• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 62 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Векслер А. Ф. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2016. № 1. С. 174-175.

Была я в ту пору радиожурналистом и не начинающим даже, а вполне опытным, так как с 14 лет уже печаталась в горьковский «Ленинской смене», а на местном «Автозаводском радио» к тому времени работала в штате. Центральные газеты я, правда, не читала – у нас на работе не требовалось, поэтому публицистика Аграновского прошла мимо меня. Только однажды попалась мне на глаза толстая зеленоватая книга – Анатолий Аграновский «А лес растет» (1973 г.) – и с тех пор на много лет стала она, как говорится, настольной. В любом сложном журналистском случае открывала ее наугад и читала то, что помнила почти наизусть, – и всегда помогало.

Добавлено: 31 октября 2016
Статья
Маканани Э. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2018. Т. 3. № 2. С. 151-158.

Эмиль Маканани, почетный профессор Университета Санта-Клара, штат Калифорния, и один из учеников Уилбура Шрамма, в рамках своего специального видеообращения, сделанного для Международного симпозиума по истории коммуникативных исследований "Памяти Уилбура Шрамма", рассказал о своем учителе и поделился своими взглядами на биографию и работу своего наставника и друга. Часть упомянутых фактов войдет в биографию Уилбура Шрамма, которую Эмиль Маканани готовит к публикации в 2018-2019 году.

Добавлено: 29 июня 2020
Статья
Шариков А. В. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2016. Т. 1. № 4. С. 106-129.

В статье предпринимается попытка объяснить, почему современную российскую науку о коммуникации отличает полидисциплинарный теоретический базис. Автор выдвигает гипотезу о том, что современная российская «теоретикокоммуникативная эклектика» обусловлена исторически, будучи генетически связанной с вхождениями в русскоязычный научный лексикон слова «коммуникация» в разных значениях в разные периоды времени в разные дисциплинарные сферы. Это, в свою очередь, обусловило возникновение ряда традиций, различающихся для разных научных областей, и создало предпосылки для сосуществования множества концепций, составляющих ныне поле коммуникативных исследований. Автор показывает дисциплинарную структуру российских коммуникативных исследований на примере анализа массива из 4635 авторефератов кандидатских и докторских диссертаций по различным проблемам коммуникации, защищенных с 1987 года по 2015 год. Выявилось 20 научных направлений, по которым ведутся коммуникативные исследования, из 23 возможных в классификации Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации. Специальный анализ корпуса русскоязычных научных публикаций с конца XIX века по настоящее время, в которых присутствует слово "коммуникация", позволил уточнить хронологию его появления в том или ином дисциплинарном поле, что привело к выявлению традиционных направлений коммуникативных исследований в России. Среди них выделяются ключевые: филологическая, психологическая, социологическая (обществоведческая), биологическая (зоопсихологическая), кибернетическая.

Добавлено: 5 марта 2020
Статья
Задорин И.В., Сапонова А. В. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2019. Т. 4. № 3. С. 48-68.

В статье исследуется комплексная динамика коммуникативных практик россиян на основе данных всероссийского мониторинга Исследовательской группы ЦИРКОН за 2009–2019 гг. Авторы выделяют три основных коммуникативных тренда: 1) освоение расширяющегося цифрового пространства все большим числом новых пользователей; 2) формирование новых коммуникативных практик и перераспределение аудитории между медиаканалами; 3) снижение доверия к российским медиа (государственному телевидению и радио, газетам и журналам), а также информации, полученной в интернете. В то же время уровень доверия к сообщениям из социальных сетей и поисковых систем (Google News, Яндекс.Новости) не изменился. Также в статье обосновывается валидность метода всероссийского опроса для измерения отдельных характеристик базовых коммуникативных практик.

Добавлено: 17 ноября 2020
Статья
Петрова Е. В. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2017. № 2. С. 135-145.

В статье исследуется профессиональная идентичность российских журналистов. Эмпирическая база сформирована на материале профилей (страниц) журналистов в социальной сети Facebook Базовый список для исследования был составлен на основе рейтингов самых цитируемых журналистов компания «Медиалогия». В результате исследования удалось выяснить, что многие представители журналистики в социальной сети не спешат отождествлять себя с профессией. При этом журналисты охотно указывают сведения о своем месте работы. Самодетерминация в профессии тесно связана с индустрией. В выводах отмечено, что идентификаторы, которыми пытаются заменить журналистику, разрознены. Это говорит о том, что поиск объединяющих смыслов, понимание основных принципов и ценностей изменившейся сферы продолжается.

Добавлено: 30 октября 2017
Статья
Мавлетова А. М., Лебедев Д. В. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2017. Т. 2. № 3. С. 79-102.

В работе представлен обзор основных эмпирических подходов к выявлению и кодированию медиа-фреймов, которые используются исследователями в данной области. Мы выдели следующие основания, по которым разделили походы: (1) дедуктивный vs. индуктивный подход, (2) подход к кодированию медиа-фреймов с использованием индикаторов vs. холистский подход, (3) качественный vs. количественный подход. На каждом уровне мы описали выбор, который необходимо сделать исследователю. Прежде всего, исследователь должен решить, какого подхода при выявлении медиа-фреймов придерживаться – дедуктивного или индуктивного. В рамках дедуктивного подхода фреймы определяются на основании более ранних эмпирических работ, теоретических представлений или уже принятых медиа-фреймов. В случае применения индуктивного подхода исследователи предлагают медиа-фреймы в зависимости от целей исследования, контекста и изучаемой тематики. Кодирование фрейма может проводиться либо с использованием холистского похода, либо с использованием похода, основанного на индикаторах. В холистском подходе кодируется наличие или отсутствие фрейма в целом. В подходе, основанном на индикаторах, каждый медиа-фрейм операционализируется на уровне индикаторов, и каждый индикатор включается далее в кодировочную схему. Исходя из целей и задач, исследователю также необходимо выбрать, какие именно методы анализа текста будут использоваться – качественные или количественные. В статье рассмотрены преимущества и недостатки каждого подхода, а в заключении приведены практические рекомендации.

Добавлено: 19 января 2018
Статья
Векслер А. Ф. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2017. Т. 2. № 1. С. 139-165.

В центре внимания автора международная коммуникативная деятельность«исторических отцов» PR – Эдварда Бернейса и Айви Ли. Автор исследует малоизученные страницы истории, связанные с использованием приемовпубличной дипломатии для изменения общественного мнения американцев в отношении ряда государств, включая СССР. Э. Бернейс и А. Ли применяли данныетехнологии в многочисленных международных проектах.

Новизна исследования связана с тем, что автор исследует взаимосвязьмежду паблик рилейшнз (PR) и публичной дипломатией, приводя для этого аргументы из практики знаменитых основателей связей с общественностью. В статье анализируются кейсы из практики признанных специалистов в данной области, в которых рассматривается общность понятия «публичная дипломатия» и PR. В статье обращается внимание на близость определений, данных публичной дипломатии и PR, а также на общность их целей, задач и ценностей. Это позволяетсделать вывод о сущностном родстве публичной дипломатии и связей с общественностью.

В современном обществе, где усиливается роль публичной дипломатии, яркие и выразительные проектывыдающихся PR-экспертов дают нам новое представление о ресурсах PR и публичной дипломатии и, возможно, интересные идеи для актуальных международных проектов, способствующих улучшению международной коммуникации.

Добавлено: 4 сентября 2017
Статья
Петрова Е. В., Шалонская Е. В. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2019. Т. 4. № 3. С. 103-118.

Статья опирается на эмпирическую базу, собранную во время экспедиции в

село Глазок Тамбовской области в сентябре 2018 г. Анализ полевых

материалов проводился с использованием системы Atlas.ti. В статье отмечено,

что для жителей Глазка наиболее значимы две медийные технологии — это

телевидение и интернет. В телесмотрении продолжаются многие практики,

сформировавшиеся еще десятилетия назад. Интернет дает возможность не

только увидеть то, что выходит из границ привычного сельского мира. Он дает

возможность высказываться публично. Это во многом новая практика для

сельских жителей России.

Добавлено: 3 декабря 2019
Статья
Старусева-Першеева А. Д. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2016. Т. 1. № 1. С. 146-150.

Философ и политолог Александр Павлов уже много лет занимается специальными исследованиями массовой культуры и кинематографа. Он автор книги «Постыдное удовольствие», в которой массовый кинематограф анализируется как от- ражения важных социально-политических процессов, происходящих в обществе, как способ репрезентации определенной идеологии. В данном интервью мы повели раз- говор о том, как кинематограф соотносится со средствами массовой коммуникации.

Добавлено: 27 января 2017
Статья
Афанасьева О. В., Ерофеева Я. В. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2018. Т. 3. № 2. С. 111-135.

В статье рассматривается опыт официальных связей с общественностью через социальные медиа. Разговор на такую тему, по убеждению авторов, не должен быть отвлечённым. Поэтому статья, выходя за рамки общих вопросов, сфокусирована на показательном case study. «Роскосмос» является одной из 6 государственных корпораций Российской Федерации и отвечает за развитие отечественной космонавтики. Космос вместе с атомом, газом, хлебом и оружием входит в число главных брендов России. Следовательно, позиционирование «Роскосмоса»– это не только корпоративная коммуникация.Точнее, это корпоративная коммуникация общенационального значения и глобального охвата. Тем больший интерес представляют вопросы целеполагания и реализации коммуникационной стратегии ГК «Роскосмос» в сложном контексте информационного общества и сетевой онлайн коммуникации, публичной открытости и подотчётности, бюджетного дефицита и глобальнойглобальной конкуренции

Добавлено: 6 декабря 2018
Статья
Тульчинский Г. Л. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2020. Т. 5. № 3. С. 103-111.

Творческий путь Т. М. Дридзе представляет не только историкобиографический интерес. Переход научного фокуса исследовательницы с информационно-целевого (мотивационного) анализа смысловой структуры текста на анализ социально-культурной деятельности как фиксации и трансляции смысловых структур   социального опыта, включая городскую среду, позволил задать широкий горизонт применений социальной семиотики как междисциплинарного подхода в исследованиях и конструировании социально-культурных систем и практик. Ее разработки оказываются важными и актуальными не только в теоретическом, но и в практическом плане социально-культурного инжиниринга и институционализации гуманитарной экспертизы современных технологий и реализуемых с их помощью проектов образования, коммуникации, управления.  

Добавлено: 17 октября 2021
Статья
Фадеева Т. Е. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2017. Т. 2. № 4. С. 91-104.

Важной особенностью некоторых практик современного искусства является их стремление к сближению с наукой, формирование некоего совместного научно-креативного концептуального базиса. Эта тенденция реализуется как «пластически», в произведениях искусства, так и институционально - в привлечении науки в пространство искусства и наоборот; а также в проведении совместных художественно-научных мероприятий, создании лабораторий. Сближение с наукой - это концептуальная стратегия, которую некоторые авангардные практики искусства избирают, чтобы противостоять таким образом «культурной индустрии» - «промышленному аппарату» по производству единообразных, стандартизированных произведений в сфере искусства. «Авангард» понимается здесь не как «исторический» авангард начала ХХ в., а как «движитель» в сфере искусства, противостоящий уже сложившимся конвенциям, кристаллизации форм, застою. Культурная индустрия стремится штамповать уже существующие формы, «вымывая» из них первоначальное содержание, т.е. создаёт пространство не для мысли и чувства, а для экономического обмена. Авангард - источник новых знаков пластического языка, релевантных современности, - избирая различные стратегии «противления» культурной индустрии, порождает новые формы искусства - такие, как «синтопический коллаж». В основе этой синтетической формы лежит концепция «синтопии», разрабатываемая немецкими учёными, в т.ч. нейробиологом, специалистом в области нейроэстетики, профессором Э. Пеппелем, считающим, что именно в сфере междисциплинарного сотрудничества рождаются формы взаимодействия, открывающие новые перспективы как для науки, так и для искусства.

Добавлено: 2 октября 2018
Статья
Шариков А. В. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2018. Т. 3. № 3. С. 96-112.

В статье рассматриваются теоретические подходы, описывающие понятие цифровой грамотности в российских научных публикациях. Фиксируется высокий интерес к разработке понятия цифровой грамотности в мире, что проявляется в быстром росте публикаций по данной теме, начиная с 1997 года, число которых к концу 2018 года исчислялось сотнями. В России первые публикации по вопросам цифровой грамотности появились в 2010 году. К концу третьего квартала 2018 года в базе данных РИНЦ насчитывалось свыше 200 публикаций с ключевыми словами "цифровая грамотность". Автор выделяет четыре базовых подхода в рассмотрении цифровой грамотности, встречающихся в русскоязычной научной литературе, которые концептуально отличаются друг от друга, а именно: инфокоммуникационно-технологический (ИКТ-подход), психолого-педагогический, медийно-информационный и "индустриальный". Выделенные направления были осмыслены рамках обобщенного подхода, который представлен в "Четырехкомпонентной модели цифровой грамотности", предложенной автором настоящей статьи в 2015 году.

Добавлено: 7 марта 2020
Статья
Казун А. Д. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2017. Т. 2. № 3. С. 103-119.

Многочисленные исследования массовых коммуникаций заставляют предположить, что развитие онлайн медиа и конкуренция проблем за место в повестке дня должны способствовать рассеиванию внимания людей и СМИ между множеством разных вопросов. Однако это происходит далеко не всегда. Например, в кризисных ситуациях отдельные события могут занимать значительное место в повестке дня. В статье предложена методология расчета коэффициента концентрации общественного внимания. Произведена апробация методологии на данных опросов Левада-центра за период с июля 2013 по декабрь 2016 гг. В результате был сделан вывод, что коэффициент концентрации общественного внимания действительно может считаться индикатором кризиса. Однако анализ данного показателя для России позволяет предположить, что монополизировать внимание населения могут не только неблагоприятные обстоятельства, но и действия властей, организующих крупные национальные мероприятия (Олимпийских игр в Сочи, празднования 70-летия победы в Великой Отечественной войне). Кроме того, необходимо учитывать, что и СМИ, и население более остро реагируют на резкие негативные изменения, а не на плавное ухудшение ситуации. Таким образом, полученный коэффициент лучше отражает резкие перемены, чем последствия затяжного кризиса.

Добавлено: 6 декабря 2017
Статья
Miège B. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2018. Т. 3. № 4. С. 22-37.

Хотя впервые идея креативных индустрий появилась еще в середине 1990-х, они до сих пор остаются на стадии большого проекта. Центральной гипотезой данной статьи является предположение о том, что включение креативных индустрий и культурных индустрий в одну категорию, равно как и их объединение под названием «креативные индустрии» является некорректным и не вполне эффективным, несмотря на громкие заявления профессионалов, экспертов и политиков. Если основные конститутивные элементы культурных индустрий сегодня более ли менее неплохо изучены (автор приводит их пять ключевых характеристик), то же самое нельзя сказать о креативных индустриях, которые пока остаются сильно разрозненными явлениями. Таким образом, можно перечислять сходства и различия между этими индустриями. Если же обратить внимание на 11 рыночных сегментов, данные по которым в 27 странах ЕС были обнародованы в 2014 г., то можно обнаружить, что количественное преобладание культурных индустрий еще далеко до своего заката.

Добавлено: 27 мая 2020
Статья
Войнилов Ю. Л., Шубина Л. В., Мальцева Д. В. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2016. Т. 1. № 2. С. 95-114.

Проект по изучению уровня медиаграмотности населения РФ реализуется Исследовательской группой ЦИРКОН в формате массовых репрезентативных опросов россиян мониторингового типа с 2009 года и позволяет отслеживать изменения  в  распространенности  среди  населения  различных  навыков,  связанных  с  обращением  с  медиа.  В  ходе  подготовки  шестой  волны  исследования  в  2014  году  была проведена реконцептуализация понятия «медиаграмотность», процедура проведения которой подробно описывается в тексте. В рамках седьмой волны, проведенной в ноябре 2015 года, произошло уточнение некоторых измеряемых индикаторов. На основании собранных в ходе опроса эмпирических данных была составлена карта медиаграмотности россиян, а также были рассчитаны интегральные индексы медиаграмотности. Основная часть статьи посвящена описанию полученной карты и содержательной  интерпретации  рассчитанных  индексов,  позволяющих  выделить  несколько уровней медиаграмотности.

Добавлено: 6 октября 2018
Статья
Шубина Л. В., Войнилов Ю. Л. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2016. Т. 1. № 2. С. 57-69.

Проект по изучению уровня медиаграмотности населения РФ реали- зуется Исследовательской группой ЦИРКОН в формате массовых репрезентативных опросов россиян мониторингового типа с 2009 года и позволяет отслеживать изме- нения в распространенности среди населения различных навыков, связанных с об- ращением с медиа. В ходе подготовки шестой волны исследования в 2014 году бы- ла проведена реконцептуализация понятия «медиаграмотность», процедура проведе- ния которой подробно описывается в тексте. В рамках седьмой волны, проведенной в ноябре 2015 года, произошло уточнение некоторых измеряемых индикаторов. На ос- новании собранных в ходе опроса эмпирических данных была составлена карта ме- диаграмотности россиян, а также были рассчитаны интегральные индексы медиагра- мотности. Основная часть статьи посвящена описанию полученной карты и содержа- тельной интерпретации рассчитанных индексов, позволяющих выделить несколько уровней медиаграмотности.

Добавлено: 17 сентября 2017
Статья
Старусева-Першеева А. Д. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2016. Т. 1. № 3. С. 86-93.

Видеоарт — один из самых ярких феноменов медиаискусства, судь- ба которого в России складывалась непросто. В середине 1980-х первые произве- дения отечественного видеоискусства создавались подпольно, на контрабандном оборудовании, и более десяти лет спустя открылись первые выставки медиаискус- ства, официально поддержанные государством. Тогда же начали создаваться собра- ния видеоарта в галерее ХL, ГЦСИ, в Центре «МедиаАртЛаб» и др. А в 2015-м году в ГМИИ им. А.С. Пушкина открылся отдел кино- и медиаискусства — видеоарт оказал- ся в стенах одного из самых авторитетных музеев России. Однако за эти годы само понятие «видеоарт» претерпело серьезные изменения. Мы попросили Ольгу Викто- ровну Шишко рассказать о современном состоянии экранной составляющей медиа- арта и о том, как его воспринимает сегодняшний зритель.

Добавлено: 27 января 2017
Статья
Бакина Т. В. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2019. Т. 4. № 4. С. 19-30.

Костюмированные фильмы, действие которых происходит в давние времена, создавались на протяжении всей истории голливудской киноиндустрии. При этом вопрос об аутентичности таких костюмов всегда решался довольно неоднозначно. В период классического голливудского кино воссоздание исторической одежды для персонажей фильма было ремеслом, требующим от дизайнеров яркой фантазии, а также исключительной осведомленности как в вопросах истории костюма, так и в вопросах актуальных модных трендов.

Очевидно, что голливудские костюмированные фильмы представляют зрительской аудитории весьма идеализированную картину прошлого. Одежда героев в этих фильмах правдоподобна лишь до той степени, до которой необходимо, чтобы зрители смогли соотнести ее с той исторической эпохой, о которой повествует фильм. В исторических кинокостюмах гораздо больше современных черт, выдающих ту эпоху, в которую создавался фильм.

В научном поле вопрос об исторических костюмах в классических голливудских фильмах освещается исключительно на примере кинокартин, которые повествуют о давно ушедших временах. Изображение недавней истории на экране через одежду героев незаслуженно остается за рамками подобных исследований.

Данная статья посвящена особенностям реконструкции недавнего прошлого и воссозданию костюмов начала ХХ века в фильме «История Вернона и Ирэн Касл» (The Story of Vernon and Irene Castle, 1939, реж. Г. К. Поттер). На примере этой кинокартины рассматривается проблема короткой исторической дистанции в дизайне костюмов, а также анализируются некоторые стратегии, характерные для работы художника по костюмам в голливудской киноиндустрии в этот период.

Добавлено: 21 июля 2020
Статья
Порецкова А. А., Савин Н. Ю. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2021. Т. 6. № 2. С. 33-51.

Политические последствия изменений медийной среды сегодня оказываются в центре внимания исследователей политических коммуникаций. Если применительно к либеральным демократиям эти последствия хорошо описаны и изучены, то в отношении авторитарных режимов такого ясного понимания до сих пор нет. Отсутствие теоретической проработки данного вопроса сегодня становится проблемой для эмпирических исследований. Настоящая статья является попыткой преодоления этого теоретического дефицита. С опорой на теорию аудиторной демократии Бернара Манена авторы формулируют ключевые отличия в последствиях распространения аудиторного принципа представительства в либеральных демократиях и новых автократиях. Если в либеральных демократиях он бросает вызов сложившимся институтам и практикам политической борьбы, то в новых автократиях, напротив, создает новые возможности для гражданского участия. Данный тезис отстаивается на основе анализа теоретических подходов к логике функционирования медиа в различных контекстах.

Добавлено: 5 августа 2021
Статья
Каширских О. Н., Савин Н. Ю. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2016. № 1. С. 143-156.

Наука о коммуникациях сравнительно молода. Одним из ее ярких пред- ставителей был Вольфганг Донсбах (1949–2015) – немецкий ученый-коммуникативист. Данная статья представляет собой попытку оценить роль и значение научного насле- дия Донсбаха в процессе становления автономии коммуникативистики как приклад- ной дисциплины. Рассматривая теорию практику и теорию коммуникаций как единое целое, Вольфганг Донсбах представлял медиа-систему как аутопойетическую систе- му современного общества, нуждающуюся как в профессиональном сообществе, так и в машине, непрерывно производящей знания. В центре внимания самого Донсбаха находились медиа-эффекты и их роль в формировании общественного мнения. В границах данной проблематики Донсбах выделял теоретические и методические инструменты, с помощью которых ему вместе с соавторами удалось провести серию исследований – впоследствие они легли в основу современных дискуссий в рамках науки о коммуникациях. Практическая ориентация исследований соответствовала одной из важнейших задач Донсбаха – обоснованию взаимодополняемости коммуникаций на практике и в науке. Донсбах был убежден, что именно этот признак должен был решающим образом наделить коммуникативистику потенциалом дисциплинарной идентичности. 

Добавлено: 3 ноября 2016