• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдена 201 публикация
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Завершнева Е. Ю. Вопросы психологии. 2015. № 3. С. 116-132.

Анализируются предыстория и динамика представлений Л.С. Выготского о смысле, с привлечением архивных документов реконструированы две основные линии развития категории «смысл»: 1) в рамках полевой метафоры и разработки конструкта «смысловое поле»; 2) по линии интерпретации смысла как интегральной характеристики отношения человека к миру. Теоретические замыслы Л.С. Выготского сопоставляются с экспериментальными исследованиями его научной группы, проведенными в начале 1930-х гг. Показано, что дискурсивное поле концепции Л.С. Выготского, заданное категорией «смысл», имело сложный состав и определялось в диалоге с теорией поля К. Левина, с применением метода формально-динамического анализа и экспериментальных методик, разработанных в рамках динамической психологии. 

Добавлено: 4 октября 2019
Статья
Пляскина А. С. Вопросы психологии. 2018. № 6. С. 146-157.

Представлен методический подход к изучению решения людьми моральных дилемм в си- туациях вынужденного (драматического, трагического) выбора меньшего зла при спасе- нии жизни людей, исходящий из следующих представлений: 1) ключевую роль в ситуациях моральных дилемм играет взаимодействие мышления и эмоций личности; 2) необходи- мо предоставить человеку возможность раскрыть часть сложности своего внутреннего мира: мышления, в том числе творческого, ценностей и эмоционального отношения к происходящему, путем осуществления выбора из заданных альтернатив, его обоснова- ния и/ или предложения собственных решений. Описаны две методики: модификация задачи «Азиатская болезнь» Д. Канемана и А. Тверски и авторская методика «Мост». В них участникам исследования предоставляется возможность проявить более широкую соб- ственную личностную и творческую активность, чем та, которая задается требованием выбора только между уже заданными кем-то опциями: предложить собственные реше- ния, выразить отношение к содержанию моральной дилеммы и к себе – решателю. Та- ким образом, обсуждаемые методики переводятся из парадигмы «принятие решения» (decision making) в парадигму «решение проблем» (problem solving), позволяя в некото- рых случаях участникам не только решать, но и формулировать проблему той или иной обобщенности. Проведены исследования с применением данных методик: большинство участников давало ответы, апеллирующие к мировоззренческому, ценностно-смыслово- му, эмоциональному измерению ситуации, предлагаемого выбора и показывающие рас- смотрение и осмысление сложной проблемной ситуации в ее различных вариантах. При этом у некоторых участников исследований развертывалась инициативная саморефлек- сия по поводу своих мировоззренческих принципов, личностных черт, интеллектуальных особенностей, мыслей, эмоций, никак не побуждаемая со стороны другого человека (ис- следователя), и, вероятно, выполняющая функции внутренней поддержки принимаемых решений и экспликации оснований этих решений для других людей.

Добавлено: 20 июня 2019
Статья
Боуэн М. Вопросы психологии. 1992. № 3-4. С. 24-33.
Добавлено: 9 февраля 2010
Статья
Завершнева Е. Ю. Вопросы психологии. 2012. № 2. С. 79-99.

Анализируются неопубликованные рукописи из семейного архива Л.С. Выготского, датированные 1914-1917 г. («Иудаизм и социализм», «Духовный сионизм (об Ахад-Гаоне)», «О сионизме», «Книга фрагментов» и др.). Изучение этих рукописей показывает, что основ-ной темой размышлений Л.С. Выготского в дореволюционные годы был еврейский вопрос. Критикуя политические течения, предлагающие различные решения данного вопроса, он отвергал их и склонялся к тому, что подлинную опору для духовного возрождения еврейской  нации можно найти только в иудаизме. Согласно «Книге фрагментов» данная точка зрения сохранялась у Л.С. Выготского и после Февральской революции, до конца 1917 г. Из работы «Иудаизм и социализм» также следует, что накануне революции Л.С. Выготский находился в жесткой оппозиции к идеологии социализма и теории К. Маркса.

Добавлено: 4 октября 2019
Статья
Улановский А. М. Вопросы психологии. 2010. № 2.
Добавлено: 14 мая 2010
Статья
Иванова Н. Л., Мазилова Г. Б. Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 83-94.
Добавлено: 13 ноября 2008
Статья
Гулевич О. А., Онучин А. Н. Вопросы психологии. 2002. № 3. С. 53-67.

В статье рассматриваются функции и условия возникновения основных эффектов межгруппового взаимодействия.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Володарская Е. А. Вопросы психологии. 2011. № 11. С. 100-114.
Добавлено: 10 января 2012
Статья
Петровский В. А., Черепанова Е. Вопросы психологии. 1987. № 5.
Добавлено: 10 ноября 2010
Статья
Гордеева Т. О., Сычев О. А., Шепелева Е. Вопросы психологии. 2015. № 1. С. 15-26.

Статья посвящена проблеме интеллектуальных и мотивационных предикторов академических достижений школьников. В эмпирическом исследовании, проведенном на выборке 420 школьников VI-XI классов общеобразовательных (массовых) школ реализован подход, в соответствии с которым интеллект рассматривается как необходимое условие, а мотивация как движущая сила, обеспечивающая его эффективное использование и компенсирующая его недостаточную выраженность. Анализ 4-х групп различающихся по уровню интеллекта и успеваемости позволил проанализировать группы с неоднозначным соотношением этих переменных. Показано, что успешные школьники с относительно низким интеллектом (по тесту Равена) меньше используют непродуктивные копинг-стратегии преодоления трудностей в учебе, такие как бездействие, отрицание, косвенная деятельность, уход от помощи и чаще обращаются к стратегии активного преодоления трудных ситуаций. Сделаны выводы для педагогической практики касающиеся учета сложной системы взаимоотношений между уровнем интеллекта и успеваемостью, определяемой уровнем трудности учебной деятельности, внутренней мотивацией и продуктивными  стратегиями преодоления трудностей.

Добавлено: 26 декабря 2014
Статья
Чумакова М. А. Вопросы психологии. 2010. № 4. С. 83-93.

Работа выполнена в рамках функционально-уровневой концепции регуляции принятия решений Т.В. Корниловой. Целью работы является установление роли интеллектуальных, креативных и мотивационных компонентов в регуляции решения конструктивных задач. Исследование проведено на выборке 72 испытуемых. Было установлено, что креативные компоненты мыслительной деятельности играют важную роль как на этапе ориентировки в задаче, так и на этапе реализации решения. Было показано, что высокий уровень психометрического интеллекта является необходимым условием для успешного принятия решения в конструктивных задачах, при этом интеллектуальные способности оказывают парциальное влияние на разных этапах процесса решения. Установлено, что интеллектуальный и мотивационный уровни регуляции могут меняться по соподчинению в системе регуляции принятия решения в конструктивной задаче. Также была выявлена структурирующая функция мотивации достижения при решении конструктивной задачи. 

Добавлено: 9 ноября 2015
Статья
Лажинцева Е. М., Бочавер А. А. Вопросы психологии. 2015. № 4. С. 49-58.

Представлен теоретический обзор отечественной и зарубежной литературы, посвящен- ный роли Интернет-пространства в формировании предпосылок и предоставлении среды для девиантного поведения подростков. Рассмотрено, как возможности Интернета (инфор- мация, развлечения, Интернет-сообщества и др.) могут способствовать дезадаптации под- ростка и развитию у него девиантного поведения как в реальной, так и в виртуальной жиз- ни. Проанализированы специфические формы девиантного поведения, демонстрируемые подростками в Интернете – Интернет-зависимость, хакерство, кибербуллинг. Обоснована необходимость психолого-педагогического сопровождения освоения детьми и подростка- ми Интернета и разработки системы профилактики, направленной на развитие осознанно- го и безопасного его использования.

Добавлено: 9 февраля 2016
Статья
Новикова Е. Ю., Петровский В. А. Вопросы психологии. 1990. № 3.
Добавлено: 10 ноября 2010
Статья
Завершнева Е. Ю. Вопросы психологии. 2009. № 6. С. 119-138.

Историко-психологическое и теоретическое исследование рукописи Л.С. Выготского "Исторический смысл психологического кризиса" опирается на архивные документы и малоизвестные работы Л.С. Выготского

Добавлено: 4 октября 2019
Статья
Тюменева Ю. А. Вопросы психологии. 2015. № 2. С. 21-31.

Школьные математические задания с обыденным контекстом оказываются сложными для российских школьников, как показывают результаты исследования PISA. Являются ли эти трудности специфическими, связанными с особенностями именно этих заданий, или они носят более общий характер, но стали очевидными из-за  необычности «обыденного» контекста этих заданий для российских школьников? В результате качественного анализа ошибок 60-ти учащихся 8-10 классов, показано, что часть трудностей была связана с требованиями моделирования – специфическими для этих заданий. Однако подавляющая часть ошибок была связана с дефицитами более общего характера: умения работать с чертежами и рисунками, выстраивания стратегий решения новых задач, и установки на проверку и проблематизацию собственных рассуждений.

Добавлено: 16 апреля 2015
Статья
Зинченко В. П. Вопросы психологии. 2012. № 6. С. 133-148.

Статья написана на основе доклада, сделанного на Международной конференции, посвященной 80-летию Харьковской психологической школы (Харьков, октябрь 2012 г.), организованной Харьковским национальным педагогическим университетом им. Г.С. Сковороды. Вниманию читателя предлагаются как личные впечатления и воспоминания автора о событиях и людях, так и почерпнутые из рассказов представителей старших поколений психологов, причастных к этим событиям. Харьковская психологическая школа рассматривается в контексте развития отечественной психологии.

Добавлено: 25 января 2013
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 151-154.
Добавлено: 9 февраля 2010
Статья
Карпова Н. Л., Данина М. М., Кисельникова Н. В. и др. Вопросы психологии. 2011. № 4. С. 87-97.

Статья посвящена анализу психологического, педагогического и психотерапевтического аспекта кинофильмов

Добавлено: 24 декабря 2014
Статья
Роджерс К. Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 48-58.
Добавлено: 23 апреля 2013
Статья
Роджерс К. Вопросы психологии. 2012. № 6. С. 70-81.

В статье, впервые опубликованной в 1986 году и являющейся своего рода психотерапевтическим завещанием К. Роджерса, автор не только резюмирует сущность своего клиентоцентрированного / человекоцентрированного подхода к психотерапии и консультированию, но и рассматривает новые интуитивные, духовные аспекты своей психотерапевтической практики. Автор приводит и анализирует полную запись демонстрационной сессии, проведенной в ходе его семинара в Йоханнесбурге (ЮАР), в которой на конкретном примере работы с клиентом показана специфика недирективной психотерапии.

Добавлено: 24 октября 2010