• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 317 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Клименко А. В., Барабашев А. Г. Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 4. С. 64-65.
Добавлено: 18 марта 2010
Статья
Конов А. В., Яковлев А. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 1. С. 5-27.

Статья посвящена возможным направлениям совершенствования системы представления должностными лицами и их родственниками сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Рассматривается история внедрения антикоррупционного декларирования в России, анализируются основные недостатки реализуемого подхода к регулированию, предлагаются рекомендации по реформированию системы декларирования. Статья подготовлена на основе доклада НИУ ВШЭ «О развитии антикоррупционного декларирования в России». В ней также учтены результаты обсуждения доклада в ходе двух круглых столов, состоявшихся в августе и сентябре 2012 г.

Добавлено: 3 апреля 2013
Статья
Вещугина Т. С., Попова Е. П. Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 3. С. 75-87.

В статье поставлены и обсуждаются вопросы:

- нужны ли фундаментальные науки при подготовке управленцев, ведь управленческие факультеты имеют явную практическую ориентацию;

- насколько обосновано использование принципов управления и технологий, применяющихся для бизнес-организаций, в государственных организациях?

Авторы отмечают важность базовых управленческих наук (теории организаций и организационного поведения) при подготовке специалистов государственного и муниципального управления, поскольку эти науки позволяют выявить закономерности функционирования и изменения организаций, а также особенности поведения индивидов и групп, характерные для всех типов организаций.

Добавлено: 29 января 2013
Статья
Жулин А. Б., Кнутов А. В., Синятуллина Л. Х. Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 1. С. 185-190.

Рецензия на книгу Барбера М. Приказано добиться результата. Как была обеспечена реализация реформ в сфере государственных услуг Великобритании / пер. с англ. под науч. ред. Я.И. Кузьминова, А.В. Клименко. М.: НИУ ВШЭ, 2011. 394 с.

Добавлено: 24 мая 2012
Статья
Плюснин Ю. М. Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 1. С. 60-80.

Внутренние возвратные трудовые мигранты – современные отходники – являются сравнительно новым, но уже массовым феноменом в социально-экономической жизни России. Эта категория трудовых мигрантов, численность которой мы оцениваем в 15–20 миллионов трудоспособного населения, существует вне системы публичного управления, занимая преимущественно теневой сегмент экономики. Органы власти, как на государственном, так и на муниципальном уровне, еще не сформировали никакого определенного отношения к ним. Пока не существует никаких управленческих решений по регулированию отхожей трудовой деятельности, не выработано нормативно-правовой базы. В статье, основанной на полевых исследованиях в 40 российских регионах и эмпирических материалах по 77 муниципальным образованиям, рассмотрена проблема взаимодействия власти и отходников как особой категории населения в трех аспектах: отношение отходников к власти и ее представителям, формы и виды взаимодействия с властями, значение современного отходничества. Полная отстраненность отходников от власти, отказ их от взаимодействия с нею, отсутствие взаимодействия власти с этой категорией населения, недооценка ее экономического и политического значения являются предпосылками и факторами нарастания социальной напряженности и создают значительные социально-политические угрозы и риски для системы управления.

Добавлено: 5 апреля 2016
Статья
Калинин А. М., Кудеркин Д., Харитонов М. Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 4. С. 84-97.
Добавлено: 21 марта 2013
Статья
Тихомиров Ю. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 1. С. 136-159.

Обеспечение устойчивого социально-экономического развития России во многом связано с управлением на основе права. Эта связь нелегко обнаруживается и обеспечивается ввиду разновекторности развития управления. Несмотря на выдвижение стратегических целей, происходят отклонения в правовой сфере от установленных целей и принципов правового регулирования. Статья построена на основе обобщения материалов деятельности публичных и экономических институтов, опыта многолетнего участия автора в подготовке проектов законов и иных правовых актов, а также изучения практики их реализации. Использованы данные социальных исследований, научные материалы по данной теме. В ходе анализа проблем удалось выявить систему правовых регуляторов, с помощью которых устанавливаются стратегические и национальные цели страны и отдельных сфер развития экономики. Обосновывается необходимость интернационализации административного права на основе национально-государственного суверенитета и институтов международного права с учетом лучших образцов иностранного административного права. Рассматриваются способы взаимодействия субъектов управления и вносятся предложения по обеспечению их согласованной деятельности, что позволит выстроить стройную систему процесса реализации правовых актов для решения задач управления, начиная с международных актов, конституций и законов и заканчивая локальными актами, саморегулированием и профессиональными этическими кодексами. Важным вектором развития управления являются активное использование человеческого фактора и обеспечение участия граждан в управлении делами государства. Пока же наблюдаются пассивность людей при разнообразии их социально-правовых ролей. Публичные институты могут остаться без поддержки граждан. Между тем социология права и юридическая психология способствуют увеличению «зоны» правомерного поведения и эффективности правовых решений и действия. Необходимо учитывать и влияние внешней среды на правосознание и поведение граждан. Поведенческий механизм управления и права подвергается изменениям ввиду повышения удельного веса новых информационных технологий. Цифровизация влияет на компетентность органов и реализацию решений, на стиль деятельности управленческого персонала, на общее пространство регулирования. Программы роботизации расширяют возможности сужения учетно-отчетных и финансовых операций, увеличивают объем прогнозно-аналитических функций управления. Здесь требуется последовательное решение правовых, организационных и иных задач. Главное заключается в повышении качества управления для достижения стратегических целей страны.

Добавлено: 18 июня 2019
Статья
Позаненко А. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 2. С. 64-73.
В данной статье рассматривается взаимодействие между властями муниципальных районов и поселений. Автор исследует экономическую составляющую взаимодействия, особенности проявления человеческого фактора в данном процессе, вопросы, связанные с формированием представительного органа муниципального района, а также актуальные проблемы территориальной организации местного самоуправления. Текст подкреплен примерами, с которыми автор сталкивался в ходе исследовательских командировок в муниципальные образования страны.
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Минченко О. С. Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 1. С. 41-59.

Статья посвящена изучению результатов административной реформы с позиции теории организации. Поводом для исследования послужила пятнадцатилетняя годовщина начала масштабной административной реформы в Российской Федерации. Основная цель исследования – подведение итогов преобразований в системе органов исполнительной власти за истекший период, оценка процессной составляющей реформы и ответ на вопросы, каких результатов удалось достичь и почему некоторые из них остались лишь декларацией. В статье проведено сравнение целей реформы в разные временные периоды, сопоставлены запланированные и достигнутые результаты, описаны взаимосвязи непосредственных результатов реформы с  ожидаемыми конечными эффектами, оценено количество производимых модернизаций системы исполнительной власти на разных этапах. На основе проведенного анализа сделан ряд выводов об особенностях целеполагания в рамках планирования и осуществления реформы, о недостаточной транзитивности показателей реформы, высокой частоте организационных изменений, а также нестабильности ключевых приоритетов реформирования.

Добавлено: 28 сентября 2020
Статья
Демидова О. А., Яковлев А. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 1. С. 133-156.

В данной статье государственные закупки рассматриваются как инструмент косвенной поддержки предприятий со стороны государства. в этом контексте в статье поставлены следующие вопросы: какое место занимают госзакупки в системе взаимоотношений бизнеса и власти? Можно ли их считать частью «системы обменов» между предприятиями и государством? В какой мере госзакупки сочетаются с формами прямой поддержки предприятий? Для ответа на поставленные вопросы были использованы данные опроса предприятий, проведенного ИАПР вШЭ в 2009 г. Проведенный анализ дает основания полагать, что повышение уровня экономического развития региона связано с сокращением прямой поддержки предприятий при одновременном расширении косвенной поддержки через систему госзакупок.

Добавлено: 18 сентября 2012
Статья
Яковлев А. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 1. С. 133-156.
Добавлено: 15 апреля 2011
Статья
Островная М. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 1. С. 69-91.

Около десяти лет назад в России началась реформа системы государственных за- купок и были введены новые закупочные процедуры, направленные на стимулирование конкуренции и борьбу с коррупцией. Однако ожидаемые цели не были полностью до- стигнуты. Заказчики и поставщики по-прежнему могли вести себя нечестно, что под- тверждается как публикациями в СМИ, так и официальными данными. Цель данной статьи – проанализировать, как риски возникновения разных типов нечестного пове- дения зависят от закупочных процедур в России. Для того чтобы достичь эту цель, в статье были классифицированы формы нечестного поведения заказчиков и постав- щиков, а также показаны возможности и последствия их возникновения в различных закупочных процедурах на примерах из российской практики. В статье делается вывод, что закупочные процедуры, содержащие высокий риск нечестного поведения заказчиков, предоставляют меньше возможностей для нечестного поведения поставщиков, и нао- борот. На основе результатов исследования мы предлагаем рекомендации по плановому контролю за проведением текущих закупочных процедур и дальнейшему изменению за- купочных правил для повышения общественного благосостояния.

Добавлено: 21 октября 2014
Статья
Есаулов Д. М., Ткаченко А. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 4. С. 103-138.

В данной работе изучается влияние продолжительности срока полномочий губернатора и его местных связей на ограничение конкуренции при распределении контрактов в процессе государственных закупок. Основываясь на имеющейся литературе, мы предположили, что (1) влияние срока полномочий губернатора на конкуренцию в госзакупках нелинейно и (2) зависит от его предшествующего опыта работы в регионе до избрания\назначения на должность. Чтобы проверить эти гипотезы мы использовали генеральную совокупность государственных контрактов на ремонтно-строительные дорожные работы в регионах России за 2011-2014 г. и биографическую информацию о губернаторах. Анализ показал, что в течение первых двух сроков пребывания губернатора в должности конкуренция на торгах растет, а затем начинает падать. Эта связь особенно заметна для губернаторов-«варягов», не имеющих предшествующего опыта работы в регионе, тогда как для губернаторов-выходцев из региональной элиты такой связи не наблюдается. Более того, наличие предшествующего опыта работы в регионе приводит, в среднем, к более высокой конкуренции на торгах. Мы обнаружили также, что ограничение конкуренции для губернаторов-«варягов» не объясняется повышением качества исполнения контрактов: задержки при исполнении линейно возрастают, а вероятность расторжения контракта не уменьшается с увеличением срока полномочий.

Добавлено: 5 декабря 2017
Статья
Романова В. В., Мацкевич А. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 3. С. 103-120.
В рамках работы проведен анализ и обобщение опыта субъектов РФ в части применяемых подходов к определению нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества учреждений. Исследование проводилось по 83 субъектам РФ. Анализировались опубликованные на 1 апреля 2014 г. в открытом доступе нормативные правовые акты с использованием данных: справочной правовой системы «Консультант Плюс» (сводное региональное законодательство) и сайтов высших органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. Результаты показали, что не все субъекты РФ утвердили свои методические рекомендации по определению нормативных затрат (77,1%) и еще меньше регионов приняли отраслевые порядки, используемые при расчетах нормативных затрат (56,6% субъектов РФ). В работе были выделены три основных подхода к определению состава нормативных затрат в зависимости от распределения расходов на общехозяйственные нужды. Проведенный анализ также показал, что на данном этапе нормативный метод в сфере культуры находится в стадии становления и пока не играет заметной роли. В большинстве обследованных субъектов РФ применяются индивидуальные нормативные затраты. При этом значительная часть регионов использует в расчетах для каждого государственного учреждения фактически сложившиеся (сметные) расходы, обеспечивая тем самым формальное соблюдение требований Федерального закона N 83-ФЗ, и таким образом сохраняя сметные принципы финансирования со всеми присущими им недостатками.
Добавлено: 12 октября 2015
Статья
Глухов К. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 3. С. 188-196.
Добавлено: 17 октября 2012
Статья
Елисеенко В. Ф., Головщинский К. И. Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 2. С. 118-130.
Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Крашенинникова Ю. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 2. С. 153-176.

Работа посвящена проблематике контроля качества экспертиз, результаты которых применяются в сфере государственного управления. Рассматривается один кейс – текущая организация внешнего контроля над экспертизой временной нетрудоспособности в Российской Федерации. Используя нормативные акты, статистические данные и материалы интервью с медиками и представителями контрольных инстанций, автор предпринимает попытку реконструировать рутинные процедуры и практики контроля, чтобы выявить объективно заложенные в них ограничения. Показано, что изначальная сложность оценки экспертной деятельности заказчиком в данном случае дополняется отсутствием четких правил экспертизы, разделением полномочий по контролю между разными государственными органами, исключительно документарным характером проверок, а также жесткими, но малоприменимыми санкциями за некачественную экспертизу. Ключевым является то, что система внешнего контроля, сфокусированная на проверке правильности заполнения документации, объективно не может отследить, действительно ли имели место все страховые случаи и пациенты были нетрудоспособны.

Добавлено: 24 июля 2018
Статья
Январев В. А., Семионова Е. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 3. С. 71-92.

Эффективность деятельности государственных органов по исполнению возложенных на них государственных функций во многом определяется результатами разработки и внедрения административных регламентов исполнения государственных функций или предоставления государственных услуг. Оценка хода разработки и внедрения административных регламентов государственными служащими, непосредственно участвующими в исполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг, а также изучение их мнения об эффективности процесса регламентации стали предметом Мониторинга результатов внедрения административных регламентов, проведенного в 2008 г.

Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Крючкова П. В., Провков К. С., Решетников М. Г. Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 2. С. 7-29.

Цель статьи – показать на примере статистики рынка труда, как использование административных данных может оперативно и с низкими издержками повысить точность и информативность официальных статистических показателей. В России в настоящее время официальная статистика при формировании основных показателей рынка труда – занятости и заработной платы – использует только два источника статистической информации: статистическую отчетность предприятий и обследования населения. Авторы показывают, что имеющиеся показатели не отвечают потребностям пользователей, противоречивы и не согласованы между собой. На примере Москвы показано, что имеющиеся административные данные (данные Пенсионного фонда Российской Федерации) позволяют как повысить точность уже рассчитываемых показателей занятости и заработной платы за счет сплошного охвата респондентов, так и ввести новые показатели, которые в настоящее время официальной статистикой не рассчитываются (заработные платы российских и иностранных граждан, заработные платы лиц, работающих на нескольких работодателей и др.). Обсуждены ограничения использования данных ПФР, а также рекомендации по включению административных данных в систему государственной статистики на региональном и национальном уровнях.

Добавлено: 22 октября 2018
Статья
Ладыгин В. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 2. С. 25-38.

Межмуниципальная кооперация является достаточно эффективным способом хозяйствования во многих странах мира. Тем не менее ее потенциал в России явно недооценен. В статье дается обоснование и предлагается методика создания одной из наиболее жизнеспособных инфраструктур поддержки малого бизнеса на муниципальном уровне – бизнес-инкубатора – на принципах межмуниципального сотрудничества.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Чегринец Е. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 3. С. 74-90.

В статье описываются основные элементы гармонизированного правового статуса региональных контрольно-счетных органов в России после принятия Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Статья уделяет особое внимание проблемам, возникающим при имплементации вышеуказанного Закона.

Добавлено: 1 октября 2012