• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 304 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Gulevich O., Sarieva I. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2015. Vol. 12. No. 3. P. 30-40.

Политические лидеры нуждаются в поддержке граждан. Согласно теории категориза- ции лидеров, люди больше поддерживают лидеров, которые соответствуют прототипу – представлению о том, каким должен быть настоящий лидер. В данном исследовании была рассмотрена связь между верой в справедливый мир, национальной российской идентич- ностью и представлением об идеальном политическом лидере. Мы предположили, что чем больше люди верят в справедливый мир, тем сильнее их национальная идентификация. Чем больше они идентифицируются с Россией, тем большей поддержки они ожидают от политического лидера и тем больше власти ему предоставляют. В исследовании приняли участие члены психологических и политических сообществ в российских социальных сетях (N = 294). Они заполняли онлайн-версию опросника, которая включала в себя шкалы для измерения веры в справедливый мир, национальной российской идентифика- ции и представлений об идеальном политическом лидере. Для проверки гипотез использо- валось моделирование структурными уравнениями. Результаты исследования подтверди- ли выдвинутые гипотезы. В то же время они продемонстрировали, что вера в справедли- вость мира по отношению к другим людям играет бjльшую роль, чем вера в справедливость мира по отношению к себе.

Добавлено: 18 октября 2015
Статья
Ляшенко А. К., Халезов Е. А., Arsalidou M. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2017. Vol. 14. No. 2. P. 207-218.

Небольшой процент детей проявляет выдающиеся способности и показывает результа- ты более высокого уровня, чем их сверстники. Психология как наука собрала знания из раз- ных областей, таких как психометрия, математика, статистика и психология, для разработки методов выявления когнитивно одаренных детей. Изучение интеллекта имело долгую исто- рию, находилось под влиянием социальной среды, а также войн, систем образования и рево- люций. В этой статье мы сосредоточили внимание на двух основных методах выявления когнитивно одаренных детей: (a) тестировании интеллекта и (b) предметных экзаменах, то есть Олимпиадах (например, по математике, физике, биологии и т.д.). Мы представили краткую историческую перспективу эволюции тестирования интеллекта в Европе и США (включая основные методики, их развитие и распространение) и предметных олимпиад в России, а также обсудили преимущества и ограничения обоих методов. Кроме того, мы под- черкнули, что в сфере нейронаук были предприняты попытки понять механизмы, которые могли бы лежать в основе когнитивных способностей у детей, показывающих высокие результаты, с использованием методы нейровизуализации, такие как функциональная маг- нитно-резонансная томография (фМРТ). Мы собрали и резюмировали знания из фМРТ исследований и показали, что большинство из них рассматривает математически одаренных взрослых мужского пола, используя задание на мысленную ротацию. Несмотря на множе- ство работ и полученных с их помощью данных, многое еще предстоит сделать, чтобы понять семантические взаимоотношения мозга и поведения у когнитивно одаренных детей.

Добавлено: 28 декабря 2017
Статья
Colosio M., Rybina E., Shestakova A. et al. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2018. Vol. 15. No. 3. P. 606-614.
Добавлено: 1 октября 2018
Статья
Myachykov A. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2018. Vol. 15. P. 189-190.

Special Theme of the Issue. Neurocognitive Aspects of Language Function and Use

Добавлено: 23 ноября 2018
Статья
Martín-Luengo B., Myachykov A., Shtyrov Y. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2018. Vol. 15. P. 189-190.

Special Theme of the Issue. Neurocognitive Aspects of Language Function and Use

Добавлено: 23 ноября 2018
Статья
Kuzmicheva Z. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2020. Vol. 17. No. 1. P. 118-133.
Добавлено: 28 мая 2020
Статья
Petrovskiy V., Shmelev I. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2019. Vol. 16. No. 3. P. 408-433.
Добавлено: 20 октября 2019
Статья
Дударева В. Ю., Semenov I. N. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2008. Vol. 5. No. 1. P. 101-120.

Одной из современных областей зарубежной психологии является изучение рефлексии. Поскольку результаты большинства исследований феноменологии и механизмов рефлексии публикуются в англоязычной научной литературе, то в даннойобзорно-аналитической статье аналитической статье выделяются и характеризуются основные направления англо-американских изысканий в области психологии рефлексии. При этом впервые анализируется этимологическая пропедевтика и характер взаимодействия отечественных и зарубежных исследований рефлексии, а также характеризуется их сходство и различие в предмете и методах ее теоретико$экспериментального изучения.

Добавлено: 12 октября 2012
Статья
Chumakova M., Zhukova M. A., Kornilov S. A. et al. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2020. Vol. 17. No. 1. P. 102-117.
Добавлено: 11 декабря 2018
Статья
Shadrikov V., Kurginyan S. S., Martynova O. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2016. Vol. 13. No. 3. P. 558-575.
Добавлено: 3 октября 2016
Статья
Efremova M., Lepshokova Z. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2019. Vol. 16. No. 2. P. 269-284.

Данное исследование посвящено изучению взаимосвязи выраженности и позитивности религиозной идентификации с установками на экономическое поведение в группе православных христиан и мусульман (суннитов) России (N=820). Для измерения выраженности и позитивности религиозной идентификации сконструирована шкала на основе теории социальной идентичности. Измерение установок на экономическое поведение основано на сценарном подходе.  В результате исследования обнаружено, что установки на три модели экономического поведения образуют единый фактор экономической вовлеченности. Кроме того, наличие единого фактора экономической вовлеченности было также подтверждено с помощью конфирматорного факторного анализа в двух религиозных группах. В исследовании обнаружено, что выраженность и позитивность религиозной идентификации по-разному связаны с экономической вовлеченностью. Выраженность религиозной идентификации отрицательно связана с экономической вовлеченностью, тогда как позитивность религиозной идентификации позитивно связана с экономической вовлеченностью. В результате мультигруппового моделирования структурными уравнениями выяснилось, что связь между позитивностью религиозной идентификации и экономической вовлеченностью имеет межконфессиональную специфику: позитивность религиозной идентификации положительно связана с экономической вовлеченностью в группе православных христиан, в то время как в группе мусульман данная связь оказалась незначимой. Полученные результаты обсуждаются с точки зрения особенностей религиозной идентификации представителей христианства и ислама.

Добавлено: 16 октября 2019
Статья
Starovoytenko E. B., Derbeneva A. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2017. Vol. 14. No. 2. P. 356-376.

Authors develop a new approach to study one’s relationships with others, which focuses on the conditions and the effects of dialogical nature of a person. Theoretical modeling, hermeneutics, qualitative and quantitative methods are applied. The solution for detecting the conditions of self-development and social positioning of a person, which are rooted in dialogical I-Other relationships are suggested. The originality of the paper is associated with describing the relation to the other as the reflexive I-Other relationship; with elaborated model that highlights how different dimensions of I-Other relationships (between I and Other, I-in-Other, Other-in-Me, I-in-Myself) leads to truly dialogical mode of being; with revealing the potentials of Conversation Partner in dialogical I-Other relationships (subjective interrelations and significance of Conversation Partners, their activity, fullness of reflection of significant Conversation Partners); with description of different hypostases of Conversation Partners (Real, Ideal, Secret, I as Myself) by the means of hermeneutics. “My Conversation Partner” method is also should be mentioned, as well as empirical study of existential and social resources of Conversation Partners. Theoretical background of the study is formed by the works of M.M. Bakhtin, M. Buber, M. Heidegger, J-P Sartre. E. Levinas, as well as by the works of modern psychologists such as G.M. Kuchinsky, A.V. Rossohin, E.B. Starovoytenko, Brown C.T.& Keller P.W., Hermans H.J.M., Rivetti Ваrbo F., etc. As the results of a current research have shown, the potentials of social adaptivity, affiliation, dominating, positive solitude, joy of solitude, freedom, self-transcendence, existential fulfillment are associated with the richness of one's Conversation Partners.

Добавлено: 4 октября 2016
Статья
Kotov A. A., Kotova T., Власова Е. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2017. Vol. 14. No. 2. P. 250-261.
Добавлено: 11 октября 2017
Статья
Petrovskiy V. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2015. Vol. 12. No. 3. P. 86-130.

Понимая под субъектом вообще «причину себя» и трактуя субъектность индивидуума как его способность быть источником и одновременно результатом собственной активности, автор отвечает на вопрос: что в индивидууме выступает предметом воспроизводства? По сравнению с более ранней трактовкой субъектности, круг проявлений causa sui специфицируется: рассматриваются возможности индивидуума, реализуемые и обретаемые им в процессе движения к цели. «Субъект» — не тот, кто достигает (не всё во власти того, кто действует), а тот, кто делает все, чтобы достичь. «Быть субъектом» — это значит: производить возможности достижения. Критерий субъектнос- ти — соответствие между возможностями, вкладываемыми в процесс, и возможностями, аккумулируемыми в процессе достижения цели. В таком понимании «субъектность» есть искусство обращаться со своими возможностями, обеспечивая их воспроизводство. Постулируется, что общий объем потенциальных возможностей индивидуума безграничен (принимается метафора бесконечномерного куба). Возможности «высваиваются» (М. Хайдеггер) в процессе взаимодействия индивидуума с окружением. При этом они не только обслуживают достижение каких-либо сторонних целей, но и сами формируют цели, побуждающие активность. Различаем возможности: внутренние и внешние, наличные и скрытые, новоприобретенные и актуализированные, возможности-опоры и возможнос- ти-устремления. Принимаем: чем выше уровень наличных (проявленных) возможностей – «могу», тем сильнее стремление воплотить их — «хочу» (таким образом, не только «хочу» вызывает «могу», но и «могу» бросает вызов «хочу»). Динамическое единство «могу и хочу» образует суть того, что автор называет состоятельностью индивидуума – средоточием возможностей, побуждающих активность. Формулируются условия оптимума состоятельности, основанные на математической модели состоятельности, объединяющей в себе представления о многообразии возможностей. В этом контексте субъектность определяется как состоятельность, отвечающая критериям оптимума («Окупай вклады»; «Будь эффективен»; «Экономь»; «Не скупись на усилия»). Очевидным следствием принятия модели состоятельности является переход к мультисубъектным моделям личности: они позволяют реализовать условия оптимума состоятельности в тех случаях, когда взаимодействие «один на один с миром» препятствует обнаружению субъектности (ограниченность ресурсов среды, дефицит или избыточность устремлений). Предложено несколько моделей «субъектных сборок»: «единоличник», «автор — эксперт», «лидер — партнеры», «хозяин — работник». На численных примерах проиллюстрирован эффект достижения оптимума состоятельности при разных формах субъектных сборок. В соответствии с «законом развития» высших психических функций (по Л.С. Выготскому) предпринята гипотетическая попытка описать строение личности индивидуума как результат «интериоризации» различных субъектных сборок. Под этим углом зрения рассмотрены проявления саморегуляции индивидуума (волевая, смысловая, целевая, операциональная формы) при решении им «задачи по вкусу». В рамках эмпирического исследования показано, что в процессе решения таких задач каждый из внутренних субъектов в составе личности («самовластное Я», «сам-друг», «я сам», «распорядительное Я») достигает соответствия между своими устремлениями и обретаемыми возможностями. Рассмотрены три варианта субъектной организации личности: «моносубъект», «бинарный субъект», «тернарный субъект». Приведены гипотетические, а также реальные примеры «работы» модели состоятельности индивидуума при разных вариантах субъектной организации личности: модель идеального переговорщика («Доверяй, но проверяй! — Насколько?»), модель «Надежды и разочарований в любви», модель триумвирата субъектов, реинтерпретирующая «модель принятия риска» Дж. Аткинсона. Культура, явленная индивидууму в виде символических интеракций между разными Я («социум в голове»), трактуется как условие достижения оптимума состоятельности, что подразумевает различные по уровню субъектной сложности личностные построения (бинарность, тернарность, тетрарность и т.п.).

Добавлено: 23 марта 2021
Статья
Chernyshev B. V., Nikolaeva A. Y., Prokofyev A. et al. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2018. Vol. 15. No. 2. P. 257-267.
Добавлено: 12 сентября 2018
Статья
Shadrikov V. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2019. Vol. 16. No. 4. P. 593-607.
Добавлено: 9 января 2020
Статья
Shchebetenko S. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2014. Vol. 11. No. 3. P. 129-148.

Целью исследования было теоретическое обоснование и первичная оценка эмпирической пригодности конструкта установок на черты личности. Установки на черты личности рассматриваются в качестве дополнительной характеристики к традиционным чертам. В этой связи возникает второе измерение черт, которое характеризует каждую черту на альтернативном уровне ― социальных установок. Методологически проблема решалась в рамках диспозиционального подхода Большой Пятерки. В исследовании показана психометрическая пригодность русскоязычной версии вопросника Big Five Inventory (BFI; John et al., 1991, 2008). Для измерения установок на черты личности BFI был модифицирован в части инструкций, шкалы и формулировок пунктов. Эмпирические данные были получены на выборке в 1079 человек. BFI как для измерения черт, так и для измерения установок на черты показал приемлемые значения внутренней согласованности, конструктной, конвергентной и дивергентной валидности. Вторичная факторная структура подшкал BFI при измерении черт соответствовала модели стабильности/пластичности (DeYoung et al., 2002). Напротив, при измерении установок на черты личности была получена однофакторная вторичная структура подшкал BFI. В то время как экстраверсия, доброжелательность и открытость сильно коррелировали с соответствующими установками, добросовестность коррелировала умеренно, а нейротизм – слабо. Были протестированы две альтернативные модели общей структуры черт и установок на черты личности. Оказалась пригодной та модель, которая предполагает ковариацию остатков черт с соответствующими установками. В статье обсуждаются ограничения и перспективы исследования.

Добавлено: 24 сентября 2018
Статья
Markov Y., Tiurina N., Stakina Y. et al. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2017. Vol. 14. No. 4. P. 735-755.
Добавлено: 16 октября 2017
Статья
Petrovskiy A., Petrovskiy V. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2018. Vol. 15. No. 4. P. 626-644.

For decades, Soviet psychologists were engaged in the search for the cell (unit) of the psyche. The idea to transfer the ‘goods’ (the classical cell of the political economy of Marxism) into the sphere of psychological constructions seemed tempting. During the subsequent critical review, each of these “cells” has never emerged as the sole creator of the mental. The paper proposes a dif- ferent interpretation of the mental world: it is formed not by a single “cell” in its development, but by a complex, multi-stage, internally connected, but qualitatively specific system of cate- gories that finds sources for the development and internal organization in nature and society. The categories were inentified that form pleiads and clusters in theoretical psychology, the “theory of theories”, in which psychology reflects itself. The pleiade of the categories of natural causality indicates phenomena that can be documented by objective methods, “from the outside” (bio- physical data). The pleiade of protopsychological categories contains noumena (intelligible enti- ties). A pleiade of basic psychological categories refers to phenomena that are available for introspection. The pleiade of metapsychological categories contains ideas (unity of the thought and the conceivable, self-fulfilling representations). The pleiade of extrapsychological categories are controversies (discretions that instigate a diverse reinterpretation of existence and the mutu- al criticism of ideas about it by different researchers). Each of the clusters of categories reflects a fundamental dimension of human existence. Such are substantiality (organism, being, subject, the I, personality); orientation (deficit, need, motive, value, ideal); activity (metabolism, reflex, action, оbject activity, freedom); cognitivity (signal, sensation, image, consciousness, mind); bias (selectivity, affectivity, experience, feeling, meaning); co-being (synergy, coexistence, interac- tion, communication, involvement); and reality (environment, field, situation, objectness, world). There are different logical mechanisms of the horizontal (pleiades) and vertical (clusters) integration of the categories inherent to the process of their theoretical synthesis, which reflects the logic of the phylo-, socio- and ontogenesis of human beings in their becoming and development.

Добавлено: 10 января 2021
Статья
Portnova G., Tetereva A., Ivanitsky A. et al. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2020. Vol. 17. No. 3. P. 592-607.
Добавлено: 8 октября 2020
Статья
Khachaturova Milana R., Nartova-Bochaver S. K. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2017. Vol. 14. No. 3. P. 555-566.

In the following paper we discuss the resource approach to coping behavior. We emphasize that parameters of the home environment (home attachment, functionality and relevance of the home environment) can be considered major resources of a personality’s coping in youth (along with different resources of coping behaviour – personal, cognitive, social, cultural and others). They are the underlying parameters forming a home environment image.

The sample consisted of 344 participants (267 females and 77 males), students of different faculties of the Higher School of Economics. We used the Functionality of the Home Environment Questionnaire, the Relevance of the Home Environment Questionnaire, the Home Attachment Questionnaire, and the Ways of Coping Questionnaire.

The results of the factor analysis allowed us to select a positive image of the home environment based on the parameters of functionality and the relevance of the home environment, as well as home attachment. These parameters are an important resource for coping behaviour in youth. The results of the correlation analysis showed that a positive image of the home environment is correlated with efficient strategies of self-control, seeking social support, planned problem solving, and positive reappraisal, and also with an inefficient strategy of confrontive coping.

The study’s results can be used in psychological counseling to form individual profiles of the home environment preferences. They can be helpful in modeling or altering home spaces in accordance with a person’s needs and expectations and therefore, use the home environment as one of the main resources for coping behaviour and psychological well-being.

Добавлено: 21 января 2018