В данной статье на материале 10 неструктурированных биографических интервью с позиций постсубкультурного подхода рассматривается профессионализация ремесел в контексте средневековой исторической реконструкции. Историческая реконструкция предоставляет участникам возможность экстраординарного, трансгрессивного опыта через переодевание и практики эстетизированного насилия. В современном мире трансгрессия проблематизируется и маргинализируется как девиантное поведение. Для преодоления разрыва между сценой и обычной жизнью реконструкторы стремятся «нормализовать» свое участие в исторической реконструкции, сделать его непроблематичным, когерентным с легитимными формами взросления и социализации. Одной из возможных траекторий нормализации в рамках реконструкторской сцены является профессионализация ремесленного потребления, превращение экономической практики самообеспечения в профессию, а ремесленника-потребителя – в мастера.
Миф о мировом древе в шаманстве народов Сибири. комментарии: Д. А. Функ. В поисках мирового древа: размышления о том, что, где и как мы ищем; Е. П. Батьянова. Деревья, шаманы и иные миры; А. В. Дыбо. Мировое древо и данные сибирских языков; Т. Д. Булгакова. “Мировое древо” в шаманской картине мира нанайцев; А. А. Бурыкин. “Шаманский театр” и его атрибуты; О. Э. Балалаева, Н. В. Плужников. Ответ оппонентам: размышления о пользе дискуссий (один из ключей)
Массовая волна миграции малийцев во Францию началась в 1960-е годы: молодые выходцы из деревень (в основном сонинке из района Каес), приезжали в страну на несколько месяцев или лет, затем возвращались на родину, и на их место прибывали их братья или сыновья. В это же время во Франции начинают говорить о таком явлении как “малийское общежитие” – стихийно возникшие или же официально учрежденные общежития, обитателями которых являлись выходцы из одной деревни или района Мали. В статье будет рассмотрена история иммиграции малийцев во Франции, проанализирована роль “малийских общежитий” как самостоятельно функционирующих социальных организмов в городском пространстве. На основе интервью, сделанных в “малийских общежитиях” в 2010–2011 гг. будет описана жизнь сегодняшних иммигрантов из Мали во Франции, их видение себя во французском обществе.
Организации для исследователей перестали быть лишь бесчувственными формальными образованиями: у них есть культуры, а их сотрудники живые люди. Один из способов услышать голоса этих людей – через рассказанные ими истории. Истории повествуют о внутренних событиях и их интерпретациях, позволяют рассмотреть скрытый мир эмоций, в котором через нарратив происходит борьба за власть, усвоение (или отрицание) ценностей и становление нового порядка. Три истории, рассказанные сотрудниками главного офиса «Почты России» в Москве показывают восприятие сотрудниками процесса организационных изменений, запущенного с приходом нового руководства в 2013 г. Через метафоры «драмы», «неуправляемой организации» и «повествующей организации» анализируются кадровые перестановки, работа центра с почтовыми отделениями на периферии, а также взаимодействие между внутренними подразделениями Почты и с Министерством связи и массовых коммуникаций. Знакомая фраза «Ну, это же Почта!» оказывается намного более сложной и скрывающей за собой комплекс проблем и процессов, не все из которых еще осознаются даже непосредственно сотрудниками организации
Заметки о почитании источников в ходе дискуссии вокруг статьи Е.Е.Ермаковой "Почитаемые водные источники тюменской области: итоги и платформа исследования"
В статье приводится краткий “словарь” важнейших образных мотивов русских народных игр с водящим (противопоставление водящего остальным, его характеризация как потустороннего персонажа, мертвеца; хищность, чернота, слепота, увечность, связь с огнем, грязью, богатством и др.). Рассматриваемые мотивы относятся к области коллективных представлений и принадлежат всей традиционной культуре в целом, однако автора они интересуют прежде всего в качестве компонентов образного “языка” традиционной игры. Демонстрируются принципы взаимосвязи образных мотивов игр: их взаимная синонимия, способность конкретного мотива к реализации в различных вариантах, соотнесенность с темами (кухня, еда, смерть), склонность образовывать семантические комплексы, способность мотива в одних случаях выступать в качестве атрибута персонажа, а в других - разворачиваться в сюжет с участием персонажа.
Интервью с С.А. Арутюновым. В интервью д. и. н., профессор, чл.-корр. РАН, один из авторов концепта “культура жизнеобеспечения этноса”, С.А. Арутюнов размышляет о причинах своеобразия исследований материальной культуры в отечественной этнографии, об их прошлом и будущем, о междисциплинарном опыте концептуализации материальной составляющей на примере сельской культуры Армении.
В статье рассмотрены особенности ключевых теоретических конструктов молодеж- ной социальности, актуальных для современной академической дискуссии. Акцент делается на значимости термина солидарность как на наиболее адекватном способе описания различных типов молодежных формирований XXI века – временных и по- стоянных, реальных и воображаемых, существующих в оф- и онлайне, отличающих- ся множеством измерений: гендерным, стилевым, субкультурным. Особое значение в консолидации солидарных формирований имеет внутри- и межгрупповая коммуни- кация, а также разделяемые группой ценности и нормы.
В работе представлен обзор современных данных по вопросу об использовании паль- цевого индекса (2D:4D) в качестве маркера суммарного влияния андрогенов (тестос- терона) и эстрогенов на плод в раннем эмбриогенезе и доказывается необходимость и перспективность включения этого признака в качестве непременной составляющей современных антропометрических исследований. Показана необходимость дальней- шего развития методической базы с учетом уже доказанной роли постнатальной андро- генизации в формировании костей кисти. В заключение сделан вывод о необходи- мости дальнейших исследований пальцевого индекса в контексте его ассоциации с морфофизиологическими и психологическими характеристиками человека с учетом влияния средовых (экологических) и социокультурных факторов, а также роли стрес- совых факторов в период раннего развития плода в утробе матери.
В африканском обществе почитание предков является неотъемлемой частью рели- гиозной, культурной и социальной сферы. По представлениям африканцев предки способны обеспечить им и всей общине в целом благополучную и здоровую жизнь, предупредить о надвигающейся опасности, но для этого нужно чтить их и регулярно проводить церемонии поминовения. В статье подробно описаны обряды поминове- ния у датога; в этой культуре они дифференцированы в соответствии с полом, соци- альным статусом усопшего, его положением в семейной иерархии и сети родствен- ных связей. Наблюдения за взаимодействиями разных возрастных групп во время бунгеды позволяют четче представить структуру современного общества датога. Боясь разгневать своих предков, датога демонстрируют групповую ответственность, что способствует поддержанию моральных норм внутри сообщества и за его пределами, сохранению ценностей и улучшению благосостояния всей общины.
Статья посвящена распространенной среди азиатских эскимосов практике кормления духов. Поминальная церемония является наиболее организованным и ритуализиро- ванным видом кормления. Автор подробно описывает современный поминальный об- ряд азиатских эскимосов, показывает его вариативность и выделяет отдельные черты современного социального и ритуального контекста, в котором он отправляется.
В статье рассматриваются представления современных китайцев о русских. Исследование основано на популярной литературе о России, изданной в Китае за последние десять лет, материалах китайского Интернета и полевых исследованиях автора. В источниках практически нет упоминаний о чертах, одинаковых у жителей Китая и России, при этом подчеркивается противоречивость характера русских, воспринимаемая как отрицательное качество и даже как препятствие при установлении взаимопонимания. Отношения между супругами и разными поколениями в российских семьях, согласно представлениям современных китайцев, довольно далеки от их собственного идеала. В то же время воспитание детей оценивается весьма положительно, а образ русской женщины обладает большой привлекательностью в глазах жителей современного Китая
Несмотря на доминирующую в публичном пространстве позицию, постулирующую наличие границы между государством и церковью в сфере образования, сегодня инициируются и реализуются проекты, позволяющие поставить под сомнение ее устойчивость. Целью статьи является описание таких невозможных проектов, эксплуатирующих трение на границах. Статья написана на материалах записей включенного наблюдения, а также 24 глубинных интервью, взятых у сотрудников, студентов и выпускников одного из православных университетов в 2011 году. Для интерпретации результатов исследования мы воспользовались теорией, объясняющей предпринимательскую реакцию на неопределенность, предложенной Д. Старком, который применил понятие гетерархии (heterarchy) как организационной формы, благоприятствующей продуктивному разрешению запутанных ситуаций.
Виртуальное пространство отличается от привычной нам действительности из-за таких характеристик как общедоступность, анонимность акторов и размывание привычных представлений о пространстве и времени. Данная работа является попыткой определить границы применимости нарративного анализа и конкретных его техник в рамках вирутальной этнографии с учетом специфики цифровой среды. В статье описаны особенности конструирования идентичности в рамках виртуальной реальности. Авторы объясняют, почему исследователям необходимо уделять этому особое внимание и почему именно нарративный анализ является подходящим инструментом анализа виртуальных идентичностей. Статья состоит из трех частей: в первой части описываются особенности работы с качественными данными в виртуальной среде, во второй части авторы переходят к описанию процесса конструирования идентичностей в цифровом пространстве, в заключительной части анализируются методологические особенности нарративного анализа при изучении идентичностей в рамках виртуальной этнографии.
На протяжении последних трех десятилетий тема “социальных кварталов” во Фран- ции существует в неразрывной связке с проблемами молодежи из мигрантской среды. В 1980‐х годах Франция впервые заговорила о поколении молодежи, выходцах из мигрантской среды, ставших новыми обитателями социальных пригородов, строив- шихся с начала 1960‐х годов для бедного населения страны. Предпринимавшиеся в последующие годы попытки государства решить наиболее острые проблемы окраин, такие как безработица, преступность, насилие, так и не принесли желаемых резуль- татов. Статья посвящена политике Франции, направленной на социально неблаго- получные кварталы страны, и анализу социальных процессов, протекающих в них в последнее десятилетие.
Статья представляет собой предисловие переводчика к статье шведской исследовательницы Барбары Чарнявски о методах изучения и описания современных сложных организаций.
Объемная книга, включающая этногра- фические наблюдения и дневники англи- канского миссионера Э. Пека, работавшего в восточной канадской Арктике на рубеже XIX–XX вв., – публикация ценных и ранее не издававшихся источников по дохристианским верованиям канадских эскимосов. Она была подготовлена специалистом по шаманизму, традиционному эскимосскому обществу и христианизации Арктики Фредериком Логра- ном (университет Лаваль, Квебек), проф. Франсуа Труделем, занимающимся этноло- гией севера Квебека (университет Лаваль), а также директором одного из крупнейших этнологических исследовательских центров при университете Лейдена (Research School for Asian, African, and Amerindian Studies) Ярихом Оостеном.
Работа американского антрополога Стивена Динеро (Университет Филадельфии) по- священа этнографическому и историческому исследованию небольшого поселения Арктик Виллидж (Arctic Village) на Аляске, в котором проживают преимущественно представите- ли аборигенного народа нецаии гвичин (Nets’aii Gwich’in), говорящие на одном их атаба- скских языков. Современное население насчитывает 152 человека. Гвичины, некогда ры- боловы и кочевые охотники на оленей карибу и лосей, в настоящее время ведут оседлый образ жизни. Седентаризация пришлась на первую половину XX в. и затронула все кочевые и полукочевые коренные народы США и Канады. Сейчас гвичины проживают в несколь- ких арктических поселениях Аляски и Канады; они являются христианами, продолжают заниматься охотой, рыболовством и собирательством (хотя традиционное природопользо- вание перестало играть ключевую роль в локальной экономике). Гвичины подвержены тем же социальным бедствиям, классический набор которых характерен для всех аборигенных обществ циркумполярной зоны.
Рецензия на книгу французского социолога Каролин Ибо, посвященное этнографическому исследованию, проведенному в Париже в среде женщин-мигрантов из стран Африки южнее Сахары.