• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 60 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Носачев П. Г. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2013. № 4. С. 203-222.

Статья посвящена проблеме определения места политико-философского движения интегрального традиционализма. Автор, на основании рассмотрения случаев из недавне истории XX веке, предлагает относить это явление к сфере изучения западного эзотеризма. 

Добавлено: 15 ноября 2013
Статья
Рагозина С. А. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. Т. 35. № 3. С. 51-76.

Текущее состояние исследований об исламе свидетельствует о том, что концепт «исламской реформации», задавая универсальные рамки, опосредованные западной теорией модернизации, претендует на комплексное осмысление исламской действительности, чем привлекает множество авторов. Однако, такая универсальность, невнимание к частным аспектам делает этот уязвимым, что вызывает критику у ряда специалистов по исламу. Цель данной работы – идентифицировать и охарактеризовать основные подходы к пониманию феномена «исламской реформации». Нами было выделено три неравные группы исследователей. Среди тех, кто приемлет данный концепт, нет единства относительно содержания данного концепта: одни говорят об исламской реформации как о позитивной политической программе, другие же наоборот связывают ее исключительно с негативными явлениями исламского радикализма. Третья группа авторов не признает аргументацию, так или иначе апеллирующую к идее исламской реформации, последовательно обосновывая ее неэффективность в объяснении исламских реалий и предлагая альтернативные исследовательские модели. Подробное рассмотрение ряда зарубежных и отечественных работ демонстрирует как обращение к самым разным предметам исследования в рамках единой концептуальной схемы дискурса «исламской реформации».

Текущее состояние исследований об исламе свидетельствует о том, что концепт «исламской реформации», задавая универсальные рамки, опосредованные западной теорией модернизации, претендует на комплексное осмысление исламской действительности, чем привлекает множество авторов. Однако, такая универсальность, невнимание к частным аспектам делает этот уязвимым, что вызывает критику у ряда специалистов по исламу. Цель данной работы – идентифицировать и охарактеризовать основные подходы к пониманию феномена «исламской реформации». Нами было выделено три неравные группы исследователей. Среди тех, кто приемлет данный концепт, нет единства относительно содержания данного концепта: одни говорят об исламской реформации как о позитивной политической программе, другие же наоборот связывают ее исключительно с негативными явлениями исламского радикализма. Третья группа авторов не признает аргументацию, так или иначе апеллирующую к идее исламской реформации, последовательно обосновывая ее неэффективность в объяснении исламских реалий и предлагая альтернативные исследовательские модели. Подробное рассмотрение ряда зарубежных и отечественных работ демонстрирует как обращение к самым разным предметам исследования в рамках единой концептуальной схемы дискурса «исламской реформации».

Добавлено: 9 сентября 2019
Статья
Казенин К. И. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. Т. 3. № 35. С. 234-239.

Цель настоящей обзорной статьи дать читателю общее представление о текущем состоянии исследований использования религиозных норм как инструмента социального регулирования на Северном Кавказе. Действие исламских правовых норм рассматривается как проявление правового плюрализма (legal pluralism), то есть параллельного действия различных правовых систем или их отдельных правовых норм. Автор представляет основные результаты имеющихся исследований правового плюрализма на Северном Кавказе в прошлом и настоящем, после чего подробно останавливается на двух аспектах современного использования религиозных норм для разрешения споров в восточной части Северного Кавказа на составе альтернатив действию этих норм и на социальных факторах, мотивирующих обращение жителей к этим нормам. Выбор восточной части Северного Кавказа (Дагестана, Чечни и Ингушетии) для исследования обусловлен тем обстоятельством, что там явление правового плюрализма представлено шире, чем на западе Северного Кавказа. 

Добавлено: 7 ноября 2017
Статья
Селезнев Н. Н. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. Т. 33. № 2. С. 161-181.

Историки экуменизма обыкновенно датируют его оформление началом XX в., указывая в качестве «символического начала» на Всемирную миссионерскую конференцию, состоявшуюся в Эдинбурге в 1910 г. Поиски зарождения экуменической мысли приводят исследователей в предшествующие столетия, до XV-XVI вв. Однако известны восточные источники, свидетельствующие о том, что экуменическая парадигма экклесиологической мысли, типологически соответствующая той, которая сложилась в XX в., в действительности сформировалась значительно ранее. В эпоху расцвета средневековой арабо-мусульманской культуры в кругах восточных христиан проявляется объединительная тенденция: в сочинениях ряда авторов христианские конфессии не противопоставляются полемически друг другу, но, напротив, сводятся к общим вероучительным основам, причем утверждается равноценность путей, по которым следуют основные христианские сообщества. Настоящая статья иллюстрирует ранний экуменизм, опираясь на средневековые арабские источники, и выявляет необходимость скорректировать историю экуменической мысли, дополнив ее главой о средневековом восточном этапе.

Добавлено: 29 сентября 2017
Статья
Алонцев М. А., Смагин Н. А. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2022. № 1.

Статья посвящена анализу тех трансформаций, которые претерпел нарратив мученичества в иранском официальном и неофициальном дискурсе в последние десятилетия. Основой этого дискурса является особая интерпретация событий раннемусульманской истории – битвы при Кербеле, произошедшей в 680 г., в которой третий шиитский имам Хусейн и его соратники были уничтожены превосходящими по численности силами его политического противника Йазида. Эти события, ставшие отправной точкой в обособлении шиитского ответвления в исламе, стали основой для проведения разнообразных траурных собраний и процессий, приобретших публичный и ритуальный характер, и развития культа мучеников. Современная интерпретация шиитских ритуалов и символов уходит своими корнями в 1960-70 гг. и является плодом разработки двух главных публичных интеллектуалов того времени – ʻАли Шариʻати и Муртазы Мутаххари. Разработанный ими непротиворечивый нарратив, называемый в научных работах «парадигмой Кербелы», стал мощным идеологическим инструментом и во время Исламской революции 1979 г., и в последующей Ирано-иракской войне, и в послевоенном восстановлении страны. Адаптивность шиитских ритуалов и символов, а также монополия действующей власти на их интерпретацию стали причиной не только активного использования мобилизационного потенциала парадигмы Кербелы, но и ее рутинизации. Так или иначе, реакция на убийства Касема Сулеймани и Абу Махди ал-Мухандиса, выразившаяся в динамичном развитии культа «новых мучеников» продемонстрировали устойчивость этой парадигмы.

Добавлено: 7 октября 2021
Статья
Агаджанян А. С. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 4. С. 397-406.

Эта книга — результат работы яркой и серьезной школы антропологов, сложившейся вокруг Кунтскамеры (Музея антропологии и этнографии РАН), Пушкинского Дома и Европейского университета в Петербурге. Среди авторов — не только петербуржцы (здесь представлена широкая география от Америки до Армении), но школа именно питерская. Это уже вторая коллективная книга, и она столь же любопытна, как и первая. Между тем отдельные авторы в обозримом прошлом выпустили свои собственные монографии или важные статьи. Эту школу отличает решительная приверженность к методу «насыщенного описания», склонность к тщательной методологической рефлексии (включая саморефлексию исследователя) и солидное знакомство с современными теоретическими трендами в антропологии. Кроме того, работа собрана вокруг определенного, совершенно ясно проговоренного, сквозного теоретического подхода и столь же четкой концепции, обращенной к постсоветской религии.

Добавлено: 9 марта 2016
Статья
Иванчик А. И., Узланер Д. А., Васильева О. Ю. и др. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. Т. 34. № 3. С. 205-223.

Журнал публикует стенограмму организованного редакцией круглого стола, который был посвящен вопросу научного статуса теологии и места теологии в ряду других академических (гуманитарных) дисциплин. В круглом столе приняли участие историк Ольга Васильева (РАНХиГС, ныне - министр образования и науки РФ); филолог Николай Гринцер (РАНХиГС); историк Аскольд Иванчик (член-корреспондент РАН); социолог Борис Кнорре (НИУ-ВШЭ); философ Светлана Коначева (РГГУ); Александр Кырлежев (научный редактор журнала); теолог Константин Польсков (ПСТГУ); религиовед Владислав Раздъяконов (РГГУ); теолог Андрей Шишков (ОЦАД).

Добавлено: 11 июля 2019
Статья
Варшавер Е. А., Стародубровская И. В. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. № 3. С. 202-233.

В статье представлены результаты количественного исследования ценностей и установок дагестанских мусульман и дается ответ на вопрос о ценностных различиях между религиозными группами, которые существуют среди дагестанцев. Также поднимается вопрос о детерминантах оправдания тех или иных насильственных действий. Согласно результатам, различия между разными группами мусульман действительно существуют, и каждой из выделенных групп соответствует ценностный профиль. Так, нетрадиционные мусульмане наиболее консервативны в гендерных вопросах, не доверяют окружающим и склонны оправдывать насилие; мусульмане, поддерживающие суфийскую версию ислама, больше ценят послушание и реже поддерживают насилие, а те люди, которые, относя себя к мусульманам, но не молятся, чаще выступают за свободу, универсализм и гендерное равенство. Анализ детерминант оправдания насилия показал, что, наряду с демографическими характеристиками и характеристиками религиозности, оно объясняется принадлежностью к религиозной группе нетрадиционных мусульман, а также показателями «счастья», «защищенности» и «обобщенного доверия». В объяснении оправдания разных типов насилия разные факторы имеют больший или меньший вес.

Добавлено: 18 ноября 2021
Статья
Афанасов Н. Б. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 3. С. 124-148.

Статья представляет собой тематическое исследование аниме-сериала Neon Genesis Evangelion (1995–1996). Произведение рассматривается как культурный продукт, вписанный в научно-фантастическую традицию второй половины XX в., для которой характерно особое использование религиозных символов и сюжетов. Cложность сериала заключается в том, что для фантастической ткани его повествования оказываются одновременно релевантными религиозные традиции как синтоизма, так и авраамических религий. На материале аниме продемонстрирован потенциал и необходимость обращения к сакральному в фантастике. Через использование религиозных сюжетов фантастическое произведение приобретает внутреннюю когнитивную логику. Религиозное в сериале представлено на двух уровнях: на имплицитном уровне, определяющем сюжетное своеобразие, и на эксплицитном уровне, когда отсылка к религиозным сюжетам становится маркетинговой стратегией сериала по продвижению на японском и западных рынках. Для работы с обилием подчас несогласованных друг с другом религиозных символов предлагается рамка постсекулярного рассмотрения. Обосновывается необходимость обращения к философии культуры постмодернизма для понимания критического высказывания автора аниме. В заключение автор предлагает собственный анализ сюжета через религиозную оптику интерпретации апокалипсиса.

Добавлено: 21 октября 2019
Статья
Михеев В. Ю. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. № 3 (36). С. 142-167.

ны «религиозное» и «секулярное» в научных исследованиях. Мы рассмо- трим, как эти термины используются в современной психологии религии. Разные исследовательские группы в этой дисциплине выделяют два объ- екта исследования: (1) «религиозные состояния» (трансперсональная пси- хология и нейротеология); (2) «религиозные идеи» (когнитивное рели- гиоведение). Однако из-за проблем в терминологии им не удается строить нейтральный и последовательный дизайн исследований. Например, пыта- ясь объяснить природу религиозных идей или состояний, они игнорируют схожие секулярные явления. Автор статьи предлагает отказаться от проти- вопоставления «религиозного» и «секулярного» и разработать альтерна- тивную терминологию для изучения психических явлений.

Добавлено: 28 октября 2018
Статья
Кузинер И. Э. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. № No 38(2). С. 345-376.

Данная работа ставит целью исследование той практически уникальной религиозной ситуации, которая сложилась после издания Указа «Об укреплении основ веротерпимости» в 1905 году, когда в одном географическом пространстве Российской империи оказались единовременно легально представлены две полноценные независимые православные структуры. В частности, ниже рассматриваются материалы, касающиеся перехода прихожан Господствующей синодальной церкви, а также аффилиатов некоторых беспоповских толков, в старообрядческое поповское Белокриницкое согласие. Мультиправославная ситуация, возникшая после утверждения начал веротерпимости, пожалуй, впервые в российской истории создала возможность законодательно регулируемой (хотя и достаточно забюрократизированной) смены канонической аффилиации, позволяющей реаффилиату по-прежнему идентифицировать себя как православного христианина. Источниками исследования стали прошения о присоединении к Белокриницкому согласию, ответы на эти прошения и сопутствующие письменные документы, позволяющие представить по каким законам функционировало подобное плюралистичное пространство, какие факторы заставляли группы и отдельных людей менять аффилиацию и какие канонические коллизии и противоречия возникали на границах православных традиций внутри этого пространства. Обращающиеся имели различное социальное и географическое происхождение, разнообразные религиозные биографии, однако для каждого из них появление легальных оснований для смены религиозной принадлежности стало важным фактором смены аффилиации. Основная гипотеза данной работы состоит в том, что подобная мультиправославная ситуация обеспечивала расширение субъектности религиозного индивида или группы, которые не будучи отягощены законодательными запретами, могли ситуативно, по тем или иным причинам, поменять каноническую аффилиацию.

Добавлено: 17 октября 2020
Статья
Бирюков Д. С. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. Т. 2. № 33. С. 287-299.

В статье прослеживается, как тема иерархии причаствующих, заданная Дионисием Ареопагитом на основе неоплатонической тетрады Благо–Бытие–Жизнь–Ум, и, как предполагается, учения об иерархии природного сущего у Григория Нисского, получила развитие в доктринах Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина. Рассматриваются 7-я и 24-я «Амбигва» и «Главы о любви», 3.24–25, Максима и 86-я глава «Точного изложения веры» Дамаскина, и анализируется, в чем Максим и Дамаскин следовали Дионисию в этом отношении, и в чем их учения отличаются от дионисиевского. Показывается, что на Максима через Дионисия оказала влияние не только линия, связанная с неоплатонической тетрадой, но и линия учения Григория Нисского об иерархии сущего, тогда как у Дамаскина эта последняя линия отсутствует. 

Добавлено: 26 октября 2016
Статья
Носачев П. Г. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. № 4(35). С. 187-208.

В статье проводится анализ традиции использования категории «гнозис» в религиоведческих исследованиях западного эзотеризма. Истоки понимания «гнозиса» как особой формы духовного опыта, относящегося к нетрадиционной религиозности, возводятся к работам членов круга Эранос (Анри Шарля Пюэша, Жиля Киспеля, Анри Корбена). Благодаря влиянию Корбена рассматриваемая категория переходит в исследовательскую концепцию западного эзотеризма как формы мысли Антуана Февра. Параллельно с этим в среде американских исследователей гнозис начинает пониматься как центральная для описания эзотеризма категория. Артур Верслуис определяет гнозис как опыт духовного приобщения к иной высшей реальности, являющейся одной из основ западной эзотерической традиции. Гленн Александр Мейги в рамках своего синтетического подхода в исследовании эзотеризма сводит эзотеризм и мистицизм к единой основе, которой является гнозис, в свою очередь определяемый им как «непосредственное восприятие абсолютной истины». Самой последней формой обращения к гнозису, задающей определенный тренд в исследованиях, являются поздние труды Воутера Ханеграаффа, обратившегося от конструктивизма к эссенциализму и предлагающего совершить с помощью анализируемой категории «коперниканский переворот» в изучении эзотеризма.

Добавлено: 31 декабря 2017
Статья
Рагозина С. А. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № №1. С. 297-310.

Статья посвящена подробному анализу творчества Брайана Стенли Тёрнера, всемирно известного специалиста по исламу, автора оригинальной теории в рамках социологии ислама. Принципиальным моментом большинства его статей является рассмотрение феномена ориентализма, его истории и современности, а также его последовательная критика. Начиная с критики социологии М. Вебера, заложившей, по мнению Б. Тернера, основы современной неверной парадигмы изучения ислама, он методично выявляет не только явные, но и скрытые формы ориентализма, демонстрируя возможности его избегания в своих исследованиях. В статье рассмотрены элементы теории Б. Тёрнера, продемонстрированы ее сильные стороны, представлен ряд критических замечаний.

Добавлено: 25 октября 2014
Статья
Жукова Л. Г. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. Т. 3. С. 397-403.

Рецензия на издания, посвященные современным проблемам иудаики центра "Сэфер"

Добавлено: 4 сентября 2017
Статья
Зыгмонт А. И. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. № 3. С. 333-360.

Статья посвящена анализу образа солнца в философии Жоржа Батая и рассмотрению места этого образа относительно его теории сакрального. Автор выдвигает гипотезу о том, что в качестве концептуальной метафоры солнце аккумулирует в себе смыслы, понятия и интуиции, которые позже будут отнесены к сакральному, и в конечном счете оказывается вписано в его композицию. Среди вероятных точек пересечения между ними рассматриваются следующие концепты: амбивалентность сакрального, десубъективация как смысл религии, ирреальность, чудовищное, оппозиция гетерогенное/гомогенное, насилие, смерть и т.д. Делается вывод, что солнце выражает смысл насильственного перехода в иное состояние, которое может быть связано с божественным миром как изнанкой реальности, т.е. с сакральным. Анализируется роль этого образа в батаевской гносеологии, трактующей познание как религиозный экстаз и разрушение субъектно-объектного отношения с предметом познания в пользу отождествления с ним.  В заключение рассматривается место образа солнца в поздних сочинениях философа и делается вывод о том, что он оказался включен в структуру сакрального посредством концептов жертвоприношения и траты. 

Добавлено: 30 сентября 2017
Статья
Носачев П. Г. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 4 (33). С. 204-227.

Отталкиваясь от теорий западных исследователей В. Ханеграафа, А. Февра, И. Аспрема, автор предлагает анализ взаимоотношений науки и западного эзотеризма в XIX - начале XX века. В статье рассматривается теория секуляризации западного эзотеризма, процесса, начавшегося в XIX веке и приведшего к образованию двух новых форм, названных «романтизмом» и «оккультизмом». Линией водораздела между ними стало отношение к позитивистской науке. «Оккультизм» Е. Блаватской, А. Безант, Ч. Ледбитера, Р. Штайнера, Сент-Ива Д’Альвейдера, Папюса, Б. Стокера, общества Психических исследований и др. является формой использования эзотеризмом нового научного мировоззрения XIX века. «Романтизм», представленный новой алхимией, интегральным традиционализмом, напротив, утверждает полную несовместимость эзотерических представлений и науки, постулируя эзотерическое познание альтернативным современному мировидению.

Добавлено: 1 января 2016
Статья
Ден Хайер Й. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. Т. 33. № 2. С. 118-139.

В статье предлагается анализ, направленный на контекстуализацию археологических, иконографических и эпиграфических данных, полученных главным образом в 90-е гг. XX в. в ходе исследований, проводившихся в Дейр ас-Сурйан («Монастыре сирийцев») в Вади-н-Натрун, между Каиром и Александрией. Особое внимание уделяется историческим связям между египетским (коптским) и сирийским христианскими сообществами, как в указанном монастыре, так и в Каире и в Египте в целом. В основном рассматриваются свидетельства текстов, почерпнутых из эпиграфического материала, который может быть обозначен как «синодальные надписи», поскольку они явно относятся к прочно установившейся традиции обмена «синодальными посланиями» между патриархами этих двух нехалкидонских Церквей–сестер. Четыре таких надписи, датированные VIII, IX, X и XI вв., разбираются в сопоставлении с внешними свидетельствами, в частности, данными коптско-арабской историографии. В заключительной части исследования этот феномен рассматривается в более широком контексте контактов и обменов между двумя названными сообществами, а также миграций сирийских и других восточных христиан в Египет.

Добавлено: 14 октября 2017
Статья
Бобровников В. О. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. Т. 36. № 1. С. 310-322.

Статья представляет собой критический комментарий российского исламоведа на недавний тематический выпуск журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», посвященный междисциплинарному изучению современного ислама в России и за рубежом. Основываясь на богатом опыте архивной и полевой работы среди мусульман на российском Северном Кавказе, автор обсуждает сильные и слабые стороны современной научной литературы о реформаторстве в исламе. Основное внимание обращено на ее нарративы и языки научного описания. Похоже, что ученые преувеличивают значение сопротивления, модернизации и реформирования мусульманских обществ. Тематический репертуар ислама в модерном историческом контексте в действительности намного богаче. Более того, заявленные в номере проблемы обычно продолжают рассматриваться согласно ошибочным эссенциалистским постулатам времен колониализма и «холодной войны». Автор доказывает, что нарратив исламской реформации, предложенный Ириной Стародубровской, не подходит для исследования проблем современных мусульманских обществ в России и за рубежом. Он лишь декларирует междисциплинарный диалог, но не находит поддержки у большинства специалистов, занимающихся мусульманской проблематикой нового и новейшего времени. Вместо конструирования новых метанарративов автор предлагает коллегам искать альтернативные и не столь эссенциалистские теоретические модели, в которых следует обращать больше внимания на самих мусульман как активных игроков в современном глобализированном мире, изучать конкретно их религиозные дискурсы, практики и социальные сети.

Добавлено: 1 ноября 2018
Статья
Ихсанов А. Р. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2022. № 1.

В центре внимания этой статьи - переписка российских востоковедов и их информантов, представителей интеллектуальной элиты (писателей, историков, учителей, правоведов), из регионов Российской империи с преобладающим мусульманским населением. Задача статьи - понять влияние практики переписки на процесс формирования знания об этих регионах в центре империи. С одной стороны, необходимо выяснить как сложился сам процесс обмена знанием между этими группами. С другой, требуется определить как участники процесса читали тексты друг друга и какие значения они придавали этим текстам. В ходе исследования удалось установить, что обозначенные процессы связаны с развитием этики. Старшее поколение мусульманских интеллектуалов, скорее, видело в востоковедах способ сохранения и передачи знания. Новое же поколение обратило внимание на развитие методологии, способное дать новый толчок развитию локальных сообществ. Эти факторы формировали взаимозависимости между различными группами специалистов, результатом которого стала трансформация знания о мусульманских регионах в эпоху модернизма.  

Добавлено: 27 сентября 2021
Статья
Богачёв М. И., Сорвин К. В. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. № 3 (38). С. 331-361.

Статья посвящена изучению соотношения политического и религиозного в современном российском обществе. Авторы анализируют материалы опроса «Социально-политические предпочтения российского общества» (количество респондентов, идентифицирующих себя как православных верующих N=2735), в рамках которого было выявлено, что как минимум 21,1% попавших в выборку православных верующих при принятии решения о своем электоральном выборе находятся под непосредственным влиянием священников и общинников. В ходе работы авторы отвечают на вопрос о том, какие политические силы являются бенефициарами воздействия религиозного фактора на выбор православных избирателей. В работе устанавливается, что главным бенефициаром проводимой духовенством и прихожанами агитации является партия «Единая Россия». Однако эффективность оказываемого ими воздействия во многом зависит от того, на какой ступени воцерковления находятся подпадающие под агитационное воздействие верующие. Выявлено, что для партии «Единая Россия» более эффективным методом проводимой духовенством агитации является не публичное выражение священнослужителем мнения по политическим вопросам во время проповеди, а точечное воздействие на взгляды неопределившихся верующих, по собственному желанию обратившихся к священнику с вопросом политического содержания. Однако наибольшим по эффективности для партии «Единая Россия» оказывается воздействие общинников, с которыми верующие обсуждают вопросы своего электорального выбора.

Добавлено: 23 октября 2020