• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 53 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Оболевич Т. С., Аляев Г. Е. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. № 93. С. 93-130.

Публикуется архивный текст — переписка С. Л. Франка с отцом Климентом Лялиным, монахом католического монастыря Амэ-Шеветонь. В предисловии к публикации прослежена история отношений С. Л. Франка и о. Климента, отраженная в их переписке 1937–1948 гг.; раскрыты обсуждаемые в письмах темы, связанные с привлечением С. Л. Франка к сотрудничеству в журнале «Irénikon», с планами так и не состоявшихся лекционных поездок русского философа в Бельгию, а также с подготовкой С. Л. Франком англоязычной антологии текстов Вл. С. Соловьева и исследованием им вопроса о переходе Вл. С. Соловьева в католичество. Особый интерес представляет выраженная в письмах как С. Л. Франком, так и о. Климентом установка христианского универсализма — стремление рассматривать православие и католицизм не в качестве двух различных исповеданий, а как две культурно-исторические ветви единой Церкви, которые должны состоять в братских отношениях. Показано, что эта установка обосновывалась Франком экклезиологически и онтологически — на принципе антиномистического монодуализма, а также была связана с обстоятельствами жизни его семьи. Представляет интерес и полученный на запрос о. Климента ответ греко-католического священника о. Кирилла Королевского на вопросы С. Л. Франка по вопросу о канонических нормах присоединения православных к Католической Церкви. В предисловии также показана роль бенедиктинского монастыря Амэ-Шеветонь и журнала «Irénikon» как экуменического центра в католицизме, в том числе связи журнала с русскими философами в эмиграции; приведена библиография статей и рецензий в журнале «Irénikon», посвященных работам С. Л. Франка. Публикуемая переписка позволяет дополнить представление о характере церковной позиции С. Л. Франка, о его отношении к православию, католицизму и протестантизму как трем братским ветвям единой христианской веры, а также о конкретном участии русских философов в развитии экуменического диалога в середине ХХ в.

Добавлено: 18 марта 2021
Статья
Мишура А. С. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. № 86. С. 31-49.

Цель статьи состоит в том, чтобы обосновать один из вариантов скептического ответа на аргументы от зла посредством анализа понятия о совершенной благости Бога. Доказывается, что современные аргументы от зла обычно опираются на понятие о моральной благости Бога. Предлагается анализировать данное понятие посредством концептуального аппарата философии действия. Демонстрируется, что аргументы от зла предполагают наличие совершенных моральных оснований в пользу устранения чудовищного и бессмысленного зла. Демонстрируется, что выявление совершенных оснований в пользу некоторого действия требует возможности сравнить основания в пользу данного действия, с основаниями в пользу альтернативных действий. Однако возможность сравнения оснований в пользу альтернативных вариантов действия, доступных Богу оказывается радикально ограниченной. Данная ограниченность обусловлена отсутствием практического доступа оценивающего субъекта к ряду возможных оснований Бога, где под практическим доступом подразумевается метафизическая возможность совершать те действия, которые диктуются данными основаниями. Так для человека метафизически невозможно сотворить мир, в котором нет зла или сотворить человека с такой свободой воли, которая не может привести ко злу. Далее, вводится принцип экспертизы, согласно которому надежность процедуры соизмерения оснований в пользу некоторого действия в некоторой сфере деятельности зависит от степени практического доступа соизмеряющего агента к данной сфере деятельности, так что большая практическая вовлеченность агента в сферу деятельности коррелирует с большей успешностью результатов оценки оснований, где под успешностью понимается обнаружение наилучших целей и наилучших действий, которые требуются для достижения этих целей. Принцип экспертизы в купе с радикальной ограниченностью практического доступа к возможным основаниям Бога дают основание полагать, что определение совершенных оснований в пользу действий Бога не имеет надежных эпистемических оснований. Соответственно, утверждения о том, что зло в мире дает совершенные основания для вмешательства Бога оказываются не вполне обоснованы.

Добавлено: 9 декабря 2019
Статья
Алиева О. В. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2015. Т. 4 (60). С. 9-23.

В статье рассматривается гуманистическая рецепция гомилии Василия Великого «На слова: внемли себе» до 1532 г. В этот период три новых перевода «Внемли» происходят из окружения Виссариона Никейского: это перевод самого Виссариона, его протеже Афанасия Халкеопулоса, а также анонимный перевод, сделанный, вероятно, Пьетро Бальби. Отдельным изданием вышел перевод «Внемли» Франческо Матараццо (1522), а в собрании сочинений — перевод Раффаэле Маффеи (1515). Обзор этих переводов и посвятительных писем к ним позволяет говорить о том, что не только образовательная программа или богословские взгляды Василия были интересны для гуманистов. Интерес к нашему тексту связан как с его экзегетической направленностью, так и с его аскетическим и моральным содержанием. Хотя для указанного периода в целом характерно перемещение рецепции из церковной и монастырской среды в школьную, почти все переводчики «Внемли» связаны с Римско-католической Церковью. Сближение библейского «Внемли себе» (Втор. 15:9) и дельфийского «Познай себе», проводимое у Матараццо и у Маффеи, служит не для того, чтобы обратить читателя к философским штудиям, но скорее для того, чтобы продемонстрировать превосходство христианской мудрости. Лишь два из пяти новых переводов были опубликованы, и о более или менее масштабном распространении латинского Василия можно говорить лишь начиная с 20-х гг. XVI в., когда перевод Маффеи был переиздан в Париже (в 1520 и 1523 гг.), Кельне (в 1523 и 1531 г.) и Базеле (1523 г.).

Добавлено: 30 июля 2015
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. № 71. С. 149-154.

Рецензия на книгу Алешин Д. Азиатская одиссея. Издательство книжного магазина Циолковский, 2017

Добавлено: 4 сентября 2017
Статья
Лечич Н. Д. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2014. № 55 (5). С. 92-106.

В данной статье автор описывает философскую сложность и идейную связанность самых ранних философских концептов Единого: раннепифагорейского и элейского, а также связь концепта Единого с онтологическим и эпистемологическим дуализмом. Анализ концепта Единого в ранней пифагорейской школе (РПШ) основан на фрагментах Филолая, а также на свидетельствах о музыкологической и геометрической активностях РПШ. В части 1 рассматривается отношение двух фрагментов Филолая: согласно первому, в центре Космоса (Сферы) находится Единое, идентифицированное с огнем; согласно второму фрагменту, все вещи произошли благодаря тому, что ограничивающее и безграничное гармонически сладились. В части 2 описывается, как в РПШ понимали гармонию, музыкальные консонансы, тетрактис, геометрические конструкции, выразимое и невыразимое. В части 3 рассматривается концепт охватывающего огня. В части 4 автор показывает связь рассмотренных идей РПШ с ключевыми топосами элейской философии. Делается вывод, что сплав монизма и онтологическо-эпистемологического дуализма, один из самых богатых философско-научно-религиозных мыслительных феноменов в истории, имеет пифагорейско-элейское происхождение.

Добавлено: 9 февраля 2016
Статья
Доброхотов А. Л. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2010. № 4(32). С. 75-87.

Анализируя книгу Вяч. Иванова "Достоевский: Трагедия. Миф. Мистика", автор раскрывает занимающую в ней важное место мифологему зла. Он указывает место "понерологии" Иванова в европейской культурной и философской традиции, систему основных образов зла в их взаимном отношении : Люцифер - Ариман - Легион; наглядно демонстрирует объяснительные возможности, открываемые концепцией Иванова для анализа современной культуры.

Добавлено: 26 октября 2012
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. № 89. С. 161-168.

Рецензия на книгу Schlieter J. What Is It Like To Be Dead?: Near-Death Experiences, Christianity, and the Occult. New York: Oxford University Press, 2018.

Добавлено: 30 июля 2020
Статья
Зыгмонт А. И. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2015. № 3(59). С. 23-38.

Статья посвящена рассмотрению концептов насилия (violence) и сакрального (sacré) в творчестве французского философа Жоржа Батая. Автор прослеживает трансформации содержания концепта насилия на протяжении всего творческого пути мыслителя, а именно в его ранних литературно-философских опытах конца 20-х - начала 30-х гг. XX в., в докладах для Коллежа Социологии (1937-1939) и в "систематических" послевоенных сочинениях (1945-1962). Кроме того, автор выдвигает гипотезу о связи концепта насилия с концептом сакрального и демонстрирует, что наиболее полно она проявляется в последний период творчества мыслителя, хотя может быть отмечена и ранее. Диахроническое рассмотрение становления этих концептов позволяет автору проследить их корреляцию от более или менее случайной связи, опосредованной художественными образами и другими понятиями (например, жертвоприношения) до эксплицитного отождествления их друг с другом и систематической разработки в динамической связи с другими концептами, такими, как природа, жизнь, бытие, интимность, животное состояние, трата, жертвоприношение, война и  эротизм. 

Добавлено: 18 февраля 2016
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2012. Т. I. № 5(43). С. 137-142.

Рецензия сборник статей, посвященный советскому эзотерическому подполью.

Добавлено: 19 декабря 2012
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2012. № 4. С. 39-47.

Статья является введением в проблематику изучения советского эзотерического подполья 60 — 80-х гг. XX в.

Добавлено: 19 сентября 2012
Статья
Двойнин А. М. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Т. 77. С. 118-135.

В статье дается обзор развития психологии религии в постсоветской России в хронологических рамках с 2000-х гг. по настоящее время. Автор оценивает данный период как этап оживления исследований в области психологии религии. Выдвигается предположение, что эта тенденция связана в большей степени с действием личностного фактора и объективно существующим «белым пятном» в данной области знаний, нежели с появлением социального заказа или улучшением финансового положения российской науки по сравнению с 1990-ми гг. Отмечается положительная динамика защит диссертаций и существенное увеличение публикаций по психологии религии. Выделяются основные тематические направления исследований по психологии религии, обсуждается проблема разработки методического инструментария, анализируется выпущенная в 2000-2010-е гг. учебная литература, а также знаковые научные мероприятия и события. Утверждается, что психология религии в России в настоящий момент находится в фазе самоидентификации научного сообщества и начала консолидации исследовательских усилий психологов и религиоведов. Однако, несмотря на отчетливый, хотя и достаточно умеренный рост, психология религии до сих пор остается в тени, с одной стороны, институционализированной христианской психологии, а с другой стороны, ряда религиоведческих дисциплин.

Добавлено: 1 октября 2021
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2011. № 6(38). С. 153-159.

Рецензия на сборник, посвященный философии и жизни Николая и Елены Рерих.

Добавлено: 24 ноября 2012
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2013. № 3 (47). С. 153-158.

Рецензия на сборник статей из журанла "Парантропология".

Добавлено: 2 августа 2013
Статья
Чепурин К. В. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2012. № I:4 (42). С. 139-144.

Цель сборника «После постсекулярного и постмодерна: Новые эссе по континентальной философии религии» – дать голос и пространство для эксперимента новому поколению философов религии, движущихся в своей работе вне траекторий, заданных господствовавшими во второй половине XX века феноменологической и герменевтической традициями. Задача данной рецензии – дать обзор основных тем сборника и представить его русскоязычному читателю.

Добавлено: 25 октября 2012
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2013. № №1 (45). С. 114-119.

Рецензия на книгу "Esotericism and the Academy: Rejected knowledge in Western culture" - исследование, посвященное археологии генезиса эзотеризма в истории мысли.

Добавлено: 3 марта 2013
Статья
Павлюткин И. В. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2013. № 6. С. 138-141.

Несмотря на всеобъемлющее название издания «Теология высшего образования», которое обычно указывает на системное изложение базового предмета в формате учебника или ридера, данная книга представляет актуальное исследование, рефлексию на тему взаимосвязи университета и теологии, университета и Церкви в широком смысле слова. Более того, чтение самой книги говорит о явной претенциозности ее автора, заявке на способность держать ответ по сущностным вопросам университетской жизни и предложить другой взгляд на значимые события истории и проводимой сегодня политики высшего образования. Автор книги, молодой профессор богословия Майк Хигтон, преподает в несколько университетах Великобритании и одновременно является одним из лидеров междисциплинарного исследовательского проекта «Религия и идея исследовательского университета» в университете Кембриджа.

Добавлено: 4 декабря 2013
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2012. Т. I. № 6(44). С. 135-139.

Рецензия на исследование, посвященное генезису и истории нетрадиционной религиозности в США.

Добавлено: 19 декабря 2012
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2010. № 4(32). С. 156-161.

Рецензия на первый в России учебник по курсу «Эзотерические учения». Книга В. Н. Назарова является первой в России попыткой систематического изложения общих принципов эзотерики применительно к учебным целям. Потребность в появлении такого учебника по эзотерике, каковым и является настоящая книга, не вызывает вопросов: с 2000 года курс «эзотерические учения» введен в государственный стандарт по религиоведению. Автор рецензии делает вывод, что сама идея учебника по эзотеризму, с формулировкой «введения в проблематику», безусловно, удачна и перспективна, но
книга Назарова представляет собой скорее введение в то, как эзотерика видится самому Назарову.

Добавлено: 26 октября 2012
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2012. Т. I. № 1(39). С. 126-129.

В рецензии рассматривается один из последних учебников посвященных Новым религиозным движениям. В учебном пособии подробно рассмотрены теоретические и методологические вопросы изучения новой внеконфессиональной религиозности, которые обычно религиозных движений и пособии, может служить остаются за лекционным курсом. Материал, изложенный в проблематику для студентов, обучающихся по качестве введения в в изучающих курсы «Новые религиозные  специальности «Религиоведение» и культы», движения», «Современные нетрадиционные религиозные движения и «Эзотерические учения» и др., а также использоваться преподавателями, ведущими соответствующие курсы преподавателей, Для студентов и для широкого круга читателей.

Добавлено: 19 декабря 2012
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2007. № 19.
Добавлено: 5 марта 2013
Статья
Селезнев Н. Н. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2012. Т. 42. № 4. С. 123-124.

Представленное издание – обширный и прекрасно структурированный библиографический справочник по сирийской мистико-аскетической письменности, охватывающий издания письменных памятников, их переводы и посвященные данной теме научные работы на европейских, русском и арабском языках. Справочник состоит из трех частей: введения, собственно библиографии (состоящей из двух разделов: в первом представлены публикации общего характера; второй же, основной, раздел, организован по именам сирийских авторов в алфавитном порядке) и приложений (указателя сокращений, указателя рукописей и перечня библиографических дополнений). Введение состоит из двух глав: «Сирийская мистико-аскетическая письменность: ее характер и значение» и «Содержание и структура настоящей библиографии».

Добавлено: 7 октября 2017