в слу- чае, если производимые фирмами товары являются субститутами, соотносятся неоднозначно и зависят при прочих равных от степени привлекательности товара, предлагаемого фирмой. Полученные теоретические результаты проиллюстрированы на примере автомобильного рынка России. В частности, предпринята попытка отнести отдельные решения, принимаемые автопроизводителями, к той или иной стратегии конкуренции, рассмотренной в теоретической части работы.

Добавлено: 14 марта 2016
Статья
Курдин А. А., Мелешкина А. И. Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 2. С. 18-35.

Критическим вопросом для применения метода сопоставимых рынков в антитрасте являются критерии, на основании которых отбираются эталоны для сравнения. В статье рассмотрены основные критерии отбора эталонной цены для сопоставления в целях расследования дел о монопольно высокой и монопольно низкой цене товара. Продемонстрировано, как значимость отдельных критериев зависит от выбранной формы реализации метода и особенностей различных рынков. Описаны ограничения, которые накладывает выбор критериев отбора эталонных цен на интерпретацию результатов оценки, осуществленной с помощью метода бенчмаркинга.

Добавлено: 15 августа 2017
Статья
Агабеков С. И., Левина Е. А. Современная конкуренция. 2014. № 6. С. 5-19.

С помощью индекса концентрации Герфиндаля-Гиршмана, широко используемого в антимонопольном законодательстве, оценивается уровень концентрации рынка, но невозможно определить, действительно ли доля одной или нескольких фирм столь велика, что цены на продукцию становятся монопольно высокими. Поэтому исследователи предлагают все новые методы оценки уровня рыночной власти. В статье рассматривается один из новых критериев, предложенный в работе [Melnik A., Shy O., Stenbacka R. Assessing market dominance // Journal of Economic Behavior & Organization. 2008. Vol. 68. P. 63 - 72]. В отличие от индекса Герфиндаля-Гиршмана, характеризующего отрасль в целом, критерий доминирования позволяет определить, занимает ли крупнейшая фирма доминирующую позицию. Неоспоримые преимущества критерия: для его использования необходима информация только о долях двух крупнейших игроков на рынке; он позволяет учитывать характеристики рынка, такие, например, как барьеры входа. Помимо опписания критерия, в работе приводятся соотношения долей двух крупнейших компаний на гипотетических рынках, для которых данный критерий и индекс Герфиндаля-Гиршмана дают различную оценку конкурентной среды. Оба показателя используются для оценки уровня конкуренции на угольном рынке России, который охарактеризован в объеме, необходимом для решения поставленной задачи. Также показан ряд особенностей и ограничений при использовании понятий "продуктовые" и "географические" границы рынка.

Добавлено: 28 марта 2015
Статья
Солодихина А. А., Солодихина М. В. Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 2. С. 132-143.

Современная экономика остро нуждается в инноваторах, способных проектировать технологический облик будущего. Оптимальным способом обучения будущих техноинноваторов признан проектный подход, дополненный бизнес-образованием. Но исследования показали, что в России проектная деятельность в существующих формах не выполняет свои основные функции: не дает учащимся опыта создания инновации, не развивает критического мышления, не формирует интереса к созданию новых продуктов или услуг, к их внедрению и диффузии. Целью исследования стал поиск подходов, методов и форм обучения, которые сформируют у учащихся стремление выбрать карьеру в сфере техноинноваторства или высокотехнологичного предпринимательства, дадут опыт и знания, необходимые для организации техностартапа. С целью проверки найденных педагогических решений был разработан и апробирован курс «Техно-стартап» для школьников Школы предпринимательства как введение в инновационную деятельность. Исследование показало, что введение в обучение психологических тренингов (обучение учащихся техникам генерации и тестирования идеи, эмпатии, проведения глубинных интервью, командообразования, планирования и т. д.), геймификация всех типов занятий, разработка заданий курса как инструмент развития дизайн- и бизнес-мышления обучающихся, ведение мониторинга развития компетенций учащихся и компонентов их мышления с помощью специально подготовленных трекеров, построение этапов учебного проекта в соответствии с этапами реального технологического стартапа (введение этапов эмпатии, MVP, привлечение внешнего финансирования) позволили достигнуть цели исследования.

Добавлено: 11 мая 2021
Статья
Агабеков С. И., Левина Е. А. Современная конкуренция. 2015. Т. 9. № 5 (53). С. 107-118.

Субъекты, имеющие сходные цели лоббирования, заинтересованы в координации своих лоббистских усилий. Тем не менее, зачастую имеет место проблема безбилетника. В работе проблема безбилетника проиллюстрирована на примере лоббирования отечественными фирмами-олигополистами введения тарифа на иностранные фирмы, и конкурирующими затем по Курно. Показано, что в зависимости от свойств функции спроса при добровольном участии в лоббировании финансировать лоббистскую деятельность будут либо только фирмы с минимальными предельными издержками, либо только фирмы с максимальными предельными издержками независимо от количества фирм в отрасли. В результате собранные на лоббирование средства оказываются меньше оптимального уровня, определяемого из максимизации суммарной прибыли фирм отрасли. В работе показано, что указанная проблема недофинансирования расходов на лоббистскую деятельность решается при изменении процедуры сбора средств, а именно при долевом финансировании. Однако в последнем случае нет гарантий, что при априорно заданных долях финансирования фирмы выберут одинаковый совокупный уровень расходов на лоббирование. Возникающая проблема согласованности относительно совокупных расходов на лоббирование решается с помощью механизма Гровса-Кларка.

Добавлено: 15 марта 2016
Статья
Светуньков С. Г., Волков А. В. Современная конкуренция. 2013. Т. 6. № 42. С. 54-63.

Рассматриваются основные методологические проблемы современной теории конкуренции, связанные с неточностью инструментов диагностики уровня конкурентной борьбы. На основе выполненного критико-конструктивного анализа предлагается новый подход в данном направлении.

Добавлено: 26 сентября 2014
Статья
Алейникова И. С., Воробьев П. В., Исакидис В. А. и др. Современная конкуренция. 2009. № 1 (13). С. 119-133.

Целью данного доклада является анализ на основе международного опыта моделей организации региональных промышленных кластеров. Промышленные кластеры представляют собой одну из наиболее эффективных форм организации производства в регионах. Они позволяют выявить и реализовать экономический потенциал регионов на базе развития конкурентоспособных экспортных производств. Поэтому тема развития промышленных кластеров актуальна для современного этапа развития экономики российских регионов. Первая часть доклада содержит изложение теоретических основ промышленных кластеров: определение и критерии отнесения к промышленным кластерам, анализ взаимосвязей между фирмами внутри кластера, предпосылки создания кластеров и этапы их развития. Особое внимание уделяется тому, за счет каких факторов кластеры могу т активно развиваться и достигать конкурентных преимуществ на мировом рынке. Во второй части доклада проводится выделение и анализ моделей организации промышленных кластеров на примере различных стран и отраслей. Рассматривается опыт США, Германии, Италии, Японии, Финляндии, Индии, Китая, Южной Кореи. В качестве отраслей для анализа используются автомобилестроение, фармацевтика, электротехническая промышленность, деревообработка, химическая промышленность, керамика. Для каждой выделенной модели организации промышленного кластера проводится оценка условий ее применимости. Особое внимание в докладе уделено международному опыту функционирования институтов развития в промышленных кластерах, а также мерам государственной кластерной политики. Выделяемые в докладе модели организации промышленных кластеров позволяют представить альтернативы для выбора пути развития промышленных кластеров в регионе, в частности, в Свердловской области.

Добавлено: 11 мая 2016
Статья
Воробьев П. Ф., Светуньков С. Г. Современная конкуренция. 2016. Т. 10. № 6 (60). С. 5-20.

Статья посвящена изложению нового подхода к оценке уровня конкурентной борьбы. Он заключается в том, что измерению подвергается не концентрация рыночной власти, а характер распределения рыночной власти на рынке. В основе нового измерителя уровня конкуренции лежит математическая модель Гаусса, на базе которой в математической статистике был описан нормальный закон распределения случайно величины. Для практического использования нового подхода к оценке уровня конкуренции на рынках из модели генерируется два параметра, экономический смысл которых и практическая применимость рассматриваются в статье.

Добавлено: 21 апреля 2017
Статья
Горейко Н. А. Современная конкуренция. 2011. № 6.
Добавлено: 7 декабря 2011
Статья
Голованова С. В. Современная конкуренция. 2015. Т. 9. № 4(52). С. 65-76.

Неконкурентное поведение участников конкурсных торгов является серьезной проблемой, приводящей к потерям экономической эффективности проектов, в рамках которых используется механизм конкурсных закупок. Подобные нарушения достаточно распространены в России и традиционно находятся в центре внимания антимонопольного органа. Как показывает практика, привлечение к ответственности за ограничивающие конкуренцию соглашения зачастую является проблематичным, учитывая многообразие их форм и недостаточную развитость стандартов доказательства. Это, в свою очередь, ослабляет сдерживающее влияние антимонопольных запретов.

Цель данной статьи – оценка роли параметров аукциона и сформировавшихся в российской антимонопольной практике стандартов доказательства в противодействии заключению  ограничивающих конкуренцию соглашений при проведении конкурсных торгов. Для достижения данной цели в работе проводится обобщение результатов теоретических исследований, посвященных анализу сговора на аукционах, а также анализ наиболее типичных нарушений, встречающихся в российской практике. Метод кейс-стади используется для выявления параметров аукциона, способствующих заключению ограничивающего конкуренцию соглашения, а также проблемных моментов, связанных с привлечением участников торгов к ответственности за неконкурентное поведение.

Добавлено: 13 декабря 2015
Статья
Сазанова А. В., Таратухина Ю. В. Современная конкуренция. 2012. Т. 3. С. 9-14.

В статье рассматриваются отдельные характеристики ментальности россиян, влияющие на их экономическое поведение. Раскрываются показатели этнометрического и ценностно- го подходов, концепция «унаследованной иррациональности» в контексте экономической ментальности россиян, а также характеристики поведения российского менеджмента.

Добавлено: 7 декабря 2012