• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 27 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Сабурова Т. А. Международный журнал исследований культуры. 2018. № 2. С. 137-151.

«Длинная тень» прошлого, по выражению Алейды Ассманн, тянется в настоящее, влияя на наши взгляды, ценности, поведение. Культурная память, взаимодействуя с социальной (например, памятью поколений), стабильная и динамичная одновременно, выступает важным фактором общественной жизни. Особую роль в формировании культурной памяти играет коммеморация исторических событий как часть исторической политики, актуализирующая значимость одних воспоминаний и стирающая другие, «ненужные», неактуальные или некомфортные для власти. С использованием понятий «культурной», «социальной памяти», «исторической политики» и «коммеморации», в статье рассматривается визуализация памяти о революции 1917 года в журнале «Огонек» – одном из самых популярных иллюстрированных еженедельных журналов советской эпохи. Фотографии занимали значительное место в журнале, являясь, наряду с публикацией репродукций картин и карикатур, одним из важных средств трансляции политических идей, они также отражали художественные поиски и особенности общественного сознания. Как использовались фотографии для коммеморации революции 1917 года, какой визуальный образ создавался на страницах журнала «Огонек» и как менялся этот образ с 1920-х гг. до 1990-х годов? Как меморализация и музееефикация революции проявилась в фотографиях «Огонька», для которого снимали многие известные советские фотографы, а отдел иллюстраций возглавляли в разные годы С. Фридлянд, Д. Бальтерманц, Г. Копосов? Как инструментализировалось революционное прошлое, становясь частью настоящего, и как произошло его забвение или трансформация «живого» прошлого, являвшегося элементом коммуникативной памяти, затем ставшего частью поколенческй памяти и одним из ключевых элементов исторической политики, в прошлое мифологизированное и «чужое»? Анализ фотографических материалов журнала «Огонек», публикуемых каждую годовщину революции 1917 года на протяжении 70 лет (1923-1993) показывает визуальную трансформацию памяти о революции, превращение воспоминания о событиях 1917 года, актуализированного историческими фотографиями, в праздник «годовщины» Октября, в котором прошлое вытесняется настоящим. От «тени» прошлого стремятся избавиться, заполнив пространство памяти «светом» настоящего и будущего, что и должна была сделать фотография.

Добавлено: 3 октября 2018
Статья
Сосна Н. Н. Международный журнал исследований культуры. 2018. № 2. С. 240-250.

Статья посвящена изменениям проблематики, связанной с видением, в условиях нарастающего функционирования медиа и техники. Обсуждая, с одной стороны, отделение от феноменологической традиции рассуждения о видимом, опирающейся на такие категории, как образ, воображение, которые наделялись фундаментальным значением, и никак не использовавшей категорию технического, и с другой стороны, классические исследования отдельных визуальных диспозитивов, как у Дж. Крэри, автор продвигается к теориям, рассматривающим так называемые «медиа конвергенции» (Миллер, Дженкинс), которые пытаются обосновать специфический характер новых визуальных объектов сложносоставностью и многоуровневостью самих медиа, и далее переходит к проблемам роли визуального в исследованиях науки и технологий (STS), которые на первый взгляд эту визуальность оставляют за скобками рассмотрения. Однако вывод состоит в том, что эти последние также используют категорию видимого, но в трансформированном виде. Для описания этих процессов также предложены некоторые термины.

Добавлено: 8 октября 2018
Статья
Акопов С. В. Международный журнал исследований культуры. 2014. № 1(14). С. 21-27.

Исследование наднационального и кросс-национального в современной политической культуре предполагает выявление новых характеристик субъектности, то есть носителей специфического наднационального политического сознания, опыта и практик. Поиску и описанию субъектов транснациональной политической культуры в современном мире и посвящена эта статья. В ней последовательно рассматриваются три группы потенциальных представителей этой новой субъектности: транснациональные мигранты (трансмигранты); современные «глобальные кочевники» и «транснациональные интеллектуалы».

Добавлено: 27 марта 2015
Статья
Тульчинский Г. Л. Международный журнал исследований культуры. 2013. Т. 4. № 13. С. 13-20.

В статье рассмотрены особенности российской философской культуры конца ХХ — начала XXI столетий: типичные темы и способы философствования, главные направления, их эволюция, способы организации философской жизни.

Добавлено: 1 марта 2014
Статья
Никифорова Н. В. Международный журнал исследований культуры. 2020. Т. 2. № 39. С. 117-129.

В фантастических и утопических произведениях, опубликованных на русском языке в XIX в., места действия и территориальные характеристики задают координаты для интерпретации различных культурных явлений и переживаний. Размышления о прогрессе, развитии, эволюции, возможном будущем помещаются в экзотические страны и холодные регионы, на другие планеты, дно океана, иные временные периоды. Пространства в романах не являются стабильным фоном или контейнером для сюжета, но задают рамку рассуждений о проблемах колонизации, специфичном положении России по отношению к западу и востоку, о возможностях альтернативного «незападного» прогресса, о роли науки и технологий в социальных преобразованиях. С опорой на подходы пространственного анализа, разработанные в литературоведении, в статье рассмотрены локусы концентрации технонаучных практик, связанных с исследованием и применением электричества (роль электричества в социальном благополучии утопических сообществ; электротехнические приспособления как средства достижения искомых территорий и состояний; места презентации и актуализации возможностей электричества; аффективные и иррациональные коннотации «мест электричества»). В поле зрения также попадут вопросы технологической интервенции в природные ландшафты, роль транспорта в пространственном анализе литературных произведений, темпоральные характеристики фантастических и утопических романов.

Добавлено: 16 мая 2019
Статья
Ганжа А. Г. Международный журнал исследований культуры. 2018. № 2 (31). С. 126-136.

Советское кино 1960–70-х годов не только представляет новый взгляд на события Октябрьской революции и Гражданской войны, но и производит свою революцию в формировании кинообраза звуковыми средствами. Часть этих средств не выходит за рамки общемировых кинотрендов — звук и музыкальное сопровождение теперь не усиливает визуально-нарративное, а выступает самостоятельной единицей, голосом то режиссёра, то зрителя, который должен обнаружить внутри себя, в недрах своей души интерпретирующую инстанцию, и даже сам готов стать такой инстанцией. Но в темах «подвига отцов» и «забытых сражений Гражданской войны» советские кинокомпозиторы видят новую неизведанную возможность привнесения голоса горна, трубы, валторны, тромбона в свежие переистолкования революционного прошлого. В этих голосах позднесоветский человек начинает слышать зов отцов и дедов, одновременно соотнося их с голосом собственной совести, которая, парадоксальным образом, не только не зовет повторить прежний подвиг, но попросту «засыпает» — духовое в этом случае сливается с «духовным»: тоскливый, печальный, похожий на голос умирающего звук трубы и горна только подтверждает экзистенциальность осознания невозможности всякого повторения.

С послевоенного времени начинается скрытая борьба за присвоение значений тембрам духовых инструментов и право оперирования различными модальностями этих значений. В статье затрагиваются вопросы соотношения политической конъюнктуры и нейтрализующих ее эстетических стратегий. Речь идет о неочевидном инструментарии выстраивания киноповествования, различными способами использующем голоса духовых, эмансипированные в результате джазовых, эстрадных и симфонических экспериментов. В этих процессах можно выделить два условных вектора — «милитаристский», создающий рамку воображаемого пространства отвоеванного, и «гуманистический», преображающий это предзаданное пространство в пространство мечты, несбывшегося, духовного-секулярного. На примере конкретных аудиовизуальных решений в статье демонстрируется, по каким именно каналам и в результате каких комбинаций складывается и каталогизируется духовой тембральный канон. Делается акцент на трансформациях отдельных инструментов — гобоя, флейты, валторны, трубы, горна — с тем, чтобы показать, как распределяется потенциал влияния инструмента и создается поле преемственности в киномузыке.

Добавлено: 7 сентября 2018
1 2