Представленный обзор характеризует подходы к работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, сложившиеся в странах Северной, Западной и Южной Европы, в том числе в части выявления кризисных ситуаций и изъятия детей, их временного устройства, восстановления связей с кровными родителями. Сопоставление указанных подходов показывает, что в данной сфере универсальных решений не существует: даже в рамках одного региона в едином концептуальном поле обозначаются различные направления развития системы по работе с детьми и семьями, по-разному расставлены приоритеты на каждом из ее уровней. Тем не менее опыт формирования систем семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в развитых странах, а также основных принципов работы с замещающими и кровными семьями, может быть учтен при разработке системы мер по преодолению проблемы сиротства в России.
В 2008–2011гг. в пенсионную систему были направлены значительные бюджетные средства, позволившие обеспечить беспрецедентный в новейшей истории России рост пенсий. Тем не менее, общественное восприятие старости изменилось мало — она по-прежнему ассоциируется с бедностью и уязвимостью. В статье предпринята попытка объяснить этот парадокс с использованием данных статистики и выборочных обследований населения. Анализируются успехи пенсионной политики последних лет с точки зрения ее влияния на материально-имущественное положение пенсионеров и их семей, а также ограничения этой политики, лежащие как внутри, так и за пределами пенсионной системы.
Старение населения – главный вызов российской пенсионной системе в ближайшие десятилетия. В какой степени изменение параметров демографического развития – различные темпы роста продолжительности жизни, уровня рождаемости и миграции – скажутся на финансах пенсионной системы? Авторы отвечают на этот вопрос на основе анализа прогнозной динамики уровня пенсий и баланса пенсионных доходов и расходов в рамках государственной солидарной пенсионной системы. В статье обсуждается методология прогнозных расчетов и ее возможные ограничения, а также результаты прогнозирования основных параметров пенсионной системы до 2030 г. - в зависимости от различных сценариев демографического прогноза. Отдельно рассматривается вопрос о финансовых последствиях возможного повышения пенсионного возраста.
В статье рассматриваются различия в обращаемости, способах и объемах получения медицинской помощи разных видов (первичной, специализированной амбулаторной, стационарной), а также различия в доступности бесплатной и платной медицинской помощи для групп населения, различающихся по социально-демографическим характеристикам, месту жительства, уровню доходов. Представлены результаты регрессионного анализа влияния различных факторов на обращаемость за разными видами медицинской помощи и за платной медицинской помощью. Выявлены различия в распределении бремени расходов на медицинские услуги и медикаменты среди населения с разным уровнем доходов и проживающего в регионах с разным уровнем экономического развития. Источниками данных для анализа послужили материалы обследований НОБУС и РМЭЗ, а также опроса населения в рамках проекта «Индекс потребительских настроений», проведенного в марте 2006 г.
Статья посвящена новому этапу профессионализации социальной работы в России, связанному с развитием системы профессиональных стандартов. Осуществляется попытка анализа институциональных механизмов и дискурсов, которые оформляют усилия различных стейкхолдеров в направлениипрофессионализации в социальной сфере, а также рассмотрение возможных последствий и рисков, сопровождающих процессы стандартизации таких профессий. Обобщая британский опыт применения профессиональных стандартов для повышения эффективности социальной защиты и опираясь на данные социологического опроса, проведенного в 2013г., авторы обозначают возможные проблемы, с которыми встретится российская социальная работа в процессе реформирования системы регулирования профессии «сверху вниз».
В данной статье проведен сравнительный анализ бюджетной политики трех регионов с различным уровнем бюджетной обеспеченности — г. Москвы, Тверской и Томской областей. Исследование проводилось на этапе экономического роста 2003-2008 гг., в отношении социально значимых расходов и особенно расходов на социальную поддержку населения. Рассмотрены динамика роли этих расходов в консолидированных бюджетах субъектов РФ и тенденции в уровне финансирования; с точки зрения соотношения расходов на категориальные и адресные программы проанализированы приоритеты финансирования в региональных системах социальной защиты; показано растущее неравенство возможностей регионов в реализации мер социальной политики и дифференцирующая функция системы социальной защиты. Кроме того, обозначены возможные перспективы изменений социальных расходов региональных бюджетов под воздействием фактора экономического кризиса, начавшегося в 2008 г.
Влияние кризиса 2008-2009 гг. на экономику, рынок труда и положение домашних хозяйств исследовалось во многих работах, но, как правило, либо по стране в целом, либо по отдельным кризисным проблемам. В данной статье сделана попытка интегрировать региональные и поселенческие особенности прохождения экономического кризиса, приоритеты социальной политики государства в этот период, воздействие кризиса на положение домашних хозяйств и выбранные населением стратегии адаптации. Такая интеграция возможна только с привлечением разных информационных источников. Информационную базу для анализа составили данные государственной статистики, отчеты Федерального казначейства об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ, а также результаты специального общероссийского выборочного обследования населения "Кризис и поведение домашних хозяйств".
На протяжении последних лет вопросы сиротства все чаще оказываются в центре политического и общественного внимания. Социально-экономические и политические трансформации, произошедшие в России в 1990-х и 2000-х годах, привели к значительным изменениям в уровне жизни населения, ограничили способности семьи в целом как института обеспечить воспитание и содержание детей. В сочетании с постепенным совершенствованием системы выявления семей и детей, находящихся внеблагоприятных жизненных условиях, это привело к росту численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Существующая политика в области профилактики и преодоления сиротства в России не образует единой системы, действующие меры зачастую являются недостаточными и не приводят к значимым улучшениям: первичные риски социального сиротства среди российских детей в настоящий момент находятся практически на том же уровне, что и десять лет назад. Реализуемая на протяжении последних лет политика деинституционализации сиротства приводит к существенному изменению контингента детей, пребывающих в учреждениях, что ставит новые вызовы перед системой устройства детей-сирот и их дальнейшего сопровождения.
Данная статья посвящена новому подходу к оказанию социальной помощи бедным семьям, который распространяется сегодня на все регионы Российской Федерации. Обобщая опыт зарубежных стран по внедрению обусловленных трансфертов с заключением социального контракта адаптации, часть российских регионов уже выбрала те формы и принципы оказания социальной помощи, которые в большей степени соответствуют их конкретным условиям и финансовым возможностям. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи», принятый в 2012 году, требует введения системы социальной поддержки активного типа во всех регионах РФ, поэтому важно представлять себе специфику внедрения системы социального контракта в деятельность социальных служб. Опыт российских регионов по оказанию адресной социальной помощи с использованием системы социального контракта дает возможность другим субъектам Российской Федерации выбрать для внедрения наиболее удачные примеры разработанных методик и процедур работы с бедным населением.
Мы попытались дать систематическое описание трендов смертности и суммировать научные объяснения российского кризиса здоровья, известные на данный момент. На уровне фактов мы видели, что главный рост смертности в России связан с мужчинами рабочего возраста, с группами с низким образовательным уровнем. На уровне причин смерти, наибольший вклад в рост внесли сердечно-сосудистые заболевания в старших рабочих возрастах, внешние и алкогольные причины смерти в более молодых возрастах. Наиболее четко прослеживается связь смертности с опасным потреблением алкоголя и психологическими стрессами, причем два эти фактора, возможно, тесно связаны между собой.
В данной статье рассматриваются социальные аспекты модернизации, как в контексте результатов пройденных этапов, так и в рамках новых вызовов и ограничений. Авторы обращают внимание на то, что нынешнему этапу модернизационного развития свойственно перераспределение функций по обеспечению уровня и качества жизни населения между различными участниками социального процесса - государством, рынками, специализированными социальными институтами, семьями и социальными сетями.
Взгляд авторов на социалную модернизацию - результат многолетней исследовательской деятельности: в той или иной мере проблемы, затронутые в статье, составляли предмет исследований Независимого института социальной политики (НИСП). Авторы обозначают векторы социальной модернизации по методологической схеме "от status guo к желаемому состоянию". Эти векторы касаются практически всех сфер социальной политики: рынок труда, образование, социальная защита, пенсионная система, демографическое развитие, информационное обеспечение социальной политики и пр. Вторая часть статьи посвящена анализу структуры российского общества, с точки зрения выделения тех социальных групп, которые могут рассматриваться как социальная база модернизации. По мнению авторов, центральным элементом этой структуры выступает средний класс в силу своих функциональных характеристик и той роли, которую он призван играть в обществе и экономике.
В статье рассматриваются методологические вопросы оценки результативности социальной поддержки бедных. Обосновывается комплексный подход к анализу, позволяющему не только ответить на вопросы о том, как реализуются эти программы и как они влияют на решение проблем бедности, но и увидеть различия в условиях и тенденциях развития программ, основанных на проверке нуждаемости, в регионах России. В статье систематизированы качественные и количественные индикаторы такой оценки, обсуждается состояние информационной базы для их применения, приводятся рекомендации по ее развитию.
Социальная ответственность бизнеса рассматривается в контексте моделей капитализма. Анализируется разное понимание функций предприятия и различные механизмы институционализации социальной ответственности. В англосаксонской модели социальная ответственность выступает как моральное право собственников, в Германии она подкреплена законодательно, а в Японии встроена в неформальные практики. В России причудливо переплетаются разрозненные элементы различных моделей, которые еще не слились в единую и непротиворечивую систему.