• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 106 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Герасимова Е. С. Журнал российского права. 2016. № 9. С. 55-65.

В статье анализируются сведения о распространенности и причинах коллективных трудовых споров, забастовок, трудовых протестов и конфликтов в России. Приводятся данные государственных органов, согласно которым число коллективных трудовых протестов, происходящих в рамках, предписываемых для них законом (коллективных трудовых споров, забастовок), является низким и не растет в тяжелые и кризисные периоды. В то же время растет число протестов работников в различных формах без использования процедур, прямо предусмотренных законодательством для разрешения конфликтов. Исследуется, какую роль играет в этом действующее законодательство и практика его применения, в том числе судебная и каковы последствия такой практики.

Добавлено: 26 декабря 2016
Статья
Мазаев В. Д. Журнал российского права. 2008. № 12. С. 52-60.
Добавлено: 22 сентября 2012
Статья
Гаджиев Г. А. Журнал российского права. 2006. № 20. С. 30-41.

Собственность как общественные отношения нуждается в государственной защите. Такова, пожалуй, исходная идея, относящаяся к собственности, в Конституции РФ. В ч. 2 ст. 8 эта идея выражена в форме одного из принципов, образующих основы конституционного строя, - в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, и обладающих качеством особой неизменности. Однако когда этот конституционный принцип пропускается сквозь фильтр представлений о нем, то возможно появление широкого спектра различных мнений. Расхождения между ними имеют место не только применительно к субъективному праву частной собственности, но и применительно к праву публичной собственности.

Добавлено: 22 апреля 2013
Статья
Мазаев В. Д. Журнал российского права. 2019. № 3. С. 21-37.

Двадцатипятилетие Конституции РФ обусловило постановку вопросов о итогах развития российского общества, о возможной конституционной реформе, внесении поправок или пересмотре Основного Закона. Это связано с тем, что признается определенное отклонение конституционной модели образца 1993 года от реальностей сегодняшней дня, в том числе, по вопросам дисбаланса в системе государственно-властных органов, реализации принципа социальной справедливости.

Целью данной работы является оценка ряда аспектов создания проекта Конституции новой России, соотношения с действующей конституционной моделью, выявления ее положительных результатов и проблем реализации, а также представление позиции по вопросу изменений конституционного регулирования.

Анализ соотношения Конституции РФ 1993 года и сегодняшнего конституционного регулирования проводится с использованием методов диалектики, исторического анализа и сравнительного правоведения. Для более предметного анализа Конституции РФ 1993 года используется сравнение с Конституцией РСФСР 1918 года, исходя их критериев исторической масштабности и радикальности изменений существующего строя; в качестве объектов анализа при соотношении конституционной модели 1993 г. и сегодняшнего дня годов используются отдельные конституционные принципы экономической системы (прежде всего принцип поддержки конкуренции).

Значением и особенностью Конституции РФ 1993 года явилось то, что она закрепила проект создания принципиально новой для России модели государственности, основанной на концепции либерально-демократического цивилизационного развития. Этот конституционный проект отличается программным характером и элементами мифотворчества. Проблемы сегодняшнего дня во многом обусловлены тем, что в начале 90-х годов в России не было современного рыночного демократического устройства, ни экономически свободных личностей. Элементы переходного периода в формировании современной правовой рыночной экономики существуют и предопределяют наше развитие. Анализ осуществления конституционной модели рыночной экономики показывает определенное отступления от принципов рыночной экономики, прежде всего поддержки конкуренции. Российская экономическая система отличается монополизмом государства, в ней ограничивается свобода экономической деятельности, что в свою очередь влияет на демократические институты политической конкуренции. Конституционная модель образца 1993 года отклонилась от важных приоритетов, продолжается поиск собственных вариантов развития.

Пересмотр Конституции РФ не имеет смысла, так как не сформулирован запрос на изменение парадигмы демократического рыночного развития. Отдельные, «точечные» изменения в Конституцию РФ возможны, но ряд проблем, например, дисбаланса государственно-властных полномочий в сфере исполнительной власти, можно решать и в рамках конституционных полномочий парламента России и Конституционного Суда РФ. В работе предлагает ряд конституционно-правовых мер по обеспечению конституционного содержания принципа поддержки конкуренции.

Добавлено: 31 мая 2019
Статья
Боголюбов С. А. Журнал российского права. 2011. № 9.
Добавлено: 6 марта 2012
Статья
Шнигер Д. О. Журнал российского права. 2011. № 12. С. 112-121.
Добавлено: 20 октября 2019
Статья
Позднякова Е. А. Журнал российского права. 2002. № 11. С. 49-51.
Добавлено: 25 марта 2012
Статья
Черепанова Е. В., Шиндяпина Е., Примаков Д. и др. Журнал российского права. 2012. № 12. С. 119-129.

Статья посвящена обзору круглого стола, состоявшегося 21 сентября 2012 г. в городе Воронеж при участии губернатора Воронежской области и Уполномоченного по правам человека Воронежской области.

Добавлено: 17 октября 2014
Статья
Долотов Р. О. Журнал российского права. 2018. № 11. С. 121-128.

В статье рассматривается проблема квалификации продолжаемых преступлений при частичной реализации конкретизированного умысла. Главная цель исследования заключается в поиске ответа на вопрос о том, в каких случаях подобная деятельность должна рассматриваться как оконченное преступление, а в каких как покушение на преступление. Автор статьи выявляет логические противоречия в теоретическом обосновании правил квалификации продолжаемых преступлений при частичной реализации конкретизированного умысла и анализирует российскую судебную практику. Достижение заявленных результатов исследования обеспечивается применением диалектического метода научного познания, а также рядом иных частнонаучных методов: обобщения, анализа, индукции и дедукции. Сделан вывод, что фактически продолжаемое преступление может продолжаться и после наступления момента его юридического окончания: если лицо с конкретизированным умыслом намеревалось похитить по частям денежные средства в размере более 1 млн руб. (в особо крупном размере), и ему удалось похитить денежные средства в размере, превышающем 1 млн руб., содеянное следует считать оконченным преступлением в особо крупном размере, даже если при этом цель завладения всей суммой, которую он собирался похитить, достигнута не была. В статье также обосновывается, что в подобных случаях нет необходимости дополнительно квалифицировать как покушение неудавшуюся попытку хищения, при которой лицо было задержано — все это деяние охватывается составом оконченного хищения, в котором юридический момент его окончания наступил раньше, чем фактический.

Добавлено: 18 декабря 2018
Статья
Фогельсон Ю. Б. Журнал российского права. 2013. № 5, 9. С. 37, 43-48, 51.

Предпринята попытка понять причины появления в современном правовом дискурсе термина «мягкое право». Найдены общие коммуникативные атрибуты феноменов «право» и «мягкое право», которые в то же время позволяют отличать их от других социальных обязанностей. Мягкое право следует рассматривать как разновидность права в полицентрической правовой системе. Представление о полицентричности правовой системы появилось в правовом дискурсе в связи с исчерпанием «пропускной способности» правового аппарата государства. Рассмотрен способ обеспечения верховенства права в полицентрической правовой системе.

Добавлено: 31 августа 2013
Статья
Фогельсон Ю. Б. Журнал российского права. 2014. № 11. С. 22-33.

Данная статья — вторая из цикла публикаций автора по мягкому праву. В первой статье на основе коммуникативного подхода рассматривались основные атрибуты мягкого права в правовом дискурсе и было показано, что современные правовые системы переходят от моно(государственно)центричности к полицентричности. В настоящей статье сквозь призму различных правовых теорий рассматриваются причины этого явления, показывается, что децентрализация права диктуется исчерпанием возможностей государства как в регулировании, так и в разрешении споров. Показано, что не любая децентрализация права сохраняет правовую определенность, а вместе с ней и верховенство права. Децентрализация путем создания однородного поля правовых коммуникаций не позволяет сохранить определенность права, тогда как полицентричность позволяет это сделать

Добавлено: 4 декабря 2014
Статья
Хаванова И. А. Журнал российского права. 2017. № 12. С. 81-91.

Рассматриваются теоретико-правовые вопросы налоговой юрисдикции. Цель работы - выявить пространственные пределы реализации налоговой юрисдикции, что обусловило решение задач по разграничению понятий «налоговый суверенитет» и «налоговая юрисдикция», определению границ налоговой юрисдикции и современных правовых средств их расширения, а также по исследованию вопросов разграничения налоговых юрисдикций в условиях взаимодействия норм национального и международного права. Автором использованы общие и специальные научные методы, включая метод сравнительного анализа. Пространственные пределы реализации государственного суверенитета и налоговой юрисдикции могут не совпадать. В сфере международных отношений налоговая юрисдикция выступает как власть создавать правила налогообложения, обязательные для указанных в них субъектов и признаваемые другими государствами как действительные. В налоговом праве отсутствует запрет на одновременное обложение дохода одного и того же субъекта в государствах источника дохода и резидентства. Поскольку национальные законы не исключают международное двойное налогообложение, его избежание и устранение достигаются посредством международных договоров. Правила разграничения налоговых юрисдикций государств, содержащиеся в международных договорах об избежании двойного налогообложения, не имеют эффекта ограничения налогового суверенитета. Нормы таких договоров, закрепляющие права налогообязанных лиц - резидентов одного или обоих договаривающихся государств, не могут быть реализованы в отсутствие национального законодательного регулирования в данной сфере отношений как материальной основы налогообложения в силу конституционного принципа, согласно которому налоги устанавливаются только законом. В международно-правовом аспекте нормы обеспечивают разграничение налоговых юрисдикций, а их национально-правовое содержание - реализацию и защиту прав налогообязанных субъектов, признанных лицами для целей договоров. Сформулирован вывод, что государства обладают широкой свободой усмотрения в распространении юрисдикции на лиц, связанных с ними определенными критериями, а также на имущество. При этом наличествует связь именно с государством, а не с его территорией, поскольку пространственные пределы, в рамках которых реализуются суверенные права и обязанности современного государства, шире географической области в пределах государственной границы.

Добавлено: 23 ноября 2020
Статья
Гетьман-Павлова И. В. Журнал российского права. 2016. № 10 (238). С. 55-68.

Объектом исследования настоящей статьи является теория международного частного права, разработанная немецким ученым XVII века Генрихом фон Кокцейном. Вклад этого ученого в развитие науки МЧП до настоящего времени не исследовался в отечественной литературе. В статье исследуется диссертация Кокцейна, в которой тот анализирует вопросы конфликтов разнонациональных законов и определения применимого права. При рассмотрении данных вопросов немецкий ученый пользуется методологией своих французских и голландских предшественников – сторонников теории статутов, и рассуждает в русле этой теории. Основным отличием Кокцейна от классической теории статутов является отправной пункт его умозаключений – он не пытается разграничить правовые положения и сферу их действия, а устанавливает конкретные коллизионные привязки. Это очень важное отличие, непосредственно предвосхищающее подход современного законодателя к конструированию правил выбора применимого права. Кроме того, он конструирует самостоятельный «статут действия», который включает в себя не только вопросы формы акта, но приводит к выработке абстрактной коллизионной привязки для определения права, применимого к общему понятию действия. В статье сделан вывод, что главным вкладом Кокцейна в развитие науки МЧП можно считать обоснованное им утверждение, что нормы о разрешении конфликтов разнонациональных законов имеют публично-правовую природу, а основой решения таких конфликтов выступает международное право  – «международный консенсус наций».

Добавлено: 3 марта 2017
Статья
Мазаев В. Д. Журнал российского права. 2020. № 1. С. 22-32.

В статье ставится вопрос о совершенствовании правовых условий деятельности субъектов Российской Федерации в экономической сфере. Одним из факторов благоприятного инвестиционного климата является правовая определенность рыночных институтов. В России закреплен институт национализации как инструмент решения экономических задач органов публичной власти и как гарантия защиты прав частной собственности. Но его правовое содержание и механизм реализации законодательно не определены. Национализация является необходимым средством решения важных задач по экономическому развитию субъектов Федерации. Она обеспечивает изъятие имущества от неэффективных собственников в государственную для создания перспективных инвестиционных проектов, новых возможностей для регионального рыночного хозяйства. Показывается на ряде примеров потребность использования национализации (изъятие имущества частных лиц в государственную собственность) крупных производственных комплексов. Отдельно выделяется пример региональной национализации в новых субъектах Российской Федерации (Республики Крым, г. Севастополь). Признавая политико-экономическую необходимость использования этого института в данной переходный период, признается неоднозначная оценка конституционно- правовой определенности полномочий субъектов по данному вопросу. Предлагается федеральному законодателя разрешить эту проблему посредством принятия федерального закона о национализации, в котором определить понятие, содержание и основные параметры механизма национализации. При этом решить вопрос о наделении субъектов Федерации полномочиями по регулированию отдельных вопросов процедуры национализации, определения национализируемых объектов, необходимых для решения задач региональной экономической политики.

Добавлено: 24 февраля 2020
Статья
Морщакова Т. Г. Журнал российского права. 2001. № 12.
Добавлено: 2 ноября 2010
Статья
Орловский Ю. П. Журнал российского права. 2010. № 6. С. 52-66.
Добавлено: 3 сентября 2010
Статья
Рафалюк Е. Журнал российского права. 2013. № 7. С. 90-93.

Обзор первого публичного обсуждения проекта федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», разработанного в инициативном порядке коллективом авторов Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, которое состоялось в мае 2013 г. в Центральном Доме ученых Российской академии наук.

Добавлено: 21 ноября 2013
Статья
Тихомиров Ю. А. Журнал российского права. 2016. № 4. С. 5-15.

Кризисные явления в России и других странах побуждают эффективно использовать ресурсы права. Сложные процессы в правовой сфере подталкивают к исследованию их тенденций и новых векторов. Признание верховенства права не сопровождается однолинейной закономерностью обеспечения его реальной высокой роли в обществе, наблюдаются явления беззакония и правового нигилизма. Поэтому важен поиск новых аспектов правового регулирования, в том числе за счет использования других социальных регуляторов. В частности, имеются в виду иные социальные нормы, не противоречащие праву, включая негосударственные источники правообразования и саморегулирования. Такие явления наблюдаются как во внутреннем праве, так и в сфере международно-правового регулирования, где наряду с традиционными договорными формами успешно применяются новые формы международных обязательств и самообязательств государств. Переплетение названных векторов ослабляется тенденцией силового противоборства с правом, когда насилие ломает устои правовой системы. Пэтому ценности, принципы и справедливые правовые нормы обогащают социальный потенциал права.

Добавлено: 14 июня 2016
Статья
Ростовцева Н. В. Журнал российского права. 2008. № 11. С. 40-52.
Добавлено: 22 сентября 2012
Статья
Михеева И. В. Журнал российского права. 2015. № 11. С. 19-28.

Статья посвящена способам обеспечения законности нормативных актов министерств Российской империи. Рассмотрена совокупность предусмотренных законодательством XIX – начала XX века процедур контроля за качеством принимаемых министрами установлений: согласование, визирование и подписание актов внутри министерства;  представление министерского акта для опубликования в Сенат; обжалование в Первый департамент Сената вступившего в силу акта министра; право «представлений» подчиненного начальства на опубликованный ведомственный акт; полномочия монарха по отмене актов должностных лиц министерств и др. Представлены содержание и структура контрольно-надзорного механизма в правотворчестве министерств Российской империи. Обозначено различие в подходах к пониманию контроля и надзора как средств обеспечения законности в Российской империи и современной России. Делается вывод о существовании аналогий в выделении форм нормоконтроля в России на разных исторических этапах.

Добавлено: 18 декабря 2015
Статья
Цветкова Е. К. Журнал российского права. 2010. № 9. С. 25-37.
Добавлено: 16 ноября 2010