• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 90 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Зинченко В. П. Человек. 2012. № 5. С. 5-19.
В статье сделана попытка раскрыть положение Г.Г. Шпета, что слово является первым и главным принципом человеческого познания. С рождения ребенок попадает в атмосферу (духосферу, когитосферу, семиосферу) слова, которая обволакивает его, проникает в душу и становится внутренней формой образов, движений, действий, состояний и чувств. В 1,5–2 года, когда начинается эксплозия, «вулканический взрыв» детской речи, слово выходит наружу не звуком пустым, а несет в своей внутренней (виртуальной, идеальной, превращенной) форме образы, действия, аффекты, предметные значения и смыслы. Становясь внешней формой, слово сохраняется во внутренней форме действий, образов, чувств или программ их актуализации, принимая форму невербального внутреннего слова. Проблематика гетерогенности и гетерогенеза слова, образа и действия обсуждается в контексте культурно-исторической психологии и психологии творчества.
Добавлено: 12 ноября 2012
Статья
Леонтьев Д. А. Человек. 2011. № 5. С. 34-46.

В статье рассмотрены философские и психологические взгляды на проблему счастья от Аристотеля до наших дней. С опорой как на общефилософские дискуссии, так и на данные социологических и психологических исследований последнего времени, показано, что за словом “счастье” кроются два качественно различных феномена, обладающих разными свойствами и закономерностями: переживание субъективного благополучия, прямо связанное с удовлетворенностью базовых потребностей, и переживание радости как участия в осуществлении значимой деятельности или включенности в близкие отношения.

Добавлено: 9 мая 2013
Статья
Лифинцева Т. П. Человек. 2009. № 4. С. 96-111.

Статья посвящена одной из ключевых тем творчества выдающегося немецко-американского  философа и богослова Пауля Тиллиха (1886-1965) – анализу категории «мужество быть» в аспектах онтологии, антропологии и этики. «Мужество быть», по Тиллиху, есть прежде всего утверждение человеком собственного бытия вопреки угрозе небытия. Как и Хайдеггер, Тиллих считал, что бытие человека – единственный ключ к Бытию как таковому. Понятие Бога у Тиллиха – теологический синоним категории Бытия, понимаемого в духе позднего Шеллинга и Хайдеггера как основа мира. Экзистенциальная тревога человека о смысле бытия – свидетельство того, что человек внутренне с Бытием связан, но отчуждён от него в своём земном существовании. Религиозность – это состояние «предельной заботы» о безусловном смысле бытия, а «мужество быть», по Тиллиху, есть обращение человека к Tрансцендентному.

Добавлено: 7 ноября 2012
Статья
Магамедова К. Г. Человек. 2008. № 6.
Добавлено: 19 марта 2011
Статья
Сохань И. В. Человек. 2012. № 6. С. 139-153.

Анализируется "Книга о вкусной и здоровой пище" как уникальный образец тоталитарной гастрономической мифологии. Это единственная кулинарная книга, где образцы гастрономической культуры соединены с идеологическими принципами. Рассматривается структура "Книги о вкусной и здоровой пище", ее основные дискурсы и риторики, ее ключевая роль в формировании советской гастрономической культуры.

Добавлено: 23 мая 2013
Статья
Климова С. М. Человек. 2012. № 2. С. 182-185.

Статья рассматривает положение женщин-ученых в Китае, их неравенство по сравнению с учеными-мужчинами.

Добавлено: 20 сентября 2014
Статья
Сунь Ц., Нестерова О. А. Человек. 2019. Т. 30. № 4. С. 156-175.

Исследованы  сакральные  коммуникативные  практики  женщины  в  пространстве  традиционного  образа жизни, представленные в произведениях современной российской писательницы Г.Ш. Яхиной «Зулейха открывает глаза» и китайского литератора XX века Лу Синя «Моление о счастье». Показано, что посредством раскрытия образов главных героинь авторы демонстрируют универсальность проблем жизненного мира «маленького человека», обращая при этом особое внимание, как религиозные верования, народные предрассудки и обусловленное ими общественное мнение управляют поведением женщины в рамках тради-ционной культуры и как сквозь призму сакральных образов и представлений  женщина  воспринимает окружающий  социальный  и  природный мир. Подчеркивается  обусловленность  сакральных коммуникативных практик  этнокультурными  ценностями  и  этнопсихологическими  установками. На основе проведенного сравнительного анализа двух произведений  выявляются  особенности  основных  способов взаимодействия женщины  традиционного  типа  с  различными  сегментами  сакрального пространства. Рассматриваются типы ее взаимодействия с миром богов и духов (религиозно-духовный, анимистический, магический), а также отличительные черты сакрализации субъектов социальной коммуникации.  Анимистические представления, доминирующие в картине мира главных героинь Зулейхи и Сян-линь, основаны на древней мифологии и языческих ценностях, характеризующих соответственно татарскую и китайскую традиционные  этнические  культуры.  Священно-религиозные  представления являются проекциями социальных отношений и в то же время образы, мифы и символы сакрального пространства проецируются на сферу повседневной жизни. Коммуникативные практики женщины, описанные  Г.Ш. Яхиной и Лу Синем, анализируются в их взаимосвязи с элементами пространства обыденной, повседневной жизни и сферы духовно-религиозных представлений.

Добавлено: 20 августа 2019
Статья
О.О.Савельева Человек. 2010. № 6. С. 90-108.

В статье рассматриваются причины формирования в ХХ веке так называемой "культуры звёзд" ("селебрити культуры"). Анализируются её проявления в условиях массового общества и следствия для общественного сознания и социального поведения. Приводятся примеры из современной социальной реальности. 

 

Добавлено: 26 января 2011
Статья
Бессчетнова Е. В. Человек. 2014. № 4. С. 151-156.

Константин Леонтьев прожил очень сложную, наполненную событиями и чувствами жизнь. Это был человек невероятно свободного независимого ума и при  этом строго православным исповедующим «византийское, филаретовское, оптинское православие».  Леонтьев сменил множество профессий, был врачом, консулом, цензором, помещиком, публицистом и под конец жизни стал монахом, но он всегда оставался искателем истины, «с редким любопытством принимая  испытания и перемены».  Успеха в жизни Леонтьева не было, не удалась ни карьера врача, ни дипломата, ни литератора. Многие его художественные произведения оставались без рецензий и критиками были незамечены, статьи не печатали, не было ни материального благополучия, ни любви, ни семейного счастья. Леонтьев женился рано на полуграмотной мещанке, впавшей в слабоумие, и философ, прежде всего ценивший «красоту для всего в мире» терпел «грязь жены», в то время как душа его требовала «поэзии".

 

 

 

 

Добавлено: 8 сентября 2014
Статья
Савельева О. О. Человек. 2015. № 1. С. 116-132.

Рассматриваются истоки формирования и развитие практики публичной презентации женских изображений. Возникнув в начале XIX века в Лондоне, традиция выставлять изображения известныхличностей в витринах фешенебельных магазинов со временем  трансформировалась в изготовление фотографий привлекательных женщин, а затем -  в массовое распространение соответствующих открыток, плакатов, иллюстраций  в "денских" и "мужских" журналах.  Показано, что подобная деятельность выполняла важные социокультурные функции: легитимизировала стандарты женской красоты, рекламировала новинки моды и дизайна, способствовала формированию идентичности, прежде всего, у женщин. Раскрываются основные приемы и тенденции создания подобной продукции, рассказывается о наиболее известных её создателях.

Добавлено: 3 января 2016
Статья
Тульчинский Г. Л. Человек. 2012. № 2. С. 20-34.

Рассматривается история вопроса: подход к проблеме смеха в различных интеллектуальных традициях. В центре внимания автора анализ смеха как социокультурного феномена. Выделяются типовые культурные конструкты, выступающие потенциальным источником комического (наличие отклонения в ситуации от представления о должном, непонимание участниками ситуации этого отклонения и т. д.); раскрывается личностностное отношение к таким ситуациям. Смех – важный индикатор культуры личности, ее социализации и самоопределения. Выделены факторы порождения этой социально-культурной эмоции.

Добавлено: 6 сентября 2012
Статья
Иванченко Г. В. Человек. 2002. № 3. С. 150-159.
Добавлено: 22 января 2014
Статья
Малинкин А. Н. Человек. 2016. № 4. С. 103-118.

Автор рассматривает концепции радости и человека как ens amans в феноменологии чувств М. Шелера. Он показывает, что последняя, будучи основанной на двуединстве «духа» и «жизни» в человеке, эволюционирует с середины 1920-х годов в метафизику, основанную на двуединстве «духа» и «порыва» в становлении «мировой основы». Феноменология любви и ненависти трансформируется в метфизику добра и зла, а в центре внимания Шелера оказывается концепция «сублимации», объясняющая энергообмен «духа» и «порыва» в человеке как «микротеосе».

Добавлено: 20 февраля 2017
Статья
Семенов И. Н. Человек. 2015. № 4. С. 143-150.

Один из энтузиастов и основоположников системного подхода в нашей стране, выдающийся российский философ второй половины ХХ века Эрик Григорьевич Юдин (1930–1976) внес существенный вклад в развитие как человекознания в целом, так и методологии ряда интегрированных в него дисциплин — культурологии, социологии, биологии и особенно психологии, педагогики и эргономики, применительно к которым важную роль сыграла разработка ученым методологических средств взаимодействия системного и деятельностного подходов.

Добавлено: 26 февраля 2016
Статья
Замятин Д. Н. Человек. 2014. № 1. С. 5-17.
Путешествие рассматривается как онтологическая модель воображения. В рамках модели исследуются географические образы путешествия. Выявлены ключевые характеристики, описывающие метафизику путешествия как пространственного феномена в контексте гуманитарной географии и метагеографии.
Добавлено: 23 октября 2016
Статья
Абрамов Р. Н. Человек. 2013. № 5. С. 99-111.

Статья посвящена анализу феномена народной музеефикации недавнего советского прошлого – инициативному появлению тематических интернет ресурсов и «народных музеев», посвященных ностальгической репрезентации советской повседневности периода поздней оттепели и застоя. В статье используются теоретические концепции и объяснительные модели, касающиеся форм социальной памяти, нарративной правды о прошлом и ностальгии.

Добавлено: 26 декабря 2013
Статья
Ишанов С. А., Осин Е. Н. Человек. 2019. Т. 30. № 3. С. 165-183.

В статье обсуждается соотношение понятий «одиночество» и «уединение» в религиозном, художественном, философском и психологическом контексте. Авторы сосредотачиваются на теоретическом анализе уединения как самостоятельного феномена. Как в культурно-исторической, так и в онтогенетической перспективе виден вектор дифференциации этих понятий: зрелая личность в уединении не страдает от одиночества; личностное развитие связано с принятием уединения и раскрытием его творческого потенциала.

Добавлено: 9 октября 2018
Статья
Кантор В. К. Человек. 2017. № 1. С. 37-45.

Когда говорят об оценке Степуном творчества Достоевского, то обращаются прежде всего к двум его последним статьям («“Бесы” и большевистская революция», 1957; “Миросозерца5 ние Достоевского”, 1962), либо к рассуждениям в его мемуарах. Между тем первый текст Степуна о Достоевском («О “Бесах” Достоевского и письмах Максима Горького», 1913) вышел в удивительное, я бы сказал, ключевое время (накануне войны, когда Достоевский был прочитан заново, на фоне надвигав5 шейся мировой катастрофы), когда вдруг стало понятно, что именно этот русский писатель, более чем любой другой, связан с сущностью и судьбой России. Когда вдруг осознали специ5 фику его таланта, его творчество было выведено из контекста реалистического бытового романа и поставлено в ряд древне5 греческих трагедий, трагедий шекспировской эпохи.

Добавлено: 30 апреля 2017
Статья
Иванченко Г. В. Человек. 1997. № 3. С. 127-130.
Добавлено: 22 января 2014
Статья
Климова С. М. Человек. 2015. № 4. С. 171-180.

Статья посвящена обзору дискуссионнных вопросов о современных тенденциях наук о человеке в рамках регионального курглого стола в Белгородском госуниверситете

Добавлено: 10 марта 2016