• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 174 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Павлов А. В. Логос. 2012. № 3. С. 207-215.

Статья представляет собой рецензию на книгу «Южный парк и философия. Толстый, длинный и всепроникающий» (М.: Эксмо, 2012). Автор описывает современное состояние популярной культуры, которая с каждым годом становится все более интеллектуальной, однако отмечает и побочные продукты этого процесс. К таковым продуктам автор относит и рецензируемую книгу, считая ее бесплодной и неудачной попыткой синтезировать умное шоу с не менее умными идеями. Также автор приводит в пример более удачные книги, рассматривающие шоу «Южный парк» с философских позиций.

Добавлено: 9 февраля 2013
Статья
Чернавин Г. И. Логос. 2010. Т. 78. № 5. С. 125-137.

Интенциональность принято считать отправной точкой феноменологического исследования, и в какой-то мере это верно. Но было бы ошибкой рассматривать интенциональность как нечто «само собой разумеющееся»: уже достаточно рано (1910) Эдмунд Гуссерль заявляет о том, что подлинное чудо сознания — это и есть «чудо так называемой интенциональности». Предметом радикального философского удивления здесь является сам факт ноэтико-ноэматической корреляции, как, впрочем, и самой интенциональной структуры сознания. Гуссерль, по сути, ставит вопрос: почему вообще имеет место какой бы то ни было ноэматический смысл, а не его отсутствие?

Добавлено: 21 марта 2015
Статья
Матвейчев О. А. Логос. 2005. № 3. С. 124-134.
Добавлено: 2 июня 2009
Статья
Маяцкий М. А. Логос. 2007. № 63. С. 41-62.
Добавлено: 3 октября 2011
Статья
Назмутдинов Б. В. Логос. 2016. № 1. С. 149-153.

Автор рецензии рассматривает русское издание книги Карла Шмитта "Политический романтизм" (1999) в общем контексте трудов этого ученого и в перекличке с работами его современников.

Добавлено: 10 марта 2017
Статья
Рогонян Г. С. Логос. 2014. Т. 98. № 2. С. 15-42.

Автор статьи показывает, как и благодаря чему метод радикальной интерпретации, предложенный Д. Дэвидсоном, справляется с теми проблемами, которые сформулированы в различных скептических сценариях. В частности, метод радикальной интерпретации лишает картезианский скептический сценарий (в традиционной и современной его версиях) убедительности и статуса философской проблемы как таковой. Используя различие между намеренным и ненамеренным обманом, можно показать, что сценарий глобального скептицизма получает свое разрешение в обоих случаях. В статье также рассмотрена возможность расширения того варианта натурализованной эпистемологии, который предложил У. В. О. Куайн, — прежде всего, за счет введения социального фактора.

Добавлено: 22 апреля 2014
Статья
Демин М. Р., Куприянов А. В. Логос. 2020. Т. 140. № 6. С. 173-206.

На протяжении XIX века в Германии наблюдается устойчивый интерес к истории философии. По подсчетам Ульриха Шнайдера, с 1810 по 1899 гг. на немецком языке по истории философии было опубликовано 148 оригинальных произведений 114 авторов. Такой массив информации открывает возможности для анализа методами Digital humanities (distant reading и использование инновационных визуализаций и методов формального анализа). Цель статьи – показать, как в этих публикациях складывался и изменяется канон истории немецкой философии XIX века.

Для выявления паттернов внимания к тем или иным мыслителям XIX века мы предприняли формальный анализ 77 оглавлений учебников по истории философии. По результатам анализа мы, опираясь на биологические метафоры, выделили три группы философов – доминанты, субдоминанты и рецеденты. Проделанный анализ дает возможность не только подтвердить общую интуицию о доминировании «большой четверки»: Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля, но и уточнить утвердившиеся сегодня представления о философском процессе рассматриваемого периода. Так, в 1830 – 1840 гг. имеет место поляризация в оценках значимости тех или иных философов. На примере И.Ф. Гербарта показано, что, в то время как одни издания игнорировали его, другие, напротив, высоко оценивая Гербарта, уделяли ему даже больше внимания, чем Гегелю. После 1860 г. значительно вырастает интерес к философии Канта; об этом свидетельствует увеличение доли страниц, посвященных учениям Канта в различных историко-философских изданиях, в то время как доля остальных философов снижается. В частности, Фихте, Шеллинг и Гегель теряют почти половину своих объемов и приближаются к группе субдоминантов – Гербарту, Шлейермахеру и Шопенгауэру. Использование оригинальных методик визуализации позволяет наглядно представить изменения в каноне немецкой философии.

Добавлено: 25 октября 2013
Статья
Мартынов К. К. Логос. 2013. № 3. С. 84-97.

Статья посвящена анализу телевизионной драмы Breaking Bad в контексте современной массовой культуры. Кризис большого кино, ориентированного на подростков, и конкуренция со стороны интернета, заставляют телевидение искать новые способы привлечения зрителей. Одним из них стал эксперимент по созданию более сложного нарратива телевизионного шоу, по своей структуре и содержанию близкого к текстам европейского экзистенциализма. Уолтер Уайт становится новым типом американского супергероя, использовавшего свои способности для морального самоубийства. Альбукерке становится местом, где в интерьерах экономического кризиса разворачивается подлинная драма, действующими лицами которой выступают вятся амбициозные неудачники, наркобароны, беспринципные юристы и алчные предприниматели. Почему сериал стал столь популярным в мире, привыкшим к простым историям голливудских блокбастеров?

Добавлено: 20 ноября 2013
Статья
Рондарев А. В. Логос. 2016. Т. 26. № 4. С. 1-6.

В статье рассматриваются проблематики, связанные с подходами в описании музыки, в особенности музыки популярной, в двадцатом веке. Большинство их так или иначе связано с работами и воззрениями Теодора Адорно и в этом качестве может быть определено как своего рода профессиональная травма ряда дисциплин, так или иначе имеющих своим предметом музыку: социология, культурология, в некоторой степени философия etc. В статье дается описание данных проблем, равно как и исторический обзор попыток и способов их преодоления, и ставится вопрос возможности появления в достаточной степени непротиворечивого подхода, синтезирующего все указанные здесь тенденции и темы.

Добавлено: 30 октября 2018
Статья
Наумова М. М. Логос. 2017. Т. 27. № 5. С. 163-186.

В статье проанализированы различные аспекты репрезентации военной темы и образов врага на примере журнала «Пионер». Эти темы и образы в совокупности стали частью воспитания советских школьников 1930-х годов, встраивались в официальный нарратив, появлялись в переложениях партийно-правительственных документов, проникали в художественные тексты и повторялись в речи самих пионеров. В результате к началу войны у целого поколения было сформировано четкое представление о том, с кем и за что они борются и что может случиться, если они позволят себе проиграть эту войну. На примере материалов журнала «Пионер» 1932–1941 годов можно наблюдать, как детская пресса воспитывает своего читателя, сознание и мировоззрение которого только формировалось, готовит молодое поколение к возможной войне со странами капиталистического мира. Пионерские журналы 1930-х годов недостаточно изучены. Исследователи в основном обращают внимание на их связь с предыдущими традициями и практиками, подчеркивая преемственность между дореволюционными и послереволюционными журналами. Тематика диссертаций и книг, посвященных пионерским журналам, обычно ограничивается началом 1930-х годов, не включая в себя события, происходившие во второй половине десятилетия, и концентрируясь на становлении советской детской периодики. Данная статья пополняет наши представления о советской детской периодике, помогая понять причины бесстрашия и силы молодого поколения бойцов на полях Великой Отечественной войны.

Добавлено: 21 января 2019
Статья
Рогинская О. О. Логос. 2013. № 6(96). С. 97-114.

В статье описываются и анализируются взгляды Ж.-Ж. Руссо на проблему женского и детского чтения, в частности рассмотрение им романа Д.Дефо "Робинзон Крузо" в качестве "одной-единственной" книги из разряда художественной литературы, полезной и рекомендуемой для детского чтения. Именно интерпретация Руссо изменила статус романа Дефо в европейской культуре, превратив приключенческий роман в роман для детского чтения и повлекши за собой целый ряд педагогических переделок истории про Робинзона. Сюжетная ситуация необитаемого острова, описанная у Дефо, рассматривается Руссо как обучающая игра, к которой - через чтение - следует приобщиться ребенку. Миметически-игровой, инструментальный способ обращения с романом, подробно описанный Руссо, оказывается прообразом того типа чтения массовой литературы, который будет характерен для культуры Современности в целом. 

Добавлено: 16 марта 2014
Статья
Левченко Я. С. Логос. 2014. № 6 (102). С. 135-148.
В статье анализируется фильм Квентина Тарантино «Джанго освобожденный» (2012) как результат определенной эволюции инициального жанра американского кино. В этом цитатном, но лишенном ностальгии ироническом спагетти-вестерне также получает отра- жение меняющаяся концепция политкорректности. Конец гегемонии белого человека реализуется в фильме как отказ от привычной этической инверсии в пользу угнетаемых сообществ. Романтический проект воспитания Своего Дру- гого завершен, и Запад может уйти. Борьба за господство разворачивается снова, но только победа отныне предназначена герою, чье имя в переводе с цыганского языка означает «я проснулся».
Добавлено: 10 марта 2015
Статья
Спиридонов В. Ф. Логос. 2014. № 1. С. 97-108.

Статья посвящена теоретическому описанию психологических механизмов, обеспечивающих решение мыслительных задач человеком. Обсуждаются устройство проблемной ситуации и базовые психологические процессы, которые связаны с отысканием решения: построение системы вторичных значений условий задачи, которые оказываются увязанными в единую структуру и определенными друг через друга (вторичной моделирующей системы, по выражению В. А. Успенского). В таком контексте анализируются наиболее заметный (возможно, ключевой) этап решения — инсайт и эвристики (эвристические стратегии), выполняющие сервисные функции и помогающие решателю работать с задачей и своим мышлением.

Добавлено: 13 сентября 2014
Статья
Сергеев С. М. Логос. 2007. № 1 (58). С. 203-210.
Добавлено: 2 ноября 2010
Статья
Потсар А. Н. Логос. 2014. № 3. С. 295-298.

Рецензия на: Владимир Малахов. Культурные различия и политические границы в эпоху глобальных миграций. М.: Новое литературное обозрение; Институт философии РАН, 2014. — 232 с.

Добавлено: 27 июня 2019
Статья
Левченко Я. С. Логос. 2012. № 1 (85). С. 260-269.

Статья состоит в размышлениях о фактах и перспективах институционализации семиотики, провозглашавшейся с начала XX века в качестве междисциплинарной страховки от излишне забюрократизированной номенклатуры «традиционных» наук. Неизбежное в логике развития европейской образовательной модели превращение семиотики в предмет систематического преподавания влечет за собой конфликт с лежащей в ее основе либерализующей идеей.

Добавлено: 8 октября 2012
Статья
Хитров А. В. Логос. 2014. Т. 1. С. 187-207.

В этой статье я вскрываю заложенные в фильме идеологические предпосылки и анализирую противоречия в представленной в фильме философской аргументации в пользу вегетарианства. Я анализирую фильм в терминах зрительского контракта, который фильм предлагает зрителю. Содержанием контракта являются следующие три положения: просмотр фильма должен сначала вызвать у зрителя определенную эмоциональную реакцию, затем привести к занятию зрителем этической позиции, и, наконец, стать основанием действия. Фильм натурализует связь между этими тремя элементами. Кроме того, я анализирую ряд философско-этических допущений, на которых основывается представленная в фильме аргументация в пользу вегетарианства. Это допущение о том, что различия между животными и людьми нерелевантны для этики и что этические императивы могут основываться на утверждениях о фактах. В статье я доказываю, что первое допущение логически ошибочно, второе же, хотя и направлено на преодоление видовой дискриминации, на деле содержит ее в скрытой форме. Помимо этого я утверждаю, что авторы фильма не обсуждают в деталях альтернативные способы отношения к животным, каковое помогло бы авторам лучше добиться своих целей.

В работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения исследовательского проекта, поддержанного факультетом философии НИУ ВШЭ в 2013 году.

Добавлено: 17 ноября 2013
Статья
Кусимова Т. Б. Логос. 2015. Т. 104. № 2. С. 243-249.

«История тела»—трехтомник, подготовленный в 2005 году международным коллективом исследователей под редакцией французских историков Алена Корбена, Жан-Жака Куртина и Жоржа Вигарелло. На русском языке первая часть, охватывающая период от эпохи Возрождения до Просвещения, вышла в 2013 году. Второй том, рассматриваемый в данной статье, охватыва- ет сравнительно небольшой промежуток — от Великой французской революции до Первой мировой войны. Заключительная часть трилогии посвящена XX веку. Название серии («Культура повседневности»), в которой издается книга, говорит само за себя — «История тела» представляет собой классический пример исследования в жанре новой культурной истории (histoire culturelle). Представители этого направления наследуют расширенное представление о культуре как исторически передаваемой системе значений, смыслов и представлений, посредством которых люди сохраняют и развивают свое знание жизни и отношение к ней. 

Добавлено: 15 августа 2016
Статья
Инишев И. Н. Логос. 2010. № 6.
Добавлено: 24 декабря 2010
Статья
Инишев И. Н. Логос. 2012. Т. 85. № 1. С. 184-211.

Статья посвящена анализу современной ситуации в социальных науках и науках о культуре, связанной с усилением интереса к проблематике образа. В статье анализируются внутренние и внешние истоки так называемого "иконического поворота". Внешние причины составляют тему "макро-анализа", констатирующего масштабную иконизацию современной культуры. В рамках "микроанализа" исследуются структурные характеристики образной плоскости, тесно связанные со специфической семантикой и прагматикой образов, благодаря которым образы выполняют важные функции в сфере познания и социального взаимодействия.

Добавлено: 9 октября 2012