• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдена 41 публикация
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Любимов С. Е. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2015. № 3.

В этой статье представлен анализ произведения флорентийского мыслителя Никколо Макиавелли «Искусство войны» и тех идейных взаимосвязей, которые это произведение имеет с современными трансформациями войны. На первый взгляд «Искусство войны» не несёт в себе ничего оригинального, поскольку на протяжении произведения автор неоднократно отсылает нас к опыту Древнего Рима, по сути, не предлагая чего–то нового. В данной работе мы покажем, что в трактате «Искусство войны» впервые было сформулировано новоевропейское понимание войны, которое наиболее ярко было раскрыто несколько столетий спустя в работах Карла фон Клаузевица.

Добавлено: 2 декабря 2015
Статья
Блинникова П. А., Гиринский А. А., Доронина А. А. и др. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2020. Т. 3. № 2. С. 69-82.

Поэтические произведения времен войны — документ эпохи. Эссе, написанные участниками круглого стола, открыли авторам возможность диалога, переживания и способность ощутить причастность к далеким, но и до сих пор остающимся близкими событиям войны. Для философского ума  — это еще и прикосновение к экзистенциальным проблемам жизни и смерти, ценности мира, различения друга и врага, понимание долга, жертвы и жертвенности, переживание потери близкого, другого опыта любви времени войны.

Добавлено: 29 июля 2020
Статья
Морозов Д. А. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2018. Т. 1. № 2. С. 220-236.

Данный обзор посвящен трем сборникам, исследовательская проблематика которых в целом различается. Однако общей темой является осмысление российской действительности в исторической перспективе: во всех сборниках большое внимание уделено революции 1917 г. Не так давно в России отмечалось столетие переломных событий. В обозреваемых сборниках подробно раскрываются такие темы, как «Горький и Россия в преддверии Революции» и «Либералы на рубеже XIX–XX вв.: теории, не реализованные в действительности». Революция 1917 г. и связанные с ней события — не единственная знаменательная тема. Сборники 2018 г. приурочены к юбилеям двух важных для отечественной мысли личностей — Максима Горького и Ивана Сергеевича Тургенева. Авторы статей — преимущественно российские исследователи, хотя есть несколько работ из СНГ.

Добавлено: 25 июля 2020
Статья
Щербина Ю. И. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2020.

Чешские интеллектуалы, среди которых в 1920-е годы оказались выходцы из России, проявляли особый интерес к творческому наследию Ф. М. Достоевского. В статье раскрываются основные причины этого феномена. Немаловажную роль в изучении творчества писателя сыграла так называемая «Русская акция помощи» и «русский след», оставленный изгнанниками в Праге. В этом контексте показательна фигура Альфреда Людвиговича Бема, который интересен не только как исследователь, посвятивший его творчеству множество работ, но и как один из создателей первого международного общества Достоевского. Бем одним из первых применил психоанализ к интерпретации художественных произведений Достоевского и проанализировал специфику использования этого метода в литературоведении. Автор раскрывает методологическое основание интерпретации, осуществленной Бемом, обращая внимание не только на связь темы «Достоевский и его читатель» и психоанализа («метод мелких наблюдений» Бема), но и на истоки этой интерпретации, связанной с формальной школой в литературоведении. Подчеркиваются недостатки психоанализа как способа интерпретации художественного произведения.

Добавлено: 31 октября 2020
Статья
Любимов С. Е. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2012. С. 78-84.
В данной работе анализируется позиция итальянского философа эпохи Возрождения Николо Макиавелли в отношении таких онтологический категорий как судьба и фортуна. Эти категории, согласно Макиавелли, способны разрушить государство. В результате этого исследования, были определены те способы, с помощью которых, согласно Макиавелли, можно противостоять этим двум силам и спасти государство.
Добавлено: 4 января 2013
Статья
Фрейденберг О. М., Брагинская Н. В., Костенко Н. Ю. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2019. Т. 2. № 2. С. 172-204.

Публикации избранных писем О. М. Фрейденберг с 1911 по 1940 гг. друзьям, учителям, ученикам и дяде Л. О. Пастернаку.

Добавлено: 12 августа 2019
Статья
Фрейденберг О. М., Брагинская Н. В., Костенко Н. Ю. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2019. Т. 2. № 4. С. 304-339.

Вторая публикация избранных писем О. М. Фрейденберг (см. первую: «Философические письма. Русско-европейский диалог», Т. 2, № 2) охватывает 1925–1940 гг. и всего двух адресатов — это гимназическая подруга Елена Семеновна Лившиц и ученица, впоследствии известный ученый, Софья Викторовна Полякова. В письмах к Лившиц в 1925–1928 гг. Фрейденберг — начинающий ученый, в письмах к Поляковой (1936–1940) — профессор. Но и там, и там взгляд на научную среду непохож на «агиографически-торжественный» стиль воспоминаний учеников и некрологов коллег. К привычке писать пародии и шуточные тексты в кругу гимназических друзей добавляется язвительная сатира свифтовского образца. Это острый и заостренно субъективный, но неожиданный и зоркий взгляд на гуманитарную академическую среду Ленинграда.

Добавлено: 24 января 2020
Статья
Павлов И. И. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2014. № 2. С. 11-27.

В данной статье реконструируется ряд аргументов Х. Патнэма, сформулированных им в различные периоды его творчества. Автор подчеркивает, что понимание поздней концепции Патнэма невозможно без уделения должного внимания той разработке аналитико-философских проблем философии сознания и философии языка, которую Патнэм осуществил еще в ранний и средний период. Но наиболее интересной представляется поздняя концепция прагматического реализма, в которой с опорой на ряд идей Л. Витгенштейна Патнэм связывает эпистемологическую проблематику научного реализма с этико-экзистенциальными вопросами ценности жизненного мира. Такой ход не только является интеллектуально успешной апологией реализма, но также предлагает новые стратегии для философии, не желающей ограничиться какой-либо односторонней перспективой.

Добавлено: 16 ноября 2014
Статья
Сидорова М. А. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2016. № 3.

Имя Х. Арендт становится знаковым в современном дискурсе о политическом. Еѐ концепция политического действия, критика тоталитарных режимов занимают почѐтное место в истории политической мысли двадцатого столетия. Арендт обращается и к вопросу о революции. На наш взгляд, в этом обращении она вступает в спор с марксовым представлением о революции. Каково содержание спора Арендт с Марксом? Какие проблемы он затрагивает? Как раскрывается представление Арендт о революции в этом споре?

Добавлено: 8 декабря 2015
Статья
Бойцов М. А. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2021. Т. 4. № 2. С. 27-52.

В статье показывается, что традиционные интерпретации романа «Преступление и наказание» принципиально ошибочны, поскольку не учитывают того обстоятельства, что он создавался в условиях ужесточавшейся цензуры. Исходить из уверенности, что замысел автора получил точное выражение в опубликованном тексте, неосмотрительно. Достоевский на многих страницах прибегает к эзопову языку, скрывающему то, что его роман во многом является ответом на «Что делать?» Николая Чернышевского. Как и Чернышевский, Достоевский обсуждает злободневный вопрос о том, что собой представляют русские революционеры. Раскольников интересен ему не как уголовный преступник, а как талантливый человек, заразившийся западными революционными идеями. Достоевский представляет себе революционера прежде всего как террориста, присвоившего право стоять выше закона не только человеческого, но и природного, самовольно решающего, кому жить, а кому умереть. Революционер якобы стремится облагодетельствовать человечество, но на самом деле жаждет власти над «человеческим муравейником». Полемический ответ дал Писарев. Он настаивал на том, что Достоевский выдал читателю за революционера совершенно иной социальный тип и что пролитие крови отнюдь не обязательная черта приближающейся революции.

Добавлено: 23 июня 2021
Статья
Кантор В. К. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2020. Т. 3. № 2. С. 15-41.

Заметки главного редактора

Добавлено: 11 декабря 2020
Статья
Бессчетнова Е. В. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2019. Т. 2. № 1. С. 216-225.

Одним из заметных событий начала 2019 г. стала публикация второго тома уникальной научной биографии Н. Г. Чернышевского, автор которой — замечательный исследователь Адольф Андреевич Демченко (1938–2016). Это имя хорошо известно исследователям наследия мыслителя. Профессор Демченко — советский и российский литературовед, биограф Чернышевского, в последние годы жизни работал в Институте филологии и журналистики Саратовского государственного университета. Чернышевский всегда занимал центральное место в профессиональной жизни Демченко. Он был одним из инициаторов и академическим руководителем Международных научных чтений «Н. Г. Чернышевский и его эпоха» в Музее-усадьбе Н. Г. Чернышевского.

Добавлено: 18 апреля 2019
Статья
Павлов И. И. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2019. Т. 2. № 2. С. 208-214.

Рецензия на книгу: Роккуччи А. Сталин и Патриарх: Православная церковь и советская власть, 1917–1958: [пер. с итал. О. Р. Щелоковой]. М.: Политическая энциклопедия, 2016. 582 c.

Добавлено: 5 августа 2019
Статья
Винкельман А. М. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2016. Т. 3. С. 24-33.

В статье рассматривается роман Е. Замятина "Мы" из перспективы "ЛФТ" Л. Витгенштейна. 

Добавлено: 19 октября 2017
Статья
Куманьков А. Д., Морозов Д. А., Насырова А. В. и др. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2020. Т. 3. № 1. С. 47-64.

Первая мировая война, революция, Гражданская война — вехи истории, и, осмысливая их, современный исследователь видит огромные панорамы, на которых разворачивалась судьба России в начале XX в. Стоит ли воспроизводить длинную цепочку исторических событий, приведшую русскую эмиграцию в Сербию?.. В первую очередь нас интересует поиск причинно-следственных связей. Точкой отсчета станет факт присутствия русских эмигрантов в Сербии, а не то, как именно они попали в этот гостеприимный край. Так мы обретем возможность не только исторического, но и историософского, культурного понимания «последствий Гражданской войны в России» для эмигрантов и для Сербии. Яркие примеры взаимного влияния обеих стран можно обнаружить в небольшой статье Алексея Борисовича Арсеньева «У излучины Дуная. Русская колония в Нови-Саде» (Арсеньев, 2010: 148–151), с которой он познакомил участников летней школы «Русская эмиграция в Сербии. Портреты и судьбы» (25–31 августа 2019 г.). Множество интересных деталей русско-сербского взаимодействия Арсеньев отразил в лекции, прочитанной в Матице сербской — старейшем сербском литературно-научном сообществе, основанном в 1826 г. Тему присутствия русских эмигрантов, оказавшихся в Сербии после Гражданской войны, мы решили раскрыть через три ключевых понятия, каждому из которых посвящен небольшой фрагмент текста: спасение русской культуры, ее сохранение и осмысление Гражданской войны. Мы полагаем, что именно так можно точнее всего передать способ осмысления самими эмигрантами своего места в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев (КСХС) и той миссии поддержания жизни русской культуры, которая, как им виделось, лежит на них.

Добавлено: 25 июля 2020
Статья
Кантор В. К. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2019. Т. 2. № 2. С. 10-26.

Российская словесность, строго говоря, решала задачу, поставленную Петром перед державой. Можно с уверенностью заметить, что с эпохой Петра кончилась языковая изоляция России. Иными словами, не- мецкий язык начиная с петровской эпохи стал реальным «воспитателем» рус- ского и посредником между его настоящим и прошлым. Ну хотя бы такая де- таль, для меня очень важная: «Одиссея» Гомера была переведена Жуковским с немецкого языка. Если учитывать, что с Петра Россия оказалась способной к усвоению высших на тот момент завоеваний культуры, тогда нужно принять как показатель реального духовного роста страны появление «метафизиче- ского языка», на отсутствие которого жаловался еще Пушкин, и появившую- ся благодаря ему возможность философских размышлений, а параллельно — усвоение высших на тот момент технических достижений.

Добавлено: 10 августа 2019
Статья
Сидорина Т. Ю. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2019. № 5. С. 161-168.

Русская музыкальная культура тесно связана с национальным языком и литературой, и во многом обязана творчеству русских писателей XVIII-XIX вв., и прежде всего творчеству А.С. Пушкина. Композиторы XIX в. (М. Глинка, М. Мусоргский, А. Бородин, М. Балакирев, П. Чайковский) заложили основы русского музыкального звучания. В статье рассматривается вопрос об определяющей роли русского языка в процессе формирования музыкальной культуры России, обобщаются подходы отечественных исследователей – искусствоведов, представителей эстетической мысли, к вопросу о роли языка, русской песни, романса в формировании русской музыкальной идентичности. В ХХ столетии особую роль в развитии традиций русского мелодизма играет вокальное творчество С.В. Рахманинова (1873 – 1943), его поздние романсы, как отражение «Серебряного века» русской культуры, драматизма уходящей эпохи.     

Добавлено: 28 октября 2019
Статья
Мишура А. С. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2013. № 1-2. С. 47-58.

Целью данной работы является экспликация тех задач, которые Филмер ставил перед собой при написании «Патриархии». Достичь её можно только совмещая анализ самой работы и контекста, в котором она создавалась. В первой главе мы кратко изложим и проанализируем интерпретацию Локка, что необходимо в силу её исторической роли. Вторая глава посвящена непосредственно исследованию «Патриархии»  в контексте возникновения этого сочинения, а также экспликации целей, которые преследовал её автор.

Добавлено: 4 декабря 2014
Статья
Любимов С. Е. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2014. № 2. С. 117-127.

В данной статье рассматриваются взаимосвязь теории аффектов Бенедикта Спинозы с его учением о природе зла. С помощью некоторых современных интерпретаций его философии, в частности, работы А. Негри «Savage Anomaly: The Power of Spinoza’s Metaphysics and Politics” мы попытались проследить данную взаимосвязь, используя теорию действия Бенедикта Спинозы в качестве отправной точки. 

Добавлено: 29 января 2015
Статья
Гребенников А. А. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2019. Т. 4. С. 63-75.

Ф. Петтит и К. Шмитт о легитимности в связи с вопросом о справедливости и свободе

Добавлено: 31 июля 2018
1 2