• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 40 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Горбатова Ю. В. История философии. 2012. № 17. С. 243-261.

В статье рассматривается современный, логико-аналитический, подход к интепретации так называемого онтологического аргумента (доказательства), предложенный американским философом Алвином Плантингой. Проводится сравнение двух онтологий - онтологии вещей и положений дел, которые существенным образом влияют на то, будет ли признан онтологический аргумент валидным.

Добавлено: 30 апреля 2013
Статья
Углева А. В. История философии. 2015. С. 25-45.

В работе «Пять мемуаров об общественном образовании» французский политический деятель и философ эпохи Революции маркиз Николя де Кондорсе (1743–1794) сформулировал основные положения своей пятиступенчатой образовательной модели. В данной статье обосновывается ее влияние на школьную реформу Жюля Ферри 1880-х гг., приводятся аргументы в пользу разработки именно Кондорсе республиканской модели общественного образования, новаторской для постреволюционной эпохи и не утратившей значения до сих пор. Замысел Кондорсе заключался в создании такой образовательной системы, при которой каждый гражданин имел бы возможность получить бесплатное образование – от начального до высшего. При этом единственным критерием отбора на новую образовательную ступень служат естественные способности и таланты человека. Насколько амбициозные идеи Кондорсе были реализованы его последователями? И какова роль государства в воспитании нового человека?

Добавлено: 6 апреля 2015
Статья
Моисеев Д. С. История философии. 2015. № 20. С. 63-78.

Работа посвящена рассмотрению политической философии представителя итальянского идеализма XIX в. Джузеппе Мадзини в контексте его жизни и событий эпохи объединения Италии – «Рисорджименто». Предметом являются представления Мадзини о справедливом государственном устройстве, определение ключевых понятий его социальной философии: «народ», «нация», «ассоциация», «свобода».

На основании работы Мадзини «О долге человека» раскрывается политическая онтология его республиканского идеала, морально-этический аспект творчества мыслителя. Также рассматриваются некоторые аспекты апелляции к наследию Мадзини в фашистскую эпоху.

Добавлено: 13 мая 2021
Статья
Моисеев Д. С. История философии. 2016. № 21. С. 89-99.

Работа посвящена рассмотрению политической философии итальянского философа-неогегельянца Джованни Джентиле. Предметом исследования являются представления Джентиле о политике, определение ключевых понятий его политической философии: «долг», «характер», «государство», «нация», «право».

На основании работ Джентиле «Общая теория духа как чистого акта», «Генезис и структура общества», «Введение в философию» раскрываются вопросы укорененности политической философии итальянского мыслителя в онтологии его философии актуального идеализма, связь его политической теории с идеалами Рисорджименто (в первую очередь, с политической мыслью Джузеппе Мадзини), влияние философа в годы фашистского “ventennio”.

Добавлено: 13 мая 2021
Статья
Ищенко Н. И. История философии. 2020. Т. 25. № 2. С. 55-68.

Знакомство с основными трудами Мартина Хайдеггера, такими, например, как «Бытие и Время», едва ли возможно без понимания исходных, нацеленных на критику европейской традиции исследовательских установок их автора, – а именно без осознания коренной взаимосвязи экзистенциального анализа Хайдеггера и деструкции традиционного метафизического знания. Данная взаимосвязь, будучи следствием принципиальной взаимозависимости онтического и онтологического уровней философского исследования Хайдеггера, находит свое выражение в трудноопределимом в рамках классических философских дефиниций хайдеггеровском термине “Dasein” (вот-бытие), содержательной характеристикой которого и выступает понятие «открытость». В настоящей статье проблема определения данного понятия рассматривается в двух аспектах: как с точки зрения нового понимания Хайдеггером традиционных проблем метафизики – т.е. на основе хайдеггеровского принципа «онтологической дифференции» (различения бытия и сущего, или вопроса о «смысле бытия»), так и с точки зрения нового обоснования этих проблем, а именно в аспекте обращения Хайдеггера к феномену открытости Dasein как исходному, или первичному, – не тождественному трансцендентальной субъективности идеалистического образца и обусловливающему сам принцип онтологической дифференции. Так, понятие «открытость» тематизируется в статье в контексте дискуссионного интерпретативного тезиса о со-тематическом присутствии в работе «Бытие и Время» проблемы бытия как такового – а не только вот-бытия (Dasein), – с целью показать, что уже в аналитике Dasein феномен открытости трактуется Хайдеггером в качестве фундаментального первофеномена, исходя из которого постановка главной для немецкого мыслителя проблемы бытия как такового становится впервые возможной. Для этого онтологически рассматривается экзистенциал «понимание» – как равноисходный с феноменом открытости, а также на основании хайдеггеровской аналитики данного феномена (преимущественно в свете проблем интенциональности и истины) определяется и искомый смысл бытийной конституции Dasein – как открытость, или способ данности, самого бытия, истолкованный в аспекте трансцендирующей самости. Таким образом, в исследовании показывается, что посредством понятия «открытость» Хайдеггер в работе «Бытие и Время» не только осуществляет экзистенциально-онтологический анализ Dasein, но и отвечает на основной фундаментально-онтологический вопрос о бытии.

Добавлено: 11 июля 2020
Статья
Павлов А. В. История философии. 2008. № 13. С. 98-109.
Добавлено: 9 ноября 2008
Статья
Лифинцева Т. П. История философии. 2003. № 7. С. 19-31.
Добавлено: 19 ноября 2010
Статья
Макеева Л. Б. История философии. 2010. № 15. С. 83-101.

Статья посвящена вопросу о референциальном значении и онтологическом статусе психологических терминов: обозначают ли они нечто существующее или являются просто façon de parler. Этот вопрос широко обсуждается в философии сознания и служит линией размежевания между психологическими реалистами и антиреалистами, а также между редукционистскими и нередукционистскими физикалистами. В статье рассматриваются наиболее известные аргументы против редукционистского физикализма и ответы на них его сторонников. Автор показывает, что эпистемическая или лингвистическая трактовка таких свойств психического, как субъективность, интенциональность, феноменологическая качественность и т. п., хотя и не решает рассматриваемой проблемы, но способствует более глубокому ее пониманию.

Добавлено: 5 ноября 2012
Статья
Макеева Л. Б. История философии. 2010. № 15. С. 83-101.
Добавлено: 25 июня 2010
Статья
Ильин И. Ю. История философии. 2020. Т. 25. № 2. С. 29-39.

В настоящей статье дана попытка историко-философского анализа представлений С.Н. Булгакова и С.Л. Франка о смысле религии, природе философии и сущности философского познания в структуре религиозного опыта. Рассматривается соотношение религиозно-философских идей двух мыслителей и их позиционирование относительно друг друга. В статье формулируется проблема взаимоотношений и взаимовлияния религиозной веры и философского разума в наследии Булгакова и Франка, ставится вопрос о том, какую роль означенные крупные мыслители Серебряного века отводят религиозной философии в духовной жизни христианина. Проясняется вопрос о месте понятийного мышления в опыте постижения Абсолютного. Выдвигается тезис о роли и значении религиозной философии как необходимого начала дискурсивного постижения истин веры (Булгаков) и целостного осмысления бытия (Франк).

Добавлено: 26 июня 2020
Статья
Носов Д. М. История философии. 2012. № 17. С. 268-273.
Добавлено: 8 апреля 2013
Статья
Лифинцева Т. П. История философии. 2010. № 15. С. 39-56.

Рецепция идей М.Хайдеггера теологией ХХ в. остается важной темой исследования как для историков философии, так и для теологов. Хайдеггер выдвинул целый ряд очень важных для теологии ХХ в. положений о специфике человеческого бытия. Пауль Тиллих, выдающийся философ и протестантский теолог, строил онтологическую систему, подобную хайдеггеровской, только на религиозной основе. Тиллих полагал, что философия Хайдеггера, создавая учение о человеке через объяснение человеческого существования, была (хотя и ненамеренно) столь близка христианской антропологии, что можно говорить о латентно «теономной» философии Хайдеггера вопреки его подчеркнутому атеизму.

Добавлено: 5 ноября 2012
Статья
Макеева Л. Б. История философии. 1997. С. 121-135.
Добавлено: 2 декабря 2009
Статья
Глебова Т. О. История философии. 2011. № 17.
Добавлено: 17 января 2012
Статья
А.М. Руткевич История философии. 2016. Т. 21. № 2. С. 119-131.

Философия истории Х. Ортеги-и-Гассета является важной составной частью его системы. Через нее он переходит от метафизики (или экзистенциальной аналитики) к политической философии, истории философии и эстетике. В статье рассматривается историзм Ортеги (учение о «жизненном или историческом разуме»), сопоставляемый с историзмом других европейских мыслителей первой половины ХХ в., его доктрина поколений и учение о сменявших друг друга в истории способах мышления. «Метаистория» Ортеги – его видение циклов или «ритмов» истории – соотносится с его «герменевтикой визуального» в истории живописи, с учением об эволюции дедуктивной теории в истории науки и с трактовкой революции в политической истории.

Добавлено: 23 октября 2016
Статья
Макеева Л. Б. История философии. 2006. № 12. С. 45-62.
Добавлено: 2 декабря 2009
Статья
Чепурин К. В. История философии. 2012. № 17. С. 141-159.

Из всей «берлинской» философии духа Гегеля его антропология – учение об индивидуальной человеческой душе и первая часть философии субъективного духа – исследована, пожалуй, менее всего. В данной статье я дам новое введение в антропологию Гегеля и на примеру гегелевских антропологических понятий интенсивности и судьбы покажу, что роль антропологии у «позднего» Гегеля поистине основополагающая.

Добавлено: 25 октября 2012
Статья
Канаева Н. А. История философии. 2013. № 18. С. 3-14.

Публикация обосновывает тезис об эволюции представлений об индийской логике у Ф.И. Щербатского на материале сравнения его книг «Теория познания и логика по учению позднейших буддистов» (1903–1909) и «Buddhist Logic» (1930–1932). Эволюция обусловлена реализацией двух вариантов интерпретирующего перевода: (1) рассчитанного на широкий круг читателей и (2) ориентированного на специалистов. Установленная тенденция эволюции – изменение интерпретации на более аутентичную, более близкую по смыслу системе традиционной индийской философии, характеризуемой собственными механизмами смыслопорождения. Если целью Ф.И. Щербатского в русском переводе была попытка максимально сблизить индийскую и западную логические традиции, то в английском переводе он старался, насколько это возможно,  обойтись теми теоретическими средствами, которые предоставляет индийская логика.

Добавлено: 3 июня 2013
1 2