• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 209 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 87-90.
Добавлено: 9 февраля 2010
Статья
Завершнева Е. Ю. Вопросы психологии. 2015. № 3. С. 116-132.

Анализируются предыстория и динамика представлений Л.С. Выготского о смысле, с привлечением архивных документов реконструированы две основные линии развития категории «смысл»: 1) в рамках полевой метафоры и разработки конструкта «смысловое поле»; 2) по линии интерпретации смысла как интегральной характеристики отношения человека к миру. Теоретические замыслы Л.С. Выготского сопоставляются с экспериментальными исследованиями его научной группы, проведенными в начале 1930-х гг. Показано, что дискурсивное поле концепции Л.С. Выготского, заданное категорией «смысл», имело сложный состав и определялось в диалоге с теорией поля К. Левина, с применением метода формально-динамического анализа и экспериментальных методик, разработанных в рамках динамической психологии. 

Добавлено: 4 октября 2019
Статья
Пляскина А. С. Вопросы психологии. 2018. № 6. С. 146-157.

Представлен методический подход к изучению решения людьми моральных дилемм в си- туациях вынужденного (драматического, трагического) выбора меньшего зла при спасе- нии жизни людей, исходящий из следующих представлений: 1) ключевую роль в ситуациях моральных дилемм играет взаимодействие мышления и эмоций личности; 2) необходи- мо предоставить человеку возможность раскрыть часть сложности своего внутреннего мира: мышления, в том числе творческого, ценностей и эмоционального отношения к происходящему, путем осуществления выбора из заданных альтернатив, его обоснова- ния и/ или предложения собственных решений. Описаны две методики: модификация задачи «Азиатская болезнь» Д. Канемана и А. Тверски и авторская методика «Мост». В них участникам исследования предоставляется возможность проявить более широкую соб- ственную личностную и творческую активность, чем та, которая задается требованием выбора только между уже заданными кем-то опциями: предложить собственные реше- ния, выразить отношение к содержанию моральной дилеммы и к себе – решателю. Та- ким образом, обсуждаемые методики переводятся из парадигмы «принятие решения» (decision making) в парадигму «решение проблем» (problem solving), позволяя в некото- рых случаях участникам не только решать, но и формулировать проблему той или иной обобщенности. Проведены исследования с применением данных методик: большинство участников давало ответы, апеллирующие к мировоззренческому, ценностно-смыслово- му, эмоциональному измерению ситуации, предлагаемого выбора и показывающие рас- смотрение и осмысление сложной проблемной ситуации в ее различных вариантах. При этом у некоторых участников исследований развертывалась инициативная саморефлек- сия по поводу своих мировоззренческих принципов, личностных черт, интеллектуальных особенностей, мыслей, эмоций, никак не побуждаемая со стороны другого человека (ис- следователя), и, вероятно, выполняющая функции внутренней поддержки принимаемых решений и экспликации оснований этих решений для других людей.

Добавлено: 20 июня 2019
Статья
Боуэн М. Вопросы психологии. 1992. № 3-4. С. 24-33.
Добавлено: 9 февраля 2010
Статья
Завершнева Е. Ю. Вопросы психологии. 2012. № 2. С. 79-99.

Анализируются неопубликованные рукописи из семейного архива Л.С. Выготского, датированные 1914-1917 г. («Иудаизм и социализм», «Духовный сионизм (об Ахад-Гаоне)», «О сионизме», «Книга фрагментов» и др.). Изучение этих рукописей показывает, что основ-ной темой размышлений Л.С. Выготского в дореволюционные годы был еврейский вопрос. Критикуя политические течения, предлагающие различные решения данного вопроса, он отвергал их и склонялся к тому, что подлинную опору для духовного возрождения еврейской  нации можно найти только в иудаизме. Согласно «Книге фрагментов» данная точка зрения сохранялась у Л.С. Выготского и после Февральской революции, до конца 1917 г. Из работы «Иудаизм и социализм» также следует, что накануне революции Л.С. Выготский находился в жесткой оппозиции к идеологии социализма и теории К. Маркса.

Добавлено: 4 октября 2019
Статья
Леонтьев Д. А., Шильманская (Миюзова) А. Е. Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 90-100.

Представлен обзор попыток ввести понятия позиции личности в психологии, конструирования понятия жизненной позиции личности (ЖПЛ) в современном контексте и результатов разработки нового опросника «Жизненная позиция личности». Анализ литературы показывает, что понятие позиции является многомерным и разноплановым. Выделяются две основные тенденции рассмотрения понятия позиции: как объективного положения в группе и как субъективного отношения, однако наиболее проработанные подходы рассматривают позицию личности как то, что связывает объективные и субъективные аспекты, внешний жизненный мир с внутренним. Вместе с тем рассмотрение позиции просто как отношения субъективного к объективному, субъективного отношения к каким-то аспектам объективной действительности не позволяет аргументированно обосновать необходимость введения нового понятия, поэтому важно рассматривать жизненную позицию личности как отношение не просто к жизни, но к собственной жизни, как отношение субъектного к объектному в себе. Вопрос об операционализации конструкта жизненной позиции личности в виде измерительного инструмента был поставлен сравнительно недавно; тем не менее работа над таким инструментом, несмотря на его небольшой объем, заняла длительное время и лишь недавно очередная версия опросника дала хорошие психометрические результаты и позволяет говорить о завершении этой работы. Методика создана на основе авторской модели жизненной позиции, согласно которой жизненная позиция определяется как отношение личности к собственной жизни. Опросник ЖПЛ состоит из 12 утверждений, сгруппированных в три шкалы, измеряющие гармонию с жизнью, осознанность жизни, или рефлексивность жизненной позиции, а также активность жизненной позиции, или субъектности. При разработке методики использована выборка общим объемом 367 респондентов, шкалы методики надежны (альфа Кронбаха в диапазоне 0,68-0,82), структурная валидность подтверждена результатами конфирматорного факторного анализа. Несмотря на компактность (по четыре пункта на каждую из трех шкал), опросник ЖПЛ демонстрирует хорошие психометрические показатели и соответствие структурной модели. Разнообразные подтверждения конструктной валидности опросника еще ждут публикации. Новый опросник представляется многообещающим инструментом для исследований в психологии личности и позволяет решать новые типы исследовательских задач.

Добавлено: 26 октября 2019
Статья
Завершнева Е. Ю. Вопросы психологии. 2008. № 1. С. 132-145.

Статья посвящена ранее не изучавшемуся сегменту семейного архива Л.С. Выготского - записным книжкам, заметкам, дневникам, письмам, датированным 1912-1934 гг.; приводится общая характеристика сегмента личных записей (основные группы документов, критерии их выделения, содержание, сохранность, внешний вид), цитируется ряд наиболее важных архивных находок. Показано, что исследование архива открывает новые, малоизвестные страницы научной биографии Л.С. Выготского и корректирует общепринятые представления о периодизации его творчества. Обзор состоит из двух частей, в первой части обсуждаются заметки 1912-1930 гг., во второй, которая будет опубликована в следующем номере журнала, -1931-1934 гг.

Добавлено: 24 октября 2019
Статья
Улановский А. М. Вопросы психологии. 2010. № 2.
Добавлено: 14 мая 2010
Статья
Иванова Н. Л., Мазилова Г. Б. Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 83-94.
Добавлено: 13 ноября 2008
Статья
Гулевич О. А., Онучин А. Н. Вопросы психологии. 2002. № 3. С. 53-67.

В статье рассматриваются функции и условия возникновения основных эффектов межгруппового взаимодействия.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Володарская Е. А. Вопросы психологии. 2011. № 11. С. 100-114.
Добавлено: 10 января 2012
Статья
Петровский В. А., Черепанова Е. Вопросы психологии. 1987. № 5.
Добавлено: 10 ноября 2010
Статья
Гордеева Т. О., Сычев О. А., Шепелева Е. Вопросы психологии. 2015. № 1. С. 15-26.

Статья посвящена проблеме интеллектуальных и мотивационных предикторов академических достижений школьников. В эмпирическом исследовании, проведенном на выборке 420 школьников VI-XI классов общеобразовательных (массовых) школ реализован подход, в соответствии с которым интеллект рассматривается как необходимое условие, а мотивация как движущая сила, обеспечивающая его эффективное использование и компенсирующая его недостаточную выраженность. Анализ 4-х групп различающихся по уровню интеллекта и успеваемости позволил проанализировать группы с неоднозначным соотношением этих переменных. Показано, что успешные школьники с относительно низким интеллектом (по тесту Равена) меньше используют непродуктивные копинг-стратегии преодоления трудностей в учебе, такие как бездействие, отрицание, косвенная деятельность, уход от помощи и чаще обращаются к стратегии активного преодоления трудных ситуаций. Сделаны выводы для педагогической практики касающиеся учета сложной системы взаимоотношений между уровнем интеллекта и успеваемостью, определяемой уровнем трудности учебной деятельности, внутренней мотивацией и продуктивными  стратегиями преодоления трудностей.

Добавлено: 26 декабря 2014
Статья
Чумакова М. А. Вопросы психологии. 2010. № 4. С. 83-93.

Работа выполнена в рамках функционально-уровневой концепции регуляции принятия решений Т.В. Корниловой. Целью работы является установление роли интеллектуальных, креативных и мотивационных компонентов в регуляции решения конструктивных задач. Исследование проведено на выборке 72 испытуемых. Было установлено, что креативные компоненты мыслительной деятельности играют важную роль как на этапе ориентировки в задаче, так и на этапе реализации решения. Было показано, что высокий уровень психометрического интеллекта является необходимым условием для успешного принятия решения в конструктивных задачах, при этом интеллектуальные способности оказывают парциальное влияние на разных этапах процесса решения. Установлено, что интеллектуальный и мотивационный уровни регуляции могут меняться по соподчинению в системе регуляции принятия решения в конструктивной задаче. Также была выявлена структурирующая функция мотивации достижения при решении конструктивной задачи. 

Добавлено: 9 ноября 2015
Статья
Асмолов Г. А., Асмолов А. Г. Вопросы психологии. 2019. № 4. С. 3-28.

В данной статье предпринимается попытка рассмотреть природу Интернета как принципиально незавершаемой генеративной сети, порождающей непредсказуемые эффекты в поведении сложных систем. С опорой на историко-эволюционный подход (А.Г. Асмолов) и концепцию генеративных систем (Дж. Зиттрейн) обосновывается гипотеза, согласно которой Интернет выступает как сетевая технология, обусловливающая «социальный ароморфоз» – скачок к качественно иному образу жизни. В силу своей принципиальной открытости и незавершенности Интернет ускоряет процессы роста разнообразия социальной организации, одновременно увеличивая ее преадаптивный потенциал и чувствитель- ность к изменениям. На основе концепции генеративности демонстрируется роль Интернета в росте разнообразия деятельностей, опосредствуемых через разные культурные орудия (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ю. Энгестрём). Анализ генеративности Интернета в контексте историко-эволюционного подхода дает возможность раскрыть эволюционный смысл Интернета как ресурса вариативности и преадаптации в эпоху нарастающей неопределенности и цивилизационных кризисов. Кроме того, взаимодополнение концепции генеративности и историко-эволюционного подхода позволяет предложить новую интерпретацию различного рода инициатив по регулированию и суверенизации Интернета.

Добавлено: 19 ноября 2019
Статья
Лажинцева Е. М., Бочавер А. А. Вопросы психологии. 2015. № 4. С. 49-58.

Представлен теоретический обзор отечественной и зарубежной литературы, посвящен- ный роли Интернет-пространства в формировании предпосылок и предоставлении среды для девиантного поведения подростков. Рассмотрено, как возможности Интернета (инфор- мация, развлечения, Интернет-сообщества и др.) могут способствовать дезадаптации под- ростка и развитию у него девиантного поведения как в реальной, так и в виртуальной жиз- ни. Проанализированы специфические формы девиантного поведения, демонстрируемые подростками в Интернете – Интернет-зависимость, хакерство, кибербуллинг. Обоснована необходимость психолого-педагогического сопровождения освоения детьми и подростка- ми Интернета и разработки системы профилактики, направленной на развитие осознанно- го и безопасного его использования.

Добавлено: 9 февраля 2016
Статья
Новикова Е. Ю., Петровский В. А. Вопросы психологии. 1990. № 3.
Добавлено: 10 ноября 2010
Статья
Завершнева Е. Ю. Вопросы психологии. 2009. № 6. С. 119-138.

Историко-психологическое и теоретическое исследование рукописи Л.С. Выготского "Исторический смысл психологического кризиса" опирается на архивные документы и малоизвестные работы Л.С. Выготского

Добавлено: 4 октября 2019
Статья
Тюменева Ю. А. Вопросы психологии. 2015. № 2. С. 21-31.

Школьные математические задания с обыденным контекстом оказываются сложными для российских школьников, как показывают результаты исследования PISA. Являются ли эти трудности специфическими, связанными с особенностями именно этих заданий, или они носят более общий характер, но стали очевидными из-за  необычности «обыденного» контекста этих заданий для российских школьников? В результате качественного анализа ошибок 60-ти учащихся 8-10 классов, показано, что часть трудностей была связана с требованиями моделирования – специфическими для этих заданий. Однако подавляющая часть ошибок была связана с дефицитами более общего характера: умения работать с чертежами и рисунками, выстраивания стратегий решения новых задач, и установки на проверку и проблематизацию собственных рассуждений.

Добавлено: 16 апреля 2015
Статья
Зинченко В. П. Вопросы психологии. 2012. № 6. С. 133-148.

Статья написана на основе доклада, сделанного на Международной конференции, посвященной 80-летию Харьковской психологической школы (Харьков, октябрь 2012 г.), организованной Харьковским национальным педагогическим университетом им. Г.С. Сковороды. Вниманию читателя предлагаются как личные впечатления и воспоминания автора о событиях и людях, так и почерпнутые из рассказов представителей старших поколений психологов, причастных к этим событиям. Харьковская психологическая школа рассматривается в контексте развития отечественной психологии.

Добавлено: 25 января 2013