• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 60 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Рассказова Е. И. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2014. № 4. С. 102-119.
В статье рассматриваются модели, применяемые для описания и понимания поведения, приводящего к нарушению здоровья или, напротив, к его улучшению. Модели стадий (транстеоретическая модель, модель принятия мер предосторожности) сопоставляются с традиционными моделями континуума и с активно развивающимися в психологии здоровья моделями саморегуляции. Выделяются отличительные особенности моделей стадий: ориентация на феноменологические и психотерапевтические задачи, анализ динамики поведения и сопутствующих процессов, описательный подход. Выявлены проблемные области моделей стадий, касающиеся вопросов о дискретности/непрерывности процесса изменений, описательного/объяснительного характера основных конструктов. Обосновывается то, что модели стадий позволили психологии здоровья продвинуться в сторону понимания динамики поведения, но впоследствии стали претендовать на задачу его объяснения, что и стало причиной их уязвимости для критики.
Добавлено: 24 декабря 2014
Статья
Гордеева Т. О., Сычев О. А. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2017. № 1. С. 67-87.

В исследовании проверялась гипотеза о преимуществе профиля учебной мотивации, в котором доминирует внутренняя мотивация, перед другим профилем, в котором в равной степени представлены внутренняя мотивация, мотивация самоуважения и контролируемые формы внешней мотивации (при низком уровне амотивации). Кластерный анализ Анализ латентных классов подтвердил, что данные профили наиболее типичны для студентов вузов. Студенты с высокой и доминирующей внутренней мотивацией продемонстрировали наиболее высокие показатели любознательности, постоянства интересов, а также воспринимаемого академического контроля и собственно академических достижений, но не отличались от студентов с высокой контролируемой мотивацией по показателям настойчивости, которая была высокой у обоих типов. В целом результаты показывают, что высокая внешняя контролируемая мотивация является неблагоприятным фактором, снижающим мотивационный потенциал субъекта учебной деятельности. Полученные результаты обсуждаются с позиций теории самодетерминации и потребностной модели мотивации.В исследовании проверялась гипотеза о преимуществе профиля учебной мотивации, в котором доминирует внутренняя мотивация, перед другим профилем, в котором в равной степени представлены внутренняя мотивация, мотивация самоуважения и контролируемые формы внешней мотивации (при низком уровне амотивации). Кластерный анализ Анализ латентных классов подтвердил, что данные профили наиболее типичны для студентов вузов. Студенты с высокой и доминирующей внутренней мотивацией продемонстрировали наиболее высокие показатели любознательности, постоянства интересов, а также воспринимаемого академического контроля и собственно академических достижений, но не отличались от студентов с высокой контролируемой мотивацией по показателям настойчивости, которая была высокой у обоих типов. В целом результаты показывают, что высокая внешняя контролируемая мотивация является неблагоприятным фактором, снижающим мотивационный потенциал субъекта учебной деятельности. Полученные результаты обсуждаются с позиций теории самодетерминации и потребностной модели мотивации. 

Добавлено: 23 октября 2017
Статья
Скворцов А. А. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2008. № 1. С. 59-68.

В статье ставится проблема изучения конкретного состава функций префронтальной области мозга. Склоняясь к тому, что эта область отвечает за реализацию нескольких относительно самостоятельных регуляторных компонентов, автор предлагает особый метод для изучения некоторых из них — совокупное использование принципа диссоциации и анализа нарушений психических процессов с точки зрения их актуалгенеза. В результате проведенного исследования определены компоненты, ответственные за программирование, регуляцию и контроль различных этапов актуалгенеза мышления.

Выделены особые по структуре синдромы нарушения программирования, регуляции и контроля мышления, представляющие собой закономерные сочетания нарушений этих компонентов.
Добавлено: 12 ноября 2012
Статья
Семенов И. Н. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2016. № 2. С. 46-63.

В статье характеризуется научная деятельность Б.М. Теплова — одного из крупнейших российских психологов XX в., основателя четырех научных школ в отечественной психологии. Выделяются ключевые вехи его жизнетворчества, подчеркивается его фундаментальный вклад в развитие таких областей психологии, как психология способностей, дифференциальная психофизиология, военная психология, история психологии, методология человекознания. Особое внимание уделяется историко-методологической и научно-педагогической деятельности Б.М. Теплова, которая внесла существенный вклад в развитие психологического познания и университетского образования в стране, а также в профессиональную подготовку в МГУ психологов высшей квалификации.

Добавлено: 28 декабря 2016
Статья
Серкин В. П. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2000. № 4. С. 74-79.

Описание метода семантических универсалий

Добавлено: 10 июня 2014
Статья
Корсакова Н., Варако Н. А. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2002. № 4. С. 16-23.
Добавлено: 1 августа 2014
Статья
Серкин В. П. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1984. № 4. С. 73-74.

Описаны семантические универсалии оценок и цветовые ассоциации интервалов времени и понятий о прошлом, настоящем и будущем.

Добавлено: 6 июня 2014
Статья
Базаров Т. Ю., Губайдуллина А., Туниянц А. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2013. № 3. С. 112-126.

В статье обсуждается проблема первого этапа профессиональной социализации студентов- психологов,существующая в современной системе высшего профессионального образования,обозначается статус данный проблемы в современной психологической литературе.

Добавлено: 19 ноября 2013
Статья
Базаров Т. Ю., Пронин Р. О., Турсунова Ю. Т. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2015. № 1. С. 78-93.

В статье дается описание предложенного авторами курса «Основы коммуникации»: перечисляются его образовательные цели и основные принципы, раскрывается содержание 5 разделов, обозначаются формы контроля знаний. Анализируется трехлетний опыт проведения данного курса на факультете психологии филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Ташкенте. На основе обратной связи от студентов делается вывод о пози- тивной роли разработанного курса на начальном этапе профессиональной социализации психологов. Указываются направления дальнейшего совер- шенствования курса с целью повышения его эффективности в развитии у студентов-психологов коммуникативной компетентности. Ключевые слова: общение, коммуникативная компетентность, студенты-психологи, социально-психологическая адаптация, программа курса «Основы коммуникации», тренинг, обратная связь.

Добавлено: 13 июня 2015
Статья
Базаров Т. Ю., Шевченко Ю. С. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2012. № 1. С. 106-114.
В статье проводится обзор исследований, касающихся принятия решений в малых группах и групповой динамики в виртуальных группах (ВГ). Описан ряд феноменов, отличающих решение задач в ВГ от решения задач в реальных группах (РГ). Приводятся результаты исследования особенностей решения задачи в виртуальных группах, составленных из студентов факультета психологии МГУ.
Добавлено: 30 октября 2012
Статья
Глозман Ж. М., Ениколопова Е. В., Агрис А. Р. и др. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2015. № 2. С. 110-127.

В клинической практике задача изучения нарушения регуляции высших форм психической деятельности при поражении лобных долей мозга на настоящий момент остается актуальной. Последнее ставит проблему изучения процесса принятия решения в ситуации неопределенности. В работе анализируется вклад эмоционального компонента, а также отдельных параметров регуляторных функций в обеспечение этого процесса.

Добавлено: 4 июля 2016
Статья
Семенов И. Н. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2017. № 2. С. 3-28.

В статье представлен науковедческий анализ психолого-педагогических исследований и историко-методологических изысканий П.Я. Гальперина — одного из крупнейших отечественных психологов второй половины ХХ в., профессора факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Впервые выстроена целостная периодизация его жизнедеятельности и дифференцированы основные направления научного творчества в об- ласти педагогической, возрастной, общей психологии и ее истории и методологии, а также в сфере преподавания в МГУ общей психологии студентам-философам, а также ее истории и педагогической психологии — студентам-психологам. Во введении указывается, что фундаментальные труды П.Я. Гальперина оказали существенное влияние не только на развитие ряда областей психологической науки и педагогической практики, но также на преподавание их основ на философском и психологическом факультетах МГУ имени М.В. Ломоносова в 1940—1980-х гг. Отмеча- ется, что разработанные П.Я. Гальпериным оригинальная концепция и новаторский метод базировались на фундаментальном философском основании, а сам он по праву обладал заслуженным авторитетом одного из крупнейших теоретиков психологической науки. Далее описываются характеризуются 10 основных направлений его научно-педагогической деятельности. Подробно отражается разработка П.Я. Гальпериным и его научной школой проблемы формирования творческого мышления. Высоко оценивается учебно-педагогическая деятельность П.Я. Гальпе- рина в Московском университете. Приводятся факты развития наследия П.Я. Гальперина в проблемном поле современного человекознания. В за- ключение делается вывод: предложенные П.Я. Гальпериным и развитые его научной школой концепция ориентировки как предмета психологии и реализующая эту теорию психотехнология планомерно-поэтапного формирования умственных действий, психических образов, научных понятий и знаний — одно из важнейших достижений отечественной психологической и педагогической мысли.

Добавлено: 13 ноября 2017
Статья
Микадзе Ю. В., Скворцов А. А. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2007. № 2.

Анализируется значения понятия «фактор» в работах А.Р. Лурия. Определяются связи этого понятия и основных теоретических задач нейропсихологии. На основе этих связей реконструируется наиболее органичная для текстов А.Р. Лурии трактовка понятия «фактор».

Добавлено: 12 ноября 2012
Статья
Карабанова О., Подольский А. И. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2011. № 2. С. 3-9.
Добавлено: 14 февраля 2012
Статья
Бибрих Р. Р., Орлов А. Б. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1977. № 2. С. 37-43.
Добавлено: 28 марта 2013
Статья
Липатов С. А. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2012. № 1. С. 85-96.
В статье проводится обзор классических и современных представлений о взаимоотношениях личности и организации. Особое внимание уделяется концепции соответствия личности и организации. Рассматриваются исследования организационной приверженности и идентификации персонала с организацией. Приводится конструкционистская критика традиционных теоретических представлений, лежащих в основе концепции соответствия. Описывается концепция организационной культуры как современное направление в исследовании организаций. Делается вывод, что философия инструментальной рациональности и контроля, присущая классическим концепциям, продолжает занимать господствующее положение и в современных организационных теориях.
Добавлено: 2 января 2013
Статья
Россохин А. В., Федорова С. М. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2015. № 1. С. 115-123.

статья по психоанализу

Добавлено: 16 марта 2015
Статья
Подольский А. И. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2012. № 4. С. 9-27.

Рассматривается актуальное состояние и перспективы развития одной из классичвеских отечетсвенных психологических теорий - теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина. Анализируются современные подходы к пониманию статуса теории, исследуются пути и возможности применения теории в качестве базы для построения психологических исследований, а также как научной основы оптимизации методов обучения

Добавлено: 21 марта 2013
Статья
Рассказова Е. И. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2013. № 3. С. 83-101.

.В последнее время в психиатрии и соматической медицине отмечается повышение интереса исследователей к психологическим и поведенческим факторам, участвующим в этиологии и патогенезе ипохондрических расстройств (ИР). Данная работа посвящена обобщению современных психологических подходов к ИР. В первой части рассматривается место психологических феноменов в диагностике ИР: демонстрируется необходимость установления иерархических и системных связей между развитием и динамикой соматических симптомов, не имеющих органических оснований, генерализованной тревоги и тревоги в отношении здоровья. Во второй части анализируются факторы, предрасполагающие к ИР, — соматосенсорная амплификация, тревога в отношении здоровья, мотивационно-личностные факторы, «поведение в болезни», «ипохондрический» дискурс, принятый в современном обществе. С позиций психологии телесности и культурно-исторического подхода в психосоматике обсуждаются особенности динамики симптоматики при доминировании каждого из факторов. Рассматривается возможность построения психологической модели ипохондрии.

Добавлено: 15 ноября 2013
Статья
Серкин В. П., Сиротский В. Е. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1990. № 4. С. 28-33.

Принципальные ограничения психосематического моделирования и путь их преодоления.

Добавлено: 6 июня 2014
Статья
Хейманс П., Карабанова О., Подольский А. И. и др. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2011. № 2. С. 10-21.
Добавлено: 14 февраля 2012