• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдена 91 публикация
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Фаликман М. В. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2015. Т. 8. № 42. С. 3-3.

Обсуждаются изменения в когнитивной парадигме, характерные для последних десятилетий и обусловленные развитием наук о мозге и методов регистрации его активности в ходе решения познавательных задач. Прослеживаются источники и направления этих изменений, ставится вопрос о том, каким может быть предмет когнитивной психологии в этом контексте.

Добавлено: 25 августа 2015
Статья
Чеботарева Е. Ю. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2015. Т. 8. № 39. С. 7-7.

Статья посвящена анализу особенностей межкультурного взаимодействия представителей миноритарной культуры (на примере карелов) в связи с характеристиками коммуникативной личности субъектов этого взаимодействия. В исследовании не выявлено статистически значимых различий в стилях межэтнического взаимодействия карелов и русских. Обнаружены многочисленные связи между характеристиками коммуникативной личности и стилем межэтнического взаимодействия. Доказано, что речевые характеристики личности могут быть надежным источником информации о личностных характеристиках субъекта речевой деятельности, определяющих его стиль межкультурного взаимодействия и социализации в инокультурном окружении.

Добавлено: 21 ноября 2017
Статья
Рассказова Е. И., Гордеева Т. О. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2011. № 3 (17).
URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 20.06.2011)
Добавлено: 6 декабря 2011
Статья
Корнеев А. А., Рассказова Е. И., Кричевец А. Н. и др. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2016. Т. 9. № 47. С. 6-6.

Статья продолжает тему предыдущей публикации авторов в февральском номере Психологических исследований за текущий год (Vol. 9, No 45), в которой была проведена критика общераспространенной в настоящее время процедуры статистического оценивания нулевой гипотезы (Null Hypothesis Statistical Testing). Во второй части статьи мы аргументируем необходимость решения проблемы на уровне социальной организации науки и описываем некоторые позитивные тенденции этого уровня в современном научном сообществе. Это (1) возможность и желательность публикации всех результатов, независимо от того, оказались ли они статистически значимы или нет; (2) возможность и желательность предварительной регистрации планируемого исследования; (3) представление результатов в удобной для метаанализа форме; (4) акцент на выводы, подтвержденные метаанализом, а не единичными экспериментами.

Добавлено: 22 октября 2016
Статья
Панкратова А. А., Осин Е. Н. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2015. Т. 8. № 44. С. 6-6.

Проверяется психометрическая эквивалентность шкал опросника ECV (Emotion Control Values) А.Маусс – ценность эмоционального контроля и самоэффективность эмоционального контроля – на российской (n = 256) и азербайджанской (n = 205) выборках. Конфирматорный факторный анализ позволил построить модели частичной эквивалентности, позволяющие сравнивать средние баллы по латентным факторам в двух странах. Представители азербайджанской культуры имеют более высокие показатели по ценности и более низкие показатели по самоэффективности эмоционального контроля, по сравнению с представителями российской культуры. В России мужчины имеют более высокие показатели по ценности и самоэффективности эмоционального контроля, по сравнению с женщинами, в Азербайджане – между мужчинами и женщинами нет значимых различий. Полученные результаты обсуждаются в контексте различий российской и азербайджанской культур по уровню индивидуализма-коллективизма.

Добавлено: 15 декабря 2015
Статья
Корнилова Т. В., Чумакова М. А., Гаджиева Г. И. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2016. Т. 9. № 47. С. 9.

Проведено кросс-культурное сравнение данных азербайджанской и российской выборок по методикам «Темная дюжина» и «ЭмИн». После установления конгруэнтности факторных структур опросников для двух выборок описана специфика показателей (в метрике латентных переменных) макиавеллизма, неклинических нарциссизма и психопатии и эмоционального интеллекта в зависимости от факторов пола, возраста, принадлежности к культурной выборке и их взаимодействий. Гипотеза о связи шкал эмоционального интеллекта со свойствами Темной Триады отвергнута по результатам обеих выборок.

Добавлено: 21 сентября 2016
Статья
Поддьяков А. Н. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010. № 1(9). С. 1.

Анализируется полемика по поводу эссе Канта «О мнимом праве лгать из человеколюбия», в котором он обосновывает мысль: если злоумышленник требует от человека ответа, где спрятался его друг, чтобы этого друга убить, мораль велит сказать злоумышленнику правду. В статье доказывается: хотя сторонники этой кантовской позиции считаются абсолютистами, а его оппоненты - релятивистами, сами кантианцы с необходимостью осуществляют мощную и масштабную релятивизацию максимы правдивости и часто занимают более конформистскую позицию по отношению к обману, чем оппоненты Канта - «релятивисты». Вводятся парадоксы «Драгоценный друг» и «Обобщенное следствие Канта для множества друзей», характеризующие непоследовательность и противоречивость позиции сторонников Канта. Противостояние «абсолютистов» и «релятивистов» интерпретируется как полемика сторонников редукционистского и холистического(целостного) методологических подходов, с пониманием того, что методологическое противостояние здесь многократно усиливается противостоянием нравственных ценностей.

 

Добавлено: 5 ноября 2012
Статья
Прихидько А. И., Гулевич О. А. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010. № 1.

В статье рассматриваются факторы, оказывающие влияние на эмоции по отношению к политическим оппонентам.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Фаликман М. В. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2016. Т. 9. № 48. С. 3-3.

Обсуждаются основные источники и направления конструктивизма в психологии, конструктивистские подходы в отечественной психологии и преломление фундаментальных положений конструктивизма в когнитивных исследованиях. В качестве центрального понятия на современном этапе исследований рассматривается понятие задачи.

Добавлено: 16 октября 2016
Статья
Котова М. В., Агадуллина Е. Р. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010. Т. 14. № 6.

В статье рассмотрены этапы развития минимальной групповой парадигмы. Особое внимание уделяется анализу предпосылок создания минимальной групповой парадигмы и формирования представлений о группе как о когнитивном феномене. Выделяются два направления исследований: одно делает акцент на изучении минимальной групповой парадигмы как процедуры исследования, другое – на трактовке группы как когнитивного феномена и изучении значения социальной категоризации в межгрупповых процессах.

Добавлено: 21 марта 2013
Статья
Агадуллина Е. Р. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010. Т. 6. № 14.

В статье рассмотрены этапы развития минимальной групповой парадигмы. Отдельное внимание уделяется рассмотрению развития методологии минимальной групповой парадигмы. Проанализированы предпосылки формирования представлений о группе как о когнитивном феномене. Авторами выделяются два направления исследований, одно из которых делает акцент на изучении минимальной групповой парадигмы как процедуры исследования, другое – на трактовке группы как когнитивного феномена и изучении значения социальной категоризации в межгрупповых процессах.

Добавлено: 9 октября 2012
Статья
Гордеева Т. О. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2011. Т. 15. № 1.

Разработана cтруктурно-динамическая мотивационная модель одаренности, являющаяся развитием модели-триады Дж.Рензулли. Мотивационная модель содержит четыре базовых кластера, или блока, мотивации, необходимых для проявления и развития одаренности. Рассматриваются функции и характер взаимодействия каждого блока с другими компонентами структуры. В частности, выделяются: внутренняя мотивация выбранной деятельности, содержательно представленная высокой познавательной мотивацией, мотивацией достижения и мотивацией компетентности; высокая выраженность стремления к самостоятельной постановке и достижению трудных и направленных в будущее целей и намерений; оптимистичная вера в собственный потенциал и высокая концентрация и настойчивость в выбранной деятельности. Первые три составляющие мотивации являются источниками, взаимодействие которых запускает четвертую, ключевую, характеристику, присущую одаренным, – продуктивную сосредоточенность и настойчивость в выбранной области. Выделенная структура дает основания для осуществления системной диагностики и построения программ развития потенциально одаренных детей и подростков.

Добавлено: 19 октября 2014
Статья
Агадуллина Е. Р., Гулевич О. А. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2013. Т. 6. № 28.

Рассматриваются современные исследования группового помогающего поведения – помощи, которую человек оказывает отдельным представителям аутгруппы или аутгруппе в целом. Анализируются различные формы эгоистической групповой помощи (помощь, противоречащая стереотипам, оборонительная помощь); факторы, оказывающие влияние на интенсивность помогающего поведения; ограничения существующих исследований групповой помощи.

Добавлено: 9 мая 2013
Статья
Рассказова Е. И., Тхостов А. Ш., Абрамова Ю. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2015. Т. 8. № 39. С. 4-4.

Хотя традиционная психодиагностика основана на требовании согласованности и устойчивости как меры надежности, несогласованность, противоречивость и разнообразие в ответах и поведении людей могут иметь важное прогностическое значение. Целью данной работы является разработка методики, позволяющей дифференцировать противоречивость в убеждениях о себе, мире и людях на основе оценок противоположных прилагательных. На выборке взрослых испытуемых (N = 79) было показано, что методика может использоваться для диагностики двух различных типов противоречивости (вызванных соглашательским стилем ответов и связанных с неустойчивостью ответов). Позитивность в оценках себя, мира и людей определяется различными конструктами, и только позитивные оценки себя значимо связаны с психологическим благополучием. Противоречивость оценок себя, мира и людей несводима к позитивности этих оценок; при этом неустойчивость в оценках себя связана с более низким психологическим благополучием. Предложены две альтернативные формы методики и продемонстрированы их функциональная, шкальная и концептуальная эквивалентность.

Добавлено: 14 июля 2015
Статья
Фаликман М. В. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2017. Т. 10. № 54.

Выявляются две встречные тенденции в современной когнитивной науке: доминирующее влияние нейронаук и возрастающий интерес к тем аспектам познания, которые отличают психику человека от работы технического устройства. Обсуждаются актуальные направления, в которых в центре внимания находится проблематика культурно-исторического конструктивизма. В качестве примеров подобных направлений, представляющих собой по сути «выготскианскую» волну в когнитивной науке, рассматриваются, во-первых, нейроархеология и «теория материального вовлечения» Л.Малафуриса, во-вторых, представления о «расширенном познании» и «предсказывающем кодировании» Э.Кларка, а в-третьих, теория «культуры как познания, укорененного в среде» Д.Ойзерман. В «теории материального вовлечения» Л.Малафуриса в качестве ключевых оригинальных понятий выступают понятия «метапластичности» и «материального знака», с опорой на которые автор анализирует коэволюцию психики и материальной среды в истории человечества. Согласно теории «расширенного познания» Э.Кларка, когнитивная система человека на всех этапах становления человечества разомкнута в материальный мир, который тем самым является ее неотъемлемой частью, и рассматривать их можно только в неразрывной связи. Теория «культуры как познания, укорененного в среде» Д.Ойзерман дает оригинальное объяснение широко обсуждаемой в современной культурной нейронауке дихотомии индивидуалистских (западных) и коллективистских (восточных) культур. В числе основополагающих принципов, объединяющих данные подходы и теории, – выраженный интерес к эволюции и типичное для конструктивистских подходов к познанию представление о предсказывающем характере человеческого познания. На наш взгляд, это наведение мостов между актуальными когнитивными исследованиями и культурно-деятельностной психологией, во многом основанное на принципе предвосхищения, можно рассматривать как одну из первоочередных задач современной психологической науки.

Добавлено: 2 ноября 2017
Статья
Орел Е. А., Куликова (Пономарева) А. А. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2020. Т. 13. № 69. С. 16-29.

В статье обсуждается проблема социального и эмоционального развития школьников в контексте образовательных систем. На основе анализа имеющегося теоретического аппарата описания этой стороны образовательного процесса даётся обоснование того, почему именно понятие «социально-эмоциональные навыки» (в отличие от эмоционального интеллекта, soft skills и других распространённых терминов) наилучшим образом отражают специфику некогнитивного развития в контексте системы образования. Предлагается новая теоретическая модель оценки социально-эмоциональных навыков (достижение целей, работа с другими, управление эмоциями), основанная на модели Большой пятёрки и учитывающая контекст развития учащегося в рамках образовательных систем. Эта модель является основой для разработки инструментов измерения и оценки социальных и эмоциональных навыков в начальной и основной школе. Показано соответствие предлагаемой модели ФГОС начальной школы в части формируемых личностных образовательных результатов учащихся.

Добавлено: 21 апреля 2020
Статья
Шевцова О. В. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2009. № 4. С. 219-229.
Шевцова О.В. Образы иностранных руководителей в представлении русских. // Психологические исследования: Вып. 4 / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А Сергиенко М. Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 219-229 С.
Добавлено: 24 января 2011
Статья
Корниенко Д. С., Руднова Н. А. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2018. Т. 11. № 59.

Социальные сети является неотъемлемой составляющей современной жизни, но при этом они становятся факторами снижения достижений, в частности, академических. При анализе личностных факторов, влияющих на увлечение социальными сетями, рассматриваются саморегуляция и прокрастинация, представляющая личностную черту, проявляющуюся в откладывании работы и других дел на потом. Существует множество свидетельств о негативной роли прокрастинации в академических достижениях и, как следствие, повышении тревожности и уровня переживания стресса. Дискуссионным остается вопрос о том, в каких отношениях находятся саморегуляция и прокрастинация, так как обе характеристики связаны со снижением результативности деятельности. В исследовании анализируются личностные факторы, формирующие зависимое от социальной сети поведение, – прокрастинация и саморегуляция как предикторы интенсивности и навязчивости в использовании социальных сетей. Выборку исследования составили 321 человек, являющиеся пользователями социальной сети «ВКонтакте», в возрасте от 17 до 60 лет. Характеристики использования социальной сети были диагностированы с помощью Шкалы интенсивности использования и Шкалы навязчивого использования. Также были измерены особенности прокрастинации и саморегуляции. На основании корреляционного и регрессионного анализа было получено, что пол и прокрастинация являются значимыми факторами для интенсивности и навязчивости использования социальной сети. Кроме того, были уточнены половые различия в использовании социальной сети. Данное исследование показывает, что женщины являются более увлеченными социальной сетью, а при более высоком уровне откладывания (прокрастинации) могут проявляться и негативные эффекты (межличностные, эмоциональные, деловые проблемы) увлеченности социальной сетью.

Добавлено: 1 ноября 2019
Статья
Корниенко Д. С. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2018. Т. 11. № 59.

Социальные сети является неотъемлемой составляющей современной жизни, но при этом они становятся факторами снижения достижений, в частности, академических. При анализе личностных факторов, влияющих на увлечение социальными сетями, рассматриваются саморегуляция и прокрастинация, представляющая личностную черту, проявляющуюся в откладывании работы и других дел на потом. Существует множество свидетельств о негативной роли прокрастинации в академических достижениях и, как следствие, повышении тревожности и уровня переживания стресса. Дискуссионным остается вопрос о том, в каких отношениях находятся саморегуляция и прокрастинация, так как обе характеристики связаны со снижением результативности деятельности. В исследовании анализируются личностные факторы, формирующие зависимое от социальной сети поведение, – прокрастинация и саморегуляция как предикторы интенсивности и навязчивости в использовании социальных сетей. Выборку исследования составили 321 человек, являющиеся пользователями социальной сети «ВКонтакте», в возрасте от 17 до 60 лет. Характеристики использования социальной сети были диагностированы с помощью Шкалы интенсивности использования и Шкалы навязчивого использования. Также были измерены особенности прокрастинации и саморегуляции. На основании корреляционного и регрессионного анализа было получено, что пол и прокрастинация являются значимыми факторами для интенсивности и навязчивости использования социальной сети. Кроме того, были уточнены половые различия в использовании социальной сети. Данное исследование показывает, что женщины являются более увлеченными социальной сетью, а при более высоком уровне откладывания (прокрастинации) могут проявляться и негативные эффекты (межличностные, эмоциональные, деловые проблемы) увлеченности социальной сетью.  

Добавлено: 15 января 2019
Статья
Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2012. Т. 5. № 24.

С позиций системно-динамического подхода к мотивации достиженческой деятельности проведено лонгитюдное исследование особенностей мотивации студентов, демонстрирующих три типа академических достижений: победы в предметных олимпиадах, высокие баллы по результатам Единого государственного экзамена и высокая академическая успеваемость в вузе. В исследовании приняли участие 166 первокурсников, из них 139 – повторно при обучении на втором курсе. Показано, что академические достижения студентов могут быть предсказаны системой мотивационных переменных, включающих мотивационно-смысловые, регуляторно-целевые, когнитивно-мотивационные и интегративно-поведенческие составляющие. Обнаружено, что все три типа академических достижений требуют высокой настойчивости, однако у победителей олимпиад и более успешных студентов в структуре мотивации более, чем у неолимпиадников и менее успешных студентов, выражена внутренняя учебная мотивация, представленная познавательной мотивацией и мотивацией достижения.

Добавлено: 13 октября 2012
Статья
Купцова С., Иванова М., Драгой О. и др. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2014. Т. 7. № 34. С. 4.

Данное исследование было направлено на изучение особенностей концентрации внимания у больных с передними и задними формами афазии. Был проведен количественный и качественный анализ имеющихся у больных афазией нарушений, который заключался в их сравнении со здоровыми испытуемыми и между собой. Исследование проведено на 47 пациентах в возрасте от 24 до 75 лет, группу нормы составили 39 испытуемых сопоставимого возраста. В результате исследования были продемонстрированы особенности нарушения внимания у больных с афазией, а также была выявлена разница в характере ошибок и скорости реакции на стимулы между разными категориями больных по сравнению с группой нормы. Важность исследования функции внимания заключается в возможности применения новых данных на практике, при реабилитации больных афазией.

Добавлено: 24 октября 2014