• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 39 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Фадеева Т. Е. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2017. Т. 2. № 4. С. 91-104.

Важной особенностью некоторых практик современного искусства является их стремление к сближению с наукой, формирование некоего совместного научно-креативного концептуального базиса. Эта тенденция реализуется как «пластически», в произведениях искусства, так и институционально - в привлечении науки в пространство искусства и наоборот; а также в проведении совместных художественно-научных мероприятий, создании лабораторий. Сближение с наукой - это концептуальная стратегия, которую некоторые авангардные практики искусства избирают, чтобы противостоять таким образом «культурной индустрии» - «промышленному аппарату» по производству единообразных, стандартизированных произведений в сфере искусства. «Авангард» понимается здесь не как «исторический» авангард начала ХХ в., а как «движитель» в сфере искусства, противостоящий уже сложившимся конвенциям, кристаллизации форм, застою. Культурная индустрия стремится штамповать уже существующие формы, «вымывая» из них первоначальное содержание, т.е. создаёт пространство не для мысли и чувства, а для экономического обмена. Авангард - источник новых знаков пластического языка, релевантных современности, - избирая различные стратегии «противления» культурной индустрии, порождает новые формы искусства - такие, как «синтопический коллаж». В основе этой синтетической формы лежит концепция «синтопии», разрабатываемая немецкими учёными, в т.ч. нейробиологом, специалистом в области нейроэстетики, профессором Э. Пеппелем, считающим, что именно в сфере междисциплинарного сотрудничества рождаются формы взаимодействия, открывающие новые перспективы как для науки, так и для искусства.

Добавлено: 2 октября 2018
Статья
Казун А. Д. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2017. Т. 2. № 3. С. 103-119.

Многочисленные исследования массовых коммуникаций заставляют предположить, что развитие онлайн медиа и конкуренция проблем за место в повестке дня должны способствовать рассеиванию внимания людей и СМИ между множеством разных вопросов. Однако это происходит далеко не всегда. Например, в кризисных ситуациях отдельные события могут занимать значительное место в повестке дня. В статье предложена методология расчета коэффициента концентрации общественного внимания. Произведена апробация методологии на данных опросов Левада-центра за период с июля 2013 по декабрь 2016 гг. В результате был сделан вывод, что коэффициент концентрации общественного внимания действительно может считаться индикатором кризиса. Однако анализ данного показателя для России позволяет предположить, что монополизировать внимание населения могут не только неблагоприятные обстоятельства, но и действия властей, организующих крупные национальные мероприятия (Олимпийских игр в Сочи, празднования 70-летия победы в Великой Отечественной войне). Кроме того, необходимо учитывать, что и СМИ, и население более остро реагируют на резкие негативные изменения, а не на плавное ухудшение ситуации. Таким образом, полученный коэффициент лучше отражает резкие перемены, чем последствия затяжного кризиса.

Добавлено: 6 декабря 2017
Статья
Шубина Л. В., Войнилов Ю. Л. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2016. Т. 1. № 2. С. 57-69.

Проект по изучению уровня медиаграмотности населения РФ реали- зуется Исследовательской группой ЦИРКОН в формате массовых репрезентативных опросов россиян мониторингового типа с 2009 года и позволяет отслеживать изме- нения в распространенности среди населения различных навыков, связанных с об- ращением с медиа. В ходе подготовки шестой волны исследования в 2014 году бы- ла проведена реконцептуализация понятия «медиаграмотность», процедура проведе- ния которой подробно описывается в тексте. В рамках седьмой волны, проведенной в ноябре 2015 года, произошло уточнение некоторых измеряемых индикаторов. На ос- новании собранных в ходе опроса эмпирических данных была составлена карта ме- диаграмотности россиян, а также были рассчитаны интегральные индексы медиагра- мотности. Основная часть статьи посвящена описанию полученной карты и содержа- тельной интерпретации рассчитанных индексов, позволяющих выделить несколько уровней медиаграмотности.

Добавлено: 17 сентября 2017
Статья
Войнилов Ю. Л., Шубина Л. В., Мальцева Д. В. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2016. Т. 1. № 2. С. 95-114.

Проект по изучению уровня медиаграмотности населения РФ реализуется Исследовательской группой ЦИРКОН в формате массовых репрезентативных опросов россиян мониторингового типа с 2009 года и позволяет отслеживать изменения  в  распространенности  среди  населения  различных  навыков,  связанных  с  обращением  с  медиа.  В  ходе  подготовки  шестой  волны  исследования  в  2014  году  была проведена реконцептуализация понятия «медиаграмотность», процедура проведения которой подробно описывается в тексте. В рамках седьмой волны, проведенной в ноябре 2015 года, произошло уточнение некоторых измеряемых индикаторов. На основании собранных в ходе опроса эмпирических данных была составлена карта медиаграмотности россиян, а также были рассчитаны интегральные индексы медиаграмотности. Основная часть статьи посвящена описанию полученной карты и содержательной  интерпретации  рассчитанных  индексов,  позволяющих  выделить  несколько уровней медиаграмотности.

Добавлено: 6 октября 2018
Статья
Старусева-Першеева А. Д. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2016. Т. 1. № 3. С. 86-93.

Видеоарт — один из самых ярких феноменов медиаискусства, судь- ба которого в России складывалась непросто. В середине 1980-х первые произве- дения отечественного видеоискусства создавались подпольно, на контрабандном оборудовании, и более десяти лет спустя открылись первые выставки медиаискус- ства, официально поддержанные государством. Тогда же начали создаваться собра- ния видеоарта в галерее ХL, ГЦСИ, в Центре «МедиаАртЛаб» и др. А в 2015-м году в ГМИИ им. А.С. Пушкина открылся отдел кино- и медиаискусства — видеоарт оказал- ся в стенах одного из самых авторитетных музеев России. Однако за эти годы само понятие «видеоарт» претерпело серьезные изменения. Мы попросили Ольгу Викто- ровну Шишко рассказать о современном состоянии экранной составляющей медиа- арта и о том, как его воспринимает сегодняшний зритель.

Добавлено: 27 января 2017
Статья
Каширских О. Н., Савин Н. Ю. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2016. № 1. С. 143-156.

Наука о коммуникациях сравнительно молода. Одним из ее ярких пред- ставителей был Вольфганг Донсбах (1949–2015) – немецкий ученый-коммуникативист. Данная статья представляет собой попытку оценить роль и значение научного насле- дия Донсбаха в процессе становления автономии коммуникативистики как приклад- ной дисциплины. Рассматривая теорию практику и теорию коммуникаций как единое целое, Вольфганг Донсбах представлял медиа-систему как аутопойетическую систе- му современного общества, нуждающуюся как в профессиональном сообществе, так и в машине, непрерывно производящей знания. В центре внимания самого Донсбаха находились медиа-эффекты и их роль в формировании общественного мнения. В границах данной проблематики Донсбах выделял теоретические и методические инструменты, с помощью которых ему вместе с соавторами удалось провести серию исследований – впоследствие они легли в основу современных дискуссий в рамках науки о коммуникациях. Практическая ориентация исследований соответствовала одной из важнейших задач Донсбаха – обоснованию взаимодополняемости коммуникаций на практике и в науке. Донсбах был убежден, что именно этот признак должен был решающим образом наделить коммуникативистику потенциалом дисциплинарной идентичности. 

Добавлено: 3 ноября 2016
Статья
Петрова Е. В. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2017. № 2. С. 77-84.

Начиная с 2000 года, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) ежегодно проводит Апрельскую международную научную конференцию по проблемам развития экономики и общества. В 2017 году конференцию посетили около 2000 человек. Наш журнал собрал материалы заседаний секции «Медиакоммуникации», на которой обсуждались актуальные вопросы этой сферы.

Добавлено: 28 ноября 2017
Статья
Николаев В. Г., Чумакова В. П. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2018. Т. 3. № 1. С. 175-186.

Переводчик книги "Понимание медиа", одной из первых работ Маршалла Маклюэна, вышедших в России, Владимир Геннадьевич Николаев в этом интервью рассказывает о том, как и когда впервые услышал фамилию канадского исследователя, как относились к идеям Маклюэна в поздние советские годы, а также какие сложности возникали во время перевода и публикации книги в России. Кроме того, Владимир Геннадьевич делится своими взглядами на идеи Маклюэна, их рецепцию в современном мире и возможности осмысления для современности.

Добавлено: 29 августа 2018
Статья
Кирия И. В., Логунова О. С. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2016. Т. 1. № 2. С. 8-22.

Данная статья рассматривает специфику взаимосвязей различных российских политических сил в новостном телевизионном эфире в период протест-ной активности 2011-2012 гг. Это позволяет судить о том, каким образом преимуще-ственно контролируемые государством телевизионные каналы репрезентировали политические силы и обостряли консенсусы/диссенсусы между ними. Используя ме-тод сетевого анализа, статья создает и анализирует структуру сетей персонажей, фи-гурирующих в российской политике, репрезентируемой новостным телевидением. Ключевый вывод, сделанный авторами, состоит в том, что на протяжении думской вы-борной кампании 2011 и президентской кампании 2012 гг. массовые протестные оп-позиционные митинги спровоцировали контролируемое государством телевидение на розыгрыш «правой карты», то есть на репрезентацию почти всех существующих в официальном политическом спектре сил по отношению к оппозиции, ее лидерам, ее действиям и т.д.

Добавлено: 16 февраля 2017
Статья
Савин Н. Ю., Чмель К. Ш. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2017. Т. 2. № 4. С. 49-66.

На сегодняшний день понятие фрейма является одной из самых распространенных категорий в науке о коммуникациях. Исследования медийных эффектов фокусируют внимание преимущественно на демократиях, но в последние годы все больше исследований поднимают тему специфик медиа-эффектов в авторитарных режимах. В данной статье авторы задаются вопросом о пределах применимости теории медийных фреймов для исследований медиа-эффектов в недемократических режимах. Через определение концептуальных границ понятия фреймирования и выявление специфик системы медиа в демократиях, авторы делают вывод, что фреймирование взаимосвязано с другим эффектом - убеждением, что накладывает ограничение на его применение для анализа влияния масс-медиа на общественное мнение в недемократических режимах, где нарушается автономия системы медиа.

Добавлено: 22 февраля 2018
Статья
Дзялошинский И. М., Жолудь Р. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2017. Т. 2. № 2.

В комплексе технологий коммуникативного воздействия важное и заметное место занимает такая технология, как провокация. И в обыденном словоупотреблении, и в научном дискурсе это понятие обычно насыщено отчетливо выраженными негативными коннотациями.

Авторы статьи анализируют это явление, дают развернутое всестороннее описание данной коммуникационной технологии, касаясь таких тем, как ресурсы провокации, виды провокативной деятельности и сферы провокации. Отдельно рассматривается вопрос медиа в качестве провокатора, анализируются самые частые способы провокации со стороны журналистов.

Добавлено: 15 января 2018
Статья
Давыдов С. Г., Самойленко С. А. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2017. № 2. С. 1-9.

В марте 2017 г. в Университете Джорджа Мейсона (г. Вашингтон, США) состоялась международная конференция «Разрушение репутации в теории и на практике», организованная Лабораторией репутационной политики по исследованию технологий разрушения репутации. Настоящий обзор посвящен основным темам конференции, наиболее интересным докладам и прозвучавшим в них выводам.

Добавлено: 20 сентября 2017
Статья
Исаев Е. М., Кокорева М. В. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2019. Т. 4. № 3. С. 85-102.

Данное исследование посвящено описанию процессов трансформации журналистской этики (в частности проблемы факт-чекинга и ответственности за материалы) в процессе роботизации профессии в России при помощи анализа редакционной политики изданий, использующий алгоритмы для создания контента СМИ, а также ряда экспертных интервью с респондентами, которые столкнулись или сталкиваются с процессами роботизации СМИ в рамках своей сферы деятельности. Несмотря на потенциальные выгоды медиаиндустрии от внедрения алгоритмов в работу редакции, а также неминуемый пересмотр стандартов журналистской этики, российские медиакомпании с недоверием и скептицизмом относятся к данному направлению, а ответственность остается на плечах журналиста не только из-за уязвимости алгоритма в российских реалиях, которые разработчики пока не могут довести до релевантного уровня выполнения работы и недоверия журналистов к направлению, но и отношение к алгоритму как к инструменту, с помощью которого человек может упрощать свою работу.

Добавлено: 6 декабря 2019
Статья
Евстафьев Д. Г. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2018. Т. 3. № 4. С. 140-158.

Развитие современных цифровых интегрированных коммуникаций, обладающих значительным потенциалом социальной интрузивности, формирует новые институциональные рамки взаимодействия между информационным обществом и пространством практического социального действия. А также между информационными и социальными процессами и институтами, их образующими. Правомерно говорить о новых не только формах, но и форматах социальной институционализации, развивающихся по модели социо-коммуникационной гибридности, становящейся формой проявления специфических социальных взаимосвязей, сформированных по принципу неразделяемости социального и коммуникационного пространства. Социо-коммуникационная гибридность становится одной из основных и весьма эффективных форм организации современного коммуникационного пространства и инструментом вовлечения, как отдельной личности, так и социальных групп различного масштаба, в социальные процессы.

Добавлено: 8 июля 2019
Статья
Савельева О. О. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2016. Т. 1. № 1. С. 59-75.

Любое рекламное сообщение включает в себя прагматический компонент(рассказ о товаре – товарный дискурс) и социально-культурную составляющую(социально-культурный дискурс). Именно социально-культурный дискурс часто становится латентным источником социальных конфликтов. В России менее 10 % населения имеют доход выше среднего, в то время как федеральные телеканалыпостоянно транслируют малодоступные большинству зрителей товары и образ жизни. Это создает настоятельную социальную потребность в диверсификации рекламных кампаний, разработке содержания, методов и технологии продвижения, которые позволили бы породить интегрирующий социальный эффект. Социокультурный дискурс таких сообщений может быть построен на теоретической базе пост-постмодерна, который в настоящее время приходит на смену дезинтеграции и эклектике постмодернизма. Основные черты пост - постмодерна – виртуализация, распространение технообразов, глокализация, неоконсервативная аксиология. Наиболее сложно для отечественной рекламы, на наш взгляд, разработать глокальный стиль рекламы, её аксиоматику и эстетику.

Добавлено: 29 октября 2017
Статья
Архангельская И. Б. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2018. Т. 3. № 1. С. 79-94.

В статье анализируется концепция «прохладных» и «горячих» медиа Маршалла Маклюэна применительно к разным типам политиков. Рассматривается актуальность данного подхода к оценке деятельности современных американских политических акторов, в том числе Хиллари Клинтон и Дональда Трампа.

Добавлено: 25 мая 2018
Статья
Мальцева Д. В., Задорин И. В., Шубина Л. В. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2017. Т. 2. № 4. С. 123-141.

Проект по изучению уровня медиаграмотности населения РФ реализуется Исследовательской группой ЦИРКОН в формате массовых репрезентативных опросов населения мониторингового типа с 2009 года. В 2014 году используемая методика была значительно переработана, в результате чего в инструментарий исследования помимо параметров, фиксирующих навыки поиска информации, вошли такие критерии современного понимания медиаграмотности, как умение фильтровать и критически оценивать поступающую информацию. Замеры 2014-2015 гг. позволили отслеживать изменения в распространенности среди населения различных навыков, связанных с обращением с медиа с помощью специально разработанных частных и интегральных индексов информационной и медиаграмотности. В 2016 году вместо единого всероссийского опроса репрезентативные опросы населения были проведены в 10 пилотных регионах РФ, что позволило сравнить между собой грамотность в сфере медиапотребления представителей областей с различным социально-экономическим положением.

Добавлено: 18 апреля 2018
Статья
Черненко Ю. А., Сапрыкина Д. И. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2018. Т. 3. № 2. С. 136-150.

Данная статья представляет результаты количественного этапа исследования, посвященного изучению феномена буллинга (травли) учителей со стороны учеников в российских школах. В рамках исследования была разработана первая в России анкета, позволяющая не только измерить распространенность данного феномена, но и получить данные о факторах, которые могут влиять на изучаемое явление. Одним из основных выводов исследования стала демонстрация зависимости материального положения учителя и вероятности стать жертвой травли – учителя с низким материальным доходом находятся в группе риска. Детализация форм буллинга, с которыми учителя сталкиваются чаще всего, может стать отправной точкой в разработке конкретных коммуникативных стратегий защиты от травли.

Добавлено: 21 октября 2018
1 2