• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 55 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Бирюкова С. С., Варламова М. А. SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. 2014. № 19. С. 103-112.

Представленный обзор характеризует подходы к работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, сложившиеся в странах Северной, Западной и Южной Европы, в том числе в части выявления кризисных ситуаций  и изъятия детей, их временного устройства, восстановления связей с кровными родителями. Сопоставление указанных подходов показывает, что в данной сфере универсальных решений не существует: даже в рамках одного  региона в едином концептуальном поле обозначаются различные направления развития системы по работе с детьми и семьями, по-разному расставлены приоритеты на каждом из ее уровней. Тем не менее опыт формирования систем семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в развитых странах, а также основных принципов работы с замещающими и кровными семьями, может быть учтен при разработке системы мер по преодолению проблемы сиротства в России.

Добавлено: 2 сентября 2014
Статья
Сухова А. С. SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. 2010. № 13 . С. 227-244.
Добавлено: 6 сентября 2011
Статья
Шабанова М. А. SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. 2007. № 7.
Добавлено: 26 марта 2009
Статья
Левинсон А. Г. SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. 2009. № 10. С. 105-131.
Добавлено: 14 января 2010
Статья
Николайшвили Г. Г. SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. 2011. № 15.
Добавлено: 24 января 2012
Статья
Юдаева К. В., Малева Т. М. SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. 2011. № 15.
Добавлено: 1 ноября 2011
Статья
Синявская О. В. SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. 2012. № 16. С. 39-58.

В 2008–2011гг. в пенсионную систему были направлены значительные бюджетные средства, позволившие обеспечить беспрецедентный в новейшей истории России рост пенсий. Тем не менее, общественное восприятие старости изменилось мало — она по-прежнему ассоциируется с бедностью и уязвимостью. В статье предпринята попытка объяснить этот парадокс с использованием данных статистики и выборочных обследований населения. Анализируются успехи пенсионной политики последних лет с точки зрения ее влияния на материально-имущественное положение пенсионеров и их семей, а также ограничения этой политики, лежащие как внутри, так и за пределами пенсионной системы.

Добавлено: 23 августа 2013
Статья
Синявская О.В., Омельчук Т. SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. 2014. № 19. С. 7-30.

Старение населения – главный вызов российской пенсионной системе в ближайшие десятилетия. В какой степени изменение параметров демографического развития – различные темпы роста продолжительности жизни, уровня рождаемости и миграции – скажутся на финансах пенсионной системы? Авторы отвечают на этот вопрос на основе анализа прогнозной динамики уровня пенсий и баланса пенсионных доходов и расходов в рамках государственной солидарной пенсионной системы. В статье обсуждается методология прогнозных расчетов и ее возможные ограничения, а также результаты прогнозирования основных параметров пенсионной системы до 2030 г. - в зависимости от различных сценариев демографического прогноза. Отдельно рассматривается вопрос о финансовых последствиях возможного повышения пенсионного возраста. 

Добавлено: 5 октября 2014
Статья
Бурдяк А. Я., Селезнева Е. В., Шишкин С. В. SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. 2008. № 8. С. 135-158.

В статье рассматриваются различия в обращаемости, способах и объемах получения медицинской помощи разных видов (первичной, специализированной амбулаторной, стационарной), а также различия в доступности бесплатной и платной медицинской помощи для групп населения, различающихся по социально-демографическим характеристикам, месту жительства, уровню доходов. Представлены результаты регрессионного анализа влияния различных факторов на обращаемость за разными видами медицинской помощи и за платной медицинской помощью. Выявлены различия в распределении бремени расходов на медицинские услуги и медикаменты среди населения с разным уровнем доходов и проживающего в регионах с разным уровнем экономического развития. Источниками данных для анализа послужили материалы обследований НОБУС и РМЭЗ, а также опроса населения в рамках проекта «Индекс потребительских настроений», проведенного в марте 2006 г.

Добавлено: 29 октября 2008
Статья
Романов П. В. SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. 2013. № 18. С. 37-56.

Статья посвящена новому этапу профессионализации социальной работы в России, связанному с развитием системы профессиональных стандартов. Осуществляется попытка анализа институциональных механизмов и дискурсов, которые оформляют усилия различных стейкхолдеров в направлениипрофессионализации в социальной сфере, а также рассмотрение возможных последствий и рисков, сопровождающих процессы стандартизации таких профессий. Обобщая британский опыт применения профессиональных стандартов для повышения эффективности социальной защиты и опираясь на данные социологического опроса, проведенного в 2013г., авторы обозначают возможные проблемы, с которыми встретится российская социальная работа в процессе реформирования системы регулирования профессии «сверху вниз».

Добавлено: 22 сентября 2013
Статья
Горина Е. А. SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. 2009. № 11. С. 115-132.

В данной статье проведен сравнительный анализ бюджетной политики трех регионов с различным уровнем бюджетной обеспеченности — г. Москвы, Тверской и Томской областей. Исследование проводилось на этапе экономического роста 2003-2008 гг., в отношении социально значимых расходов и особенно расходов на социальную поддержку населения. Рассмотрены динамика роли этих расходов в консолидированных бюджетах субъектов РФ и тенденции в уровне финансирования; с точки зрения соотношения расходов на категориальные и адресные программы проанализированы приоритеты финансирования в региональных системах социальной защиты; показано растущее неравенство возможностей регионов в реализации мер социальной политики и дифференцирующая функция системы социальной защиты. Кроме того, обозначены возможные перспективы изменений социальных расходов региональных бюджетов под воздействием фактора экономического кризиса, начавшегося в 2008 г.

Добавлено: 27 февраля 2015
Статья
Горина Е. А., Зубаревич Н. В. SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. 2011. № 15. С. 43-66.

Влияние кризиса 2008-2009 гг. на экономику, рынок труда и положение домашних хозяйств исследовалось во многих работах, но, как правило, либо по стране в целом, либо по отдельным кризисным проблемам. В данной статье сделана попытка интегрировать региональные и поселенческие особенности прохождения экономического кризиса, приоритеты социальной политики государства в этот период, воздействие кризиса на положение домашних хозяйств и выбранные населением стратегии адаптации. Такая интеграция возможна только с привлечением разных информационных источников. Информационную базу для анализа составили данные государственной статистики, отчеты Федерального казначейства об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ, а также результаты специального общероссийского выборочного обследования населения "Кризис и поведение домашних хозяйств".

Добавлено: 27 февраля 2015
Статья
Тындик А.О., Синявская О. В. SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. 2009. № 10. С. 131-158.
Добавлено: 27 января 2010
Статья
Синявская О. В. SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. 2010. № 13. С. 187-210.
Добавлено: 23 марта 2012
Статья
Синявская О. В., Бирюкова С. С., Варламова М. А. SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. 2013. № 18. С. 57-80.

На протяжении последних лет вопросы сиротства все чаще оказываются в центре политического и общественного внимания. Социально-экономические и политические трансформации, произошедшие в России в 1990-х и 2000-х годах, привели к значительным изменениям в уровне жизни населения, ограничили способности семьи в целом как института  обеспечить воспитание и содержание детей. В сочетании с постепенным совершенствованием системы выявления семей и детей, находящихся внеблагоприятных жизненных условиях, это привело к росту численности детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей. Существующая политика в области профилактики и преодоления сиротства в России  не образует единой системы, действующие меры зачастую являются недостаточными и не приводят к значимым улучшениям: первичные риски социального сиротства среди российских детей в настоящий момент находятся практически на том же уровне, что и десять лет назад. Реализуемая на протяжении последних лет политика деинституционализации  сиротства приводит к существенному изменению контингента детей, пребывающих в учреждениях, что ставит новые вызовы перед системой устройства детей-сирот и их дальнейшего сопровождения.

Добавлено: 18 сентября 2013
Статья
Овчарова Л. Н., Прокофьева Л. М. SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. 2014. № 19. С. 87-102.

Данная статья посвящена новому подходу к оказанию социальной помощи бедным семьям, который распространяется сегодня на все регионы Российской Федерации. Обобщая опыт зарубежных стран по внедрению обусловленных трансфертов с заключением социального контракта адаптации, часть российских регионов уже выбрала те формы и принципы оказания социальной помощи, которые в большей степени соответствуют их конкретным условиям и финансовым возможностям. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи», принятый в 2012 году, требует введения системы социальной поддержки активного типа во всех регионах РФ, поэтому важно представлять себе специфику внедрения системы социального контракта в деятельность социальных служб. Опыт российских регионов по оказанию адресной социальной помощи с использованием системы социального контракта дает возможность другим субъектам Российской Федерации выбрать для внедрения наиболее удачные примеры разработанных методик и процедур работы с бедным населением.  

Добавлено: 21 октября 2014
Статья
Андреев Е. М., Жданов Д. А., Школьников В. М. SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. 2007. № 6. С. 115-142.

Мы попытались дать систематическое описание трендов смертности и суммировать научные объяснения российского кризиса здоровья, известные на данный момент. На уровне фактов мы видели, что главный рост смертности в России связан с мужчинами рабочего возраста, с группами с низким образовательным уровнем. На уровне причин смерти, наибольший вклад в рост внесли сердечно-сосудистые заболевания в старших рабочих возрастах, внешние и алкогольные причины смерти в более молодых возрастах. Наиболее четко прослеживается связь смертности с опасным потреблением алкоголя и психологическими стрессами, причем два эти фактора, возможно, тесно связаны между собой.

Добавлено: 21 июня 2017
Статья
Овчарова Л. Н., Малева Т. М. SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. 2009. № 10. С. 11-32.

В данной статье рассматриваются социальные аспекты модернизации, как в контексте результатов пройденных этапов, так и в рамках новых вызовов и ограничений.  Авторы обращают внимание на то, что нынешнему этапу модернизационного развития свойственно перераспределение функций по обеспечению уровня и качества жизни населения между различными участниками социального процесса - государством, рынками, специализированными социальными институтами, семьями и социальными сетями.

Добавлено: 22 апреля 2013
Статья
Малева Т. М., Овчарова Л. Н. SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. 2010. № 13. С. 21-34.

Взгляд авторов на социалную модернизацию - результат многолетней исследовательской деятельности: в той или иной мере проблемы, затронутые в статье, составляли предмет исследований Независимого института социальной политики (НИСП). Авторы обозначают векторы социальной модернизации по методологической схеме "от status guo к желаемому состоянию". Эти векторы касаются практически всех сфер социальной политики: рынок труда, образование, социальная защита, пенсионная система, демографическое развитие, информационное обеспечение социальной политики и пр. Вторая часть статьи посвящена анализу структуры российского общества, с точки зрения выделения тех социальных групп, которые могут рассматриваться как социальная база модернизации. По мнению авторов, центральным элементом этой структуры выступает средний класс в силу своих функциональных характеристик и той роли, которую он призван играть в обществе и экономике.

Добавлено: 21 марта 2013
Статья
Горина Е. А. SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. 2011. № 14. С. 143-158.

В статье рассматриваются методологические вопросы оценки результативности социальной поддержки бедных. Обосновывается комплексный подход к анализу, позволяющему не только ответить на вопросы о том, как реализуются эти программы и как они влияют на решение проблем бедности, но и увидеть различия в условиях и тенденциях развития программ, основанных на проверке нуждаемости, в регионах России. В статье систематизированы качественные и количественные индикаторы такой оценки, обсуждается состояние информационной базы для их применения, приводятся рекомендации по ее развитию.

Добавлено: 27 февраля 2015
Статья
Шевчук А. В. SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. 2005. № 2. С. 17-26.

Социальная ответственность бизнеса рассматривается в контексте моделей капитализма. Анализируется разное понимание функций предприятия и различные механизмы институционализации социальной ответственности. В англосаксонской модели социальная ответственность выступает как моральное право собственников, в Германии она подкреплена законодательно, а в Японии встроена в неформальные практики. В России причудливо переплетаются разрозненные элементы различных моделей, которые еще не слились в единую и непротиворечивую систему.

Добавлено: 31 мая 2009