• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 194 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Мещеряков А. Н. Философские науки. 2018. № 8. С. 67-89.

Слово «самурай» прочно вошло в современный русский язык и, наряду с Фудзиямой, гейшей и сакурой, является одной из «визитных карточек» Японии. Однако так было, разумеется, не всегда. В данной статье прослеживается первоначальный процесс восприятия понятия «самурай» в дореволюционной России и Советском Союзе: от 1890-х гг., от первых военных побед быстро модернизирующейся Японии, до Русско-японской войны и далее до начала Второй мировой войны. Поначалу наделяемый признаками «детскости» или «женственности», мягкости и изящества, образ Японии постепенно становится «мужественным» и все чаще связывается с понятием «самурая». Само это понятие соотносится поначалу с такими качествами, как воинственность и жестокость, но также и преданность господину и «рыцарская» честь; нередко вслед за Нитобэ Инадзо лучшие качества японцев в целом возводятся к самурайской традиции. В дальнейшем японцы предстают во все более карикатурном виде, как алчные, но бессильные агрессоры; поначалу этот образ не связывался с понятием «самурай», но к 1930-м гг. срастается с ним. При этом советские авторы критикуют «женственный» образ Японии; как правящий эксплуататор, так и эксплуатируемый трудящийся чаще всего имеют «мужские» черты. Статья прослеживает ранние японские заимствования в отечественных словарях иностранных слов, отзывы о японцах в сочинениях русских и советских литераторов, характеристики страны и ее жителей в популярных изданиях, посвященных Японии, а также пропагандистские тексты и изображения.

Добавлено: 27 января 2019
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2010. № 11. С. 17-35.
Добавлено: 22 февраля 2011
Статья
Жукова О. А. Философские науки. 2015. № 4. С. 50-63.

Первая Мировая война стала выражением глубокого духовного и политического кризиса Европы. Для России она оказалась настоящей катастрофой. По мнению многих европейских и русских интеллектуалов, в этой войне сгорели ценности просвещенной христианской Европы, составлявшие суть проекта модерна. Русские философы, анализируя события войны, с новой силой продолжили дискуссии, начатые славянофилами и западниками. Противостояние Германии и России столкнуло мыслителей в непримиримом споре о духовной сущности русской и германской культуры. Статьи и публичные доклады русских философов доносят до нас голос Великой войны, помогая понять ее смысл.

Добавлено: 20 июля 2015
Статья
Rehn R. Философские науки. 2013. № 1. С. 107-116.

Войти в политическую систему Аристотеля без понимания сути проекта платоновского «Государства» невозможно. Данная статья посвящена рассмотрению спора Платона и Аристотеля о форме политического устройства общества. Автор полагает, что специфические особенности государства проявляются в его образовательной системе, поэтому теме образования в статье отведено особое место. Анализируя аристотелевскую критику ключевых для «Государства» Платона понятий единства и образования, он подводит нас к концепции государства Аристотеля, которая подразумевает возможность реализации добродетельной, счастливой и независимой жизни в обществе.

Добавлено: 9 апреля 2013
Статья
Любимов С. Е. Философские науки. 2014. № 6. С. 131-135.

Исполнились 500 лет с момента написания трактата Никколо Макиавелли «Государь», трактата навсегда изменившего характер и сущность политической мысли. В этом трактате Макиавелли затрагивает практически весь спектр современной политической науки. В данной работе мы рассмотрим основные тенденции изучения философии Макиавелли сегодня, и увидим, с какими трудностями сегодня сталкиваются современные интерпретаторы его философии. В ходе данного исследования мы попытаемся ответить на вопрос, как сегодня выглядит образ Никколо Макиавелли. Является ли он «великим патриотом своей родины» или же «учителем зла».

Добавлено: 20 октября 2017
Статья
Философские науки. 2006. № 3-4. С. 151-163.
Добавлено: 17 сентября 2008
Статья
Жукова О. А. Философские науки. 2015. № 7. С. 14-27.

Владимир Васильевич Вейдле, выдающийся русский мыслитель, искусствовед и философ культуры. После революции в России Вейдле, подобно многим русским интеллектуалам, стал эмигрантом. Большую часть жизни он провел в Париже. В фокусе его философских рассуждений находится историческая трагедия русского государства и русской культуры. Главная мысль философии культуры Вейдле сводится к идее культурного единства России и Европы. Владимир Вейдле формулирует программу возвращения к исторической России. Основная задача современной России должна заключаться в наследовании, преемственности и творческом переосмыслении культурного опыта.

Добавлено: 24 сентября 2015
Статья
Углева А. В. Философские науки. 2013. № 11. С. 119-133.

В статье анализируется рецепция хайдеггеровской метафизики и его критики субъекта в новоевропейской философии французскими философами поколения 1960-х гг. Специфика этой рецепции была обусловлена в немалой степени идео- логическими предпочтениями Хайдеггера – члена национал-социалистической партии Германии, – который удивительным образом получил во Франции под- держку, прежде всего, среди «левых» интеллектуалов.

Добавлено: 17 декабря 2013
Статья
Кашников Б. Н. Философские науки. 2020. Т. 63. № 1. С. 66-84.

В статье обсуждается проблема гуманитарного терроризма – терро- ризма, провозглашающего гуманитарные цели и сдержанного в сред- ствах. Этот вид терроризма оправдывает себя возвышенными устрем- лениями и представляет свои действия как точечные убийства только виновных индивидов. Такой терроризм является продуктом Просвеще- ния, он возник в конце ХVIII столетия и прошел по меньшей мере три фазы в своем развитии. Первой из них был классический якобинский террор 1793–1794 гг. Второй – русский индивидуальный террор конца XIX – начала XX вв. Третьей фазой является современная американ- ская война беспилотных летательных аппаратов, именуемых дронами. С точки зрения современной западной теории справедливой войны, этот терроризм морально превосходит не только обычный примитив- ный терроризм прямолинейных атак на гражданских лиц (такой тер- роризм может быть не менее справедлив с точки зрения самопровоз- глашенных целей, но сомнителен с точки зрения средств), но также и современную войну. Террористы такого рода убивают лишь немногих виновных и тем самым преподносят урок другим. Но следует иметь в виду, что гуманитарный терроризм являет собой не только вершину теории справедливой войны, но и войны абсолютной. В его основе ле- жит ненависть в своем личностном и единичном выражении, которая только и составляет суть абсолютной вражды. Абсолютная враждеб- ность сама по себе может быть неизбежной и даже оправданной, но она предотвращает путь к миру. Мстительная злоба, происходящая из абсолютной вражды, способна создавать свои собственные фантомы справедливости, которые питают войну. Автор заключает, что таким образом создается порочный круг. Логика справедливой войны влечет в направлении гуманитарного терроризма, гуманитарный терроризм влечет в трясину абсолютной вражды. Абсолютная вражда провозгла- шает справедливость войны

Добавлено: 31 мая 2020
Статья
Гуляев Р. В. Философские науки. 2017. № 3. С. 53-67.

Существенная проблема книги Ханны Арендт «Банальность зла» заключается в наличии двух противоречащих друг другу описаний главного героя, Адольфа Эйхмана. На протяжении большей части повествования он предстает бездумным оппортунистом, из-за исполнительности которого гибнут миллионы. Однако по мере приближения приговора и казни Эйхман в изображении Арендт существенно меняется. Для объяснения этих перемен предлагается использовать основную идею книги «Два тела короля» Эрнста Канторовича: принадлежность к политическому телу меняет человека, но еще большие изменения происходят в случае попытки его от этого тела отделить.

Добавлено: 17 сентября 2017
Статья
Бессчетнова Е. В. Философские науки. 2013. № 7. С. 96-104.

Можно сказать, что в сложной структуре взаимоотношений историософских идей и людей русского девятнадцатого века, когда формировались основные смыслы русской ментальности, можно назвать две фигуры равновеликих гениев – К. Леонтьев и Вл. Соловьева. Соловьёв и Леонтьев пытались создать историософские проекты, должные изменить ход истории, Они шли по разным путям, но пришли к одним и тем, же выводам, а именно к осознанию того, что всемирная история близится к своему концу, и что самое важное для каждого человека – это найти свое место в надвигающемся эсхатологическом кризисе.

Добавлено: 29 октября 2013
Статья
Углева А. В. Философские науки. 2014. № 9. С. 131-145.

В статье анализируются общественно-политические дискуссии между сторонниками Руссо и Кондорсе, имевшие место во Франции в первые годы после Великой Французской революции и приведшие к упразднению университетов почти на целое столетие. В основе этих дискуссий лежит тезис о необходимости формирования «нового человека» при переходе от Старого режима к Новому. Длительность и характер дискуссий о конечных целях образования продемонстрировали отсутствие единодушия по данному вопросу среди французских интеллектуалов и политических деятелей, а также стимулировали не только политические, но и философские споры по так называемому «университетскому вопросу».

Добавлено: 10 октября 2014
Статья
Козырева П. М. Философские науки. 2012. № 4. С. 65-78.

В статье, основанной на результатах Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE), рассматриваются актуальные проблемы, главные тенденции и возможности укрепления доверия в современном российском обществе. Основное внимание сосредоточено на выяснении роли межличностного доверия в развитии стабилизационных и интеграционных процессов, исследовании различных аспектов межличностного доверия, оценке его уровня, определении границ и ресурсной базы. Обозначены дискуссионные вопросы, относящиеся к проблематике доверия. Акцент сделан на освещении особенностей и предпосылок укрепления родственно-дружеских связей, а также различных аспектов межличностного доверия в контексте проблем социального капитала.

Добавлено: 22 ноября 2012
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2012. № 11. С. 75-88.

Консолидация, обеспечение единства общества, его интеграция в единое целое – главное условие его развития, конструктивной трансформации, его приближения к цивилизационному фронтиру, обеспечивающему максимально возможное для данного исторического этапа качество жизни. При этом современное российское общество не только не консолидировано, но может характеризоваться как общество недоверия, что проявляется в экономике недоверия,
деформированной судебной практике и т.д. Речь идет не просто об имущественном расслоении, а именно о недоверии: государство не доверяет бизнесу и обществу, бизнес – государству и обществу, ну, и общество отвечает государству и бизнесу взаимностью. Дикий банковский процент, гипертрофированное в своей карательности законодательство в сочетании с извращенным правоприменением, перегороженные дворы, железные двери с тремя засовами – все это
следствия именно разлитого по всему обществу и пронизывающего на всех уровнях недоверия.

Добавлено: 17 января 2013
Статья
Гаспарян Д. Э. Философские науки. 2014. № 9. С. 71-85.
Добавлено: 3 сентября 2014
Статья
Ямпольская А. В. Философские науки. 2013. Т. 2. С. 100-114.

Статья посвящена описанию марионовской «редукции к данности». Сравнивая подход Деррида и Мариона к проблеме дара Я показываю, что произведенное Марионом расширение поля феноменологической работы с одной стороны, лежит в общем русле французской феноменологической мысли, а с другой - опирается на вполне традиционное представление о философствующем субъекте как суверенном держателе абсолютной истины.Статья посвящена описанию марионовской «редукции к данности». Сравнивая подход Деррида и Мариона к проблеме дара Я показываю, что произведенное Марионом расширение поля феноменологической работы с одной стороны, лежит в общем русле французской феноменологической мысли, а с другой - опирается на вполне традиционное представление о философствующем субъекте как суверенном держателе абсолютной истины.

Добавлено: 25 января 2014
Статья
Углева А. В. Философские науки. 2010. № 7. С. 40-49.

Статья является введением в творчество малоизвестного в России выдающегося современного французского философа-феноменолога и теолога Жана-Люка Мариона, с именем которого связан «теологический поворот во французской феноменологии». Она предваряет публикацию перевода статьи Мариона «Некоторые правила в истории философии», поэтому акцент в ней сделан на историко-философских и теологических исследованиях французского мыслителя и на значении феноменологического метода для его философской рефлексии.

Добавлено: 12 октября 2012
Статья
Философские науки. 2010. № 8.
Добавлено: 5 ноября 2010
Статья
Золотухин В. В. Философские науки. 2017. № 1. С. 132-134.

Краткое предисловие к переводу гегелевских лекций.

Добавлено: 30 сентября 2018
Статья
Костюшев В. В. Философские науки. 2010. № 1. С. 69-74.
 
Добавлено: 18 марта 2010
Статья
Князева Е. Н. Философские науки. 2011. № 9. С. 99-115.
В статье развивается представление об эмерджентной эволюции и анализируется тот вклад, который внесли в его разработку видные французские ученые Эдгар Морен, Изабель Стенгерс и Жоэль де Роснэ. Это представление является одним из ключевых в современном универсальном (глобальном) эволюционизме и теории сложных саморазвивающихся систем. До сих пор не прояснены все смыслы понятия «эмерджентность», что автор статьи и пытается осуществить в рамках своей работы.
Добавлено: 26 января 2014