• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 229 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Туровский Р. Ф., Колосов В. А. Полис. Политические исследования. 2000. № 3. С. 1-21.

Для России конца ХХ в. примечательным явлением стало выдвижение множества геополитических концепций, по-разному рисующих положение нашей страны в мире. Сложный переходный период после распада Советского Союза — мощной сверхдержавы — характеризуется обилием проектов “обустройства России”, зачастую слишком идеологизированных и даже совершенно фантастических. Опять заспорили “западники” и “славянофилы”, громко заявили о себе евразийцы. Но при жарких спорах о судьбе и будущем России фактически были утрачены академические исследования современной геополитической ситуации и реальных, а не воображаемых прожектерами и идеологами отношений с другими странами. Иными словами, пока не сложился нормальный, объективный геополитический анализ, принятый в западной науке. В данной связи актуальным представляется изучение географической конфигурации современных внешних связей страны и ее внешней политики для определения того, насколько реалии отличаются от геополитических проектов и каковы действительные геополитические позиции России.

Добавлено: 23 апреля 2020
Статья
Семененко И. С. Полис. Политические исследования. 2019. № 3. С. 7-26.

В статье рассматривается эволюция формирующегося в поле социальных наук дискурса о развитии. В условиях нарастания неопределенности в представлениях о контурах будущего мироустройства все более очевидно расхождение между повесткой дня научной дискуссии и практиками политического управления. Этот разрыв препятствует преодолению высокого уровня конфликтности и избыточного неравенства, ведет к понижению порога безопасности в “глубоко разделенных” обществах. По итогам анализа дискурса и политической повестки дня автор формулирует инновационную концепцию ответственного развития, рассматривая ее как основу для формирования системы координат, в которой можно продвигаться при решении ключевых социальных и экономических проблем на разных уровнях организации общества. Ответственное развитие опирается на нравственную мотивацию при выборе приоритетов и ориентацию на развитие личностного потенциала человека, на нематериальные (интеллектуальные) ресурсы в производстве и потреблении, на политико-институциональное обеспечение вовлеченности граждан в реализацию важных для сообщества решений на основе гражданской идентичности. В качестве примера эффективного использования ориентированных на управление сложным обществом подходов рассматриваются практики, используемые в рамках европейской “северной модели”. Она строится на фундаменте государства благосостояния и проецируется в экономическую и в публичную сферы, в первую очередь на уровне местных сообществ. Апробируемые здесь управленческие механизмы вписываются в логику ответственного развития, однако различия в масштабах экономик, традициях политической культуры и ориентирах идентичности исключают возможность универсализации этого или иного успешного опыта. Как стратегическое видение и система принципов организации социального общежития, ответственное развитие предполагает постоянную настройку институтов в соответствии с особенностями конкретных сообществ, согласование стратегий и механизмов их реализации на основе культуры диалога, обратную связь между политическими институтами государства, местного самоуправления и бизнесом, наукой и образованием, вовлеченность граждан в разные формы социальной активности. Формирование адекватного этим задачам дискурса является сегодня ключевым приоритетом социальных наук. 

Добавлено: 10 декабря 2019
Статья
Ворожейкина Т. Е. Полис. Политические исследования. 2002. № 4.
Добавлено: 14 февраля 2012
Статья
Нисневич Ю. А. Полис. Политические исследования. 2011. № 1. С. 165-176.

Гражданский контроль представляет собой один из ключевых механизмов противодействия и подавления коррупции и является одной из основных функций гражданского общества. Первый этап гражданского контроля состоит в систематическом мониторинге решений и действий органов публичной власти и их должностных лиц, второй состоит в общественной экспертизе таких решений и действий, а заключительный — в публичном представлении результатов общественной экспертизы власти и обществу. В работе механизма гражданского контроля функцию информационного приводного ремня выполняют СМИ.

Добавлено: 22 сентября 2012
Статья
Ахременко А. С., Локшин И. М., Петров А. П. Полис. Политические исследования. 2016. № 6. С. 95-113.

В статье рассматривается связь между двумя теоретическими подходами к изучению условий высокого качества институтов и устойчивого экономического роста. В одном случае речь идет о дилемме между диктатурой и анархией, что оформляется в рамках концепции «границы институциональных возможностей»: институты, регулирующие отношения в обществе, могут быть расположены на шкале между крайностями диктатуры и анархии, и каждой точке этой шкалы соответствует определенный уровень социальных потерь. Общества различаются по тому, какой уровень социальных потерь влечет близость института к той или иной крайности. В другой модели фокус локализуется на роли совокупной продуктивности факторов производства (total factor productivity, TFP) в обеспечении экономического развития (совокупная продуктивность факторов производства известна в функции Кобба-Дугласа как параметр A). Первая часть статьи намечает теоретический синтез этих двух подходов: если с факторами производства в функции Кобба-Дугласа связать интересы определенных социальных групп, которые (по отдельности) имеют еще и предпочтения по установлению «диктаторских» и «анархических» институтов, то TFP можно считать фактором, смягчающим конфликты между этими социальными группами и, следовательно, создающим такую «границу институциональных возможностей», которая обладает некоторыми благоприятными свойствами; эти свойства могут проявляться в смягчении дилеммы между диктатурой и анархией или в общем сокращении социальных потерь от установления тех или иных (видов) институтов. Вторая часть статьи содержит полученные авторами оценки TFP по специально разработанной методике и предлагает предварительный эмпирический анализ связи между TFP и разными аспектами качества функционирования государственных институтов. Этот анализ указывает на наличие от средней до сильной связи между TFP и указанными институциональными характеристиками. В целом статья указывает на широкую область для дальнейших исследований, связывающую TFP с качеством экономических и политических институтов. 

Добавлено: 22 декабря 2016
Статья
Гельман В. Я. Полис. Политические исследования. 2000. № 2. С. 111-132.

Рассматриваются факторы диверсификации регионального политического развития России. Автор представляет разработанную им на основе эмпирического анализа «генерирующую гипотезу». Он считает, что синтез структурного и процедурного подходов в исследовании трансформационных политических процессов в российских регионах требует новых теоретических построений. Что касается изучаемого региона, важнейшими факторами, обусловившими особенности и последствия трансформаций режима, стали его (режима) ресурсные характеристики и специфические обстоятельства образования новых формальных институтов, прежде всего местного самоуправления и всеобщих конкурентных выборов. В 1988-1999 гг. в регионе произошел переход от моноцентричного режима позднесоветского типа к неустойчивому бицентрическому режиму со структурными расколами на элитарном и на социетальном уровнях. Эти расколы были перенесены на поле электоральной конкуренции, что создает, по мнению автора, условия для успешной демократизации.

Добавлено: 12 ноября 2013
Статья
Семененко И. С. Полис. Политические исследования. 2009. № 6. С. 8-23.
Добавлено: 12 октября 2011
Статья
Ахременко А. С. Полис. Политические исследования. 2009. № 3.
Добавлено: 17 ноября 2010
Статья
Мусихин Г. И. Полис. Политические исследования. 2011. № 5. С. 128-144.

Статья посвящена дискурсивному анализу идеологий, который представлен в различных измерениях. Автор предлагает читателю разобраться, как формируются различные идеологические дискурсы, в чем состоит их суть и общественная роль и наконец, что на самом деле представляют собой идеологии.

Добавлено: 22 сентября 2012
Статья
Захарова О. В. Полис. Политические исследования. 2013. № 4. С. 100-110.

В статье посредством анализа дискурсивного языка, конструируемого каждой стороной в ходе ведения дебатов по данной проблематике, рассматривается проблема недопонимания между Европейским Союзом и Россией в вопросах прав человека. Дается сравнительная характеристика европейского «юридически-ориентированного» языка и российского «морально-ориентированного» языка. Делается вывод о том, что использование разных типов языка определяет разную интерпретацию концепции прав человека, что, в свою очередь, препятствует нахождению взаимопонимания в российско-европейских отношениях.

Добавлено: 26 ноября 2015
Статья
Лукин А. В. Полис. Политические исследования. 2019. № 1. С. 71-89.

Подъем Китая в конце ХХ – начале ХХI вв., сопровождаемый беспрецедентным увеличением совокупной мощи страны, стал важнейшим фактором мирового развития и привел к его превращению во вторую по влиянию в международных отношениях страну. На волне роста внутри страны возникла острая дискуссия о перспективах внешнеполитического и внешнеэкономического курса Пекина, в ходе которой сложилось два лагеря. Лагерь активистов призывает действовать на международной арене как великая держава, беря пример с США: всеми имеющимися средствами, включая военные, обеспечивать экономические и политические интересы страны за рубежом, выдвигать собственные альтернативные западным концепции мирового развития, создавать новые торгово-экономические союзы и зоны. Фактически сторонники этой линии стремятся отойти от внешнеполитического курса Дэн Сяопина, призывавшего к скромности и сдержанности. Лагерь реалистов (прагматиков) считает, что необходимо продолжать придерживаться курса Дэн Сяопина, так как страна не созрела для великодержавности, может утерять преимущества, которые дает более скромный статус, и спровоцировать нежелательную реакцию международного сообщества. Нынешнее китайское руководство заняло в дискуссии промежу- точную позицию – одновременно сдерживая наиболее радикальные предложения активистов, но беря на вооружение некоторые умеренные идеи. Дискуссия, ведущаяся с начала ХХI в., приобрела особую остроту после начала торговой войны с США, инициированной президентом Д. Трампом, которая выявила слабости Китая и зависимость его экономики от США. В ходе ее обострения рядом экспертов были подвергнуты критике некоторые моменты внешней и внутренней политики нынешнего руководства страны, в том числе его инициативу “Один пояс и один путь”: утверждалось, что она, а также ряд других программ, принятых китайским руководством, например, стратегия “Сделано в Китае. 2025”, могли спровоцировать жесткую политику Трампа, что поставило Китай в трудное положение. Вместе с тем некоторые формы реализации этой инициативы подверглись критике и в странах – партнерах КНР. В статье анализируются данные о дискуссии, ведущейся в основном непублично, и ее возможные последствия для внешне- и внутриполитического курса китайского руководства и российско-китайских отношений.

Добавлено: 27 января 2019
Статья
Козырева П. М., Смирнов А. И. Полис. Политические исследования. 2019. № 5. С. 134-147.

Представлен анализ динамики и проблем формирования доверия в современном российском обществе, опирающийся на данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (РМЭЗ НИУ ВШЭ). Основное внимание уделяется исследованию особенностей формирования и распространения обобщенного доверия, наблюдающихся на протяжении последнего десятилетия. В ходе анализа выявлены новые позитивные изменения в уровне обобщенного доверия, которые отмечены в разных социально- демографических группах, несмотря на рост неопределенности во всех сферах жизни общества. Но при этом вызывает тревогу существенное замедление этих позитивных тенденций. Авторы акцентируют внимание на факторах, содействующих и препятствующих распространению доверия в российском обществе. Подчеркивается, что к наиболее значимым факторам, способствующим росту доверия россиян к другим людям, относится повышение у них ощущения личной безопасности. Анализ обширного эмпирического материала убеждает, что обобщенное доверие выступает в качестве важнейшего условия, необходимого для упрочения демократических основ общественной жизни и дальнейшего развития гражданского общества. Вместе с тем участие в деятельности демократических институтов, добровольных организаций гражданского общества не всегда становится источником роста доверия к другим людям. 

Добавлено: 23 октября 2019
Статья
Афанасьева О. В. Полис. Политические исследования. 2010. № 5. С. 146-154.
Добавлено: 30 сентября 2010
Статья
Дисэн Г. Полис. Политические исследования. 2015. № 6. С. 81-102.

Проблема концептуального сравнения деятельности по поддержанию мира c политикой империализма достаточно подробно освещена в научнойлитературе, однако этот аспект редко принимается во внимание, когда речьидет об ОПБО. “Европеизация разрешения конфликтов”, с точки зрения ЕС, подразумевает взаимосвязь политического урегулирования европейских конфликтов с интеграцией в Евросоюз и рассматривается в качестве инструментав игре с положительной суммой, побуждающего конфликтующие стороныдостигнуть компромисса, а также представляет собой дополнительный рычагдля смягчения напряженности. Вместе с тем европеизация разрешения конфликтов также означает, что условие интеграции в ЕС становится критерием для урегулирования. Тем самым, выдвигая дополнительные условия и отвергая компромисс, если это противоречит целям ЕС, Евросоюз сам превращаетсяв препятствие для урегулирования. Интересы Брюсселя особенно четко просматриваются в отношении восточноевропейских соседей ЕС: в контекстеисключительной концепции “Европы” “евроинтеграция” становится геополитической игрой с нулевой суммой, направленной против России. 

Добавлено: 17 октября 2018
Статья
Мельвиль А. Ю. Полис. Политические исследования. 2010. № 4. С. 73-76.

В лекции лауреата первой Роккановской премии намечена программа изучения трансформаций современных режимов. Эта программа включает вопросы оценки качества политических режимов, консолидировавшихся в последние годы и десятилетия. Предлагаются новые способы учета структурных и агентивных факторов политического развития.

Добавлено: 27 сентября 2012
Статья
Поляков Л. В. Полис. Политические исследования. 2014. № 2. С. 179-184.

Рецензия на книгу: От плебисцита - к выборам. Как и почему россияне голосовали на выборах 2011-2012 гг. (Под ред. В.В.Федорова). М.: Праксис, 2013, 496 с.

Добавлено: 2 декабря 2014
Статья
Печерская Н. В. Полис. Политические исследования. 2004. № 2. С. 133-146.
Добавлено: 10 января 2011
Статья
Семененко И. С. Полис. Политические исследования. 2010. № 3.
Добавлено: 9 февраля 2011
Статья
Мусихин Г. И. Полис. Политические исследования. 2012. № 1. С. 53-62.

Статья посвящена исследованию диалектического взаимоотношения культуры и идеологии. Автор сознательно уходит от концептуальной конкретизации обоих исследуемых компонентов как явлений, понятий или феноменов, что позволяет сосредоточиться на многообразии того, как используется язык культуры и идеологии для достижения тех или иных целей. В статье дается концептуальный обзор различных теоретических акцентов при взаимодействии культуры и идеологии, которые в обобщенном виде могут быть обозначены как лингвистический и антропологический.

Добавлено: 28 августа 2012
Статья
Гельман В. Я. Полис. Политические исследования. 1996. № 2. С. 84-100.

Обсуждается фундаментальная проблема политической модернизации России - стабилизация избирательного процесса и самой избирательной системы, легитимация института парламентских выборов в России и, собственно, Государственной думы. В качестве ключевого события в этой связи автор рассматривает Думские выборы 17 декабря 1995 г. Анализируется совокупность факторов стабилизации/трансформации российской избирательной системы, особое внимание уделяется воздействию законодательных ограничений на течение и перспективы процесса демократизации в России, отмечаются позитивные черты сформировавшейся к 1996 г. избирательной системы и связанные с некоторыми ее особенностями опасности и угрозы.

Добавлено: 12 ноября 2013
Статья
Локшин И. М. Полис. Политические исследования. 2014. № 5. С. 118-138.

Статья посвящена выявлению факторов, влияющих на то, почему одни конституции фиксируют гораздо больший объем президентских полномочий, чем другие. При помощи специально построенного индекса и основанных на нем статистических тестов проверяются гипотезы о значимости релевантных факторов. Результаты анализа свидетельствуют о гораздо большей значимости контекстуальных факторов (географическое расположение страны на одном из континентов), чем тех, которые предполагают универсальные причинные механизмы. Статья проливает свет на предыдущий опыт изучения проблемы (Т. Фрай, М. Макфол, А. Лейпхарт и др.): наряду с универсальными механизмами объяснения различий в президентских полномочиях можно либо предложить контекстуальные объяснения, либо углубить первые объяснения вторыми.

Добавлено: 23 октября 2013