• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 184 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Улановский А. М. Вопросы психологии. 2010. № 2.
Добавлено: 14 мая 2010
Статья
Иванова Н. Л., Мазилова Г. Б. Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 83-94.
Добавлено: 13 ноября 2008
Статья
Гулевич О. А., Онучин А. Н. Вопросы психологии. 2002. № 3. С. 53-67.

В статье рассматриваются функции и условия возникновения основных эффектов межгруппового взаимодействия.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Володарская Е. А. Вопросы психологии. 2011. № 11. С. 100-114.
Добавлено: 10 января 2012
Статья
Петровский В. А., Черепанова Е. Вопросы психологии. 1987. № 5.
Добавлено: 10 ноября 2010
Статья
Гордеева Т. О., Сычев О. А., Шепелева Е. Вопросы психологии. 2015. № 1. С. 15-26.

Статья посвящена проблеме интеллектуальных и мотивационных предикторов академических достижений школьников. В эмпирическом исследовании, проведенном на выборке 420 школьников VI-XI классов общеобразовательных (массовых) школ реализован подход, в соответствии с которым интеллект рассматривается как необходимое условие, а мотивация как движущая сила, обеспечивающая его эффективное использование и компенсирующая его недостаточную выраженность. Анализ 4-х групп различающихся по уровню интеллекта и успеваемости позволил проанализировать группы с неоднозначным соотношением этих переменных. Показано, что успешные школьники с относительно низким интеллектом (по тесту Равена) меньше используют непродуктивные копинг-стратегии преодоления трудностей в учебе, такие как бездействие, отрицание, косвенная деятельность, уход от помощи и чаще обращаются к стратегии активного преодоления трудных ситуаций. Сделаны выводы для педагогической практики касающиеся учета сложной системы взаимоотношений между уровнем интеллекта и успеваемостью, определяемой уровнем трудности учебной деятельности, внутренней мотивацией и продуктивными  стратегиями преодоления трудностей.

Добавлено: 26 декабря 2014
Статья
Чумакова М. А. Вопросы психологии. 2010. № 4. С. 83-93.

Работа выполнена в рамках функционально-уровневой концепции регуляции принятия решений Т.В. Корниловой. Целью работы является установление роли интеллектуальных, креативных и мотивационных компонентов в регуляции решения конструктивных задач. Исследование проведено на выборке 72 испытуемых. Было установлено, что креативные компоненты мыслительной деятельности играют важную роль как на этапе ориентировки в задаче, так и на этапе реализации решения. Было показано, что высокий уровень психометрического интеллекта является необходимым условием для успешного принятия решения в конструктивных задачах, при этом интеллектуальные способности оказывают парциальное влияние на разных этапах процесса решения. Установлено, что интеллектуальный и мотивационный уровни регуляции могут меняться по соподчинению в системе регуляции принятия решения в конструктивной задаче. Также была выявлена структурирующая функция мотивации достижения при решении конструктивной задачи. 

Добавлено: 9 ноября 2015
Статья
Лажинцева Е. М., Бочавер А. А. Вопросы психологии. 2015. № 4. С. 49-58.

Представлен теоретический обзор отечественной и зарубежной литературы, посвящен- ный роли Интернет-пространства в формировании предпосылок и предоставлении среды для девиантного поведения подростков. Рассмотрено, как возможности Интернета (инфор- мация, развлечения, Интернет-сообщества и др.) могут способствовать дезадаптации под- ростка и развитию у него девиантного поведения как в реальной, так и в виртуальной жиз- ни. Проанализированы специфические формы девиантного поведения, демонстрируемые подростками в Интернете – Интернет-зависимость, хакерство, кибербуллинг. Обоснована необходимость психолого-педагогического сопровождения освоения детьми и подростка- ми Интернета и разработки системы профилактики, направленной на развитие осознанно- го и безопасного его использования.

Добавлено: 9 февраля 2016
Статья
Новикова Е. Ю., Петровский В. А. Вопросы психологии. 1990. № 3.
Добавлено: 10 ноября 2010
Статья
Тюменева Ю. А. Вопросы психологии. 2015. № 2. С. 21-31.

Школьные математические задания с обыденным контекстом оказываются сложными для российских школьников, как показывают результаты исследования PISA. Являются ли эти трудности специфическими, связанными с особенностями именно этих заданий, или они носят более общий характер, но стали очевидными из-за  необычности «обыденного» контекста этих заданий для российских школьников? В результате качественного анализа ошибок 60-ти учащихся 8-10 классов, показано, что часть трудностей была связана с требованиями моделирования – специфическими для этих заданий. Однако подавляющая часть ошибок была связана с дефицитами более общего характера: умения работать с чертежами и рисунками, выстраивания стратегий решения новых задач, и установки на проверку и проблематизацию собственных рассуждений.

Добавлено: 16 апреля 2015
Статья
Зинченко В. П. Вопросы психологии. 2012. № 6. С. 133-148.

Статья написана на основе доклада, сделанного на Международной конференции, посвященной 80-летию Харьковской психологической школы (Харьков, октябрь 2012 г.), организованной Харьковским национальным педагогическим университетом им. Г.С. Сковороды. Вниманию читателя предлагаются как личные впечатления и воспоминания автора о событиях и людях, так и почерпнутые из рассказов представителей старших поколений психологов, причастных к этим событиям. Харьковская психологическая школа рассматривается в контексте развития отечественной психологии.

Добавлено: 25 января 2013
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 151-154.
Добавлено: 9 февраля 2010
Статья
Карпова Н. Л., Данина М. М., Кисельникова Н. В. и др. Вопросы психологии. 2011. № 4. С. 87-97.

Статья посвящена анализу психологического, педагогического и психотерапевтического аспекта кинофильмов

Добавлено: 24 декабря 2014
Статья
Роджерс К. Вопросы психологии. 2012. № 6. С. 70-81.

В статье, впервые опубликованной в 1986 году и являющейся своего рода психотерапевтическим завещанием К. Роджерса, автор не только резюмирует сущность своего клиентоцентрированного / человекоцентрированного подхода к психотерапии и консультированию, но и рассматривает новые интуитивные, духовные аспекты своей психотерапевтической практики. Автор приводит и анализирует полную запись демонстрационной сессии, проведенной в ходе его семинара в Йоханнесбурге (ЮАР), в которой на конкретном примере работы с клиентом показана специфика недирективной психотерапии.

Добавлено: 24 октября 2010
Статья
Роджерс К. Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 48-58.
Добавлено: 23 апреля 2013
Статья
Рамендик Д. М., Чернышев Б. В., Чернышева Е. Г. Вопросы психологии. 2014. № 3. С. 105-117.

Исследованы взаимосвязи свойств темперамента по трем известным опросникам (PTS, EPI, ОСТ) между собой, а также с другими индивидуальными свойствами и особенностями слухового вызванного потенциала при произвольном внимании. Испытуемыми были студенты биологи и студенты-психологи. Было выявлено, что у части испытуемых корреляции между свойствами темперамента соответствовали данным авторов опросников и вместе с другими индивидуальными свойствами образовывали кластеры, близкие к факторам «Большой пятерки». У них же латентность и амплитуда параметров вызванных потенциалов отрицательно коррелировали со «скоростными» показателями ОСТ и данными EPI. У остальных испытуемых показатели опросников темперамента противоречили друг другу, состав кластеров, близких к «Большой пятерке», был иным и 10 свойств не вошли в них. Параметры вызванных потенциалов в этой группе положительно коррелировали с силой ЦНС по PTS, а также показателями работоспособности и эмоциональности по ОСТ. Различий по тестам интеллекта, внимания и памяти между группами выявлено не было.

Добавлено: 19 января 2014
Статья
Улановский А. М. Вопросы психологии. 2009. № 2. С. 35-45.
Добавлено: 31 октября 2009
Статья
Котов А. А., Котова Т. Н. Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 109-120.

При категориальном научении люди учатся использовать разные стратегии категориза- ции, среди которых наиболее часто выделяют стратегию ориентации на один признак или на их совокупность. Хотя в экспериментальных условиях испытуемым чаще всего необ- ходимо сформировать лишь одну стратегию в отношении предъявляемых примеров, в реальной жизни они используют разные стратегии для категоризации примеров, отно- сящихся к одной группе, но в различных ситуациях. В данном исследовании мы предъяв- ляли испытуемым задачу на формирование новой искусственной категории, для которой оптимальная стратегия категоризации зависела от контекста предъявления примера – в одном местоположении примеры категории имели высокую степень внутригруппового сходства, а в другом низкую. В экспериментальном условии испытуемым нужно было формировать два правила разного типа одновременно, а в контрольном условии – лишь одно из правил. Согласно гипотезе, пространственный контекст может быть усвоен как маркер для переключения стратегий и в ходе научения искусственной категории, и при последующей категоризации новых примеров. Результаты позволили обнаружить дан- ную зависимость, что может рассматриваться как доказательство гибкости категоризации относительно контекста научения. Полученные данные обсуждаются в соотношении с мо- делями множественных систем научения. 

 

Добавлено: 11 октября 2017
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2012. № 6. С. 149-152.

В статье представлен отчет о приуроченной к 110-летию К. Роджерса (1902-1987) I Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) Общества человекоцентрированного подхода "Человекоцентрированный подход: психологическая практика и научные исследования", проходившей 27-29 сентября 2012 года на базе факультета психологии НИУ ВШЭ. 

Добавлено: 19 февраля 2013