• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 92 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Давидсон А. Б., Филатова И. И. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2014. № 5. С. 125-134.

Четверть века назад, в декабре 1989 г., в Южно-Африканской Республике побывала первая за несколько десятилетий делегация из нашей страны. Авторы, бывшие единственными участниками делегации, написали это воспоминание, стремясь донести до читателя атмосферу того времени, когда такая поездка оказалась возможной, и рассказать об обстоятельствах, сопутствовавших ей.

Добавлено: 18 декабря 2014
Статья
Саблин И. В., Коробейников А. С. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2017. № 2. С. 49-61.

Развитие общественно-политической мысли в начале XX в. на территории национальных окраин Российской империи отличалось разнообразием идей, направлений и проектов. Начавшийся на рубеже веков имперский кризис стимулировал дискуссии о будущем государственном устройстве. Автономистский дискурс считается одной из сфер советской политики, однако в контексте кризиса империи особого внимания заслуживают досоветские автономистские проекты, которые конструировались региональной интеллигенцией независимо от представителей советской власти и представляли собой синтез локальных и глобальных идей. На примере сравнения деятельности сибирской (бурят-монгольской) и центральноазиатской (алашской или казахской) интеллигенции в настоящей статье рассматриваются процессы оформления политического единства в национальных терминах, вызванные борьбой с дискриминацией, стремлением к более широкому представительству в рамках существовавших властных структур и защитой родных языков, традиций и других форм культурного выражения.

Добавлено: 1 декабря 2015
Статья
Костелянец С. В., Денисова Т. С. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2019. № 5. С. 114-125.

Главными проблемами в сфере безопасности на Африканском континенте остаются: внутригосударственные конфликты между отдельными группами населения за доступ к природным ресурсам; межобщинные столкновения; распространение исламского и христианского терроризма; электоральные конфликты и непрекращающиеся действия пиратов в Аденском и Гвинейском заливах. По мере расширения Евросоюзом, Китаем и африканскими странами, представленными Африканским союзом, своего влияния на происходящие в мире процессы они начинают вносить все больший вклад в создание нового многополярного мира и в рост глобальной экономики. Эта тенденция имеет особое значение применительно к Африке, которая еще совсем недавно рассматривалась исключительно как континент, перманентно переживающий «отсталость развития» и политическую нестабильность. Пока именно государства - члены ЕС являются основными торгово-экономическими и политическими партнерами африканских стран и участниками миротворческих миссий ООН в Африке. Однако стремление Китая к превращению в глобальную державу и к укреплению мирового влияния побуждает Пекин все более активно участвовать в решении проблем безопасности на Африканском континенте. Кроме того, сотрудничество Китая с африканскими странами, ранее характеризовавшееся как «решительное невмешательство во внутренние дела стран-партнеров при сохранении экономических интересов Поднебесной», переживает постепенный сдвиг в сторону вовлечения Пекина в миротворческие операции в Африке. В то время как соглашения, подписанные КНР с африканскими странами, преимущественно остаются экономическими, растущая зависимость реализации Китаем его торгово-экономических интересов от перипетий африканской политики и одновременно от давления мирового сообщества, побуждающего Пекин к активизации его деятельности в глобальном масштабе, приводит к пересмотру КНР ее подходов к сотрудничеству с тем или иным регионом. Участие европейских стран в миротворческих миссиях под эгидой ООН заметно сократилось с середины 1990-х гг. На этом фоне повысилась роль развивающихся стран, в том числе Китая, в деле обеспечения безопасности на Африканском континенте. Расширение сотрудничества в сфере безопасности в формате «ЕС - Китай - Африка» в значительной степени является европейской инициативой. Хотя в настоящее время трехстороннее взаимодействие имеет ограниченный характер, прежде всего из-за определенного расхождения в подходах Китая и ЕС к событиям, происходящим в Африке, оно тем не менее постепенно налаживается в рамках миротворческих операций, а также борьбы с пиратством и терроризмом.

Добавлено: 10 февраля 2020
Статья
Стеженская Л. В. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2020. № 6. С. 207-222.

Публикация ставит своей задачей проверку одной изгипотез литературоведческой трактовкитрадиционного понятия вэнь (изящность) раннесредневековой китайской литературы. Среди источников для исследования типологии традиционной китайской литературы и, в частности, ее раннесредневекового периода, исключительное место занимает трактат «Вэнь синь дяо лун» («Резной дракон литературной мысли») Лю Се (ок. 460‒522). Согласно общепринятой ныне точке зрения, в 20 главах трактата Лю Се описал современную ему литературу как упорядоченную систему жанров. В основу последовательного представления жанров был положен эстетический принцип «изящности» (вэнь) и «обычности» (би) произведений. Этот принцип выступал жанрообразующим признаком, а сама литература представлялась Лю Се двусоставной ‒ жанры, принадлежавшие к категори вэнь, были описаны им в главах VI‒XV трактата, а жанры категории би ‒ в главах XVI‒XXV. Различия в жанрах этих двух категорий в современном научном литературоведении трактуются в плане формы. Вэнь – это жанры либо поэтические, либо с рифмованной формой речи, либо с параллельным построением фраз, либо украшенные фигурами речи. Соответственно жанры би ‒ это прозаическая речь без всякой подобной украшенности. Для проверки данного тезиса был выполнен перевод и проведено первоначальное сравнение описаний двух жанров диалога ‒ дуйвэнь (ответ на вопрос) в гл. XIV «Цза вэнь» («Смешанные произведения») из предполагаемого разряда «изящной словесности» (вэнь) и дуй (экзаменационный ответна вопрос, заданный в специальномимператорскомэдикте) в гл. XXIV «И дуй» («Совещание и ответ») из разряда обычной словесности (би). Для выявления особенностей жанров были привлечены исторический материал и сохранившиеся тексты произведений. Анализ показал неважность стилистических особенностей произведений (рифма, параллельность фраз) для их отнесения к одному или другому жанру. Были указаны иные значимые жанровые особенности. Отмечены недостатки современной трактовки некоторых мест из текстаЛю Се, которые либо свидетельствуют о противоречивости его подхода, либо о несовершенстве имеющихся переводов на современные языки.

Добавлено: 5 декабря 2020
Статья
Белозерова В. Г. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2019. № 3. С. 170-182.

Дун Цичан является одной из центральных фигур в истории каллиграфии, живописи и теории искусства периода династии Мин Ming (1368-1644). Творчество Дун Цичана сформировало отдельное направление, именуемое Сунцзян пай Songjiang pai, которое оказало большое влияние на изобразительное искусство XVII-XVIII веков. Жизнь Дун Цичана определяли две амбициозные цели: занять пост высокопоставленного сановника империи и стать первым каллиграфом и живописцем своей эпохи. Уникальность биографии Дун Цичана в том, что ему удалось и то и другое, ибо между этими двумя целями для него не существовало противоречий. Искусствоведами творчество Дун Цичана рассматривается отдельно от его карьерного роста. Цель данного исследования заключается в том, чтобы понять, какие аспекты традиционной каллиграфической эстетики и воззрений самого Дун Цичана позволили ему на протяжении всей жизни успешно совмещать творчество с трудоемкой карьерой чиновника. Объектом исследования выбран альбом Дун Цичана, известный под названием «Собственная транскрипция уставом императорских указов о назначениях на государственные должности» из собрания Шанхайского музея. В своем искусстве Дун Цичан стремился к идеалу «естественности небесной реальности», который он сочетался с требованием постоянного контроля над движением кисти, который обеспечивал оздоровительное воздействие творческого процесса на психосоматическое состояние автора. Дун Цичан регулярно одаривал своими произведениями влиятельных при дворе лиц, завязывая нужные для карьеры связи. Творчество позволяло Дун Цичану справляться с искушениями и опасностями высокого положения в обществе. Искусство возвышало Дун Цичана над суровыми социальными реалиями, не отстраняя от них. Дун Цичана не привлекал путь отшельнического уединения, его вдохновляли примеры социально активных каллиграфов и живописцев прошлого. Закономерно, что жизненный и творческий опыт Дун Цичана продолжает оставаться актуальным для многих художественно одаренных бизнесменов и политиков современного Китая.

Добавлено: 3 июля 2019
Статья
Деминцева Е. Б. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2011. № 1.
Добавлено: 30 сентября 2013
Статья
Коган Л. Е., Наумкин В. В. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2016. Т. 6. С. 120-131.

В статье описываются отечественные исследования в области сокотрийского языка и фольлора в их международном научном контексте. Приводится классифицированный перечнь опубликованных работ, а также созданных баз данных и других научных материалов.

Добавлено: 21 октября 2017
Статья
Тимохин Д. М. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2019. № 2. С. 64-75.

«Жизнеописание султана Джалал ад-Дина Манкбурны», созданное его секретарем Мухаммадом ан-Насави, еще со средних веков считается одним из важнейших арабо-персидских источников о монгольском завоевании Центральной Азии и Ирана. Будучи очевидцем монгольско- го нашествия, ан-Насави сообщает много ценных сведений, которые отсутствуют в сочинениях его современников. Несмотря на то что этот источник хорошо известен исследователям, до сих пор остаются некоторые вопросы относительно содержащейся в нем информации. Данная ста- тья посвящена проблеме двойного датирования одних и тех же событий в тексте «Жизнеописа- ния». Столь важное событие, как битва на Тургайской равнине между войсками хорезмшаха Ала ад-Дина Мухаммада и монголами под командованием Джучи-хана, ан-Насави датирует то 616, то 612 г.х., а сражение при Исфахане между войсками Джалал ад-Дина и монголами – то 624, то 625 г.х. В настоящий момент данная проблема еще далека от окончательного решения. По пред- варительной гипотезе, в первом случае ан-Насави смешал воедино две монгольские кампании, о которых знал только по слухам: против меркитов (1215/16 г.) и против Кушлу-хана (1217/18 г.). В отличие от него более поздние арабо-персидские авторы, будучи знакомы с китайскими и мон- гольскими источниками, четко разделяют эти две кампании. Во втором же случае, судя по всему, произошло следующее. Ибн ал-Асир, на чье сочинение во многом опирался ан-Насави, ошибочно указал два сражения вместо одного (в 1226/27 и 1228 гг.), Ан-Насави, будучи лучше осведомлен об этом событии, по-видимому, хотел исправить ошибку своего арабского коллеги: в тексте он ее исправил, но почему-то не исправил в заголовке, куда уже ранее внес неверную дату из Ибн ал- Асира.

Добавлено: 31 июля 2019
Статья
Габелко О. Л. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2015. Т. 5. С. 28-34.

Статья посвящена доказательству идентичности двух малоизвестных исторических персонажей, носивших имя Деметрий - полководца Филиппа II (Dion. Byz. 65) и брата Антигона Одноглазого (Plut. Dem. 2).

Добавлено: 6 ноября 2017
Статья
Галкина Е. С. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2014. № 6. С. 24-31.

Статья является попыткой новой интерпретации термина сакалиба, который Ахмад ибн Фадлан, арабский путешественник 1-й пол. Х в., употребляет в своём отчёте по отношению к населению Среднего Поволжья. Наиболее вероятным является бытование сакалиба в Среднем Поволжье начала Х в. как демонима, т.е. обозначения жителей определённой территории, вне зависимости от их генеалогии, особенностей материальной и духовной культуры.

Генезис демонима связан с этносом носителей именьковской археологической культуры IV-VII вв., сходной с достоверно славянскими культурами; с VIII в. её сменяют тюркские и финно-угорские культуры. Путём от этнонима к демониму могли стать ассимиляционные процессы.

Волжская Булгария появилась не ранее конца IX – начала Х в. как объединение различных по происхождению этнополитических групп под началом предводителя булгар. В 920-х гг. Алмуш, правитель булгар, и вслед за ним Ибн Фадлан обозначали термином сакалиба все подвластные Алмушу этнополитические объединения в совокупности.

В процессе закреплением власти булгарских вождей на смену демониму сакалиба приходит термин булгары в трудах Ибн Русте, Мас‘уди, Истахри, Ибн Хаукаля и др.

Добавлено: 20 января 2015
Статья
Костелянец С. В. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2014. № 4. С. 196-202.

Африка – один из наиболее нестабильных регионов мира. На этом континенте происходили крупные по числу жертв и масштабам вооруженного противостояния политические конфликты. Исследованию этих проблем посвящена рецензируемая монография.

Добавлено: 15 марта 2018
Статья
Тимохин Д. М. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2008. № 2. С. 11-17.

Статья посвящена проблеме взаимоотношения кочевых и оседлых народов, входивших в состав государства Хорезмшахов-Ануштегинидов, на основании сведений из арабо-персидских источников эпохи монгольского нашествия. Исследование противоречий между кочевыми и оседлыми народами позволяет не только пролить свет на причины падения этого государства под натиском монгольских завоевателей, но и проанализировать отношение историков той эпохи к проблеме. В статье также сделана попытка выяснить, насколько кочевые народы были "другими" для оседлого населения Средней Азии, и показать эволюцию складывания образа "чужого" в арабо-персидских источниках эпохи монгольского нашествия.

Добавлено: 7 сентября 2013
Статья
Ладынин И. А. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2020. № 4. С. 227-241.

В статье обсуждается серьезная проблема, связанная с изучением важнейших египетских иероглифических источников греко-римского времени (декретов жреческих синодов и надписей исторического содержания): так как многие из них были обнаружены еще в «героическое время» египтологии (до конца XIX в.), то первые их публикации носили скорее сигнальный характер и не сопровождались комплексным исследованием. Соответственно ряд интерпретаций написаний, установления лексических значений и связей между словами и т.п. не были с должной подробностью обоснованы изначально, а в дальнейшем устоялись и не вызывали сомнений. Рассмотрены два фрагмента «Стелы сатрапа» – иероглифического текста 311 г. до н.э., происходящего из Буто и хранящегося в Каирском музее (22182), в котором описываются деяния фактического правителя Египта этого времени сатрапа Птолемея, в частности закрепление им за храмами Буто угодья под названием «Земля Уаджит». На основании подробного анализа синтаксиса ряда фраз и семантики некоторых эпитетов автор статьи делает попытку реконструировать восприятие этих фрагментов первыми исследователями, которое легло в основу устоявшихся переводов. Проведенный анализ позволил подтвердить понимание ряда написаний, словосочетаний и фраз в сткк. 8–9 и 10–11 текста «Стелы…» (xntans(w) xft(y) #SryS «пока не отнял ее враг #SryS»; HAtynTrwxpr(w) Hr-sA«первенствующий среди богов, воссуществовавших после»; отсутствие конструкции, основанной на пассивной форме глагола wdi, в стк. 11); показаны противоречия, возникающие в рамках одной недавней попытки скорректировать понимание данных фрагментов. Делается вывод, что уточнять интерпретацию «Стелы сатрапа» (как и любых других древнеегипетских письменных памятников) необходимо с учетом опыта предшествующих исследователей, стараясь по мере возможности реконструировать ту логику, которая лежала в основе их построений, но в наши дни далеко не всегда очевидна.

Добавлено: 1 сентября 2020
Статья
Ким Н. Н. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2014. № 3. С. 177-185.

В статье анализируется теория колониальной модернизации, которая была сформулирована еще в годы Японской колониальной империи японскими историками, социальными философами. Позже теория была принята на вооружение рядом корейских историков с целью оправдания цивилизаторской миссии Японии в Корее. После освобождения Кореи в корейской историографии господствовала националистическая традиция, резко негативная интерпретировавшая японскую политику в годы колонии и ее последствия для освобожденной Кореи. На руб. 1980-1990-х гг. вновь актуализировались подходы к историческому прошлому Кореи, выполненные в рамках теории колониальной модернизации, что вызвало бурные споры между представителями националистической традиции и сторонниками теории колониального развития. 

Добавлено: 23 октября 2013
Статья
Цендина А. Д. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2018. № 5. С. 125-136.

В статье рассмотрена история возникновения центра по ксилографическому изданию тибетских и монгольских книг в столице Северной Монголии Их-Хурэ (Урге) в XVII в., а также особенности его деятельности до начала ХХ в. Первая печатня была создана еще в то время, когда Их-Хурэ являлся кочевым монастырем-резиденцией главы монгольской церкви. К началу ХХ в. в ней насчитывалось несколько больших печатен: главная печатня Ихийн-Сумбум, печатни при отдельных монастырях, дацанах, монашеских общинах. Четыре каталога книг, доски которых вырезались в Их-Хурэ (Монгольский государственный архив, Монгольская национальная библиотека, личная коллекция монгольского ученого Р.Отгонбаатара), показывают, что печатня Ихийн-Сумбум в основном выпускала сочинения Ганджура, книги главных ламаистских учителей, собрания молитвенных книг для монастырских служб, популярные молитвенники для личного употребления, дацаны ― книги по медицине, астрологии, буддийской философии, монашеские общины ― сочинения, посвященные тем или иным буддийским божествам. В Их-Хурэ бил ксилографирован тибетский Ганджур, начато вырезание досок для второго канонического собрания книг ― Данджура. В столице Северной Монголии издавались и книги на монгольском языке: азбуки, словари, повести. Печатались монголо-тибетские билингвы.

В традиции ксилографирования Их-Хурэ есть свои особенности. Многие тексты (XVII и нач. XVIII вв.), не имеют титула. Встречаются билингвы, имеющие колофоны только на монгольском языке и на монгольском письме, хотя в большинстве случаев двуязычные книги имели колофоны на двух языках. В некоторых тибетских книгах издатели делали объяснения на монгольском языке между строк. Кроме того, здесь был распространен способ ксилографирования, не встречавшийся в других районах, ― по тексту, написанному кистью. Среди ксилографов Их-Хурэ есть и частные издания. Некоторые жители Их-Хурэ для исполнения религиозных заслуг делали ксилографы сами или заказывали их другим мастерам.

Добавлено: 2 декабря 2018
Статья
Коротаев А. В., Юрьев С. Е. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2018. № 1. С. 65-79.

В статье рассматривается состояние системы образования арабских стран по количественным показателям за период с 1980 до 2015 гг. Проведенный нами анализ динамики количественной экспансии образования в Арабском мире с 1980 по 2014 гг. позволяет выделить четыре характерных периода этой экспансии: (1) 1980-е гг. – этап наиболее стремительной экспансии, этот период реально начался еще в 70-е гг. ХХ в. и был тесно связан с нефтяным бумом; (2) конец 80-х – 1990-е – период замедления темпов роста в связи с затяжным падением цен на нефть, особо низкие темпы наблюдались в 1995-2000 гг., когда мировые цены на нефть достигли своего дна.; (3) новое ускорение в 2000-х гг., связанное с новой волной ускорения экономического роста в арабских странах, обусловленной как новым периодом роста цен на нефть, так и удачными экономическими реформами в целом ряде арабских стран; и (4) резкое замедление темпов количественной экспансии, начиная с 2011 г. в связи с системным кризисом, вызванным трагическими событиями Арабской весны. Показано, что ситуация с количественным охватом населения образованием в регионе является крайне неравномерной. Для целого ряда стран задача адекватного количественного охвата населения образованием до сих пор сколько-нибудь удовлетворительно не решена. Речь идет прежде всего о таких странах, как Йемен, Мавритания и Судан, но также и о Марокко. С другой стороны, в таких арабских странах, как Иордания, Катар и Ливия уже к 2005 г. количественный охват образованием молодежи достиг уровня насыщения, что заставило администрации этих стран проводить коррекцию с целью замедления темпов образовательной экспансии. Для этих стран на первый план выходит не дальнейшее расширение количественного охвата населения образованием, а задачи улучшения его качества.

Добавлено: 13 октября 2018
Статья
Исаев Л. М. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2011. № 3. С. 87-94.

История создания международных региональных организаций предоставляет основу для построения прогнозов. Это становится особенно актуальным в связи с эпидемией массовых социально-политических протестов, развернувшихся в большинстве арабских стран в конце 2010 - начале 2011 г. Последовавшие за этим реакция международного сообщества и расколы внутри правящих элит государств Магриба и Ближнего Востока привели к существенным внутриполитическим трансформациям в Тунисе и Египте. В этих условиях Лига арабских государств (ЛАГ), созданная более полувека назад, подвергается серьезному "испытанию на прочность".

 

 

Добавлено: 13 декабря 2012
Статья
Деминцева Е. Б. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2008. № 1.
Добавлено: 30 сентября 2013
Статья
Косевич Е. Ю. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2019. № 1. С. 167-179.

Разногласия в коммерческой сфере, имевшие место в начале XXIв., привели к тому, что Китай до недавнего времени не был особенно заинтересован в сближении с Мексикой, отдавая предпочтение другим латиноамериканским странам. В последние годы в мексикано-китайских отношениях наблюдается значительный прогресс. Дополнительным толчком к активизации сотрудничества между Пекином и Мехико стало президентство Дональда Трампа, характеризующееся отсутствием долгосрочной латиноамериканской политики, а также постепенным свертыванием в этом регионе присутствия Вашингтона. Это дает Китаю прекрасную возможность заполнить образующиеся в результате ухудшения мексикано-американских отношений ниши, не оглядываясь на неудачи в прошлом.

Добавлено: 17 сентября 2019
Статья
Крылов А. Ю. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2017.

В статье рассматриваются некоторые металогические приёмы, используемые в современной арабской ораторской речи и оказывающие эффективное экспрессивно-эмоциональное воздействие на реципиента. Даётся описание ряда средств языковой выразительности, посредством которых реализуется эмотивная функция языка.

Добавлено: 29 августа 2017
Статья
Бондаренко Д. М. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2018. № 6. С. 162-171.

Изменения, происшедшие в стране после распада СССР, привели к существенному изменению социального состава и соответственно жизненных стратегий проживающих в ней африканцев в целом и в частности в ее столице Москве. В данной статье подчеркиваются разли- чия между двумя социальными группами африканских мигрантов в сегодняшней Москве, обозна- ченными как «благополучные» и «выживающие». Почти все «благополучные» мигранты – это люди, приехавшие из стран Африки учиться в еще советских университетах. «Выживающие» мо- сковские африканцы – это преимущественно экономические мигранты и политические беженцы, чей приезд стал возможен только в постсоветский период. Как правило, члены этих социальных групп используют две принципиально разные жизненные стратегии, для того чтобы влиться в российское общество. «Благополучные» африканцы стремятся к максимальной включенности в доминирующую социокультурную среду. «Выживающие» кооперируются в основном друг с дру- гом. Таким образом, в то время как представители первой социальной группы желают и могут глубоко интегрироваться в российское общество, представители второй вынуждены ограничи- ваться минимально необходимой адаптацией к жизни в Москве.

Добавлено: 3 января 2019