Работа посвящена проблеме рефлексии личности в аспекте различения знаемого и незнаемого «Я». Рассматриваются их противоречия, заключенные в нарративе о значимой жизненной ситуации. Намечены способы извлечения этих противоречий из рефлексивных текстов, разработанные на основе идей П. Рикера, Ж.П. Сартра, С.Л. Рубинштейна, Е.Б. Старовойтенко. В статье представлен анализ индивидуального нарратива значимой ситуации, объективно задающей динамику "Я".
Работа посвящена возможностям применения теории личностных конструктов для анализа мировоззренческих паттернов личности. Рассматривается метод репертуарных решеток, в частности количественный и качественный анализ импликативных дилемм. Представлены результаты эмпирического исследования на выборке клиентов с симптомами депрессивного и тревожного спектра. После терапии респонденты демонстрируют более низкий уровень депрессивной симптоматологии и стресса, чем до терапии, также обнаружена тенденция к уменьшению количества импликативных дилемм. Статистически значимой взаимосвязи между наличием/количеством импликативных дилемм и клиническими симптомами не обнаружено. Однако результаты контентанализа импликативных дилемм свидетельствуют о содержательных изменениях в мировоззренческих конструктах человека. Обсуждаются возможности использования количественного и качественного анализа импликативных дилемм для психодиагностической и психокоррекционной работы.
Данная статья посвящена герменевтике персонологических моделей «Я» в поисках имплицитных аспектов «Я». В качестве материала герменевтики выступили описания форм деперсонализации в текстах К. Ясперса, модель генеза жизненных отношений личности и модель культурной деперсонализации Е.Б. Старовойтенко. В качестве герменевтического приема в данной работе использованы «мета-герменевтика» и «принцип оппозиций» (Исаева, 2008). В результате были реконструированы феноменологические аспекты «Я», аспекты «Я» в отношениях и аспекты персонализации «Я» в культуре. Выявленные аспекты использованы в анализе индивидуального случая.
В статье категория религиозной идентичности рассматривается как конструкт, описывающий, с одной стороны, форму отражения и переживания действительности, с другой - механизм формирования социальной общности на основании религиозной принадлежности. В качестве «связующего звена» между двумя уровнями концептуализации религиозной идентичности предлагается рассматривать имплицитные концепции верующего и неверующего. Эмпирическое исследование имплицитных концепций российских студентов позволило сопоставить содержание представлений о верующем/неверующем, собственной личности и идеале и продемонстрировать наличие связи между склонностью верить в сверхъестественное и содержанием имплицитных концепций верующего и неверующего.
В связи с развитием современных технологий, которые претендуют на изменение не только внешнего, но и внутреннего мира человека, его субъективности, вопрос: «Что такое человек?» - из отвлеченного философского становится практическим и, как никогда ранее, актуальным. В качестве гипотетического ответа на этот вопрос, с опорой на философскую, психологическую и психотерапевтическую традиции, системно рассматривается субъектность человека и такие ее структуры (и процессы), как индивид, личность, сущность, самость, индивидуальность, индивидность (и персонализация, персонификация, индивидуализация, индивидуация).
В статье рассматривается инициативная саморефлексия человека при решении моральной дилеммы. Это рефлексия по поводу своих мировоззренческих принципов, личностных черт, интеллектуальных особенностей, мыслей, эмоций, трудностей, испытываемых при решении моральной дилеммы, развертывающаяся и эксплицируемая человеком без явного побуждения со стороны другого. Данное явление было изучено на материале задачи Д. Канемана и А. Тверски «Азиатская болезнь», модифицированной авторами статьи и предоставляющей участнику возможность обосновать сделанный им выбор. Инициативная саморефлексия была составляющих тех обоснований своего решения, которые апеллировали к мировоззренческому, ценностно-смысловому отношению к предлагаемым выборам (такие обоснования составляли бóльшую часть ответов участников), и не встречалась среди ответов, апеллирующих только к математической логике расчета вероятностей (меньшая часть). Полученные данные вносят вклад в понимание взаимодействия мышления и эмоций личности, «Я-рационального» и «Я-эмоционального» при решении моральных дилемм.
В статье представлены результаты исследования глубинного психологического содержания психотерапевтической речи. Самым важным практическим результатом явилось создание методики интент-анализа психотерапевтического дискурса. Она включает в себя словарь и классификацию речевых интенций психотерапевтической речи, маркеры интенций, инструкцию экспертам. С помощью методики были исследованы интенциональные характеристики психотерапевтической речи Карла Роджерса, основателя клиентоцентрированного подхода в психотерапии. На основании полученных результатов можно высказать идею о собственно психотерапевтической составляющей его речи и о функции помощи, как составляющей коммуникативной функции речи.
В статье обсуждается соотношение понятий «картина мира», «мировоззрение» и «образ мира». Рассматриваются различные контексты понимания мировоззрения в психологии, а также исторические и методологические предпосылки развития данного понятия. Специальное внимание уделено авторскому подходу к исследованию мировоззрения как внутренней деятельности и вытекающей из него постановке проблемы выявления устойчивых индивидуальных характеристик восприятия и переработки информации в процессе совладания с неопределенностью мира.
Статья посвящена проблеме трансформаций современного мышления в связи с развитием виртуального пространства жизни. В частности, рассматривается «клиповое мышление» как феномен «электронной личности» 21 века, конституирующей медиа-пространство и им же форматируемой. В работе изучаются психологические дефициты «клипового мышления», в качестве альтернативы рассматривается потенциал символического мышления, как порождающего целостное, объемное знание, отношение, впечатление, рефлексию личности, а также способного расширять и умножать внутреннюю топологию индивидуальной жизни. В работе представлено пилотажное экспериментальное исследование развития индивидуального впечатления в феноменологическом пространстве жизни при клиповой и неклиповой данности символических объектов. В исследовании использованы идеи современных исследователей о клиповом мышлении, модель восприятия и модель впечатления, разработанных Е.Б. Старовойтенко, набор символических изображений из методики А.О. Осиповой. По результатам исследования обосновывается новое биполярное измерение когнитивного стиля «клип - символ» и намечаются перспективы изучения жизненных возможностей «клипового мышления».
В статье обсуждаются проблемы критериев оценки значимости научных фактов в психоло- гии, а также точности экспертных оценок психологов, прогнозирующих результаты психоло- гических экспериментов. Представлен персонологический подход В. А. Петровского, оценива- ющий нетривиальность научных фактов. Принцип анализа нетривиальности факта проиллю- стрирован на трех примерах из области психологии личности (оценка нетривиальности фак- тов, полученных С. А. Щебетенко при изучении рефлексивных адаптаций, и фактов, характе- ризующих проявления эмпатии психологов-консультантов, в исследовании М. В. Сизиковой). Из трех тестируемых заданий два оказались нетривиальными. Было выявлено также, что при ответе на некоторые вопросы, касающиеся исходов психологических экспериментов, психоло- ги-эксперты чаще дают неточные прогнозы, чем непсихологи.
Автор статьи ставит проблему культурного времени личности и предлагает подходы к ее решению в контексте персонологии. Различаются «культурное время персонологии» и «культурное время жизни личности». В качестве единиц их измерения определяются события «открытий личности» в истории культуры и события создания, понимания и интерпретации личностью текстов в процессе жизни. Приводятся модели и факты личности, образующие разнообразную временную динамику ее культурогенеза. Выводятся закономерности временных отношений в жизненном континууме персональных культурных событий, в частности, связанных с «текстами личности».
Статья посвящена обоснованию культурных предпосылок поиска и определению типов в теоретической психологии личности. К ним отнесены, во-первых, особенности европейской культуры мышления, во-вторых, культурные условия исторического появления личностных типов как реальности, в-третьих, традиция привлечения культурного опыта при построении авторских типологий личности, в-четвертых, культурная обусловленность и направленность свойств личности, образующих типы. Предлагается модель культурно-психологической типизации отношений личности, разработанная с учетом отмеченных предпосылок.
В статье прослеживаются базовые тенденции изучения проблематики баланса между работой и личной жизнью в социологической и организационно-психологической литературе. Предлагается новый ракурс рассмотрения на основе деятельно-смыслового подхода. Приводятся результаты пилотажного эмпирического исследования с использованием метода графического шкалирования с целью выявления различий между «реальным» и «идеальным» соотношением работы и личной жизни в сознании респондентов. Намечаются перспективы дальнейших исследований с обозначенных теоретических позиций.
В статье представлены результаты авторской рефлексии многолетнего опыта преподавания и развития современной персонологии. Персонология понимается как наука, стремящаяся в конкретных формах обучения, исследованиях и консультативно-психотерапевтических подходах достичь синтеза культурно-психологического (герменевтического), фундаментально-теоретического и практического знания о личности. Обучение современной персонологии представлено как творческий процесс, совершающийся в диалоге преподаватель-студент и нацеленный на проблематизацию персонологически значимых фактов, идей, теорий и моделей. Акцентируется процесс освоения персонологических моделей, имеющих одновременные референции к культуре, теориям личности, практической помощи личности, индивидуальному самопознанию и саморазвитию. Подчеркивается, что данные модели, основанные на сложном научном синтезе, разрабатываются, изучаются и совершенствуются путем применения методов интерпретации, реконструкции, рефлексии, анализа индивидуальных случаев и т.д. Особая роль отводится методу анализа кино-кейсов, новые потенциалы которого демонстрируются и обобщаются авторами. Рефлексируется процесс диалогического освоения студентами моделей топологии и хронологии жизни посредством «герменевтики личности» героев двух известных фильмов. Обосновывается, что изучение персонологических моделей с помощью кино-кейсов способствует концептуальному продвижению в познании личности, постановке новых теоретических проблем, углублению и проблематизации культурно-психологического видения личностной реальности, а также созданию проектов ее практического преобразования.
Статья посвящена реконструкции представлений В. Франкла о личности как основе индивидуализации и самоформирования человека и его жизни. Раскрываются методологические основы концепции В. Франкла - понимание личности в философской антропологии М. Шелера, обсуждаются психологические категории, посредством которых описывается процесс актуализации личностного начала человека, а также рассматривается значение взглядов В. Франкла для психологии личности.
В статье дан историко-научный анализ развития классической и современной психологии восприятия. На этом фоне анализируются методологические проблемы психологического исследования самовосприятия индивидуальности с позиций инновационной рефлексивно-гуманитарной психологии. Рефлексивно-психологическая специфика самовсприятия характеризиется результатами эмпирического исследования самосвсприятия на матеориале анализа психологии творчества – художественного (М.М.Зощенко), научного (Н.Я.Пэрна), а также предлагаются рефлетехнологии рефлексивной активизации целеобразования студентов для развития их личностно-профессионального менталитета.