• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 60 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Русинова В. Н. Международное правосудие. 2018. № 4. С. 3-20.

13 сентября 2018 года ЕСПЧ вынес постановление по делу Биг Бразер Вотч, в котором он проверял на соответствие Конвенции правовые акты Соединённого Королевства, регулирующие массовый перехват сообщений и их метаданных, а также правовой режим обмена полученной информацией со спецслужбами других государств. Использовав подход, заключающийся в том, что при принятии решения о введении режима массового перехвата данных государства пользуются широкой дискрецией, но при этом дискреция при использовании этого режима гораздо у́же и должна удовлетворять набору критериев, которые нацелены на то, чтобы минимизировать риск злоупотребления властью, Суд тем самым легализовал использование этой меры государствами – членами Совета Европы. При оценке того, что содержательно стоит за признанием ЕСПЧ «массовой слежки» per seне нарушающей Конвенцию, в статье демонстрируется, что Суд, действуя как эксплицитно, так и имплицитно, изъял ряд ключевых параметров этих мер из-под теста проверки на «законность», «необходимость в демократическом обществе» и «пропорциональность» и существенно снизил планку требований в отношении остальных составляющих режима массового перехвата данных. Это является явным разворотом от начавшего кристаллизоваться несколько лет назад благодаря деятельности самого ЕСПЧ и Суда ЕС достаточно прогрессивного подхода к защите права на уважение частной жизни и защиту персональных данных в условиях всё увеличивающихся аппетитов государств к массовому сбору информации. Статья завершается размышлениями о том, какие политические основания могли оказать влияние при применении ЕСПЧ метода «балансирования», предопределив трактовку того, что является «необходимым в демократическом обществе».

Добавлено: 11 января 2019
Статья
Русинова В. Н. Международное правосудие. 2018. № 1. С. 38-52.

В статье анализируется, насколько такой основной принцип международного права, как принцип невмешательства в дела, находящиеся во внутренней компетенции государства, способен применяться и эффективно сдерживать т.н. «кибероперации низкой интенсивности», то есть нападения на компьютерные сети, которые не подпадают под понятие «применение силы». Для этой цели автор пытается выяснить, каково содержание и сфера применения этого принципа в современном международном праве, и приходит к выводам о том, что раскрывающие данный принцип акты «мягкого права», оставляя его конкретное наполнение туманным, отражают удобный для государств компромисс; а значение правовых позиций, изложенных Международным Судом ООН в считающемся ключевым в данной сфере деле Никарагуа против США, является в значительной степени переоцененным. В итоге, автор приходит к выводу, что международно-правовой принцип невмешательства, хотя и сдерживает прямое вмешательство со стороны других государств, из-за ограниченной сферы применения, к которой добавляется высокий уровень «правовой неопределённости», окружающей его базовые элементы, не способен выступать эффективным инструментом в борьбе с кибероперациями. Кроме того, характерное для применения для этого принципа смешение политических и правовых подходов, скорее всего, станет препятствием на пути формирования новых международных обычаев, которые могли бы регулировать специфику сетевых атак. 

Добавлено: 24 августа 2018
Статья
Старженецкий В. В. Международное правосудие. 2013. № 3.

В статье рассматривается вопрос трансформации национальных правовых систем под влиянием решений, выносимых международными судами. Анализируются правовые, институциональные и организационные механизмы, используемые международными судами для эффективного взаимодействия с национальными правовыми системами, а также те сложности, с которыми международным судам приходится сталкиваться в процессе трансформации национальных правовых систем (на примере Европейского суда по правам человека).

Добавлено: 28 января 2015
Статья
Есаков Г. А. Международное правосудие. 2012. № 2(3). С. 124-129.

В 2012 г. бал впервые проведена модель Международного уголовного суда на русском языке. В статье анализируются структура, дело и результаты соревнования.

Добавлено: 12 ноября 2012
Статья
Троицкая А. А., Храмова Т. М. Международное правосудие. 2021. № 1(37). С. 13-42.

Осенью 2020 года Конституционный трибунал Польши принял решение, в котором признал, что возможность прерывания беременности при наличии тяжёлого и необратимого дефекта плода или неизлечимого заболевания, угрожающего жизни плода, является неконституционной. В настоящей статье исследован фундаментальный правовой конфликт, который лежит в основе данного решения. Авторы не только изучили решение Конституционного трибунала в контексте польского законодательства и судебной практики, но также рассмотрели его с точки зрения более широких вопросов, касающихся начала жизни с биомедицинской точки зрения, формально-юридического определения момента возникновения правоспособности, идей равной охраны жизни независимо от состояния здоровья, необходимости надлежащей защиты прав женщины, в ряде случаев конкурирующих с признаваемыми правами плода. По сути, аргументация, прозвучавшая в решении органа конституционного контроля конкретного государства, является спусковым механизмом для обсуждения указанной проблематики, имеющей значение для любого общества. Анализируемая в статье практика Европейского Суда по правам человека призвана высветить, с одной стороны, круг проблем, которые не могут быть проигнорированы при урегулировании прерывания беременности, а с другой — имеющиеся пробелы в фундаментальных биоэтических и правовых подходах к этим проблемам. Для преодоления этих пробелов в статье предложена схема проверки обсуждаемых ограничений с помощью принципа пропорциональности, и представлены альтернативные запрету на прерывание беременности позитивные меры, направленные на сокращение числа абортов. В результате исследования авторы пришли к выводу о том, что польский подход к преодолению абсолютного конституционного конфликта отличается непоследовательностью, а также неготовностью суда видеть проблему во всей её сложности. Подобный вывод указывает на то, что рассматриваемая дилемма далека от окончательного разрешения. Наряду с объектами и методами исследования, характерными для юридической науки, в статье использованы данные медицинской, биологической, демографической наук в том объёме, который был необходим для изучения темы, находящейся на стыке различных дисциплин.

Добавлено: 1 апреля 2021
Статья
Кобахидзе Д. И. Международное правосудие. 2017. № 1 (21). С. 108-121.

Статья посвящена некоторым вопросам применения обеспечительных мер в международном коммерческом арбитраже. Институт обеспечительных мер в настоящее время является предметом множества правовых дискуссий, и отдельное внимание среди них уделяется проблемам реализации данного института в международном коммерческом арбитраже. Автор рассматривает понятие обеспечительных мер, а также касается некоторых вопросов терминологии, используемой для обозначения данного понятия. Одна из проблем, которая рассматривается в статье, касается возможности признания и принудительного исполнения промежуточных решений об обеспечительных мерах, выносимых арбитрами в рамках международного коммерческого арбитража. В России такой механизм законодательно не закреплён, и, более того, судебная практика отвергает его, признавая тем самым лишь добровольный порядок исполнения таких промежуточных решений сторонами третейского разбирательства. При этом принудительное исполнение возможно лишь в случае обращения сторон третейского разбирательства в государственный суд с заявлением о принятии обеспечительных мер. Автор также исследует особенности регулирования обеспечительных мер, предусмотренные арбитражными регламентами некоторых ведущих международных арбитражных учреждений, обращая внимание на используемую терминологию и институт чрезвычайного арбитра.

Добавлено: 12 сентября 2018
Статья
Энтин К. В., Дьяченко Е. Б. Международное правосудие. 2019. Т. 29. № 1. С. 3-22.

2018 год ознаменовал собой важный этап в развитии практики Суда ЕАЭС. В своих консультативных заключения и решениях Суд стремился не только ответить на поставленные заявителями вопросы, но и сформулировать правовые позиции универсального характера, способные влиять на правоприменение в Союзе и государствах-членах. Среди общих аспектов функционирования Союза стоит выделить развитиепрактики Суда, посвящённой основным свойствам права Союза – верховенству и прямому действию. По мнению авторов, верховенство уже не воспринимается Судом как исключительно внутренний подход, а рассматривается как обязанность национальных судебных органов не применять положения национального законодательства, противоречащие праву Союза. Суд также закрепил возможность в отдельных сферах ссылаться на нормы права Союза во взаимоотношениях между частными лицами, что равносильно установлению горизонтального прямого действия права Союза. Наконец, систематическое обращение Суда к принципу пропорциональности может быть истолковано как шаг на пути к формулированию общих принципов права Союза. В сфере права конкуренции анализируется подход Суда, согласно которому координация и вертикальные соглашения образуют самостоятельные составы нарушения общих правил конкуренции. Суд также определил полномочия Комиссии по пресечению запрещённой координации на трансграничных рынках. Как отмечают авторы, в своих актах Суд Союза стремился дать максимально широкое прочтение полномочий Комиссии, и консультативное заключение по Делу о координации не стало исключением. Другим примером стало данное Судом толкование полномочий Комиссии по осуществлению мониторинга и контроля исполнения государствами-членами положений права Союза и обязанности государств-членов исполнять принятые по итогам данной процедуры решения. Среди знаковых событий года можно также отметить первое консультативное заключение Суда в сфере свободного движения работников, в котором Суд установил общий подход к данной категории дел и осуществил толкование основных понятий, закреплённых в Договоре о Союзе.

Добавлено: 16 апреля 2019
Статья
Энтин К. В. Международное правосудие. 2016. № 1(17). С. 95-103.

Настоящая статья посвящена анализу правовых вопросов, связанных с применением Европейским Союзом ограничительных мер против третьих стран. В статье анализируются различные виды санкционных режимов и исследуется правовая база и процедура, используемые для принятия такого рода мер. В силу ограниченной юрисдикции в области общей внешней политики и политики безопасности Суд Европейского Союза осущест-вляет лишь ограниченный контроль законности мер, принимаемых в отношении конкретных физических и юридических лиц. В статье подробно анализируется практика Суда ЕС как в отношении применимых стандартов защиты основополагающих прав и свобод человека, так и касательно контроля обоснованности внесения лиц в санкционные перечни в свете устанавливаемых Советом EC критериев. Наконец, особое внимание уделяется возможности Суда контролировать законность самих санкционных критериев и возможные последствия такого контроля в отношении санкций, принятых против России в связи с украинским кризисом.

Добавлено: 29 марта 2016
Статья
Ковлер А. И., Фокин Е. А., Черенкова В. С. Международное правосудие. 2019. № 2. С. 44-61.

Настоящая статья продолжает серию современных теоретических разработок в области правовых проблем интеграции государств. При этом исследование предлагает обратиться к актуальным проблемам интеграции с новой стороны и подробно рассмотреть вклад международных судов в укрепление и усиление интеграционных процессов. Для этих целей авторы обобщают и систематизируют понятийный аппарат «интеграционного права», подчас противоречивый и дискуссионный. Так, в статье подчёркиваются, что не всякая форма международного сотрудничества государств может квалифицироваться как интеграция. Отличительной чертой интеграционного объединения правосудия как раз является функционирование в нём общего суда, в компетенцию которого входит, прежде всего, толкование, в том числе преюдициальное, договоров и соглашений этих объединений, а также разрешение споров между государствами, органами этих объединений. Подробно исследуется влияние на интеграционные процессы Суда ЕС. В статье освещаются тенденции судебной практики и наиболее значимые правовые позиции данного органа международного правосудия. Обходя стороной неоднозначный вопрос о том, является ли данный суд «конституционным судом Европы», авторы приходят к выводу, что европейское право (как в целом, так и его принципы и отдельные направления регулирования) сформировалось именно под влиянием практики Суда ЕС. В статье отмечается значительный потенциал Суда ЕАЭС в укреплении «союзного права» и содействии его единообразному применению. Авторы исследования не ставят цели сравнить данный суд с органами правосудия других интеграционных объединений и исходят из того, что у Суда ЕАЭС свой самобытный путь развития.

В статье приводится обзор органов правосудия интеграционных объединений в странах Латинской Америки и Африки, в рамках которого авторы предприняли попытку вычленить основные правовые принципы и идеи, которыми руководствуются данные органы международного правосудия. В заключении делаются общие выводы об эффективности судов интеграционных объединений.

Добавлено: 6 июня 2019
Статья
Евсеев А. П. Международное правосудие. 2019. № 3. С. 69-83.

В статье рассматривается блок проблем, связанных с процессом доказывания перед органами международного уголовного правосудия – Международным уголовным судом, а также двумя международными уголовными трибуналами ad hoc – по бывшей Югославии и по Руанде. Подчёркивается влияние, которое оказали институты англосаксонского, в том числе доказательственного, права на учредительные документы и практическую деятельность указанных юрисдикционных органов. Апеллируя к прошлому международной  уголовной юстиции, главным образом опыту Нюрнбергского процесса 1945–1946 годов, автор констатирует существенные изменения, которые произошли за прошедшие десятилетия в сфере характеристик и самого перечня доказательств, которыми оперируют международные суды. В частности, констатируется всё более широкое использование видеодокументов, а также электронных доказательств, получающих благодаря сети Интернет всё более широкое распространение. Особое внимание уделено устным показаниям свидетелей и подсудимых, по-прежнему остающихся conditio sine qua non, осуществляемой в строгих процессуальных формах юридической деятельности, направленной на установление фактических обстоятельств. Делаются интроспекции в конкретные судебные разбирательства, имевшие место в период существования Международного трибунала по бывшей Югославии, прежде всего в процесс по делу бывшего Президента Сербии С. Милошевича. Предпринимается попытка выделить некие общие проблемные моменты,  характерные для всех видов доказательств в международном уголовном процессе.

Добавлено: 9 октября 2019
Статья
Балюк Е. В., Филатова М. А. Международное правосудие. 2019. № 4. С. 58-69.

Исполнение постановлений Европейского Суда по правам человека как часть проблемы исполнения государством решений междуна- родных судов имеет важное теоретическое и практическое значение для российской правовой системы. В более общем плане испол- нение решений ЕСПЧ отражает уровень соблюдения государством норм международного права. В более частном плане такое испол- нение отражает степень реальной защиты прав человека в конкретном государстве. Один из вопросов в связи с исполнением поста- новлений ЕСПЧ касается формального момента, когда такое постановление считается исполненным. В настоящее время вопрос об окончании исполнения решается Комитетом министров Совета Европы в окончательной резолюции, принимаемой по делу. Однако с технической точки зрения, такая резолюция принимается только в случае выполнения государством полностью всех мер, предусмот- ренных или подразумеваемых постановлением ЕСПЧ. В то же время с точки зрения формального завершения исполнения не учиты- ваются даже значительные шаги государства, направленные на исполнение постановления, но не приведшие к достижению стопро- центного результата. Это особенно важно для так называемых ведущих дел в практике ЕСПЧ, в которых констатируется наличие структурной или системной проблемы защиты прав человека в конкретном государстве. Исполнение решений по таким делам может требовать не только реформирования законодательства и корректировки судебной практики, но и зачастую – значительных финан- совых вложений, а также изменение общественного мнения по некоторым вопросам. На примере группы дел Ким против России в статье анализируется ряд мер, принятых государством для исполнения постановлений данной группы, находящихся на особом контро- ле Комитета министров Совета Европы. Несмотря на значительное число мероприятий, предпринятых государством, процесс исполне- ния в настоящее время не закрыт. В то же время по другим делам (о праве голоса заключённых, рассмотренных Комитетом министров в 2018 и 2019 годах) даже частичное исполнение привело к принятию окончательной резолюции и закрытию досье по исполнению. Авторы приходят к выводу о целесообразности более гибкого подхода к определению соблюдения государством своих обязательств по Конвенции и необходимости введения статуса «частичного исполнения» или «прогресса исполнения» постановлений ЕСПЧ.

Добавлено: 10 января 2020
Статья
Евсеев А. П. Международное правосудие. 2020. № 4. С. 77-99.

В статье анализируются теоретические и практические проблемы, возникающие в ходе конструирования колумбийской модели переходного правосудия. Последняя рассматривается как совокупность судебных и квазисудебных средств, с помощью которых стало возможным добиться мирного урегулирования по окончании гражданской войны 1964–2016 годов. Особое внимание уделено общественно-политическому контексту и массовым настроениям, доминирующим в колумбийском обществе в отношении правомерности переноса англо-американской конструкции transitional justice на страны Латинской Америки. Детальному изучению подвергается так называемая «Комплексная система правды, правосудия, возмещения ущерба и неповторения», представляющая собой консолидированный вариант четырёх основных элементов переходного правосудия: уголовного преследования, установления истины, репараций невинно пострадавшим и «проработки прошлого». В частности, автор останавливается на проблематике амнистий участников вооружённого конфликта, деятельности «комиссии правды» и компенсационных выплатах пострадавшим от массового насилия. Помимо этого, в статье исследуется деятельность специальных палат «Правосудие ради мира», приводятся соответствующие статистические данные. Упоминается дело Сантрича как маркер негативных тенденций, продолжающих нарастать в деятельности новой судебной юрисдикции. Делается вывод о вторичности, хотя и безусловной важности, юридических средств разрешения конфликта по сравнению с политическими договорённостями, соблюдать которые организационно и чисто психологически  готовы далеко не все участники процесса национального примирения.

Добавлено: 29 декабря 2020
Статья
Гальперин М. Л. Международное правосудие. 2020. № 4 (36). С. 45-58.

В данной работе автор ставит на обсуждение проблему влияния политического характера спора на компетенцию международных трибуналов. Для оценки такого влияния в статье используется давно известная правовым системам США и Великобритании концепция «justiciability», которая позволяет национальным судам для обеспечения стабильного государственного управления проявлять «сдержанность» в признании недействительными решений исполнительной власти, гарантирует действие принципа разделения властей, поддерживает легитимность «неизбираемой» судебной власти, одновременно позволяя ей участвовать в диалоге с другими ветвями власти и обществом по важным вопросам. Несмотря на то что сама концепция возникла в национальном праве, в сфере международного разрешения споров она также приобретает особое значение. На примере заметных дел из актуальной практики некоторых высших национальных и международных судов констатируется, что международные трибуналы всё активнее расширяют собственную компетенцию, включая в неё вопросы, которые традиционно отнесены к ведению национальных властей и/или решение которых находится исключительно в дипломатической плоскости. Вопрос о политизации международных трибуналов нельзя стыдливо замалчивать или считать маргинальным. В противном случае он рискует в итоге разрушить международную систему разрешения споров и, как следствие, подорвать механизмы действия международного права. При этом мирное разрешение конфликта юрисдикций не- возможно без осознания проблемы именно в юридической плоскости, совместного определения того, какие дела являются justiciable в международном процессе и какой вопрос должен считаться «политическим». С учётом указанного выше, автор предпринял попытку дать юридическое определение «политическому вопросу» в международном процессе и сформулировать перечень вопросов, ответы на которые должны помочь судьям и арбитрам международных трибуналов определить, готовы ли они принять к рассмотрению по существу (а не признать неприемлемым по процессуальным основаниям) спор, затрагивающий соответствующий «политический» вопрос, и должны ли они это делать.

Добавлено: 29 декабря 2020
Статья
Кравчук Н. В. Международное правосудие. 2013. № 3(7). С. 31-37.

Cтатья посвящена анализу практики защиты права детей на жизнь и воспитание в семье, в частности применения концепции “наилучших интересов ребенка». Автор анализирует международные стандарты в этой области на примере деятельности Европейского Суда по правам человека

Добавлено: 11 сентября 2013
Статья
Русинова В. Н. Международное правосудие. 2017. № 3. С. 119-123.

Статья подготовлена на основании материалов доклада, который был сделан в рамках экспертного обсуждения вынесенного 19 апреля 2017 года Международным Судом ООН постановления, в соответствии с которым в деле О применении Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма и Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Украина против России) были применены временные меры. Это постановление рассматривается автором в общем контексте научного обсуждения проблем, связанных с применением временных мер Международным Судом ООН. Среди них утрата этим процессуальным инструментом своего исключительного характера, сложность установления ответственности государства за невыполнение временных мер, а также неудовлетворительное положение дел с исполнением таких постановлений.

Добавлено: 24 августа 2018
Статья
Шаблинский И. Г. Международное правосудие. 2016. № 4 (20) . С. 12-27.

Статья посвящена решению Европейского Суда по правам человека в отношении права граждан собираться мирно и проводить демонстрации и митинги, а также действий властей по установлению определённых ограничений этого права. В статье подробно рассматриваются фактические обстоятельства дела, которые легли в основу данного решения: от подачи заявления группой инициаторов шествия и митинга до конфликта на Болотной площади во время проведения акции, разгона митинга и задержания заявителя.  Для Суда имел большое значение анализ каждого из элементов цепочки событий. В решении нашли своё отражение некоторые позиции Суда по аналогичным делам. 

Добавлено: 20 декабря 2016
Статья
Ковлер А. И. Международное правосудие. 2015. № 4.

Критически анализируется недавнее Постановление Европейского Суда по правам человека по известному " делу Ламбера" , в котором поднята проблема прекращения лечения парализованного больного ввиду " необоснованного упорства в лечении". в данном деле сталкиваются два права: право человека на охрану его жизни государством и волеизъявление больного, якобы высказанное им в других обстоятельствах, о нежелательности продления агонии. Проблема усугублялась неясностью закона. 

Добавлено: 17 сентября 2015
Статья
Боклан Д. С. Международное правосудие. 2014. № 4(12). С. 80-86.

В статье анализируется практика Международного трибунала по морскому праву по делам, в которых затрагиваются одновременно международные экологические и международные экономические отношения. В большинстве рассмотренных дел Международный трибунал по морскому праву предписал временные меры для предотвращения  трансграничного ущерба морской среде, риск причинения которого возник в результате осуществления экономической деятельности.

Добавлено: 20 января 2017
Статья
Боклан Д. С. Международное правосудие. 2014. № 2 (10). С. 99-105.

В статье анализируется практика Международного Суда ООН по делам, в которых затрагиваются одновременно международные экологические и международные экономические отношения. Cегодня мы наблюдаем процесс «экологизации» международных экономических отношений. В рассмотренных решениях Суд вырабатывал определенный стандарт ограничения экономической деятельности в целях предотвращения ущерба окружающей среде.

Добавлено: 15 октября 2016
Статья
Гетьман-Павлова И. В., Филатова М. А. Международное правосудие. 2017. № 3. С. 96-109.

В статье исследуются проблемы, связанные с получением и представлением доказательств в международном гражданском процессе. Методология исследования основана на использовании методов сравнительного анализа и сравнительного правоведения. Нормативной основой исследования являются международно-правовые акты, российское и зарубежное национальное законодательство, судебная практика иностранных государств. Наибольшие сложности при рассмотрении трансграничных споров возникают в связи с использованием различных моделей предъявления иска, различной оценкой одних и тех же аспектов доказательственного права, отсутствием общепринятой и общеобязательной модели получения доказательств в иностранной юрисдикции. При необходимости получить доказательства в иностранной юрисдикции современная практика использует два пути: 1) использование механизмов правовой помощи, предусмотренных международными соглашениями (универсальными или региональными); 2) истребование доказательств от иностранного участника напрямую, т.е. без официального запроса в суд того государства, где находится соответствующее доказательство или информация. Первый путь является оптимальным, но его эффективность не велика в связи с ограниченным числом участников соответствующих международных соглашений. Возможно, наилучшим выходом будет общее использование инструментов lex mercatoria, в частности, Принципов ALI/UNIDROIT.

Добавлено: 8 ноября 2017
Статья
Храмова Т. М. Международное правосудие. 2019. № 3(31). С. 45-58.

10 апреля 2019 года Европейский Суд по правам человека вынес первое консультативное заключение в порядке реализации положений Протокола № 16 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данное решение, принятое по запросу Кассационного суда Франции, стало очередной попыткой решить проблемы, вытекающие из трансграничных соглашений о гестационном суррогатном материнстве, связанные с обеспечением права ребёнка на уважение частной и семейной жизни, гарантированное статьёй 8 Конвенции. Европейский Суд по правам человека отметил, что национальное законодательство не должно полностью отрицать возможность установить правовую связь между ребёнком и предполагаемой матерью, даже если между ними отсутствует генетическая связь. Французскому законодателю, заботящемуся о насущных интересах ребёнка, рекомендовано предусмотреть быструю и эффективную процедуру признания этой связи, с учётом ограниченной свободы усмотрения государства в этом вопросе. Данная статья посвящена анализу как содержательных, так и формальных аспектов консультативного заключения. В конечном итоге автор стремится определить значение данного решения для цивилизованного развития международного суррогатного материнства на европейском континенте, а также оценить потенциал нового формата рекомендательных решений для усиления горизонтального взаимодействия между ЕСПЧ и национальными судами, необходимое для развития прав и свобод человека в Европе. По результатам системного анализа аргументов, на которых основаны выводы Европейского Суда по правам человека, а также сравнения целей принятия Протокола № 16 и наблюдений по итогам первого опыта его практической реализации, автор формулирует ряд выводов. В частности, для государств, в которых суррогатное материнство запрещено, консультативное заключение является сигналом о бессмысленности такого запрета, поскольку статья 8 Конвенции, приоритезирующая интересы ребёнка, не позволяет игнорировать юридические последствия обращения граждан таких государств к услугам суррогатной матери за рубежом. Рекомендательный формат жёсткого по содержанию решения позволяет настраивать государства на усиление межсудейского диалога и постепенное формирование общеевропейского консенсуса по таким деликатным вопросам, как суррогатное материнство, а также на более активное использование потенциала Конвенции в соответствии с заложенным в ней принципом субсидиарности.

Добавлено: 7 октября 2019