• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 354 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Ruslan Nurullaev. Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. 2015. No. 3. P. 181-193.
Добавлено: 23 октября 2015
Статья
Antonov M. Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. 2015. No. 2. P. 148-165.
Добавлено: 26 августа 2015
Статья
Vishnevskiy A. Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. 2017. No. 4. P. 46-58.
Добавлено: 19 июня 2018
Статья
Tatiana Alexeeva. Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. 2014. No. 4. P. 160-170.

В статье анализируется конституционно-правовой статус президента Бразилии в сравнении с правовым положением глав государств других стран БРИКС, прежде всего, России. Данное сравнение уместно и целесообразно в силу той роли, которую  играют  главы государств, включая президента Бразилии, в процессе функционирования данного объединения. Наряду с отмечаемым своеобразием статуса главы бразильского государства, автор отмечает многие общие черты в порядке замещения должности, освобождения от нее, закрепленных полномочиях и взаимодействии с другими органами государств.   

Добавлено: 22 января 2015
Статья
Kozyrin A. N., Troshkina T. N. Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. 2017. No. 1. P. 80-91.

In September 2013 Russia enacted a new law on education which introduced significant changes into the system of sources for Russian educational law. This article analyses the provisions of the education law that pertain to sources of educational law in the Russian Federation, the elationship between different levels of normative and legal regulation, including: international, national (federal laws and by-laws, legal regulation of relations in education at the regional and municipal levels in the Russian Federation), and the place of local normative acts within the mechanism for legal regulation of relations in education.

Добавлено: 22 января 2018
Статья
Yerpyleva N., Kasatkina A. Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. 2018. No. 4. P. 6-23.
Добавлено: 17 января 2019
Статья
Тотьев К. Ю. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2009. № 3. С. 112-121.
Добавлено: 11 февраля 2010
Статья
Федотов М. А. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2009. № 2. С. 31-56.

Статья посвящена проблеме сохранения и развития русскоязычного информационного пространства, представляющего собой социокультурный феномен. Автор рассматривает различные механизмы преодоления его распада, проблемы, связанные с необходимостью гармонизации двух принципов - свободы информации и охраны прав интеллектуальной собственности. Даются предложения о способах правового решения данных проблем.

Добавлено: 15 октября 2012
Статья
Панова И. В., Городецкая Е. А. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 1. С. 102-112.

В статье аргументируется необходимость разработки и принятия федерального закона о государственном регулировании деятельности агропромышленного комплекса с учетом международного регулирования и требований Всемирной торговой организации. В целях обеспечения предсказуемости административно-правового воздействия, его качественности и позитивности административно-правовая доктрина должна выработать новые комплексные инструменты регулирования деятельности агропромышленного комплекса – правовые режимы, обеспечивающие оптимальное соотношение эффективности государственной аграрной политики и соблюдения общественного интереса. Основной целью государственной аграрной политики должно быть обеспечение продовольственной безопасности страны и экономического роста аграрной системы, который возможен только посредством обеспечения необратимого качественного изменения хозяйствующих субъектов в сфере АПК. Предлагается на законодательном уровне определить в качестве одной из основных целей регулирования обеспечение продовольственной безопасности, включить в новый комплексный закон ряд новых мер государственного регулирования, расширить круг субъектов АПК, обладающих правом на государственную поддержку, и четко определить условия, при которых она предоставляется. Аргументируется вывод о том, что в аграрной сфере в рамках предлагаемого закона существует насущная необходимость выделения в качестве отдельных субъектов регулирования субъектов агропромышленного комплекса. Кроме того, на федеральном уровне нуждается в более четком разграничении и определении и объем полномочий исполнительных органов (в частности, Роспотребнадзора и Россельхознадзора). Обосновывается необходимость определения в федеральном законе понятий: «агропромышленный комплекс», «субъект агропромышленного комплекса», а также создания и ведения единого реестра сельхозтоваропроизводителей и субъектов АПК. Предлагается агропромышленный комплекс определить как систему (совокупность) взаимосвязанных отраслей промышленности, сферы услуг и сельского хозяйства, специализированных учреждений, задачей которой является финансирование, производство, заготовка, переработка, хранение и реализация сельскохозяйственной продукции и доведение ее до потребителя, включая ее упаковку, транспортировку, обеспечение технологическим оборудованием, а также учреждений, осуществляющих информационное, научное, кадровое и образовательное обеспечение указанных видов деятельности, ее фитосанитарную и ветеринарную безопасность. В качестве одной из мер по совершенствованию законодательного регулирования АПК предлагается ввести единый реестр субъектов АПК.

   
Добавлено: 10 марта 2015
Статья
Панова И. В., Синицина С. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 1. С. 214-231.

Правовое регулирование отношений в сфере рыболовства и сохранения рыбных биологических ресурсов неотделимо от государственной политики, реализуемой в рамках нормативно-правовых актов, определяющих развитие рыбного хозяйства как отрасли экономики. В свою очередь документы, определяющие государственную политику в области рационального использования, сохранения и охраны водных биологических ресурсов должны быть увязаны с основополагающими документами стратегического и программно-целевого планирования. Этим вопросам в последнее время в доктрине экологического права уделяется особое внимание. Стратегической (экологической) целью государственной политики в данной области является решение сопряженных социально-экономических задач, обеспечивающих экологически безопасный, качественно ориентированный рост добычи и переработки рыбных ресурсов, сохранение благоприятного состояния биологического разнообразия и природных ихтиологических ресурсов для покрытия потребностей нынешнего и будущего поколений, реализации права каждого человека на доступные биоресурсы, обеспечение экологической безопасности. Однако в России недостаточно разработана нормативно-правовая база и правовые механизмы, обеспечивающие эффективную охрану и рациональное использование рыбных запасов, иных водных биологических ресурсов. Значение рыболовной отрасли для экономического развития нашей страны обусловливает необходимость решения обозначенной проблемы, опираясь на многолетний опыт зарубежных государств. В данной статье предпринята попытка анализа зарубежного и российского законодательства в области административно-правового регулирования правил рыболовства и охраны рыбных запасов. В ходе исследования установлены как соответствия, так и разночтения норм российского законодательства и стран Содружества Независимых Государств, а также сделаны предложения нормативного характера, имеющие практическое значение, поскольку охрана рыбных ресурсов является важной частью охраны природной среды. Непринятие своевременных и соответствую- щих мер к защите этого объекта природы может привести к его истреблению.

Добавлено: 8 апреля 2019
Статья
Трошкина Т. Н. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 2. С. 237-252.

Несоответствие между состоянием администрирования таможенных платежей и предъявляемы-ми к нему требованиями, необходимость повышения эффективности фискальной деятельноститаможенных органов, внедрения новых рычагов воздействия для поступления таможенных пла-тежей определили актуальность исследования. 1 января 2015 г. образовался ЕАЭС, что явилось переходом к следующей ступени межгосударственной экономической интеграции, которая требуетизменения в администрировании таможенных платежей. В это экономическое (а, значит, и тамо-женное) сообщество вступили государства, которые не были членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, и им придется совершить «скачок» в том числе в правовом регулировании. ЕАЭС какинтеграционное объединение имеет единое правовое пространство таможенного регулирования,в том числе и таможенных платежей. Векторы его развития разнонаправлены в зависимости отвида платежа, например, вопросы таможенно-тарифного регулирования должны решаться на над-национальном уровне, проблемы налоговых доходов требуют унификации и гармонизации нормнационального законодательства. На сегодняшний день существует комплекс проблем, большин-ство из которых носит системный характер. Среди тех, решение которых требует научной обо-снованности, — занижение таможенной стоимости товаров и их недостоверное декларирование;неразвитость системы получения информации о внешнеторговых ценах; низкая эффективностьтаможенного контроля; недостаточный уровень взаимодействия таможенных и налоговых органов.Востребованным является совершенствование системы определения и контроля таможенной сто-имости как налоговой базы для исчисления таможенных платежей. В работе администрированиетаможенных платежей соотносится с таможенным и налоговым администрированием. Рассматри-ваются системы органов управления; совокупность норм и правил, регламентирующих порядоквзимания таможенных платежей; информационная среда реализации функций управления. Этотмеханизм обеспечивается разноуровневой нормативной правовой базой, в которую входят нормымеждународных обязательств государств-участников ЕАЭС, Таможенного кодекса Таможенного союза и иных актов таможенного законодательства ЕАЭС, а также национального таможенного зако-нодательства членов ЕАЭС. Результаты исследования могут быть применимы не только в России,но и во всех государствах-членах ЕАЭС, где большинство специалистов владеет русским языком итакже отсутствует научная основа решения рассматриваемого вопроса.

Добавлено: 23 января 2018
Статья
Павловская О. Ю., Карпенко О. И. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 1. С. 78-91.

Адресная социальная помощь как особый вид государственной социальной помощи представляет научный и практический интерес, особенно, в контексте осмысления отечественного и зарубежного опыта. Такой интерес обусловлен, с одной стороны, масштабностью и интенсивностью произошедших за последнее время изменений правового регулирования социальной помощи малоимущим гражданам, с другой – острой необходимостью усиления борьбы с бедностью. Действительно, нестабильность экономической ситуации, способствующая ухудшению материального положения граждан, а, главное, ограниченность государственных средств заставляют государство искать новые возможности к модернизации действующей ныне системы оказания социальной помощи малоимущим гражданам, которых в России принято относить к числу бедных. В современных условиях определение уровня бедности, который официально считается основанием для получения социальной поддержки, является важным, но не достаточным элементом адресной социальной помощи и в слабой мере отражает принцип  адресности. Данный вид помощи предоставляется большому кругу получателей, что не способствует укреплению механизма борьбы с бедностью и эффективному расходованию материальных ресурсов. В связи с этим авторами высказано мнение о целесообразности использования опыта зарубежных стран при определении подходов к предоставлению социальной помощи бедному населению. В ходе исследования авторы также приходят к выводу, что современная российская практика оказания адресной социальной помощи малоимущим гражданам, базирующаяся на принципах социального контракта, также далеко не совершенна по двум тесно взаимосвязанным между собой причинам. Во-первых, назрела необходимость в  объективной оценке численности потенциальных участников программ оказания адресной помощи, с которыми необходимо заключать социальные контракты. Во-вторых, социальный контракт как форма предоставления адресной социальной помощи все еще не является максимально доступным с точки зрения информационной осведомленности граждан о таком виде социальной поддержки. Авторы считают, что важным этапом в разрешении данной проблемы послужит введение в России единого реестра получателей мер социальной поддержки с целью выявления, информирования, учета и обеспечения наиболее нуждающихся в ней граждан.

Добавлено: 13 апреля 2018
Статья
Резник Р. С. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 1. С. 111-121.

Развитие законодательства о международном частном праве и международном гражданском процессе в области защиты прав потребителей не решает полностью проблем, с которыми сталкивается слабая сторона при заключении потребительских договоров, осложненных иностранным элементом. Коллизионные нормы и нормы о подсудности обращены прежде всего к государственным судам, однако по экономическим причинам потребители в редких случаях обращаются за защитой своих прав в суд, если дело связано с правопорядками нескольких стран. Решение этой проблемы видится в развитии более гибких, быстрых и недорогих способов внесудебного разрешения споров. Автор анализирует Директиву ЕС об альтернативном разрешении споров и делает вывод, чтоона лишь устанавливает базовые стандарты для отрасли внесудебного разрешения потребитель-ских споров, но не содержит процессуальных правил. Кроме того, приводится критический взгляд наРегламент ЕС о разрешении споров онлайн: созданная на его основе Интернет-платформа по разрешению потребительских споров имеет крайне ограниченный функционал и, по сути, осуществляеттолько посреднические функции, помогая потребителю найти на национальном уровне учреждениепо альтернативному разрешению споров, но не осуществляя собственно арбитража потребительских споров. Большие надежды возлагаются на находящиеся в разработке Правила ЮНСИТРАЛ поразрешению споров онлайн: помимо принципов и стандартов этот документ содержит конкретныепроцессуальные нормы. Отмечается, что Правила ЮНСИТРАЛ станут важным дополнением к Регла-менту о разрешении споров онлайн. Вместе с тем в силу универсального международного характера Правил ЮНСИТРАЛ, как актов «мягкого права», они смогут применяться не только в ЕС, но и в другихстранах, законодательство которых предусматривает возможность разрешения споров с участием потребителя в сети Интернет. В качестве примера успешного функционирования онлайн-платформы по разрешению споров небольшой стоимости анализируется опыт китайского электронного торгового портала. Исследование его внутренних Правил по разрешению потребительских споровонлайн подтвердило, что в сравнении с процедурой разрешения подобных споров с государственных судах, онлайн-арбитраж является более быстрой и эффективной альтернативой.

Добавлено: 2 апреля 2017
Статья
Л.Р.Сюкияйнен Право. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 1. С. 16-37.

С конца 2010 г. многие арабские страны вступили в полосу политических кризисов и радикальных перемен, получивших название «арабской весны». Ислам сыграл свою роль в этом процессе. В отдельных странах в результате свержения прежнего режима к власти пришли исламские силы. Ряд аспектов «арабской весны» привлекает повышенное внимание современной исламской правовой мысли. Ее различные течения неодинаково оценивают массовые шествия и неподчинение режиму. Среди направлений исламского правоведения выделяется «фикх революции», который с шариатских позиций обосновывает возможность демонстраций и выступлений против власти.

Добавлено: 1 мая 2013
Статья
Орловский Ю. П. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2008. № 1. С. 52-61.
Добавлено: 12 октября 2012
Статья
Терещенко Л. К. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 1. С. 129-139.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с использованием «облачных» технологий в сфе­ре государственного управления. Пока «облачные» технологии используются в нашей стране недо­статочно активно, но отчетливо просматривается тенденция на расширение сферы их применения. Приняты программные документы, в которых предусмотрено создание национальных платформ «облачных» сервисов. В настоящее время в основном используются «облачные» услуги иностран­ных провайдеров, что вызывает ряд вопросов, связанных с информационной безопасностью и возможностью их использования в деятельности государственных и муниципальных органов. При­водится анализ действующего законодательства с точки зрения наличия или отсутствия суще­ствующих ограничений использования облачных технологий в сфере государственного управления.
Автор приходит к вводу, что действующим законодательством не установлены прямые запреты применительно к возможности использования «облачных» технологий, однако запреты и ограниче­ния могут быть связаны с видом информации: государственная тайна, конфиденциальная инфор­мация, различные виды тайн, а также с обязательством сторон о получении письменного согласия другой стороны на передачу информации третьей стороне. Таким образом, на допустимость исполь­зования облачных сервисов российскими государственными и муниципальными органами, иными организациями с государственным и муниципальным участием может оказывать влияние характер обрабатываемой информации и установленный в отношении нее правовой режим.

Добавлено: 26 января 2015
Статья
Терещенко Л. К. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2009. № 2. С. 57-66.

Статья посвящена проблемам информирования заинтересованных лиц о соблюдении требований технических регламентов. На основе анализа действующего законодательства определены правовые основы информирования, субъекты, на которые возложена обязанность информирования о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов, а также субъекты, которые должны быть информированы, содержание информации о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов, порядок и условия ее предоставления.

Добавлено: 15 октября 2012
Статья
Калпин А. Г. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2010. № 2. С. 47-56.
В статье рассматриваются вопросы, относящиеся к важнейшему условию договора фрахтования морского судна (чартеру) — безопасному порту. Формулируется самое понятие безопасного порта и требования (условия), которым он должен отвечать, — навигационные, санитарные, политические и правовые. Как правило, оговорка о безопасном порте («safe port») включается в условия договора фрахтования. Она близка, но не совпадает с другими смежными оговорками этого договора — «так близко, как судно может безопасно подойти», «всегда на плаву», «не всегда на плаву, но безопасно на грунте».Фрахтовщик вправе не выполнять распоряжение другой стороны договора — фрахтователя — о направлении судна в небезопасный порт.Условие о безопасном порте рассматривается английским правом как гарантия безопасного порта. Это означает, что нарушение фрахтователем такой гарантии влечет для фрахтователя во всех случаях причинение ущерба судну. Он может быть освобожден от ответственности лишь тогда, когда капитан судна, выполняя распоряжение фрахтователя, допускает небрежность («novus actus intervieniens»). По российскому праву ответственность фрахтователя за направление судна в небезопасный порт представляет собой вид договорной ответственности, построенной на принципе вины.
Добавлено: 18 октября 2012
Статья
Калпин А. Г. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2010. № 2. С. 47-56.

В статье рассматриваются вопросы, относящиеся к важнейшему условию договора фрахтования морского судна (чартеру) - безопасному порту. Формулируется самое понятие безопасного порта и требования (условия), которым он должен отвечать, - навигационные, санитарные, политические и правовые. Как правило, оговорка о безопасном порте («safe port») включается в условия договора фрахтования. Она близка, но не совпадает с другими смежными оговорками этого договора - «так близко, как судно может безопасно подойти», «всегда на плаву», «не всегда на плаву, но безопасно на грунте». Фрахтовщик вправе не выполнять распоряжение другой стороны договора - фрахтователя - о направлении судна в небезопасный порт. Условие о безопасном порте рассматривается английским правом как гарантия безопасного порта. Это означает, что нарушение фрахтователем такой гарантии влечет для фрахтователя во всех случаях причинение ущерба судну. Он может быть освобожден от ответственности лишь тогда, когда капитан судна, выполняя распоряжение фрахтователя, допускает небрежность («novus actus intervieniens»). По российскому праву ответственность фрахтователя за направление судна в небезопасный порт представляет собой вид договорной ответственности, построенной на принципе вины.

Добавлено: 5 августа 2013
Статья
Ерпылева Н. Ю. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2008. № 1. С. 62-79.
В международной коммерческой и банковской деятельности широкое применение получили различные виды оборотных документов, используемых в операциях хозяйствующих субъектов и банков. Термин «оборотные документы» возник и широко применяется в английской юридической литературе и законодательстве. Он объединяет такие финансовые инструменты, как векселя, чеки, депозитные сертификаты и целый ряд других. Отношения частно-правового характера, возникающие в связи с обращением векселей как важнейших инструментов финансирования, представляют собой специфический объект международного банковского права и регулируются им с помощью материально-правового и коллизионно-правового методов. Главная особенность такого регулирования — его комплексный характер, то есть наличие национально-правовых и международно-правовых норм, включенных в вексельное законодательство.
Добавлено: 12 октября 2012
Статья
Ганюшкина Е. Б. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2015. № 4. С. 220-223.

В Рецензии отображены достоинста и недостатки последнего по времени выхода Словаря международного права - одного из наиболее авторитетных изданий, весьма полезного для преподавателей, стеднтов и аспирантов.

Добавлено: 21 января 2016